Особо выделено, что творческая личность, обладающая дивергентным типом мышления, всегда предлагает нестандартные решения проблем, что приводит иногда к порой неожиданным выводам и результатам, и обучающийся, владеющий дивергентным мышлением способен мыслить новаторски и смотреть на обыденные вещи исходя из собственной точки зрения, отказавшись от стереотипов.
Таким образом, мы пришли к выводу, что способность, прежде всего, дивергентного, а потом уже и конвергентного мышления нужно воспринимать также как тестовый интеллект, измеряемый высокоскоростными тестами IQ [2].
Так как базой научного исследования рассматриваемой проблемы явился факультет профессионального технологического образования Нижегородского института развития образования, Нижегородский государственный педагогический университет и Городецкий Губернский колледж, то обсуждение материалов проводилось на конференции факультета профессионального технологического образования и кафедре декоративно-прикладного искусства и дизайна ФГБОУ ВО «НГПУ им. К. Минина (Мининский университет)».
В заключении данного исследования следует вывод, что система образования ущемляет творческое мышление обучающимися различными тестами для определения уровня интеллекта, задействуя линейное, то есть конвергентное мышление, так как во время процесса выполнения заданий на занятиях обучающийся отбирает только ту информацию, которая была ранее ему известна и подтверждена, а факты, опровергающие эту информацию, не принимает к сведению и даже не пытается разобраться и найти в них что-то новое. Вне зависимости от своего характера обучающийся может быть творческим при условии, что личность не рождается сразу креативной, а становится таковой со временем, развивая свой талант на протяжении всей жизни.
Исследование показало, что социальный интеллект - это система интеллектуальных способностей обучающегося, независимых от фактора общего интеллекта и связанных, прежде всего, с познанием поведенческой информации. Социальный интеллект находится в зависимости со способностями обучающегося высказывать быстрые суждения об обучающемся, прогнозируя наиболее вероятные реакции обучающегося, таким образом, это особый «социальный дар», являющийся частью социального приспособления.
Литература:
1. Белоцерковец, Н.И., Чупаха, И.В. Развитие дивергентного мышления школьников: история, проблема, поиск решений // Мир науки, культуры, образования. 2018. №. 2. С. 177-179.
2. Гришина, А.В. Анализ индивидуально-личностных факторов игровой компьютерной зависимости / А.В. Гришина, Е.Н. Волкова // Вестник Мининского университета. 2019. Том 7. № 4 [Электронный ресурс]. URL: https://vestnik.mininuniver.ru/jour/article/view/1043/758. (Дата обращения: 09.02.2019).
3. Дружинин, В.Н. Психология общих способностей: учеб. пособие для бакалавриата, спициалитета и магистратуры. М.: Юрайт, 2019. 350 с.
4. Захарова, О.Г. Определение понятия «креативность» в научной литературе // Аспекты и тенденции педагогической науки. 2017. №2 (8). С. 15-17.
5. Лески, К. Креативные шторм: позволь себе создать шедевр: нестандартный подход для успешного решения любых задач. М.: Эксмо, 2018. 249 с.
6. Немов, Р.С. Общая психология Т. 2. Книга 3. Воображение и мышление: учебник и практикум для СПО. 6-е изд., пер. и доп. М.: Юрайт, 2019. 224 с.
7. Поташев, М.О. Путь решения. М.: Аст, 2016. 210 с.
8. Петрова, Н.С., Петров, Ю.Н., Петров, А.Ю. Этапы формирования многоуровневой и ранней профориентационной деятельности в условиях // Проблемы современного педагогического образования. Сборник научных трудов: Ялта: РИО ГПА, 2019. С. 235-239.
9. Стернберг, Р. Интеллект успеха. Минск.: Попурри, 2015. 343 с.
10. Цзян, Ш., Уколова, Л.И. Факторы развития творческой личности // Образование и наука в современных условиях. 2016. С. 137-139.
11. Шишкина, Л.И. Креативность и творчество: соотношение понятий // Управленческое консультирование. 2015. №4 (76). С. 176-182.
Педагогика
УДК 371.1
кандидат педагогических наук, доцент Петрунина Марина Александровна
Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Оренбургский государственный педагогический университет» (г. Оренбург)
ПРОГРАММНО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНИКА: РЕАЛИЗАЦИЯ ИДЕЙ ДРАМАТИЗАЦИИ
Аннотация. Статья посвящена изучению проблемы эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации. Автор говорит о необходимости поиска путей и средств эстетического воспитания младшего школьника в условиях реализации идей драматизации как возможности более эффективного приобретения опыта взаимодействия в эстетически ориентированном ключе.
