В народном искусстве Китая происходит не отражение жизни, а как бы ее продолжение в движении кисти и мазках краски. В этом «самотипизация» китайского народного искусства, предметом которого становится не образ человека-героя и не духовные идеалы, а жизнь природы. Отсюда особенный эстетический вкус и художественный такт народного китайского искусства.
В китайском искусстве, народный танец является не только отражением индивидуальных эмоций и чувств танцора, но и несет ярко выраженный национальный характер. Хореография через образ танцующего, отражает его мироощущение, что и объясняет, почему комбинация форм и телодвижений - так называемая техника тела, и духовный мир танцора, все вместе влияют на внутреннее значение танца. Китайский танец является поэзией души и тела, помогающей людям выразить свои чувства и переживания.
До 1919 года классический китайский танец является народным фольклором, после этого нашлись художники и хореографы, систематизировавшие и документировавшие танцевальные движения, что дало начало формальному обучению классическим китайским танцам. Для развития народного китайского танца, художники и хореографы изучали элементы народной оперы и смешивали техники танца, форму китайских боевых искусств и создали уникальную и особую систему классического китайского танца. Долгая и разнообразная история китайского народного танца обогащает его различными телодвижениями, утонченностью форм, и богатством характера.
Развиваясь сквозь имена династий и богатую социальную среду, китайский танец демонстрирует многоэтничность, социальные слои, разные периоды истории Китая. Элементы танцев многочисленных этнических групп Китая включаются, интерпретируются и показываются в китайском народном танце. Большинство исследователей китайского танца считают, что китайский народный танец имеет большое развитие в будущем.
Сегодня в КНР проживает 56 этнических групп, каждая из этих групп имеет свою уникальную культуру, в которой важную роль занимает танцевальное искусство. В хореографии каждой из этих этнических групп отражаются, как общие для всего человечества темы: тема любови, ревности, соперничества, способности прощать и т.д., так и особенности быта, культуры и истории данной народности.
Родственные и этнические связи всегда играли немаловажную роль в народных танцах Китая. Одной из основных причин этого - чувство близости представителей своей этнической группы. Народный танец всегда являлся самой важной формой творческого самовыражения китайского народа, народный китайский танец часто называют «самой простой и самой доступной формой народного театра».
Попытки гуманистического обновления хореографического образования состоит в пересмотре конечной цели образовательного процесса в области народной культуры, создании условий для развития интереса к народному искусству различных народов мира и позитивной творческой самореализации личности, пересмотре основных компонентов содержания и объёма получаемого материала, всё это должно рассматриваться как приобретение личностно-значимых знаний, способов и опыта творческой деятельности, эмоционально-ценностного отношения к миру и своему месту в нём, считают Кривых С.В. и Л.А. Касиманова [3].
Обучение хореографическому искусству Китая понимается нами как реализация собственных потенциалов в народном творчестве и общении, усиление творческого начала обучающего и обучающегося, коммуникативных и рефлекторных способностей преподавателя и учащегося, потребности в позитивной самореализации в свободном творческом самоосуществлении. Такое понимание позволяет рассматривать развитие интереса к народному искусству Китая как целенаправленную деятельность педагогов, в ходе которой обеспечиваются условия для учащихся в пробе своих сил в разнообразных видах творческой деятельности и общении, ведущих к обогащению субъективного духовно-нравственного опыта, приобретению знаний умений и навыков, необходимых для дальнейшего развития и самосовершенствования в сфере народного искусства.
Как было отмечено, народный китайский танец является ярким, выразительным и привлекательным событием, способным вызвать интерес людей всех возрастов. Он насыщен не только зрелищностью, но и глубоким содержанием, философским смыслом. Таким образом, народные китайские танцы являются эффективным средством развития познавательного интереса учащихся и приобщают школьников к великой китайской культуре.
Библиографический список
1. Ясперс К. Великие философы. Будда, Конфуций, Лао-цзы, Нагарджуна. М.: ИФРАН, 2007.
2. Канцедикас А., Разина Т., Черкасова Н. - Les arts traditionnels en Union Soviétique. Народное искусство Советского Союза. Ленинград: Аврора, 1989.
3. Кривых С.В., Касиманова Л.А. Изучение влияния социально-культурной среды на личность. Мир науки, культуры, образования. 2013: 6 (43); 179 - 181.
