Вестник Томского государственного университета. История. 2013. №3 (23)
УДК [39+94] (571.52) (093)
Б.Б. Монгуш
ПРОИСХОЖДЕНИЕ АЗОВ И АЗСКИЙ КОМПОНЕНТ В ЭТНОГЕНЕЗЕ ТУВИНЦЕВ (ПО ВОСТОЧНЫМ ПИСЬМЕННЫМ ИСТОЧНИКАМ)
Исследуется проблема происхождения азов, их этнической истории. На основе анализа имеющихся сведений тюркских рунических, китайских и арабо-персидских письменных источников, а также используя этимологический анализ этнонимов, связанных с азами рассматриваются некоторые вопросы истории, связанные с этнической историей Саяно-Алтая, в частности происхождения древних кыргызов и участия в этногенезе тувинцев. В связи с этим в данной статье также даются возможные варианты их локализации.
Ключевые слова: Тува, Южная Сибирь, этногенез, этноним, азы, древние кыргызы, письменные источники.
Проблема этногенеза древних племен, живших на территории Тувы, является одной из наиболее актуальных проблем в истории и этнологии Тувы. Этому вопросу уделяли и продолжают уделять внимание такие авторитетные ученые, как Л.Р. Кызласов [1], С.И. Вайнштейн [2], Н.А. Сер-добов [3, 4], М.Х. Маннай-оол [5, 6] и др. Несмотря на то, что освещению данного вопроса посвящены несколько больших работ, все же в них исследованы фрагментарно или упущены некоторые важные аспекты и вопросы указанной проблемы. Особенно это касается вопросов происхождения таких племен, как азы и чики, которые являются историческими предками тувинского этноса. В связи с этим в данной статье делается попытка систематизировать все известные сведения об азах и на основе их определить истоки этого этноса, опираясь на сведения восточных письменных источников, а также выявить происхождение азов через этимологию их этнонима. Сведения об азах содержатся в основном в тюркских рунических надписях и арабо-персидских исторических и географических сочинениях.
Азы как древние племена Саяно-Алтайского нагорья впервые упоминаются в больших орхон-ских рунических надписях Монголии (надписи Кюль-тегина, Бильге-кагана и Тоньюкука). Они свидетельствуют о том, что на территории Западной и Центральной Тувы в те времена жили в основном племена чиков и азов. Согласно сведениям, содержащимся в этих надписях, азы обитали в юго-восточном Алтае и Саянах - в верховьях рек Алаш, Ак-Суг и на озере Кара-Холь, и находились в сфере влияния восточнотюркских каганов. В надписи в честь Кюль-тегина, например, говорится о том, что кёк-тюрки, завоевывая территорию современной Тувы и прилегающих к ней алтайских земель, трижды сражались с азами. Первый раз покорили азов вместе с с чиками в 709 г.; во
второй раз сражались с азским отрядом во главе с элтебером (главным вождем), который был в составе тюргешского войска, в битве при Болчу (Черный Иртыш) в 710-711 гг. [7. С. 41]. А в третий раз в 715 г. «... сразились при Кара-кёле» [7. С. 42]. Из этого можно предположить, что кочевки азов простирались от Черного Иртыша до озера Кара-Холь. В то же время в надписи Тоньюкука есть информация о проводнике из «степных азов» [7. С. 67], ссылаясь на которую, многие исследователи считают, что «упоминание про степных азов позволяет полагать, что были еще азы горнотаежные (лесные)» [4. С. 49]. По мнению
Л.Р. Кызласова, И.В. Кормушина и Н.А. Сердобо-ва, некоторая часть азов, так называемые лесные или горно-таежные азы, обитали в высокогорных степях юго-западной Тувы и юго-восточного Алтая и отчасти по Саянскому хребту, т. е. в районе озера Кара-Холь и в верховьях рек Алаш и Ак-Суг. О том, что азы кочевали на Алтае рядом с карлуками, можно сделать вывод из строк надписи Кули-чора, в которых говорится, что герой надписи, воюя с карлуками, попутно захватил земли азов [8. С. 29]. Другая часть азов (основная), упоминаемая в надписи Тоньюкука как «степные азы», базировалась на север от Саян - на территории современной Хакасии, в непосредственной близости от кыргызов [1. С. 50-55; 9. С. 12]. Н.А. Сердобов, кроме того, полагает, что степные азы ориентировочно обитали в районе пос. Шанчы [4. С. 50]. Мы считаем, что говорить об обитании их в данном районе нет оснований. В 24-й строке надписи Тоньюкука проводник из степных азов в своей речи говорит: «Моя родная земля - Аз, ее зна(ю)... (Там) есть одна остановка, если отправиться по (реке) Аны, то до ночлега (останется) ход одной лошади» [7. С. 67]. По контексту ясно, что проводник говорит о земле, которая находится за Саянами - на территории современной Хакасии.
