ПРОГРЕССИВНЫЕ ТРАНСПОРТНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ В РАЗВИТИИ ВНЕШНЕЭКОНОМИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ
Федотова Ю.И., аспирантка, Федеральное государственное образовательное бюджетное учреждение высшего профессионального образования «Московский государственный университет путей сообщения» (МНИТ)
В статье рассмотрены современные методы и принципы организации контейнерных перевозок. Показаны возможности применения
прогрессивных транспортно-технологических систем как инструмента развития внешнеэкономических связей.
Ключевые слова: транспорт, транспортное обслуживание, транспортно-технологические системы, внешне-экономические связи, смешанные перевозки.
ADVANCED TRANSPORTATION TECHNOLOGY SYSTEMS IN THE DEVELOPMENT OF FOREIGN ECONOMIC RELATIONS
Fedotova Y., The post-graduate student, Federal State budget institution of higher education «Moscow State University of Railway Transport»
(MIIT)
The article deals with modern methods and principles of container traffic. The possibilities of application of advanced transportation technology systems as a tool of international relations.
Keywords: transportation, transportation services, transportation and processing systems, external economic relations, multimodal transport.
Транспорт (от лат. transporto - перемещаю) - сфера услуг, осуществляющая перевозки людей и грузов. Транспорт включает совокупность путей сообщения и подвижных перевозочных средств, а также различных сооружений и устройств, обеспечивающих их нормальную работу.
В международном разделении труда транспорту отведена особая роль, от его работы во многом зависят эффективность, качество и развитие внешней торговли, он завершает процесс производства в сфере внешнеэкономической деятельности, активно влияет на характер, глубину и результаты международного обмена. Такие внешнеторговые операции, как международная торговля товарами, производственная кооперация, деятельность предприятий с иностранными инвестициями, туризм, выставки, торговля услугами, требуют непосредственного участия транспорта.
Знание конкретной транспортной ситуации, выбор рациональных транспортных направлений позволяют участникам внешнеэкономической деятельности (экспортерам, импортерам) внешнеэкономической деятельности (экспортерам, импортерам) избежать ошибок в договорной практике, повысить эффективность своих внешнеторговых операций.
Транспортные операции начинают и завершают процесс реализации внешнеторговой сделки купли-продажи, при этом заметно влияют на контрактную цену товара.
В современных рыночных условиях экспортеру и импортеру (грузоотправителю или грузополучателю) сложно ориентироваться в динамично изменяющихся транспортных ситуациях. Поиск рациональных путей транспортного обслуживания, направлений перевозок и способов доставки товаров, форм и методов организации, управления перевозочным процессом становится важным фактором развития и функционирования внешней торговли.
Конкретные транспортные ситуации возникают под влиянием конъюнктуры международных товарных рынков, рынков транспортных услуг, конференциальных союзов, ассоциаций, связанных с внешнеэкономической деятельностью. Все это определяет необходимость выделения и применения норм законодательства отдельных стран в области транспорта, международных конвенций, соглашений, правил, регламентирующих международные перевозки.
Транспортный фактор во внешней торговле - это совокупный результат воздействия транспортного обеспечения и транспортного обслуживания на результаты внешнеэкономической деятельности.
Транспортный фактор характеризует уровень затрат на доставку товаров от поставщика к потребителю, которые определяются оценкой количественных и качественных характеристик транспортного обслуживания.
К факторам, которые формируют транспортное обслуживание, относятся государственно-политические, естественно-географические, технико-эксплуатационные, торгово-экономические, социальные, инновационные, инвестиционные и прочие. Наибольшее значение имеют первые четыре группы факторов.
