УДК
А.В. Колдаев, В.А. Кальней, доктор пед. наук Российская международная академия туризма
ПРОГРАММЫ ПОДГОТОВКИ СПЕЦИАЛИСТОВ
ДЛЯ СЕЛЬСКОГО ТУРИЗМА ЗА РУБЕЖОМ И В РОССИИ
Сельский туризм считается растущим и развивающимся во многих частях света, включая Австралию, Канаду, США и Филиппины. Данный вид туризма пересекается с геотуризмом, экоту-ризмом, винным туризмом, кулинарным туризмом и т. д.
Сельский туризм в России пока находится лишь на зачаточной стадии. По данным Национальной ассоциации сельского туризма, в некоторых областях он развивается достаточно быстро: в Вологодской области в 17 районах организованы гостевые дома с единовременным размещением около 1400 туристов, в Калининградской — более 30 гостевых домов, в Ленинградской — около 20, в Московской — 22, в Алтайском крае работает около 100 усадеб, в Краснодарском крае — 19. В этом году объектов сельского туризма в регионах выросло на 20—30 %. По данным того же источника, в странах Евросоюза в сельской местности отдыхают 35 % горожан, а в Голландии — около 49 %. В России же, около 2 % горожан проводят свой отпуск в сельской местности [3].
Тем не менее, имея предпосылки и некоторый прогресс в развитии сельского туризма, нам все еще трудно будет говорить об успехе в этой области, пока у нас не будет достаточной теоретически-практической базы для подготовки специалистов по данному виду туристской деятельности.
Обратимся к опыту зарубежных стран и рассмотрим, что могут предложить они на поле подготовки специалистов для сельского туризма.
К примеру, в рамках сетевого проекта «Гостеприимство в сельском туризме» в Европе была разработана программа обучения соответствующих специалистов. Программа основана на анализе существующих учебных материалов и на основе опыта, годами выработанного на практике европейского сельского туризма.
Данная программа рассматривается в качестве основы для преподавателей и учебных заведений, которые планируют разработать собственные программы по подготовке специалистов или улучшить уже имеющиеся, приблизив их к европейскому стандарту. Все получаемые в процессе данной программы знания, являются основными для поставщиков услуг в сфере сельского туризма. Данная программа обучения является гибкой, и время, затраченное на определенную тему и методоло-
гию, может сильно зависеть от конкретной целевой группы.
Учебная программа состоит из 10 разделов, которые все вместе затрагивают темы, связанные с сельским туризмом: туризм и отдых, гостеприимство, размещение, питание и столовое обслуживание, туристская деятельность, природное окружение и местная культура, маркетинг и продвижение, законодательство, здоровье и безопасность, а также менеджмент.
Сама программа подразделяется на 4 уровня:
1) предварительный стартовый курс — предназначен для тех (потенциальных) предпринимателей, которые рассматривают возможность начать предоставлять сельские туристские услуги. После предварительного стартового курса, обучаемый должен принять обдуманное решение: заниматься или не заниматься данной сферой бизнеса;
2) подготовительные курсы — учат основам предоставления услуг в сельском туризме;
3) расширенный курс — направлен на обучение уже опытных поставщиков услуг в сфере сельского туризма;
4) специализированные курсы — стремятся обучить созданию конкурентных преимуществ в сельском туризме [5].
Данная программа согласуется с европейскими профсоюзами фермеров, учебными и образовательными учреждениями и с передовыми организациями сельского туризма.
Обратимся непосредственно к организациям, занимающимся подготовкой специалистов для сельского туризма и рассмотрим их на примере Финляндии и Польши.
В Финляндии исследованием обучения специалистов для сельского туризма занимается профсоюз рабочих сельского туризма. Его исследования основаны на нуждах предпринимателей и их содержательной подготовке. На основе полученных результатов, национальным советом по образованию разрабатываются стандарты профессиональной сертификации, в соответствии с законодательством, регулирующим данную квалификацию и требования для их получения. Первые предприниматели были выпущены еще в 1999 году. К 2007 году была поставлена задача выпустить 2000 таких предпринимателей. Профсоюз принимал участие в планировании дополнительных учебных курсов для
специалистов сельского туризма вместе с ассоциацией консультантов по сельскому хозяйству.
Содержание программы подготовки специалистов для сельского туризма, которые хотят стать агрологистами и инженерами сельского хозяйства, создавалось вместе с профессиональным политехническим колледжем Хяме.
