УДК 336.1
ПРОГРАММЫ ОПЕРЕЖАЮЩЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ: СЕМЬ ЛЕТ ОТ КРИЗИСА К ИННОВАЦИОННОМУ РАЗВИТИЮ
БИКАЛОВА НАДЕЖДА АЛЕКСАНДРОВНА, канд. экон. наук, доцент кафедры «Теория финансов» Финансового университета E-mail: [email protected]
Статья посвящена рассмотрению современного состояния программ опережающего профессионального обучения (далее - ОПО), направленных на содействие занятости населения в случае угрозы массового увольнения. Предмет исследования - роль и место мероприятий по снижению напряженности на рынке труда и ОПО в сфере занятости населения. Цель работы - сравнить правила предоставления субсидий из федерального бюджета на ОПО в 2009-2015 гг., выявить основные проблемы и направления развития государственной поддержки программам ОПО. Отмечено существенное возрастание роли ОПО на современном инновационном этапе экономического развития, о чем свидетельствуют размеры субсидий из федерального бюджета выделяемых на региональные программы снижения напряженности на рынке труда. Основная задача современного этапа развития программ ОПО - создание «инновационного ОПО», предполагающего наличие перспективных рынков труда, обеспечивающих потребности инновационного развития экономики и инфраструктуры.
Ключевые слова: государственная программа; занятость населения; опережающее профессиональное обучение; региональные программы; напряженность на рынке труда.
Forward-Looking Vocational Training and Education: 7 Years from Crisis to Innovative Development
NADEZHDA A. BIKALOVA, PhD (Economics), professor of the Theory of Finance Chair, Financial University
The article considers existing vocational training and education (hereinafter VTE) programs that would anticipate changes in the world of work and assist people in the case of mass Layoffs events. The research is focused on activities aimed to reduce tensions on the Labor market and provide advanced VTE for people seeking jobs. The purpose of the research work is to analyze the rules for granting state subsidies to support VTE in 2009-2015 as weLL as to identify the main challenges and areas which need government assistance. A substantiaL increase in the roLe of the forward-Looking VTE at the present stage of innovative economic deveLopment is evidenced by the size of budget-funded subsidies aLLocated to regionaL programs aimed at reducing tensions on the Labor market. In the present context, the main objective of VTE programs is the creation of innovative approaches to respond the needs of new Labor markets which are cruciaL for innovative deveLopment of the economy and infrastructure.
Keywords: government program; empLoyment; forward-Looking vocationaL training; regionaL programs; the tension in the Labor market.
Актуальность опережающего профессионального обучения
Стратегия инновационного развития на период до 2020 г., утвержденная распоряжением Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р, уделяет особое внимание системе подготовки и переподготовки кадров для новых перспективных рынков труда, в том числе по программам опережающего профессионального обучения (далее — ОПО), направленным на смягчение социальной напряжен-
ности на рынке труда, предотвращение массовых высвобождений при банкротстве или санации организаций, сокращение периода возможной вынужденной безработицы и увеличение вероятности трудоустройства работников.
Система ОПО существует в России начиная с кризисного 2009 г. в соответствии с постановлениями Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 и 29.12.2009 № 1011 (переподготовка высвобождаемых работников, призванная содействовать
Н.А. Бикалова Программы опережающего профессионального обучения: семь лет от кризиса...
101
снижению напряженности на рынке труда, обеспечению кадровых потребностей базовых отраслей экономики, повышению производительности труда, снижению энергоемкости и материалоемкости продукции).
Анализ нормативно-правовой базы и финансирования ОПО
Впервые нормативно-правовая база по ОПО была прописана в документах Федеральной службы по труду и занятости (далее — Роструд) в 1994-1996 гг. В 1996 г. в связи реализацией п. 4 ст. 26 Федерального закона от 20.04.1996 № 36-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»», Роструд письмом от 12.08.1996 № Х-3-24-2098 «Об опережающем профессиональном обучении высвобождаемых работников» дал разъяснения о путях реализации опережающего обучения и ответственности работодателей. В частности, он отметил, что данный вид обучения высвобождаемых работников осуществляется работодателями до наступления срока расторжения ими договоров с работниками организаций в целях сокращения периода возможной вынужденной безработицы, увеличения вероятности трудоустройства работников.