Путь к нему лежал из долины реки Ак-Тэрмэль (р. Ак-Суг в Туве) в долину реки Аны (р. Она в Хакасии) [10. С. 34].
Из строк орхонских рунических надписей, таким образом, трудно определить точное местоположение азов, поэтому можно лишь очертить возможные границы, где они могли кочевать. Учитывая все имеющиеся данные, все же считаем, что азы кочевали на обширной территории - в Горном Алтае, Западной Туве и Хакасо-Минусинских степях. При этом можно предположить, что упоминаются две ветви этого народа - саянская (степные азы), живущая в степях Хакасо-Минусинской котловины, и алтайская (горные азы), которая жила на территории Горного Алтая и Западной Тувы.
В Терхинской надписи, сделанной в честь уйгурского Элетмиш-кагана (Баян-чора), азы упоминаются при перечислении присут-ствовавших при установке памятника указанному кагану. Из этого можно заключить, что в уйгурское время (750840 гг.) азы продолжали проживать в Туве и, скорее всего, на тех же самых территориях. В строках надписи, среди прочих, названы «. семнадцать азских буюруков..» и «...азский Ашпа Тай-сенгун и его народ.» [11. С. 93], т.е. из азской среды вышло 17 гвардейцев и один военачальник. Таким образом, азы, обитавшие в Туве, были включены в военно-административную систему Уйгурского каганата. Данный факт говорит о высокой степени доверия уйгуров к азам. В то же время среди уйгурской элиты, присутствовавшей на поминках кагана, не упоминаются представители чиков -основного племени Тувы.
Упоминание в руническом памятнике древнекыргызского периода Хемчик-Чыргакы (Е 41) азов [12. С. 43-44], видимо, косвенно указывает на переселение части их в район долины р. Чыргакы (правый приток реки Хемчик), где был найден данный памятник. В нем говорится, что «немногочисленный народ азов и род кабай я взял на плечи (букв. на спину)» [12. С. 43], т.е. герой надписи вождь из азского рода кабай возглавил немногочисленное племя азов, часть которых в кыргызское время уже проживала в долине р. Хемчик. В то же время есть сведения о том, что часть азов — алты-азы (шестисоставные азы) жили в Центральной Туве. По мнению Д.Д. Васильева, «... упоминание этнонима Алты-аз (шесть азов. -Авт.) в тексте эпитафии позволяет несколько пересмотреть границы расселения азских племен» и «... находка памятника герою племени алты-аз в Центральной Туве на правом берегу Улуг-Хема позволяет предположить проникновение азов на северо-восток, далее установленной ранее грани-
цы» [13. С. 100]. Упомянутые выше факты могли, по-видимому, произойти именно в уйгурский период истории Тувы. Возможно, что во время восстания чиков в 750-751 гг. жившие в Туве азы приняли сторону уйгуров, что снискало доверие к ним с их стороны. Поэтому после ухода части чикских племен на запад на их освободившиеся земли переселились, видимо, азский род кабай и шесть племен азов. Таким образом, рассмотренные сведения говорят о том, что в кёк-тюркский и уйгурский периоды азы жили не только в высокогорных степях и тайге Северо-Западной Тувы, но и отчасти в бассейне рек Хемчик и Улуг-Хем.