Важно учитывать, что именно в младшем школьном возрасте чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния. Объясняется, что педагог должен уметь примерять на себя такие роли, чтобы сделать свои занятия интересными и востребованными, тем самым помогая эстетическому воспитанию младшего школьника.
Ключевые слова: эстетическое воспитание, драматизация, программно-методическое обеспечение, роли педагога в условиях использования идей драматизации.
Annotation. The article is devoted to the study of the problem of aesthetic education of primary school children by means of dramatization. The author speaks of the need to find ways and means of aesthetic education of younger schoolboys in the conditions of realization of ideas of dramatization as a more efficient purchasing experience in aesthetically oriented way.
It is important to take into account that it is at the primary school age that a sense of the beauty of nature, surrounding people, and things creates special emotional and mental States in a child. It is explained that the teacher should be able to try on such roles in order to make their classes interesting and in demand, thereby helping the aesthetic education of the younger student.
Keywords: aesthetic education, dramatization, software and methodological support, the role of the teacher in the conditions of using the ideas of dramatization.
Введение. Направленность современного образования на гуманизацию воспитательного процесса и формирование у ребёнка осознания того, что он является неотъемлемой частью окружающего мира (природы, культуры, истории.), не в полной мере решает такую важную цель воспитания, которая определяет приобщение ребёнка к общечеловеческим, духовным ценностям и присвоение их.
В государственных нормативно-правовых актах, отражающих перспективы воспитания, а также Законе Российской Федерации «Об образовании», «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» обоснованно подчеркивается необходимость воспитания такого подрастающего поколения, которое обладает способностями жить в эстетической гармонии с миром. Важно и другое (для младшего школьника в том числе): понимать ценности окружающего мира, осознавать значимость эстетического развития человека как наивысшей ценности.
Изложение основного материала статьи. В содержании эстетического воспитания на первое место, на что указывают не только нормативные документы, но и исследования ученых, выходят проблемы формирования у детей ценностного отношения к окружающему миру, приобщения их к эстетическим ценностям, что, в конечном итоге, способствует созданию условий для творческого саморазвития ребенка. Особенно значимы при определении сути «эстетического» философские взгляды А.Ф. Лосева, а исследования М.М. Бахтина о феномене «эстетическое» позволяют осмыслить парадигму «Я - Другой». В то же время эстетическое по своей сути социально, так как отражает так называемый «сущностный характер бытия» (В.И. Попова, С.В. Сальцева) [5]. Указанная проблема достаточно широко разработана в трудах отечественных и зарубежных педагогов и психологов (Б.Т. Лихачев, А.С. Макаренко, В.Н. Шацкая, Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский).
При этом особую значимость приобретает собственно эстетическая деятельность обучающегося (М.А. Петрунина), которая представляет собой процесс развития эстетической направленности личности, отражающей важность как эстетической гармонии с миром, так и понимание ценностей и смыслов жизни на основе знаний законов красоты [4]. Основы художественно-эстетического освоения мира представлены в работах Ждановой С.Н., проблемы приобретения и сохранения духовно-нравственного опыта ребенка исследованы Т.Г. Русаковой [6].
Можно констатировать и другое: в настоящее время наблюдается активный поиск и разработка новых педагогических технологий, обеспечивающих оптимальные пути гармонизации личности с окружающим миром. Однако следует заметить, что проблема эстетического воспитания младшего школьника требует особого внимания в сложившейся (зачастую кризисной и для других возрастных групп обучающихся) социокультурной ситуации.
Заявленная проблема касается, прежде всего, подготовки студента (будущего педагога), который в современных условиях должен находить оптимальные пути и средства эстетического воспитания младшего школьника, в условиях реализации идей драматизации в том числе (как возможности более эффективного приобретения опыта взаимодействия (в нашем случае педагога и школьника) в эстетически ориентированном ключе.
Идеи драматизации (Я.А. Коменский, К. Орф), пути и средства использования сюжетно-ролевых игр (О.С. Задорина), определение ролей педагога в урочной и внеурочной деятельности, представлены в работах Л.В. Байбородовой, легли в основу программно-методического обеспечения реализации идей драматизации [1].
