DOI 10.24411/2227-7315-2020-10130 УДК 004.8; 342.4
Е.С. Шуршалова
ПРОГРАММНО-СТРАТЕГИЧЕСКОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ИСКУССТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА В СФЕРЕ РЕАЛИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА В КИТАЕ*
Введение: вопрос развития технологий искусственного интеллекта весьма актуален, поскольку человек с давних времен стремился улучшить качество жизни путем развития науки. На сегодняшний день исследования искусственного интеллекта направлены на решение технологических задач и применение его в сфере услуг (особенно социальных). Создание национального законодательства о правовом регулировании использования искусственного интеллекта стоит остро во всех странах мира, в том числе и в Китае (т.к. это мировой флагман). Цель: на основе комплексного анализа исследовать вопрос регулирования искусственного интеллекта в сфере реализации социально-экономических прав, а также рассмотреть вопрос о дальнейшем развитии законодательства в данной области с учетом внедряемых технологий искусственного интеллекта. Методологическая основа: исторический, сравнительно-правовой, системный, анализа и синтеза, системно-структурный методы исследования. Резуль-0 таты: национальное регулирование развития искусственного интеллекта в Китае й как самостоятельный уровень правового регулирования полноценно не сформирован, в £ связи с чем необходимо уделить особое внимание вопросу юридического сопровождения ~ новых направлений применения технологий искусственного интеллекта и больших f данных в социально-экономической сфере, создавая соответствующие регулятивные | механизмы. Выводы: помимо развития и совершенствования технологий на госу-| дарственном уровне должны разрабатываться нормативно-правовые основы для | стабильного развития и управления системами искусственного интеллекта. Ана-| лиз стратегических инициатив развития и внедрения искусственного интеллекта | в Китае показал, что в случае успешной апробации искусственного интеллекта в § социально-экономической сфере потребуется совершенствование законодательства в таких вопросах, как защита личной жизни, права собственности, применения ме-| тодов информационной безопасности, внесение изменений в нормативно-правовые | акты, регулирующие вопросы образования, социального страхования и социального 5 обеспечения.
| Ключевые слова: искусственный интеллект; социальное государство; информа-
о
| ция; социальный рейтинг, образование; инновационное предпринимательство.
© Шуршалова Елена Сергеевна, 2020
Кандидат юридических наук, доцент кафедры конституционного права (Саратовская государственная юридическая академия); e-mail: shurshalova_elen@mail.ru © Shurshalova Elena Sergeevna, 2020
Candidate of law, Associate Professor, Constitutional law department (Saratov State Law Academy)
88
* Работа выполнена при поддержке гранта РФФИ 20-011-00765.
E.S. Shurshalova
PROGRAM AND STRATEGIC REGULATION OF ARTIFICIAL INTELLIGENCE IN THE SPHERE OF REALIZATION OF SOCIO-ECONOMIC HUMAN RIGHTS IN CHINA
Background: the issue of the development of artificial intelligence technologies is very relevant, since people have long sought to simplify their lives by creating a lot of scientific developments. The current trend of artificial intelligence research is aimed at solving technological problems and applying it in the service sector, especially social ones. The creation of national legislation on the legal regulation of the use of artificial intelligence is urgent in all countries of the world, including China. Objective: on the basis of a comprehensive analysis to study the issue of regulation of artificial intelligence in the implementation of socio-economic rights, as well as to consider the further development of legislation in this area, taking into account the introduced artificial intelligence technologies. Methodology: historical, comparative legal, systemic, analysis and synthesis, systemic and structural research methods. Results: the importance of legal regulation of new directions in the application of artificial intelligence and big data technologies in healthcare, pensions and education was noted; the positive and negative aspects of legislative consolidation and implementation of the social rating program were considered. Conclusions: in addition to the development and improvement of technologies at the state level, regulatory and legal frameworks should be developed for the stable development and management of AI systems. Analysis of strategic initiatives for the development and implementation of AI in China has shown that if AI is successfully tested in the socio-economic sphere, it will be necessary to improve legislation in such matters as the protection of personal life, property rights, the use of information security methods, and amendments to legal acts regulating education, social insurance, and social security.
