Bibliography
1. Robert, I.V. Sovremennihe informacionnihe tekhnologii v obrazovanii: didakticheskie problemih; perspektivih ispoljzovaniya. - M., 2010.
2. Sorokopud, Yu.V. Pedagogika vihssheyj shkolih. - Rostov-na-Donu, 2011.
3. Abdullaev, D.A. Obrazovateljnihe resursih Internet v professionaljnoyj podgotovke bakalavrov po profilyu «Matematika» / D.A. Abdullaev, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2013. - № 6(43).
4. Guzueva, Eh.R. Modelj formirovaniya professionaljnoyj kompetentnosti buduthikh bakalavrov s ispoljzovaniem obrazovateljnihkh Internet-portalov / Eh.R. Guzueva, T.G. Vezirov // Mir nauki, kuljturih, obrazovaniya. - 2014. - № 2(45).
Статья поступила в редакцию 08.08.14
УДК 378
Matafonova T.A. EDUCATIONAL BACKGROUND IN THE PROCESS OF BUILDING A PROFESSIONAL COMPETENCE IN FUTURE SPECIALISTS IN TOURISM IN CONDITIONS OF INFORMATION-BASED EDUCATIONAL ENVIRONMENT. This paper considers certain aspects of a university information-based educational environment wherein an important place is given to the educational background behind the process of building competence in future travel professionals.
Key words: competence, travel professional, information-based educational environment, educational background.
Т.А. Матафонова, ст. преп., Кировский филиал Санкт-Петербургского гос. экономического университета, г. Киров, E-mail: tati-m07@mail.ru
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ ТУРИСТСКОГО ПРОФИЛЯ В УСЛОВИЯХ ИНФОРМАЦИОННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ СРЕДЫ
В работе рассматриваются некоторые аспекты информационной образовательной среды вуза, где важное место занимает программно-методическое обеспечение процесса формирования профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля.
Ключевые слова: профессиональная компетентность, специалист туристского профиля, информационная образовательная среда, программно-методическое обеспечение.
В словаре С.И. Ожегова под обеспечением понимается то, чем обеспечивают кого-либо [1, с. 374]. То есть речь идет о совокупности средств, позволяющих человеку выполнять различные виды деятельности. Необходимо отметить, что многие исследователи раскрывают сущность и содержание различных видов обеспечения через совокупность используемых педагогом методов, средств и форм обучения, позволяющих всесторонне поддержать учебный процесс, сделать его эффективным и результативным. То есть, во всех случаях речь идет о разработке соответствующей дидактическим целям методической системы обучения. Наиболее явно эта связь прослеживается с созданием новых методик обучения и появлением современных дидактических средств, которые являются основными составляющими информационной образовательной среды вуза.
В учебном процессе нами активно используется метод деловых игр, который интегрирует развитие ценностно-мотиваци-онного, когнитивного и творческого компонентов профессиональной компетентности. Есть основание полагать, что деловые игры оказывают заметное влияние на формирование профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля, так как их использование способствовало повышение уровня сформированности данного свойства личности специалиста в среднем на 10%. Проведение деловых игр повысило квалификацию специалистов, прежде всего, в практических производственных вопросах, значительно сократило время адаптации выпускников на производстве, устранило вакуум между фундаментальной вузовской подготовкой и практической работой специалистов туристского профиля.
Использование деловых игр в учебном процессе позволяет сформировать у студентов: готовность действовать с учетом позиции другого; способность с помощью вопросов получить необходимую информацию; готовность брать на себя инициативу в организации общения при решении проблемы; способность переводить конфликтную ситуацию диалог, находить пути разрешения через анализ и выработку общей точки зрения; стремление и возможность понимать относительность, субъективность мнений, желание и умение прислушиваться к точке зрения других; обнаруживать различные эмоциональные состояния у уча-
стников игры и использовать это в ходе общения при решении проблемы; выявить свои профессиональные умения в общении, профессиональные интересы, позиции, психологические качества и корректировать их.
При изучении дисциплин «Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью», «Основы информационной культуры и информатики» и «Методическое обеспечение социально-культурной деятельности» будущими специалистами по направлению подготовки 071800.62 - Социально-культурная деятельность (профиль «Менеджмент социально-культурной деятельности») нами рассмотрена технология электронного портфолио (Е-портфолио). Опыт использования Е-портфолио в отечественной и зарубежной практике позволил выделить основные принципы и характеристики.
Условием эффективного использования современных средств ИКТ информационной образовательной среды вуза в формировании профессиональной компетентности будущих специалистов туристского профиля является электронное порт-фолио как основа реализации индивидуальной образовательной траектории.
В нашем исследовании электронное портфолио выступает в качестве образовательного ресурса, основная цель которого заключается в предоставлении доказательств, а также оценки прогресса, достигнутого студентом во время обучения.
Проблема использования электронного портфолио в контексте компетентностного подхода активно исследуется в современной российской и зарубежной педагогике, где исследуются возможности его применения в образовании.
С позиций компетентностного подхода е-портфолио обеспечивает будущим специалистам туристского профиля показать все, на что они способны, создать стимул роста. При этом он выполняет несколько функций: целеполагания (поддерживает учебные цели студента); содержательную (раскрывает весь спектр выполняемых будущим специалистом туристского профиля профессиональных работ); развивающую (обеспечивает непрерывность процесса обучения от года к году); мотивацион-ную (поощряет результаты деятельности будущих специалистов туристского профиля); диагностическую (фиксирует изменения
и рост знаний будущего специалиста туристского профиля за определенный период времени); рейтинговую (позволяет определить количественные и качественные индивидуальные достижения).
