Происхождение и эволюция зрелищных сооружений древности. Часть I. От древних жертвоприношений к гладиаторским играм
А.А.Мусатов
Древнеримские гладиаторские бои - яркое явление античной культуры. Римские амфитеатры, которые создавались специально для проведения таких зрелищ, признаны одними из самых впечатляющих архитектурных произведений Античности. Что касается Колизея, крупнейшего из римских амфитеатров, то он стал настоящим символом Древнего Рима. Кажется, что и о гладиаторских боях, и об архитектуре амфитеатров нам известно едва ли не все. Однако это не совсем так. Какие действа могут считаться прообразами современных игр, как эволюционировали сами «соревнования», как шел процесс формирования вмещавших их сооружений, как менялись функциональная схема и объемно-пространственная композиция первых «стадионов»? Чтобы разобраться в проблеме, попробуем разделить составляющие ее аспекты, а именно происхождение игр (как формирование функциональной основы и технологии действа) и генезис самих сооружений.
В общественном устройстве, культуре, архитектуре римляне многое почерпнули от эллинов, воспользовавшись их огромным опытом, накопленным за время существования классической Греции. Известно, что греческие обычаи стали перениматься римским обществом после завоевания Греции во II веке до н.э. Этот период культурных заимствований был весьма интенсивным, массированным, но не первым в истории Рима. Кстати говоря, не стал он и последним. Учиться культурной, цивилизованной жизни римляне начали намного раньше - у своих эллинизированных соседей по Апеннинскому полуострову. Такими были, например, самниты, чьи города римляне со временем захватили и превратили в свои собственные [1. С. 22-23]. Еще более значительным было влияние этрусков - народа древнего, самобытного, имевшего выдающиеся достижения в самых разных сферах культуры, техники и строительства. Этруски занимали обширные территории на Апеннинском полуострове, центром их обитания была современная Тоскана. Одной из этнических страт, вошедших в состав первоначального населения Рима, были как раз этруски [2. С.177-182], причем они не считались какими-то второстепенными римлянами. Ярким тому подтверждением служит тот факт, что из ранних римских царей примерно третья часть были этрусского происхождения. Это не значит, что все этрусское в более поздние времена римляне считали своим, но переняли они многое, в том числе и гладиаторские игры.
Этруски были народом, который с большим трепетом и пиететом относился к загробному миру. Гладиаторский бой
у них был частью погребального обряда, причем совершался он лишь во время похорон важных персон и всегда заканчивался смертью бойца. Судя по сохранившимся изображениям, первоначально бои устраивались в нескольких вариантах. Это мог быть поединок бойцов (обычно военнопленных). Состязания могли происходить между человеком и огромной, специально обученной собакой. Смертельный исход обеспечивался созданием неравных условий поединка. К правой руке и левой ноге обреченного привязывали концы длинной веревки, середину которой держал в руках распорядитель игр (рис. 28, 29). В любой момент «рефери» мог придержать руку сражающегося или же помешать ему в совершении какого-то движения - в условиях смертельной схватки этого было достаточно, чтобы обеспечить победу животного [3. С. 157-158]. Но цель сократить мучительную бойню в принципе не ставилась, напротив, состязание стремились сделать длительным и зрелищным. Позднее этруски стали организовывать фехтовальные поединки, но это не изменило глубинную суть ритуала. Совершенно ясно, что на самом деле первые бойцы - бастуарии (дословно «сжигатели трупов», гладиаторами их стали называть позднее) принимали участие не в состязаниях, а в жертвоприношении при похоронах. И вот на этом моменте стоит остановиться подробнее.