Key-words: artificial intelligence; social state; information; social rating, education; innovative entrepreneurship.
В современном обществе уровень развития технологий позволил сделать воз- д
можным создание систем искусственного интеллекта (далее — ИИ), которые т обладают широким функционалом. Тем самым развитие ИИ изменило не только н жизнь человеческого общества на современном этапе, но и мир в целом. Так, по |
мнению профессора А. Карцхия, современный человек оказался вовлеченным д
в уникальный период трех технологических революционных перемен, проис- с
ходящих одновременно: бурный рост облачных вычислений (cloud computing), |
развитие интеллектуальных баз данных (Big Data) и всеохватывающее распро- д
странение мобильности. Это сопровождается ростом по экспоненте массивов |
информации, которые не могли бы быть обработаны исключительно силами №
человека, что стимулирует развитие искусственного интеллекта [1, с. 24]. Китай (
является драйвером, формирующим структуру международной цифровизации, )
обладает преимуществом в обработке больших данных, биометрической иденти- g фикации, интеллектуальном мониторинге и робототехнике, у него решающая роль в цифровизации всех сфер жизни общества, а также государственного управления. В Китае эти функции делегированы правительству.
Более 60 лет развитие ИИ совершенствовалось и эволюционировало, особенно в таких областях, как мобильный интернет, большие данные, распространение
нейронных сетей. ИИ стал новым вызовом для международной конкуренции в gg
сфере 1Т-технологий, вследствие чего было создано много научных разработок, улучшающие качество человеческой жизни. Так, согласно статистическим данным компании Tractica, к 2025 г. произойдет рост мирового рынка технологий ИИ до 59,75 млрд долл.1
Китай является лидером не только в области развития технологий ИИ, но и в разработке законодательных инициатив, направленных на создание «дорожной карты» для дальнейшего развития и применения систем ИИ. Еще с 80-х гг. XX века в этой стране реализуется ряд правительственных программ, нацеленных на повышение конкурентоспособности Китая в стратегически важных научно-технических направлениях в ХХ! в. [2, с. 109]
Одной из самых крупных программ является программа «Овладение научно-техническими вершинами» 1982 г., которая призвана разрешить важные проблемы комплексного характера, касающиеся направления социально-экономического развития. Телекоммуникации, транспорт, новые материалы, охрана окружающей среды и здравоохранение являются приоритетными направлениями Программы.
Все исследования в области ИИ государство финансирует с помощью национальных программ, включая Программу 863, Программу 973. Так, в 2018 г. совокупный объем инвестиций в развитие ИИ составлял 291,58 млрд долл., что на 11,6 % больше чем в 2017 г.2
Программа «863» была принята в 1986 г. и она направлена на развитие исследований в области высоких технологий, охватывает информатику, космическую и лазерную технику, биологию, автоматику, разработку новых материалов. Макроконтроль и сервисное обеспечение являются основными функциями правительственных ведомств в реализации Программы «863». Особенность Программы заключается в быстром внедрении достижений науки и инновационных технологий в производство3.
Целью Государственной программы (Программа «973») является расширение научного мировоззрения в разных сферах науки, теоретическое обоснование принятых решений. Одной из задач Программы является социально-экономическое развитие страны, в связи с чем Программа поощряет исследования ведущих ученых, нацеливает на передовые рубежи науки и решение важных научно-технических проблем, а также развертывание приоритетных фундаментальных исследований. Ориентирует их на воплощение в жизнь намеченных государством целей, тем самым обеспечивая научно-техническое сопровождение решения важных экономических и социальных проблем Китая в XXI в. [3, с. 6]
В настоящее время идет бурное развитие систем А1 в Китае, и это стало основой для роста государственной экономики, а к 2030 г. страна планирует стать мировым лидером в этой области. Концентрация на новой стратегии развития экономики позволит существенно улучшить уровень жизни граждан Китая, а также дает большие возможности реализации социальных и экономических прав
1 Artificial Intelligence: 10 Key Themes Across Use Cases // Tractica. 2017. URL: https://www. tractica.com/resources/white-papers/artificial-intelligence-l0-key-themes-acrossuse-cases/ (дата обращения: 15.04.2020).
