Научная статья на тему 'Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи'

Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
546
79
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЦЕННОСТИ / СЕМЬЯ / СЕМЕЙНЫЕ ЦЕННОСТИ / БРАЧНЫЕ ОТНОШЕНИЯ / МОЛОДЕЖЬ / РОДИТЕЛЬСТВО / ПРОГРАММА / VALUES / FAMILY / FAMILY VALUES / MARRIAGE / YOUTH / PARENTHOOD / PROGRAMME

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Дворникова Елена Викторовна, Кошелева Анна Владимировна

В статье рассматриваются особенности формирования представлений o семейных отношениях у современной студенческой молодежи, изучаются наиболее эффективные средства формирования представлений o семейных ценностях у современной молодежи, ализируются факторы, повлекшие изменения ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Излагаются результаты авторского исследования о представлениях семьи и семейных отношений у молодежи, и предлагается программа «Благополучная молодая семья» по формированию представлений современной студенческой молодежи о семейных взаимоотношениях и институте брака. Целью программного подхода является формирование личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Реализация программы будет осуществляться через учебный процесс, средствами студенческого самоуправления и систему внеучебной воспитательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Дворникова Елена Викторовна, Кошелева Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Programme approach to the formation of ideas about family relations among modern student youth

The article discusses the peculiarities of formation of the ideas about family relations among modern studenta, the author analysed opportunities for the realisation of this potential in various social institutions, and the most effective means of forming ideas about family values in modern youth are studied. The authors analyse the factors that entailed changes in the value orientations of modern student youth. The authors describe the results of a study on the family views and family relationships among young people, and propose the programme "A well-to-doyoung family" to form the ideas on family relationships and marriage among the modern students. The purpose of the programme approach is the formation of the personal readiness of modern students to marriage and family relations. The implementation of the programme will be carried out through the educational process, by means of students' self-government and a system of extracurricular upbringing activities.

Текст научной работы на тему «Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи»

йО!: 10.34216/2073-1426-2019-25-3-156-160 УДК 159.923

Дворникова Елена Викторовна

кандидат педагогических наук

Кошелева Анна Владимировна

кандидат политических наук Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова [email protected], [email protected]

ПРОГРАММНЫЙ ПОДХОД ПО ФОРМИРОВАНИЮ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О СЕМЕЙНЫХ ОТНОШЕНИЯХ У СОВРЕМЕННОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В статье рассматриваются особенности формирования представлений о семейных отношениях у современной студенческой молодежи, изучаются наиболее эффективные средства формирования представлений о семейных ценностях у современной молодежи, ализируются факторы, повлекшие изменения ценностных ориентаций современной студенческой молодежи. Излагаются результаты авторского исследования о представлениях семьи и семейных отношений у молодежи, и предлагается программа «Благополучная молодая семья» по формированию представлений современной студенческой молодежи о семейных взаимоотношениях и институте брака. Целью программного подхода является формирование личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Реализация программы будет осуществляться через учебный процесс, средствами студенческого самоуправления и систему внеучебной воспитательной деятельности.

Ключевые слова: ценности, семья, семейные ценности, брачные отношения, молодежь, родительство, про-

грамма.

В современном мире нравственные представления о браке и семье у современной молодежи претерпели серьезные изменения, и многочисленные исследования это подтверждают. В настоящее время изменились сами устои семьи, постепенно утрачивается традиционное восприятие родительства и воспитания детей, происходит разрушение традиционных семейных ценностей, снижается социальная значимость отцовства и материнства, а материальные ценности начинают превалировать над духовными.

Проблемам семьи и семейным отношениям всегда уделялось и уделяется много внимания. Так, педагогические аспекты готовности к браку являлись предметом изучения Т.М. Афанасьевой,

A.А. Бодалева, А.С. Власенко, А.Н. Ганичева,

B.Н. Дружинина, А.И. Ковалевой, А.В. Мудрика и др. [3]. Социально-технологический аспект оказания помощи молодежи в осознании семейных ценностей изучался В.И. Добрыниной, Ю.А. Зубок, Т.В. Ищенко, З.М. Саралиевой, Е.И. Холосто-вой [5]. Ценностные ориентации молодежи являлись предметом исследований С.Н. Иконниковой, В.Т. Лисовского и др. [6].