В постановлении Минтруда России от 17.02.2000 № 18 «Об утверждении Порядка работы территориальных органов Минтруда России по вопросам занятости населения по содействию работодателям в опережающем профессиональном обучении граждан, высвобождаемых из организаций, в целях обеспечения их занятости» отмечено, что организация ОПО граждан осуществляется в соответствии с мероприятиями, направленными на обеспечение занятости работников, подлежащих увольнению при массовом высвобождении, которые предусматриваются в коллективном договоре организации и осуществляются работодателем. Это соответствует п. 6 раздела II Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 05.02.1993 № 99 «Об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения».
Следующим документом по ОПО стало Положение об организации профессиональной подготовки, повышении квалификации и переподготовки безработных граждан и незанятого населения, утвержденное постановлением Минтруда России
и Минобразования России от 13.01.2000 № 3/1. Право Правительства РФ разрабатывать и реали-зовывать дополнительные мероприятия на рынке труда, направленные на снижение напряженности в связи с осложнением ситуации на рынке, было зафиксировано в п. 2 ст. 7 Федерального закона от 25.12.2008 № 287-ФЗ «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»».
В соответствии с частью 6 ст. 25 Федерального закона от 24.11.2008 № 204-ФЗ «О федеральном бюджете на 2009 год и на плановый период 2010 и 2011 годов» Правительство РФ предусматривало в 2009 г. до 450 млрд руб. средств федерального бюджета на реализацию мер по поддержке финансового рынка, рынка труда и отраслей экономики РФ, социальному обеспечению населения и других мер социальной политики, в том числе путем предоставления межбюджетных трансфертов из федерального бюджета бюджетам бюджетной системы Российской Федерации.
В постановлении Правительства РФ от 31.12.2008 № 1089 «О дополнительных мероприятиях, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации» (вместе с «Правилами предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов Российской Федерации») были определены субсидии в размере 43 488, 3 млн руб. бюджетам субъектов Российской Федерации (далее — субъекты РФ) на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, а также порядок и условия их предоставления.
Постановление Правительства РФ от 09.04.2009 № 316 «О дополнительных мерах по поддержке рынка труда Российской Федерации» определило распределение субвенций бюджетам субъектов Российской Федерации и города Байконура на осуществление содействия занятости населения в соответствии с Законом РФ «О занятости населения в Российской Федерации» в части осуществления социальных выплат гражданам, признанным в установленном порядке безработными, и реализации мероприятий по проведению активной политики в области содействия занятости населения на 2009 г. В части 6 ст. 25 Федерального закона «О федеральном бюджете на 2009 год и на период 2010
№ 5/2015
и 2011 годов» сумма названных дополнительных субвенций регионам была определена в размере 3395,2 млн руб.
В «Концепции действий на рынке труда на 2008-2010 годы», одобренной распоряжением Правительства РФ от 15.08.2008 № 1193-р, и Программе антикризисных мер Правительства РФ на 2009 г. от 19.06.2008 были поставлены приоритетные задачи по преодолению кризисных явлений в экономике страны, включая снижение напряженности на рынке труда.
Необходимо отметить и ряд министерских писем того времени по ОПО: письмо Ростру-да от 08.05.2009 № 2510-ТЗ «О мониторинге реализации региональных программ», письмо Минздравсоцразвития России от 21.01.2009 № 23-2/10/1-438 «О методических рекомендациях по разработке программы дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда субъекта», письмо Минфина России от 29.05.2009 № 02-03-09/2175 «О порядке рассмотрения региональных программ» и др. [1].
В 2009 г. были выделены субсидии региональным бюджетам на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ, и были утверждены соответствующие региональные программы, которыми предусматривалось создание временных рабочих мест для занятости 1407 тысяч граждан на общую сумму 25,3 млрд руб. При этом существовал ряд проблем в организации ОПО, которые были выявлены при опросе работодателей и региональных работников служб занятости в ходе выполнения проекта «Анализ участия учреждений профессионального образования в обеспечении опережающего профессионального обучения по программам, адекватным потребностям развития экономики и рынка труда в посткризисный период, разработка и распространение моделей региональной системы опережающего обучения» Нидерландского экономического института [2, с. 12]. Рассмотрение полученных ответов позволило выявить основные проблемы в сфере ОПО (некоторые из них остаются актуальными и в настоящее время):
• опасность недоосвоения средств федерального бюджета (далее в таблице — ФБ), выделенных в форме субсидий на финансирование региональных программ и ОПО в срок до 31 декабря и взыскание неиспользованных остатков межбюджетных трансфертов;
• задолженность работодателей по оплате налогов, сборов, страховых взносов и других обязательных платежей;
• длительность проведения закупочных процедур в форме открытого конкурса по отбору учебных заведений;
• отсутствие методических рекомендаций, типовых договоров, разработанных на федеральном уровне (механизма финансового контроля, механизма финансового взаимодействия с бюджетными учреждениями);
• процедура корректировки программы (длительность, отсутствие возможности оперативной корректировки);
• невозможность гарантированного трудоустройства работников после обучения [2, с. 23].
