Научная статья на тему 'ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ГУАНЧЖОУ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА — С 1840 ПО 1949 ГГ.'

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ГУАНЧЖОУ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА — С 1840 ПО 1949 ГГ. Текст научной статьи по специальности «Строительство и архитектура»

CC BY
14
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
архитектура Гуанчжоу / Китай колониального периода / формирование архитектурно-пространственной среды / прогрессивные тенденции / architecture of Guangzhou / colonial period in China / progressive trends in architecture

Аннотация научной статьи по строительству и архитектуре, автор научной работы — М А. Гранстрем, Е Гоюн

Целью данной работы является анализ прогрессивных тенденций в архитектуре Гуанчжоу колониального периода. Цели исследования включают в себя изучение и анализ важнейших построек, возведенных в Гуанчжоу в период с 1840 по 1949 годы, определяющих характер объемно-пространственной среды города; изучение персональных данных архитекторов, позволяющих выявить истоки их творческих подходов. Методом решения поставленных целей являются натурные обследования, фотофиксация, анализ архивных, картографических, литературных и графических материалов, графоаналитический анализ.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по строительству и архитектуре , автор научной работы — М А. Гранстрем, Е Гоюн

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESSIVE TRENDS IN GUANGZHOU ARCHITECTURE OF THE COLONIAL PERIOD — FROM 1840 TO 1949

The purpose of this work is to analyze and determine the characteristics of progressive trends in the architecture of Guangzhou during the colonial period. The objectives of the study include identifying the structure of progressive trends in the architecture of Guangzhou, determining the features of its development and evolution. The method for solving the goals and objectives set in the article is the analysis of archival, cartographic, literary and graphic materials, as well as field survey materials.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ГУАНЧЖОУ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА — С 1840 ПО 1949 ГГ.»

УДК [316.422.42+72]:72.03(510)"1840/1949" ао1: 10.48612/аиШ1/2024_50_144-151

ПРОГРЕССИВНЫЕ ТЕНДЕНЦИИ В АРХИТЕКТУРЕ ГУАНЧЖОУ КОЛОНИАЛЬНОГО ПЕРИОДА — С 1840 ПО 1949 ГГ.

М. А. Гранстрем Е. Гоюн

Санкт-Петербургский государственный архитектурно-строительный университет, г. Санкт-Петербург

Аннотация

Целью данной работы является анализ прогрессивных тенденций в архитектуре Гуанчжоу колониального периода. Цели исследования включают в себя изучение и анализ важнейших построек, возведенных в Гуанчжоу в период с 1840 по 1949 годы, определяющих характер объемно-пространственной среды города; изучение персональных данных архитекторов, позволяющих выявить истоки их творческих подходов. Методом решения поставленных целей являются натурные обследования, фотофиксация, анализ архивных, картографических, литературных и графических материалов, графоаналитический анализ.

Ключевые слова

архитектура Гуанчжоу; Китай колониального периода; формирование архитектурно-пространственной среды; прогрессивные тенденции

Дата поступления в редакцию

05.02.2024

Дата принятия к печати

15.02.2024

В период с 1840 по 1949 год Китай переживал колониальный период. До 1840 года, в условиях долговременной политики изоляции, проводимой правительством Цин, связи Китая с внешним миром были весьма ограничены. Гуанчжоу был единственным китайским портовым городом, открытым для прохода иностранных судов, отправной точкой опиумных войн1. После 1860 года европейские бизнесмены и миссионеры хлынули в Гуанчжоу, привнеся с собой также и строительную культуру, что оказало большое влияние на развитие градостроительной среды Гуанчжоу. С этого времени архитектура Гуанчжоу начала трансформироваться под сильным влиянием европейских тенденций, что отразилось на кардинальном изменении объемно-пространственной структуры и архитектуры важнейших общественных зданий города.

В Гуанчжоу колониального периода, с одной стороны, строилось большое количество зданий, которые все еще сохраняли облик традиционной архитектуры; с другой стороны, влияние европейской культуры привело к появлению зданий нового типа, построенными с применением современных строительных технологий, на архитектурно-пространственные решения которых оказал технический прогресс.

1 Первая опиумная война — 1840 - 1842 гг., Вторая опиумная война — 1856 - 1860 гг.

