ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПАРАЛЛЕЛИ
В.В. Мотылев
ПРОГРАММЫ ПРЕЗИДЕНТОВ США. ГАРРИ С. ТРУМЕН
Гарри Эс Трумен неожиданно стал президентом США 12 апреля 1945 г. после внезапной кончины Ф.Д. Рузвельта. Еще летом 1944 г. руководство Демократической партии выдвинуло его кандидатуру на пост вице-президента как надежного, опытного и авторитетного государственного деятеля. К этому времени Трумен был боевым ветераном первой мировой войны, опытным юристом, сенатором с десятилетним стажем. Президент Ф.Д. Рузвельт поддержал его кандидатуру. 21 июля 1944 г. Рузвельт писал в письме Трумену: «Я, конечно, очень рад, что вы будете избираться вместе со мной»1. Это письмо Трумен приводит в своих мемуарах. Известно, что Рузвельт, зная о своей тяжелой болезни, искал себе преемника и говорил об этом Трумену. В ноябре 1944 г. Трумен был избран в Белый дом, став в январе 1945 г. вице-президентом — вторым человеком в правительстве. Но пробыл на этом посту всего 3,5 месяца. В апреле 1945 г. на него обрушился град неотложных государственных дел. На встрече с журналистами в середине апреля Трумен признался: он чувствовал, что на него свалились луна и звезды вместе с планетами.
Как на президента, на него сразу были возложены обязанности главнокомандующего Вооруженными силами США. Этот период ознаменован концом войны против германского фашизма и японского милитаризма. Надо было срочно вникать в ход сражений в Европе и на Тихом океане, принимать решения. Кроме того, шла подготовка к международным конференциям в Сан-Франциско и Потсдаме. Главное же, президенту Трумену предстояло решить одну из самых трудных проблем его жизни — о применении атомного оружия. Историки США считают, что он с честью справился со своими обязанностями.
Новый президент США
Хотя в 1944 г. Ф. Рузвельт уговаривал Г. Трумена дать согласие на пост вице-президента, Трумен не входил в узкий круг сподвижников и советников Рузвельта. Он не был полностью в курсе дел правительства. Об
атомной бомбе узнал незадолго до смерти Рузвельта. По признанию Г. Трумена, если во внутренних проблемах США он ориентировался хорошо, то специфику международных отношений знал недостаточно.
Будучи опытным сенатором из штата Миссури, Трумен ранее не претендовал на выдающуюся роль в истории. Он осознавал, каких качеств потребует его новая роль в Белом доме, поэтому просил у правительства помощи для продолжения нормальной работы Кабинета министров. Однако вскоре президент Трумен столкнулся с необходимостью реорганизовать правительство. Соратники и советники Рузвельта начали постепенно уходить из правительства, поскольку привыкли к стилю его работы. Так, в течение нескольких месяцев ушли или были уволены госсекретарь Э. Стеттиниус, министр внутренних дел Г. Айкс, министр сельского хозяйства Ч. Андерсон, член Верховного Суда Г. Моргентау и другие2.
Период реорганизации Кабинета министров США совпал с окончанием Второй мировой войны. В это время Г. Трумену пришлось принимать сложные политические решения по международным вопросам: об окончательном разгроме германского фашизма и японского милитаризма, о подготовке к Потсдамской конференции великих держав, о применении атомного оружия против Японии. В течение месяца после вступления в должность новый президент США принимал сводки из поверженной Германии, а генералы Дж. Маршалл и Д. Эйзенхауэр докладывали ему о планируемых стратегических операциях и безоговорочной капитуляции Германии.
Во второй половине апреля 1945 г. непрерывно происходил обмен телеграммами и шифровками между президентом Г. Труменом, премьер-министром У Черчилем и маршалом И. Сталиным. В них согласовывались даты военных сражений. Генеральный штаб США принял решение не наступать на Берлин. Как известно, штурм Берлина был проведен Советской армией под руководством маршала Г. Жукова. Американская армия находилась в тот момент в 100-200 км к западу от Берлина.
