Научная статья на тему 'Программно-целевой метод формирования и реализации государственной молодежной политики в регионе'

Программно-целевой метод формирования и реализации государственной молодежной политики в регионе Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
1155
141
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ГОСУДАРСТВЕННАЯ МОЛОДЕЖНАЯ ПОЛИТИКА / РЕГИОН / ЦЕННОСТИ / ПРИОРИТЕТЫ / YOUTH / STATE YOUTH POLICY / REGION / VALUES / PRIORITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Комарова Марина Сергеевна

В результате российских трансформационных практик, предпринятых в стране в последние годы, происходит пересмотр традиционных взглядов на роль молодежи в общественном развитии. Автором раскрывается значение программно-целевого механизма в формировании государственной молодежной политики при активном участии самого молодежного ресурса. Молодежь уже не рассматривается как социальная группа, призванная лишь перенять опыт старшего поколения. Молодое поколение оценивается как сила, способная оказывать серьезное влияние на темпы и характер общественного развития.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

As a result of the Russian transformational practices, undertaken in the country recently, there is a revision of traditional views on youth role in social development. The author reveals the value of program and target mechanism in formation of state youth policy with active participation of youth resource itself. The youth isn't considered as the social group urged to adopt only experience of the senior generation any more. The younger generation is estimated as a force capable to have serious impact on rates and nature of social development.

Текст научной работы на тему «Программно-целевой метод формирования и реализации государственной молодежной политики в регионе»

УДК:[323-053.6]:353 DOI: 10.12737/22389

Комарова Марина Сергеевна, преподаватель кафедры

трудового права и социального обеспечения, Российская академия

народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ

Орловский филиал (Российская Федерация, г. Орёл), e-mail: komarova-

marina87@mail.ru

ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОЙ МЕТОД ФОРМИРОВАНИЯ И РЕАЛИЗАЦИИ ГОСУДАРСТВЕННОЙ МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ В РЕГИОНЕ

В результате российских трансформационных практик, предпринятых в стране в последние годы, происходит пересмотр традиционных взглядов на роль молодежи в общественном развитии. Автором раскрывается значение программно-целевого механизма в формировании государственной молодежной политики при активном участии самого молодежного ресурса. Молодежь уже не рассматривается как социальная группа, призванная лишь перенять опыт старшего поколения. Молодое поколение оценивается как сила, способная оказывать серьезное влияние на темпы и характер общественного развития.

Ключевые слова: молодежь, государственная молодежная политика, регион, ценности, приоритеты.

KOMAROVA M. S., Lecturer of the Department of Labor Law and Social Security, Russian Presidential Academy of National Economy and Public Administration, Orel Branch (Russian Federation, Orel), e-mail: komarova-marina87@mail.ru

PROGRAM AND TARGET METHOD OF FORMATION AND REALIZATION OF STATE YOUTH POLICY IN THE REGION

As a result of the Russian transformational practices, undertaken in the country recently, there is a revision of traditional views on youth role in social development. The author reveals the value of program and target mechanism in formation of state youth policy with active participation of youth resource itself. The youth isn't considered as the social group urged to adopt only experience of the senior generation any more. The younger generation is estimated as a force capable to have serious impact on rates and nature of social development.

Keywords: youth, state youth policy, region, values, priorities.

Молодежь обладает такими качествами, остро необходимыми в условиях развития демократических институтов и рыночной экономики, как мобильность, способность ориентироваться в изменяющейся обстановке, восприимчивость к новым идеям. Наличие у молодежи социального

потенциала, в значительной степени отсутствующего у старшего поколения, позволяет усилить результативность решения актуальных задач на местах за счет повышения активности молодежи в различных сферах жизнедеятельности общества1.

1 Запесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. -СПб.: изд-во Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов,1996. - С.140.

Вступая в самостоятельную жизнь, молодежь должна быть способной привносить в процесс демократизации российского общества новый импульс, реализовывать собственный потенциал социального новаторства. Именно молодежь является наиболее перспективнымобъ-ектом государственных инвестиций, поэтому проблемаобщественно-политического, социально-экономического и духовно-культурного развития молодежи является одной из наиболее приоритетных задач государственной молодежной политики1.

