Библиографический список
1. Дубовицкая, Т. Д. Методика диагностики направленности учебной мотивации [Текст] / Т. Д. Дубовицкая // Психологическая наука и образование. -2002. - № 2. - С. 42-45
2. Мохов, А. Г. Психолого-педагогические особенности формирования творческого мышления у старшеклассников в профильном техническом обучении с помощью проектно-продуктивных задач: автореф. дис. ... канд. психологических наук [Текст] / А. Г. Мохов. - СПб., 2006. - 22 с.
3. Чикер, В. А. Психологическая диагностика организации и персонала [Текст] / В. А. Чикер. - СПб.: Речь, 2004. - 176 с.
УДК 378.0
Никулъников Антон Николаевич
Аспирант кафедры педагогики и психологии Института искусств Новосибирского государственного педагогического университета, [email protected], Новосибирск
ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ЛЕТНЕМ ШКОЛЬНОМ ЛАГЕРЕ
Nikulnikov Anton Nikolaevich - post-graduate of the pedagogics andpsychology chair of the Novosibirsk State Pedagogical University (the Institute of Arts), [email protected], Novosibirsk
PROGRAM’S PROVISION OF THE EDUCATIONAL PROCESS IN A SUMMER SCHOOL CAMP CONDITION
В настоящее время далеко не каждая семья в летний период может позволить себе и своим детям полноценный отдых за городом. Поэтому важную роль в оздоровлении подрастающего поколения играют летние школьные лагеря с дневным пребыванием. В летнем школьном лагере дети и подростки могут эффективно самореализоваться в различных направлениях деятельности, однако для этого необходима грамотная организация летнего отдыха в городе.
Дополнительное образование призвано удовлетворять постоянно изменяющиеся индивидуальные социокультурные и образовательные потребности детей, создавать условия для их творческой самореализации.
В последнее время все большее количество исследователей (Н. Е. Щуркова, Ш. А. Амонашвили, О. С. Газман и др.), рассматривают воспитание как взаимно преобразующее взаимодействие педагога и воспитанника. В пространстве такого взаимодействия развиваются способности воспитанника к саморегуляции относительно внешних воздействий, к проявлению самостоятельности и инициативы в контактах. Это форми-
рует у ребенка своего рода культуру обмена воздействиями, предполагающую уважение к чужому мнению и иной позиции, умение корректировать в соответствии с ними свои собственные взгляды, действия и вместе с тем способность при необходимости отстоять свое мнение, доказать правильность выбранной позиции.
Традиционно лагеря с дневным пребыванием работают в индивидуальном порядке по своим планам, но не всегда их деятельность совпадает с написанными программами, которые выстраиваются зачастую без логики развития смены, таким образом, реализуя свои воспитательные задачи интуитивно, и делая упор на содержательную деятельность.
Один из наиболее перспективных подходов к развитию летнего отдыха детей и молодёжи в условиях города - программный подход.
В специальной литературе программа характеризуется как разрабатываемый и реализуемый комплекс задач и мероприятий (мер), имеющий определённое содержание и направленный на достижение конечной цели.
Классификация программ.
Существует несколько подходов к классификации программ деятельности лагерей.
1. Классификация по направленности (комплексные и профильные).
2. По уровню разработки и применения (федеральные, региональные, местные, программы организации, учреждения, саморазвития личности).
3. По продолжительности: долгосрочные - свыше 5 лет; среднесрочные - от года до 3 лет; краткосрочные - до года; оперативные - несколько недель.
4. Авторские.
5. Заимствованные.
6. Адаптированные.
Современные требования к программам.
1. Актуальность - нацеленность на решение наиболее важных в данный момент проблем.
2. Целостность - описание в программе всех действий: от выдвижения целей до предполагаемого результата; целостность программы - это, прежде всего, её логичность.
3. Прогностичность - программа должна отражать (в целях и действиях) не только то, что популярно, востребовано сегодня, но и прогноз изменений, которые могут произойти в будущем.
4. Реалистичность - это реальная возможность её выполнения с учётом творческого потенциала конкретного коллектива, материальной базы и т. д.
5. Оригинальность - наличие элементов своеобразного, нетрадиционного подхода к решению поставленных задач.
Структура программы.