Представители регионов назвали барьеры, препятствующие участию образовательных учреждений в реализации программ ОПО: перечень образовательных учреждений, записанный в региональной программе для ОПО, не всегда соответствует заявкам работодателей; нерентабельность ОПО для малого количества работников (одного-пяти) и т. д. [3].
Мониторинг Роструда показал, что основная задача региональных программ — сдерживание напряженности, сохранение кадрового потенциала и материальная поддержка лиц, предполагаемых к увольнению, выполняется. Если бы не предупредительные меры государства по улучшению ситуации на рынке труда в числе реализуемых в 2009 г. антикризисных мер, численность безработных увеличилась бы примерно на 1,3 млн человек и составила бы 3,4 млн человек, а уровень регистрируемой безработицы превысил 4,5% [4]. ОПО из федерального бюджета будет сокращаться, но этого не произошло.
В дальнейшем был принят еще ряд важных нормативных документов в рассматриваемой сфере, в числе которых следует отметить государственную программу «Содействие занятости населения», утвержденную постановлением Правительства РФ 15.04.2014 № 298. В числе ожидаемых результатов реализации этой государственной программы — предотвращение роста напряженности на рынке труда за счет минимизации уровней общей и регистрируемой безработицы. На получение этого результата направлены рассматриваемые в статье региональные программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, в том числе по ОПО.
Анализ Правил предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения в 2009 и 2015 гг.
Показатель 2009 г. 2015 г.
Название Правила предоставления субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ Правила предоставления и распределения в 2015 г. субсидий из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ на реализацию дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъектов РФ
Нормативный акт Постановление Правительства РФ от 31.12.2008 №1089 Постановление Правительства РФ от 22.01.2015 №35
Размер субсидий 43,5 млрд руб. 52,2 млрд руб.
Использование субсидий 23,6 млрд руб. из ФБ и 1,7 млрд руб. (за счет средств субъектов РФ). Всего 25,3 млрд руб. Нет данных
Субсидии на софинанси-рование Софинансирование утвержденных региональных программ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда: 1) ОПО работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); 2) организация общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; 3) оказание адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; 4) содействие развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан Софинансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией региональных программ субъектов РФ, предусматривающих следующие дополнительные мероприятия: 1) временная занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; 2) трудоустройство частными агентствами занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения; 3) ОПО и стажировка работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; 4) стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов; 5) социальная занятость инвалидов
Уровень софинансирования региональной программы До 95% общего размера расходов консолидированного бюджета субъекта РФ на реализацию дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта РФ Доля возмещаемых из федерального бюджета расходов на реализацию дополнительных мероприятий не может быть установлена выше 95 и ниже 85%
Условия предоставления субсидий 1. Наличие региональной программы, отобранной межведомственной рабочей группой по мониторингу ситуации на рынке труда. 2. Определение уполномоченного органа исполнительной власти субъекта РФ для осуществления взаимодействия с Рострудом (далее -уполномоченный орган). 3. Принятие решения о финансовом обеспечении за счет бюджетных ассигнований бюджета субъекта РФ дополнительных мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда субъекта РФ 1. Наличие региональной программы, утвержденной в установленном порядке и предусматривающей реализацию дополнительных мероприятий в соответствующем финансовом году. 2. Наличие в бюджете субъекта РФ бюджетных ассигнований на исполнение расходных обязательств субъекта РФ, связанных с реализацией дополнительных мероприятий в соответствующем финансовом году
Продолжение табл.
Показатель 2009 г. 2015 г.
