Научная статья на тему 'Программное и информационно-методическое обеспечение мониторинга расходования средств на оплату коммунальных услуг в бюджетных учреждениях'

Программное и информационно-методическое обеспечение мониторинга расходования средств на оплату коммунальных услуг в бюджетных учреждениях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
67
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОММУНАЛЬНЫЕ УСЛУГИ / МОНИТОРИНГ / БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ / ИНФОРМАЦИОННАЯ СИСТЕМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бобряков Александр Владимирович, Манчха Сергей Петрович, Тихонова Елена Александровна, Покровская М. А., Корнеев А. В.

В статье описана информационная модель поддержки процессов управления расходованием финансовых средств на оплату коммунальных услуг, а также структура и основные функции одноименной информационной системы, ориентированной на применение в бюджетных учреждениях и организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Бобряков Александр Владимирович, Манчха Сергей Петрович, Тихонова Елена Александровна, Покровская М. А., Корнеев А. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Software and technical IT support for monitoring of expenses for public utility payments in state-funded institutions

The paper describes the IT model for supporting processes of managing and monitoring expenses for payment of public utilities, as well as the structure and basic functions of an IT system of this type intended for use in state-funded institutions and organizations.

Текст научной работы на тему «Программное и информационно-методическое обеспечение мониторинга расходования средств на оплату коммунальных услуг в бюджетных учреждениях»



УДК 336.12:620.9

Программное и информационно-методическое обеспечение мониторинга расходования средств на оплату коммунальных услуг в бюджетных учреждениях

А. В. Бобряков,

Национальный исследовательский университет «МЭИ»,

директор Центра отраслевых информационно-аналитических систем,

доктор технических наук, доцент

С. П. Манчха,

Национальный исследовательский университет «МЭИ», ведущий научный сотрудник, кандидат технических наук, доцент

Е. А. Тихонова,

Национальный исследовательский университет «МЭИ», научный сотрудник М. А. Покровская,

Национальный исследовательский университет «МЭИ», ведущий программист А. В. Корнеев,

филиал МЭИ в г. Смоленске, программист 1 категории

В статье описана информационная модель поддержки процессов управления расходованием финансовых средств на оплату коммунальных услуг, а также структура и основные функции одноименной информационной системы, ориентированной на применение в бюджетных учреждениях и организациях.

Ключевые слова: коммунальные услуги, мониторинг, бюджетное учреждение, информационная система.

Затраты на оплату коммунальных услуг являются одной из основных расходных статей для учреждений и организаций, финансируемых из бюджетов всех уровней (федерального, регионального, муниципального). Необходимость проведения планомерных работ в бюджетном секторе по снижению объёмов потребления и средств на оплату коммунальных услуг прописана в требованиях Федерального закона № 261 «Об энергосбережении...».

Бюджетная реформа, основные мероприятия которой определены Федеральным законом № 83, изменила механизмы финансирования бюджетных учреждений и не только позволила связать объёмы финансирования с объёмами выполняемого государственного задания и качеством оказываемых государственных услуг, но и привела к развитию экономической самостоятельности подведомственных учреждений.

В новых экономических условиях эффективное управление оплатой коммунальных услуг, анализ и оптимизация этой статьи затрат приобретают особое значение, поскольку доля этих затрат в общем объёме финансового обеспечения как ведомства в целом, так и отдельных подведомственных учреждений ежегодно увеличивается в силу опережающего роста тарифов на топливно-энергетические ресурсы относительно общих темпов роста нормативных затрат на

оказание государственных услуг (выполнение работ). Кроме того, эти затраты не являются профильными для большинства бюджетных учреждений и весьма опосредованно влияют на рост целевых показателей их деятельности. Поэтому в большинстве бюджетных учреждений этой работе не уделяется достаточного внимания, а к выполнению работ привлекаются специалисты, не обладающие достаточной квалификацией и т. д.

Затраты на оплату коммунальных услуг могут быть существенно снижены (как показывает опыт проведения энергообследований, потенциал энергосбережения в бюджетной сфере России огромен), а освободившиеся средства могут быть направлены на достижение требуемых значений целевых показателей деятельности бюджетных учреждений, способствуя их развитию.

