ПРИОРИТЕТЫ РОССИИ
30 (123) - 2011
УДК 334.021
ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ ПОДХОД К РЕАЛИЗАЦИИ ПРОМЫШЛЕННОЙ ПОЛИТИКИ В МНОГОУРОВНЕВОЙ ЭКОНОМИКЕ: ИНСТРУМЕНТАРНЫЙ АСПЕКТ
М. А. БОРОВСКАЯ, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: [email protected]
И. К. ШЕВЧЕНКО, доктор экономических наук, профессор кафедры экономики E-mail: [email protected]
Е. И. ЛАБУЦКАЯ,
старший преподаватель кафедры экономики E-mail: [email protected] Технологический институт «Южного федерального университета» в г. Таганроге
В статье изложен программно-целевой подход как метод совершенствования механизма формирования и реализации промышленной политики многоуровневой экономики с применением паспорта промышленной политики в качестве его инструментарно-информационного обеспечения. Представлены организационные механизмы реализации промышленной политики на различных уровнях территориального устройства.
Ключевые слова: программно-целевой подход, паспорт промышленной политики, многоуровневая экономика, инструментарно-информационное обеспечение, механизм реализации промышленной политики.
Структурная модернизация российской экономики предполагает изменение промышленного профиля, ориентированного на устойчивое развитие, что базируется на формировании факторов, условий и предпосылок увеличения добавленной стоимости в базовых отраслях промышленного
сектора, что обеспечивает экономический рост и сбалансированность отраслевой структуры экономики страны.
Своевременность и актуальность исследования эффективных и адаптируемых к условиям инновационно ориентированного развития механизмов реализации промышленной политики определяются необходимостью применения инструментария и методов теории управления, а также программно-целевого подхода, направленного на реализацию программ и проектов в экономике промышленного сектора. Применение данного инструментария способно обеспечить системность факторов долгосрочного экономического роста, использование которых позволит сформировать наукоемкую макротехнологическую структуру промышленного производства, определяющую получение добавленной стоимости в базовых и сопряженных отраслях посредством технологического применения инно-
ваций, и обеспечить долгосрочные темпы роста в экономике России.
В условиях инновационной модернизации экономики промышленная политика представляет собой неотъемлемую часть стратегии социально-экономического развития общества, базирующейся на системе эффективных взаимодействий между органами власти, хозяйствующими субъектами, институтами научно-инновационной инфраструктуры в рамках формирования структурно сбалансированной конкурентоспособной экономики промышленного сектора на всех уровнях экономической системы государства. Механизм ее реализации предполагает систему правовых, организационно-экономических, управленческих мер, направленных на формирование конкурентоспособного промышленного комплекса и обеспечение его эффективного функционирования на федеральном и региональном уровнях [1].
С различных концептуальных позиций механизм реализации промышленной политики выражается в качественно новой форме взаимодействия субъектов, объектов управления на макро- и мезо-уровне, а также используемых подходов к формированию и применению комплекса инструментов, обеспечивающих сбалансированность основных направлений реализации промышленной политики на федеральном, региональном и локальном уровнях. Параметры и индикаторы, которые лежат в основе промышленной политики, свидетельствуют о нелинейности процесса ее реализации, его многомерности, множественности функциональных связей. В этом контексте новое интегральное свойство развития промышленного сектора проявляется в ориентации процесса модернизации экономики на технологическое применение результатов инновационной деятельности. Приоритетные с точки зрения стратегий и моделей развития промышленного сектора проектные фазы внедрения инноваций в производство должны базироваться на нестандартных решениях, обеспечивающих сбалансированность отраслевого развития и его устойчивость в контексте модернизации и глобализации экономики.
Анализ основных направлений формирования промышленной политики показывает, что механизм ее реализации характеризуется рядом особенностей, среди которых следует выделить:
> многоаспектность и многофункциональность развития промышленного сектора;
> иерархию принятия решения, осуществления программ и проектов;
> структурное подобие и избыточность основных элементов и подсистем, в отношении которых
или посредствам которых реализуется промышленная политика;
> дублирование и итерацию показателей, индикаторов, инструментов и технологий, составляющих промышленную политику;
> многовариантность реализации функций устойчивого развития промышленного сектора;
> структурно-функциональное содержание отраслевого и территориального разделения труда, проявляющегося в условиях инновационной экономики не столько в формировании относительных преимуществ отраслей, комплексов, территорий и закреплении за ними определенных видов продукции, сколько в развитии интеграционных процессов, формирующихся в рамках связей «производство продукции на различных фазах предметной или технологической специализации — выпуск рыночного продукта, обеспечивающего конкурентоспособность головного предприятия как основного держателя интеллектуальной собственности».