Тюркские рунические памятники свидетельствуют о том, что в начале VIII в. кара-хольские азы, в силу географической близости территории Кара-Холя к Горному Алтаю, вместе с алтайскими азами входили в состав тюргешского государства, где ими управлял их главный вождь -эльтебер, в качестве наместника (тутука) тюр-гешского кагана [7. С. 41]. Л.Р. Кызласов по этому поводу писал: «. данные позволяют заключить, что в начале VIII в. северо-восточная граница возникшего в конце VII в. государства тюргешей (с центром в Семиречье) проходила по Черному Иртышу и юго-западным отрогам Алтая и что земля азов находилась под протекторатом тюргешей» [1. С. 50]. Большинство исследователей согласны с данным мнением и считают, что «. азы вообще были одним из тюргешских племен» [1. С. 50]. Так, по данным арабо-персидских авторов, в середине VIII в. «тюргеши (состоят из) тухсияанов и азианов» [14. С. 302] (если в персидских источниках азов называют азианами, то в арабских - аз-киши1) или, как читает В. В Бартольд, тухсийцев2 и азийцев. Он же предложил отождествление азий-цев с азами [16. С. 36]. Таким образом, азы вместе с племенем тухси (тогус) составили ядро племенного союза тюргешей.
Сами тюргеши, по-видимому, были алтайскими (местными) племенами - подданными кёк-тюркских каганов, которые после ослабления власти кёк-тюрков объединились и создали свое государство - Тюргешский каганат с центром в Семиречье. В то время тюргеши делились на два объединения (крыла) - сары (желтых) и кара (черных) тюргешей [17. С. 55]. При этом, видимо, ка-
1 В названии «азкиши» слово «киши» в тюркских языках имеет значение «человек», «люди». С.Г. Кляшторный здесь видит тюркское переосмысление тохарского этнонимического суффикса «ар» [15. С. 62. Прим. 60].
2 Этноним тухсийцы, или тухси, соответствует названию кыпчакского племени токсоба (девять родов). Возможно, данное племя имеет связь с южносибирским родом тогус.
ра-тюргеши считались старшими1, т. е. были восточным крылом, который во всех тюркомонгольских государствах всегда считался выше западного крыла.
Поскольку арабо-персидские авторы, касаясь тюргешей, писали о них как о двухсоставном народе, можно сделать вывод, что описанные арабскими и персидскими писателями племена тухси и азов и есть два крыла тюргешского государства: тухси или сары-тюргеши - западное, а азы или кара-тюргеши - восточное крыло2. По-видимому, в сары-тюргешском объединении доминировало племя тухси, в кара-тюргешском - азы. По этой причине «...в поздних письменных источниках вместо этнонима тюргеш чаще встречаются наименования их родов - тухси, азы» [19. С. 92]. Кроме того, о существовании отдельного государственного образования у азов говорится в генеалогическом сочинении персидского автора начала XIII в. Мерверруди, где в списке тюркских племен и народов Средней и Центральной Азии домонгольского времени есть упоминание о народе из области Аз3. Этот факт, видимо, указывает на самостоятельность азов после развала Тюргешского каганата.
Такая интерпретация согласуется с утверждением того, что тюргеши раньше обитали на территории Алтая. Доказательством этому может служить то, что у северных алтайцев сохранились этнонимы тюргеш в форме тиргеш [21. С. 49-50; 4. С. 83-84], а также тогус [21. С. 23, 186], что соответствует тухси4. Кроме того, как считает Н.А. Сердобов, некоторая часть тюргешей могла кочевать и в Западной Туве [4. С. 83-84]. На территории Хакасии название данного племени встречается на древнетюркской надписи памятника из Тубы (Е 37) [22. С. 67; 9. С. 126]. Позже, «во время существования Восточного и Западного Тюркского каганатов тюргеши постепенно были оттеснены и сосредоточились в основном в пределах Семиречья и Центрального Тянь-Шаня» [19.
1 Так как тюргеш-каганы были в основном из кара-тюргешей, а вожди западных сары-тюргешей носили имя Кули-чор [17. С. 55], который соответствует имени главы западного крыла тюрков тардуш-шада Кули-чора, известного по рунической надписи, оставленной в его честь. Такое совпадение имен глав западного крыла обоих государств наводит на мысль, что имя Кули-чор является, скорее всего, титулом или почетным именем.
2 В цветовой символике тюрков черный цвет (кара) обозначал понятие «главный, великий». Желтый цвет (сарыг) в тюркской космогонической символике иногда заменял белый цвет (ак) и обозначал западную сторону света. - См.: [18. С. 162, 176].
3 Данное название в сочинении записано как «лартилик», который Т.К. Чороев считает искаженным названием аз-эллик (из народа области Аз). - См.: [20. С. 76].
4 Связь тухси с половецким родом токсоба также не может
вызывать сомнения.