Потсдамская конференция
Самым трудным вопросом дипломатии была подготовка конференции великих держав в Берлине. В июле 1945 г. президент Г. Трумен, возглавив американскую делегацию на международной Потсдамской конференции, впервые встретился с И. Сталиным. Историки считают, что в Потсдаме, как и на Ялтинской конференции, маршал Сталин был в хорошей физической форме: выступал часто без записей, приводил на память много цифр и фактов, показывал на карте границы зон оккупации Германии. В ходе переговоров, споров и разногласий Сталин настаивал на своем, но для снятия напряжения улыбался и даже шутил.
На Потсдамской конференции были уточнены границы зон оккупации Германии, определено, что граница советской оккупационной зоны будет проходить западнее Берлина. Франция получила свою зону в Западной Германии.
Много времени союзники обсуждали вопрос о репарациях. Сталин настаивал, что СССР будет вывозить оборудование военных заводов Германии и использовать его для восстановления гражданского производства. Была определена формула репараций: 56% Советскому Союзу и по 22% США и Англии. Сталин предъявил требования к разделу германского военного флота. Черчиль настаивал, что германский военный флот надо утопить (его старая мечта со времен ведения Англией в одиночку войны с Германией). Сталин согласился, сказав, что хотел бы получить треть германского военного флота, а Черчиль может утопить свою часть добычи. (Мемуары Трумена. Т. 1. С. 350)
Большое место на конференции занимал вопрос о границах Польши. Сталин настаивал на том, чтобы Польше была передана Силезия. Тогда граница Польши передвинется на Запад за счет территории Германии. В результате долгих споров было принято решение, на котором настаивал Сталин. Позже лидеры Республиканской партии критиковали Рузвельта и Трумена за это.
На Потсдамской конференции многие военно-политические и дипломатические вопросы были успешно решены. Но Сталин сумел воспользоваться неопытностью нового президента США в международных переговорах.
В тот период Г. Трумен еще надеялся найти взаимопонимание с советским руководителем, однако вскоре убедился, что тот подозрителен и коварен, хотя умело скрывал это. Трумену все же пришлось на конференции находить с ним общий язык. Сталин также понимал важность дружеских отношений с президентом США.
Г. Трумен был озадачен тем, что И. Сталин не поддержал его предложение сделать Дунай, Рейн и другие реки открытыми международными водными артериями. Трумен сказал тогда своим коллегам: « Я не понимаю этого человека»3.
Г. Трумен сообщил И.В. Сталину на Потсдамской конференции, что Соединенные Штаты создали атомную бомбу, испытания которой успешно прошли на полигоне в штате Нью-Мексико. Сталин спокойно ответил, скрывая, что он уже знает об этом: «Надеюсь, вы хорошо используете ее против Японии?» В тот же месяц И.В. Курчатов получил приказ ускорить работу над созданием атомного оружия.
В целом Потсдамская конференция прошла успешно, что способствовало окончанию Второй мировой войны. На ней было принято окончательное решение о вступлении СССР в войну против Японии через 3 месяца после победы над Германией и о передаче России Сахалина и Курильских островов после победы над Японией.
Конец войны с Японией
В 1945 г. американская армия успешно наступала на всех направлениях военных действий в Тихоокеанском бассейне, освобождая один за
другим острова Тихого океана. Превосходство армии и флота США над Японией на море и в воздухе было 2—3-кратное. К лету 1945 г. от японцев были освобождены Филиппины и острова Тихого океана. Английские войска освободили Малайю, Гонконг и примыкающие острова. Сражения приблизились к территории Японии. Военный министр генерал Анами призвал японцев сражаться до последнего солдата. Армия Японии продолжала ожесточенное сопротивление.