В ранний колониальный период здания, возведенные в традициях европейской архитектуры, возникали в Гуанчжоу в контексте взаимодействия по двум основным направлениям—церковному и торговому. Западные миссионеры, торговцы и промышленники представляли в Гуанчжоу религиозные, военные и торговые интересы. В это время строительство велось достаточно активно и этот процесс можно охарактеризовать как определенное соперничество различных стилей. Все здания, выстроенные в Гуанчжоу в ранний колониальный период, были спроектированы и построены иностранцами; они разрабатывались в соответствии с западными объемно-пространственными моделями, фасады оформлялись, в основном, в стилистике неоклассики, неоренессанса и неоготики. Архитектура Гуанчжоу развивалась и эволюционировала под влиянием иностранной архитектурной культуры — в строительстве применялись современные европейские технологии.

В Китае феодального периода европейские церкви не могли получить такого влияния, какое они приобрели после опиумных войн, когда был отменен запрет на миссионерскую деятельность. Гуанчжоу стал южной базой христианской церкви; здесь был построены храмы, приходские школы, больницы и другие церковные здания. На раннем этапе колонизации, в 1863 году, в Гуанчжоу была возведена самая большая католическая церковь в истории Китая — собор Святого Сердца (местное название — Каменные палаты). Собор был построен французским архитектором Леоном Ваутрином при финансовой поддержке Наполеона III и на добровольные пожертвования французских католиков. Собор стал ключевым строительным проектом ранней католической церкви в Китае под патронажем епископа Гиллемина (Рис. 1). Это сооружение явилось первой важной доминантой Гуанчжоу, построенной в традициях европейской архитектуры.

Рис. 1. Культовые здания. Собор Святого Сердца. Архитектор Леон Ваутрин, 1863 г.

После опиумных войн Ша Миан был выбран в качестве места для новой торговой зоны, и первые годы существования концессии Ша Миан были периодом концентрированного строительства зданий в колониальном стиле. Архитектура неоклассицизма и эклектики была превнесена в район концессии Ша Миан европейскими профессиональными архитекторами, а затем распространилась и за ее пределы. В этот период в Гуанчжоу был построен ряд зданий, включая Таможенный дом Гуандуна (Рис. 2), здание Почтамта и Банка Гуандуна.

Период с 1911 по 1937 годы (период между падением династии Цин и началом войны сопротивления против Японии) был расцветом европейского влияния на архитектуру Гуанчжоу. На этом этапе прогресс ускорился, зона влияния расширилась и переместилась из Гуанчжоу в близлежащие города.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

>

0 *

т

1

га >

а >

и н

X а га

2! ег

ш

* ?

ш

и

^ =

55

а о

< о ■ а 2 С

п

Рис. 2. Административные здания. Бывшее здание Гуандунской таможни, 1916 г. Архитектор: Арнотт, Давиде Дик (Великобритания), 1916 г.

До 1920-х гг. большинство архитекторов, практиковавших в Гуанчжоу, составляли иностранцы из Европы, причем наибольшая доля приходилась на Францию и Великобританию. После 1920-х годов основной состав архитекторов в Гуанчжоу изменился. Появилось новое поколение проектировщиков; знания о европейской архитектуре они приобрели во время учебы и практики в Европе и Америке. Если обратиться к личностям архитекторов, работающим в Гуанчжоу в поздний колониальный период, можно проследить, где обучалось новое поколение китайских архитекторов и какие европейские тенденции они впоследствии привнесли в свое творчество на родине:

• архитектор Ло Мингю изучал архитектуру в Массачусетском технологическом институте в США с 1932 по 1934 год. В 1934 году начал работать архитектором в Гуанчжоу

• проект общественного дома Чэнь Цзитан, (Рис. 3).

Рис. 3. Жилые здания. Общественный дом Чэнь Цзитан. Время постройки: 1930 год. Архитектор Ло Мингю (Сияние Луо Мина), 1930 г.

• архитектор Арнотт, Давиде Дик. Жил и работал в Китае, изучал архитектуру в Великобритании — проект здания Гуандунской таможни в Гуанчжоу.

архитектор Линь Кеминг. В 1920 - 1926 годах Линь Кеминг изучал архитектуру в Школе архитектурного проектирования в Лионе, а после завершения учебы практиковал в Гуанчжоу (особняк Наньфан).