В Польше важность сельского туризма признали еще в 1930 году. Начиналось все с курсов для домохозяек, которых обучали вопросам жилья, питания и предоставления услуг, а первая обучающая книга для семей, живущих на ферме и принимающих туристов, была напечатана в 1937 году.
Польское министерство агрокультуры и развития сельского хозяйства участвует в развитии сельских районов уже на протяжении 11 лет. Основная его роль заключается в том, чтобы помочь консультативным центрам по агрокультуре организовать обучающие программы и курсы для фермеров, такие как: обучение экономическим и гастрономическим вопросам, проблемам окружающей среды, а также вопросам культуры и популяризации фольклора. Национальный консультативный центр по сельскому хозяйству и развитию сельских регионов в городе Брвинув является подразделением министерства агрокультуры и развития сельского хозяйства. Это учреждение контролирует филиалы в Познани и Кракове, а также в 7 региональных центрах по всей территории страны.
Основные организации, которые занимаются предоставлением обучающих курсов для фермеров, являются польская федерация сельского туризма «Гостеприимные фермы» (PFTW «GG») и европейский центр экологического и сельского туризма (ЕСЕАТ) Польши, которые организовывают курсы еще с 1994 года.
В остальных странах Европы (Англия, Португалия, Испания, Франция, Германия и т. д.), также уже давно обратили внимание на важность сельского туризма и в них были созданы собственные организации по обучению необходимых специалистов.
Рассмотрим, что предпринимается у нас в стране в плане подготовки специалистов сельского туризма, и чем обуславливается необходимость в разработке таких программ? Ответ очевиден: для того, чтобы были люди, которые смогут организовать такой вид туристской деятельности. Но что такого в сельском туризме и почему ему в настоящее время уделяется с каждым днем все больше внимания в нашей стране? Чтобы ответить на эти вопросы, рассмотрим, какие положительные моменты несет за собой организация сельской туристской деятельности в пределах той или иной дестинации:
Во-первых, наша страна, как никакая другая подходит для развития сельского туризма, т. к. имеет множество культурных, природных и иных ресурсов, необходимых для его организации;
Во-вторых, сельский туризм, это в первую очередь туризм, а значит, он несет в себе те же положительные моменты, что и любая другая туристская деятельности, к примеру, в виде притока к нам в страну иностранной валюты;
В-третьих, сельский туризм несет положительное влияние на социально-экономическое положение жителей депрессивных сельских районов, которых можно задействовать в процессе предоставления сельских туристских услуг;
В-четвертых, некоторые виды сельского туризма непосредственно пересекаются с сельскохозяйственной трудовой деятельностью, что способствует формированию и развитию агротуристских комплексов, которые имеют свойство обеспечивать сами себя необходимыми для их существования природными ресурсами. Туристы, к примеру, занимаясь сельскохозяйственной деятельностью, могут обеспечить питанием самих себя, ровно, как и жителей дестинации, а также внести свой клад в развитие сельского хозяйства и экономики региона, в котором она расположена.
И наконец, если мы говорим о нашей стране, то здесь сельский туризм является направлением новым, неизведанным и достаточно перспективным, а значит, если поставить его развитие на «ровные рельсы», то следует ожидать оправданного повышение спроса на подобный вид туристских услуг не столько среди отечественных туристов, сколько со стороны зарубежных гостей.
Теперь разберем примеры тех мер, которые применяются в нашей стране относительно программ подготовки специалистов по сельскому туризму. Одним из них является Российский государственный аграрный университет МСХА имени К.А. Тимирязева, в котором с 2010 года существует кафедра аграрного туризма, где обучают специалистов по сельскохозяйственному туризму. Единственная проблема в том, что сам ВУЗ не является профильным в туристской сфере и больше ориентируется на сельское хозяйство в целом.
Еще за одним примером обратимся к Карелии, где в апреле 2003 года началась реализация 1ВРР-проекта Тас18 «Развитие фермерского туризма на основе рационального использования природных и культурных ресурсов». Проект подготовлен и реализуется при методической и организационной поддержке Госкомспорт туризма РК. Это первый в Карелии проект, который позволит расширить возможности образовательного учреждения — Петрозаводского филиала Петровского колледжа в подготовке квалифицированных кадров туристкой сферы, обучить преподавателей особенностям организации фермерского туризма в Финляндии и Ирландии. «Одна из главных задач колледжа — наладить контакт с владельцами частных усадеб с тем, чтобы наши выпускники имели представле-
ние о сельском туризме, видели его перспективы и развивали это направление, используя собственный опыт и знания» — говорит Директор Петрозаводского филиала Петровского колледжа Эльвира Николаевна Павлова [4].