Критерии отбора субъектов РФ для предоставления субсидий 1.Рост уровня регистрируемой безработицы в субъекте РФ. 2. Рост численности работников организаций субъекта РФ, находящихся под угрозой массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников). 3. Наличие в субъекте РФ градообразующих организаций 1. Наличие работников организаций, находящихся под угрозой массового увольнения, в том числе переведенных в дочерние организации. 2. Наличие плана (программы) мероприятий по замещению иностранных граждан, привлекаемых в целях осуществления трудовой деятельности российскими гражданами из числа работников, находящихся под риском увольнения. 3. Включение в региональные программы организаций, имеющих программы повышения производительности труда, оптимизации расходов и (или) развития персонала и (или) реализующих проекты, направленные на импортозамещение. 4. Приоритетное участие в дополнительных мероприятиях родителей, воспитывающих несовершеннолетних детей. 5. Наличие в региональных программах мероприятий, способствующих перераспределению трудовых ресурсов между видами экономической деятельности
Формула для определения размера субсидии, предоставляемой из ФБ бюджету г-го субъекта РФ на реализацию дополнительных мероприятий С = С. + С+С +С , об п мпр ор7 где С - общий размер субсидии; С^- размер софинансирования мероприятий по 0П0 работников в случае угрозы массового увольнения (установление неполного рабочего времени, временная приостановка работ, предоставление отпусков без сохранения заработной платы, мероприятия по высвобождению работников); С - размер софинансирования мероприятий по организации общественных работ, временного трудоустройства, стажировки в целях приобретения опыта работы безработных граждан, граждан, ищущих работу, включая выпускников образовательных учреждений, а также работников в случае угрозы массового увольнения; С - размер софинансирования мероприятий по оказанию адресной поддержки гражданам, включая организацию их переезда в другую местность для замещения рабочих мест, в том числе создаваемых в рамках реализации федеральных целевых программ и инвестиционных проектов; С - размер софинансирования мероприятий по содействию развитию малого предпринимательства и самозанятости безработных граждан С учетом уровня расчетной бюджетной обеспеченности субъектов РФ (5^): где 5 - размер средств, предусматриваемых г-м субъектом РФ на временную занятость работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; 5а- размер средств, предусматриваемых г-м субъектом РФ на трудоустройство частными агентствами занятости работников организаций, находящихся под риском увольнения; 5., - размер средств, предусматриваемых г-м субъектом РФ на ОПО и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; 5Д - размер средств, предусматриваемых г-м субъектом РФ на стимулирование занятости молодежи при реализации социальных проектов; - размер средств, предусматриваемых г'-м субъектом РФ на организацию социальной занятости инвалидов; У. - доля возмещаемых из федерального бюджета расходов на реализацию дополнительных мероприятий, определяемая исходя из уровня расчетной бюджетной обеспеченности г'-го субъекта РФ на соответствующий финансовый год
Ш
т; о
о 2
о т; о
о
СТ1
и О
аз >
Окончание табл.
Показатель
2009 г.
2015 г.
Формула для субсидий по ОПО
Размер софинансирования мероприятий по ОПО рассчитывается по следующей формуле:
00 00 '
где Са. - размер софинансирования мероприятий по ОПО работников в случае угрозы массового увольнения;
Ч - численность участников программы опережающего обучения; Я- средняя стоимость курса профессионального обучения, сложившаяся в субъекте РФ в 2008 г., скорректированная на уровень инфляции, установленный в соответствии с законодательством РФ на 2009 г., исходя из того, что средняя продолжительность курса обучения составляет 3 месяца
Размер средств, предусматриваемых ;'-м субъектом РФ на ОПО и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу (5Й), рассчитывается по формуле:
8,=М..х(СЛС хР.)+К х 2Сзп х Р ,,
и юо у об ст оо' ют ст' '
где - прогнозируемая в ;'-м субъекте РФ численность направленных на профессиональное обучение граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; С - средняя стоимость профессионального обучения; Сст - размер стипендии, выплачиваемой в период профессионального обучения, равный величине прожиточного минимума для трудоспособного населения, установленной в субъекте РФ в IV квартале 2014 г., увеличенной на сумму страховых взносов в государственные внебюджетные фонды; Ра.- средний период профессионального обучения, равный 3 месяцам;
- прогнозируемая в ;'-м субъекте РФ численность направленных на стажировку граждан из числа работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу; Р, - средний период стажировки, равный одному месяцу
Неиспользованный на 1 января следующего года остаток субсидии
Порядок указан в Соглашении.