Одним из разновидностей программно-методического обеспечения являются электронные образовательные издания и ресурсы.
Внедрение информационных технологий в учебный процесс актуализирует разработку и использование в курсе «Информационные технологии управления социально-культурной деятельностью» специализированных образовательных электронных изданий и ресурсов.
В настоящее время многие учебные заведения самостоятельно занимаются разработкой собственных электронных ресурсов различного назначения и применяют их в учебном процессе. Созданием подобных продуктов для различных типов учебных заведений занимаются и специализированные организации такие, как, например: «1С», «Кирилл и Мефодий», «Физи-кон», «Медиахауз», «Просвещение-Медиа» и другие. Тем самым образовательные издания и ресурсы получили большое распространение в области индивидуальной подготовки к поступлению в высшие учебные заведения, при организации различных видов дистанционного и смешанного обучения. В качестве образовательных изданий и ресурсов могут выступать учебники, учебные пособия, методические пособия, курсы лекций, рефераты, сборники задач и упражнений, а также другие источники. Учебные материалы должны отличаться высоким уровнем исполнения и художественного оформления, полнотой информации, качеством методического инструментария, качеством технического исполнения, наглядностью, логичностью и последовательностью изложения.
Библиографический список
Образовательные электронные издания и ресурсы может представлять собой совокупность взаимосвязанных унифицированных электронных средств учебного и(или) методического назначения. В качестве компонентов их могут выступать образовательные электронные издания, публикуемые в телекоммуникационных сетях, адаптированные к психолого-возрастным особенностям обучаемых, содержание систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающие творческое и активное овладение учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области, а также предоставляющие в распоряжение педагогов практическую методологию реализации учебного процесса. Электронные издания представляет собой совокупность графической, текстовой, цифровой, речевой, музыкальной, видео-, фото- и другой информации. В одном электронном издании могут быть выделены информационные источники, инструменты создания и обработки информации, управляющие структуры. Электронное издание может быть исполнено на любом электронном носителе, а также опубликовано в сети Интернет. В этом случае образовательным электронным изданием является электронное издание, содержащее систематизированный материал по соответствующей научно-практической области знаний, обеспечивающее творческое и активное овладение студентами и учащимися знаниями, умениями и навыками в этой области.
Нами разработан и апробируется электронный учебно-методический комплекс «География туризма» для специальности 071401.65 «Социально-культурная деятельность», который размещен на сайте портала дистанционного обучения «СКИФ» Донского государственного технического университета (http://skif.donstu.ru) в разделе «Дагестанский государственный педагогический университет».
1. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. - М., 1997. Bibliography
1. Ozhegov, S.I. Tolkovihyj slovarj russkogo yazihka / S.I. Ozhegov, N.Yu. Shvedova. - M., 1997.
Статья поступила в редакцию 22.07.14
УДК 371
Merkel Ye.V., Semikopnaya N.P. THE BASE DEPARTMENT AND THE SCHOOL SCIENTIFIC CENTER - NEW METHODS OF FORMING CIVIL-LEGAL CULTURE OF LEARNERS AND STUDENTS. The article describes the main directions of cooperation in the framework of the strategic partnership of a cluster-like type between the base department of psychology and teacher education of MGGU n.a. M. A. Sholokhov and "The successful development for all", a School Scientific Center of School №1191 in Moscow, to build civil-legal culture of learners and students. Educational activities in this direction help all participants of educational relations - learners, students and teaching staff - to develop successfully, obtain continuing professional education.
Key words: strategic partnership of a cluster-like type, base department, school research center, civil-legal culture of learners and students, successful development of students, and teachers in educational relations.
Е.В. Меркель, почетный работник общего образования РФ, руководитель ШНЦ, методист по научной работе ГБОУ Школа № 1191, г. Москва, E-mail: elena_trubitsina@mail.ru; Н.П. Семикопная, отличник образования, руководитель ВР ГБОУ Школа № 1191, г. Москва, E-mail: semikopnat@yandex.ru
БАЗОВАЯ КАФЕДРА И ШКОЛЬНЫЙ НАУЧНЫЙ ЦЕНТР - НОВЫЕ ФОРМЫ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАЖДАНСКО-ПРАВОВОЙ КУЛЬТУРЫ ОБУЧАЮЩИХСЯ И СТУДЕНТОВ
В статье раскрываются основные направления сотрудничества в рамках стратегического партнерства кластерного типа между базовой кафедрой психолого-педагогического образования ФГБОУ ВПО МГГУ им. М.А. Шолохова Школьным научным центром «Успешное развитие для всех» ГБОУ Школа № 1191 г Москва по формированию гражданско- правовой культуры обучающихся и студентов. Образовательная деятельность в этом русле помогает всем участникам образовательных отношений: обучающимся, студентам и педагогическим работникам успешно развиваться, получать непрерывное профессиональное образование.
Ключевые слова: стратегическое партнерство кластерного типа, базовая кафедра, школьный научный центр, гражданско-правовая культура обучающихся и студентов, успешное развитие участников образовательных отношений: обучающихся, студентов, педагогических работников.