Различные ритуальные действа производились людьми со времени образования первых человеческих сообществ, если не с еще более раннего периода. Переход к классовому строю (и формированию государства) всегда приводил к интенсификации обрядовой стороны верований. Это и понятно, ведь тогда начинала складываться социальная прослойка жрецов, для которой отправление ритуалов становилось основой «профессиональной деятельности». В дальнейшем религиозные ритуалы создавали фундамент всей общественной жизни, общественную иерархию, цементировали социум. Можно сказать, в этом и состоит суть формирования общественно-государственной системы на самом раннем этапе, ведь первые властные системы носили исключительно теократический характер. При этом обряды могли принимать различные формы, часто включали и жертвоприношения. В древности многие племена приносили вполне реальные человеческие жертвы. Характер жертвы мог широко варьироваться по регионам, что зависело от верований или конкретного момента в жизни сообщества. Наиболее часто человеческие жертвы приносились в особых случаях, с целью задобрить бога или подтвердить верность ему (опять-таки ради того, чтобы снискать его благосклонность). Такие жертвоприношения
существовали, например, в древнейший период в Иудее, что известно из Библии (рис. 1). Богу приносился каждый перворожденный младенец мужского пола, то есть самый биологически сильный ребенок, потенциальный воин и лидер, надежда родителей. Смысл в том, что ради благополучия всего народа богу жертвуется самое ценное. В более поздние времена стала практиковаться заместительная жертва: вместо младенца на заклание отдавался «тучный телец без изъяна». В других культурах региона, например в финикийской, практика человеческих жертвоприношений длилась дольше (что, кстати, осуждалось в Библии). А в Карфагене, основанном финикийцами, детей сжигали в жертвенных печах вплоть до его разрушения римлянами. Вероятно, финикийская традиция человеческих жертвоприношений берет свое начало в Междуречье, откуда затем разошлась по всему региону.
Жертвоприношение при похоронах - по смыслу совсем иное. Это скорее жертвоприношение престижа. Конечно, и оно задабривает богов - подземных, но все же здесь есть тонкое смысловое отличие. Властителю негоже отправляться в загробное путешествие одному. В разные времена и у разных народов жертва имела различные формы: на заклание отправляли жен, слуг, рабов, лошадей и т.д. Иногда отправляли кого-то вперед, чтобы проложить вождю дорогу (чаще это был мужчина), или давали усопшему прекрасную спутницу (убивали женщину). Пожалуй, следует напомнить о ритуальных
жертвоприношениях на похоронах в Древней Греции. Гомер описывает, как у еще не зажженного погребального костра Патрокла, павшего под стенами Трои, Ахилл своей рукой убил двенадцать пленных троянцев [4. С. 414-415]. Их тела затем также сожгли, и это стало частью тризны по усопшему герою. На другой день после похоронного обряда были устроены спортивные состязания, включавшие гонки колесниц, борьбу, бег, стрельбу из лука, метание диска и копья. Самое потрясающее, что в соревнования входил и бой соперников в полном вооружении, правда закончившийся без смертоубийства [Там же. С. 415]. Заметим, что такая программа отчасти совпадает с греческими Олимпийскими играми, но во многом напоминает и римские гладиаторские бои.
Отдельно следует сказать о жертвоприношениях в неявном или скрытом виде. Это жертвоприношения в ритуальной игре, что для нашей темы особенно интересно. Смысл мероприятия в том, что боги получат свою жертву в любом случае, но вот кто останется жить, а кто погибнет - заранее не определено. Такие жертвенные игры известны историкам, но все же они сравнительно редки. В качестве примера можно привести игры в мяч, которые практиковались у индейцев Америки, - среди подобных исторических фактов они получили самую широкую известность. В жертву приносился капитан проигравшей команды (по другой версии - вся команда). Убивали и тех, кто неосторожно коснулся мяча не так, как
Рис. 1 Долина Ге-Гином под Иерусалимом, где в древнейший исторический период приносились жертвы, в том числе и человеческие. Все фото к публикации выполнены автором
предписывали правила,то есть не локтем или коленом. Особенно интересно, что для таких состязаний возводились специальные стадионы с кольцами для мяча, трибунами и жертвенниками.
Развитая религиозная система, как правило, предполагает наличие подробно разработанного культа, включая и основные ритуальные действа. Нам же здесь важно подчеркнуть, что для проведения ритуала необходимо построить некое сооружение, способное вместить торжественное действо во всем его многообразии, обеспечить возможность наблюдения за происходящим, ведь ритуал без зрителей практически не имеет общественного смысла (рис. 24). Итак, перед нами выстраивается четкая линия исторической трансформации: от древних жертвенных ритуалов к кровавым зрелищам Рима и более поздним спортивным состязаниям. Понятно, что американские игры в мяч и вмещавшие их сооружения не могли оказать влияние на развитие европейской архитектуры, так как относились к более позднему времени. Существуют ли в истории архитектуры сооружения, которые мы могли бы считать предшественниками римских амфитеатров? Чтобы ответить на этот вопрос, необходимо выявить в истории древние ритуалы, которые имели продолжение в европейской ветви развития цивилизации.
