Научная статья на тему 'Программное обеспечение маркетинговой деятельности: отечественный и зарубежный опыт'

Программное обеспечение маркетинговой деятельности: отечественный и зарубежный опыт Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
817
168
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МАРКЕТИНГОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ / АВТОМАТИЗАЦИЯ / ИНТЕРНЕТ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Рожков И. В.

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения программ-ного обеспечения для автоматизации маркетинговой деятельности компа-ний, а также состояние и тенденции развития рынка таких продуктов в России и за рубежом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE SOFTWARE OF MARKETING ACTIVITIES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

Problems of developing and implementing software of automation mar-keting activities of companies are considered in the article, as well as the status and trends of the market of such products in Russia and abroad.

Текст научной работы на тему «Программное обеспечение маркетинговой деятельности: отечественный и зарубежный опыт»

ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ МАРКЕТИНГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ: ОТЕЧЕСТВЕННЫЙ И ЗАРУБЕЖНЫЙ ОПЫТ

THE SOFTWARE OF MARKETING ACTIVITIES: DOMESTIC AND FOREIGN EXPERIENCE

И.В. РОЖКОВ, канд. экон. наук, доцент

МАТИ

I.V. ROZHKOV, Cand. of econ. sci., Ass. professor

МАТ1

Аннотация

В статье рассмотрены проблемы разработки и внедрения программного обеспечения для автоматизации маркетинговой деятельности компаний, а также состояние и тенденции развития рынка таких продуктов в России и за рубежом.

Abstract

Problems of developing and implementing software of automation marketing activities of companies are considered in the article, as well as the status and trends of the market of such products in Russia and abroad.

Ключевые слова: маркетинговая деятельность, программное обеспечение, автоматизация, интернет.

Key words: marketing, software, automation, Internet.

Состояние современной экономики, подверженной влиянию кризисных явлений, требует поиска путей оптимизации и повышения эффективности бизнес-процессов, осуществляемых предприятиями. Одной из наиболее остро стоящих перед менеджментом задач является организация комплексного информационного обеспечения рыночной деятельности. Развитие интернет-технологий, возрастающее значение социальных сетей, возникновение новых средств коммуникации с потребителями способствуют формированию новой эпохи социально-экономических отношений - эпохи информационной экономики.

В ряде научных публикаций [1] отмечалось, что эффективное управление маркетингом в новых экономических условиях может осуществлять-

ся только на основе применения современных информационных технологий и систем, тесно увязанных с глобальной информационной средой -Интернет. Такой подход обеспечит сбор, обработку, анализ и распространение релевантных данных, позволяющих принимать объективные маркетинговые управленческие решения. В конечном итоге это позволит повысить качество обслуживания и взаимодействия с потребителями, увеличить их потребительскую удовлетворенность и лояльность, осуществить результативную конкурентную борьбу, сократить затраты на продвижение и пр.

В решении этой глобальной задачи ключевым вопросом является исследование передовых разработок в области программного обеспечения процессов автоматизации маркетинговой деятельности. Как показывает зарубежный опыт, в мире сформировалась и активно развивается в течение последних 13 лет индустрия готовых программных решений для автоматизации маркетинга. В связи с этим для большинства отечественных предприятий представляет особый практический интерес исследование современного состояния и направлений развития рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности, а также возможности и перспектив их внедрения в российскую практику.

Автоматизация маркетинговой деятельности (англ. Marketing Automation) - это платформы программного обеспечения, предназначенные для маркетинговых подразделений и компаний и используемые в целях автоматизации процессов решения типовых маркетинговых задач [2]. При использовании автоматизации маркетинговой деятельности специалисты в области маркетинга указывают критерии и результаты выполнения процессов маркетинговой деятельности, которые затем на базе соответствующего программного обеспечения обрабатываются, интерпретируются и хранятся. Такой подход позволяет значительно повысить эффективность маркетинговой деятельности и снизить влияние человеческого фактора при ее реализации. Изначально автоматизация маркетинга была связана с необходимости автоматизации процессов e-mail маркетинга, но в настоящее время включает в себя значительно больший функционал.

Можно выделить три категории программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности:

- маркетинговая разведка (Marketing Intelligence);

- маркетинговая автоматизация (Marketing Automation);

- автоматизация маркетингового документооборота (Advanced Workflow Automation).