Подлежит возврату в доход ФБ органом государственной власти субъекта РФ
Источник: составлено автором.
ю <л
О
Правила предоставления и распределения субсидий на снижение напряженности на рынке труда
Начиная с 2009 г. Правительством РФ ежегодно утверждаются Правила предоставления и распределения субсидий из средств федерального бюджета на снижение напряженности на рынке труда (далее — Правила).
В 2015 г. Правила были утверждены постановлением Правительства РФ от 22.01.2015 № 35, согласно которым субъекты Российской Федерации получат из федерального бюджета субсидии в размере 52 155,7 млн руб. на реализацию региональных программ, предусматривающих дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, направленные на снижение напряженности на рынке труда субъектов Ф.
В таблице представлено сравнение основных позиций Правил в кризисном 2009 и текущем 2015 г., а жирным шрифтом выделены некоторые отличия.
В 2015 г. субсидии предоставляются на софи-нансирование расходных обязательств субъектов РФ, связанных с реализацией программ, предусматривающих дополнительные мероприятия по снижению напряженности на рынке труда. Как и в другие годы, в соответствии с бюджетным законодательством, остаток субсидии, не использованный на 1 января 2016 г., подлежит возврату в доход федерального бюджета. Однако по решению Роструда при наличии потребности в неиспользованной в отчетном году субсидии средства в размере, не превышающем остатка субсидии, могут быть использованы субъектом РФ в текущем финансовом году. Формула исчисления средств на ОПО включает стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Согласно Правилам 2015 г. Роструд проводит расчет эффективности расходов бюджетов субъектов РФ, источником финансового обеспечения которых являются субсидии по следующим показателям результативности: уровню регистрируемой безработицы в субъекте РФ; численности участников каждого из дополнительных мероприятий. Это отражено и в приказе Роструда от 05.03.2015 № 144-н.
В субъектах РФ разработан ряд документов по ОПО, в основном транслирующих федеральные нормативные акты. Например, Правительством Санкт-Петербурга подготовлен проект постанов-
ления «О внесении изменений в постановление Правительства Санкт-Петербурга 17.06.2014 № 490», направленного на включение в государственную программу Санкт-Петербурга «Содействие занятости населения в Санкт-Петербурге» на период 20152020 гг. подпрограммы, предусматривающей дополнительные мероприятия в сфере занятости населения, включающей опережающее профессиональное обучение и стажировку работников организаций, находящихся под риском увольнения, и граждан, ищущих работу. Планируемый объем финансирования программы на июнь — декабрь 2015 г. — 156 млн руб. [6].
В настоящее время одобрена 41 региональная программа [7].
Выводы
Опережающее профессиональное образование продолжает быть чрезвычайно актуальным в посткризисный период экономики. Инновационное ОПО предполагает перспективные рынки труда, соответствующие потребностям инновационного развития экономики и прогнозной потребности в кадрах в разрезе отраслей, регионов, федеральных округов и субъектов РФ на базе сценарных оптимистических прогнозов экономического развития страны. [8, 56]. Также необходимы программы ОПО и инфраструктура, поддерживающая реализацию этих программ, включая нормативно-правовые документы, а также организацию региональной системы ОПО, схему типового финансирования и мониторинга участия образовательных учреждений [9, с. 12]. Задача повышения эффективности расходования бюджетных субсидий, выделенных на региональные программы снижения напряженности на рынке труда в целом и на ОПО в частности, в условиях инновационной экономики требует эффективного сотрудничества властных структур, центров занятости населения, предприятий, учреждений профобразования, действующих на основании лицензии образовательных организаций всех форм собственности.
Литература
1. Бикалова Н. А. Анализ нормативной правовой базы в сфере реализации антикризисных мер Правительства РФ по снижению напряженности на рынке труда и финансированию опережающего профессионального обучения // Спрос и предложение на рынке
Н.А. Бикалова Программы опережающего профессионального обучения: семь лет от кризиса...
107
труда и рынке образовательных услуг в регионах России. Сборник докладов по материалам Шестой Всероссийской научно — практической интернет-конференции. Петрозаводск: ПетрГУ, 2009. URL: http://www. labourmarket.ru/conf6/viewtopic.php?f=8&t= 79&start=0&sid=3386a50c211bca96dace6b54 3c3bff40.