2 Доклад о работе правительства.Агентство «Синьхуа». 2019. 16 марта. URL: http://russian. news.cn/2019-03/16/c_137900107.htm/ (дата обращения: 15.04.2020).
3 Государственные программы по развитию науки и техники. Пекин. 2008. URL: http:// russian.china.org.cn/china/archive/China2006/txt/2006-12/06/content_2279098.htm (дата об-
90 ращения: 15.04.2020).
и свобод в условиях развития информационных технологий нового поколения. Генеральный секретарь китайской коммунистической партии Си Цзиньпин говорил: «искусственный интеллект — это новая движущая сила технологической революции и трансформации. Нам необходимо активизировать усилия в сфере развития технологий искусственного интеллекта нового поколения, чтобы придать импульс качественному экономическому росту страны»4.
Для формирования и развития систем искусственного интеллекта необходимы совершенная законодательная система, законы и правила.
Развитие ИИ играет большую роль в реализации запущенной в 2015 г. государственной программы «Сделано в Китае-2025». Она предусматривает, в частности, создание фонда объемом $300 млрд для развития высоких технологий, робототехники, разработки новых материалов и модернизации производства. Наибольших успехов китайские компании достигли в сферах компьютерного распознавания речи и распознавания образов5.
Одним из первых нормативных документов, где упоминается термин «искусственный интеллект», является «Тринадцатый пятилетний план экономического и социального развития Китая 2016-2020», который был принят Государственным Советов Китая в 2016 г. Искусственный интеллект теперь отмечен под шестым номером из 69 основных государственных приоритетов в ключевых долгосрочных планах, относящихся к науке и технологиям, пользуется значительной финансовой поддержкой. В этом же году Госсовет принял и обнародовал стратегию «Интернет+», которая регулирует сферу промышленности в части внедрения в нее искусственного интеллекта6.
В 2016 г. Министерство промышленности и информационных технологий и Министерство финансов Китая совместно разработали «План развития индустрии робототехники» (2016-2020). В 2017 г. китайский премьер Ли Кэцян впервые использовал термин «искусственный интеллект» в отчете правительства.
В 2017 г. Государственный Совет КНР издал «План развития искусственного интеллекта нового поколения». Основными принципами плана являются следующие: лидирование в науке и технике; целенаправленное развитие системы исследований и разработки в области искусственного интеллекта; коммерциализация научных достижений и формирование конкурентного преимущества; преобразование достижений военной, социальной, экономической и технологических сфер.
Согласно Стратегии нового курса развития А1 нового поколения выделяются следующие направления в области экономики и социального развития:
развитие ИИ в сфере предпринимательства. Современное развитие предпринимательства играет особую роль в экономике Китая. Развиваясь и совершенствуясь, КНР вышла в мировые лидеры по продаже и внедрению инновационных технологий [4, с. 74]. Так, экономический эффект от разработки микросхем для ИИ за 2019 г. оценивается в 1,73 млрд $, что на 50% больше, чем в 2018 г.
4 ИИ двойного назначения. Китай планирует опередить США в области искусственного интеллекта// ИТ в госсекторе. Москва. 2020. 11 февраля. URL: https://gov.cnews.ru/arti-cles/2020-02-10_ii_dvojnogo_naznacheniyakitaj_planiruet (дата обращения: 15.04.2020)
5 Там же.
6 The 13th Five-Year Plan For Economic and Social Development of the People's Republic of China (2016-2020), 2016. National Development and Reform Commission (NDRC) People's Republic of China. URL: https://en.ndrc.gov.cn/ (дата обращения: 15.04.2020). 91
создание и распространение умных заводов. Министерство промышленности и информатизации КНР определило семнадцать приоритетных областей для развития ИИ путем создания национальных команд для достижения технологических прорывов. В 2019 г. в Шанхае началось строительство первой пилотной зоны для инноваций и применения ИИ, перед которой поставлены задачи: создать основной промышленный кластер ИИ, содействовать инновациям и применению ИИ, выстроить систему поддержки инноваций ИИ;
развитие ведущих предприятий ИИ, работающих в настоящее время над производством беспилотных летательных аппаратов, систем распознавания речи.
