йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-156-160 УДК 159.923
Дворникова Елена Викторовна
кандидат педагогических наук
Кошелева Анна Владимировна
кандидат политических наук Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова [email protected], [email protected]
ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ
В статье рассматриваются особенности формирования представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи, изучаются наиболее эффективные средства формирования представлений о семейных ценностях у современной молодежи, ализируются факторы, повлекшие изменения ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Излагаются результаты авторского исследования о представлениях семьи и семейных отношений у молодежи, и предлагается программа «Благополучная молодая семья» по формированию представлений современной студенческой молодежи о семейных взаимоотношениях и институте брака. Целью программного подхода является формирование личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Реализация программы будет осуществляться через учебный процесс, средствами студенческого самоуправления и систему внеучебной воспитательной деятельности.
Ключевые слова: ценности, семья, семейные ценности, брачные отношения, молодежь, родительство, про-
грамма.
В современном мире нравственные представления о браке и семье у современной молодежи претерпели серьезные изменения, и многочисленные исследования это подтверждают. В настоящее время изменились сами устои семьи, постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и воспитания детей, происходит разрушение традиционных семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства, а материальные ценности начинают превалировать над духовными.
Проблемам семьи и семейным отношениям всегда уделялось и уделяется много внимания. Так, педагогические аспекты готовности к браку являлись предметом изучения Т.М. Афанасьевой,
A.А. Бодалева, А.С. Власенко, А.Н. Ганичева,
B.Н. Дружинина, А.И. Ковалевой, А.В. Мудрика и др. [3]. Социально-технологический аспект оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей изучался В.И. Добрыниной, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиевой, Е.И. Холосто-вой [5]. Ценностные ориентации молодежи являлись предметом исследований С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др. [6].
В первую очередь, отметим, что современные реформы российского общества повлекли глубокие экономические и социальные преобразования, которые отразились как на изменении курса государственной молодежной политики, так и деятельности различных социальных институтов. Данные факторы привели к быстрорастущему расслоению и социальной дифференциации молодых людей. Мы можем утверждать, что новое поколение - это молодые люди из разных социальных групп c разным уровнем доходов, образования, места жительства, характером занятости, семейным положением и т.п. Молодежь XXI века проходит свое становле-
ние в условиях переориентации ценностей и развития новых социальных отношений.
Результаты многочисленных социологических опросов позволяют нам составить рейтинг предпочитаемых ценностей современной молодежи. Так, у 63% респондентов произошел сдвиг ценностных ориентаций в сторону материально-прагматического подхода. Мы видим, что на первых местах в рейтинге находятся такие ценности как материальное благополучие, карьера, здоровый образ жизни, семья. А такие духовные ценности, как настоящие друзья, верность идеалам, принципам и убеждениям, не являются для современной молодежи особо значимыми [4, с. 256].
Несомненно, что фундаментальные основы ценностей и жизненных установок человека закладываются в семье. Однако нельзя отрицать тот факт, что на формирование ценностных ориента-ций современной молодежи оказывает огромное влияние социум, и, в частности, образовательная среда и учебное заведение. Именно здесь молодые люди проводят большую часть своего времени и получают не только необходимые знания, но и приобретают определенные личностные качества, формируют характерные нормы общения и поведения, a также новые ценностные ориентации и установки.
Социокультурная среда в настоящее время является определяющим фактором в формировании ценностей и жизненных смыслов молодежи. Она имеет сложный и противоречивый характер, поскольку связана с многочисленными процессами, которые происходят в обществе как в сфере социальной, так и в духовной жизни.
Итак, анализ литературных источников по проблеме исследования позволяет нам сделать вывод о том, что современная молодая семья постепенно
156
Вестник КГУ 2019
© Дворникова Е.В., Кошелева А.В., 2019
Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях..,
утрачивает основные семейные ценности и установки на семейное воспитание, также как и ценностные ориентации молодых людей. При этом любовь, как чувство, не отрицается молодежью, являясь основой крепких отношений, основой создания брака. Поэтому актуальным становится вопрос формирования основных жизненных ценностей и установок современной молодежи. Эту задачу должны поставить перед собой все социальные институты, в том числе, и высшие учебные заведения.
В.Н. Дружинин отмечает, что важным фактором подготовки к ответственному родительству и супружеству является разработка и внедрение в практику ВУЗов и основ семейного воспитания, и специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности и пропаганды ценностного отношения к семье и браку, и программы, направленные на возрождение семейных традиций и обычаев [1, с. 5].