Нельзя не отметить, что современное общество сталкивается с проблемой низкой социальной активности молодого населения, что является характерным для многих регионов, в том числе и Орловской области. При сохранении такой ситуации возникает угроза устойчивой привычки к патернализму и восприятия социальной инфантильности как нормы, что уже через десять лет, когда современные молодые люди станут принимающими решения лицами, может ограничить возможности развития города и региона, в том числе из-за сокращения экономически активного населения.

Одним из наиважнейших является вопрос установления партнерских взаимоотношений власти и молодежи. Требуется закрепление и постепенное наращивание объемов поддержки и расширения направлений сотрудничества, партнерства государства и молодежи с целью привлечения молодых граждан страны к решению собственных проблем и сокращения финансовых нагрузок на социальную сферу за счет опережающей профилактики социально опасных явлений.

Основным структурным звеном в реализации государственной молодежной политики на региональном уровне выступают органы по делам молодежи. В Орловской области координация вопросов по сферам реализации государственной молодежной политики возложена на

1 Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены

Управление молодежной политики при Департаменте внутренней политики Администрации Орловской области.

Данный орган региональной власти призван заниматься развитием молодежных институтов самореализации, поддержкой общественных инициатив, развитием добровольчества и информированием молодежи о потенциальных возможностях для ее развития. На него также возложены функции по обеспечению защиты прав и законных интересов молодых граждан, оказанию им государственной поддержки, содействию духовному и физическому развитию, воспитанию патриотизма и формированию гражданственности. Данному ведомству дано право выступать в роли учредителя государственных учреждений Орловской области и ходатайствовать о награждении молодых людей наградами Орловской области и государственными наградами. Но одна из основных задач управления -выявление реальных проблем и потребностей молодежи в целом и ее отдельных категорий, и групп в частности, а также привлечение молодых людей к участию в политической и социально-экономической жизни региона.

В Орловской области проживает около 233,503 тыс. граждан в возрасте от 14 до 35 лет, что составляет 29,7% от общей численности населения. В ходе реализации основных направлений региональной государственной молодежной политики выработаны приоритетные направления работы с молодежью:

-оказание социальных услуг для молодежи;

-содействие экономической самостоятельности молодых граждан и реализации их права на труд;

-патриотическое воспитание подрастающего поколения.

-поддержка общественно значимых инициатив, общественно полезной деятельностимоло-дежи, молодежных и детских общественных объединений;

поколений// Знание. Понимание. Умение. -2008. - № 4. -С. 7.

-обеспечение условий для охраны здоровья, здорового образа жизни молодых граждан, их воспитания и образования.

В целях реализации молодежной политики на территории Орловской области разработана и функционирует государственная программа «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы», основанием для разработки которой являются:

- Федеральный закон Российской Федерации «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3;

- Федеральный закон «О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений» от 28 июня 1995 года № 98-ФЗ;

- Указ Президента Российской Федерации «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи» от 6 апреля 2006 года № 325;

- Концепция федеральной целевой программы «Молодежь России» на 2011-2015 годы, утвержденная Президиумом Коллегии Министерства спорта, туризма и молодежной политики Российской Федерации от 28 ноября 2009 года;

- Закон Орловской области «О начальном профессиональном образовании и среднем профессиональном образовании в Орловской области» от 30 декабря 2004 года № 475-ОЗ;

- Закон Орловской области «Об образовании в Орловской области» от 22 августа 2005 года № 533-О3;

- Закон Орловской области «О государственной молодежной политике в Орловской области» от 03.12.2010 № 1154-ОЗ (ред. от 05.07.2012).

Программа учитывает основные положения Стратегии социально-экономического развития Орловской области до 2020 года, утвержденной распоряжением Коллегии Орловской области от 28 октября 2008 года № 372-р, а также общемировые и российские тенденции развития сферы молодежной политики. Государственная программа Орловской области «Молодежь Орловщины на 2013-2020 годы»: Подпрограмма «Орловщина молодая на 2013-2020 годы»; Подпрограмма «Обеспечение жильем молодых семей на 2016-2020

1 Меркулов П.А. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России //

годы»; Подпрограмма «Нравственное, патриотическое воспитание и подготовка граждан к военной службе на 2013-2020 годы»; Подпрограмма «Комплексные меры противодействия злоупотреблению наркотиками и их незаконному обороту на 2013-2020 годы».