В начале августа американцы совершили массовую бомбежку японских городов в расчете на капитуляцию противника. Но император Хирохи-то не пошел на это. Тогда Генеральный штаб США и президент Г. Трумен приняли решение применить атомную бомбу против Хиросимы и Нагасаки (Хиросима была вторым военным центром Японии, а Нагасаки — крупным военным морским портом). Он до конца своей жизни размышлял об этом. В августе 1945 г. окончательное решение о применении атомного оружия диктовалось следующими условиями. Во-первых, Г. Трумен считал это возмездием за разбойничье нападение Японии на Перл-Харбар в декабре 1941 г., когда погибли тысячи моряков, летчиков, солдат и офицеров пехоты, были потоплены лучшие корабли Тихоокеанского флота США и уничтожено много самолетов на аэродромах.
Во-вторых, президент исходил из того, что атомные бомбы избавят армию и флот США от неизбежных огромных потерь в случае высадки десанта на японские острова. Эти потери могли составить миллион убитых и нескольких миллионов раненых4.
Кроме того, военное командование докладывало президенту, что Военно-морской флот США в 1945 г. сильно пострадал от японских летчиков-камикадзе. В Японии было подготовлено почти 5 тыс. летчиков-самоубийц, атаковавших военные корабли. Защиты от них не было (огонь зенитной артиллерии не всегда помогал). Президент Трумен считал, что две атомные бомбы прекратили войну и спасли миллионы человеческих жизней в США. В то же время были противники данного решения и среди сотрудников Ф. Рузвельта5.
Поражение Японии было ускорено вступлением в войну СССР 8 августа 1945 г., через день после взрыва атомной бомбы в Хиросиме. На территории Манчжурии советские войска разгромили отборную Квантунскую армию Японии.
Япония капитулировала 14 августа, когда император Хирохито признал поражение в войне. 2 сентября 1945 г. Япония подписала акт о капитуляции на американском военном корабле «Миссури» в Токийской бухте при участии советских военных и дипломатов. Наступил долгожданный мир. Миллионы американцев праздновали окончательную победу.
В сентябре 1945 г. президент Г. Трумен подписал на международной конференции в Сан-Франциско Хартию об учреждении Организации Объединенных Наций (ООН).
Внутренняя политика
После окончания войны перед президентом Г. Труменом встало множество проблем и задач. Наиболее важные среди них:
1) демобилизация армии и трудоустройство миллионов солдат и офицеров;
2) конверсия военного производства;
3) мирное антикризисное регулирование экономики;
4) преодоление военной инфляции.
Предстояла демобилизация части армии США, насчитывавшей в конце войны 12 млн военнослужащих. Значительная их часть была отозвана домой. Они получили пенсии и пособия, а также большие льготы при трудоустройстве. Народное хозяйство нуждалось в квалифицированной рабочей силе и специалистах. Поэтому сотни тысяч демобилизованных бесплатно стали учиться в университетах и институтах. Ветераны войны через 4-5 лет становились инженерами, менеджерами, юристами, банкирами. Часть армии США после войны оставалась в Западной Германии, Японии, на военных базах в странах НАТО.
Военная экономика США охватывала половину валового национального продукта, который в 1946 г. составил $215 млрд6. При столь значительном объеме военного производства потребность в государственном регулировании была крайне высокой. Г. Трумен оставался верен доктрине государственного регулирования экономики, которая сложилась при Ф. Рузвельте.
Программа конверсии военной промышленности предусматривала распродажу значительной части государственных военных предприятий. Их стоимость превысила $30 млрд. Продажа осуществлялась по заниженным ценам. Параллельно получила развитие контрактная система. Конверсия привела к уменьшению в период 1946-1950 гг. числа фирм-поставщиков федерального правительства примерно в 3 раза. Также она вызвала рост безработицы. Так, компания «Форд» уволила 50 тыс. рабочих, «Дженерал моторс» — еще больше. Безработных надо было трудоустроить или предоставить им пособия по безработице.