Программное обеспечение маркетинговой разведки ориентировано на отслеживание поведения потенциальных потребителей в Интернет: социальных медиа, почтовых серверах, веб-страницах и т.д. Оно позволяет анализировать информацию о наиболее посещаемые пользователем группы в социальных сетях. Важным источником информации выступают

ссылки, по которым он переходит на сайты из поисковых систем или почтовых серверов, а также поисковые запросы, использованные им для поиска и перехода на сайт. Таким образом, программное обеспечение маркетинговой разведки позволяет отследить потребительское поведение пользователя в сети. После перехода по ссылкам и исследования веб-страниц, связанных с конкретным продуктом (товаром, услугой или информацией), пользователь обнаруживает свой интерес именно к нему. Автоматизация процесса отслеживания его поведения позволяет более точно воздействовать на потенциальных потребителей и осуществлять целевое маркетинговое воздействие в соответствии с их интересами. Благодаря своему интерактивному характеру автоматизированное программное обеспечение маркетинговой разведки получило название «Marketing Automation 2.0».

Программное обеспечение маркетинговой автоматизации концентрируется на целевых потребителях. В целях управления осведомленностью и интересом к продукции на потребителя осуществляется комплексное маркетинговое воздействие от начала рекламной кампании до момента продажи и послепродажного обслуживания. Сферами применения этой категории программного обеспечения являются рынки B2B, B2G, или циклы длительных продаж на В2С рынке. Таким образом, автоматизация маркетинга включает в себя несколько областей, интегрируя e-mailмаркетинг и процессы взаимодействие с потребителями на основе CRM-систем [3].

Автоматизация документооборота предполагает использование специализированного программного обеспечения для автоматизации работы с внутренней маркетинговой информацией и внутрифирменными маркетинговыми процессами. Как правило, оно включает реализацию функций бюджетирования и планирования, документооборота и внутренних согласований, и, по сути, всей деятельности, относящейся к внутреннему маркетингу. При использовании программного обеспечения автоматизации документооборота существует необходимость привлечения администратора для настройки конкретных алгоритмов выполнения процессов составления и отправки корреспонденции, рассылки e-mail. Такое программное обеспечение позволяет маркетологам увеличить возможности доставки релевантных данных внутренним пользователям в кратчайшие сроки. При этом могут использоваться различного рода настройки, в зависимости от компетенций кадрового состава предприятия и выполняемых ими функций.

Основными функциями программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности являются [4] :

- получение и аналитическая обработка маркетинговой информации;

- управление маркетинговыми кампаниями;

- автоматизацию процессов управления отношениями с потенциальными клиентами и продаж;

- управление потребительской информацией и хранение данных;

- интеграцию с бэк-офисом;

- анализ результативности маркетинговой деятельности.

Вице-президент по маркетингу услуг Xerox Global Services Сюзан Л. Келли (Susan L. Kelly) выделяет четыре взаимосвязанные вида деятельности, составляющиеоснову автоматизации маркетинга, так называемые «четыре C» [5]. Среди них:

• Сбор (англ. collection). Каталогизация, отбор и централизация управления данными о клиентах. На первых этапах внедрения эта деятельность требует значительных временных и финансовых затрат, которые окупятся в будущем, поскольку обеспечивают прочную основу для осуществления бизнес-аналитики и оценки эффективности маркетинга, сбыта и других бизнес-процессов менеджмента предприятия.

• Сотрудничество (англ. collaboration). За счет аккумулирования маркетинговых данных облегчается задача сотрудничествапредприятия с маркетинговыми агентствами, поставщиками программного обеспечения для автоматизации маркетинга и баз данных, а также другими маркетинговыми посредниками.

• Конвергенция (англ. convergence), которая основана на интеграции традиционных и Интернет-каналов маркетинговых коммуникаций. Данный вид деятельности позволяет маркетологам взаимодействовать с потенциальными и целевыми клиентами, где бы они ни находились.

• Коммуникации (англ. connectivity). Объединяя креативные подходы и методы маркетингового управления с общим доступом к маркетинговым данным и цифровым активам, маркетологи могут интегрировать маркетинг в общую систему менеджмента в масштабах всего предприятия. Такой подход позволяет не только улучшить качество обслуживания и потребительскую удовлетворенность, но и разрабатывать более эффективные программы повышения лояльности потребителей.

