Из жизни вуза
111
щий методологический семинар. Желающие участвовать в этой форме подготовки предлагают творческой группе единомышленников свою работу (статью, доклад, диссертацию) для коллективного осмысления методом мозгового штурма. Это помогает им увидеть и исправить недочеты, ошибки, а также получить первую «внешнюю экспертизу».
Экспертный методологический семинар, где ученый излагает концептуальные положения своей работы, - следующая форма получения оценки выполненного варианта исследования, которую можно считать своеобразной «генеральной репетицией » предзащиты.
Региональный научный методологический семинар. Организован с целью привлечения к работе с докторантами, аспирантами и соискателями ведущих ученых ТГПУ и Томска, крупных ученых из других городов России (в перспективе - известных зарубежных специалистов в области образования и подготовки научно-педагогических кадров). На его основе создается система
отбора наиболее способных к исследовательской деятельности студентов старших курсов для подготовки дипломных работ, магистерских и кандидатских диссертаций.
Инновационную по сути подготовку к ведению научно-исследовательской деятельности предоставляет «Сибирская школа молодого учёного », созданная и планово работающая в ТГПУ уже в течение 10 лет. Важной задачей школы является вовлечение студентов, аспирантов, молодых преподавателей, докторантов в активные формы научно-педагогической практики. Усилия организаторов школы направлены на то, чтобы повысить общенаучную культуру педагога-исследователя, усилить связь философских и общекультурологических курсов с базовыми предметами и соответствующими специальностями, совершенствовать систему иноязычной подготовки молодого ученого-педагога, поднять качество психолого-педагогической подготовки научной молодежи, органично соединить инновационные элементы обучения в аспирантуре и докторантуре с традиционными.
В. ЭПП, профессор, проректор
Деятельность университета в сфере меж, дународных связей включает следующие основные направления: обмен студентами и преподавателями в соответствии с договорами, заключёнными с зарубежными вузами; участие наших учёных в совместных научных и образовательных программах; проведение конференций и семинаров; открытие и поддержка представительств зарубежных организаций на базе ТГПУ; организация практик для студентов.
В университете открыты представительства Хиросимского университета (Япония), Вроцлавского университета (Польша), Хиросимского офиса учебного
Программы
международной
деятельности
и научно-исследовательского института ООН (ЮНИТАР).
Организованы академические обмены студентами и аспирантами с университетом Очаномицу (Япония), университетом Северной Каролины в Пемброуке (США), Шень-янским педагогическим университетом (Китай). Признание мировой научной общественностью результатов исследований, проводимых сотрудниками ТГПУ в области теоретической физики, лингвистики и этнологии, обеспечивает возможность преподавания ряда курсов иностранными преподавателями в ТГПУ и работу наших преподавателей в зарубежных университетах.
112
Высшее образование в России • № 8, 2007
В вузе действуют многие международные программы, реализуемые в настоящее время в российских вузах, например программы Британского Совета, IREX, Американских Советов по международному образованию, Фонда Карнеги и др. Вместе с тем ТГПУ имеет и уникальные для сложившейся вузовской практики проекты, на которых имеет смысл остановиться более подробно.
«Культурное погружение». Проект осуществляется с 2004 г. совместно с Университетом Индианы (США) и Ассоциацией международного образования (Висконсин, США). Он предлагает альтернативы традиционному обучению студентов, причем его участники сами выбирают один из двух вариантов для совершенствования своего профессионального опыта, связанного с участием в общественной жизни и изучением культуры.
1. Национальный проект: распределение студентов-практикантов в учебные заведения, где обучается коренная американская молодежь, их проживание в резервациях коренного американского населения, как правило, в резервации индейского племени Навахо в юго-западной части США (Аризона, Новая Мексика, Юта).
2. Зарубежный проект: распределение студентов-практикантов в одну из 11 принимающих стран (по выбору) после преподавания (в течение как минимум 10 недель) в штате Индиана. Принимающие страны: Австралия, Коста-Рика, Англия, Индия, Ирландия, Кения, Новая Зеландия, Шотландия, Испания, Тайвань, Уэльс и Россия (с 2004 г.).
Проект культурного погружения в Университете Индианы работает более 30 лет, и в нем уже приняли участие около трех тысяч студентов. Зарубежный проект значительно
поднял свой статус за последние годы, а в 2001 г. получил награду за лучшую практическую деятельность в мировом и международном педагогическом образовании, присуждаемую Американской ассоциацией колледжей педагогического образования. Распределению в зарубежные университеты предшествует подготовительный этап сроком в один год, в течение которого участники проекта изучают систему образования принимающей страны, культуру, исторические и современные события и проблемы. По прибытии на место участники должны провести восемь полных недель в назначенном образовательном учреждении (вузе или школе), принимая участие в разработке академических программ и организации внешкольных мероприятий. Предполагается, что они будут активно участвовать в общественной жизни вуза и школы, а также готовить развернутые доклады с акцентом на приобретенных новых знаниях и опыте. Этот проект из всех российских вузов осуществляется только в ТГПУ.