В целях борьбы с инфляцией Г. Трумен поручил администрации по контролю над ценами продолжить работу. Однако, несмотря на все ее усилия, цены продолжали расти. В ноябре 1946 г. президент принял новую программу для контроля над ценами на продовольствие (сахар, рис и др.). В последующие два года (1947- 48 гг.) цены выросли на 25%, а по сравнению с довоенным периодом поднялись на 70%7. И все же государственный контроль над ценами в США предотвратил огромный скачок цен, который после второй мировой войны произошел в странах Западной Европы. Во время кризиса в США в 1949 г. цены начали снижаться.
Много внимания Г. Трумен уделял финансовым вопросам. Он лично контролировал регулирование государственного бюджета США. Ему и финансовому советнику Снайдеру, ставшему министром финансов, удалось сбалансировать федеральный бюджет и преодолеть дефицит в 1947
и 1948 гг. Это было очень важно, поскольку война повлекла огромный бюджетный дефицит и соответственно государственный долг.
Держал президент в поле зрения и жилищную проблему. В послевоенный период в США обнаружилась большая нехватка жилья. Сотни тысяч демобилизованных ветеранов войны не имели жилья, многие из них по сути оказались бездомными. Трумен предложил программу строительства 100 тыс. домов ежегодно, включая часть субсидируемого жилья.
Начало холодной войны
Послевоенная Европа лежала в руинах. Большинство людей в Европе голодали. Надо было восстановить экономику Западной Европы, осмыслить новую политику в отношении Советского Союза. Посол США в Москве А. Гарриман писал Трумену, что И. Сталин нарушает договоренности, достигнутые в Ялте. Стратегия И.В. Сталина состояла в отказе от принятых соглашений, в установлении контроля в странах Восточной Европы, стремлении к захвату новых позиций, в частности, в Греции, Турции, Иране и на Дальнем Востоке.
В этих условиях была сформулирована доктрина Трумена «О сдерживании коммунизма», изложенная в речи президента Конгрессу в марте 1947 г. По существу это была доктрина Трумена по международным отношениям. Президент исходил из складывающихся реалий: отказ от дружбы между США и СССР, начало холодной войны, необходимость сдерживания влияния и экспансии коммунизма, в частности, в Греции, где СССР поддерживал повстанцев, а также в Турции и Иране (соглашения предусматривали вывод советских войск из Ирана, но сроки сильно затягивались). Доктрина Г. Трумена привела к созданию в 1949 г. НАТО как военно-политического союза стран Запада.
С доктриной Трумена был связан план государственного секретаря Дж. Маршалла, который заключался в том, чтобы с помощью американских инвестиций восстановить разрушенное хозяйство Англии, Франции и других стран Европы. $17 млрд инвестиций США за 5 лет (1947-1952 гг.) пошли на восстановление экономики Западной Европы8.
В 1948 г. отношения между США и СССР разладились. В начале 1948 г. командующий американской армией в Западной Германии генерал Л. Клей доложил Трумену, что «Советы отрезали Западный Берлин от источников снабжения в Западной Германии». Советская дипломатия давала противоположное толкование событий, объясняя их сепаратными действиями бывших союзников. 1 апреля 1948 г. И. Сталин приказал блокировать все дороги из западных зон Германии в Западный Берлин (железные и шоссейные дороги и водные пути). Необходимо было срочно наладить воздушный мост для регулярного снабжения населения Западного Берлина продовольствием. Берлинский кризис угрожал в 1948 г. вылиться в открытый военный конфликт между Востоком и Западом.
В этих сложных условиях Г. Трумен настаивал на присутствии американцев в Берлине и использовании воздушного моста для снабжения Западного Берлина продовольствием. Всего, по оценкам США, было сделано 277,8 тыс. вылетов американских самолетов, которые перевезли 2,3 млн т грузов9. Блокада Берлина продолжалась 14 месяцев, вплоть до мая 1949 г. В условиях берлинского кризиса у президента исчезли иллюзии о возможности договориться со Сталиным о мире и дружбе между двумя странами. Г. Трумен использовал все дипломатические возможности, чтобы довести до И. Сталина информацию о мирных намерениях правительства США, подчеркивая, что в новой войне не может быть победителей (Мемуары Трумена. Т. 2. С. 215).