К государственно-политическим факторам относятся:
- характер взаимоотношений государств, осуществляющих внешнеэкономические связи, включая и страны, через территорию которых выполняется транзитная доставка грузов;
- транспортная и торговая политика стран, союзов, международных ассоциаций, участвующих в транспортном обеспечении внешнеэкономических связей;
- государственное экономическое и коммерческо-правовое регулирование транспортной деятельности;
- совершенствование нормативно-правовой базы отечественного транспорта и транспортной деятельности в России с учетом международных правовых норм;
- осуществление реформ на уровне транспортных предприятий, направленных на улучшение финансово-экономических результатов их деятельности и повышение эффективности транспортного процесса;
- принятие мер по улучшению управления государственной собственностью и по регулированию естественных монополий;
- государственное содействие формированию и расширению рынков транспортных услуг, развитию предпринимательства и здоровой конкуренции как фактора снижения издержек и повышения качества транспортного обслуживания предприятий;
- реализация общеэкономической тенденции перехода к системе свободного ценообразования с учетом влияния свободных транспортных тарифов на платежеспособный спрос на перевозки.
Естественно-географические факторы — это:
- природные и климатические особенности стран и регионов, в -которых осуществляется транспортное обеспечение внешнеэкономических связей;
- степень развития отдельных видов транспорта общего пользования, зависящих от географических особенностей страны, размеров ее территории, исторических условий формирования транспортной сети;
- сезонность перевозок и работы отдельных видов транспорта общего пользования;
- состояние метеорологической обстановки.
Технико-эксплуатационные факторы включают:
- уровень научно-технического прогресса на отдельных видах транспорта;
- уровень навигационного обслуживания;
- уровень развития отдельных прогрессивных транспортно-технологических систем;
- регулярность и качество транспортного обслуживания;
- технико-эксплуатационные характеристики транспортных средств, перегрузочной техники;
- транспортную характеристику перевозимых внешнеторговых грузов;
- безопасность и надежность работы технических средств и безопасность движения транспортных средств на отдельных видах транспорта;
- контроль за выполнением нормативных требований эксплуатации технических средств;
- квалификацию кадров, обслуживающих транспортную технику и отвечающих за ее состояние и эксплуатацию.
Экономические факторы включают:
- сотрудничество в международных транспортных организациях и реализацию международных соглашений в области транспорта;
- государственную систему контроля за деятельностью российских транспортных предприятий и предпринимателей в области международных перевозок и иностранных перевозчиков на территории страны;
- защиту и поддержку деятельности транспортных предприятий и предпринимателей на внешних рынках;
-создание необходимых условий развития транспортной инфраструктуры общеевропейского значения.
В международном товарообмене транспорт занимает особое место. Рыночные отношения предъявляют к транспорту жесткие требования по ускорению времени доставки грузов и пассажиров при минимизации затрат на транспортировку. Между производителем груза и его потребителем создается сложная система транспортных взаимоотношений, которая должна обеспечить высокий уровень качества транспортного обслуживания грузовладельцев.
Совершенствование транспортных технологий и транспортной техники является главным направлением стратегии развития транспорта и важнейшим условием повышения безопасности и экологичности транспортных процессов.
Основными направлениями совершенствования транспортных технологий в настоящее время являются:
• интеграция производственных и транспортных процессов, развитие транспортной логистики;
• использование интермодальных технологий и контейнеризация системы товародвижения;
• применение экологически-ориентированных и ресурсосберегающих транспортных технологий;
• информатизация всех аспектов транспортного процесса.
В современном мире формирование единого транспортного пространства и общего рынка транспортных услуг идет по пути создания мультимодальных коридоров, применения основанной на принципах интермодализма унифицированной технологии перевозок как основы интеграции национальных транспортных систем в мировую транспортную систему.
Существующая сеть терминалов и терминальных комплексов, даже с учетом строящихся и реконструируемых объектов терминального назначения, не соответствует в должной мере требованиям широкого развития терминальной системы организации перевозочного процесса по дорогам, входящим в состав транспортных коридоров. В отдельных крупных городах, промышленных центрах и транспортных узлах, примыкающих к транспортным коридорам, практически нет объектов терминального назначения, что снижает качество транспортно-экспедиционного обслуживания участников перевозочного процесса, не позволяет внедрять терминальную технологию во всех звеньях перевозок грузов в международном автомобильном сообщении.