Таким образом, система государственных программных мер поддержки молодежи в Орловской области направлена на обеспечение условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области и включает следующие направления работы с молодежью:

1)совершенствование условий для развития и максимального использования потенциала и поддержки социально активной, талантливой молодежи в интересах социально-экономического развития Орловской области;

2)развитие высокой социальной активности, гражданской ответственности, духовности, а также повышение эффективности нравственного воспитания граждан Орловской области;

3)обеспечение условий для приостановления роста злоупотребления наркотиками и их незаконного оборота, пропаганда здорового образа жизни;

4)предоставление государственной поддержки в решении жилищной проблемы молодым семьям, нуждающимся в улучшении жилищных условий.

В целом программно-целевой метод реализации молодежной политики должен строиться на обоснованном учете потребностей всех молодых граждан, адресности проводимых мероприятий и финансовых потоков, должен быть направлен на привлечение молодежи к практической реализации молодежной политики1.

Кроме того, здесь целесообразно максимально учитывать и откликаться на различные объективные и субъективные факторы, возникающие в молодежной среде:

- стремление к развитию и совершенствованию своих лидерских способностей;

- стремление решать самостоятельно свои проблемы;

Вестник Орловского государственного универси-тета.Серия: Новые гуманитарные исследования. -2012. - № 8 (28). - С. 221.

- стремление к общению и владению информацией посредством технологий мобильной связи и Интернета;

- желание участвовать в походах, путешествиях;

- стремление работать и зарабатывать (в том числе без отрыва от учебы), быть информированными о возможностях дополнительного заработка;

- желание сохранить здоровье, появление модных спортивных увлечений (ролики, сноуборд, велотриал и др.);

- стремление к получению (дотируемых и бесплатных) услуг учреждений социальной инфраструктуры, участию в городских программах.

Молодое общество далеко шагнуло в своих мотивах и мечтах в сравнении даже с периодом пятилетней давности. «Сейчас образ успешного, обеспеченного, самостоятельного молодого человека активно проецируется через информационные технологии и, несомненно, создает новые молодежные жизненные установки» 1.

В данной связи формирование программных мероприятий представляется значимым объединить в следующие блоки приоритетных направлений:

Направление 1. «Молодёжь и общество» (Содействие самореализации молодежи в общественной жизни). Перспективная цель данного направления - сделать молодёжь значимой силой общественного развития города. Мероприятия, осуществляемые в рамках данного направления, направлены на расширение круга молодёжных организаций, способных решать задачи молодёжной политики за счёт собственных ресурсов в партнёрстве с Администрацией, развитие возможностей для участия молодых людей в общественной жизни.

Ключевыми действиями по реализации направления «Молодежь и общество» станут:

1. Развитие сотрудничества с молодежными и детскими общественными объединениями.

1 Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В. Специфика социально-политического самоопределения современ-

ной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение. - 2015. - № 3. - С. 84.

Стартовая поддержка для этих объединений будет осуществляться через проведение конкурсов на финансирование социально значимых проектов, а также оказание административной поддержки в проведении мероприятий, информировании населения. Для молодежных и детских организаций, накопивших необходимый опыт для работы в масштабах города, будет предоставляться поддержка в привлечении внебюджетных ресурсов на реализацию молодежных проектов (гранты, средства республиканских и федеральных программ в области молодежной политики), а также будут разрабатываться совместные проекты таких объединений с Администрацией. Одним из наиболее важных условий для расширения сети и численного состава молодежных и детских организаций является популяризация их деятельности среди жителей, создание позитивного имиджа молодежных общественных организаций и движений2.

2. Развитие системы общественного участия молодежи в жизни территорий на основе новых информационно-коммуникационных технологий. Молодежь нуждается в расширении возможностей участия в различных сферах жизни общества. Необходимо обеспечить доступ молодежи к информации, участие в принятии решений, предоставить возможность поддержки проектов и инициатив молодых людей, доступ к услугам молодёжных НКО и иных структур. Задачу обеспечения постоянного взаимодействия с молодежной средой в современных условиях можно решить только на основе новых информационных технологий. Молодежь - мобильна, она быстро осваивает новые информационные технологии и использует их в своей жизни. Все большую часть времени молодые люди проводят в сети Интернет. Виртуальное общение молодежи становится даже более интенсивным, чем общение в реальной жизни. При реализации городской молодежной политики необ-

2 Малик Е.Н., Мельников А.В. Влияние молодежной политики парламентских партий на становление политической субъектности российской молодежи// Вестник государственного и муниципального управления. -2015. - Т. 4. -№ 1. -С. 92.