По оценкам экспертов, более чем 60 тыс. компаний в настоящее время развивают программное обеспечение на основе CRM-систем. Из них только около 7% от общего числа разрабатываютсредства маркетинговой автоматизации. За прошедшее десятилетие венчурные инвесторы уже вложили в развитиеэтого направления около 400 млн долл. [6]. По оценкам аналитиков, в частности, аналитика CRM-систем Лаурен Карлсон (Lauren Carlson) [7], размер рынка программного обеспечения маркетинговой деятельности имеет значительный потенциал роста. На рис. 1. приведена гистограмма, характеризующая динамику венчурных инвестиций в рынок программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности в период с 1998 по 2010 гг.

Рынок современной маркетинговой автоматизации начал привлекать венчурный капитал с 1998 г. в эпоху рассвета dot-com компаний [8] (см. рис. 1, цикл 1). Последовавший вскоре в 2000 г. крах dot-com компаний привел к значительному сокращению инвестиций в эту отрасль на несколько следующих лет (цикл 2). Тем не менее, по мере выздоровления

экономики начиная с 2005 г. активность инвесторов значительно возобновилась (цикл 3). Финансовый кризис 2008-2009 гг. снизил объемы инвестирования снова, хотя и на более короткое время (цикл 4). Наиболее значительный объем привлеченных средств на рынок маркетинговой автоматизации пришелся на 2010 год (цикл 5).

то

JOOO зоо1 гоог лэоз эоо^ 2005 эоое zoo? зоое згооэ зо>о

Рис. 1. Динамика венчурных инвестиций в рынок программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности в период с 1998 по 2010 г.

На рис. 2 приведены данные об объеме финансирования на 6 лидирующих компаний в отрасли автоматизации маркетинга с учетом их доходности и размера клиентской базы.

К настоящему моменту сформировался рейтинг лидирующих поставщиков программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности. Согласно топ-листу портала Topseos.com по состоянию на февраль 2012 г. к числу лучших программных решений для автоматизации маркетинговой деятельности относятся: Net-Results, HubSpot, Aprimo, Neolane, Pardot, Genius, SilverPOP, SilverPOP, Marketo, Loopfuse (табл. 1).

По мнению президента и исполнительного директора The Pedowitz Group Джеффа Педовитца (Jeff Pedowitz) на данном этапе развития глобального рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности существует 5 основных причин, сдерживающих его еще более динамичный рост) [9]:

- неправильное таргетирование;

- неспособность вертикального расширения;

- нехватка квалифицированных кадров;

- значительная техническая сложность;

- ошибочная модель ценообразования;

- гиперконкуренция.

Рис. 2. Крупнейшие компании отрасли маркетинговой оптимизации по величине привлеченного капитала.

На российском рынке ИТ-услуг и разработок также существуют готовые пакеты программ, которые могут применяться для информационного обеспечения маркетинговой деятельности (табл. 2).

Такие пакеты можно разделить на несколько категорий:

1) Интегрированные корпоративные информационные системы (КИС) и ERP-системы. Это корпоративные информационные системы, выполненные на высоком профессиональном и техническом уровне и позволяющие управлять всеми видами деятельности предприятия. Такие системы фактически являются частью информационной инфраструктуры предприятия. Естественно, стоимость такой системы достаточно велика и измеряется десятками тысяч долларов. Как правило, к использованию таких сложных информационных систем прибегают крупные производственные компании и финансовые структуры.

2) Унифицированные маркетинговые информационные системы. На российском рынке представлены унифицированные маркетинговые системы (УМИС) нескольких отечественных разработчиков. Функционально УМИС в большинстве случаев можно разделить на две основные части: модули регистрации маркетинговой информации и модули анализа маркетинговой информации. Такие системы имеют достаточно сложный и разнообразный маркетинговый инструментарий, требующий высокой профессиональной подготовки операторов. В связи с эти их использование также распространено лишь среди крупных игроков.

3) CRM-системы. Программные продукты, разработанные на основе концепции управления отношениями с клиентами - Customer Relationship Management. В терминах управления бизнесом - это система организации

Характеристика 10 лидирующих поставщиков программного обеспечения маркетинговой деятельности) [10].