создание национального парка ИИ. Так, в Пекине в 2018 г. компания Baidy открыла уникальный парк (смарт-парк), в котором были представлены технологические новинки с использованием ИИ;
создание национальной базы ИИ, что будет способствовать поддержке инновационного предпринимательства на ИИ.
Что касается социальной сферы, то, согласно стратегии, ИИ активно применяется в здравоохранении, пенсионном обеспечении и образовании.
В КНР активно ведется работа по внедрению в практику органов здравоохранения, лечебных и диагностических учреждений ИИ, робототехники и телемедицины. Это прежде всего связано с нехваткой медицинских работников, так, согласно статистике на 1000 человек приходится всего 1,5 врача. В настоящее время в Китае около 130 компаний работают над внедрением ИИ в здравоохранение. Так, с апреля 2018 г. в больницах все компьютерные сканирования легких анализируются алгоритмами ИИ для более точного и быстрого установления диагноза. По подсчетам международной консалтинговой компании IDC, рынок медицинских услуг КНР на базе ИИ достиг в 2020 г. оборота в 930 млрд долл.7 С первых шагов противостояния эпидемии коронавируса сначала Китай, а потом и другие страны активно используют технологии искусственного интеллекта (ИИ) и больших данных (БД). Была активизирована работа по внедрению находящихся в стадии разработки инновационных медицинских решений: разработана система количественного анализа медицинских изображений с помощью ИИ; разработано мобильное приложение для оценки риска заражения; создана система идентификации личности; запущена система ИИ для распознавания людей с повышенной температурой тела или без медицинской маски. Профессор Института журналистики университета Цинхуа Шэнь Ян пишет, что это «первый в истории человечества случай объединения данных общенародного характера, и такая унификация основана на авторизации пользователей»8! Все эти меры в совокупности показали огромный потенциал китайского общества в сфере здравоохранения в борьбе с инфекцией. Вопрос пенсий и социального страхования является также одним из приоритетных для государства и занимает особое место в программе реформ китайского правительства. Для этого в плане развития стратегии ИИ нового поколения приоритетным является модернизация пенсионной системы. Будет создано специальное оборудование, которое, например, поможет компенсировать утрату слуха.
7 China Plans to Use Artificial Intelligence to Gain Global Economic Dominance by 2030// MIT Technology Review. URL: https://www.technologyreview.com/2017/07/21/150379/china-plans-to-use-artificial-intelligence-to-gain-global-economic-dominance-by-2030/ (дата обращения: 15.04.2020).
8 Шэнь Ян: насколько эпидемия приблизила будущее? //Хуаньцю шибао. Китай. 2020. URL: 92 https://inosmi.ru/social/20200403/247185785.html/ (дата обращения: 15.04.2020).
В 2014 г. Госсовет Китая обнародовал «Программу создания системы социального кредита» (2014-2020), согласно которой внедрена программа социального рейтинга. Социальный рейтинг рассчитывается алгоритмом по баллам, регулирует доступность и выгодность следующих возможностей/услуг: государственное образование; бюджетная работа; путешествия в/вне страны; страховые выплаты; социальные услуги, к примеру медицина; условия кредитования; доступность интернета. Складывается итоговый балл из множества факторов — от покупательских привычек и почитания родителей до своевременности оплаты ЖКХ.
Этих факторов действительно много, и иногда они затрагивают довольно частные сферы. К примеру, система онлайн-учета фиксирует, с какими пользователями вы контактируете или какую информацию копируете, а система общественного контроля может учитывать, насколько честно вы учитесь. Отсюда возможно начать выделять некоторые положительные и отрицательные стороны данной программы, т.к. вполне очевидными они становятся исходя из полагаемого итога. В завершение государство собирается получить полностью регламентированное общество, которое будет управляться при помощи устанавливаемых норм и правил.