References
1. Yaspers K. Velikie filosofy. Budda, Konfucij, Lao-czy, Nagardzhuna. M.: IFRAN, 2007.
2. Kancedikas A., Razina T., Cherkasova N. - Les arts traditionnels en Union Sovijtique. Narodnoe iskusstvo Sovetskogo Soyuza. Leningrad: Avrora, 1989.
3. Krivyh S.V., Kasimanova L.A. Izuchenie vliyaniya social'no-kul'turnoj sredy na lichnost'. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2013: 6 (43); 179 - 181.
Статья поступила в редакцию 01.10.17
УДК 378.1
Yamshikova E.G., postgraduate, Novgorod State University, (St. Petersburg, Russia), E-mail: [email protected]
SOFTWARE AND TECHNOLOGICAL SUPPORT OF A TEACHER IN THE PROCESS OF PROFESSIONAL DEVELOPMENT.
The article analyzes the concept of "support" in psychological-pedagogical science and practice. Considering the support from different sides, the author provides a theoretical analysis of the concept of "software technical support", defining it as an active communication between teacher, learner and information technology. The author dwells on the means of software and technological support of the educational process in the system of training teachers. The work discloses such means of software and technological support of teachers as computer tutorial, video conference, teleleste, virtual laboratory, social networking, wiki-projects, etc. The author reveals the learning management systems in the electronic information-educational environments such as MOODLE, the system ATutor, Claroline system, the system Dokeos, LAMS system, contributing to the development of professional qualities of teachers.
Key words: teacher's improvement of qualification, software and technological support, the learning management system in the electronic information-educational environments.
Е.Г. Ямщикова, соискатель Новгородского государственного университета им. Ярослава Мудрого, г. Санкт-Петербург, E-mail: [email protected]
ПРОГРАММНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ ПЕДАГОГА В ПРОЦЕССЕ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ
В статье анализируется понятие «сопровождение» в психолого-педагогической науке и практике. Рассматривая сопровождение с различных сторон, автор дает теоретический анализ понятия «программно-технологическое сопровождение», определяя его как активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым и средствами информационных технологий. Автор останавливается на средствах программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации педагогов. Раскрываются такие средства программно-технологического сопровождения педагогов как компьютерный учебник, видеоконференция, телелекция, виртуальная лаборатория, социальные сети, wiki-проекты и др. Более подробно автор останавливается на системах управления обучением в электронных информационно-образовательных средах, таких как MOODLE, система ATutor, система Claroline, система Dokeos, система LAMS, способствующих развитию профессиональных качеств педагогов.
Ключевые слова: повышение квалификации педагогов, программно-технологическое сопровождение, системы управления обучением в электронных информационно-образовательных средах.
Впервые слово «сопровождение» в психолого-педагогическом контексте появилось в работе «Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей» авторов Г. Бардиер, Н. Ромазан, Т. Чередниковой (1993) [1] вместе с термином «развитие».
В педагогической науке нет единства в понимании термина «сопровождение». Это понятие трактуется учеными с разных сторон, рассмотрим некоторые подходы к определению данного понятия.
1. Сопровождение в качестве педагогической деятельности, организующей взаимодействие между субъектами образования (М.Р Биянова, Е.А. Козырева и др.; направленной на поддержку саморазвития личности с учётом её возрастных особенностей (Е.В. Бордаревская, С.В. Кривых и др.); по приобщению обучающихся к социально одобряемым ценностям с целью их использования в самореализации (А.В. Мудрик, Т. Г. Яничева и др.).
2. Сопровождение в качестве системы работы преподавателя по созданию организационно-педагогических условий эффективного образования (М.Р. Биянова, Е.О. Мазурчук и др.).
3. Сопровождение в качестве педагогической технологии в процессе обучения (Е.И. Казакова, В.А. Лазарев, Е.А. Чекунова и др.).
4. Сопровождение в качестве формы социальной и психологической помощи (М.И. Губанова, О.С. Литовченко и др.).
5. Сопровождение в качестве педагогического принципа профессиональной деятельности педагога (Е.А. Козырева и др.).
Известный ученый Мудрик А.В. определяет сопровождение, рассматривая его в качестве «особой сферы деятельности педагога, ориентированной на приобщение школьников к социально-культурным и нравственным ценностям, необходимым для их самореализации и саморазвития» [2, с. 9]. С ним согласна Е.О. Мазарчук [3, с. 57], которая видит сопровождение в качестве системной комплексной «технологии социально-психологической помощи личности... и в качестве обозначения системы деятельности психолога как особого вида оказания психологической помощи».
