Научная статья на тему 'ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ'

ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
33
10
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
прогресс / архитектурные решения / мусульманские культовые сооружения / традиционные элементы / новые технологии / материалы / функциональные требования / социокультурные требования / дизайн / исламская культура / инклюзивная архитектура / progress / architectural solutions / Muslim religious buildings / traditional elements / new technologies / materials / functional requirements / socio-cultural requirements / design / Islamic culture / inclusive architecture

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Нуркеев Ж. Г., Куспангалиев Б. У.

В статье представляет собой исследование изменений в архитектурных решениях, используемых при создании мусульманских культовых сооружений. В статье рассматриваются традиционные элементы, такие как минареты и купола, а также новые технологии и материалы, применяемые в современных мусульманских культовых сооружениях. Особое внимание уделяется соответствию дизайна мусульманских культовых сооружений функциональным и социокультурным требованиям. Автор подчеркивает важность сохранения традиций и исторических элементов, чтобы сохранить связь с прошлым и отразить многоликость исламской культуры.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROGRESS IN ARCHITECTURAL SOLUTIONS USED IN MUSLIMRELIGIOUS BUILDINGS

The article is a study of changes in architectural solutions used in the creation of Muslim religious buildings. The article discusses traditional elements such as minarets and domes, as well as new technologies and materials used in modern Muslim religious buildings. Particular attention is paid to the compliance of the design of Muslim religious buildings with functional and socio-cultural requirements. The author emphasizes the importance of preserving traditions and historical elements in order to keep in touch with the past and reflect the diversity of Islamic culture.

Текст научной работы на тему «ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ»

УДК 69 Нуркеев Ж.Г., Куспангалиев Б. У.

Нуркеев Ж.Г.

магистрант, кафедры «Архитектуры» Казахский национальный исследовательский технический университет

имени К. И. Сатпаева (г. Алма-Ата, Казахстан)

Куспангалиев Б.У.

доктор архитектуры, профессор, кафедра «Архитектуры» Казахский национальный исследовательский технический университет

имени К. И. Сатпаева (г. Алма-Ата, Казахстан)

ПРОГРЕСС В АРХИТЕКТУРНЫХ РЕШЕНИЯХ, ИСПОЛЬЗУЕМЫХ В МУСУЛЬМАНСКИХ КУЛЬТОВЫХ СООРУЖЕНИЯХ

Аннотация: в статье представляет собой исследование изменений в архитектурных решениях, используемых при создании мусульманских культовых сооружений. В статье рассматриваются традиционные элементы, такие как минареты и купола, а также новые технологии и материалы, применяемые в современных мусульманских культовых сооружениях. Особое внимание уделяется соответствию дизайна мусульманских культовых сооружений функциональным и социокультурным требованиям. Автор подчеркивает важность сохранения традиций и исторических элементов, чтобы сохранить связь с прошлым и отразить многоликость исламской культуры.

Ключевые слова: прогресс, архитектурные решения, мусульманские культовые сооружения, традиционные элементы, новые технологии, материалы, функциональные требования, социокультурные требования, дизайн, исламская культура, инклюзивная архитектура.

Архитектура исламского мира как явление историческое и художественное рождалась и формировалась в границах первой мусульманской державы — Арабского халифата (632-1258). Языком государственной администрации и средством общения различных народов и племен, объединенных новой политической силой и идеологией, стал арабский — язык священного Корана, который запрещалось переводить на другие языки.

В Коране постоянно подчеркивается полезность мудрой деятельности Творца на благо человеку (Коран 16:3-16). Отсюда одно из краеугольных положений мусульманской эстетики - джамаль: красивым может быть только полезное. Специфические для мусульманского образа жизни типы архитектуры формировались в соответствии с практическим назначением сооружений и с использованием местных строительных материалов и укоренившихся приемов.

Рассмотрим типологию исламской архитектуры, сложившийся на современный период в странах Ближнего и Среднего Востока как средневековой, так и современной архитектурной терминологией. Исследование показывает, что можно выделить такие исторически сложившиеся группы сооружений как

1) святыня — объект поклонения

2) мечеть — здание, предназначенное для индивидуальной или коллективной молитвы и собрания религиозной общины

3) медресе — теопогическая школа-институт, объединяющая практику учебного и богословского центра

4) маристан — лечебница или учебно-лечебное здание

5) рибат — обитель борцов за веру

6) ханака — обитель суфиев, или дервишей

7) кубба, гумбад, тюрбе — мусульманский мавзолей

8) каср - укрепленный замок-дворец.

Исследуем мечеть как самостоятельный объект. Мечеть изучалась весьма редко, можно назвать сравнительно немного научных работ, посвященных феномену мечети как самостоятельной исследовательской проблеме. В целом

научные труды, посвященные изучению мечети, можно подразделить на три основных направления:

- исследование архитектурно-культурных особенностей мечети в рамках урбанистической антропологии, градостроительства, архитектуры, монументально-декоративного искусства

- изучение эмпирических социологических показателей религиозности населения, религиозной идентификации сквозь призму посещаемости мечетей, осуществления религиозных практик, социальной активности

- религиоведческие исследования мечети как сакрального, духовно-образовательного центра, средоточия исламских ценностей и площадки их популяризации.