Повышение цен на энергоносители существенно увеличивает себестоимость перевозок на всех видах транспорта, отражается на уровне провозных плат. Кроме того, различные виды транспорта имеют преимущества и недостатки, умелое использование и нивелирование которых позволяет не только снизить транспортные расходы грузовладельца при выполнении каждой конкретной перевозки, но и сократить сроки доставки грузов конечным потребителям, повысить качество транспортного обслуживания владельцев грузов.
По количеству видов транспорта, участвующих в доставке товаров, транспортные системы делятся на одновидовые (юнимодальные) и многовидовые (мультимодальные или интермодальные).
Юнимодальная перевозка - это перевозка грузов одним видом транспорта и одним или несколькими перевозчиками. В случае лишь одного перевозчика, он оформляет свой собственный транспортный документ, т.е. накладную, коносамент и т.д. Если участвуют более одного перевозчика, например, когда осуществляется перевозка из одного порта через второй порт в третий порт с перевалкой в промежуточном порту, один из перевозчиков может выдать сквозной коносамент, который покрывает всю перевозку. В зависимости от статей на обратной стороне сквозного коносамента, выдающий его перевозчик может нести ответственность за всю перевозку от порта до порта или только за ту ее часть, которая осуществляется на борту собственного судна. Практически аналогичным порядком оформляются и накладная СМГС на
перевозку грузов в прямом международном сообщении.
На рисунке 1 показана классификация смешанных перевозок.
Интермодальная перевозка - это когда доставка грузов осуществляется несколькими видами транспорта по единому транспортному документу и взаимоувязанному расписанию движения под контролем компании-оператора, т.е. единого хозяина, который несет ответственность за сроки доставки, сохранность груза и согласованность звеньев транспортного процесса. Как правило, такой компанией является железнодорожная, морская или контейнерный консорциум (ответственная по соглашению группа перевозчиков от разных видов транспорта). Это смешанные перевозки «от двери до двери» под единым руководством, по одному транспортному документу и по единой (сквозной) ставке тарифа. В отличии от посредника (брокера, агента), выступающего в транспортном процессе в качестве представителя грузовладельца от его имени и за его счет, оператор интермодальной перевозки действует как самостоятельное юридическое лицо. Он заключает договор с грузовладельцем и полностью освобождает его от забот и проблем, связанных с доставкой груза от склада отправителя до склада получателя. Оператор связан также договорами с перевозчиками разных видов транспорта.
Сегментированная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность лишь за часть перевозки, осуществляемой им самим. Он может выдать коносамент на интермодальную или комбинированную перевозку.
Мультимодальная перевозка возникает, если перевозчик, организующий транспортировку, принимает ответственность за всю перевозку с выдачей соответствующего документа о мультимодальной перевозке, а другие взаимодействующие с ним виды транспорта функционируют как клиенты, оплачивающие услуги.
Комбинированная перевозка - это перевозка грузов в одном и том же грузовом или транспортном средстве путем комбинации различных видов транспорта (автомобильного, железнодорожного и водного).
В результате международной торговой сделки коммерческая сторона, несущая расходы и риски за транспортировку проданных товаров, должна организовывать международную перевозку груза от места его зарождения до места его потребления. Эта перевозка пересекает границы и требует использования нескольких видов транспорта и перевалки груза с помощью различного оборудования. Смешанная перевозка становится интермодальной и требует координации между видами транспорта и пунктами перевалки, а также установления ответственности за эту координацию.
Так же как и у других видов смешанных перевозок, главной целью мультимодальной перевозки является перемещение товаров в место назначения в нужное время, в хорошем состоянии и, по возможности, низкой цене. Одна из ее отличительных особенностей заключается в том, что для облегчения перемещения товаров она обеспечивает постоянный контроль и ответственность со стороны одного оператора за все звенья процесса транспортировки. Этот вид перевозки нацелен на выполнение требований отдельного груза, независимо от используемых видов транспорта. Это может считаться наиболее важным и решающим аспектом смешанной перевозки грузов в международной торговле.