Рис. 2. Прыжки через быка. Фреска из дворца в Кноссе, остров Крит. Музей города Ираклион
Рис. 3. Центральный двор дворца в Кноссе, где, предположительно, проводились прыжки через быка
Вероятнее всего, минойские «игры с быком», практиковавшиеся на Крите в период Старых дворцов, можно считать наиболее древним известным примером состязаний такого рода. Ритуал Минойской эпохи, как можно судить по сохранившимся до нашего времени изображениям, заключался в том, что атлеты прыгали через рога огромного быка. В большинстве случаев выступление должно было заканчиваться смертью или увечьем атлета. Страшные ритуалы нашли отражение в греческих мифах о Тесее и Минотавре. Согласно дошедшим до нас легендам, греческие юноши и девушки привозились с подвластных Криту территорий, чтобы их принесли в жертву чудовищу в специально построенном и оборудованном Лабиринте (который, заметим, входил в комплекс царского дворца и являлся местом содержания чудовища). Мы можем судить и о том, как было организовано действо, составлявшее кульминацию «игры». Прыжок через быка запечатлен на многих живописных изображениях и в скульптуре, где, как правило, показан или сам момент прыжка, или же (как на знаменитой фреске из Кносса) разные его фазы. При всей очевидной сложности исполнения ритуального действа на кносском изображении мы можем видеть благополучный исход прыжка (рис. 2). Этот важный момент свидетельствует о том, что перед нами не заклание на алтаре и не запланированное убийство - неизбежное и от того еще более отвратительное, а именно игра, испытание, где все зависит от ловкости и удачи атлета. Многочисленность дошедших до нас изображений прыжка, а также символики бычьих рогов свидетельствует о важности игр в жизни минойского общества. На самом деле речь идет, конечно, не об играх, а о повторяющемся сакральном действе, входившем в основной религиозный культ страны [Подробнее, с библиографией вопроса см.: 5. С. 211-227].
Архитектурное сооружение, хранящее память о страшном (без преувеличения) ритуале, - сегодня самое очевидное свидетельство этой страницы истории человечества. Дворцы Минойской эпохи, найденные археологами на Крите, бесспор-
Рис. 4. Центральный двор дворца в Фесте. Фест входил в число «больших дворцов», где в древнеминойский период могли проводиться ритуальные «игры с быком»
но, могли стать прототипами легендарного Лабиринта. Но реальный дворец ничего общего не имел ни со зверинцем, ни со стадионом. Это был большой многофункциональный комплекс, вмещавший и государственное управление, и управление хозяйством, и учет продуктов, ко всему прочему еще и религиозные действа. Для главного ритуала предназначался, как предполагается, центральный двор комплекса (рис. 3), соединенный с внешним пространством несколькими проходами. Центральный двор, окруженный колонными портиками, может восприниматься как отдаленный аналог арены или спортивной площадки (рис. 4). Окружающие центральный двор объемы дворца становятся ограждением ристалища и субструкциями мест для зрителей, сверх того вмещают всю инфраструктуру, необходимую для организации действа, в чем бы оно ни заключалось (рис. 5, 6). Как увидим из дальнейшего, это очень передовая функционально-планировочная схема, опередившая свое время почти на полторы тысячи лет!
Гибель минойской цивилизации, которая сначала подверглась страшным ударам стихии, а затем была завоевана ахейцами, прервала линию последовательного развития ритуальных игр. В крито-микенской культуре (на Крите) минойские ритуалы никакого развития не получили. После 1350 года до н.э. дворцы новыми хозяевами были забро-
Рис. 5. Дворец в Малии (остров Крит). Западная сторона центрального двора. Здесь могли размещаться зрители при проведении религиозных ритуалов
шены и скоро пришли в полный упадок. В других центрах, располагавшихся в материковой части Греции, сооружений, подобных Старым и Новым дворцам Крита, не строилось: микенские города имели совершенно другие планировочные характеристики и размеры.
