ПРОГРАММНЫЙ МЕТОД РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ РЕГУЛИРОВАНИЯ РЕГИОНАЛЬНОГО ТРАНСПОРТНОГО КОМПЛЕКСА
ю.х. гукетлев,
кандидат экономических наук, доцент, заведующий кафедрой
А.С. ИНДРИСОВ, кандидат экономических наук, доцент
н.г. машинина,
старший преподаватель
В.В. КОНДРАТЕНКО Майкопский государственный технологический университет
Региональный транспортный комплекс (РТК) относится к той сфере экономики, где наиболее остро проявляются основные социально-экономические проблемы реформируемой России. Современная практика управления характеризуется новым единым подходом — «национальными проектами», в рамках которых решаются ключевые проблемы, составляющие основу программ социально-экономического развития регионов. Поэтому дальнейшее совершенствование деятельности РТК должно рассматриваться через призму развития цивилизованного рынка транспортных услуг, формирование которого наиболее эффективно, как показала практика, благодаря комплексному подходу, реализуемому на основе программного метода. При этом акцент делается, как уже признано большинством экономистов, на обязательное участие в нем государства [2].
Государственное управление обеспечивает поддержку мероприятий по реализации надежности, безопасности транспортных услуг, защите прав потребителей и других общественно необходимых задач.
Отсутствие целевых программ развития транспортного комплекса региона препятствует разработке государственной системы регулирования транспорта. Это не позволяет формировать соответствующие организационно-экономические механизмы управления на региональном уровне. Разработка и реализация целевых программ позволит достичь решения основных задач развития регионального рынка транспортных услуг, его ин-
теграции в единую транспортную систему страны и мира. В качестве конкретного примера рассмотрим разработку целевой программы развития транспортного комплекса Республики Адыгея (РА).
Роль транспортной системы Республики Адыгея в новых геополитических условиях на юге России значительно возросла. Решение главных проблем и задач РТК заключается в обеспечении безопасности и защиты населения от терактов, региональных объектов транспортно-логистичес-кой инфраструктуры, способной формироваться в структурообразующую отрасль, гарантирующую поступательное социально-экономическое развитие республики.
Руководствуясь соответствующими методическими положениями [2,3], для определения стратегических схем регулирования процессов функционирования и развития регионального транспортного комплекса, разработан Проект Концепции развития транспортного комплекса Республики Адыгея. В основе его — научные исследования, выполненные специалистами кафедры экономики и управления на транспорте Майкопского государственного технологического университета.
В соответствии с методологическими принципами и моделями [2] задача формирования системы регулирования РТК строится на программно-целевом подходе и включает:
• анализ состояния РТК;
• цели, задачи и принципы формирования системы регулирования РТК;
• ожидаемые результаты от внедрения целевой программы;
• разработку плана организационно-технических мероприятий формирования системы регулирования РТК;
• разработку системы управления целевой программой.
Для выявления основных проблем РТК РА проведем анализ статистических показателей, представленных в таблице.
Приведенные данные говорят о том, что количество автотранспорта как всех отраслей экономики, так и общего пользования неуклонно снижается. Так, в 2000 г. насчитывалось 3 584 автомобиля, а в 2006 г. — 2 062, что меньше на 1 522 единицы техники. Количество автотранспорта общего пользования сократилось за аналогичный период
на 45,3 %. Негативная тенденция снижения показателя связана с выбытием устаревшего подвижного состава при минимальном его обновлении.
Динамика объема перевозок грузов автотранспортом всех отраслей экономики в период с 2000 по 2003 г. носит нестабильный характер. Однако начиная с 2004 г. наблюдается положительная тенденция роста показателя — объем перевозок в 2006 г. увеличился в 4 раза по сравнению с 2000 г. Объем перевозок автотранспортом общего пользования в 2006 г. увеличился по сравнению с 2000 г. на 56,6 %. Увеличение объемов перевозки грузов при одновременном сокращении количества автотранспорта свидетельствует о повышении уровня эксплуатации подвижного состава.