Поз. рей-га Компания-поставщик ПО Сайт Год основ ания Местополож ение Кол-во операторов Кол-во клиентов Ценовая категория ПО Клиенты

Net-Results www .net-re suits. com 2003 Golden, Colorado 11-25 200+ Средняя Нет данных

Hub Spot, Inc. www.hubspot.com 2006 Cambridge, Massachusetts 11-25 50+ Высокая Fresno Pacific University, National Institite for Fitness and Sport и др.

Aprimolnc. www.aprimo.com 1999 Indianapolis, Indiana 26-50 228 Низкая Merrill Lynch, Warner Bros., Bank of America, Johnson Financial Group и др.

Neolane www.neolane.com 2006 Newton, Minnesota 26-50 100+ Высокая Accor Hotels, Dior, EF Education First, Nissan, DHL International, IKEA, Samsung, Sony Music, др.

Pardot www.pardot.com 2007 Atlanta, Georgia 26-50 340+ Средняя PIKA Technologies, INgage networks, Arketi Group, Deposco и др.

Genius.com www.genius.com 2006 San Mateo, California Свыше 100 170+ Нет данных

SilverPOP www.silverpop.com 2003 Atlanta, Georgia Свыше 100 1200 Средняя Heinz Australia, Thai Airways International, USA Financial, Fossil, Mazda North American Operations и др.

SalesFusion www.salesfusion.com 2003 EastCobb, Atlanta, Georgia 11-25 150+ Средняя HealthPort, Baxa, Marlin Business Services Corp., Hammerton и др.

Marketo, Inc. www .marketo. com 2005 SanMateo, California Свыше 100 900+ Средняя Intel, Kelly Services, Canon Business Solutions, Dell Retail, Hitachi Consulting и др.

Loopfuse www.loopfuse.com 2006 Atlanta, Georgia 51-100 117 Высокая TerraGo Technologies, DiTech Computer, Infobright и др.

Унифицированные программные решения для информационного обеспечения маркетинговой деятельности предприятий.

Наименование программных продуктов Фирма-разработчик Интернет-сайт фирмы-разработчика Реализуемые функции маркетинговой деятельности Интеграция с другими информационными системами Стоимость* .руб.

Маркетинговые информационные системы

Marketing Analytic Компания «Курс» www.curs.ru Сегментация, рыночный анализ, планирование КМ, анализ результативности и эффективности мероприятий КМ, прогнозирование объема продаж и др. MS Windows Server, MS SQL Server, 1С 48000

БЭСТ-Маркетинг Компания БЭСТ www.bestnet.ru MS Windows 95 и выше по запросу

"КАСАТКА-маркетинг" Компания «МТГ» www.kasatka.ru нет данных 36950

CRM-системы

Terrasoft CRM 2.8 Компания «Лайнсервис» www.ls-crm.ru Данные по контрагентам, документооборот по клиенту, ведение каталога продуктов и прайс-листов, проведение опросов потребителей, электронные рассылки, управление контактным персоналом и др- MS Windows 2000 Server, MS SQL Server 58860

Alent CRM 4i Компания «ALENT Systems» www.alentcrm.ru MS Office, MS Access, 1С 9 800

Monitor CRM Компания «Monitor CRM» www.monitor-crm.ru 1С, БЭСТ, Фолио, ПАРУС, MS Office 63500

CRM Е-ОФИС ООО «Мэтис-Стиль» www.e-crm.ru MS Windows 2000 Server, MS SQL Server 35400

Информационные системы сбыта и п родаж

TradeManager 3.6 АО ТРАСКОсофт www.trusco.ukrbiz.net Ценообразование, разработка прайс-листов, оценка объема сбыта, документооборот по торговым операциям, планирование товарных запасов, организация логистики, управление торговым персоналом, ведение данных по клиентам MS Access, MS Excel, MS Word 5196

«Учет товаров и услуг 4.77» Компания ТрэйдСофт www.tradesoft.ru MS Windows 8800

Quick Sales 2 Компания «Эксперт Системе» www.crmpartner.ru MS Office Outlook, 1С 17700

Sales Expert 2 Компания «Эксперт Системе» www.crmpartner.ru 1С 36000

1С: Торговля и склад Компания « 1 С» www.lc.ru MS Office 2000, MS SQL Server 28000