В культуре классической Греции древние ритуалы получили неожиданное и очень яркое продолжение. Это были Олимпийские игры - явление абсолютно беспрецедентное для истории Древнего мира. Состязания, проводившиеся в Греции, имели лишь внешнее сходство с более поздними спортивными соревнованиями. Ритуальный характер игр виден во многих особенностях их организации. Мужчины выступали обнаженными, женщины на игры не допускались даже в качестве зрителей. Все подвиги посвящались богам, что четко прослеживается в богослужениях, жертвоприношениях при открытии и закрытии состязаний. Особенно интересно то, что для Олимпийских игр выстроили настоящий стадион. По всей видимости, это было первое в истории человечества
Рис. 6. Центральный двор Минойского дворца. Реконструкция, макет. Музей дворца в Малии
Рис. 7. Олимпия (Пелопоннес, Греция). Стадион для проведения Олимпийских игр. VI-V века до н.э.
специализированное спортивное сооружение (рис. 7). Его начали строить в VI веке до н.э. и после некоторых изменений закончили в период Высокой классики - в V веке до н.э. Если греческие игры и имели ритуальный характер, то по устройству стадиона об этом догадаться трудно. Большое прямоугольное пространство арены было идеально выровнено и утрамбовано. Трибуны были сооружены достаточно рациональным способом (рис. 8). Очевидно, что грунт, снятый в процессе выравнивания площадки, был перемещен и из него сформировали насыпи, которые и стали основаниями для зрительских мест. Трибуны располагались по длинным сторонам арены. Земляная насыпь была оборудована ступенями из камня - в сущности, это все, что касается устройства трибун. Все было сделано просто, но вполне удобно для зрителей.
Важное обстоятельство: в устройстве стадиона в Олимпии совершенно не было предусмотрено помещений для переодевания, разминок и всего, что могло иметь отношение к тренировочному циклу. Инфраструктура подготовки к играм
Рис. 8. Олимпия, стадион. Остатки мест для зрителей на трибунах
была отделена от места их проведения. Судя по оставшимся руинам зданий, колоннадам и другим фрагментам, это был огромный город для проживания, тренировки и реабилитации атлетов. А соединялись зона игр и зона подготовки только одним проходом. Устройство этого прохода представляет определенный интерес. Более всего он напоминает крито-микенский дромос, сходный с теми, по которым в Микенах осуществлялся подход к купольным гробницам. Проход как бы врезан в холм и обрамлен по сторонам стенами из каменных блоков (рис. 9). Важно отметить, что некоторые из особенностей устройства комплекса нашли свое продолжение в более поздних зрелищных сооружениях Античности (рис. 10).
Обратимся теперь к римским играм. Римляне - воинственный народ, и уже в патриархальный период своей истории они демонстрировали любовь к разного рода состязаниям. О созерцании организованного убийства человека человеком речь тогда еще не шла. Сами граждане Рима соревновались в различных спортивных упражнениях, совершенствуя свое тело и боевой дух, ведь все состязания (кулачный бой, борьба, метание и даже гонки колесниц) имели отношение к воинскому искусству. Юноши даже разыгрывали настоящие батальные сцены [6. С. 199]. Древнейшим местом проведения таких соревнований была низина между Палатинским и Авентинским холмами. По преданию, в этом месте когда-то
Рис. 9. Олимпия, стадион. Проход, через который спортсмены попадали на арену
Рис. 10. Эпидавр (Пелопоннес, Греция). Руины небольшого стадиона. Около III века до н.э.
произошло легендарное похищение сабинянок, и именно здесь позднее возник цирк Максима. Но в те времена никакого стационарного сооружения для состязаний еще не существовало.