Грузооборот автотранспорта всех отраслей экономики относительно 2000 г. имел постоянный
Основные показатели работы грузового автомобильного транспорта по Республике Адыгея за 2000 — 2006 гг.
Наименование показателя Год 2006 г. в % к
2000 2001 2002 2003 2004 2005 2006 2000 2005
1. Количество грузового автотранспорта всех отраслей экономики, ед. 3 584 3 477 3 149 2 719 2 470 2 198 2 062 57,5 93,8
2.В том числе автотранспорта общего пользования, ед. 419 411 356 313 246 223 229 54,6 102,7
3. Перевезено грузов автотранспортом всех отраслей экономики, млн т 11,4 11,6 11,2 9,9 13 14,1 45,2 396,5 320,6
4. В том числе автотранспортом общего пользования, тыс. т 1 617 1 395 1 744 1 138 1 353 2 095 2 532 156,6 120,9
5. Грузооборот автотранспорта всех от-раслей экономики, млн. ткм 343 517 375 497 1198 738 1 897 553,1 257
6. В том числе автотранспортом общего пользования, тыс. ткм 83 736 68 688 86 207 59 170 67 743 68 267 81 515 97,3 119,4
7. Эффективность использования авто-транспорта общего пользования по пере-возкам груза, т на 1 а/м 3 818,6 3 406,3 4 775,3 3 514,4 5 500 9 394,5 11 056,8 289,5 117,7
8. То же, по грузообороту, ткм на 1 а/м 199 761,3 167 153,3 242 134,8 189 137,4 275 378,1 306 130,1 355 960,7 178,2 116,3
9. Доход автотранспортных предприятий, млн руб. 54,9 59,1 84,6 64,3 71,2 135,7 200,2 364,7 147,4
10. То же на один грузовой автомобиль, руб. на 1 а/м 130 917,9 143 874,9 237 516,8 205 246,6 289 430,9 608 520,2 874 235,8 667,8 143,7
11. Налоговые поступления от предпри-ятий автомобильного транспорта, млн руб. - 18,252 25,790 16,294 15,291 15,518 19,576 - 126,2
12. Налоговые поступления на 1 грузовое автотранспортное средство, тыс. руб. - 44,4 72,4 52,1 62,2 69,6 85,5 - 122,7
13.То же в день, руб - 124,6 203,4 146,2 174,6 195,5 240,2 - 122,7
14. Бюджетная эффективность по выпуску товаров и услуг (налоговая нагрузка), % - 30,9 30,5 25,4 21,5 11,4 9,8 - 86
прирост и в 2006 г. он увеличился более чем в пять раз. Грузооборот автотранспорта общего пользования в 2006 г. снизился по сравнению с 2000 г. на 2,7 %, что в сочетании с ростом объема перевозок грузов свидетельствует о сокращении расстояния перевозки 1 т груза.
Эффективность использования автотранспорта общего пользования по перевозкам груза в 2006 г. увеличилась по сравнению с 2000 г. в три раза, а по грузообороту — на 78,2 %. Однако в 2003 г. этот показатель снизился по сравнению с 2002 г. на 1 260,9 т на 1 а/м, или на 26,4 %, объем грузооборота снизился на 52 927,4 ткм на 1 а/м, или на 21,9 %.
Доход автотранспортных предприятий общего пользования за период с 2000 по 2002 г. увеличился. Но, в 2003 г. произошло снижение показателя на 20,3 млн руб., или на 24 %. С 2004 г. наблюдается стабильный рост показателя. В 2006 г. доход автотранспортных предприятий увеличился по сравнению с 2000 г. более чем в три раза. Из-за снижения количества автотранспорта и увеличения дохода автотранспортных предприятий показатель дохода на 1 автомобиль за период исследования увеличился более чем в 6 раз и составил в 2006 г. 874 235,8 руб. на 1 автомобиль.