В 1948 г. для Г. Трумена наступил срок принятия решения об участии в новых президентских выборах. Его противником был республиканец Т. Дьюи, на 18 лет моложе Г. Трумена и считавший себя рожденным для президентства. При поддержке правящей элиты в США, включая финансистов с Уолл-стрита, Т. Дьюи уверенно провел предвыборную кампанию против демократов, обещая богатым снизить налоги и отменить новый курс демократов. Г. Трумен приложил гигантские усилия, чтобы победить Т. Дьюи. Переезжая из штата в штат на поезде «Ф. Магиллан», он выступал перед избирателями и доказывал, что республиканцы, как партия большого бизнеса, прислушивается к мнению Уолл-стрита, но не слышит голоса простых избирателей о нехватке жилья, низких доходах и высоких ценах. Г. Трумен исходил из того, что демократы, как партия народа, отстаивает идеи равных гражданских прав и социальной защиты бедных слоев. Он обещал контролировать цены на продукцию сельского хозяйства, чтобы помочь фермерам. В глубокой провинции простые американцы выступали в поддержку Трумена на митингах: «Гарри, задай им (лидерам республиканцев. — В.М.) жару!» В городах по всей стране шел десятиминутный фильм о президенте Гарри Трумене, который посмотрели 65 млн человек. Во время предвыборной кампании очередные выборы в Конгресс укрепили позиции демократов. 5 ноября 1948 г. Г. Трумен победил Т. Дьюи с отрывом 2,2 млн голосов.
Экономическая политика 1949-1952 гг.
Г. Трумен решил обновить лозунги нового курса, назвав свою программу «Справедливым курсом». Это была прогрессивная экономическая философия, основанная на политических либеральных принципах, как подчеркивал Трумен (Мемуары. Т. 1. С. 481-483). Он хотел выйти из «тени» президента Ф. Рузвельта, и это ему в значительной мере удалось.
Г. Трумен считал себя последователем великих президентов-демократов Т. Джефферсона, Э. Джексона, А. Линкольна, Ф.Д. Рузвельта. Для него их наследие было опорой в борьбе с консервативными республиканцами. Идею нового курса он сформулировал так: «Каждый американец вправе ждать от правительства справедливого отношения». Продолжая по
существу традиции Ф. Рузвельта, Трумен предлагал поднять минимальную оплату труда рабочих и служащих, добиваться по возможности полной занятости, одобрял заключение коллективных договоров между предпринимателями и профсоюзами, обещал улучшить положение фермеров, сократить налоговое бремя для населения и продолжать общественные работы.
Программа Демократической партии США содержала важные пункты об ассигнованиях федеральных государственных органов и штатов на школы и университеты, на строительство субсидируемых домов для простых американцев. «Дать приличное жилье каждой семье» — такой лозунг выдвинули демократы в 1949 г. Но республиканцы в Конгрессе противодействовали демократам в намерении расширить помощь малообеспеченным слоям американцев.
Экономический советник президента Леон Кейзерлинг был принципиальным сторонником Нового курса Трумена и кейнсианских методов регулирования экономики. Он добивался ускорения темпов экономического роста, сбалансированного бюджета, предлагая увеличить государственные инвестиции для преодоления рецессии 1949 г. Кейзерлинг выступал против сокращения налогов, предлагая, наоборот, повысить их для увеличения военных расходов во время войны в Корее (1950 г.). Интересна оценка Л. Кейзерлингом экономической компетенции президента Г. Трумена: «Он понимал экономику не меньше, чем другие президенты, которых я знал [имея в виду Л. Джонсона, Р. Никсона. — В.М] и больше, чем Дж. Картер»10.