Программа состоит из таких основных элементов, как введение, цель и задачи, основное содержание деятельности, механизм реализации и предполагаемые результаты.
I. Введение (пояснителъная записка, преамбула, обоснование).
В этой части программы обосновываются её актуальность и значимость. Здесь же указывается точный адрес программы (для кого она предназначена: возраст, социальная группа и т. п.). Во введении раскрываются основные идеи и принципы программы, (они могут войти и в отдельный блок), объясняется её название (если оно есть).
II. Цели и задачи предстоящей деятелъности.
Следует различать понятия «цель» и «задача». Цель - это предполагаемый результат. А задача - путь, которым следуют к намеченной цели. Блок целей и задач должен быть конкретным, реалистичным, достижимым. На практике это означает, что каждая из поставленных задач чётко сформулирована; определены сроки выполнения и средства, с помощью которых её действительно можно решить.
Опыт программирования убеждает, что хорошая программа может иметь одну-две цели и несколько задач. Последние также можно разделить на воспитательные (ведущие) и организационно-практические (вспомогательные). Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы.
III. Содержание (блоки программы, основные направления).
Этот раздел содержит описание форм и методов, с помощью которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание разбивается на отдельные части (блоки, модули, подпрограммы, направления и т. д.), представляющие собой относительно самостоятельные разделы. В содержательной части программы указываются планируемые мероприятия, дела, их регулярность и последовательность.
IV. Механизмы реализации (логика развития, режим осуществления программы).
Это один из наиболее сложных разделов. Он представляет собой описание действий по воплощению в жизнь замысла, идей программы (что необходимо сделать, в каком порядке, в какие сроки и т. п.). В зависимости от типа программы механизм реализации может быть внешним и внутренним.
Внешний (термин носит условный характер) предполагает разработку мероприятий по привлечению ресурсов «извне», к примеру, государственных органов, спонсоров, средств массовой информации и т. д.
Внутренний механизм реализации предполагает использование собственных сил, внутренних резервов.
V. Резулътаты.
В этой части программы указываются ожидаемые, предполагаемые результаты, итоги её выполнения. Как и задачи, результаты должны быть конкретными и реальными.
Перечисленные разделы - необходимые компоненты любой программы, хотя не следует забывать, что творчеству противопоказана унификация. А это значит, что программа - не догма, а инструмент, позволяющий работать более эффективно. Инструмент, который создаётся с учётом специфических условий.
В качестве примера приводим программу организации досуга школьников Калининского района, г. Новосибирска в летнее время Центра детского творчества «Содружество». Авторы: Е. Ф. Якубовская, А. Н. Никульников,
О. В. Баранова. Объем статьи не позволяет представить программу в полном объеме, приводим сокращенный вариант.
Программа «Ура - каникулы».
Информационная карта.
Учредителъ: Отдел образования Администрации Калининского района, Центр детского творчества «Содружество».
Целъ проекта: создание условий для эффективной организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Калининского района, через разнообразные виды творческой, спортивной и социально - значимой деятельности в рамках непрерывного образования.
Целевая аудитория: учащиеся образовательных учреждений Калининского района, отдыхающие в летних школьных лагерях, педагоги, работающие на летних школьных площадках.
Ключевая аудитория: Педагоги летних школьных лагерей, педагоги -организаторы и педагоги дополнительного образования Центра детского творчества «Содружество» Калининского района.
Сроки реализации: июнь-август 2007.
Пояснителъная записка.
Предлагаемая Программа «Ура! Каникулы!» - вариант консолидации сил педагогических работников образовательных учреждений общего и дополнительного образования в выработке единых подходов в вопросе организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков в летнее время в Калининском районе Новосибирска. В этом ее актуальность и корпоративно-субъективная новизна.
Нормативно-правовое обеспечение программы.
Закон РФ «Об образовании». Конвенция о правах ребенка. Приказы департамента образования НСО и главного управления образованием мэрии г. Новосибирска по организации летнего отдыха. Программа развития муниципальной системы образования Калининского района. Программа развития учреждения дополнительного образования ЦДТ «Содружество».
Целъ программы: создание условий для эффективной организации летнего отдыха и оздоровления детей и подростков Калининского района, через разнообразные виды творческой, спортивной и социально-значимой деятельности в рамках непрерывного образования.