Корпоративные ищ Ьормационные системы и ERP-системы

КИС"ФОЛИО Купец" Компания «ФОЛИО» www.folio.ru Ведение внутренней отчетности, Интернет-торговля, CRM-менеджмент, бюджетирование бизнес-процессов MS SQL SERVER 7 и 2000, MS Windows 67300

«Парус- Предприятие 8» «Корпорация ПАРУС» www.parus.ru MS Office, Seagate Crystal Reports Prof. по запросу

«Галактика Business Suite» Корпорация «Галактика» www.galaktika.ru Нет данных по запросу

Автоматизированные Call-центры

IP Call-центр "INFINITY" ООО «ИнтелТелеком» www.inteltelecom.ru Обработка обращений заказчиков, удаленное оказание услуг, автоматизация работы с клиентом, статистическая обработка показателей обращений клиентов, учет и планирование рабочего времени персонала и др. Возможность интеграции с другими программные компонентами разработчика по запросу в зависимости от производительности

Infra Call Center Компания «Infra Telesystem» www.infratel.ru

Fortax ЗАО «ФОРТАКС» www.fortax.ru

Oktell contact-центр 2.0 ООО «Телефонные Системы» www.telsystems.ru

Автоматизированные системы управления ИС

АВО.СМ8:Управле ние Интернет-магазином Компания «ARMEX» www.abocms.ru Автоматизированное обновление и администрирование маркетинговой информации на ИС, поисковая оптимизация и продвижение в Интернет. 1С: Предприятие 8.0 10500

Twilight CMS Evolution Компания «Страта Технологии» www.twl.ru Internet Explorer 5.5, MS Windows, Unix 27000

PHPSHOP Enterprise Pro 1С ООО «Нетрик» www.phpshop.ru MS Windows, UNIX, Linux, FreeBSD, MacOS 18200

* в расчете на 5 рабочих мест при приобретении первой лицензии на ПО и без учета стоимости услуг по технической поддержке.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

работы front-office с ориентировкой на потребности клиента, на проактив-ную работу с клиентом. Значение информационных систем, построенных на данных принципах, возрастает при работе компании со своими постоянными клиентами. Исчерпывающая информация об их индивидуальных потребительских характеристиках и предпочтениях позволяет упростить взаимодействие при оказании услуг и повысить эффективность маркетинговой деятельности. Применение такого рода информационных систем распространено, прежде всего, на крупных предприятиях сферы услуг.

4) Автоматизированные Call-центры. Программное обеспечение для организации работы операторского центра обработки контактов, который позволяет обеспечить повышение уровня обслуживания клиентов за счет более оперативной, дешевой и качественной обработки запросов по телефонному и иным каналам связи. К основным предприятиям, использующим эти программные продукты относятся банки, страховые компании, интернет-магазины, сетевые торговые предприятия, транспортные и логистические предприятия, справочные и информационные службы.

5) Информационные системы сбыта и продаж. Стандартизированные программные продукты, предназначенные для поддержки и обеспечения торговых трансакций с клиентами. Их функционирование, как правило, строится на основе единой базы данных, содержащей подробную информацию о клиентах, истории взаимоотношений и сделок, а также, позволяющей осуществлять документооборот по операциям с ними. К среде их использования могут быть отнесены, прежде всего, крупные оптовые или розничные торговые предприятия.

6) Автоматизированные системы управления информационным сайтом (ИС). Готовые программные решения, построенные на принципах CMS (Content Management Systems) - системах управления информационным содержанием (контентом) ИС и его продвижением. CMS-средства позволяют сократить трудоемкость создания и обновления ИС, повысить их качество при минимальных затратах. Применение этих программных решений происходит на различных предприятиях, вне зависимости от их отраслевой принадлежности.

Основные проблемы, с которыми могут столкнуться российские предприятия при внедрении указанных программных средств в своей деятельности сводятся к следующему:

Маркетинговый функционал рассматриваемого программного обеспечения, зачастую, не отражает реальных потребностей организаций: некоторые их модули не используются в практической рыночной деятельности, при этом, необходимые и часто используемые функции маркетинга остаются без внимания.