Интересным нововведением Программы являются черные списки, которые уже действуют и включают в себя граждан, признанных неблагонадежными. Таким людям запрещают пользоваться множеством социальных благ (кредиты, путешествия и др.).
Другим интересным элементом Программы является использование уличных камер, которые умеют распознавать лицо каждого гражданина Китая. Предполагается, что такая система будет отслеживать поведение человека и автоматически начислять/списывать баллы. Сейчас в некоторых провинциях вас уже могут оштрафовать, если вы не уступили сиденье в транспорте инвалиду или, например, поощрить за волонтерство.
Безусловно, внедрение норм, которые регламентируют некоторые стороны жизни общества и создают удобство для всех, — не является полезным. Нередко именно неустроенность некоторых элементарных социальных конструкций и взаимоотношений мешает обществу в целом. Любые положительные качества внедряются через воспитание личности и культуру, но не через навязывание извне и принуждение к соблюдению чего-либо. Однако систем такого плана раньше никогда не было, и вполне возможно, что это основа нового, справедливого общества.
Для поддержки национальной культурной политики в рамках Программы создаются информационные базы в таких областях, как онлайн-развлечения, онлайн-представления и т.д.
С 2019 г. введены системы социального рейтинга для компаний, в т.ч. иностранных. Бизнес должен будет строго соблюдать около 300 требований, касающихся налогового контроля, охраны окружающей среды, безопасности труда, качества продукции, кибербезопасности и т. д.
В последние несколько лет инвестиции страны в преподавание и обучение с использованием ИИ резко возросли. Технологические гиганты, стартапы и работники сферы образования — все они выросли. Десятки миллионов студентов теперь используют ту или иную форму ИИ, чтобы учиться — будь то через внеклассные учебные программы (такие как Squirrel's) через цифровые обучающие
платформы (такие как 17ZuoYe) даже в своих основных классах9. Для осуществления этой учебной цели с 2019 г. в школах и колледжах правительство Китая ввело учебник под названием «Основы искусственного интеллекта». Эксперимент стартовал в 40 средних школах. В учебнике изложена история развития ИИ и то, как эти технологии могут применяться в таких областях, как распознавание лиц, автономное вождение и общественная безопасность. Учебник был написан по заказу правительства Китая для включения данной дисциплины в курс начальной и средней школы10.
В рамках плана Китая по доминированию и созданию правил в сфере ИИ Министерство промышленности и информационных технологий выпустило «Трехлетний план действий по развитию нового поколения индустрии искусственного интеллекта (2018-2020 годы)». В трехлетнем плане излагается агрессивный план китайского правительства по использованию ИИ в попытке поднять национальную гордость и осуществить технологический прорыв [5, с. 292]. В плане обосновывается также необходимость «ускорить подготовку персонала» и «углубить реформы системы и механизмов подготовки талантов»11! Для достижения этой цели китайское правительство различными способами привлекает и обучает высококвалифицированных специалистов для ИИ и инновационного предпринимательства различными способами и поддерживает развитие группы ведущих талантов и поиск первоклассных молодых талантов.
Но эксперты беспокоятся о том, какое направление принимает этот порыв ИИ в образовании. В лучшем случае ИИ может помочь учителям развивать сильные стороны своих учеников. В худшем случае — это может еще больше закрепить глобальную тенденцию к стандартизированному обучению и тестированию, оставив следующее поколение плохо подготовленным в быстро меняющемся мире труда [6, с. 36].
Тем не менее это самый большой в мире эксперимент по ИИ в образовании, который используется для развития талантов. Проведение реформы системы образования направлено на создание образовательной среды, которая ориентируется на особенности учащихся посредством интерактивного и персонализированного обучения.
Таким образом, в настоящее время государственная политика Китая направлена на всестороннюю поддержку науки, экономики и социального развития. Преимущественно перспективы внедрения ИИ в социальную сферу и обеспечение реализации социальных прав граждан установлены программными документами. Алгоритмы закреплены в государственных программах и планах правительства по развитию искусственного интеллекта и технологий. Центральным звеном всей этой мощи А1 является правительственная «Программа создания системы социального кредита», согласно которой государство внедряет разработки в области искусственного интеллекта в такие сферы, как социальное обеспечение, здравоохранение, образование и др.