Проведение работ по управлению оплатой коммунальных услуг наиболее целесообразно в подведомственных учреждениях и организациях бюджетных сфер экономики, так как они являются юридическими лицами, непосредственно осуществляющими, с одной стороны, оперативное управление имущественным комплексом и его энергопотребляющим оборудованием, с другой - расчёты с поставщиками энергоресурсов [1]. Комплекс

работ, включающий планирование и всесторонний мониторинг расходов, анализ полученной информации, формирование предложений по снижению объёмов потребления топливно-энергетических ресурсов и оптимизации объёмов финансовых средств, расходуемых на их оплату, не может быть эффективно реализован без соответствующей информационной и методической поддержки, базирующейся на применении современных информационных и информационно-аналитических систем, обеспечивающих автоматизацию процессов сбора, статистической и аналитической обработки данных и поддержки принятия управленческих решений [2, 3].

Рассмотрим подходы к реализации информационной поддержки рассматриваемых процессов на примере одной из крупнейших бюджетных отраслей - Министерстве образования и науки Российской Федерации.

Поддержка рассматриваемых процессов на ведомственном уровне осуществляется с использованием ведомственной информационно-аналитической системы (ИАС) «Планирование и мониторинг расходования финансовых средств на оплату коммунальных услуг учреждениями и организациями, подведомственными Минобрнауки России» [4, 5]. Основным направлением работ по развитию ИАС является разработка программного и информационно-методического обеспечения мониторинга расходования финансовых средств на оплату коммунальных услуг, ориентированного на применение непосредственно в бюджетных учреждениях и организациях.

Важнейшими элементами информационной поддержки являются разработка и последующее практическое использование логической модели данных, адаптированной к структуре процессов управления в конкретной бюджетной отрасли (модель данных, ориентированная на процессы управления оплатой коммунальных услуг в Минобрнауки России, приведена на рис. 1). Центральным элементом модели данных является объект «договор», определяющий права, обязанности и финансовые отношения подведомственного учреждения и энергоснабжающей организации в части поставки определенного вида энергоресурса надлежащего качества.

Другими основными информационными элементами модели являются:

- объёмы потребления и оплаты коммунальных услуг по договорам, включая плановые и фактические показатели, детализированные по структурным подразделениям и источникам финансирования;

- имущественный комплекс, включающий реестры зданий и сооружений, перечни энергопотребляющего оборудования, сведения о площадях, занимаемых арендаторами, и эксплуатируемом ими оборудовании, информация о реализуемых и планируемых к внедрению энергосберегающих мероприятиях;

- реестр структурных подразделений, включающий общие данные о структурных подразделениях и используемом ими имуществе;

- реестр источников финансирования, включающий данные об общих объёмах финансового обеспечения выполнения государственного задания, выполняемых хозяйственных договорах, поступлениях от арендаторов и т. д.

Применение описанной логической модели данных обеспечивает:

- анализ эффективности использования энергоресурсов отдельными объектами имущественного комплекса, выявление объектов с низкой энергетической эффективностью, на которых первоочередная реализация энергосберегающих мероприятий наиболее целесообразна;

- анализ структуры финансовых средств, расходуемых на оплату коммунальных услуг, и формирование предложений по её оптимизации с учётом фактических расходов энергоресурсов на определенные направления деятельности и степени участия различных структурных подразделений в выполнении отдельных работ;

- анализ результатов работы структурных подразделений, направленной на повышение энергоэффективности использования закрепленных за ними объектов имущественного комплекса и оборудования, рейтинговую оценку структурных подразделений и информационную поддержку принятия соответствующих организационно-управленческих решений.