С. 92]. В более поздних арабо-персидских источниках азийцы упоминаются уже отдельно от тюргешей. Например, на карте ал-Идриси место обитания азкишей и тюргешей показано около оз. Балхаш [23. С. 60].
Таким образом, можно сказать, что до 711715 гг. территория Алтая и крайняя западная часть современной Тувы вместе с Кара-Холем, по всей видимости, входили в восточное крыло тюргеш-ского государства - объединение кара-тюргешей.
Как показало сопоставление и анализ этнонима азов с этимологией слова «кыргыз», происхождение азов связано с древними кыргызами. Самой распространенной версией этимологии названия «кыргыз» является высказанная в генеалогических преданиях современных киргизов связь происхождения этнонима кыргыз с сорока девушками (кырк кьгз). Эта версия имеет много вариантов. Идентичное предание о происхождении енисейских кыргызов от сорока девушке ханьской земли, вступивших в брак с мужчинами народа усцев, потомство которых дало начало енисейским кыр-гызам, представлено в относящейся к монгольскому периоду китайской хронике XIV в. «Юань-ши» [24. С. 59]. Во всех указанных случаях мы имеем дело с мифологическим сюжетом.
Эти версии этимологии этнонима кыргызов проливают свет на его происхождение. Данный этноним, традиционно читаемый в орхоно-енисейских рунических надписях как qirqiz, можно прочитать как qirq-az или qiriq-az ‘сорок азов’ (сорок племен или родов азов), что сделал монгольский тюрколог Л. Болд при прочтении текста Суджинской надписи [25. С. 151]. Мы согласны с данным прочтением, тем более что оно подтверждается сведениями сочинения «Раузат ас-Сафа» («Сад чистоты») персидского автора Мирхонда, в котором говорится, что «кыркызов называют ас(ами)» [26. С. 149]. В этом же сочинении сказано, что «... разъяснение (слова) “кыркыз” известно. “Кыркыз” на языке монголов (тюрков, находящихся под властью монголов и принявших эт-нополитоним «монгол». - Авт.) означает “сорок мужей”» [26. С. 149]. Предложенное «разъяснение» совпадает со вторым названием кыргызов, фигурирующим в арабо-персидских и китайских источниках, - кыркыр или кыркар5, из которого
5 В китайских исторических сочинениях этноним кыргыз в разное время записывался по-разному: цзэгунь (гэкунь), цзяньгунь (гянькунь), цигу, гегу, сяцзясы. С.Е. Яхонтов, анализируя указанные транскрипции, пришел к выводу, что исходными формами первых четырех вариантов, вероятнее всего, является форма кыр-кур. А для последнего варианта исходной формой была - кыркус или кыркыс [См.: 27. С. 117]. Тут нетрудно увидеть смену древнего названия кыркур = кыркар (кырк+эр ‘сорок мужей’) на новую
можно вычленить две составляющие этого этно-
¿9 £ 51
нима: кырк сорок ; ар, эр мужчина, муж .
Обе вышеуказанные этимологии (кырк-аз и кырк-эр) говорят о происхождении кыргызов от сорока подразделений. Таким образом, многие древние письменные источники свидетельствуют, что происхождение указанного этнонима связано с сакральным для кыргызов числом сорок. Например, в эпосе у Манаса было сорок витязей, дружинников-чоро или, как выше сказано, сорок девушек.
Исходя из вышесказанного, мы выдвигаем следующую гипотезу происхождения кыргызов: на территории Хакасии из древнего азского союза племен по каким-то причинам выделились сорок родов азов, которые, смешавшись с местными племенами, образовали отдельный народ, поэтому кыргызы изначально имели два имени. Этноним кыркар, т.е. сорок родов, был известен соседям кыргызов с древних времен. Возможно, так их называли ираноязычные соседи, и через них он дошел до китайцев. Китайцы, по-видимому, узнали собственную тюркскую этнонимику во времена Танской империи2, поэтому в ранних китайских летописях кыргызов называли кыркурами, начиная с танского периода стали отражать данный этноним как кыркузы.