ходимо учитывать новые реалии информационного общества и широко использовать появившиеся новые возможности взаимодействия с молодыми людьми, создавать новые механизмы «электронного участия» молодежи.

3. Разработка и реализация проектов международного молодежного сотрудничества. Проекты, осуществляемые за счет средств международных программ совместно с партнерами из других стран, являются важным источником модернизации методов и инфраструктуры государственной молодежной политики.

Направление 2. «Молодёжь и экономика» (Содействие социально-экономической адаптации молодежи). Перспективная цель направления - сделать молодёжь значимой силой экономического развития города. Мероприятия, осуществляемые в рамках данного направления, направлены на повышение активности молодежи в социально-экономическом пространстве, усиление позитивного влияния молодежи на развитие экономики территорий, укрепление позиций молодежи на рынке труда.

Ключевыми действиями по реализации направления «Молодежь и экономика» станут:

1 .Создание «Электронной биржи труда для молодежи» как системы, позволяющей молодым людям найти достойную работу, а работодателям - быстро и эффективно решать кадровые проблемы. Электронная биржа позволит существенно расширить доступность услуг муниципального учреждения «Центр содействия занятости молодежи».

2.Разработка и реализация новых проектов в сфере карьерного роста, подготовки молодежи к самостоятельной бизнес-активности. Данные проекты будут нацелены на внедрение новых механизмов, направленных на создание условий для развития молодежного предпринимательства.

Направление 3. «Молодёжь и социальная норма» (Социально-нравственное оздоровление молодежной среды). Перспективная цель -устранить причины распространения в молодежной среде антисоциальных явлений. Мероприятия, осуществляемые в рамках данного

направления, направлены на развитие целенаправленной работы по «первичной профилактике» негативных явлений, объединение усилий общественности по социально-нравственному оздоровлению молодёжной среды.

Ключевыми действиями по реализации направления «Молодежь и социальная норма» станут:

1. Модернизация материально-технической базы подростковых клубов по месту жительства. Создание досугово-социальных центров для работы с подростками, не сумевшими реализовать себя в сфере творческого интереса и других активных формах деятельности. Такая категория молодежи имеет потенциальную склонность к девиантному поведению, совершению поступков, имеющих антисоциальный характер. Задача центров - включить этих молодых людей в деятельность, не требующую специальных навыков и усилий, и способствовать освоению ими позитивных общественных ценностей.

2. Популяризация среди молодежи семейных ценностей. Осуществить ряд мероприятий и проектов, направленных на поддержку молодежи в построении семейных отношений, развитие взаимодействия и взаимопомощи между молодыми семьями.

3. Взаимодействие с молодёжными субкультурами и неформальными движениями. Развитие диалога с неформальными молодежными сообществами является важным условием, позволяющим сформировать у молодёжи позитивное отношение к городу, удержать активность молодых людей в социально приемлемых рамках. Будет осуществляться деятельность по вовлечению неформальных объединений в реализацию городской молодёжной политики, поддержке культурных, творческих и иных инициатив неформальных объединений, в том числе, предоставление территории для организации постоянной деятельности и разовых проектов.

Реализация указанных направлений позволит обеспечить:

1. Расширение сети молодёжных организаций, решающих задачи молодёжной политики

за счёт собственных ресурсов в партнёрстве с органами государственной власти1.

2. Расширение возможностей для участия молодёжи в общественной жизни города и инновационной деятельности.

3. Расширение возможностей сезонной занятости молодёжи, усиление позиций молодёжи на рынке труда.

4. Создание новых механизмов поддержки самостоятельных шагов молодых людей в сфере малого и среднего бизнеса.

5. Формирование круга организаций, сотрудничающих с управлениями по делам молодёжи в работе по социально-нравственному оздоровлению молодёжной среды2.

6. Расширение возможностей для освоения подростками и молодежью из категории социального риска позитивных моделей поведения.

7. Создание новых механизмов поддержки молодой семьи.