Архитектура специализированной многопользовательской распределенной информационной системы планирования и мониторинга расходования финансовых средств на оплату коммунальных услуг (ИС ПиМ ФС КУ), обеспечивающей эффективное применение описанной логической модели данных на уровне отдельных учреждений, содержит:

- центральный узел, включающий единую базу данных уровня учреждения и программные функциональные компоненты, обеспечивающие реализацию вышеописанных функций (средства центрального узла функционируют в головном подразделении);

- удалённые компоненты, обеспечивающие работу с системой в обособленных территориально удаленных структурных подразделениях и филиалах (передача данных удалённых подразделений и филиалов на уровень центрального узла осуществляется при помощи обмена файлом экспорта в формате XML).

Важнейшим требованием к разработке ИС ПиМ ФС КУ является рассмотрение проектируемой системы как иерархического звена ведомственной ИАС «Планирование и мониторинг расходования финансовых средств на оплату коммунальных услуг учреждениями и организациями, подведомственными Минобрнауки России».

В состав структуры центрального узла, разработанного с учётом принципов системности и тех-

Договор энергоснабжения определенным видом энергоресурса

Тариф

Схема энергоснабжения определенным

видом энегоресурса

Объемы фактического энергопотребления по договорам

Объемы планового энергопотребления по договорам

Точки учета по договорам

X/

Имущественный комплекс ПУиО

Объект энергоснабжения (здание, сооружение, оборудование)

Общий объем энергопотребления

Объём энергопотребления арендаторов

Приказы о распределении площадей

Е

Структурные подразделения института

Отделы, кафедры и т. д.

1/

Штрафные санкции

Плановые суммы оплаты по договору

V О

Фактические суммы оплаты по договору

_V

о

Суммы оплаты по источникам финансирования

Сумма оплаты коммунальных услуг от

арендаторов

Источники

финансирования

Финансовое

обеспечение на

выполнение

госзадания,

поступления по

хозяйственным

договорам и т. д.

Рис. 1. Модель данньа, ориентированная на процессы управления оплатой коммунальных услуг в Минобрнауки России

нологических решений, принятых для реализации ведомственной ИАС, входят следующие основные модули (рис. 2):

- единая база данных, предназначенная для централизованного хранения сведений, формируемых согласно вышеописанной модели данных;

- комплекс персонифицированных АРМ сотрудников: набор АРМ, предоставляющий сервисы по вводу, просмотру, статистической и аналити-

ческой обработке и анализу информации в зависимости от настроек доступа и ролей пользователей;

- средства обработки и анализа данных, обеспечивающие реализацию алгоритмов решения основных предметных задач планирования и мониторинга объёмов оплаты и потребления;

- средства импорта/экспорта данных, обеспечивающие:

- импорт предметной информации с эксплуатируемых автоматизированных систем коммерческо-

Единая БД уровня учреждения

На федеральный узел ИС ПиМ ФС КУ

д

Средства импорта/ экспорта данных

Средства обработки и анализа данных

Средства автоматизации и управления доступом

Комплекс персонифицированных АРМ

АРМ

сотрудника энергетических служб

АРМ сотрудника подразделений

управления имущественным комплексом

АРМ

руководителя структурного подразделения

АРМ

сотрудника плановых служб

АРМ

сотрудника финансовых служб

АРМ

сотрудника служб работы с арендаторами

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

АРМ

администратора ИС

Смежные ИС

Система коммерческого и технического учета объектов потребления ресурсов

Система автоматизации

финансово-экономической деятельности

Узлы ИС ПиМ ФС КУ уровня удаленных подразделений и филиалов

Рис. 2. Структура центрального узла ИС ПиМ ФС КУ уровня ПУиО

го и технического учёта объёмов потребления ресурсов, систем автоматизации финансово-экономической деятельности, а также аналогичных узлов системы, установленных в удаленных подразделениях и филиалах;

- экспорт информации в универсальном формате XML на федеральный узел системы;

- средства авторизации и управления доступом обеспечивают идентификацию и авторизацию пользователя в системе, предоставляют персонифицированное АРМ пользователю.

