ПРОГРАММНО-ЦЕЛЕВОй АСПЕКТ В ПРОЕКТИРОВАНИИ
профориентационной работы в школе
В УСЛОВИЯХ ПРОФИЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ
И. Н. Кулишова, учитель химии МБОУ «Школа № 14», г. Прокопьевск
Современный рынок труда предъявляет новые требования к работнику, который должен быть профессионально мобильным, конкурентоспособным, стрессоустойчивым, компетентным. Поэтому проблема самоопределения обучающегося и его сопровождения является чрезвычайно актуальной в условиях перехода на профильное обучение. Важно не только соотнести профессиональные возможности и потребности молодых людей в трудовой и профессиональной самореализации, но и выяснить мотивы выбора будущей профессии и учебного заведения для реализации дальнейшего образовательного маршрута.
Именно школе отведена главная роль в выборе и реализации дальнейшего образовательного маршрута. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие задачи: создать систему эффективно функционирующей профориентационно-образовательной среды, формировать способности к социально-профессиональной адаптации старшеклассников, раскрыть роль школьных предметов в профессиональном самоопределении подростка.
Для решения поставленных задач в образовательном учреждении используются четыре основных подхода к организации профориентационной работы: информационный (цель — информирование обучающихся о рынке труда, современных профессиях и существующих вакансиях); диагностико-консультационный (цель — установление соответствия вида деятельности личностным особенностям и требованиям к профессиям); развивающий (цель — формирование компетенций, необходимых для осознанного самоопределения и эффективной самореализации личности); активизирующий (цель — формирование внутренней готовности к самостоятельному и осознанному построению своего индивидуального профессионального маршрута и жизненного пути).
Профилизация обучения предоставляет широкие возможности для сопровождения профессионального самоопределения обучающихся через организацию урочной и внеурочной деятельности учителем-предметником, а также через воспитательную работу классного руководите-
ля. В старших классах особая профориентационная роль в рамках учебного занятия отводится активизирующим формам работы: ролевым и интеллектуальным играм. Старшеклассники изучают содержание профессий: химика-технолога, аппаратчика, экономиста, эколога, руководителя химического предприятия, представителей средств массовой информации, врача и др. При этом подростки приобретают опыт доказательной и научной монологической речи, учатся корректно формулировать вопросы и аргументировать свои ответы, приобретают навыки самопрезентации и публичного выступления. При подготовке и во время проведения интеллектуальных игр учащиеся знакомятся с содержанием деятельности представителей той или иной профессии, ее достоинствами и недостатками.
Участие обучающихся в региональных конкурсах «Новый учитель глазами школьников», «Рабочие профессии — будущее Кузбасса», муниципальных конкурсах «Рабочие профессии XXI века», «Эрудит-профи» позволяет обучающимся достигать определенных личностных результатов, формирует положительную мотивацию к осознанному выбору профессии.
Ведущая роль в профессиональном самоопределении старшеклассника отводится классному руководителю. Его задача — воспитание личности, которая имела бы четкое представление о своей дальнейшей образовательной траектории, ориентировалась на современном рынке труда, имела активную жизненную позицию.
Обозначенные целевые установки и подходы к организации профориентации в образовательном учреждении требуют четкой систематизации, проектирования и своевременной корректировки деятельности педагога и как учителя-предметника, и как классного руководителя. Поэтому была разработана и предложена к апробации воспитательная программа «Профориен-
тация как способ самовыражения и самоопределения личности старшеклассника в социуме», позволяющая реализовать долгосрочное планирование деятельности классного руководителя в самоопределении старшеклассников.
Программа разрабатывалась в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, в которой определена цель государственной молодежной политики. При разработке документа учтены «вертикаль» и «горизонталь» профориентационной работы в школе. В основе лежит периодизация развития человека как субъекта труда, предложенная Е. А. Климовым, и взаимодействие различных социальных институтов, описанное Е. Ю. Пряжниковой, Н. С. Пряжниковым. Содержание соответствует направлению деятельности образовательного учреждения по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся.