Суровые зрелища, по замыслу властителей Рима, должны были укреплять твердость римского духа. Смертельные состязания бойцов соответствовали этому как нельзя лучше. Первые состязания гладиаторов устраивали на общественных площадях, рынках. Изначально никаких дополнительных мероприятий по организации зрелища не проводилось. Одно из известных мест ранних состязаний - Бычий рынок в Риме (рис. 23), именно там в 264 году до н.э. в ходе тризны по Бруту Пере состоялись первые упомянутые в источниках игры [7. С. 16]. Сражения бойцов - редкое и экстремальное зрелище - стали пропагандироваться со II века до н.э. как
Рис. 11. Театр Диониса в Афинах (греческий театр, не претерпевший римской реконструкции). Конец У-1У век до н.э.
Рис. 12. Театр в Эпидавре (Пелопоннес, Греция). Один из крупнейших и красивейших греческих театров, в котором чаша театрона целиком выполнена из мрамора. Театр претерпел минимальные искажения в Римскую эпоху, сохранив многие элементы первоначального устройства. IVвек до н.э.
средство противодействия нарастающим эллинистическим влияниям. Главным борцом с тлетворными обычаями греков был Марк Порций Катон Старший, который считал, что они несут изнеженность и разврат. Известно, что борьба Катона не имела исторического успеха, но косвенно способствовала распространению гладиаторских игр.
В истории сохранилось упоминание о первом специальном сооружении для организации гладиаторских боев, причем почти случайно, в связи с событиями в политической жизни Рима. Очередное состязание гладиаторов предполагалось провести на Римском форуме (рис. 14), и для нобилитета заранее были возведены деревянные трибуны, чтобы лучшие люди Рима комфортно наслаждались зрелищем. О факте строительства трибун известно, но как они выглядели, как были устроены, не знает никто. Сооружения были сломаны ночью накануне игр народным трибуном, знаменитым Гаем Гракхом. Свои действия он мотивировал тем, что возведенные конструкции не позволят простым римлянам полноценно (и бесплатно!) наблюдать за зрелищем, которое, как нам теперь понятно, уже считалось важным общественным мероприятием. Действия народного трибуна вызвали резкое осуждение властей, которые посчитали их не только незаконными, но и предосудительными с точки зрения морали. Известно, что инцидент послужил нарас-
Рис. 13. Театр в Эпидавре. Парад (проход между театроном и скеной) и орхестра (круглая площадка, на которой размещался хор)
танию общественной напряженности. Конечно, описанный случай был лишь малым эпизодом в длинной череде конфликтов и столкновений борцов за права простых граждан Рима с консервативно настроенным нобилитетом. Противостояние трибуна и господствующей верхушки закончилось трагически: в ходе спровоцированных волнений сторонники Гракха были убиты, сам он покончил с собой, чтобы не попасть живым в руки врагов [6. С. 216-220].
Постепенно гладиаторские игры завоевывали популярность в обществе, а властители оценили их как прекрасную возможность воздействовать на общественное мнение и завоевывать популярность среди народных масс. Уже тогда появилась необходимость в создании некой инфраструктуры, которая позволяла бы размещать большее количество зрителей, организовывать и зрелище, и людские потоки. Самые первые сооружения для игр строились из дерева [7. С. 17, 62-63] и, очевидно, не были рассчитаны на долговременное использование. Например, в низине на месте будущего цирка Максима перед проведением игр сколачивали простые деревянные трибуны, которые затем разбирали [6. С.199]. При создании прототипов будущих цирков и амфитеатров пригодился опыт строительства римских театров, которые, как считается, тоже сначала были деревянными. В отличие от греков, римляне не использовали рельеф местности при сооружении театрона (чаши, где располагались места для зрителей). В плане греческий (рис. 11-13,15) и римский
(рис. 17, 18, 22) театры были похожи, но трибуны для зрителей в римском театре поднимали на субструкции (рис. 19), а пространство под ними использовали для организации проходов для зрителей (рис. 20, 21). Для проведения гладиаторских игр был создан новый тип сооружения, где как бы совмещались две театральные чаши, конечно без сценической коробки, которая в противном случае оказалась бы прямо посреди арены (рис. 16). Во времена правления Цезаря даже было разработано особое сооружение - трансформер, состоявший из двух театральных чаш, разумеется деревянных. Днем в театрах играли комедии, а вечером чаши по специальным рельсам перемещались и соединялись друг с другом, образуя амфитеатр для более впечатляющих зрелищ. Любопытно, что перемещение осуществлялось вместе со зрителями. Эти катания, словно на огромной карусели, пользовались у римлян огромной популярностью, и, по заверениям историков, каждый житель столицы хоть раз поучаствовал в таком развлечении [7. С. 64]. Мы не знаем, насколько безопасными были эти катания. Но вообще использование сооружений низкой степени капитальности многократно приводило к трагическим последствиям: под тяжестью зрителей наскоро сколоченные трибуны рушились, что заканчивалось увечьем или гибелью множества людей, иногда количество жертв исчислялось тысячами [7. С.64-66]. Это стало первой причиной перехода к строительству амфитеатров из более прочных и долговечных материалов.