Основными причинами, которые ведут к использованию мультимодальной и интермодальной видов перевозок являются:
1. географические соображения: если транспортная операция является межконтинентальной, она требует использования двух или более видов транспорта и соответствующего перевалочного оборудования;
2. экономические соображения: преимущества массовых перевозок и возможная экономия масштаба на определенных звеньях транспортного процесса;
3. экологические соображения: преимущество определенных мультимодальных и интермодальных вариантов, таких как, комбинированные перевозки, ближние морские перевозки и т.д., благодаря ценовой политике, взимающей внешние (например, экологические) сборы с некоторых видов транспорта;
4. социальные соображения: преимущества определенных мультимодальных и интермодальных вариантов, обеспечивающих достаточное время для отдыха водителей между двумя операциями в условиях, например, ограничения продолжительности управления автомобилем в некоторых странах;
5. соображения регулирования: в результате регулирования технических аспектов в некоторых странах определенные виды транспортных средств не могут использовать имеющиеся возможности
Смешанные перевозки
Интермодальные Последовательные перевозки несколькими видами транспорта в одной и той же грузовой единице без перегрузки самого груза при перевалке на другой вид транспорта, организуемая одним из перевозчиков
А-модальные
Перевозки с участием двух и более видов транспорта, управление которыми осуществляется из единого диспетчерского центра
Сегментированные (раздельные) Перевозчик, организующий перевозку, несет ответственность только за часть перевозки, осуществляемую им самим
Мультимодальные (транс модальные)
Один из перевозчиков организует всю транспортировку, несет ответственность в течение всего процесса перевозки и выдает единый перевозочный документ. Другие перевозчики взаимодействуют с ним, выступая в качестве его “клиентов”
Комбинированные Интермодальные перевозки, при которых большую часть пути груз следует по железной дороге или по морю, и лишь на начальной и/или конечной части маршрута перевозится автотранспортом
4
Железнодорожно- Автомобильно- Железнодорожно-
водные водные автомобильные —
1
ROLL ON-ROLL OFF (“PO-PO”) T ехнология, позволяющая вкатывать и выкатывать автомобили с грузом с корабля и на него
Би-модальные (роудрейлерные) Перевозка в составе поезда полуприцепов и кузовов, оснащенных комбинированной автомобильножелезнодорожной ходовой частью
“Бегущее шоссе” транспортировка автомобиля с прицепом или полуприцепом на жд платформе с пониж. уровнем пола
“ПЕГГИ-БЭК” перевозка трейлера, прицепа или съемного кузова без водителя и без тягача на жд платформе
Рис. 1. Классификация смешанных перевозок
транспорта.
Примером интермодальной системы являются транзитные грузоперевозки товаров международной торговли в крупнотоннажных контейнерах по Транссибирской магистрали. Сущность этой логистической интермодальной транспортной системы заключается в единстве всех звеньев логистической транспортно-технологической цепи, обеспечивающей доставку грузов во все концы земного шара с использованием сквозного тарифа по единому перевозочному документу под управлением единого оператора.
Необходимым условием функционирования интермодальной системы является наличие информационной системы, с помощью которой осуществляется исполнение заказа (договора грузоперевозщика), т.е. планирование, степень использования которых определяет уровень конкурентоспособности различных логистических транспортных систем на мировом рынке транспортных услуг. Принцип внедрения новых форм взаимодействия всех звеньев транспортной цепи, особенно важен для функционирования интермодальной транспортной системы, поскольку эффективность такой системы существенно зависит от ее организации. Гарантом и организатором взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в системе является оператор международной интермодальной доставки грузов. Наличие оператора определяет схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи в коммерческо-
правовом, организационно-технологическом и финансово-экономическом аспектах, а также ряд отличительных признаков, относящихся к коммерческо-правовому аспекту функционирования интермодальной транспортной системы, в числе которых:
• единый транспортный документ международного образца;
• доставка «от двери до двери» либо в других границах, предусмотренных единым транспортным документом;
• единая ответственность за исполнение договора и сохранность груза;
• единая сквозная ставка фрахта.
Схему взаимодействия всех звеньев транспортной цепи интермодальной транспортной системы можно назвать последовательно централизованной, а при смешанных раздельных грузоперевозках - последовательной.