На основании вышесказанного следует заключить, что текущее состояние молодежной политики характеризуется наличием большого количества регуляторов - молодежь является потребителем услуг образования, социальной защиты, здравоохранения, правопорядка, этнокультурного развития и так далее.

Сверхзадача государства и общества -сделать молодёжь основным субъектом формирования и реализации государственной молодежной политики. Сегодня представляется важным выстроить эффективные механизмы включения молодёжи в созидательные процессы развития территорий.

Библиография:

1.Елисеев А.Л., Малик Е.Н., Мельников А.В. Специфика социально-политического самоопределения современной российской молодежи // Знание. Понимание. Умение.- 2015. -№ 3. -С. 83-93.

2.Ильинский И.М. Государственная молодежная политика в России: философия преемственности и смены поколений // Знание. Понимание. Умение. -2008. -№ 4.- С. 5-14.

3.3апесоцкий А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-культурной интеграции. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского Гуманитарного университета профсоюзов,1996. - 348 с.

4.Малик Е.Н., Мельников А.В. Влияние молодежной политики парламентских партий на становление политической субъектности российской молодежи// Вестник государственного и муниципального управления. -2015.- Т. 4.-№ 1. -С. 91-98.

5.Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулирования молодежной политики в постсоветской России // Власть. -2013.-№ 1. -С. 106-108.

6.Меркулов П.А. Институциональные аспекты становления государственной молодежной политики в России // Вестник Орловского государственного университета. Серия: Новые гуманитарные исследования. -2012. -№ 8 (28). - С. 220-222.

7.Щеглова С.Н. Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям. // Молодежная политика. Инф. Бюллетень. - 2013. -№4.-С. 54-69.

References:

1.EliseevA.L., MalikE.N., Mel'nikovA.V. Specifi-kasociarno-politicheskogosamoopredeleniyasov-remennojrossijskojmolodezhi // Znanie. Ponimanie. Umenie. -2015. - № 3. - S. 83- 93. (InRuss.).

2.Il'inskij I.M. Gosudarstvennaya molodezh-naya politika v Rossii: filosofiya preemstvennosti i smeny pokolenij.// Znanie. Ponimanie. Umenie. -2008. - № 4. - S.5-14. (InRuss.).

3.Zapesockij A.S. Molodezh' v sovremennom mire: problemy individualizacii i social'no-kul'turnoj in-tegracii. - SPb, Izdatel'stvo Sankt-Peterburgskogo

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

1 Меркулов П.А. Опыт нормативно-правового регулиро-

вания молодежной политики в постсоветской России. // Власть. -2013. -№ 1. -С. 107.

2 Щеглова С.Н. Молодежное и детское движение в современной России: от гражданской позиции к социальным изменениям. // Молодежная политика. Инф. Бюллетень. -2013. №4. -С. 58.

СитапИагподо игнуегвМа profsoyuzov, 1996. -348з. (1п Russ.).

4.МаИк Е.11., Mel'пikov Д.У. УИуап1е то1осЫ> по] politiki paгlameпtskih paгtij па stanovlenie politicheskoj sub"ektпosti гossijskoj moloCezhi// Vestпik gosuCaгstveппogo i muпicipal'пogo uprav-leпiya. - 2015. - Т. 4. - № 1. - Э. 91- 98. (IпRuss.).

Р.Д. Opyt пoгmativпo-pгavovogo гeg-^п^атуа moloCezhпoj politiki v postsovetskoj Ros-sii. // Vlast'. - 2013. - № 1. - Э. 106-108. (1п Russ.).

6.Meгkulov Р.Д. Iпstitucioпal'пye aspekty staпovleпiya gosuCaгstveппoj moloCezhnoj politiki v Rossii // Vestnik Oгlovskogo gosuCaгstveппogo uпiveгsiteta. Seгiya: (\lovye gumaпitaгпye issleCo-vaпiya. - 2012. - № 8 (28). - Э. 220-222. (IпRuss.).

7.SHCHeglova Э.11. MoloCezhпoe i Cetskoe Cvizheпie v sovгemeппoj Rossii: ot gгazhCaпskoj pozicii k social'пym izmeпeпiyam // MoloCezhnaya politika. Iпf. Byulleteп'. -2013. - №4. - Э. 54-69. (IпRuss.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.