Г. Трумен предложил Конгрессу принять пакет законодательных актов для усиления социальной справедливости и расширения гражданских прав. Однако в тот период республиканцы в Конгрессе и часть демократов из южных штатов не были готовы к этому. В результате усилий демократов, сторонников Трумена, 10 млн человек получили дополнительные социальные выплаты, были повышены пенсии и пособия для престарелых, построены миллионы новых домов, увеличена помощь детям в бедных семьях и инвалидам.
В 1949 г. началась первая послевоенная рецессия — очередной циклический спад. Падение промышленного производства составило почти 9%. Снижение инвестиций было вдвое большим. В конце 1949-начале 1950 г безработица повысилась до 7,6% и снизилась до 5,2% только через 2 года.
Г. Трумен, оставаясь сторонником регулирования экономики, владел арсеналом антикризисных мер (общественные работы, государственные заказы корпорациям, финансовое стимулирование и т.д.). Он настаивал на использовании всех методов, не считая возможным откладывать проекты социальных реформ.
У Г. Трумена были весьма холодные отношения с директором ФБР Э. Гувером, который организовал слежку за инакомыслящими. Трумен считал, что методы работы секретной полиции не годятся для США, поскольку Конституция страны гарантирует свободу совести и свободу слова: каждый имеет право выражать свое мнение. Так считал Г. Трумен.
Политика США в Азии и корейская война
В период Второй мировой войны Китай оставался союзником США. Генерал Чан Кайши воевал с Японией и с китайской Красной армией, во главе которой стояли Мао Цзедун и его соратники. Однако с каждым годом режим Чан Кайши, переживая тяжелый кризис власти, слабел из-за внутренней коррупции и многочисленных ошибок и просчетов политиков и генералов. Слабость режима Чан Кайши обусловила, в конечном счете, его поражение. Районы, освобожденные коммунистами на севере Китая, непрерывно укреплялись. Осенью 1945 г. Советская армия передала в руки Мао Цзедуна большое количество оружия, оставшееся после разгрома и разоружения Квантунской японской армии. Оно и было использовано в гражданской войне против армии Чан Кайши. В 1946-47 гг. шли переговоры между Чан Кайши и Мао Цзедуном о создании единого коалиционного правительства в Китае, но из-за коренных разногласий соглашения подписаны не были. Коммунисты стремились контролировать возможно большую территорию страны не только в Манчжурии, но и в Центральном Китае. Кроме того, народ не поддерживал правительство Чан Кайши. Несмотря на миллиардную помощь США режиму Чан Кайши, его армия отступала. В 1948 г. Красная армия Китая одержала ряд решительных побед, захватила важные районы и центры Китая, включая Пекин и Шанхай. Непрерывное отступление привело в 1949 г. к бегству Чан Кайши и его сторонников на о. Формозу (Тайвань).
В июне 1950 г. началась корейская война. Войска Северной Кореи внезапно напали на территорию Южной Кореи под предлогом провокаций на границе. Имея на вооружении тяжелые советские танки, артиллерию и самолеты, они начали успешно продвигаться на юг, захватили Сеул.
Архивные материалы историков США показывают, что Ким Ир Сен послал Сталину 48 секретных телеграмм, добиваясь согласия на нападение на Южную Корею11. Сталин считал, что США не выступят открыто на стороне Южной Кореи. Но 25 июня войска США вмешались в ход военных действий. Было срочно переброшено несколько американских дивизий из Японии и с островов Тихого океана.
Несмотря на помощь Советского Союза оружием и участие в военных действиях в Корее китайских частей, южнокорейским и американским войскам удалось в жестоких боях отбросить противника к 38 параллели и наступать дальше. 19 октября 1950 г. армия Макартура взяла столицу Северной Кореи г. Пхеньян. В том же месяце началась интервенция Китая в Корее. Китай перебросил в Северную Корею несколько дивизий, которые начали успешно наступать. В начале декабря был сдан Пхеньян. Зима 1950/51 гг. выдалась очень холодной и тяжелой для американских солдат, понесших значительные потери. Весь 1951 г. продолжались кровопролитные бои. На стороне Южной Кореи сражались солдаты войск ООН из Англии, Австралии и других доминионов. В начале 1952 г. дипломаты ООН прилагали огромные усилия к прекращению войны в Корее.