В первую очередь, отметим, что современные реформы российского общества повлекли глубокие экономические и социальные преобразования, которые отразились как на изменении курса государственной молодежной политики, так и деятельности различных социальных институтов. Данные факторы привели к быстрорастущему расслоению и социальной дифференциации молодых людей. Мы можем утверждать, что новое поколение - это молодые люди из разных социальных групп c разным уровнем доходов, образования, места жительства, характером занятости, семейным положением и т.п. Молодежь XXI века проходит свое становле-

ние в условиях переориентации ценностей и развития новых социальных отношений.

Результаты многочисленных социологических опросов позволяют нам составить рейтинг предпочитаемых ценностей современной молодежи. Так, у 63% респондентов произошел сдвиг ценностных ориентаций в сторону материально-прагматического подхода. Мы видим, что на первых местах в рейтинге находятся такие ценности как материальное благополучие, карьера, здоровый образ жизни, семья. А такие духовные ценности, как настоящие друзья, верность идеалам, принципам и убеждениям, не являются для современной молодежи особо значимыми [4, с. 256].

Несомненно, что фундаментальные основы ценностей и жизненных установок человека закладываются в семье. Однако нельзя отрицать тот факт, что на формирование ценностных ориента-ций современной молодежи оказывает огромное влияние социум, и, в частности, образовательная среда и учебное заведение. Именно здесь молодые люди проводят большую часть своего времени и получают не только необходимые знания, но и приобретают определенные личностные качества, формируют характерные нормы общения и поведения, a также новые ценностные ориентации и установки.

Социокультурная среда в настоящее время является определяющим фактором в формировании ценностей и жизненных смыслов молодежи. Она имеет сложный и противоречивый характер, поскольку связана с многочисленными процессами, которые происходят в обществе как в сфере социальной, так и в духовной жизни.

Итак, анализ литературных источников по проблеме исследования позволяет нам сделать вывод о том, что современная молодая семья постепенно

156

Вестник КГУ 2019

© Дворникова Е.В., Кошелева А.В., 2019

Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях..,

утрачивает основные семейные ценности и установки на семейное воспитание, также как и ценностные ориентации молодых людей. При этом любовь, как чувство, не отрицается молодежью, являясь основой крепких отношений, основой создания брака. Поэтому актуальным становится вопрос формирования основных жизненных ценностей и установок современной молодежи. Эту задачу должны поставить перед собой все социальные институты, в том числе, и высшие учебные заведения.

В.Н. Дружинин отмечает, что важным фактором подготовки к ответственному родительству и супружеству является разработка и внедрение в практику ВУЗов и основ семейного воспитания, и специальных образовательных программ духовно-нравственной направленности и пропаганды ценностного отношения к семье и браку, и программы, направленные на возрождение семейных традиций и обычаев [1, с. 5].

Развивая тезис В.Н. Дружинина, Е.Т. Дубова выделяет следующие принципы формирования у студентов семейных духовно-нравственных ценностей. Принцип эмоционально-ценностного отношения к семье, ее традициям, обычаям, образу жизни и воспитанию ребенка - позволяет сформировать у молодежи представление и понятие об идеальной семье и семейной жизни. Принцип индивидуально-личностной психолого-педагогической поддержки студента как будущего семьянина - направлен на оказание содействия и помощи молодым людям в сознательном формировании семейных духовно-нравственных ценностей, а также помощь в решении индивидуальных проблем. Принцип толерантного взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса - ориентирован на уважительное отношение и формирование эм-патийных представлений вне зависимости от этнических, религиозных, гендерных и иных характеристик [2, с. 31-32].

Оценить уровень сформированности семейных ценностей у молодежи можно по следующим показателям: мировоззренческий как формирование нравственного сознания; образовательный как приобретение знаний по вопросам семейно-брач-ных отношений; деятельностный как способность к регулированию внутрисемейных отношений, конфликтных ситуаций.

Выделенные критерии позволяют судить о степени проявления основных признаков осознания семьи, значимости межличностных отношений в семье и самоуважении. Именно с учетом данных показателей необходимо выстраивать работу по оказанию помощи молодым людям в создании семьи.

С целью изучения представлений студенческой молодежи о семейных отношениях и ценностям семейной жизни нами было проведено социологическое исследование. Выборка исследования составила 150 студентов ЯрГУ им. П.Г. Демидова фа-

культета социально-политических наук в возрасте от 19-23 лет. Из них - 132 девушки и 18 юношей.