Основные элементы сервиса интермодальных перевозок обеспечивают:
• сокращение сроков доставки грузов от грузоотправителя грузополучателя за счет сокращения времени на выполнение погрузочноразгрузочных операций в пунктах перевалки укрупненных грузовых мест;
• регулярность доставки грузов на основе внедрения автоматизированных систем слежения за продвижением укрупненных грузовых
мест и порожних средств укрупнения грузов и осуществления координации работы всех звеньев мультимодальных транспортно-технологических систем;
• повышение уровня качества перевозки и сохранности перевозимых грузов на основе использования средств укрупнения грузов, осуществления без перегрузочной доставки, ввода в обращение поездов повышенного качества;
• снижение затрат перевозчиков, осуществляющих доставку грузов «от двери до двери» различных видов транспорта, рациональное использование пропускной способности портов, станций, терминалов благодаря специализированному перевозочному, перегрузочному и складскому оборудованию;
• сокращение административно-управленческих расходов, включая расходы на информацию и связь;
• автоматизацию и комплексную механизацию погрузочно-разгрузочных работ и ликвидацию на этой основе тяжелого ручного труда;
• экономию лесоматериалов, металла, тканей и прочих материалов за счет использования средств укрупнения грузов многообразного использования;
• сокращение документооборота и финансовых опереций.
В интермодальной системе благодаря эмерджентному эффекту результат деятельности системы оказывается выше, чем сумма отдельных частных результатов.
Одним из принципов эффективного взаимодействия всех звеньев транспортной цепи является готовность партнеров к кооперации на основе понимания своей роли в логистической транспортной системе. Возможность применения передовой технологии грузоперевозочного процесса обусловлена уровнем развития транспортной инфраструктуры, которую можно разделить на два основных элемента - терминалы и транспортные пути.
В настоящее время наиболее распространенными в интермодальных (мультимодальных) перевозках являются следующие системы: контейнерная (контейнер - тип средства укрупнения грузов); пакетная (пакет - тип средства укрупнения груза); паромная (паром - тип морского (речного) транспортного судна); ролкерная (ролкер - тип морского (речного) транспортного судна); лихтеровозная (лихтеровоз
- тип морского транспортного судна).
Различия между паромной и ролкерной системой состоит в том, что на паромах перевозят, как правило, железнодорожные вагоны на короткие морские или речные расстояния по четко отработанному расписанию, а на ролкерах - преимущественно трейлеры и колесную технику на линиях, имеющих более длинное плечо.
Если контейнеры загружаются у грузоотправителя пакетированной продукцией, то в этом случае следует вести речь не о контейнерно-пакетной, а не о контейнерной системе, поскольку пакеты в данном случае выступают не как самостоятельные предъявленные к перевозке укрупненные грузовые места, а как вид грузов, для доставки которых используются контейнеры. Если контейнер у грузоотправителя на трейлер или фрейджер и этот трейлер или фрейджер доставляется грузополучателю без перегрузки контейнера в процессе доставки, то рассматривается трейлерная или фрейджерная система соответственно. Если же трейлер или фрейджер используются только в одном транспортном звене, то грузы доставляются контейнерной системой.
Поскольку генеральные грузы имеют высокую относительную стоимость, происходит абсолютный и относительный их рост в общих объемах грузовых перевозок, то обеспечение максимально сохранной и быстрой доставки этих грузов, снижение издержек являются объективной потребностью общественного производства. Удовлетворению последней должны служить создание принципиально новых транспортных средств и совершенствование организационных форм доставки грузов «от двери до двери» на основе формирования и развития интермодальных систем доставки генеральных грузов. К основным из них относятся:
Контейнерная система доставки грузов укрупненными грузовыми местами-контейнерами основана на строгой стандартизации и унификации технических средств, что обусловило ее быстрый выход за пределы отдельных стран. В основу международной стантартизации и унификации технических средств положена модульная система, устанавливающая взаимоувязку размеров контейнеров и подвижного состава.