В целом можно конкретизировать следующие тенденции в развитии экономики промышленного сектора:
— усиление корпоративного сектора с детерми-нантными интересами частного собственника;
— реформирование отраслевого управления, упразднение отраслевых министерств, реорганизация и модернизация отраслевых структур территории;
— возрастание роли регионов в обеспечении комплексного сбалансированного социально-экономического развития страны в целом;
— реорганизация межотраслевых связей и формирование новых межпроизводственных и межкорпоративных связей как внутри региональных систем, так и за их пределами.
Процесс реализации промышленной политики и развития экономики промышленного сектора основывается на программно-целевом подходе [2]. Структурно-функциональный механизм реализации промышленной политики в рамках программно-целевого подхода представлен на рисунке.
Инструментарно-информационным обеспечением совершенствования механизма реализации промышленной политики в рамках предложенного подхода может служить процедура паспортизации процесса формирования и реализации промышленной политики. Составление паспорта включает в себя следующие поэтапные процедуры:
— анализ состояния экономики промышленного сектора на федеральном, субфедеральном и локальном уровнях;
- 3
— анализ показателей реализации стратегий социально-экономического развития в зависимости от оптимистичного, инерционного или пессимистического сценария;
— анализ индикаторов эффективности реализации промышленной политики на макро-, мезо- и микроуровне.
Укрупненная структура паспорта промышленной политики представлена в таблице
Ключевыми моментами применения информационного паспорта в качестве системной поддержки механизма реализации промышленной политики являются:
Промышленная политика: макроуровень
ФЦП
отраслевые
ФЦП
региональные
=
Л
Промышленнвя политика субъекта федерации: региональный уровень
Программно-целевые механизмы
а
>в
Программа развития промышленного сектора в среднесрочной перспективе
Отраслевая программа
Функционально-модульные программы
Территориальные программы
М
Сводный план реализации программ
Субъекты реализации программ
1) определение и описание существующих модулей посредством структуризации;
2) идентификация основных бизнес-процессов в процессе функционирования модулей, а также определение порядка взаимодействия модулей в рамках многоуровневой процедуры формирования промышленной политики;
3) определение целевых функций промышленной политики на различных иерархических уровнях с учетом параметров многоуровневой структуры экономики промышленного сектора;
4) определение показателей эффективности функционирования структурных элементов механизма реализации промышленной политики, методик планирования их деятельности;
5) разработка регламентов, формализующих деятельность модулей;
6) определение состава и структуры ресурсов, порядка их распределения в системе в соответствии с целевыми функциями и структурным состоянием экономики промышленного сектора;
Структурно-функциональный механизм реализации промышленной политики на различных уровнях территориального устройства [3]
7) обеспечение согласованности процедур реализации промышленной политики на различных уровнях и обеспечение обратной связи. Структурно-функциональная параметризация промышленной политики расширяет возможности индикативного анализа состояния и тенденции развития промышленного сектора на различных иерархических уровнях, идентификацию и увязку целевых функций реализации промышленной политики на макро-, мезо- и микроуровне экономики, способствует повышению эффективности использования экономических ресурсов, направляемых на реализацию программ федерального и субфедерального уровня, составлению консолидированных ресурсных бюджетов в соответствии с ресурсным потенциалом программ отраслевого развития, инициируемыми органами исполнительной власти, хозяйствующими субъектами.
Повышение эффективности реализации промышленной политики в рамках указанного подхода обеспечивается:
Укрупненный паспорт промышленной политики в многоуровневой экономике
Уровень реализации промышленной политики Цели политики Функции политики Процедуры реализации Программы, модули
Федеральный Определяются стратегией развития, направлением экономической политики, концептуальными положениями развития промышленного сектора Обеспечение конкурентоспособности базовых и сопряженных отраслей, модернизация отраслевой структуры экономики промышленного сектора и структуры добавленной стоимости Программы развития базовых отраслей промышленности, создание институтов координации и контроля Структурная, инновационная и инвестиционная политика
Субфедеральный Корректируются с учетом состояния регионального комплекса, региональной стратегии, инновационно-инвестиционной привлекательности территории Увеличение доли обрабатывающих производств в структуре добавленной стоимости, ВРП и ВВП, усиление конкурентных позиций на внутрироссийском и мировом рынках Мегапроекты, проекты, направленные на повышение инвестиционной привлекательности территории Структурные элементы экономики промышленного сектора, территори-иально-отраслевые комплексы, особые зоны, промышленные кластеры
Локальный Корректируются с учетом типа территории, природно-ресурсного потенциала, степени участия в территориальном и отраслевом разделении труда Развитие промышленного сектора, обеспечивающего качество жизни и устойчивое развития социально-экономической системы территории Проекты, направленные на создание и расширение инновационно произодс-твенных площадок, центров и пулов технологического освоения инноваций Сетевые формы взаимодействия крупных, средних и малых предприятий в территориально-отраслевом комплексе
Микроуровень Корректируются с учетом размеров предприятия, уровня концентрации производства в отрасли, влияния интеграционных процессов Повышение конкурентоспособности и устойчивости развития Инновационные проекты и программы развития Взаимодействие со структурными элементами производственного процесса
— непрерывностью программно-целевого планирования промышленной политики;
— достижением синергизма процессов за счет комплексного использования потенциала реализации отраслевых программ развития на различных уровнях экономики промышленного сектора;
— обратной связью и возможностями формирования механизма реализации промышленной политики с учетом приоритетов и потенциала развития хозяйствующих субъектов, территорий, отраслей, комплексов и перспективных (с позиций инновационного развития) отраслей.
