Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
Пифагорейская школа. Сведения о Пифагоре. Первоначальный характер союза. Происхождение учения о числе. Предел и беспредельное. Нечетные и четные числа. Понятие единства и единицы. Астрономические представления и их развитие: Гераклит Понтийский, Гипет и Энфант, Аристарх Самосский. Учение о душе и его действенность.
Учение о происхождении мира из элементов. Общая их характеристика. Эмпедокл, Анаксагор, атомисты. Эмпедокл. Характер его мировооззре-ния. Четыре корня вещей. Любовь и ненависть. Космологическое учение, происхождение организмов. Учение о душе. Теория познания. Религиозное учение в поэме «Очищения».
Анаксагор и афинское просвещение. Общая характеристика учения. «Семена вещей», мотивы учения. Учение о разуме. Процесс мирообразова-ния. Учение о душе и познании. Астрономические учения.
Школа атомистов. Левкипп и Демокрит. Общая характеристика. Пустота и атомы. Субъективность чувственных качеств. Свойства атомов. Процесс мирообразования. Учение об организмах. Учение о душе. Теория восприятия, мышления, воображения.
Общая характеристика новой философской эпохи. Эпоха афинского просвещения. Новые задачи философии. Характеристика «софистов». Общее содержание их учения и его значение.
Протагор. Гносеологические и этические учения.
УДК 001:1
ПРОИСХОЖДЕНИЕ НАУКИ Лекция2
С.Л. Франк
Какой интерес представляет происхождение науки? Для чего знать первые, слабейшие усилия и ошибки? Специалисты не интересуются историей своей науки.
1) Неблагодарность современников к предкам. Мы знаем больше, потому что мы - карлики на плечах великанов. «Знаем больше» - понаслышке; самостоятельно - меньше. Первые усилия - усилия гигантов, основа всего остального.
2) Поучительность этих усилий для нас. Книжная мудрость и истинное знание - созерцание. Фаустова жажда знания. Детская и народная мудрость. У первых мыслителей мы должны учиться познавать, учиться, что такое наука.
Но что такое наука? (Прежде, чем изучать её происхождение). Мы видели, что наука - совсем не «учёность». Значит наука - просто всякое знание? Если так, то можно ли найти её происхождение? Знание есть у всякого человека и
Горгий. Три тезиса его скептицизма. Остальные софисты: Продик, Гиппий. Этические учения софистов: рационализм и нигилизм.
Сократ. Характеристика личности и учения. Логическое учение Сократа. Значение «понятия». Разум. Меэвтика. Этическое учение Сократа: утилитаризм и рационализм. Учение о цели жизни.
Послесократовские школы и их общая характеристика. Киренская школа и её этическое учение. Аристипп, Феодор, Гегесий. Циническая школа. Антисфен. Диоген Синопский. Другие сократовские школы.
Платон и платонизм. Общая характеристика личности и учения. Вопрос о подлинности и хронологии диалогов. Этическая исходная точка платонизма. Учение об идеях. Иерархия идей. Отношение между идеальным и реальным миром. Теория познания Платона. Учение о мировой душе. Учение об индивидуальной душе и его варианты. Религиозное учение. Космологическое учение в «Тимее». Государственное учение «Республики». Позднейшая фаза учения Платона. Историческая роль платонизма в истории философии.
Общая характеристика позднейшей истории греческой философии. Система Аристотеля. Эллинистическая философия: стоицизм, эпикуреизм, скептицизм. Новопифагорейство. Новоплатонизм и религиозная философия последней эпохи античного мира.
народа. - Технические умения и религиозные и нравственные убеждения.
Предвосхищая, скажу, что наука родилась в древней Греции. Но не знание вообще - религиозные знания древних евреев, индусов, технические знания египтян (пирамиды), вавилонян (астрономия), финикиян (мореплавание, письмо). В чем же дело? Обратим внимание на факты: вавилоняне знали астрономию, но только чисто эмпирически и для целей астрологии. Клинообразная надпись 8 в.<до Р.Х.> астролога Абиль Истара3. В течение тысячелетий - ни с места. В Греции от зачатков 6 века до 3 века - полное развитие астрономии -открыли: 1) шарообразность земли, 2) объяснили природу затмений, 3) поняли суточное вращение земли, 4) нашли, что земля не центр, а вращается вокруг солнца. Математика - первые эмпирические правила из Египта в 6 в., а в 3-ем грандиозные знания Евклида и Архимеда. Почему?