Налоговые поступления от автотранспортных предприятий общего пользования во все уровни бюджета за период с 2001 по 2006 г. увеличились незначительно — на 7,3 % (при увеличении дохода более чем в 3 раза). Следует отметить, что в результате сокращения количества автотранспортных средств налоговые поступления на 1 автомашину в день в 2006 г. составили 240,2 руб., что в 2 раза больше показателя 2001 г.
Общая бюджетная эффективность по выпуску товаров и услуг (налоговая нагрузка) за период с 2001 по 2006 г. снизилась на 68,3 %. Но при этом данные за 2005—2006 гг. указывают на 14 %-ное снижение, что свидетельствует о позитивной тенденции для развития автотранспортного комплекса республики.
Если в 1998 г. предприниматели-перевозчики владели лишь 5 % всего автопарка грузовых машин, зарегистрированных в республике, то в 2004 г. эта цифра увеличилась до 46 %. Разрозненные перевозчики не способны обеспечить потребностей крупных грузовладельцев, поэтому наблюдается тенденция захвата рынка автотранспортных услуг Республики Адыгея крупными иногородними транспортниками и экспедиторами. Это в свою очередь ведет к зависимости республиканского промышленного комплекса от иногородних и иностранных транс-портно-экспедиционных предприятий, а также к
выводу финансовых средств за территорию РА, в т. ч. и из-под республиканского налогообложения.
Сложившийся рынок автогрузовых услуг в РА не позволяет создавать полноценную базу данных о количестве перевозок, доходов, реально получаемых финансовых средствах, и, следовательно, имеет большие резервы для увеличения налоговых поступлений в республиканский бюджет.
Администрация Республики Адыгея не имеет полной информации об объеме финансовых средств, выведенных из-под республиканского налогообложения в бюджеты других регионов России и за рубеж в счет оплаты республиканскими владельцами грузов услуг иногородних перевозчиков.
Основными причинами нестабильной работы автотранспортного комплекса Республики Адыгея, на наш взгляд, являются:
1. Ухудшение структуры по возрастному составу автопарка, что значительно снижает качество их технического состояния и уровень обеспечения транспортной безопасности.
2. Ежегодное снижение количества автогрузовых предприятий и разукрупнение транспортных компаний.
3. Исключение из перечня ранее подлежащих лицензированию грузовых перевозок автомобильным транспортом, что негативно отразилось на уровне безопасности [5].
4. Отсутствие единой системы мониторинга и информационной обеспеченности РТК РА.
5. Отсутствие полноценного контроля за транспортной деятельностью со стороны государства, что приводит к проникновению в регион и на территорию России контрафактных товаров, некачественной продукции и продовольствия, наркотических средств.
Транспортный комплекс Республики Адыгея имеет типичные проблемы:
• несоответствие существующей структуры провозной способности различных видов транспорта новым перевозочным потребностям;
• сравнительно низкий технический уровень транспортной техники и технологии организации перевозок в регионе;
• существенное отставание темпов развития транспортно-логистической инфраструктуры региона;
• слабая динамика развития инвестиционной привлекательности транспортного бизнеса в РА;
• отсутствие единого информационного и телекоммуникационного пространства в деятельности транспорта региона;
• несовершенство таможенного и налогового законодательства и отсутствие единой системы электронного документооборота;
• снижение мобилизационной и антитеррористической готовности РТК;
• рост численности парка подвижного состава, дорожно-транспортной и экологической нагрузки;
• снижение эффективности и качества перевозок.
Одним из методов решения этих проблем является разработка и внедрение целевой программы развития транспортного комплекса Республики Адыгея в рамках Концепции региональной транспортной политики, согласованной с Концепцией государственной транспортной политики и Государственной региональной политики [4].