2. Анализ, систематизация и обобщение действующих документов по формированию и размещению госзаказа на опережающее профессиональное обучение. Отчет. ООО «ЭКОРИС-НЭИ». Октябрь 2009 г.
3. Перевертайло А. Опережающее обучение. URL: http://opo.ntf.ru.
4. Мониторинг Федеральной службы занятости РФ по региональным программам снижения напряженности на рынках труда субъектов РФ. 2010 г. URL: http://rudocs.exdat.com/docs/ index-243542.html.
5. Информация о результатах выполнения плана-графика реализации Программы первоочередных мероприятий по обеспечению устойчивого развития экономики и социальной стабильности в Санкт-Петербурге в 2015 году и на 2016-2017 годы. URL: http://adm.rkursk.ru/index.php?id=30&mat_ id=43765.
6. Чернейко Д. С. О разработке и реализации региональной программы дополнительных мероприятий в сфере занятости населения, направленных на снижение напряженности на рынке труда в 2015 г./ Сайт Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга. URL: http:// ktzn.gov.spb.ru.
7. Министр Максим Топилин: Распределены первые субсидии на дополнительные мероприятия на региональных рынках труда (март 2015 г.). URL: http://www.rosmintrud. ru/employment/employment/426.
References
1. Bikalova N.A. The Analysis of the Legislation of Anti-Crisis Measures of the Russian Government to Decrease an Intensity of the Labor Market and to Finance an Advance Professional Education // Supply and demand on Labor Market and Market of Educational Services in Russian regions [Analis normativnoi pravovoi basi v sphere realizatsii anticrisisnikx mer Pravitel-stva RF po cnizheniu napriazhennosti na rinke
truda I finansirovaniu operezhauschego profes-sionalnogo obuchenia].The Collection of Reports of the Sixth All-Russian Scientifically — Practical Internet Conference. Petrozavodsk, PetrGU's Publishing House, 2009. URL: Available at: http://www.labourmarket.ru/conf6/ viewtopic.php?f=8&t=79&start=0&sid=3386a 50c211bca96dace6b543c3bff40.
2. Analysis, Systematization and Synthesis of Legislation on AdvanceProfessional Education [Analis, sistematizatsia b oboszhenie deistvu-juschikx dokumentov po formirovaniu I pazme-scheniu goszakaza na operezhauschee profes-sionalnoie obrazovanie]. Report. JSC EKORIS-NEI. October, 2009.
3. Perevertaylo A. The advancing training. [Operezhauschee obuchenie]. URL: http://opo.ntf.ru.
4. Monitoring of the Federal Employment Service of the Russian Federation the Regional Programs of Decrease an Intensity on Russian Regional Labor Markets [Monitoring federalnoi sluzhbi zaniatosti RF po regionalnim program-mam snizhenia napriazhennosti na rinkakx tru-da cubiectov RF]. 2010. Available at: URL: http:// rudocs.exdat.com/docs/index-243542.html.
5. Results of Implementation of the Plan Schedule of the Program of Priority Actions on Providing Sustainable Development of Economy and Social Stability in St. Petersburg in 2015 and for 2016-2017 [Informatsia o rezultatakx vipolne-nia plana- graphika realizatsii pervoocheredikh meroprijatii po obespocheniu ustoichvogo raz-vitija economiki I cosialnoi stabilnosti]. Available at: URL: http://adm.rkursk.ru/index.php? id=30&mat_id=43765.
6. Cherneyko D.S. Development and Realization of the Regional Programs of Additional Actions on Employment to Decrease an Intensity of the Labor Market in 2015 [O razrabotke i realizatsii regionalnoi programmi gopolnitelnikh mero-priatii v sphere zaniatosti naselenia Sant Peter-burga] / The Site Of Committee On Work And Employment Of The Population Of St. Petersburg. Available at: URL: http:// ktzn.gov.spb.ru.
7. The Minister Topilin Maxim: "First Subsidies for Additional Actions on the Regional Labor Markets are Distributed" [Raspredelenii per-vie subsidii na dopolnitelnii meroprijatia na regionalnikh rinkakh truda]. (March, 2015). Available at: URL: http://www.rosmintrud.ru/ employment/employment/426.
№ 5/2015