Большой вклад в изучение архитектуры и в целом монументального и декоративного искусства мусульманского мира внесли такие известные советские ученые как Б. В. Веймарн, Л. И. Ремпель, Л. С. Бретаницкий. В их работах, посвященных художественным культурам Средней Азии, Азербайджана, стран Ближнего Востока, собран, обобщен и систематизирован огромный научный материал. В трудах Т. П. Каптеревой дан глубокий анализ формирования западной ветви исламской художественной культуры - в странах Магриба и в Южной Испании.

В современной литературе о мечети легко выделить две основные авторские позиции. Первая, представленная прежде всего мусульманскими исследователями, исходит из посылки, что мечеть в некоей символической форме должна отражать ценности ислама и направлена на «архитектурное прочтение сокрытых идей» [7 8 10 12 15].

Некоторые исследователи ограничиваются самыми общими фразами о том, что «исламская архитектура дает представление о верованиях и практике мусульман на протяжении всей истории», не забывая обвинить европейских коллег в «недостатке заинтересованности», непонимании духовных основ ислама и даже в намеренном принижении достижений мусульманского зодчества [10].

Вторая исследовательская позиция, разделяемая, как правило, европейскими учеными, опирается на поиск храмовой символики с помощью отработанных методов архитектурной иконографии и иконологии. Однако академические исследователи часто забывают, что такая символика может быть найдена только там, где есть четкая фиксация представления о Храме в священных текстах: «исток смысла для сакрального искусства вообще и зодчества в частности мыслится принципиально за пределами этого самого искусства, получающего его извне - например, из Священного Писания, из богословской, экзегетической традиции» [2, с. 95].

Под научным руководством профессора Куспангалиева Б.У. и профессора Самойлова К.И. соискателем, в рамках магистерской диссертации, проводиться исследование на тему «Архитектурные инклюзивные решения в исламских религиозных сооружениях». В такой редакции исследования инклюзивных решений в исламских религиозных сооружениях ранее не проводились.

Мы ставим целью, что на основании данного исследования обосновать и выбрать оптимальные архитектурные инклюзивные решения в проектировании и строительстве исламских религиозных учреждений. Рассмотрим современные подходы к вопросу архитектурных инклюзивных решений в общественных зданиях

В 1973 г. издан первый в США кодекс доступности зданий. Автор Раймонд Лифчес, архитектор и автор книги Design for Independent Living. Далее он принял участие в разработке законов, направленных на преодоление дискриминации людей с особыми потребностями. Ему принадлежит высказывание - «Архитектура может быть инклюзивной, только если архитектор проявляет эмпатию».

Следующий американский архитектор и промышленный дизайнер Рональд Лоуренс Мейс сформулировал 7 принципов универсального дизайна. Рассмотрим их применимость к направлению нашего исследования. Рональд Мейс считает, что:

- дизайн не ставит в невыгодное положение и не стигматизирует какую либо группу пользователей

- дизайн учитывает широкий спектр индивидуальных предпочтений и возможностей

- простое, интуитивно понятное использование

- эффективное информирование независимо от условий окружающей

среды

- конструкция сводит к минимуму опасность и неблагоприятные последствия случайных или непреднамеренных действий

- применение и использование не требует значительных физических

усилий

- размеры и пространство для доступа и использования удобны независимо от антропометрических данных человека и его мобильности.

Учитывая приведенные универсальные принципы сформулируем определение, что такое инклюзивный дизайн. По нашему мнению -«Инклюзивный дизайн — это практический результат проектирования». Поэтому, результаты в виде продуктов и услуг разрабатывают с учетом того, что они были доступны и могли обслуживать как можно больше людей, независимо от их возраста, пола или способностей.

Таким образом, главным в процесс проектирования инклюзивный дизайн ставит потребности человека. Поэтому он помогает дизайнерам понять, как наилучшим образом удовлетворить потребности человека для достижения повсеместной простоты использования.

Следовательно, справедлив вывод о том, что эмпатия является неотъемлемой частью системы инклюзивного дизайна. Она во многом помогает дизайнеру задуматься об ограничениях и мотивах, которые движут другими людьми.

В другом исследованием, под названием «О! Инклюзивный дизайн» Роджера Коулмана рассматривает факторы, которые послужили катализатором развития инклюзивного дизайна. В нем приведены примеры из реальной жизни

в сферах архитектуры и бизнеса. Исследование ценно тем, что в нем приведены проекты, где к инвалидам и людям пожилого возраста не относятся как к особым случаям дизайнерских решений, а интегрируют их в «мейнстрим» дизайнерского мышления.

Представление о создании контента, который подходит для всех раскрыто в работе Лекси Кларидж. Данный автор считает - «Главной целью системы инклюзивного проектирования является учет многообразия». Его следующий вывод - «Решите для одного, распространите на многих». Проведенные Лекси Кларидж исследования показывают, что ситуативные и возникшие из-за ограничений нарушения имеют пересекающиеся потребности пользователей.