Программа представляет собой комплекс социально-экономических, производственных и научно-исследовательских мероприятий, скоординированных по срокам, исполнителям и ресурсам, направленный на формирование цивилизованного регионального рынка транспортных услуг. Основные цели Программы:
• повышение эффективности перевозок за счет оптимизации системы грузодвижения и грузообразования, транспортно-техно-логических связей и процессов;
• развитие производственно-технической базы и инфраструктуры ТК РА за счет внедрения современных интегрированных логистических технологий управления региональными материальными, информационными и финансовыми ресурсами;
• развитие информационной доступности и обеспеченности регионального рынка транспортных услуг;
• обеспечение мобилизационной и антитеррористической готовности транспорта региона;
• укрепление координации федеральной, региональной и муниципальной транспортной
политики.
Для достижения поставленных целей Программой предусмотрено решение следующей системы задач:
1. Формирование системы регламентов и механизмов регулирования регионального рынка транспортных услуг и их реализация.
2. Формирование интегрированной системы региональных транспортных перевозок общего пользования.
3. Проведение мероприятий по формированию организационных структур и механизмов регулирования РТК РА и схема их реанимации (см. рисунок): разработка, согласование и утверждение положений о региональных органах регулирования, их правах и функциях; формирование кадрового, материально-технического обеспечения органов регулирования РТК; создание регионального центра регулирования рынка транспортных услуг, имеющего службу транспортного обеспечения госзаказа и службу управления отраслевым имущественным фондом РТК.
4. Организация взаимодействия с международными, федеральными и региональными
Структура системы органов и механизмов регулирования регионального транспортного комплекса
программами. Такими как: Программа информатизации транспорта России, Программа создания региональных информационно аналитических центров, Программы «Дороги России», «Терминал», Государственной транспортной политики, Государственной региональной политики и др.
Основными результатами внедрения Программы являются:
1. Рост эффективности, качества и безопасности функционирования РТК РА за счет повышения профессионализма, дисциплины и ответственности операторов рынка.
2. Решение социально-экономических задач региона за счет создания новых рабочих мест и привлечения инвестиций.
3. Развитие производительных сил региона за счет совершенствования системы организационно-экономических механизмов регулирования; формирование системы интегрированных транспортных процессов: информационных, логистических, производственно-технологических и др.
4. Снижение вредного воздействия транспорта на окружающую среду за счет эффективного регулирования региональных транспортных грузопотоков, оптимального выбора маршрутов перевозок и технологических процессов.
5. Высвобождение материальных и финансовых ресурсов региона за счет оптимизации в сфере обращения; ускорение использования оборотных средств; снижения затрат в товаропроводящих системах.
6. Формирование эффективной системы мониторинга, контроля и регулирования рынка РТК через систему региональных центров транспортной логистики под контролем региональных органов исполнительной власти РА.
7. Разработка единой нормативной базы и регламентов, обеспечивающих систему гарантий для функционирования РТК в соответствии с международными стандартами.
Таким образом, эффективность предполагаемой системы регулирования деятельности РТК будет зависеть от проводимой политики лояльного регулирования, с использованием методов гармоничной координации процессов организации и самоорганизации рынка. Такая политика обеспечит его функционирование на выгодных для государства условиях, а также будет способствовать снижению затрат на транспорте, его устойчивому функционированию и развитию.
ЛИТЕРАТУРА
1. Итоги социально-экономического развития Республики Адыгея за 1991—2005 гг. — Майкоп: Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Адыгея, 2006. - 160 с.
2. Методические рекомендации разработки проекта концепции развития и модернизации регионального транспортного комплекса (на примере Ставропольского края) / Под общ. ред. науч. рук. В. Б. Чумакова. — Ставрополь: Сев. Кав. ГТУ. — 75 с.
3. Методические указания по разработке программ развития транспортных комплексов субъектов РФ (одобрено Министерством транспорта РФ, расп. № АН — 19 — Р) от 13.10.2000. — М.: Минтранс РФ, 2001. — 132 с.
4. Транспортная стратегия РФ до 2025 г. — официальный сайт Министерства транспорта РФ (www. mintrans. га).
5. Федеральный закон «О внесении изменений в Федеральный закон «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 02.07.2005 № 80, Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)» и Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях» // Собрание законодательства Российской Федерации. 2005, № 27 (2719). С. 7044 — 7061.