Исходя из вышесказанного, можно предположить, что отюреченные осколки крупного племенного объединения азов вошли в состав таких тюркских племенных союзов, как кыргызы (кырк-азов), тюргеши (алтае-тувинские азы). Постепенно название «кырк-аз» с течением времени превратилось в «кыркыз». Название «кыргыз», видимо, изначально не было самоназванием выделившихся сорока азов, так как в енисейских надписях Тувы и Хакасии, которые, как известно, сделаны в древнекыргызское время (ГХ-Х! вв.), оно ни разу не упоминается3. Данное название упоминается только в больших орхонских надписях, оставленных в честь кёк-тюркских и уйгурских каганов и крупных вельмож (Кюль-тегину, Бильге-кагану, Тонь-
кыркус = кыркас, во времена Танской империи ^Н-Х вв.). - См.
об этом: [28. С. 181].
1 Суффикс -ар, видимо, является тохарским этнонимическим окончанием, который имеет значение ‘люди, человек’. В тюркских языках он заменялся словом киши ‘человек, люди’. (См.: [15. С. 62, прим. 60]). Есть много примеров образования тюркских этнонимов с помощью данного суффикса - авар, хазар, булгар и т.д.
2 После разгрома Тюркского каганата в Китай было переселено много тюркских племен. Танские императоры сами имели «кочевое» происхождение.
3 Название кыргыз один раз встречается только в Суджинском
памятнике, да и то этот памятник поставлен не на основных землях
проживания кыргызов. Скорее всего, он был установлен не для кыргызского, а для другого читателя.
юкуку, Элетмиш-Бильге-кагану (Баян-чору) и Бё-гю-кагану), т.е. не кыргызских надписях.
Таким образом, связь азов с кыргызами несомненна, тем более, что в надписи Тоньюкука повествуется о самоотверженном поступке проводника из степных азов (сд^1 аг), поведшего тюркское войско в кыргызские земли не тем путем и поплатившегося за это своей жизнью. Данный факт говорит о близком родстве кыргызов и степных азов. Кроме того, возможно также и то, что степные азы могли быть кырк-азами.
Предполагается, что в рассматриваемое время азы были тюркоязычными, при этом некоторые ученые допускают, что ранее они говорили на языке иной группы и лишь постепенно были отю-речены. Это мнение поддерживал В. В. Бартольд, который был склонен считать азов енисейско-язычным племенем [29. С. 42-43]. Он писал, что «среди народов, упоминаемых в надписях нетурецкого происхождения, был, может быть, народ аз...» [29. С. 42].
Изучая азов, нужно отметить схожесть их этнонима с названием ираноязычного племени асов-аланов, пришедших в Прикаспий и Кавказ с Востока. Существует мнение, что аланы сформировались на территории «царства Кангюй» (Приара-лье) при участии юечжей (тохар), усуней и самих кангюйцев [30. С. 128]. При этом некоторые ученые считают, что усунь есть китайская передача названия асиан [31. С. 233; 30. С. 82]. Возможно, алан часто именуют асами потому, что в их этногенезе участвовали асианы-усуни. По данным китайских источников, они жили в Семиречье, там же, где и в более поздние времена обитало одно из племен тюргешей - азианы (по персидским источникам) или азкиши4 (по арабским трудам). Как видно, персидское название азов созвучно этнониму асиан. Данный факт наводит на мысль, что азы являются отюреченными потомками асианов-усуней. Поэтому, на наш взгляд, часть семиречен-ских асиан были вовлечены в переселенческий поток вместе с предками кёк-тюрков с Восточного Туркестана на Алтай и дальше в Туву и Хакасию, где они стали известны как азы5. Дополнительным
4 Азкиши - переводится с тюркских языков как az kisi «азский человек».
5 Часть асиан или асов, войдя в состав племенного союза аланов, вместе с ними переселились в Предкавказье, где их стали называть аланами и асами [30. С. 128]. Есть также гипотеза о том, что часть кавказских асов-аланов двинулись дальше на запад и осели рядом с германскими племенами, впоследствии ассимилировались. Их следы можно найти только в германских мифологических сказаниях - сагах, где асами (др.-исл. ass) называют основную группу богов, возглавляемую Одином [см.: 32. С. 119], т.е. племя богов. В ряде средневековых северогерманских (исландских) саг (в «Прологе» к «Младшей Эдде» и в «Саге об Инглин-
аргументом в пользу данной гипотезы является сюжет генеалогической легенды усуньских царей, который в некотором роде совпадает с генеалогической легендой древних тюрков [31. С. 233]1.