Нам импонирует подход Ю.В. Мазеиной, которая считает, что в аспекте сопровождения «носителем проблемы развития человека в каждом конкретном случае выступает и сам субъект развития, и педагоги, ближайшее окружение» [4, с. 26 -28].
Слово сопровождение встречается в сочетании с различными прилагательными. Анализ психолого-педагогической литературы показал следующие варианты: психологическое сопровождение (Э.М. Александровская, А.А. Караванов, В.С. Мухина, Ю.В. Слюсарев и др.); педагогическое сопровождение (М.А. Иваненко, Е.К. Исакова, Е.И. Казакова, а Н.Б. Протасов, О.А. Трофимова, С.Н. Чистякова и др.); психолого-педагогическое сопровождение (И.Р. Калимуллина, А.П. Овчарова, С.В. Тарасов, Е.А. Чекунова, А.В. Шамсутдинова и др.; социально-педагогическое (социально-психологическое) сопровождение (А.А. Бобылева, Н.Н. Никитина, Н.Г. Осухова, М.И. Рожков и др.); комплексное сопровождение (Е.И. Казакова, Л.М. Шипилина, А.А. Хилько и др.); методическое сопровождение (научно-методическое, учебно-методическое, организационно-методическое) (В.А. Новицкая, М.Н. Певзнер и О.М. Зайченко, Н.Н. Сабинина, О.А. Тюлина и С.В. Кривых и др.).
Кроме того, встречаются другие комбинации: тьюторское сопровождение, контентное сопровождение, информационное сопровождение, информационно-технологическое сопровожде-
ние, программно-технологическое сопровождение (А.Е. Марон, Л.Ю. Монахова [5], Ю.Н. Егорова [6] и др.) и т. д.
Приведём примеры определений понятия «программно-технологическое сопровождение» различных авторов. А.Е. Марон и Л.Ю. Монахова определяют программно-технологическое сопровождение как «активное информационное взаимодействие между преподавателем, обучаемым (обучаемыми) и средствами информационных технологий, ориентированное на выполнение разнообразных видов самостоятельной деятельности с объектами предметной образовательной среды и осуществляемое оперированием компонентами системы средств обучения» [5, с. 36].
Учёными предложена структурно-функциональная модель программно-технологической образовательной среды, представленной следующими компонентами интерактивного взаимодействия субъектов образования в ходе организации работы с программными продуктами и создания учебной инфраструктуры; материально-технологическим в виде совокупности организационно-педагогических условий организации образовательного процесса; предметно-методическим в качестве системы сопровождения обучающегося в образовательном процессе и в самообразовании; организационно-технологическим в качестве системы средств и условия организации учебного процесса в информационной среде; организационно-управленческим, который включает управленческий аппарат, инженерно-вспомогательный персонал и т. д.
Остановимся на средствах программно-технологического сопровождения образовательного процесса в системе повышения квалификации специалистов. С появлением компьютера, а потом и Интернета начался стремительный рост развития программно-технологического сопровождения образовательного процесса. Стали появляться компьютерные обучающие и тестирующие программы, компьютерные учебники и пособия.
К.Д. Чермит Л.С. Макарова, Е.Б. Птущенко [7] предлагают одним из средств программно-технологического сопровождения образовательного процесса компьютерный учебник, интерактивная и гипертекстовая структура которого позволяет нелинейно организовать учебный процесс в повышении квалификации педагога, чтобы обучающиеся могли построить свою собственную образовательную траекторию.
Группа авторов (В.Ф. Шевчук, А.Н. Исаев, Н.О. Герасимова [8]) видят в программно-технологическом сопровождении образовательного процесса активное использование видеоконференций, телелекций, виртуальных семинаров (вебинаров), виртуальные лаборатории, профессиональные форумы, используя при этом электронную почту, скайп, социальные сети, базы данных, wiki-проекты и др.
Отдельно необходимо остановиться на системах управления обучением типа MOODLE, используемых в дополнительном образовании педагогов. Система MOODLE («Modular Object-Oriented Dynamic Learning Environment», что в переводе означает: модульная объектно-ориентированная динамическая среда обучения), появилась в США в 2002 году и на сегодняшний день имеет около десятка модификаций, которые активно внедряются в институтах. Данной системой широко пользуются во всем мире, она имеет около 60 тыс. инсталляций, переведена на десятки языков. Система MOODLE отличается богатством функционала, гибкостью, надежностью и простотой использования, имеет возможность интеграции с другими информационными системами, устанавливать новые модули, дополняться новыми функциями, считают Кривых С.В. и Буваков К.В. [9].