Генерал О. Брэдли, как начальник Генерального штаба армии США, считал, что в ходе Корейской войны имели место ошибки генерала Д. Макартура. Он вел войну «в неправильном месте и в неправильное время»12’ неоднократно требовал перейти к войне против Китая, хотел разбомбить военные базы на территории Манчжурии. Трумен в апреле 1952 г. отозвал генерала Макартура из Кореи, сняв с поста командующего за неповиновение и превышение полномочий. Конгресс одобрил это решение. Начались переговоры о прекращении войны. Они велись новым командующим американских войск в Южной Корее генералом М. Риджуэем и командующим Вооруженными силами Северной Кореи. В июле 1952 г. было достигнуто соглашение о прекращении огня на 38 параллели. Война длилась два года.
Война в Корее поставила Генеральный штаб армии США перед необходимостью пересмотреть военную доктрину и задачи, стоявшие перед армией. Во-первых, было решено значительно укрепить Военно-воздушные силы, поскольку в современной войне нанесение бомбовых ударов по противнику имеет большее значение, чем действия пехоты. Были выделены ассигнования на авиацию из военного бюджета. Президент Трумен лично проверял доклады министра финансов о бюджетных расходах на армию, авиацию и Военно-морской флот. В частности, президентом было решено и одобрено Конгрессом, что расходы на авиацию и Военно-морской флот не будут уступать ассигнованиям на наземную армию США. В 1950 г. было решено ускорить работу по созданию водородной бомбы.
Военный бюджет и бюджетный дефицит доставляли президенту Трумену много хлопот. На 1951 г. был, наконец, утвержден военный бюджет в размере $55 млрд13. Президент был в курсе дел по всем военнополитическим вопросам. Даже в период обострения ситуации на фронте в Корее Трумен строго следил за хранением атомных бомб, за гонкой вооружений. Он придавал большое значение тому, что в августе 1949 г. в СССР успешно прошло испытание атомной бомбы. Монополия США на атомное оружие закончилась. Еще раньше академик А.Д. Сахаров начал работу по созданию водородной бомбы.
Последний, 1952 г., был трудным периодом в жизни президента Г. Трумена. Корейская война была весьма непопулярна среди американцев. Потери и жертвы вызывали разочарование и гнев. Члены Конгресса постоянно напоминали президенту, что он начал военные действия в Корее без их одобрения.
Республиканцы развернули предвыборную президентскую кампанию в 1952 г., получив согласие на выдвижение генерала Д. Эйзенхауэра, который был избран в ноябре 1952 г. президентом. Трумен передал власть новому президенту, уехав в родной Миссури. Он был почетным гражданином г. Индепенденса. В 1972 г. Гарри Эс Трумен скончался в возрасте 88 лет. Для американцев он один из наиболее уважаемых президентов-демократов ХХ в.
1 Memoris by Harry S. Truman. Vol. 1. Year Of Decisions. N.Y. 1955. P. 193.
2 FerrelR. Harry S.Truman. A Life. London, 1994. Pp.10-20, 175-176.
3 Ibid., p. 207.
4 Ibid., p. 213.
5 TugwellR. Off Cource. From Truman to Nixon. N. Y., 1971. Pp.181-183.
6 Ferrel R. Op. cit. P. 228.
7 Ibid., p. 230.
8 The President and Council of Economic Advisers. 1984. Pp. 51-57, 254-255.
9 Memoirs of Harry S. Truman. Vol. 2. Years of Trial and Hope. Pp.118-119.
10 FerrelR. Op.cit. Pp.258-259.
11 The President and the Council of Economic Advisers. Pp. 51, 57.
12 FerrelR. Op.cit. Pp. 305, 313.
13 Ibid., p. 335.
14 Ibid.,p. 339.