Среди родоплеменных групп Южной Сибири потомками азов на сегодняшний день являются алтайские роды: тёрт-ас (алт. «четыре аза») [61], дьети-ас (алт. «семь азов»)2 и байлагас (алт. «многочисленные азы»)3. Как мы видим, потомки азов до сих пор живут на Алтае, где был центр их земель. При этом родоплеменных названий, связанных с азами у тувинцев и хакасов, мы не видим, хотя на территории Тувы и Хакасии они, несомненно, жили. И поэтому встает вопрос: почему у западных тувинцев мы не наблюдаем родоплеменных названий, связанных с азами? На данный вопрос у нас есть удовлетворительный ответ. В современной Туве на Кара-Холе (древней земле тувинских азов) мы находим такие родоплеменные группы, как кужугеты, хертек-сояны и др. Из них нас интересуют кужугеты (тув. кужугет). Мы попробовали найти этимологию их названия и пришли к выводу, что корень его происходит от тюркского слова kicйg, kйcйk ‘маленький, малый, небольшой’ [64] + монгольское окончание множественного числа -(у)т, которое широко распространено среди тувинских этнонимов.
Из вышеописанного мы знаем, что тувинские азы были только небольшой частью всего азского племенного союза, что отразилось в их самоназва-
гах») рассказывается о происхождении асов из Азии. Некоторые ученые, в частности шведский археолог Б. Салин, пытались доказать, что рассказ этот имеет историческую основу [См.: 32. С. 120].
1 Для того, чтобы проверить изложенные гипотезы, нужно узнать этимологию этнонима аз. Искать истоки этого слова, по нашему мнению, надо в первую очередь в индо-иранских языках. На наш взгляд, есть три более или менее подходящие версии этимологии данного этнонима. По первой версии корень указанного этнического названия произошел от слов, обозначающих понятие «неба»: хот.-сак. asa [33. С. 48] и др.-перс. asman [34. С. 239] ‘небо’. Возможно, кроме значения ‘небо’, слово as имело также значение ‘бог, божество’, что видно из германских мифологических сказаний (саги), где асами (др.-исл. ass) называют основную группу богов, возглавляемую Одином [32. С. 119]. То же самое мы видим при сопоставлении указанного слова с древнеенисейскими языками, где es, as также означает ‘бог, небо’ [35. С. 156]. По этой причине мы считаем, что происхождение тюркского этнонима аз связано с названием иранского племени асиан, которое означает «небесные». Эта этимология созвучна с этнонимом kok-türk, который также можно перевести как «небесные тюрки» [36]. Вторая и третья версии связаны с тотемистической инерпретацией, например, ср.-перс. az или azak ‘козел, коза’ [34. С. 292] и др.-перс. asa ‘лошадь’ [34. С. 293]. При этом вторая версия вписывается в серию аналогий с кёк-тюрками: во-первых, кроме указанного выше, у обоих народов есть предание об участии волка в судьбе правящих родов; во-вторых, у кёк-тюрков каганской тамгой было изображение стилизованного горного козла.
2 Является тёлёским родом [См.: 21].
3 Байлагасы входят в состав алтай-кижи и тубаларов [См.: 21. С. 167].
нии, встречающемся в рунической надписи из Хемчик-Чыргакы (Е 41) - аз аз ‘немногочисленные азы’. В то же время алтайские азы, видимо, называли себя многочисленными азами, что видно из названия современного алтайского рода байла-гас. Мы полагаем, что впоследствии в самоназвании аз аз слово аз («маленький») заменили синонимом кючюг («маленький»), и тувинские азы
4
стали называться кючюг-азами , которых в монгольскую эпоху, видимо, стали называть с монгольским окончанием множественного числа кю-чюгютами , т.е. кужугетами. Такая метаморфоза произошла и со многими другими тюркскими этнонимами.