A.Х. Гильмутдинов, РА. Ибрагимов и И.В. Цивильский (2008) [10] представляют свое видение электронного образования в системе MOODLE. Авторы раскрывают некоторые понятия, необходимые для работы - «ресурсы курса», «элементы курса». Глазырина Е.В. (2015) [11] в работе 2015 года описывает платформу MOODLE для формирования профессиональных компетенций обучающихся. А.А. Хакимова подчёркивает [12, с. 115 -122]: «Важная особенность данной системы состоит в том, что тестовые задания могут быть разнообразными и разносторонними, их выполнение требует от учащихся и знания грамматического материала, и способности проявления креативности, поскольку студенты вовлекаются в активную когнитивную деятельность по осмыслению и закреплению учебного материала, применению знаний в ходе решения задач».
B.Ф. Шевчук, А.Н. Исаев, Н.О. Герасимова (2012) [8, с. 39 -42] описывают дидактическое сопровождение учебного процесса в системе MOODLE. Авторы раскрывают причины выбора данной системы в российском образовании: 1) она является бесплатной, имеет открытый доступ; 2) она русифицирована; 3) относительно проста в использовании; 4) весьма вариативна, что важно для российской системы профессионального образования, т. к. есть возможность создания в ней авторских курсов, систем оценивания и т. д.
Кратко остановимся на других системах управления обучением, которые тоже можно использовать в дидактическом сопровождении развития информационной активности, но они менее распространены в отечественном образовательном пространстве.
Якушев [13] выделяет следующие свободно распространяемые LMS \ LCMS системы организации электронного обучения:
Библиографический список
- систему ATutor, представляющую собой бесплатную web-ориентированную платформу для управления образовательным процессом обучающихся, она также доступна и легко адаптируема. В ней просто разработать и поместить собственные курсы, можно быстро структурировать и комбинировать учебный материал, проводить занятий on-line;
- систему Claroline (Classroom Online), которая основывается на принципе построения курсов дистанционного обучения, платформа создана с учётом всевозможных пожеланий пользователей. Система бесплатна, доступна и вмещает до 20 тыс. обучаемых. Claroline создана для создания занятий, редактирования их содержания, управление процессом. В приложение включены среды для создания форумов, генераторы тестов, календари, каталоги ссылок, системы контроля качества обучения, а также модуль авторизации;
- систему Dokeos - является платформой для создания курсов дистанционного образования, которая основана на Claroline (версия 1.4.2.), свободно распространяется, имеет набор дополнительных сред и способна изменять оригинал в любом направлении;
- систему LAMS, которая была запущена в 2003 г. Платформа является революционно новым приложением, чтобы создавать и управлять электронным образовательным ресурсом. Система представлена интуитивно понятным интерфейсом для создания любого контента.
Таким образом, внедрение программно-технологического сопровождения педагога в образовательном процессе - очень перспективное направление в модернизации системы повышения квалификации, способствующей развитию профессиональных качеств педагогов.
1. Бардиер Г., Ромазан И., Чередникова Т. Психологическое сопровождение естественного развития маленьких детей. Кишинёв-Санкт-Петербург, 2000.
2. Мудрик A^. Воспитание как составная часть процесса социализации. Вестник ПСТГУ IV: Педагогика. Психология, 2008. Вып. 3 (10): 7 - 24.
3. Мазурчук Е.О. Психолого-педагогическое сопровождение биологической семьи в условиях деинституционализации государственных учреждений для детей-сирот. Педагогическое образование в России. 2015; 9: 57 - 64.
4. Мазеина Ю.В. Педагогическое сопровождение: понятие, сущность, характеристика. Вестник Шадринского государственного педагогического института. 2014; 3 (23): 26 - 28.
5. Марон A.E., Монахова Л.Ю. Структурно-содержательная модель программно-технологического сопровождения образования взрослых. Человек и образование. 2015; 1 (42): 34 - 37.
6. Егорова Ю.Н. Программно-технологическое обеспечение взаимосвязи процессов специализации и самоопределения социального педагога: Aвтореферат диссертации ... доктора педагогических наук. Оренбург, 2011.
7. Методология модернизации дидактического сопровождения учебного процесса. Материалы для преподавателей. Составители: К.Д. Чермит, Л.С. Макарова, Е.Б. Птущенко. Майкоп, 2009.
