• в указанных разработках недостаточное внимание было уделено технологии поэтапного формирования умений будущих специалистов решать производственные проблемы на основе широкого использования физических знаний, формированию специальной компетенции;
• в существующих работах не получила отражение педагогическая направленность курса физики при ее преподавании будущим педагогам профессионального обучения.
Перечисленные и другие недостатки были учтены и устранены при проектировании и реализации системы профессионально направленного обучения физике будущих педагогов профессионального обучения в Самарской государственной сельскохозяйственной академии.
Результаты опытно-экспериментальных исследований по этой проблеме получили отражение в ряде публикаций автора [4-6].
Список литературы
1. Марквардт, К.Г. Развивающая система подготовки специалистов / К.Г. Марквардт. — М.: Знание, 1986.
2. Марквардт, К.Г. Принципы формирования инженерного знания и некоторые результаты преподавания специальной дисциплины / К.Г. Марквардт, Н.Н. Привезен-цев // «Активность личности в обучении и профессиональном самоопределении»: докл. Всесоюз. науч. конф.: Москва, 13-16 сентября 1976 г. — М., 1976. — С. 22.
3. Белов, И.В. С позиций будущей специальности / И.В. Белов, К.Г. Марквардт // Вестн. высшей школы, 1985. — № 7. — С. 19-32.
4. Дырнаева, Е.В. Профессиональная направленность преподавания физики будущим педагогам профессионального обучения в области механизации сельского хозяйства / Е.В. Дырнаева // «Татищевские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: материалы международной научной конференции. — Тольятти: Волжский университет им.
B.Н.Татищева. — 2006. — С. 244-246.
5. Дырнаева, Е.В. Проблема профессиональной направленности курса физики в подготовке инженера-педагога сельскохозяйственного вуза / Е.В. Дырнаева // «Татищев-ские чтения: актуальные проблемы науки и практики»: материалы международной научной конференции. — Тольятти: Волжский ун-тет им. В.Н. Татищева. — 2007. — Ч. 2. —
C.118—128.
6. Дырнаева, Е.В. Профессиональная направленность физики в сельскохозяйственных вузах: методические рекомендации для преподавателей / Е.В. Дырнаева. — Кинель: РИЦ СГСХА, 2008. — 42 с.
УДК 378:004
М.Х Унашхотлов, преподаватель практического обучения специалистов сельскохозяйственного производства
С. Трубецкое Калужской обл.
программно-технологические аспекты проектирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства
Проектирование автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста сельскохозяйственного производства (СХП) на базе современных средств информационных технологий должно исходить из определенных предпосылок, отражающих содержательно-информационный, технологический и технический аспекты. Рассмотрим выделенные виды профессиональной деятельности специалиста СХП, реализующие функции автоматизированной системы.
Содержательно-информационная база проектируемой автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности будет представлять собой содержание обобщенных задач сельскохозяйственного производства, разработанные на основе анализа видов деятельности специалиста СХП, при этом нельзя забывать и выполнение еди-
108
ничного технологического акта для достижения заданного результата деятельности специалиста.
При наличии определенного уровня программно-аппаратных средств и специализированного информационного обеспечения всю информацию можно представить как общий информационный ресурс (любого объема), который включает не только содержательную информацию, но и приложения, обеспечивающие организационное сопровождение поиска обобщенных задач сельскохозяйственного производства, а при наличии средств автоматизации можно осуществлять поиск, обработку, тиражирование, передачу и использование информации, в том числе и профессионально ориентированной.
Технологические и эргономические требования к функционированию автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уров-
ня обученности специалиста сельскохозяйственного производства основываются на принципах: доступности при извлечении информации или информационного ресурса; легкости процесса нахождения данных, необходимой информации или информационного ресурса; унифицированности типовых программных и программно-аппаратных средств. Сформулируем технологические и эргономические требования, реализация которых должна обеспечить следующее:
• общедоступность информации в виде комплекта обобщенных задач сельскохозяйственного производства, представленного в электронном виде;
• автоматизацию процессов ввода, сбора, хранения, накопления, обработки, систематизации, передачи, представления, использования необходимой информации, предоставление возможности получения ее копии;
• централизованное хранение и оперативное обеспечение необходимой информацией практических специалистов и неподготовленных пользователей, работающих в сфере сельскохозяйственного производства, в форме, которая удобна для каждой категории;
• автоматизацию создания стандартных форм, таблиц, отчетов, графиков, диаграмм и пр. Учитывая современный уровень разработки
и использования средств автоматизации, основой функционирования автоматизированной системы контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста СХП может стать автоматизированная база данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности.
Для проектирования автоматизированной базы данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности необходим определенный уровень технических и программных средств, которые по своим параметрам должны соответствовать серийно выпускаемым средствам (например, серверы, автоматизированные рабочие места на основе ПЭВМ и другие технические средства, комплектация которых должна соответствовать современным стандартам). При этом может потребоваться разработка прикладного программного обеспечения, систем управления базами данных, создание программных интерфейсов, оболочек и т. д., а также адаптация программного обеспечения и инфор-
мации применительно к интерактивному взаимодействию.
Для хранения информационных ресурсов целесообразно применение информационных хранилищ (имеющих, возможно, иерархическую структуру) с максимальным использованием серийно выпускаемых, широко распространенных технических и программных средств. Наиболее часто используемая и имеющая ограниченный объем, информация может храниться на дисковых накопителях основных технических средств. Реже используемую информацию целесообразно хранить на специализированных дисковых массивах, также входящих в автоматизированную базу данных комплекта обобщенных задач профессиональной деятельности.
В состав автоматизированной системы должны войти: комплекс технических средств, комплекс программных средств и комплект документации.
Технические требования к функционированию автоматизированной системы должны обеспечить реализацию:
• вывода необходимой информации, представленной в любом виде на экран, или получения твердой копии;
• ввода необходимой информации с возможностью применения специализированных средств (сканеров, цифровой аппаратуры и др.);
• передачи, приема, обмена локальной и персонализированной информацией данных с автоматизированных рабочих мест неподготовленных пользователей и специалистов;
• обеспечения вариативности в наглядном представлении информации;
• ведения персональных баз данных комплекта обобщенных задач практических пользователей и специалистов;
• использования информационного ресурса в процессе работы;
• поиска данных, файлов, программных средств в соответствии с запросами пользователей. Сформулированные требования, отражающие
содержательно-информационный, технологический и технический аспекты позволяют обеспечить процессы автоматизации контроля и достижения необходимого уровня обученности специалиста СХП на базе решения обобщенных задач сельскохозяйственного производства в аспекте выполняемых им видов профессиональной деятельности.