архитектор Леон Ваутрин, построивший упомянутый выше собор Святого Сердца, работал и жил в Китае, изучал архитектуру во Франции в 1930-е годы.

архитектор Ян Сицзун с 1913 по 1918 годы изучал архитектуру в Корнеллском университете. Начал работать архитектором в Гуанчжоу сразу после возвращения из США, в 1918 году. В 1929 году им был построен «мемориальный зал зарубежных китайцев» (средняя школа Пуи Чинг) (Рис. 4).

Рис. 4. Здания культурно-образовательного назначения. Средняя школа Пуи Чинг. Архитектор: Ян Сицзун, 1929 г.

<

>

1-

*

ш

1-

X

а

<

ш

ОС

о

1-

и

ш

1-

м

X

и

ОС

<

архитектор Хуан Юйю в 1925 году окончил Массачусетский технологический институт получив степень бакалавра архитектуры. С 1925 по 1929 гг. работал архитектором в Соединенных Штатах. В 1929 году вернулся в Китай и практиковал в Нанкине до 1938 г. С сентября 1938 года начал проектировать в Гуанчжоу, где им была построена больница Сунь Ятсена (Рис. 5).

Рис. 5. Лечебные учреждения. Больница Сунь Ятсена. Входная арка и здание больницы со стелой. Архитектор Хуан Юйю, 1935 г.

>

0 *

т

1

га >

ф

а >

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

ф н

X а га

2! ег

ф

ш

* ?

ш

ф

^ =

архитектор Го Юаньси также получил образование в США. В 1929 году он окончил Пенсильванский университет со степенью бакалавра архитектуры, а в 1930 году получил степень маги-

55

а о

^

< о ■ а 2 С

стра в Массачусетском технологическом институте. В 1930 - 1935 гг. получил опыт практической деятельности, работая в США. В 1935 году вернулся в Китай, получив должность профессора кафедры архитектуры Южно-Китайского технологического университета, продолжая быть практикующим архитектором. В Гуанчжоу в 1947 году построил Новое кладбище Первой армии Индии и Бирмы для павших солдат (Рис. 6).

Рис. 6. Мемориальные здания. Новое кладбище Первой армии Индии и Бирмы для павших солдат.

Архитектор Го Юаньси, 1947 г.

• архитектор Линь Кемин, проектирующий в Гуанчжоу, получил традиционное французское архитектурное образование во Франции, в Лионской архитектурно-инженерной школе. Вернувшись в Гуанчжоу, он спроектировал особняк Наньфан, построенный в стиле эклектики и библиотеку Чжуншань, представляющую собой сочетание приемов европейской архитектуры с традиционными китайскими приемами.

Рис. 7. Коммерческие здания: торговый дом. Архитектор Линь Кемин, 1922 г.

Постепенно местные архитекторы стали доминировать на строительном рынке Гуанчжоу. Это было вызвано тем, что в 1930-е годы на авансцену вышло первое поколение китайских архитекторов, учившихся в Европе и США и получивших традиционное европейское архитектурное образование. В то же время они стали той важной силой, которая сознательно восприняла европейскую культуру и способствовала развитию китайской архитектуры в колониальном Китае.

Рис. 9. Промышленные здания. Склад Жардина, Berger & Co (США), 1911 - 1949 гг.

Рис. 10. Мост Хайчжу, Sims & Company (США), 1933 г.

Ш

ОС Э I-

и ш

I-м

X

и

ОС <

>

о

£ т г

ГО >

Ш

а >

и н s X а

ГО

§1

^ <и ш J

ï S

ш

и

о. =

55

О. О

< о ■ а Z с

Выводы

После Опиумной войны (1840) в Гуанчжоу начался колониальный период, вызвавший приток европейской архитектурной культуры и строительных технологий. Постепенно Гуанчжоу стал важнейшим местом интеграции европейских прогрессивных тенденций в традиционную архитектуру Китая, центром сближения китайской и европейской архитектурно-строительной культуры. Это повлияло на процесс стремительной урбанизации Гуанчжоу, на возникновение в городе множества зданий новых типов.