9 Chinese K-12 Online Company, 'Homework Together' Raises $250 Million. URL: https://www. edsurge.com/news/2018-03-12-chinese-k-12-online-company-homework-together-raises-200-million/ (дата обращения: 15.04.2020).
10 Китай переживает бум ИИ-образования. URL: https://hightech.plus/2019/08/05/kitai-perezhivaet-bum-ii-obrazovaniya (дата обращения: 15.04.2020).
11 Трехлетний план действий по развитию нового поколения индустрии искусственного ин-94 теллекта (2018-2020 годы)». URL: https://habr.com/post/358782/ (дата обращения: 15.04.2020).
Представляется, что в случае успешной апробации ИИ в социальной сфере это объективно потребует изменения законодательства Китая, в т.ч. в части внесения изменений в существующие нормативно-правовые акты (такие как Закон КНР от 18 марта 1995 г. «Об образовании», Закон КНР от 28 октября 2010 г. «О социальном страховании») и создания современной нормативно-правовой базы, направленной на регулирование социально-экономических сфер с учетом внедряемых и применяемых в них систем ИИ. Переплетение AI технологий и китайского социального управления достойны дальнейшего исследования и пристального внимания.
Библиографический список
1. КарцхияА. Искусственный интеллект: «ларец Пандоры» или новая надежда? // Интеллектуальная собственность. Авторское право и смежные права. 2017. № 4. С. 24.
2. Соломин Д.Н. Инновация как ценность в управленческой практике модернизаци-онного развития КНР// Россия и Китай: проблемы стратегического взаимодействия: сборник восточного центра. 2017. № 20. С. 107-111.
3. Авдокушин Е.Ф. Новая экономика и формирование национальной инновационной системы в Китае // Вопросы новой экономики. 2010. № 1. С. 4-16.
4. Климова Н.В. Глущенко О.С. Инновационное предпринимательство в Китае // Фундаментальные исследования. 2018. № 10 С. 74-78.
5. Веретехина С.В. Обзор применения искусственного интеллекта в системе до-кументационного обеспечения управления, управления тяжелыми транспортными объектами и в управлении состоянием сельскохозяйственных полей // Шаг в будущее: искусственный интеллект и цифровая экономика. Революция в управлении: новая цифровая экономика или новый мир машин. Вып. 2. Государственный университет управления.2018. С.291-296.
6. Монахова Л.Ю., Рябоконь ЕА. Две парадигмальные стратегии развития образования: стандартизация и гуманизация // Сolloquium-journal. 2019. № 17-4 (41) . С. 35-37.
References
1. Kartskhiya А. Artificial Intelligence: "The Pandora's box" or a New Hope? // Intellectual property. Copyright and related rights. 2017. No.4. Р. 23-32.
2. Solomin D.N. Innovation as a Value in Management Practice of Modernization Development of the PRC // Russia and China: Problems of Strategic Interaction: collection of the Eastern center. 2017. No. 20. P. 107-111.
3. Avdokushin E.F. New Economy and Formation of the National Innovation System in China // Questions of the new economy. 2010. No. 1. P. 4-16.
4. Klimova N.V., Glushchenko O.S. Innovative Entrepreneurship in China // Fundamental research. 2018. No. 10. P. 74-78.
5. Veretekhina S.V Review of the Use of Artificial Intelligence in the System of Documentation Support for Management, Management of Heavy transport Objects and in the Management of the State of Agricultural Fields // Step into the Future: Artificial Intelligence and the Digital Economy. Revolution in Management: a New Digital Economy or a New World of Machines. Issue 2. State University of management. 2018. P. 291-296.
6. Monakhova L.Yu., Ryabokon E.A. Two Paradigmatic Strategies for the Development of Education: Standardization and Humanization // Colloquium-journal. 2019. No. 17-4 (41). P. 35-37.