Программно-методическое обеспечение решения заявленной проблемы состоит, прежде всего, в определении направлений деятельности будущего педагога по эстетическому воспитанию младшего школьника:
1. Осмысление сути эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации.
2. Анализ педагогического опыта эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации.
3. Создание ситуаций (проигрывание ситуаций), атмосферы взаимопонимания и доверительности педагогов и обучающихся.
4. Развитие эстетической культуры студента в целях понимания ценностей и смыслов окружающей жизни, осмысления гармонии знаний, соотнесенности чувств и творческих действий младшего школьника.
Дальнейшие действия (на основе изучения интересов и отношений студентов к заявленной проблеме) связаны с разработкой Программы эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации.
Целью программы эстетического воспитания являлось не только формирование у студентов в проекции на обучающегося понимания и принятия специфического содержания понятия «эстетическое», но и обоснованное обращение к эстетическим понятиям, осмысление их в педагогически ориентированном ключе, в общении с искусством и природой, в быту и межличностном общении.
Потребовалось изучение нестандартных ролей педагога в условиях использования идей драматизации. Известно, что педагог имеет возможность использовать такие роли, как драматург (разработчик и сценарист урока, внеурочного занятия;), режиссер (организатор - «постановщик»), артист (собственно исполнитель).
Определение ролей потребовало их осмысления и преставления для принятия (либо непринятия). Так, выступая в роли драматурга, студенту необходимо было обосновать тот вариант урока (внеурочного занятия), который предложен автором методического пособия или создать свой замысел, сценарий. Следовало учесть и то, что, планируя предстоящее общение и выбирая возможные варианты урока, студент (педагог-драматург) должен начинать свое взаимодействие с учениками (либо студентами, исполняющими эту роль) задолго до самого урока (внеурочного занятия). Педагог-драматург определял, что будет говорить он и каковы возможные ответы детей, как будет действовать в предполагаемой ситуации.
Таким образом, выстраивая все роли в своем спектакле, объединяя их, педагог-драматург определял так называемую «партитуру общения». То есть сценарный хода урока предполагает не только построение логики взаимодействия людей, но и их гармоничную компоновку, организацию, в том числе в целях нравственного воздействия на учеников, выделение в заявленном аспекте основных (по мысли и силе эмоционального воздействия) эпизодов урока.
Кроме того, важно учитывать, что формировать личность и эстетическую культуру нужно в наиболее благоприятном для этого младшем школьном возрасте. Ведь именно в этом возрасте чувство красоты природы, окружающих людей, вещей создает в ребенке особые эмоционально-психические состояния, в том числе пробуждает интерес к жизни, обостряет любознательность, развивает мышление, память, волю и другие психические процессы.
Это означает, что определяя оптимальные условия для реализации планируемых целей, педагог должен осмыслить и создать композицию урока (внеурочного занятия). Композиция урока может быть представлена так: основная идея - то есть продумывается направленность урока и общий замысел воплощения этой идеи; основные события урока состоят в том, чтобы определить не только темп работы, но и так называемые «эмоциональные завязки» как средства обоснования кульминации урока; важны при этом приемы создания благоприятной атмосферы для гармоничных действий педагога и обучающегося.
По своей сути вопросы педагогического замысла, ведущей идеи, композиции, его эмоциональной тональности, выбор путей организации деятельности учеников и способов взаимодействия следует отнести к понятию «стратегия урока». В этой связи тактическая сторона урока - это как раз те конкретные средства, которые позволяют реализовать замысел, а также выбрать приемы, которые учитель целенаправленно использует для информирования школьников, контроля (организации самоконтроля), стимулирования, оказания помощи (поддержки) в реализации основной идеи урока и интересов обучающихся.
Однако при выборе стратегии урока, на наш взгляд, необходимо учитывать эстетическую составляющую, поскольку средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает (учитывая интересы обучающихся) для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие личности. Учитывая точку зрения Э.В. Ильенкова, считаем, что в эстетическом воспитании младшего школьника центральное место отводится формированию у детей способности видеть мир глазами Другого, способности к сопереживанию, состраданию [2]. Речь идет и об использовании искусства, поскольку среди средств эстетического воспитания оно занимает главное место как наиболее универсальное, по своей предназначенности концентрирующее в образно-эмоциональной форме интерпретацию не только эстетических сторон действительности, природы, но и труда, познания, игры, в том числе отношений людей (взаимоотношений) и самого человека.