Помимо жилых зданий, в это в этот период возводились объекты самого разного назначения — административные здания, банки, представительства коммерческих организаций и страховых обществ (Рис. 7); культовые постройки различных конфессий, здания культурно-образовательного назначения; лечебные учреждения; концессионные здания (Рис. 8); промышленные объекты различных типов, обусловленных спецификой конкретных отраслей (Рис. 9); объекты инженерной инфраструктуры (Рис. 10); мемориальные объекты.

Западные архитекторы, прибывшие в Гуанчжоу по торговым и миссионерским каналам, отдавали предпочтение неороманскому стилю, неоготике и неоклассицизму; достаточно часто встречаются постройки в стилистике эклектики, неоренессанса и необарокко.

Молодые китайские архитекторы, получившие образование в Европе и США, сыграли на этом этапе важную роль, применяя, наравне с прогрессивными европейскими тенденциями, приемы народной китайской архитектуры и придавая им новое звучание.

Библиографический список

1. Шевченко М. Ю. История архитектуры и градостроительства Китая [M]. Москва, Издательство Архитектура-С, 2019.

2. Ян Бингдэ. История сближения китайской и западной архитектурных культур в современном Китае[М]. Ухань: Хубэйское образование, 2003.

3. У Цинчжоу. Философия архитектуры, мастерства и культуры[М]. Пекин: Пресса строительной отрасли Китая, 2005.

4. Чжан Кайюань. Распространение и укоренение — сборник эссе о христианстве и культурном обмене между Китаем и Западом[М]. Гуанчжоу: Гуандунское народное издательство, 2005.

5. Laidlin. Исследования по истории современной китайской архитектуры[М]. Пекин: Издательство Университета Цинхуа, 2007.

6. Ян Бингдэ, Цай Мэн. История современной китайской архитектуры [М]. Пекин: Пресса машиностроительной промышленности, 2004.

7. Ван Чжэньфу. Культурная история китайской архитектуры [М]. Шанхай: Шанхайское народное издательство, 2000.

8. Лю Шэньи, Сун Дэхуа. История современных зарубежных культурных обменов Линнаня, Гуанчжоу: Народное издательство Гуандуна, 1996.

9. Донг Ли. Современная церковная архитектура в Линнане [М], Пекин: China Architecture Industry Press, 2005.

10. Пэн Чансинь. Известные современные архитекторы Линнань [М], Гуанчжоу: Народное издательство Гуандуна, 2005.

11. Чжан Фужуй, М. С. Ивина. Тенденции развития современных фермерских рынков. Системные технологии. — 2023. — № 2 (47). — С. 222 - 232. https://thesystemtechnologies.com/wp-content/ uploads/2023/05/2_47_2023-2-1.pdf

12. Ван Яцзин, Н. С. Калинина. Применение BIM технологии в проектировании «зеленых» зданий. — Системные технологии. — 2023. — № 1 (46). — С. 198 - 207. https://thesystemtechnologies.com/wp-content/uploads/2023/03/1_46_2023-1.pdf

PROGRESSIVE TRENDS IN GUANGZHOU ARCHITECTURE OF THE COLONIAL PERIOD — FROM 1840 TO 1949

M. A. Granstrem Ye. Guoyong

St. Petersburg State University of Architecture and Civil Engineering, St. Petersburg

Abstract

The purpose of this work is to analyze and determine the characteristics of progressive trends in the architecture of Guangzhou during the colonial period. The objectives of the study include identifying the structure of progressive trends in the architecture of Guangzhou, determining the features of its development and evolution. The method for solving the goals and objectives set in the article is the analysis of archival, cartographic, literary and graphic materials, as well as field survey materials.

The Keywords

architecture of Guangzhou; colonial period in China; progressive trends in architecture

Date of receipt in edition

05.02.2024

Date of acceptance for printing

15.02.2024

Ссылка для цитирования:

М. А. Гранстрем, Е. Гоюн. Прогрессивные тенденции в архитектуре Гуанчжоу колониального периода -с 1840 по 1949 гг. — Системные технологии. — 2024. — № 1 (50). — С. 144 - 151.

Ш

се э

I-

и ш

I-ы

X

и

се <

>

о

£ т г

га >

а >

и н s X а га

21 S?

<u

Iii J

Ï s

ш

и

о. =

55

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

О. О

< о ■ а Z с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.