Потенциал применения паспорта промышленной политики в качестве информационно-инстру-ментарного обеспечения механизма ее формирования и реализации заключается в возможностях взаимоувязки целей, функций, процедур реализации и структурных элементов экономики промышленного сектора, которые рассматриваются как относительно самостоятельные (комплексно представленные) объекты программно-целевого планирования и реализации промышленной поли-
тики на федеральном, субфедеральном, локальном уровнях, а также на микроуровне. Как уже отмечалось ранее, применение паспорта промышленной политики направлено на решение задач обеспечения непрывности фазовой реализации программ в рамках промышленной политики, а также для обеспечения обратной связи между субъектами промышленной политики на различных иерархических уровнях.
В результате применения паспорта промышленной политики могут быть получены следующие эффекты:
— обеспечение непрерывности в формировании и реализации промышленной политики за счет выделения относительно самостоятельных модулей, деятельность которых (даже при отрицательных результатах функционирования некоторых модулей) нивелируется за счет общего направления в рамках единого целевого функционала;
— оптимизация структуры промышленного сектора в контексте возможности ее адаптации к изменениям внешней и внутренней среды системы;
- 5
— идентификация и использование системы показателей и критериев оценки эффективности реализации промышленной политики на каждом этапе процесса принятия решений;
— обеспечение синергизма процессов (результаты процессов в одном модуле должны способствовать улучшению результатов в другом).
Представленные механизмы позволяют обеспечить причинно-следственные связи и организационно-экономические императивы согласования интересов субъектов реализации промышленной политики на различных уровнях. Таким образом, с позиции инновационной модернизации экономики промышленного сектора сущностное содержание механизма реализации промышленной политики сводится к необходимости применения форм, методов и технологий повышения эффективности процесса формирования и перераспределения добавленной стоимости между базовыми и сопряженными отраслями, что позволяет сфокусировать потенциал программно-целевой реализации промышленной политики на приоритетных направлениях устойчивого, сбалансированного развития как самой отрасли, так и многоуровневой экономики государства в целом.
Программно-целевой подход направлен на совершенствование механизма, обеспечивающего как фазу формирования, так и фазу реализации промышленной политики, расширяя возможности согласования интересов, целевых функций
и результатов реализации программ развития на федеральном и субфедеральном уровнях экономики промышленного сектора. При этом методы структурно-функциональной параметризации промышленной политики и инструментарно-мето-дический аппарат анализа состояния и структурных особенностей развития промышленного сектора, декомпозиции и согласованного сочетания потенциала программ на различных уровнях являются объективной необходимостью для совершенствования процесса формирования промышленной политики.
Список литературы
1. Татаркин А. И. Системный подход к разработке и реализации промышленной политики России: материалы 2-го Дальневосточного международного экономического форума. Хабаровск. 2007. URL: http://www. dvforum. ra/2007/doklads/ks1_Tatar. aspx.
2. Управление и контроль реализации социально-экономических целевых программ / под ред. В. В. Кульбы и С. С. Ковалевского. М.: Книжный дом «ЛИБРОКОМ». 2009.
3. Шевченко И. К. Программно-проектный инструментарий управления экономическими системами: теория, методология, технологии реализации. Таганрог: Изд-во ТТИ ЮФУ. 2009. С. 264.
ИЗДАТЕЛЬСКИЕ УСЛУГИ
Издательским дом «ФИНАНСЫ и КРЕДИТ»
занимается выпуском специализированных финансово-экономических и бухгалтерских журналов, а также
монографий, деловой и учебной литературы Минимальный тираж - 500 экз.
По вопросам, связанным с изданием книг, обращайтесь в отдел монографий
(495) 721-85-75 [email protected]