Технические проблемы совместимости рассматриваемых программных продуктов со сложившимися на практике системам управления предприятием, выражающиеся в трудностях с обменом данными, дублировани-

ем маркетинговых функций и т.д. Кроме того, перечисленные программы не всегда имеют техническую возможность в совместной работе.

Недостаточный уровень квалификации пользователей и администраторов программных систем. Большинство указанных программ требует реорганизации всей деятельности менеджмента и является достаточно трудоемкими в использовании.

Инертная позиция руководителей и предпринимателей, выражающаяся в неготовности к информатизации своей бизнес-деятельности, информационной открытости по отношению к органам власти и целевым потребителям.

Высокий уровень первоначальных инвестиций на внедрение рассматриваемых программных продуктов, выражающийся в затратах на техническое обеспечение работы программного обеспечения, приобретение лицензий, переподготовку персонала, реинжиниринг бизнес-процессов и т.д.

В связи с этим, российская практика пока не изобилует примерами успешной разработки и широкого применения программного обеспечения маркетинговой деятельности. В основном, представленные отечественные программные продукты достаточно функционально ограничены с маркетинговой точки зрения, не имеют возможности интеграции с существующими информационными системами предприятия, не обеспечивают полной автоматизации процессов сбора, обработки и распространения маркетинговой информации. При этом, многие зарубежные разработки также не находят широкого применения в нашей стране. В значительной степени такое положение дел объясняется особенностями отечественного рынка информационных технологий (ИТ) и спецификой осуществляемой в организациях маркетинговой деятельности.

Как отмечает президент Citrix Systems Марк Темплтон, «за последние три года, в период с 2007 по 2010 гг., рынок информационных технологий в России вырос почти вдвое - более чем до 6 млрд. долл.» [11]. Несмотря на впечатляющие темпы роста, объемы отрасли ИТ в России остаются скромными. Это объясняет и фактическое отсутствие комплексных и профессиональных решений в области программного обеспечения маркетинговой деятельности, а именно:

Рынок ИТ составляет всего 1,4% от ВВП России. Для сравнения: в США объем рынка ИТ составляет более 5 процентов от ВВП. Этим объясняется недостаточное количество предприятий-разработчиков, способных на профессиональном уровне решать задачи информационного обеспечения маркетинга.

На российском рынке сохраняется сильный крен в сторону импортного аппаратно-технологического и программного обеспечения, в то время как рынок услуг ИТ (в основном российских) составляет лишь 30% от общего объема, а рынок программных продуктов - 14%. При этом зарубеж-

ное программное обеспечение зачастую не адаптировано к российским условиям ведения бизнеса.

По сравнению с большинством стран с развитым рынком ИТ показатели даже крупных российских ИТ-компаний малы. Так, например, средняя выручка лидирующих индийских и ирландских компаний, специализирующихся на продаже программного обеспечения и оказании ИТ-услуг, превосходит средний оборот аналогичных российских предприятий более чем в 10 и 5 раз соответственно. В связи с этим инвестиции в разработку программного обеспечения, адаптированного под различные бизнес-задачи, незначительны.

Активным потребителем информационных технологий в России выступает государство. Значительный объем спроса приходится также на несколько крупнейших компаний, находящихся под контролем государства («Газпром», «РЖД», «Аэрофлот», «Связьинвест» и др.). Традиционно эта сфера в нашей стране характеризуется слабой рыночной ориентированностью, и, поэтому, низкой востребованностью программного обеспечения маркетинговой деятельности.

Воздействие перечисленных факторов на развитие рынка программного обеспечения маркетинговой деятельности усугубляется проблемами российской практики маркетинга. Несмотря на свою более чем 20-летнюю историю, в большинстве случаев маркетинг не смог прочно утвердится в качестве центрального элемента системы менеджмента российских предприятий в силу следующих причин [12]:

• Специфической структурой российской экономики, опирающейся на сырьевой сектор.

• Слабой клиентоориентированностью многих предприятий и отраслей российского бизнеса.

• Неразвитой информационной инфраструктурой российского рынка.

• Частыми кризисными потрясениями и связанным с ними сокращением инвестиций в маркетинг.

• Нехваткой профессиональных и квалифицированных маркетологов

и т.д.