Цель первого этапа реализации программы — создание профориентационно-образовательной среды, способствующей самоопределению обучающегося. На этом этапе изучались потребности, интересы, склонности и другие личностные характеристики членов классного коллектива в рамках предпрофильной подготовки [3]. Осуществлялось профессиональное и профильное ориентирование индивидуальных образовательных траекторий.
Результаты мониторинга позволили отметить положительную динамику в определении подростком сферы деятельности и сформированно-сти представлений о дальнейшей образовательной траектории.
Цель второго этапа реализации программы — создание условий для самопознания личности. Этот этап предполагал проведение вводных диагностик социализации личности, готовности обучающихся к выбору профессии, ведущих мотивов, потребности в достижениях. Продолжалась работа классного руководителя, педагогов школы и родителей по созданию условий для дальнейшего самопознания, самореализации, самовыражения, проявления творческой активности школьника.
В процессе ролевых или деловых игр подростки «примеряли» те или иные роли или профессии [1]. При этом у каждого участника закладывались основы профессиональной этики, формировалось умение рассуждать, анализировать, формулировать свою позицию и осуществлять выбор модели поведения. Педагог выступал в роли консультанта-наставника, мотивируя воспитанников на самостоятельную ор-
ганизацию проблемных ситуаций, профориентационных мероприятий и поиски самостоятельных решений тех или иных задач. При этом обучающиеся приобретали навыки планирования учебной и профессиональной карьеры.
Цель третьего этапа реализации программы — мотивация обучающихся к осознанному выбору профессии в соответствии со способностями, интересами и запросами современного рынка труда.
Этот этап реализации программы предполагал сформированность у старшеклассника внутренней готовности к осознанному и самостоятельному планированию, корректировке и реализации своих профессиональных планов и интересов.
Старшеклассники учились самостоятельно составлять свои дальнейшие образовательные траектории, осваивали навыки самореализации и самопрезентации, активно изучали рынок труда и занятости г. Прокопьевска, Кемеровской, Томской, Новосибирской областей. Активно участвовали в вузовских предметных олимпиадах, профориентационных конкурсах.
Была разработана и эффективно внедрена гибкая система взаимодействия классного коллектива на основе социального партнерства с учреждениями дополнительного и профессионального образования, а также с предприятиями и учреждениями г. Прокопьевска и Кемеровской области.
Значимым аспектом в реализации программы является эффективное сотрудничество всех участников образовательного процесса — классного руководителя, педагогов-предметников, библиотекаря, психолога, социального педагога с центром дополнительного образования детей, центром психолого-педагогической помощи населению, центром занятости населения г. Прокопьевска, представителями учебных заведений.
Роль педагога заключалась в том, чтобы по необходимости корректировать самостоятельную деятельность старшеклассников. На этом этапе реализации программы заметно увеличилась роль социума и родителей в формировании у ребят профессионального намерения на основе динамики комплексного изучения личности с учетом их индивидуальных психофизиологических особенностей, состояния здоровья, потребности региона в кадрах.
Эффективность выбранных форм и методов, а также промежуточные результаты отслеживались с помощью диагностического инструментария. Была отмечена положительная динамика уровня социализации личности, потребно-
сти в достижении, мотивации к успеху, готовности к выбору.
Реализация данной программы позволит старшеклассникам осознанно выбрать предметы, по которым они будут проходить государственную (итоговую) аттестацию, и поступить в учебные заведения, соответствующие профессиональным предпочтениям.
Таким образом, программно-целевой подход является важным инструментом повышения эффективности работы педагога и обра-
зовательного учреждения в целом по сопровождению профессионального самоопределения обучающихся. Он позволяет создать единую профориентационно-образовательную среду, успешно решает проблемы осознанного выбора профессии и учебного заведения старшеклассниками, помогает им выстраивать не только эффективные индивидуальные образовательные маршруты, но и план карьерного роста, создает положительную мотивацию к трудовой деятельности.