8. Шевчук В.Ф., Исаев A.H., Герасимова Н.О. Дидактическое сопровождение учебного процесса технического вуза в системе MOODLE. Вестник Федерального государственного образовательного учреждения высшего профессионального образования «Московский государственный агроинженерный университет им. В.П. Горячкина». 2012; 4-1 (55): 39 - 42.
9. Кривых С.В., Буваков К.В. Развитие пользовательской активности студентов средствами электронного ресурса в системе MOODLE. Мир науки, культуры, образования, 2016; 5 (60): 36 - 40.
10. Гильмутдинов A.X., Ибрагимов, RA., Цивильский И.В. Электронное образование на платформе MOODLE. Казань, 2008.
11. Глазырина Е.В. Использование системы дистанционного обучения «Moodle» при формировании профессиональных компетенций обучающихся. Концепт. 2015.
12. Хакимова A.A., Михалева Л.В. Использование системы управления обучением moodle для организации и проведения контроля при обучении английскому языку. Язык и культура, 2012; 2: 115 - 122.
13. Якушев. Анализ технологий и систем управления электронным обучением. Available at: http://inno.cs.msu.su/implementation/it-university/07/
References
1. Bardier G., Romazan I., Cherednikova T. Psihoiogicheskoe soprovozhdenie estestvennogo razvitiya maien'kih detej. Kishinev-Sankt-Peterburg, 2000.
2. Mudrik A.V. Vospitanie kak sostavnaya chast' processa socializacii. Vestnik PSTGUIV: Pedagogika. Psihoiogiya, 2008. Vyp. 3 (10): 7 - 24.
3. Mazurchuk E.O. Psihologo-pedagogicheskoe soprovozhdenie biologicheskoj sem'i v usloviyah deinstitucionalizacii gosudarstvennyh uchrezhdenij dlya detej-sirot. Pedagogicheskoe obrazovanie v Rossii. 2015; 9: 57 - 64.
4. Mazeina Yu.V. Pedagogicheskoe soprovozhdenie: ponyatie, suschnost', harakteristika. Vestnik Shadrinskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo instituta. 2014; 3 (23): 26 - 28.
5. Maron A.E., Monahova L.Yu. Strukturno-soderzhatel'naya model' programmno-tehnologicheskogo soprovozhdeniya obrazovaniya vzroslyh. Cheiovek i obrazovanie. 2015; 1 (42): 34 - 37.
6. Egorova Yu.N. Programmno-tehnoiogicheskoe obespechenie vzaimosvyazi processov speciaiizacii i samoopredeieniya sociai'nogo pedagoga: Avtoreferat dissertacii ... doktora pedagogicheskih nauk. Orenburg, 2011.
7. Metodoiogiya modernizacii didakticheskogo soprovozhdeniya uchebnogo processa. Materialy dlya prepodavatelej. Sostaviteli: K.D. Chermit, L.S. Makarova, E.B. Ptuschenko. Majkop, 2009.
8. Shevchuk V.F., Isaev A.N., Gerasimova N.O. Didakticheskoe soprovozhdenie uchebnogo processa tehnicheskogo vuza v sisteme MOODLE. Vestnik Federai'nogo gosudarstvennogo obrazovatei'nogo uchrezhdeniya vysshego professionai'nogo obrazovaniya «Moskovskij gosudarstvennyjagroinzhenernyjuniversitetim. V.P. Goryachkina». 2012; 4-1 (55): 39 - 42.
9. Krivyh S.V., Buvakov K.V. Razvitie pol'zovatel'skoj aktivnosti studentov sredstvami 'elektronnogo resursa v sisteme MOODLE. Mir nauki, kui'tury, obrazovaniya, 2016; 5 (60): 36 - 40.
10. Gil'mutdinov A.H., Ibragimov, R.A., Civil'skij I.V. 'Eiektronnoe obrazovanie na piatforme MOODLE. Kazan', 2008.
11. Glazyrina E.V. Ispol'zovanie sistemy distancionnogo obucheniya «Moodle» pri formirovanii professional'nyh kompetencij obuchayuschihsya. Koncept. 2015.
12. Hakimova A.A., Mihaleva L.V. Ispol'zovanie sistemy upravleniya obucheniem moodle dlya organizacii i provedeniya kontrolya pri obuchenii anglijskomu yazyku. Yazyk ikui'tura, 2012; 2: 115 - 122.
13. Yakushev. Anaiiz tehnoiogijisistem upravieniya 'eiektronnym obucheniem. Available at: http://inno.cs.msu.su/implementation/it-university/07/
Статья поступила в редакцию 01.10.17