Подытоживая, можно сказать следующее: возможно, предками азов были ираноязычные племена, которые, переселившись в Саяно-Алтайское нагорье, подчинили местное население и ассимилировали его. Такому выводу не противоречат и данные археологии, которые говорят, что в Туве в дотюркские времена жили племена, близкие по культуре скифо-сакским племенам Средней Азии и Причерноморья. По этому поводу М. Х. Маннай-оол считает, что «... вполне возможно, что некоторые сакские племена Казахстана через посредство майэмиро-пазырыкских племен Алтая проникли в Туву и приняли участие в этническом составе уюкских племен» [6. С. 30]. Из этого можно заключить, что в скифское время на территории Сая-но-Алтая верхушку племенных союзов составляли ираноязычные пришельцы, а низшие слои занимало местное угорское, самодийское и кето-енисейское население. Это все сообщество в гунно-сарматское и древнетюркское время было тюркизировано. Затем отюреченные осколки крупного племенного объединения азов вошли в состав тюркских племенных союзов - кыргызов (кырк-азов), тюргешей (алтае-тувинские азы) [1. С. 50]. При этом алтае-тувинские азы, видимо, в древнетюркское время были основным населением Восточного Алтая и СевероЗападной Тувы. В современной Туве их потомками, скорее всего, являются представители родоплеменной группы кужугетов.
Таким образом, в данной статье нами рассмотрен один из важных вопросов этнической истории предков тувинцев, так как, по устоявшемуся мнению, азы являются одним из двух известных из письменных источников основных племенных объединений древнетюркского времени, которые
4 Данную гипотезу подтверждает тот факт, что у хакасов есть род кбчшгес, название которого можно расшифровать как кбС1к~кйсйк+а8 [См.: 39. С. 12].
5 В русских письменных источниках их называли кучугуты, кучюнгуты [См.: 6. С. 99; 39. С. 12].
оказали значительное влияние на этногенез тувинцев. Подводя итог полученным результатам, мы хотели бы сказать, что представленные в данной работе выводы не претендуют на истину в последней инстанции. Поэтому дальнейшее глубокое изучение данного вопроса требует проведения специального комплексного исследования с широким привлечением лингвистических, археологических, этнографических и письменных данных, которое даст возможность подтвердить или опровергнуть выдвинутые здесь гипотезы и предположения.
ЛИТЕРАТУРА
1. Кызласов Л.Р. История Тувы в средние века. М.: Изд. МГУ, 1969. 211 с.
2. Вайнштейн С.И. Очерк этногенеза тувинцев // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1957. Вып. V. С. 178-214.
3. Сердобов НА. Современное расселение носителей тувинских этнонимов // УЗТНИИЯЛИ. Кызыл, 1970. Вып. XIV. С. 66-107.
4. Сердобов Н.А. История формирования тувинской нации. Кызыл: Тув. кн. изд., 1971. 482 с.
5. Маннай-оол МХ. Об этническом составе населения Тувы (I тыс. до н.э. - I тыс. н.э.) // Ученые записки ТНИИЯЛИ. Кызыл, 1970. Вып. XIV. С. 108-126.
6. Маннай-оол МХ. Тувинцы: Происхождение и форми-рование этноса. Новосибирск: Наука, 2004. 166 с.
7. Малое С.Е. Памятники древнетюркской письменности. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1951. 451 с.
8. Clauson G., Tryjarski E. The Inscription at the Ikhe Khushotu // Rocznik orientalistyczny. 1971. T. XXXIV, z. 1. P. 9-33.
9. Кормушин И.В. Тюркские енисейские эпитафии. Тексты и исследования. М.: Наука, 1997. 303 с.
10. Кызласов Л.Р. История Южной Сибири в средние века. М.: Высшая школа, 1984. 167 с.
11. Кляшторный С.Г. Терхинская надпись // Советская тюркология. 1980. № 3. С. 82-95.
12. Монгуш Б.Б. К прочтению десятой строки надписи из
Хемчик-Чыргакы // Письменное наследие тюрков: Тезисы
Международного симпозиума, посвященного 110-летию дешифровки орхоно-енисейской письменности и 100-летию выхода в свет труда
Н.Ф. Катанова «Опыт исследования урянхайского языка» (14—17 октября 2003 г., г. Кызыл). Кызыл, 2003. С. 43-44.
13. Васильев Д.Д. Тюркская руническая надпись из окрестностей Баян-Кола // Советская тюркология. 1976, № 3. 97-101.
14. Minorsky V Hudud al-Alam “The Regions of the World”. A Persian geography 372 A.H. - 982 A.D. / Translated and explained by V. Minorsky, with the preface by V.V. Barthold. - Oxford: Oxford University Press, 1937. 524 p.
15. Кляшторный С.Г. Кангюйская этнотопонимика в орхонских текстах // Советская этнография. 1951. № 2. С. 54-63.