Программы обмена для студентов, аспирантов и преподавателей с Вроцлавским университетом. Осуществляются в соответ-
Из жизни вуза
113
ствии с договором о сотрудничестве с 2002 г. и состоят из двух частей: летние школы польского языка во Вроцлавском университете и русского языка в ТГПУ; обучение студентов ТГПУ во Вроцлавском университете (1-2 семестра).
Студенты отбираются на конкурсной основе, по рекомендации деканатов. В 2007/2008 учебном году нами планируется командировать 10 студентов. Польская сторона предоставляет стипендию на проживание и питание. Перед отъездом студенты изучают язык в Польском центре ТГПУ.
Программы обмена для студентов и аспирантов с Хиросимским университетом.
Реализуются в соответствии с договором о сотрудничестве, на конкурсной основе. Для участия в программе ежегодно в декабре выделяются два места для ТГПУ. Обязательное условие - наличие сертификата о сдаче международного экзамена по английскому языку либо сертификата о сдаче японского языка.
Программы обмена для студентов и аспирантов с Женским университетом Оча-номицу (Япония). Осуществляются в соответствии с договором о сотрудничестве, на конкурсной основе. Стажировка продолжается от трех месяцев до 1 года. Всего с 2003 по 2006 гг. стипендии университета
Очаномицу выиграли три человека. В 2007 г. внутренний конкурс на обучение в университете выиграли студентка факультета иностранных языков и аспирантка кафедры теоретической физики.
Программа сотрудничества с Университетом Северной Каролины в Пемброуке (США). Включает обмен преподавателями и студентами, изучение опыта преподавания физики, публикации в научных изданиях университетов, совместные исследования в области микробиологии. В апреле 2007 г. проведена заочная Интернет-олимпиада по физике между студентами обоих университетов.
Совместно с Инновационно-лингвистическим центром факультета иностранных языков ТГПУ реализуются программы дистанционного обучения с выдачей сертификата американского университета.
Программа сотрудничества с ЮНИТАР: информирование граждан, организаций и учреждений азиатской части РФ о деятельности ЮНИТАР; совместная разработка и апробация методик обучения взрослых; содействие ТГПУ в организации семинаров ЮНИТАР в России.
Существенную помощь в информационном освещении этой деятельности оказывает Представительство Хиросимского офиса (ХО) ЮНИТАР при ТГПУ. Например, орга-
Г\ Л ^ Ц ф л
1
В Хиросимском офисе ЮНИТАР. Слева направо: Джеймс Шорт -сотрудник ХО, Сергей Шапошников - сотрудник ХО, Каори Окабе -секретарь ХО, Нассрин Азими - директор ХО, Владимир Эпп - проректор ТГПУ, Владимир Рувинский - сотрудник Японского общества содействия науке, Максим Александров - сотрудник ХО
114
Высшее образование в России • № 8, 2007
низуются круглые столы ЮНИТАР, посвященные проблемам разоружения и мирного использования атомной энергии. Этот проект уникален для российских вузов.
Программа распределения выпускников ТГПУ в образовательные учреждения Монголии (с 2006 г.). Основным местом распределения студентов служит Школа «ЭРЭЛ» (Улан-Батор).
В организации международных контактов существенную роль играет Международный информационный центр ТГПУ, созданный в 2000 г. Центр занимается вопросами планирования и координации. Основными направлениями его работы являются:
♦ развитие сотрудничества с зарубежными университетами и международными организациями;
♦ создание банка данных и обеспечение подразделений, сотрудников, аспирантов и студентов ТГПУ информацией о конкурсах международных организаций, российских и зарубежных фондов;
♦ обеспечение консульско-визового обслуживания иностранных граждан, прибывающих в ТГПУ;
♦ помощь в организации и проведении международных конференций и семинаров, визитов иностранных делегаций;
♦ организационно-нормативное обеспечение;
♦ переводческая деятельность.
Международная деятельность вуза
невозможна, если в нем нет профессиональных кадров мирового уровня. В ТГПУ такие кадры представлены широко известными научными школами, в первую очередь - в области теоретической физики, изучения языков народов Сибири и Севера, методики преподавания математики. Наши ученые и преподаватели выезжают для участия в совместной научной работе и чтения лекций в университеты более чем 50 стран мира практически всех континентов, что и прокладывает пути к международному сотрудничеству вуза.