Для сокращения издержек на закупку лицензионного программного обеспечения и снижения требований к аппаратной платформе разрабатываемой системы в качестве системы управления единой базой данных целесообразно использование Microsoft Access - приложения для работы с реляционными базами данных, являющегося частью Microsoft Office и установленного на большом количестве компьютеров конечных пользователей. Названная система управления не только обеспечивает реализацию всех необходимых функций, но и обеспечивает работу системы без непосред-

ственной установки Microsoft Access на компьютер пользователя с использованием технологии Microsoft Jet Database Engine (jet-драйвера, который поставляется в составе операционных систем, начиная с Windows Me) [6].

Разрабатываемая ИС ПиМ ФС КУ обеспечивает следующую функциональность:

- ведение комплекса общих взаимосвязанных реестров, имеющих отношение к планированию и мониторингу оплаты и потребления коммунальных услуг (в том числе реестр договоров энергоснабжения, реестры зданий и сооружений и их энергетических характеристик, реестры структурных подразделений, реестр источников финансирования и т. д.);

- ввод и мониторинг плановых значений показателей по объёмам оплаты и потребления в привязке к виду ресурса или структурному подразделению;

- ввод и контроль выставляемых счетов за энергоресурсы и платёжных документов по их оплате (в том числе возможен автоматизированный импорт платёжных документов из информационных систем бухгалтерского учёта);

- импорт и хранение фактических показателей энергопотребления как в ручном режиме, так и автоматически путём взаимодействия с автоматизированными системами коммерческого и технического учёта объёмов потребления через фиксированный интерфейс;

- информационная поддержка процессов мониторинга оплаты коммунальных услуг арендаторами;

- анализ данных как по заранее сформированным шаблонам, так и по задаваемым пользователем критериям;

- вспомогательные административные функции управления системой (настройка доступности модулей, прав доступа к ним и т. п.).

Реализация описанных функций предполагает многопользовательскую работу, для организации которой необходимо предусмотреть следующие роли, реализуемые в соответствующих АРМ:

- сотрудники энергетических служб осуществляют ввод, редактирование, просмотр и контроль информации по точкам и приборам учёта, схемам энерго-, ресурсоснабжения и энергетическим характеристикам зданий и сооружений;

- сотрудники подразделений управления имущественным комплексом осуществляют ввод, редактирование, просмотр и контроль информации по зданиям и сооружениям;

- сотрудники плановых служб осуществляют ввод, редактирование, просмотр и контроль плановой информации по договорам энерго-, ресурсо-снабжения и планируемым расходам;

- сотрудники финансовых служб осуществляют ввод, редактирование, просмотр информации по счетам и оплате счетов, выставляемых по договорам энерго-, ресурсоснабжения, и контроль фактических расходов.

- сотрудники служб работы с арендаторами осуществляют ведение информационных массивов по арендуемым площадям и оплате арендаторами коммунальных услуг;

- руководитель структурного подразделения (организации в целом) осуществляет (в рамках определенного направления деятельности и предоставленных полномочий) контроль, проверку, просмотр и анализ предметной информации, имеющейся в ИС;

- администратор ИС осуществляет управление пользователями, настройку прав пользователей в программной системе, настройку сервисов.

Программное обеспечение АРМ реализовано на платформе .NET c использованием языка программирования Visual Basic и ряда вспомогательных программных библиотек [7].

Механизмы авторизации могут быть делегированы программному обеспечению рабочих мест пользователей (идентификация при входе в Windows, проверка прав и т. п.), либо могут осуществляться при помощи диалогового окна ввода логина и пароля.

Основными задачами аналитической обработки информации и поддержки принятия решений в ИАС являются:

- расчёт удельных характеристик потребления применительно к отдельным зданиям и сооружениям имущественного комплекса, а также и отдельных структурных подразделений;

- формирование аналитических отчётов по временной динамике изменения объёмов потребления и средств на оплату коммунальных услуг;

- формирование аналитических отчётов по структуре финансовых средств, расходуемых на оплату коммунальных услуг, и её изменениям;

- прогнозирование объёмов потребления с учётом внешних влияющих факторов (среднемесячные температуры наружного воздуха в отопительный период, количество обучающихся и т. д.);

- формирование рейтинговых оценок эффективности энергоресурсопотребления для структурных подразделений;

- выявление объектов нерационального ресур-соиспользования и обоснованный подбор энергоресурсосберегающих мероприятий для последующего внедрения;

- информационная поддержка и мониторинг эффективности реализации энергоресурсосберегающих мероприятий.