© С.Л. Франк, 2006
СЛ Франк. Происхождение науки
Догматический и утилитарный характер знания у других народов. Наука же - свободное и бескорыстное знание. Первое понятно, но второе? Полезность истинная всегда требует бескорыстия. Примеры: астрология и астрономия, алхимия и химия, медицина панацеи и научная медицина. Где свободное и бескорыстное, там только есть понимание, осмысление, открытие глубоких связей, нужное для господства над природой.
Наука родилась в древней Греции. Греция восхищает нас красотой искусства, поэзии, гармонией жизни - но и тем, что там впервые родилась наука. 585 г. <до Р.Х.> предсказано затмение Фалесом, 25 веков тому назад. «Не напрасно Прометея священный дар Элладе дан». История греческой философии - в значительной мере история рождения науки.
Почему это так?
Внешние условия: 1) географические - жизнь у изрезанных бухтами морских берегов, окруженность древними народами, мореплавание; «просвещенные мореплаватели». «Многоопытный» Одиссей «многих людей города посетил и обычаи видел»; 2)религиозные - отсутствие догматической религии и её стеснений, живая подвижность местных культов, культ, а не догматы веры, свобода творчества. Религиозные преследования за нарушения культа, но не за мысли.
Внутренние условия - исключительная одаренность греческого духа. Совмещение двух дарований - художественной фантазии с проницательностью и логической силой анализа.
1) Опасность безмерной фантазии - чувство меры в греческой художественной фантазии. - Шопенгауэр об античном художественном ремесле. Ничего вычурного. 2) Бесплодность чистой рассудочной логики. Эта опасность была у греков. Любовь к спорам, загадкам, головоломкам, логическое бесстрашие. - Зенон о движении, 10-е <число> у пифагорейцев4. - Но логическое бесстрашие само очень ценно (не верить принятому и видимому), а в сочетании с конкретностью художественного воображения дает изумительное проникновение. Греки умели видеть, воображать, и думать. -Ценность, например, в астрономии.
Оригинальность греческого гения. Благодаря этому греки ничего не принимали на веру, не принимали без переработки, все развивали. Они восприняли влияния во всех областях духовной жизни - религии, искусстве, зачатках науки, и все переработали и создали заново.
Эти же дарования создали своеобразное отношение человека к природе в Греции. Первобытный человек одушевляет природу. Но всюду -бесформенно, в Греции оформлено в прекрасные живые образы. Логическая же потребность влечет к объединению, и очень скоро из анимизма и политеизма развился пантеизм - представление о вселенной, как живом божественном целом. Орфическая теогония:
Зевс был прежде всего, и Зевс - громовержец последний,
Зевс - глава, середина и всё завершается Зевсом.
Зевс - основа земли, и неба со звездным убранством.
Мужем является Зевс, и Зевс - бессмертная дева,
Зевс - дыханье всего и порыв огня неустанный.
Зевс - источник морей, луна и светлое солнце.
Зевс есть царь, владыка вещей и праотец мира.
Отсюда же замечательный факт, что греки чисто умственным процессом, научной мыслью дошли до единобожия. - Подвергли критике политеизм и антропоморфизм и дошли (окончательно в лице Аристотеля) до чисто духовного представления о едином Боге.
На этой почве в шестом веке до Р. Х. родилась наука в древней Греции. Отличие её от современной: 1) современная наука - специальная, у греков вначале - единая наука; 2) наука специальная теперь не занимается вопросами общего миросозерцания, у греков - ставит самые глубокие и общие вопросы. Наука = философия. В идее всякая наука такова, есть единая наука о миросозерцании.
В VI в. в малоазиатском приморском городе Милете возникла первая школа естествоиспытателей. Она поставила вопрос: из чего состоит мир, что есть его первоначало? Из ничего - ничего. Неуничтожимость материи при перемене формы (Лавуазье!). Арист<отель>: «то, из чего возникли все вещи, во что они под конец обращаются и из чего они состоят, так что оно остаётся тождественным при всех изменениях, это они назвали первоначалом». Отличие от старых космогоний - не история, а вечное существо мира, понимание вещей. Это начало они видели в живой материи. Фалес - «вода». Почему? Вода - влажное, «жидкость». «Считая влажное достаточным для перемен». Все живое - влажно. Земля окружена водою и плавает на воде (океан). Позднейшие учили, что земля <образовалась> путем высыхания океана. Глубокая мысль о единстве материи. «Все живет, все полно богов» - со ссылкой на магнит.