Развивая тезис В.Н. Дружинина, Е.Т. Дубова выделяет следующие принципы формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка - позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни. Принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки студента как будущего семьянина - направлен на оказание содействия и помощи молодым людям в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей, а также помощь в решении индивидуальных проблем. Принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса - ориентирован на уважительное отношение и формирование эм-патийных представлений вне зависимости от этнических, религиозных, гендерных и иных характеристик [2, с. 31-32].
Оценить уровень сформированности семейных ценностей у молодежи можно по следующим показателям: мировоззренческий как формирование нравственного сознания; образовательный как приобретение знаний по вопросам семейно-брач-ных отношений; деятельностный как способность к регулированию внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций.
Выделенные критерии позволяют судить о степени проявления основных признаков осознания семьи, значимости межличностных отношений в семье и самоуважении. Именно с учетом данных показателей необходимо выстраивать работу по оказанию помощи молодым людям в создании семьи.
С целью изучения представлений студенческой молодежи о семейных отношениях и ценностям семейной жизни нами было проведено социологическое исследование. Выборка исследования составила 150 студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова фа-
культета социально-политических наук в возрасте от 19-23 лет. Из них - 132 девушки и 18 юношей.
Анкетирование явилось для нас основным научным методом изучения субъективных взглядов молодежи, поскольку является одним из распространенных видов в практике социологических исследований. Анкетный опрос проводился в заочной форме. В анкету были включены как открытые, так и закрытые и полузакрытые вопросы. Для усиления объективности результатов исследования дополнительно использовалась беседа.
Перед проведением опроса нами были выдвинуты следующие рабочие гипотезы: большинство студенческой молодежи предпочитает гражданский брак вместо традиционных форм семейных отношений; современная молодежь предпочитает личностную свободу взамен готовности к браку и брачным отношениям; семейно-ценностные оценки и представления о браке студенческой молодежи в настоящее время носят противоречивый характер.
Представим полученные результаты. Так, нами было выявлено, что значение семьи в системе ценностей современной молодежи недостаточно высоко: на первое место у современной молодежи выходит создание успешной карьеры. Среди опрошенных 82% респондентов предпочитают карьеру семье.
Увеличился и средний возраст для законного оформления отношений. Большая часть молодежи считает наиболее для себя подходящим возрастом для вступления в брак: 25-30 лет - 72%, возраст 20-25 лет - 20%, до 20 лет - 0%, свыше 30 лет - 8%.
Современная студенческая молодежь предпочитает гражданские браки, молодые люди не стремятся официально регистрировать отношения. 62% считают, что гражданские браки - это нормальное явление в современном обществе. 16% еще не определились, какой брак они бы предпочли, но при этом считают, что выбор формы сожительства должен удовлетворять обе стороны. 22% молодежи предпочитают официально зарегистрированные отношения.
Исследование показало, что рождение ребенка для молодых людей не является причиной для официальной регистрации семейных отношений -46%, это зависит от конкретной ситуации и объективных условий - 54%.
Несмотря на «отрицание» ценности семьи, молодые люди вполне осознают её значение и вкладывают в понятие «семья» традиционный смысл. Она для них - это, прежде всего, такие чувства как любовь и взаимоуважение - 68%; возможность для продолжения своего рода - 20%, другое - 12%. Это означает, что, впоследствии, молодые люди будут выбирать психологический мотив для вступления в брачные отношения.
Интересные и неожиданные для нас результаты были получены при ответе на вопрос: «Согласны
ли Вы, что без семьи невозможно достичь успеха в профессиональной деятельности?» Большинство опрошенных придерживаются мнения о том, профессиональный успех не связан никаким образом с браком и семейными отношениями. Это успех одного человека - так ответили 82% респондентов, затруднились с ответом - 4% и лишь для 14% семья играет решающую роль в становлении профессиональной карьеры.
Традиционными оказались ответы на вопросы, связанные с распределением ролей и выполнением функциональных обязанностей в семье. Так, функции главы семьи, по мнению большинства респондентов, должен исполнять мужчина - 72%. При этом муж должен зарабатывать больше, чем жена -так считают 54% респондентов.