Необходимо учитывать, что предметы, раскрывающие картину мира в эстетически воспринимаемых образах (литература, музыка, изобразительное искусство, театр, кино), обеспечивают, кроме того, развитие художественного вкуса, а также общее развитие личности, осмысленное понимание роли искусства, его специфических средств изображения окружающей действительности.
Таким образом, приемы построения урока (внеурочного занятия) можно соотнести с приемами построения композиции художественного произведения, которая включает: экспозицию (настрой учащихся на восприятие); завязку (формулировка проблемы); основную часть (развитие мысли, приводящее к кульминации); заключение (развязку). Важно, чтобы заявленные составляющие соответствовали замыслу, содержанию и форме урока (внеурочного занятия в том числе).
Следует уточнить, что в разработке сценария урока педагог - драматург действует от осознания целей взаимодействия (через отбор содержания и постановку конкретных задач) к мысленному проигрыванию педагогических ситуаций, определению средств эмоционального настроя учеников на восприятие, привлечению и удержанию их внимания.
Следующая интерпретация действий педагога - режиссерская включает несколько точек зрения: одна из точек зрения состоит в том, что режиссер - это распорядитель на празднике. При этом мы исходили из того, что педагогическая режиссура - это ненавязчивое, незаметное управление педагогическим процессом; это наука и искусство создания гармонически целостного, законченного педагогического процесса, обладающего определенным художественным единством. То есть педагог (как режиссер) выступает непосредственным организатором воспитательного пространства.
Важно осмыслить, что есть режиссура внешняя, связанная с построением логики внешних событий и выражающаяся через действия, и режиссура внутренняя, определяющая осмысление пространства в психологически ориентированном ключе (психологическая игр). Согласно С.А. Смирнову, партитура урока педагога - режиссера должна быть представлена не столько в виде плана учебного материала, сколько в виде картинок-образов взаимодействий, в форме особых мизансцен [3].
«Мизансцена» (от фр. Miseenscene - размещение на сцене) - расположение актеров на сценической площадке во время спектакля, создающее ту образную картину, которая соответствует замыслу режиссера и отражает определенные отношения героев. Вслед за Н. Е. Щурковой под педагогической мизансценой следует понимать такое расположение участников педагогического процесса, во время их совместной деятельности, при котором 9так называемый рисунок расположения) указывает на отношения, актуальные в данный момент и проживаемые всеми членами группы [7].
Можно выявить основные слагаемые мизансцены: пространство мизансцены - те пределы, в рамках которых разворачивается картина взаимодействия (в нашем случае педагога и ученика); центр мизансцены -объект или субъект, несущий в себе ценностное содержание; количество участников мизансцены - педагог должен знать и учитывать субъектов мизансцены, их возможную смену; связи между участниками мизансцены проявляются в интонациях, жестах, позах; предметное сопровождение мизансцены - то есть оформление.
Заявленная логика эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации выполняет следующие функции: психологическую, позволяющую предоставить оптимальные условия для комфортного самочувствия ребенка; наглядно-иллюстративную, обеспечивающую целенаправленность действий и взаимоотношений участников совместной деятельности; нравственно-ориентационную, направляющую внимание ребенка на другого, находящегося рядом, о самочувствии которого, может быть, необходимо позаботиться, который интересен тем, что не похож ни на кого.
В связи с этим необходимо учитывать, что овладение средствами драматизации способствует тому, чтобы осуществить перенос замысла драматурга с языка литературы на язык действия; выделить в этой связи основные (по мысли и силе эмоционального воздействия) эпизоды урока.
Перспективным является обращение к действиям самого педагога, содержащим артистизм, то есть проявлению способности к импровизации в условиях педагогического процесса: приобретение навыков хорошего рассказчика, а также владение искусством отбора наиболее эстетически яркой, смысловой информации, которая направлена на развитие познавательного интереса обучающихся.
Выводы. Таким образом, искусство создания и воплощения замысла урока или внеурочного занятия заключается в способности педагога как творца понять, что является особенно важным и необходимым для собственно эстетического воспитания младшего школьника. Из этого следует, что педагог должен уметь примерять такие роли на себя, чтобы сделать свои занятия интересными и востребованными, тем самым помогая не только эстетическому воспитанию младшего школьника, но и развитию личности в целом.