Для перевозки крупнотоннажных контейнеров на всех видах транспорта применяется специализированный подвижной состав, что позволяет обеспечить максимальную загрузку транспортного средства, сокращение времени простоя под погрузочно-разгрузочными операциями. Для грузовых операций в пунктах перевалки предназ-
начены специальные районы - контейнерные терминалы. На железнодорожном транспорте контейнерные терминалы представляют собой специализированные станции, на морском и речном транспорте
- комплексы устройств, включающие открытые площадки для накопления и подгруппировки мелких отправок контейнеров, сортировочные площадки, железнодорожные подъездные пути, автопроезды, склады комплектации и раскомлектации контейнеров, весовые устройства.
Пакетная система доставки грузов укрупненными грузовыми местами - пакетами, т.е грузовыми единицами, сформированными из штучных грузов в таре или без нее с применением различных средств пакетирования, сохраняющих форму и обеспечивающих возможность комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и складских операций. Пакеты классифицируются по видам сообщения, способам пакетирования, массе и размерам, материалам изготовления.
Доставка грузов в пакетах осуществляется специализированными транспортными средствами, чем обеспечивается более полное использование грузоподъемности и грузовместимости транспортных средств, комплексная механизация погрузочно-разгрузочных работ, сокращения сроков обработки транспортных средств.
Отличительная черта пакетной системы - широкий обхват номенклатуры грузов, ее относительно низкая капиталоемкость.
Пакетные перевозки требуют в 8-10 раз меньше капитальных затрат по сравнению с контейнерами.
Трейлерная система доставки грузов укрупненными местами -трейлерами т.е. автомобильными прицепами или полуприцепами с крытыми кузовами или специальными съемными кузовами. Трейлеры классифицируются по видам сообщений, способом формирования, сроком использования, материалу изготовления, назначению, массе и размеру.
Базовым грузопотоком для этого типа являются, кроме трейлеров, такие грузы как автомашины, самоходная техника, габаритные и тяжеловесные грузы. Габаритные и тяжеловесные грузы (трубы, металлоконструкции и прочие) размещаются на средствах укрупнения: трейлерах, рольтрейлерах, флетах, большегрузных шасси, что исключает необходимость разборки агрегатов и оборудования на отдельные узлы для их перевозки от грузоотправителя грузополучателю. Рольтрейлеры используются только для перевозки грузов в морском и речном звеньях. Остальные средства укрупнения используют при континентальных перевозках с привлечением сухопутных видов транспорта: автомобильного и железнодорожного. При перегрузочных и складских операциях используются как вертикальные (крановые схемы, погрузки-выгрузки), так и горизонтальные (при помощи различных тягачей).
Фрейджерная система доставки грузов укрупненными местами -фрейджерами, товарными вагонами. Единицей укрупнения системы этого типа являются вагон, полувагон, платформа, которые загружаются у грузоотправителя и без переформирования доставляются железнодорожным, морским и речным транспортом грузополучателю. Эта система характеризуется отсутствием автодорожной составляющей при транспортировке груза «от двери до двери». Системы этого типа создаются на направлениях, где функционируют переправы прибрежных районов через проливы, заливы морей, на внутренних водных путях и водоемах. В состав фрейджерной системы входят также технические средства, обслуживающие перевалочные и складские операции.
Стоимость перевозки на пароме одной тонны груза увеличивается в пять раз по сравнению с другими судами. Вместе с тем время загрузки паромов за счет ликвидации перегрузочных работ уменьшается в 20 раз по сравнению с перегрузкой такого же количества грузов при обычных перевозках.
Лихтерная система доставки грузов укрупненными местами - лихтерами. Лихтеры - плавучие контейнеры для морского и речного транспорта.
Важное значение для совершенствования международных (смешанных, комбинированных, интермодальных и др.) перевозок грузов на транспортном пространстве России и в целом на Азиатско-Европейском направлении имеет развитие транспортно-экспедиционного обслуживания и использование правовой основы международного товародвижения. Разработка и внедрение таких прогрессивных транспортно-технологических систем при международных перевозках грузов, как контейнерные, контрейлерные системы, системы перевозок с горизонтальным способом грузовых работ (ро-ро), позволит транспортным системам России и странам союзников интегрироваться в аналогичные международные системы перевозок и повысить на этой основе эффективность и качество транспортного обслуживания.