Щ
*
Г
И
Ц
1Г '
1Л
Рис. 14. Римский форум. Плотная застройка республиканского форума показывает, что большие состязания здесь провести было невозможно, как и разместить значительное количество зрителей
Рис. 15. Театр в Сиракузах (Сицилия, Италия). Греческий театр, подвергшийся лишь небольшим переделкам в Римскую эпоху
Рис. 16. Афины, Одеон Герода Аттика. Римский театр, построенный на основе греческого опыта использования рельефа, но с римской коробкой сцены. II век н.э.
1 2013 25
Рис. 17. Греко-римский театр в Таормине (Сицилия, Италия). III век до н.э. -1 век н.э. Пример театра, в значительной степени перестроенного римлянами
Рис. 18. Театр в Таормине. Сценическая часть, полностью перестроенная римлянами
26 1 2013
Рис. 19. Театр в Таормине. Римская надстройка театрона - верхние места для зрителей подняты на субструкции
Рис. 20. Театр Марцелла в Риме. Фрагмент фасада. Слева - нереставрированная часть памятника, справа - часть, воссозданная в процессе реставрации
Рис. 21. Театр Марцелла в Риме. I век до н.э. Классический римский театр, по конструктивным и планировочным принципам сходный с амфитеатрами
Рис. 22. Римский театр в Катанье (Сицилия, Италия). Театрон покоится на мощных субструкциях, но внешне это незаметно, театр похож на греческий. Различия в устройстве орхестры и скены очевидны
Рис. 24. Сиракузы (Сицилия, Италия). Римский подиум для жертвоприношений. Объемно-пространственная композиция комплекса напоминает стадион, только основные элементы в нем переставлены: арена поднята, а зрительские места опущены
Рис. 23. Бычий рынок в Риме, где проводились древнейшие гладиаторские игры. Слева - храм Геркулеса (ранее считавшийся храмом Весты), на дальнем плане - храм Портуна (Фортуны Вирилис)
Рис. 25. Панорама цирка Максима в Риме. 11-1 века до н.э. Многофункциональное зрелищное сооружение, в котором устраивались и гладиаторские схватки. Над стадионом возвышаются Палатинский холм и руины императорских дворцов. Небольшой холм слева - остатки зрительских трибун
Рис. 26. Цирк Максима в Риме. Поперечный вид на сооружение
Рис. 27. Цирк Максима в Риме.