Было бы несправедливо, если проблема сельского туризма не рассматривалась в стенах ВУЗа, который занимается непосредственной подготовкой кадров для сферы туристской деятельности. Именно поэтому, в качестве финального примере, хотелось бы рассказать об исследованиях, проводимых в настоящее время, в Российской международной академии туризма (далее РМАТ), где разрабатывается новая программа подготовки кадров для сельского туризма, которая основана на современных методах обучения молодых специалистов.
В основе данной программы лежит курс подготовки по специализации «менеджмент туризма» с добавлением специализированных и элективных курсов, позволяющих сформировать комплексную подготовку специалиста по сельскому туризму. Основным результатом, который достигает студент, обучаясь по данной программе, будет набор сформированных у него профессиональных компетенций по моделированию сельских туристских дестинаций. В процессе подготовки будущий специалист получит все необходимые общие гуманитарные, социально-экономические, общепрофессиональные и специализированные знания и умения, необходимые ему для организации сельского туризма. Данная программа также предусматривает и практическую часть подготовки, в которую входят прохождение практики и стажировки, преимущественно заграницу, в страны, где сельский туризм уже давно занял, если не первое, то одно из лидирующих мест среди популярных сфер туристского бизнеса. В итоге, на выходе мы получим специалиста, который может не только организовать сельский туризм, но и способен сам участвовать в предоставлении определенных сельских туристских услуг.
В процессе моделирования сельских туристских дестинаций охватываются все аспекты ее жизнедеятельности: социальные, экономические, управленческие, гуманитарные и т. п. Специалист, освоивший такую программу будет готов рассмотреть их все с учетом географических, климатических и административных особенностей региона, в котором предполагается организовать тот или иной вид сельской туристской деятельности.
Говоря о видах сельского туризма, отметим, что он является тем видом туризма, который способен совместить с собой любой другой вид, при этом будь их один или больше. Как пример, можно назвать: сельский оздоровительный туризм, сельскохозяйственный туризм, сельский детский ту-
ризм, комбинированный сельский туризм (два или более видов сельского туризма на одной дестина-ции), сельский детский туризм и т. д. Программа по подготовке к моделированию сельских туристских дестинаций, разрабатываемая в стенах РМАТ, позволяет осветить аспекты, если не всех, то большинства из существующих видов сельского туризма за счет основных и элективных курсов.
Процесс построения модели сельских туристских дестинаций состоит 4-х этапов проектирования (описанные д.б.н. Безруких М. М.: диагностика, разработка, реализация и анализ [1]), расписанных по 15-ти этапам моделирования. Каждый из этапов представляет собой пошаговое рассмотрение всех аспектов будущей дестинации, начиная от выбора подходящей территории для организации сельского туризма и заканчивая реализацией модели и анализом ее положения на рынке туристских услуг.
Идеей заложенной в такой способ подготовки специалистов является то, что построение туристских маршрутов идет исходя не из исследований и опросов, строящихся на мнении или желании потребителей услуг сельского туризма, а базируется на педагогических, психологических, социальных и экономических факторах, благотворно сказывающихся на состояние моделируемой де-стинации, удовлетворяя при этом потребности туристов.
Такая модель подготовки специалистов по сельскому туризму на данный момент, наверное, является наиболее многообещающей и полноценной, по сравнению с уже имеющимися в сфере высшего туристского образования. Проведенные экспериментальные занятия со студентами различных курсов, с целью ознакомить их с методом моделирования сельских туристских дестинаций, дают обнадеживающий результат, показывающий понимание студентов роли сельского туризма в развитии нашей страны, а также их готовность заниматься таким родом деятельности, которая кажется им достаточно интересной и перспективной. Результаты проведенных тестов показывают, их понимание того, что они живут в огромной стране, которая имеет огромные возможности, огромные территории с землей, которую можно и нужно использовать не только как площадку под строительство «бездушных» сооружений и выкачивания драгоценных ресурсов, но и как что-то неотделимое от нас, способное даровать нам свои плоды, как в сфере пищевой продукции, так и в туризме.