Анкетирование явилось для нас основным научным методом изучения субъективных взглядов молодежи, поскольку является одним из распространенных видов в практике социологических исследований. Анкетный опрос проводился в заочной форме. В анкету были включены как открытые, так и закрытые и полузакрытые вопросы. Для усиления объективности результатов исследования дополнительно использовалась беседа.

Перед проведением опроса нами были выдвинуты следующие рабочие гипотезы: большинство студенческой молодежи предпочитает гражданский брак вместо традиционных форм семейных отношений; современная молодежь предпочитает личностную свободу взамен готовности к браку и брачным отношениям; семейно-ценностные оценки и представления о браке студенческой молодежи в настоящее время носят противоречивый характер.

Представим полученные результаты. Так, нами было выявлено, что значение семьи в системе ценностей современной молодежи недостаточно высоко: на первое место у современной молодежи выходит создание успешной карьеры. Среди опрошенных 82% респондентов предпочитают карьеру семье.

Увеличился и средний возраст для законного оформления отношений. Большая часть молодежи считает наиболее для себя подходящим возрастом для вступления в брак: 25-30 лет - 72%, возраст 20-25 лет - 20%, до 20 лет - 0%, свыше 30 лет - 8%.

Современная студенческая молодежь предпочитает гражданские браки, молодые люди не стремятся официально регистрировать отношения. 62% считают, что гражданские браки - это нормальное явление в современном обществе. 16% еще не определились, какой брак они бы предпочли, но при этом считают, что выбор формы сожительства должен удовлетворять обе стороны. 22% молодежи предпочитают официально зарегистрированные отношения.

Исследование показало, что рождение ребенка для молодых людей не является причиной для официальной регистрации семейных отношений -46%, это зависит от конкретной ситуации и объективных условий - 54%.

Несмотря на «отрицание» ценности семьи, молодые люди вполне осознают её значение и вкладывают в понятие «семья» традиционный смысл. Она для них - это, прежде всего, такие чувства как любовь и взаимоуважение - 68%; возможность для продолжения своего рода - 20%, другое - 12%. Это означает, что, впоследствии, молодые люди будут выбирать психологический мотив для вступления в брачные отношения.

Интересные и неожиданные для нас результаты были получены при ответе на вопрос: «Согласны

ли Вы, что без семьи невозможно достичь успеха в профессиональной деятельности?» Большинство опрошенных придерживаются мнения о том, профессиональный успех не связан никаким образом с браком и семейными отношениями. Это успех одного человека - так ответили 82% респондентов, затруднились с ответом - 4% и лишь для 14% семья играет решающую роль в становлении профессиональной карьеры.

Традиционными оказались ответы на вопросы, связанные с распределением ролей и выполнением функциональных обязанностей в семье. Так, функции главы семьи, по мнению большинства респондентов, должен исполнять мужчина - 72%. При этом муж должен зарабатывать больше, чем жена -так считают 54% респондентов.

Из беседы с молодыми людьми выяснилось, что они анализируют факторы, приводящие к разводам. Именно в связи с этим, молодые люди и не стремятся к ранним бракам. К основным причинам распада молодой семьи 56% респондентов относят бытовые трудности, обусловленные, прежде всего, отсутствием собственного жилья. 20% респондентов указывают на материальную несостоятельность («низкая заработная плата молодых специалистов»). 12% высказали мнение о потере взаимопонимания и уважения к друг другу и 12% выбрали ответ «другое», указав такие причины, как отсутствие необходимых знаний о мужской и женской психологии, отсутствие семейного опыта и опыта совместного проживания, проживание на одной территории со своими родителями, молодость.

Поскольку ценность семьи формируется в родительском доме, мы не могли обойти стороной вопрос, связанный с обсуждением будущей семейной жизни со своими родителями. В ходе ответов выяснилось, что 66% не поднимают тему семейного воспитания в своей родительской семье и не считают это нужным, 28% респондентов редко разговаривают дома на эту тему и только 6% молодых людей обсуждают вопросы будущей семьи со своими родителями.

Несмотря на то, что 20% респондентов ответили, что семья для них является возможностью для продолжения рода, для 18% респондентов вполне допустимо, что семья может быть бездетной. Достаточно иметь одного ребенка - так считают 56%, двух-трех детей - 22% и более 3-х детей - 4%. То есть, только 6 человек из 150 готовы иметь многодетные семьи.