Продольный вид на сооружение. Посредине возвышается гребень, разделявший движение колесниц при проведении гонок. В древности его украшали статуи
Рис. 28, 29. Римская напольная мозаика, изображающая схватку двух бойцов. Около I века до н.э. Любопытно, что к ногам противников привязаны веревки, как это было принято у этрусков при проведении гладиаторских поединков
1 2013 29
В чуть более позднее время гладиаторские игры для широкой публики стали устраивать в цирках. Известно, что главный цирк эпохи Поздней республики - цирк Максима
- использовался и для таких представлений. Остатки гигантского по размерам сооружения сейчас можно увидеть у подножия Палатинского холма в Риме (рис. 25, 26). С северной стороны Палатин служит природным ограждением цирка, его склон образует трибуну для зрителей. Противоположная трибуна была построена по тому же принципу, что в греческой Олимпии. Отличие в том, что центральная часть южной трибуны имеет некоторый выступ в сторону арены. Разумеется, дело не только в композиционном акценте, но и в выделении привилегированной зоны для римских нобилей. Если в Греции все граждане были равны (теоретически), то в Риме неравенство уже было заложено в фундамент общественного устройства. Что касается организации самих гладиаторских состязаний, то цирк для них был не очень хорошо приспособлен. Арена римского цирка вытянута по длинной оси, поскольку одними из основных соревнований, которые там устраивались, были гонки колесниц. Заезды проходили по кругу, и чтобы разделить дистанцию туда и обратно (для предотвращения встречного столкновения экипажей), в середине арены устраивали возвышение, гребень, на котором некогда были установлены статуи (рис. 27). Но то, что было удобно и даже необходимо для организации гонок, оказалось не столь удачным при устройстве гладиаторских игр. Большая протяженность арены цирка по продольной оси
- вот что делало сооружение практически непригодным для проведения данного типа состязаний. Зрители по краям стадиона вообще не могли видеть происходящего в центре, тем более на противоположном конце. Мало того, возвышение по центру арены делило пространство на две половины, не позволяя устроителям проводить схватку по всему ристалищу. Людям неудобно было наблюдать за боем, если от зрелища их отделял ряд статуй на гребне. Думается, нет смысла доказывать, что специализированное сооружение для каких-либо мероприятий всегда лучше, чем предназначенное для другого использования и кое-как приспособленное под новую функцию. В этом видится вторая причина перехода в Риме к строительству специальных сооружений для гладиаторских игр - амфитеатров. Но путь к величайшему зрелищному сооружению древности - Колизею - был еще долог (об этом читайте в следующей моей публикации).
Литература
1. Мусатов А.А. Помпеи. Вершина эволюции античного жилища // Academia. 2011. № 3. С. 22-31.
2. Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.
3. Буриан Я., Моухова Б. Загадочные этруски. М.: Наука, 1970.
4. Кун Н.А. Легенды и мифы Древней Греции. М.: Фирма СТД, 2004.
5. Мусатов А.А. Функциональная первооснова дворцов минойского Крита, или Еще раз про «игры с быком» // Искусствознание. 2011. № 1-2. С. 211-227.
6. Машкин Н.А. История Древнего Рима. Л., 1948.
7. ХефлингГ. Римляне, рабы, гладиаторы. М.: Мысль, 1992.
8. Papalardo U. Teatri greci e romani. Itali, Verona: Arsenal editrice, 2007.
Literatura
1. Musatov A.A. Pompei. Vershina evolutsii antichnogo zhilischa // Academia. 2011. № 3. S. 22-31.
2. Kumanetski K. Istoriya kultury Drevnej Grecii i Rima. M.: Vysshaya shkola, 1990.
3. Burian Ya., Mouhova B. Zagadochnye etruski. M.: Nauka, 1970.
4. Kun N.A. Legendy i mify Drevnej Grecii. M.: Firma STD, 2004.
5. Musatov A.A. Funkcsionalnaja pervoosnova dvortsov minojskogo Krita, ili Escho raz pro «igry s bykom» // Iskusstvoznanie. 2011. № 1-2. S. 211-227.
6. Mashkin N.A. Istoriya Drevnego Rima. L., 1948.
7. Hefling G. Rimlyane, raby, gladiatory. М.: Mysl, 1992.
Origin and Evolution of the Ancient Entertaiment Bul-
ding. By A.A.Musatov
Ancient Rome inherited from its predecessors a lot of beliefs, traditions and methods in different areas of life.Heri-tage of Hellenism and Antiquities was significantly revised by Romans and eventually became what we call now «the Roman way of life». Gladiators' games are highlighted amid all this as a particularly bright phenomenon. The article deals with two aspects of the problem. First, the process of regarding the games as they are -from the ritual events of antiquity, from the Minoan «games with a bull» to a sacrifice for funeral rites practiced by the Etruscans. Second, the emergence, modification and transformation of special entertainment facilities that can accommodate rituals and the audience.
Ключевые слова: ритуальные игры, зрелищные сооружения, арена, цирк, театр, амфитеатр.
Key words: ritual games, entertainment facilities, arena, circus, theater, amphitheater.