По мере того, как мир продолжает развиваться, возрастает и роль современной архитектуры исламского мира.

Современные архитектурные решения, применяемые в исламских культовых сооружениях, сосредоточены в основном на сочетании натуральных материалов, таких как камень дерево кирпич плитка мрамор и т. д., включение традиционных узоров в общее решение использование высокотехнологичных материалов повышение структурной целостности стабильности энергоэффективности адаптация функциональных возможностей в соответствии с меняющимися потребностями верное использование современных технологий повышение безопасности меры безопасности во всех помещениях.

Влияние на современную архитектуру и планирование. Общее влияние современных архитектурно-планировочных решений, применяемых к религиозным зданиям, весьма значительно, поскольку они не только позволяют дизайнерам создавать креативные эстетически привлекательные конструкции, но и обеспечивают лучшую функциональность, более эффективные способы, чем раньше, благодаря достижениям, сделанным в этой области.

Следовательно, обоснование и выбор оптимальных архитектурных инклюзивных решения в проектировании и строительстве исламских религиозных учреждений должна рассматриваться как повышение эффективности проектной работы архитекторов и дизайнеров, предназначенной

для обеспечения потребителям комфортной, безопасной и привлекательной среды проживания и работы. Решению данного вопроса посвящено проводимое авторами исследование в рамках магистерской диссертации.

Прогресс в архитектурных решениях, используемых в мусульманских культовых сооружениях, отражает не только изменения в технологии и материалах, но также и изменения в культурных и религиозных практиках. Важно сохранять традиции и исторические элементы при создании новых мусульманских культовых сооружений, чтобы сохранить связь с прошлым и отразить многоликость исламской культуры.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:

1. Ванеян С.С. Тело символа. Архитектурный символизм в зеркале классической методологии. - М., 2010.;

2. Ванеян С.С. Архитектура и иконография (проблемы классических методов истории искусства) // Вестник Московского университета. Сер. 8: История. - 2007. - № 2. - С. 92-104.;

3. Гусенова Д.А. Сакральное в культовой практике ислама // Исламоведение. - 2016. - № 2. - С. 60-72.;

4. Червонная С.М. Современная мечеть: отечественный и мировой опыт Новейшего времени. - Варшава: Польский ин-т исслед. мирового искусства. - 2016. - 478 с.;

5. Шукуров Ш.М. Архитектура современной мечети. Истоки. - М., 2014.;

6. Шукуров Ш.М. Образ Храма. Imago Templi. - М., 2002.;

7. Akkach S. Cosmology and Architecture in Premodern Islam. An Architectural Reading of Mystical Ideas. - Albany, 2005.;

8. Alami M.H. Art and Architecture in the Islamic tradition. Aesthetics, Politics and Desire in Early Islam. L., 2011.;

9. Behruz Cinici. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tr.wikipedia.org/wiki/Behruz_Cinici (обращение 01.08.2017).

10. Ghasemzadeh B., Fathebaghali A., Tarvirdinassab A. Symbols and signs in Islamic architecture // European review of artistic studies. - 2013. - Vol. 4, № 3. - Р. 62-78.;

11. Grabar O. The Iconography of Islamic Architecture // Grabar O. Early Islamic Art, 650-1100. Vol. I. Constructing the Study of Islamic Art. - Hampshire, 2005. - Р. 69-86.;

12. Haider G.S. On What Makes Architecture Islamic: Some Reflections and a Proposal // Understanding Islamic Architecture / ed. A. Petruccioli, K. Pirani. - L., 2002. - P. 19-26.;

13. Hillenbrand R. Islamic Architecture. Form, function and meaning. - Edinburgh, 1994. Hüsrev Tayla. [Электронный ресурс] Режим доступа: https://tr.wikipedia.org/wiki/Hüsrev_Tayla (обращение 01.08.2017);

14. Mahmutcehaljic R. The Mosque. The Heart of Submission. - N.Y., 2006.

Nurkeev Zh. G., Kuspangaliev B. U.

Nurkeev Zh.G.

Kazakh National Research Technical University (Alma-Ata, Kazakhstan)

Kuspangaliev B.U.

Kazakh National Research Technical University (Alma-Ata, Kazakhstan)

PROGRESS IN ARCHITECTURAL SOLUTIONS USED IN MUSLIM RELIGIOUS BUILDINGS

Abstract: the article is a study of changes in architectural solutions used in the creation of Muslim religious buildings. The article discusses traditional elements such as minarets and domes, as well as new technologies and materials used in modern Muslim religious buildings. Particular attention is paid to the compliance of the design of Muslim religious buildings with functional and socio-cultural requirements. The author emphasizes the importance of preserving traditions and historical elements in order to keep in touch with the past and reflect the diversity of Islamic culture.

Keywords: progress, architectural solutions, Muslim religious buildings, traditional elements, new technologies, materials, functional requirements, socio-cultural requirements, design, Islamic culture, inclusive architecture.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.