Таким образом, изучение мнения студенческой молодежи по вопросам отношения их к семье и браку, показало, что в современном мире представления о семье и браке у студенческой молодежи кардинально изменились по сравнению с семейными приоритетами молодежи XX века.

Выдвинутые нами в начале социологического исследования рабочие гипотезы подтвердились.

В настоящее время большинство молодых людей предпочитают проживать гражданским браком. Современная молодежь хоть и не отрицает традиционную модель семейных отношений, но выбирает свободную форму брачно-семейной самореализации, а семейно-ценностные представления о браке у студенческой молодежи носят достаточно противоречивый характер.

Данное противоречие обусловлено, прежде всего, тем, что, закладывающиеся в семье традиционные ценности брачных отношений, современное общество нивелирует, преобразует. Именно поэтому семья и наличие детей перестали быть социально значимыми приоритетами в системе ценностей современной молодежи. Молодые люди превыше всего ставят личную независимость, свободу и карьеру, достижение высокого статуса, что формирует эгоистическую направленность личности. А семья и рождение детей большинством молодых людей планируется лишь после создания успешной карьеры в далекой перспективе.

Беседа со студентами после проведения анкетирования позволила нам дополнить картину ценностных представлений современной молодежи о семье и брачных отношениях. Мы выяснили, что у молодых людей велика роль родительской семьи в формировании собственного представления о семье и семейной жизни. Однако, как такового идеала семьи у молодежи нет, да и как они сами признались, «задумались об этом только после нашего вопроса».

Итак, в настоящее время происходит ослабление института семьи и традиционных семейных ценностей. Мы связываем эту тенденцию, с отсутствием системы семейного воспитания в основных социальных институтах - прежде всего в школе и высших учебных заведениях. Разрушение института семьи и брака меняет моральные установки и менталитет молодежи в целом. У молодых людей начинают преобладать эгоистические черты характера и индивидуалистическая направленность личности. Прежде всего - это личное благополучие. Тем не менее, брак нужен для создания семьи, для продолжения рода, удовлетворения половых потребностей, решения бытовых и материальных проблем, обретения определенного социального статуса, любви, взаимной опоры в трудную минуту, избавления от одиночества в жизни.

Теоретический анализ заявленной проблемы исследования позволил выделить концептуальные основания для разработки проекта программы «Благополучная молодая семья» (далее - Программа), которая может быть внедрена в образовательное пространство Вуза.

Цель Программы: формирование традиционных семейных ценностей и личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям. Под личностной готовностью студентов к браку мы будем понимать сте-

Программный подход по формированию представлений о семейных отношениях..

пень сформированности комплекса нравственных и психологических качеств личности, необходимых для построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов.

Основные задачи Программы: приобщение молодежи к традициям национальной культуры и русской семьи; формирование основных понятий об этике и психологии семейных отношений; формирование представлений о семейных ролях; развитие социокультурных семейных ценностей, психологических основ здоровых отношений мужчины и женщины; формирование высоконравственных взглядов на любовь, чувства ответственности во взаимоотношениях между юношами и девушками; формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах воспитания детей в семье; формирование чувства ответственности перед собственными родителями.

Основными принципами реализации Программы являются: методологические (связи учебного процесса, системы студенческого самоуправления и системы внеурочной деятельности), дидактические (реализация межпредметных связей учебного курса «Психология семейных отношений» с другими дисциплинами образовательного стандарта через их содержание и методы), методические (ориентация на конкретный положительный пример; опора на социальную активность студентов; пропаганда семейного образа жизни).

Представим механизмы реализации программы в виде следующих блоков: содержательный (создание условий для повышения потенциала ВУЗа в семейном воспитании молодежи; определение средств, методов и способов работы по данному направлению), организационный (самоопределение и формирование готовности студенческой молодежи к браку и брачным отношениям, интери-оризация семейных ценностей), оценочно-результативный (критерии оценки показателей).