16. Бартольд В.В. Очерк истории Семиречья // Бартольд В.В. Сочинения. Т. II, ч. 1. М.: Изд. Вост. лит-ры, 1963. С. 23-108.
17. Источниковедение Кыргызстана (с древности до конца XIX в.). 2-е изд., доп. Бишкек: Илим, 2004. 372 с.
18. Кононов АН. Семантика цветообозначений в тюркских языках // Тюркологический сборник. 1975. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1978. С. 159-180.
19. Караев О. Народы Центральной Азии и государство Караханидов // Историко-культурные связи народов Центральной Азии. Улан-Удэ : Бурятский филиал СО АН СССР, 1983. С. 91-100.
20. Чороев Т.К. «Тарих» Мубаррак-шаха Мерверруди как источник по истории тюркских народов Средней и Центральной Азии // Гуманитарные науки в Сибири. 1994, № 4. С. 75-77.
21. Потапов Л.П. Этнический состав и происхождение алтайцев. Историко-этнографический очерк. Л.: Наука. Лен. отд., 1969. 239 с.
22. Молов С.Е. Енисейская письменность тюрков. М.; Л.: Изд. АН СССР, 1952. 118 с.
23. Кумеков Б.Е. Расселение тюркоязычных племен на территории современного Казахстана на карте ал-Идриси (XII в.) // Этнические и историко-культурные связи тюркских народов СССР: Тезисы докл. и сообщ. Всесоюзной тюркол. конф. (Алма-Ата, 27-29 сентября 1976 г.). Алма-Ата: Изд. «Наука» Казах. ССР, 1976. С. 59-60.
24. Кычанов Е.И. Сведения в «Юань ши» о переселениях киргизов в XIII веке // Известия Академии наук Киргиз ской ССР. Т. V, вып.
1. Серия общественных наук. 1963. С. 59-65.
25. Болд Л. Орхон бичгийн дурсгал II. Улаанбаатар: «Соёмбо» принтинг ХХК-д хэвлэв, 2006. 330 с.
26. Угдыжеков С А. Социальная структура раннесредне-вековых кыргызов. Абакан: Изд. ХГУ им. Н.Ф. Катанова, 2003. 168 с.
27. Яхонтов С.Е. Древнейшие упоминания названия «киргиз» // Советская этнография. 1970, № 2. С. 110-120.
28. Малявкин А.Г. Историческая география Центральной Азии. Новосибирск: Наука, 1981. 336 с.
29. Бартольд В.В. Двенадцать лекций по истории турецких народов Средней Азии // Бартольд В.В. Сочинения. М.: Наука. Гл. ред. вост. лит-ры, 1968. Т. V. С. 19-192.
30. Габуев ТА. Ранняя история алан (по данным письменных источников). Владикавказ: Иристон, 1999. 148 с.
31. Восточный Туркестан в древности и раннем средневековье: Очерки истории. М.: Наука. Глав. ред. вост. лит., 1988. 456 с.
32. Мифы народов Мира. М.: Сов. энциклопедия, 1987. Т. 1. (А-К). 671 с.
33. Языки мира: Иранские языки III. Восточноиранские языки. М.: Индрик, 1999. 343 с.
34. Расторгуева В.С., Эдельман Д.И. Этимологический словарь иранских языков. М.: Изд. фирма «Вост. лит.» РАН, 2000. Т. 1. 327 с.
35. Старостин С.А. Праенисейская реконструкция и внешние связи енисейских языков // Кетский сборник. Антропология, этнография, мифология, лингвистика. Л.: Наука. Ле-нингр. отд., 1982. С. 144-237.
36. Giraud R. L’Empire des turcs célestes. Les règnes d’Elterich, Qapghan et Bilga (680-734). Contribution à l’hisoire des Turcs d’Asie Centrale. Paris: Librairie d’Amerique et d’Orient, 1960. 221 p.
37. Древнетюркский словарь. Л.: Наука, Ленингр. отд., 1969. 670 с.
38. Большой турецко-русский словарь / А.Н. Баскаков и др.: 200000 слов и словосочетаний. 2-е изд. М.: Рус. яз., 1998. 966 с.
39. Бутанаев В.Я. Происхождение хакасских родов и фамилий. Абакан: УПП «Хакасия», 1994. 93 с.