Из беседы с молодыми людьми выяснилось, что они анализируют факторы, приводящие к разводам. Именно в связи с этим, молодые люди и не стремятся к ранним бракам. К основным причинам распада молодой семьи 56% респондентов относят бытовые трудности, обусловленные, прежде всего, отсутствием собственного жилья. 20% респондентов указывают на материальную несостоятельность («низкая заработная плата молодых специалистов»). 12% высказали мнение о потере взаимопонимания и уважения к друг другу и 12% выбрали ответ «другое», указав такие причины, как отсутствие необходимых знаний о мужской и женской психологии, отсутствие семейного опыта и опыта совместного проживания, проживание на одной территории со своими родителями, молодость.
Поскольку ценность семьи формируется в родительском доме, мы не могли обойти стороной вопрос, связанный с обсуждением будущей семейной жизни со своими родителями. В ходе ответов выяснилось, что 66% не поднимают тему семейного воспитания в своей родительской семье и не считают это нужным, 28% респондентов редко разговаривают дома на эту тему и только 6% молодых людей обсуждают вопросы будущей семьи со своими родителями.
Несмотря на то, что 20% респондентов ответили, что семья для них является возможностью для продолжения рода, для 18% респондентов вполне допустимо, что семья может быть бездетной. Достаточно иметь одного ребенка - так считают 56%, двух-трех детей - 22% и более 3-х детей - 4%. То есть, только 6 человек из 150 готовы иметь многодетные семьи.
Таким образом, изучение мнения студенческой молодежи по вопросам отношения их к семье и браку, показало, что в современном мире представления о семье и браке у студенческой молодежи кардинально изменились по сравнению с семейными приоритетами молодежи XX века.
Выдвинутые нами в начале социологического исследования рабочие гипотезы подтвердились.
В настоящее время большинство молодых людей предпочитают проживать гражданским браком. Современная молодежь хоть и не отрицает традиционную модель семейных отношений, но выбирает свободную форму брачно-семейной самореализации, а семейно-ценностные представления о браке у студенческой молодежи носят достаточно противоречивый характер.
Данное противоречие обусловлено, прежде всего, тем, что, закладывающиеся в семье традиционные ценности брачных отношений, современное общество нивелирует, преобразует. Именно поэтому семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи. Молодые люди превыше всего ставят личную независимость, свободу и карьеру, достижение высокого статуса, что формирует эгоистическую направленность личности. А семья и рождение детей большинством молодых людей планируется лишь после создания успешной карьеры в далекой перспективе.
Беседа со студентами после проведения анкетирования позволила нам дополнить картину ценностных представлений современной молодежи о семье и брачных отношениях. Мы выяснили, что у молодых людей велика роль родительской семьи в формировании собственного представления о семье и семейной жизни. Однако, как такового идеала семьи у молодежи нет, да и как они сами признались, «задумались об этом только после нашего вопроса».
Итак, в настоящее время происходит ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей. Мы связываем эту тенденцию, с отсутствием системы семейного воспитания в основных социальных институтах - прежде всего в школе и высших учебных заведениях. Разрушение института семьи и брака меняет моральные установки и менталитет молодежи в целом. У молодых людей начинают преобладать эгоистические черты характера и индивидуалистическая направленность личности. Прежде всего - это личное благополучие. Тем не менее, брак нужен для создания семьи, для продолжения рода, удовлетворения половых потребностей, решения бытовых и материальных проблем, обретения определенного социального статуса, любви, взаимной опоры в трудную минуту, избавления от одиночества в жизни.
Теоретический анализ заявленной проблемы исследования позволил выделить концептуальные основания для разработки проекта программы «Благополучная молодая семья» (далее - Программа), которая может быть внедрена в образовательное пространство Вуза.
Цель Программы: формирование традиционных семейных ценностей и личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Под личностной готовностью студентов к браку мы будем понимать сте-
Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях..
пень сформированности комплекса нравственных и психологических качеств личности, необходимых для построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.
Основные задачи Программы: приобщение молодежи к традициям национальной культуры и русской семьи; формирование основных понятий об этике и психологии семейных отношений; формирование представлений о семейных ролях; развитие социокультурных семейных ценностей, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины; формирование высоконравственных взглядов на любовь, чувства ответственности во взаимоотношениях между юношами и девушками; формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах воспитания детей в семье; формирование чувства ответственности перед собственными родителями.
Основными принципами реализации Программы являются: методологические (связи учебного процесса, системы студенческого самоуправления и системы внеурочной деятельности), дидактические (реализация межпредметных связей учебного курса «Психология семейных отношений» с другими дисциплинами образовательного стандарта через их содержание и методы), методические (ориентация на конкретный положительный пример; опора на социальную активность студентов; пропаганда семейного образа жизни).