Механизм реализации Программы включает также использование комплекса психолого-педагогических и экономических мер, предусматривающих: расширение связей университета с образовательными и культурными учреждениями г. Ярославля и Ярославской области, обмен опытом по вопросам семейного воспитания; проведение консультационных бесед со студентами специалистами ВУЗа и других специализированных учреждений; активное привлечение общественности к решению вопросов семейного воспитания; создание консультационных центров, телефонов доверия на базе психологического факультета и факультета социально-политических наук; выпуск профилактических материалов; проведение бесед на учебных занятиях, информирование по вопросам супружеской жизни и вытекающих из

нее проблем; формирование правильной мотивации на брак; организация работы со студентами и семьями, требующими психолого-педагогической поддержки; проведение индивидуальных консультаций со студентами по вопросам психологии взаимоотношения полов.

Поскольку в практике социальной работы семья рассматривается как приоритетный объект социальной политики, то важным фактором подготовки молодых людей к осознанному родительству является разработка и внедрение в практику ВУЗов, готовящих специалистов по социальной работе, обучающих программ по семьеведению. В связи с этим, отметим особую значимость дисциплины «Семьеведение» в системе профессиональной подготовки социальных работников.

Целями освоения дисциплины «Семьеведение» является формирование у студентов представлений об основных направлениях, формах, методах и технологиях социальной работы с семьей в современной России.

Для достижения поставленной цели предусматривается решение следующих воспитательных, образовательных, развивающих и мотивирующих практические навыки задач:

- развитие традиционных семейных ценностей и формирование личностной готовности современной студенческой молодежи к брачно-семейным отношениям;

- формирование знаний по семейному праву, о способах решения конфликтных ситуаций в семье, методах воспитания детей в семье;

- содействие развитию профессиональных склонностей;

- знакомство с основными направлениями, формами и технологиями социальной работы с семьей;

- формирование у студентов знаний о типологии семей в современной России;

- изучение основных форм и методов социальной работы с семьями;

- овладение понятийным аппаратом дисциплины, характеризующем специфику технологий социальной работы с семьей;

- формирование умения выбора и модификации программ работы с различными типами семей.

Немаловажным является проведение внеучеб-ной работы по укреплению ценностных ориентаций о семейных отношениях. Примерами таких мероприятий могут быть - ежегодная подготовка и проведение мероприятий «День влюбленных», «День семьи», «День матери», «День защиты детей».

Библиографический список

1. Дружинин В.Н. Семейная психология и семейная психотерапия. - 2009. - № 3. - С. 3-18.

2. Дубова Е. Т. Духовный кризис в современной России и практическая психология // Журнал прикладной психологии. - 2008. - № 1.1. - С. 29-38.

3. Левина А.А. Семья в системе ценностей современной молодежи: социологический аспект [Электронный ресурс] // Современные научные исследования и инновации. - 2013. - № 10. - Режим доступа: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (дата обращения: 25.03.2019).

4. Найдал Т.Е. Хочу красивой жизни, или Моральный кодекс строителя капитализма // Народное образование. - 2010. - № 2. - С. 255-258.

5. Сироткина Е.С. Проблематизация несовершеннолетнего материнства в системе российской социальной работы: дис. ... канд. социол. наук. -Н. Новгород, 2013. - 215 с.

6. Социология молодежи / под ред. В.Т. Лисовского. - СПб.: Изд-во СПбГУУ 1996. - 460 с.

References

1. Druzhinin VN. Semejnaya psihologiya i semejnaya psihoterapiya. - 2009. - № 3. - S. 3-18.

2. Dubova E.T. Duhovnyj krizis v sovremennoj Rossii i prakticheskaya psihologiya // ZHurnal prikladnoj psihologii. - 2008. - № 1.1. - C. 29-38.

3. Levina A.A. Sem'ya v sisteme cennostej sovremennoj molodezhi: sociologicheskij aspekt [Elektronnyj resurs] // Sovremennye nauchnye issledovaniya i innovacii. - 2013. - № 10. - Rezhim dostupa: http://web.snauka.ru/issues/2013/10/28016 (data obrashcheniya: 25.03.2019).

4. Najdal T.E. Hochu krasivoj zhizni, ili Moral'nyj kodeks stroitelya kapitalizma // Narodnoe obrazovanie. - 2010. - № 2. - S. 255-258.

5. Sirotkina E.S. Problematizaciya nesovershennoletnego materinstva v sisteme rossijskoj social'noj raboty: dis. ... kand. sociol. nauk. -N. Novgorod, 2013. - 215 s.

6. Sociologiya molodezhi / pod red. VT. Lisovskogo. - SPb.: Izd-vo SPbGU, 1996. - 460 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.