Рассматриваемая проблема программного обеспечения маркетинговой деятельности может быть реализована в нашей стране на базе программных продуктов, разработанных специалистами ИТ-индустрии при участии профессиональных маркетологов, которые владеют необходимой информацией, особенностями функционирования российского рынка и его отраслевой спецификой [13, 14]. Исследование зарубежных разработок в области программного обеспечения процессов автоматизации маркетинговой деятельности, совокупности выполняемых им функций, опыта внедрения в деятельность зарубежных предприятий и его адаптации для российских условий представляется достаточно перспективным и актуальным

направлением совершенствования отечественной практики маркетинга и менеджмента.

Библиографический список

1. См., например, работы И.В. Рожкова: Применение современных информационных технологий для оптимизации планирования в системе маркетинга. XXX Гагаринские чтения. Тезисы докладов Международной молодежной научной конференции. Москва, 6-10 апреля 2004 г. Том 8. М.: «МАТИ» - РГТУ имени К.Э. Циолковского, 2004. Том 8, 151 с.; Реализация комплекса маркетинга предприятия с помощью Интернет-услуг. Проблемы практического маркетинга в сфере сервиса: Материалы всероссийской научно-практической конференции. 23 марта 2006 года. Выпуск 7. / Под редакцией канд. эконом. наук, доц. И.В. Бушуевой, ГОУВПО «МГУС». М.: 2006. 43 с.; Методология маркетинговых информационных систем предприятий малого и среднего бизнеса. Проекты правительства Российской Федерации: экономические возможности реализации. Научные труды Вольного экономического общества. М.: МАТИ, 2006. 212 с.; Функциональная модель маркетинговой информационной системы предприятия на основе переменных комплекса маркетинга. Научные труды Вольного экономического общества России. Том 86. М.: 2007 и др.

2. Marketing Automation. http://en.wikipedia.org/wiki/Marketing_ automation

3. CRM-система (сокращение от англ. Customer Relationship Management) - система управления взаимоотношениями с клиентами.

4. Marketing Automation Software. //http://management-crm.com /marketing_automation_software.php

5. Increasing The Life Expectancy Of CMOs. http://b2bmarketingpost.com/2010/08/16/increasing-the-life-expectancy-of-cmos

6. Marketing Automation Market Size. http://www.leadliaison.com/revenue-generation-blog/marketing-automation-market-size

7. Marketing Automation Venture Funding: Profitable or Profligate? http ://www.marketingautomationsoftware.com/blog/marketing-automation-venture-funding-1051111.

8. dot-com - термин, применяющийся по отношению к компаниям, чья бизнес-модель целиком основывается на работе в рамках сети Интернет.

9. Pedowitz J. Why the Marketing Automation Market Is Floundering & 5 Fixes to Fuel It. http://www. marketingautomationsoftware.com/blog/why-the-marketing-automation-industry-floundering-5-fixes-to-fuel-it-

1020111/#ixzz1m6nlHWSO.

10. Адаптирована автором на основе Rankings of Best Marketing Automation Software. Best Marketing Automation Software. February 2012. //http://www.topseos.com/rankings-of-best-marketing-automation-software

11. Стратегия - догонять! Российский ИТ-рынок вырос втрое, но по-прежнему отстает от развитых стран // Российская газета. //Ы:ф://и^л£.т.28.08.2011г. http: //www.rg.ru/2011/08/02/it.html

12. Рожков И.В. Информационная и маркетинговая инфраструктура рынка инноваций. Маркетинг и современность: Сб. науч. ст. / Под общ. ред. С.В. Карповой; отв. ред.: Р.Ю. Стыцюк, О.Б. Авдиенко. М.: ООО «Эльф ИПР», 2011.

13. Рожков И.В. Состояние рынка программного обеспечения автоматизации маркетинговой деятельности // Управленческие науки. № 1 (2). 2012.

14. Рожков И.В. Анализ рынка программного обеспечения маркетинговой деятельности. Менеджмент, финансы, маркетинг инновационных разработок в промышленности // Сб. научных трудов сотрудников, аспирантов и студентов по направлению «Менеджмент» кафедр: «Производственный менеджмент», «Финансовый менеджмент», «Маркетинг». Под ред. Л.М. Путятиной, В.В. Мыльника, Н.С. Перекалиной. М.: МАТИ, 2012. 472 с.

Контактная информация

[email protected]

8 495 725 1573

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.