Задачи:
1. Обеспечить потребности субъектов образовательного пространства Калининского района в организации летнего отдыха и оздоровления.
2. Способствовать оздоровлению детей и подростков на основе спортивной и здоровье сберегающей деятельности.
3. Предоставить детям и подросткам разнообразные виды деятельности для возможности творческого самовыражения и развития.
Основные принципы:
- принцип гуманизации предполагает утверждение непреходящих человеческих ценностей, внимание к историческим ценностям, их вкладу в развитие искусства, науки и культуры;
- принцип интеграции предполагает взаимосвязь различных воспитательных уровней в системе дополнительного образования, а также педагогическую интеграцию умений, знаний и опыта участников деятельности;
- принцип диалогичности предполагает диалогическое взаимодействие, межличностное общение участников образовательного процесса.
Направления реализации программы.
Деятельность в рамках программы «Ура! Каникулы!» строится по трем направлениям.
1. Районные массовые мероприятия для лагерей на базе ЦДТ и образовательных учреждений.
2. Занятия, организуемые педагогами дополнительного образования на базе ЦДТ «Содружество» и образовательных учреждений.
3. Совместно с парком «Сосновый бор» проведение мероприятий согласно городского и районного плана.
Предполагаемый резулътат.
1. Способность образовательных учреждений эффективно и целенаправленно влиять на развитие личности ребенка в летний период времени.
2. Увеличение количества участников данной программы, их занятости различными видами творческой деятельности.
3. Педагогические предложения соответствуют запросам детей и педагогических работников ОУ.
Опыт разработки программ и их реализации позволяет сделать небольшие рекомендации к составлению программы.
Некоторые рекомендации к составлению программы.
Материалы перегружаются научными терминами (не всегда имеющими однозначное толкование). Авторы вводят оригинальные понятия без расшифровки, без объяснения. Всё это усложняет восприятие текста и идей программы.
Программный подход - дело перспективное и интересное. Но идея должна, что называется, вызреть в умах разработчиков. Тогда они смогут её чётко сформулировать и тщательно подготовить материалы.
Немаловажно и то, что программа иногда превращается в самоцель. Программа - это способ, инструмент, позволяющий найти оптимальное решение конкретной проблемы. Если проблема надумана, проект становится просто фикцией.
Для успеха программы очень важны продуманность и оригинальность антуража: флаги, эмблемы, талисманы, музыкальное оформление, «фирменные» названия и т. д. Правильно поступают те руководители, которые не замыкаются на одном, созданном раз и навсегда, образе лагеря, а работают над ним из смены в смену.
Таким образом, вышесказанное позволяет нам констатировать следующее.
Подходы в классификации программ различны: программы могут быть классифицированы по направленности, по уровню разработки и применения, по продолжительности и др.
Существуют различные виды структур программного обеспечения: программа смены, проект и т. д.
Эффективность реализации программного подхода в условиях летнего школьного лагеря зависит от соблюдения авторами программы ряда условий. Современных требований к написанию программ: актуальности, про-гностичности, реалистичности и др. Соблюдения в структуре программы основных ее элементов: введения, цели и задачи, механизмы реализации и т. д.
Библиографический список
1. Байбородова, Л. В. Воспитательная работа в детском загородном лагере. [Текст] / Л. В. Байбородова, М. И. Рожков. - М., 2003 - 256 с.
2. Тетерский, С. В. Детский оздоровительный лагерь: Воспитание, обучение, развитие. [Текст] / С. В. Тетерский, И. И. Фришман. - М., 2007- 104 с.
3. Воробьева, Н. Л. Игры и спортивные развлечения в школе и оздоровительном лагере. [Текст] / Н. Л. Воробьева. - М., 2008 - 96 с.
4. Никульников, А. Н. Определение уровня сформированности педагогических умений вожатого в условиях детского оздоровительного лагеря // Наука и образование в культуре и обществе: в 2 ч.: Международная научно-практическая конференция 13 мая 2008 г., Омск. [Текст] / А. Н. Никульников. - Омск.: Изд-во ОмГПУ, 2008. - Ч. II. - 276 с.
5. Школьная площадка. Организаторам досуга детей на каникулах [Текст] / Авт.-сост. А. Н. Никульников. - 3-е изд., стер. - Новосибирск: Сиб. унив. изд-во, 2008. - 192 с.