Его ученик - Анаксимандр - не вода, а беспредельное, иначе исчерпало бы себя в творении (не отдельное вещество, известное из опыта, а что-то другое). Две новых мысли: 1) начала тепла и холода, как дифференциация (очевидно, твердое - косное, холоднее, жидкое - живое, теплее);
2) идея порядка и закономерности: «Из чего вещи возникают, в то они снова обращаются, платя кару и пеню друг другу за своё прегрешение». Смена миров.
Третий мыслитель - Анаксимен. Начало всего воздух, как самое тонкое и подвижное тело. Все возникает через уплотнение и разрежение = охлаждение и согревание (замечательная мысль!).
Известия Саратовского университета. 2006. Т. 6. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2
(Опыт с широко и узко раскрытым ртом). - Именно первым путём - туман, облака, вода, земля и камни; вторым - огонь, звёзды - пламя, жар не чувствуем из-за расстояния; но есть и земля около солнца.
Наряду с этим - множество отдельных учений. Фалес - предсказал солнечное затмение 585 г., прервавшее войну между лидянами и ми-дийцами (заимствовано из Вавилона); измерение высоты пирамид их тенью (впервые ввёл геометрию); старался объяснить разлитие Нила - противоположными ветрами. Анаксимандр - начертил первую географическую карту, устроил солнечные часы (гномон) для определения времен года (летний солнцеворот, равноденствие, зимний солнцеворот - три концентрических круга). Доказывал, что люди произошли из рыб, потому что слишком беспомощны, чтобы с самого начала быть людьми (кажется, из китов - млекопитающие!). Анаксимен объяснил молнию, град, снег, дождь, радугу (лунная радуга!), землетрясение, иногда очень удачно (землетрясение - земля лопается от сухости и сырости).
На этой основе - изумительное дальнейшее развитие науки в Греции. Чем больше узнаём эту науку, тем больше удивляемся, как много они знали. Уже рассказал про развитие астрономии (Аристарх (3 в.) и Коперник) и математики - пифагорейство (числа - музыкальная гармония, астрономия, геометрия!).
Так же и органическое естествознание. Эмпедокл в V веке знает уже кровообращение и давление воздуха, эксперимент с Клепсидрой (водяные часы - сосуд с узким горлом и дырками на дне) - предвосхитил Г арвея и Торричелли. Аристотель так много наблюдал, что иногда новейшие открытия совпадают с его наблюдениями. Древняя медицина стояла очень высоко. А в области общественных наук - истории, политики, науки о праве - мы до сих пор обращаемся к грекам.
Для чего всё это рассказал? Чтобы показать: 1) уважение к предкам (желудь и дуб); 2) из воз-
никновения науки, что такое наука. Можем ли мы подражать древним? Можем и должны. Ученость и творчество. - Польза бесполезного.
Примечания
1 Текст программы публикуется впервые по беловому автографу. Хранится в Бахметевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке (BAR. Ms. Coll / S.L Frank. Box 12. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University). Заголовок авторский.
Курс лекций «История древней философии» профессор С.Л. Франк читал в Саратовском университете в 1919/20 учеб. году, по четыре часа в неделю в обоих полугодиях (см.: Обозрение преподавания на историкофилологическом факультете Саратовского университета в 1919/20 учеб. году. Саратов, 1919; Изв. Сарат. ун-та. Новая сер. 2005. Т. 5. Сер. Филология. Журналистика, вып. 1/2. С. 32. Публ. А.А. Гапоненкова).
2 Конспект лекции публикуется впервые по автографу, хранящемуся в Бахметевском архиве Колумбийского университета в Нью-Йорке (BAR. Ms. Coll / S.L Frank. Box 12. Bakhmeteff Archive. Rare Book and Manuscript Library. Columbia University). Подчеркнутые слова выделены курсивом, недописанные - взяты в угловые скобки. Лекция «Происхождение науки», предположительно, написана в конце 1910-х гг. Публ. А.А. Гапо-ненкова.
3 Выписка С.Л. Франка: «Государю и владыке моему Слуга его Абиль Истар... Что касается лунного затмения, для наблюдения которого государь и владыка мой разослал людей в города Аккад, Борзинну и Нипур, - то я производил наблюдения в городе Аккаде. Затмение произошло, и я доношу об этом моему господину. Лунное затмение, сбывшееся по предсказанию, касается Гиттитов и означает гибель для Финикиян и Халдеев. Наш же государь пребудет в мире и ему затмение не предвещает никакого несчастья» (Из донесения вавилонского астронома VIII в.).
4 Число «десять» пифагорейцы считали идеальным числом с божественной сущностью.