Необходимо учитывать, что процесс воспитания в урочной и внеурочной деятельности, хотя и имеет много общего, но у каждого из этих видов деятельности есть своя специфика: прежде всего обязательный и избирательный характер деятельности учащихся; кроме того определенность и вариативность содержания; заданная структура и логика обучения и свободное общение во внеурочной деятельности; одновозрастной или разновозрастной состав учащихся (в том числе постоянный и изменчивый состав групп учащихся).
Возможности эстетического воспитания младшего школьника средствами драматизации базируются на знании индивидуальных особенностей учащихся, а также знании учащимися друг друга, что позволяет в большей степени использовать влияние классного коллектива на эстетическую направленность развития личности обучающегося.
Литература:
1. Байбородова, Л.В. Внеурочная деятельность школьников в разновозрастных группах / Л.В. Байбородова. - М.: Просвещение, 2014. - 176 с.
2. Ильенков, Э.В. Личность и творчество / Э.В. Ильенков. - 1999. - 272 с. ISBN: 5-7859-0075-0
3. Педагогика: педагогические теории, системы, технологии: Учеб. П 24 для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений / С.А. Смирнов, И.Б. Котова, Е.Н. Шиянов и ... Под ред. С.А. Смирнова. - 4-е изд., испр. - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 512 с.
4. Петрунина, М.А. Формирование социальной активности обучающихся: учебное пособие / М.А. Петрунина; Мин-во образования и науки РФ, ФГБОУ ВПО «Оренбургский государственный педагогический университет». - Оренбург: ГБУ РЦРО, 2016. - 56 с.
5. Попова, В.И. Пути и средства развития коммуникативно-ролевого опыта студента педвуза. Гуманитарные чтения «Севастопольская гавань»: материалы научно-практической конференции, Севастополь, 20-21 сентября 2019 года / под ред. Е.А. Барминой. - Севастополь : ФГАОУ ВО «СевГУ», 2019. - С. 131-136 с.
6. Русакова, Т.Г. Педагогическая поддержка становления духовного мира дошкольника и младшего школьника / Т.Г. Русакова // Вестник Оренбургского государственного университета. Приложение: Гуманитарные науки. - 2005. - № 4.1. - С. 141-146.
7. Щуркова, Н.Е. Стратегия воспитания: человек в пространстве ценностей гуманистической культуры // Народное образование. - 2017. - № 8(1464). - С. 95-104.
Педагогика
УДК 37.017.4
кандидат педагогических наук, старший преподаватель
100 кафедры общевоенных дисциплин Пирогланов Шамсуддин Шахретович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар); курсовой офицер-преподаватель Сабадин Дмитрий Андреевич
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени
Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар);
преподаватель 100 кафедры общевоенных дисциплин Бережной Николай Александрович
Краснодарское высшее военное авиационное училище лётчиков имени
Героя Советского Союза Анатолия Константиновича Серова (г. Краснодар)
ВОСПИТАНИЕ ГОРОДСКОГО ПАТРИОТИЗМА В МОЛОДЕЖНОЙ СРЕДЕ КАК ПРЕДИКТОР ФОРМИРОВАНИЯ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ: ГЕНДЕРНЫЙ АСПЕКТ
Аннотация. В статье рассматривается проблема формирования городского патриотизма в молодежной среде, приобретающая все большую актуальность в контексте формирования базовых ценностей и активной гражданской позиции современной молодежи.
Ключевые слова: воспитание, городской патриотизм, ценностные ориентации, гендерные различия, перцепция образа города в молодежной среде.
Annotation. The article deals with the problem of forming urban patriotism in the youth environment, which is becoming increasingly relevant in the context of the formation of basic values and active citizenship of modern youth.
Keywords: education, urban patriotism, value orientations, gender differences, perception of the image of the city in the youth environment.
Введение. Сегодня все чаще актуализируется проблема утрачивающегося с каждым днем неравнодушия по отношения к территории проживания. Если старшее поколение продолжает являться инициатором городского патриотизма, то молодежь с ее огромными возможностями нужно приобщать к данному процессу. Нужно развивать территориальную активность молодого населения через педагогические и воспитательные технологии приобщения юношей и девушек к решению актуальных задач, связанных с созданием комфортной, благоустроенной среды проживания, развитие социального творчества городских