Остается лишь надеяться на то, что данный тренд сохраниться и в будущем будет лишь способствовать прогрессу и развитию в сфере подготовки кадров для сельского туризма, а количество учреждений, предлагающих такие программы, будет только расти.
Список литературы
1. Безруких, М.М. Технология проектирования как основа программы повышения квалификации специалистов системы образования в области сохранения здоровья школьников / М.М. Безруких, Н.В. Жадько // Новые исследования. — 2011. — № 27. — С. 109-113.
2. Грец, О.П. Малый туристический бизнес в сельской местности: обоснование предпосылок развития / О.П. Грец // Культура народов Причерноморья. — 1999. -№ 10. — С. 167-170.
3. Евпланов, А. Избушка с изюминкой / А. Евпла-нов // Российская Бизнес-газета. — № 829 (47).
4. Красавцева Л. Образование в туризме / Л. Кра-савцева // Карелия официальная: официальный портал органов государственной власти Республики Карелия [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.gov. karelia.ru/Power/Committee/Sport/040119.htmI
5. Hospitality in AgroTourism. Towards Quality Rural Tourism Training in Europe. [Электронный ресурс]. — Режим доступа: www.ruraltourisminternational.org
УДК 378.147 С.А. Демченкова
Национальный исследовательский Томский политехнический университет, Новокузнецкий филиал
ФОРМИРОВАНИЕ МОТИВАЦИИ К ОБЩЕКУЛЬТУРНОМУ РАЗВИТИЮ БУДУЩИХ БАКАЛАВРОВ ТЕХНИЧЕСКИХ НАПРАВЛЕНИЙ ПОДГОТОВКИ
В современных условиях развития общества
и высшего технического образования всё более возрастает значение развития у студентов технического вуза общекультурных компетенций (ОКК). Это связано с проблемой дегуманизации общества, снижением общей культуры людей, в значительной степени влияющей на результаты их профессиональной деятельности. На сегодняшний день сложилась ситуация, при которой разрыв между достижениями в технике, технологиях и достижениями в гуманитарной, духовно-нравственной сфере всё увеличивается, что приводит к техногенным катастрофам: Чернобыльская АЭС, Саяно-Шу-шенская ГЭС, авиа- и автокатастрофы, обрушения зданий и т. д. При этом причиной становится «человеческий фактор». У инженеров-производственников отмечается недостаточная сформиро-ванность таких важных общекультурных качеств, как готовность к принятию ответственных решений в рамках своей профессиональной компетенции, к самостоятельной индивидуальной работе, готовность к кооперации с коллегами, к умению выстраивать диалог. Поэтому в обществе осознана необходимость в развитии у студентов технического вуза ОКК.
Важным для становления ОКК мы считаем формирование мотивации к общекультурному развитию и направленности на эффективную самореализацию в профессии, что будет способствовать более успешному овладению будущей профессией и подготовке социально ответственного специалиста XXI века.
Изучение литературных источников показало, что проблема формирования мотивации к общекультурному развитию у студентов технического вуза разработана слабо, несмотря на высокую сте-
пень востребованности её современного научно-практического осмысления.
С учётом особой социальной значимости, следует отметить, что становление ОКК, формирование мотивации к общекультурному развитию у обучающихся в технических вузах и у действующих инженеров являются одной из важнейших и в то же время малоизученных проблем педагогики.
Противоречие между высокой социальной значимостью инженерного труда, связанного с влиянием на окружающую среду, природу, здоровье и жизнь человека и отсутствием обоснованной научно-педагогической теории развития мотивации к общекультурному развитию обусловливает проблему, заключающуюся в назревшей педагогической потребности в разработке и практической реализации механизмов развития мотивации к общекультурному развитию в ходе подготовки студентов в технических вузах.
Разработка указанных механизмов непосредственно связана с опорой на теорию и практику общекультурного развития обучающихся в высших учебных заведениях. Например, Л.В. Щетихина при формировании историко-культурной компетенции у студентов технических специальностей первый этап реализации данной цели определила как моти-вационный. При изучении дисциплин гуманитарного цикла особое внимание студентов акцентируется на проблеме человека, материал преподносится в эмоционально-образной форме, предлагаются различные формы проведения занятий [1].
Рассматривая проблему формирования культурной компетентности у студентов технического вуза средствами дисциплин гуманитарного цикла, Е.В. Киселёва для развития мотивации к познанию предлагает использовать: работу с иноязычными