Представим механизмы реализации программы в виде следующих блоков: содержательный (создание условий для повышения потенциала ВУЗа в семейном воспитании молодежи; определение средств, методов и способов работы по данному направлению), организационный (самоопределение и формирование готовности студенческой молодежи к браку и брачным отношениям, интери-оризация семейных ценностей), оценочно-результативный (критерии оценки показателей).
Механизм реализации Программы включает также использование комплекса психолого-педагогических и экономических мер, предусматривающих: расширение связей университета с образовательными и культурными учреждениями г. Ярославля и Ярославской области, обмен опытом по вопросам семейного воспитания; проведение консультационных бесед со студентами специалистами ВУЗа и других специализированных учреждений; активное привлечение общественности к решению вопросов семейного воспитания; создание консультационных центров, телефонов доверия на базе психологического факультета и факультета социально-политических наук; выпуск профилактических материалов; проведение бесед на учебных занятиях, информирование по вопросам супружеской жизни и вытекающих из
нее проблем; формирование правильной мотивации на брак; организация работы со студентами и семьями, требующими психолого-педагогической поддержки; проведение индивидуальных консультаций со студентами по вопросам психологии взаимоотношения полов.
Поскольку в практике социальной работы семья рассматривается как приоритетный объект социальной политики, то важным фактором подготовки молодых людей к осознанному родительству является разработка и внедрение в практику ВУЗов, готовящих специалистов по социальной работе, обучающих программ по семьеведению. В связи с этим, отметим особую значимость дисциплины «Семьеведение» в системе профессиональной подготовки социальных работников.
Целями освоения дисциплины «Семьеведение» является формирование у студентов представлений об основных направлениях, формах, методах и технологиях социальной работы с семьей в современной России.
Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и мотивирующих практические навыки задач:
- развитие традиционных семейных ценностей и формирование личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям;
- формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах воспитания детей в семье;
- содействие развитию профессиональных склонностей;
- знакомство с основными направлениями, формами и технологиями социальной работы с семьей;
- формирование у студентов знаний о типологии семей в современной России;
- изучение основных форм и методов социальной работы с семьями;
- овладение понятийным аппаратом дисциплины, характеризующем специфику технологий социальной работы с семьей;
- формирование умения выбора и модификации программ работы с различными типами семей.
Немаловажным является проведение внеучеб-ной работы по укреплению ценностных ориентаций о семейных отношениях. Примерами таких мероприятий могут быть - ежегодная подготовка и проведение мероприятий «День влюбленных», «День семьи», «День матери», «День защиты детей».
Библиографический список
1. Дружинин В.Н. Семейная психология и семейная психотерапия. - 2009. - № 3. - С. 3-18.
2. Дубова Е. Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 1.1. - С. 29-38.
3. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 25.03.2019).
4. Найдал Т.Е. Хочу красивой жизни, или Моральный кодекс строителя капитализма // Народное образование. - 2010. - № 2. - С. 255-258.
5. Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: дис. ... канд. социол. наук. -Н. Новгород, 2013. - 215 с.
6. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУУ 1996. - 460 с.
References
1. Druzhinin VN. Semejnaya psihologiya i semejnaya psihoterapiya. - 2009. - № 3. - S. 3-18.
2. Dubova E.T. Duhovnyj krizis v sovremennoj Rossii i prakticheskaya psihologiya // ZHurnal prikladnoj psihologii. - 2008. - № 1.1. - C. 29-38.
3. Levina A.A. Sem'ya v sisteme cennostej sovremennoj molodezhi: sociologicheskij aspekt [Elektronnyj resurs] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2013. - № 10. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (data obrashcheniya: 25.03.2019).
4. Najdal T.E. Hochu krasivoj zhizni, ili Moral'nyj kodeks stroitelya kapitalizma // Narodnoe obrazovanie. - 2010. - № 2. - S. 255-258.
5. Sirotkina E.S. Problematizaciya nesovershennoletnego materinstva v sisteme rossijskoj social'noj raboty: dis. ... kand. sociol. nauk. -N. Novgorod, 2013. - 215 s.
6. Sociologiya molodezhi / pod red. VT. Lisovskogo. - SPb.: Izd-vo SPbGU, 1996. - 460 s.