Математической основой для разработки алгоритмов решения названных задач являются методы регрессионного анализа и локальной аппроксимации, динамической кластеризации, прогнозирования многомерных временных рядов.

Внедрение ИС ПиМ ФС КУ в учреждениях и организациях, подведомственных Минобрнауки России, позволит установить структуру и организовать мониторинг объёмов фактического потребления и финансовых затрат на их оплату по отдельным элементам имущественного комплекса и структурным подразделениям; оценить фактические удельные показатели по расходованию основных видов ресурсов, сформировать показатели энергоэффективности систем жизнеобеспечения, вычислить отклонение удельных фактических и расчётных показателей по отдельным зданиями и в целом по учреждению, оперативно (ежемесячно или поквартально) выявлять объекты (и структурные подразделения), превышающие объёмы потребления по сравнению с расчётными; определить долю арендаторов и сторонних потребителей в общем объёме потребления и разработать объективные технически обоснованные методики возмещения бюджетных затрат на оплату коммунальных услуг; прогнозировать уровень теплопотребления при изменении климатических условий и согласованном отклонении от СНиП санитарно-гигиенических условий в административных зданиях и общежитиях; устанавливать действительный энергосберегающий эффект от реализации мероприятий и объективно

его учитывать при прогнозировании энергопотребления; оперативно изменять объёмы и структуру финансирования оплаты коммунальных услуг при

изменении численности обучаемого контингента, количества эксплуатируемых зданий и других изменениях.

Литература

1. Бобряков А. В. Мониторинг энергопотребления объектов бюджетной сферы - основа управления энергосбережением отрасли / / Изв. ТулГУ. Сер. Электроснабжение, электрооборудование и энергосбережение. - 2006. - С. 7-15.

2. Бобряков А. В. Стратегии административно-технологического управления процессами энергопотребления и энергосбережения в бюджетных отраслях экономики // Энергосбережение и водоподготовка. - 2007. -№ 3. - С. 26-29.

3. Бобряков А. В. Энергетическая и бюджетная эффективность энергообеспечения бюджетных отраслей экономики / / Вестник МЭИ. - 2007. - № 2. - С. 148-153.

4. Информационно-аналитическая система поддержки реализации отраслевой программы «Энергосбережение Минобразования России 1999-2005 гг.» / А. В. Бобряков и др. / / Энергоэффективность. Опыт, проблемы, решения. - 2004. - Вып. 3. - С. 29-35.

5. Клименко А. В., Вакулко А. В., Манчха С. П., Бобряков А. В. Информационная поддержка мониторинга расходования финансовых средств на оплату коммунальных услуг в бюджетных отраслях экономики / / Энергобезопасность и энергосбережение. - 2012. - № 6(48). - C. 46-52.

6. Гринченко Н. Н., Гусев Е. В., Макаров Н. П. Проектирование баз данных СУБД. - М.: Горячая Линия -Телеком, 2004, - 240 с.

7. Разработка клиентских Windows-приложений на платформе Microsoft .Net Framework / Мэтью А. Стэкер, Стивен Дж. Стэйн, Тони Нортроп. - СПб.: Питер, 2008. - 624 с.

Software and technical IT support for monitoring of expenses for public utility payments in state-funded institutions

A. V. Bobrjakov,

National research university MPEI, D. T. S., Associate Professor

S. P. Manchkha,

National research university MPEI, PhD, senior lecturer

E. A. Tikhonova,

National research university MPEI, lecturer

M. A. Pokrovskaya,

National research university MPEI, leading programmer

A. V. Korneev, MPEI Smolensk branch, programmer

The paper describes the IT model for supporting processes of managing and monitoring expenses for payment of public utilities, as well as the structure and basic functions of an IT system of this type intended for use in state-funded institutions and organizations.

Key words: public utilities, monitoring, state-funded institution, IT system.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.