4. Железнякова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики. - Ульяновск: Сибирская книга, 2006. - 186 с.
5. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М.: Знание, 1977. - 64 с.
6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.
7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.
8. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. - М.: Наука, 2002. - 234 с.
9. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. - Л., 1989. - 91 с.
УДК 378
Уварова Любовь Рудольфовна
кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова
ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ
В статье представлены обучающие компьютерные программы по педагогике, которые позволяют решать задачи информатизации, интенсификации, повышения эффективности процесса обучения*.
Ключевые слова: информатизация, педагогические технологии, электронный самоучитель, интерактивный словарь.
В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения. В проекте «Информатизация системы образования 2005-2010 гг.» указано: «Решается проблема создания широкого спектра учебных материалов «нового поколения» и поддержки развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов для эффективной работы с этими материалами». Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемо-
сти студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы.
В процессе самоподготовки современные студенты широко используют информационные ресурсы, которые можно получить с помощью компьютерных технологий. К ним относятся учебные материалы кафедр, ресурсы Шете^ электронные пособия и хранилища электронных библиотек, которые могут быть просмотрены с помощью удаленного доступа. В процессе использования мультимедийных программ у студентов повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Студенты с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, могут работать и во внеурочное время. Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. К знаниям и умениям будущих специалистов предъявляются новые требования в достижении высокого уровня квалификации. При современных темпах развития информаци-
* Программы выполнены студентами физико-математического факультета специальности «Информатика» Н. Архиповой, А. Виноградовым, Т. Коноваловой, А. Ополовниковым, М. Панковой, М. Пешковым при осуществлении научного и методического руководства преподавателя Л.Р. Уваровой.
онного пространства это возможно при изменении процесса обучения и самообразования. Ориентация на самостоятельную работу студентов при хорошо организованном и научно обоснованном методическом обеспечении повышает качественные показатели образовательного процесса, дает новые возможности для творчества. Познавательный интерес способствует развитию самостоятельности, реализует принцип активности в учении.
Преподаватели вуза в своей практике пока редко используют компьютерные технологии обучения. Возникает противоречие между имеющимися современными технологиями обучения, которые изучаются студентами теоретически и не использование их в процессе обучения в вузе. Проанализировав рынок программного обеспечения в сфере образования, мы выяснили, что обучающих программ для вузов крайне мало, а по гуманитарным предметам, и в том числе по педагогике, их просто нет.
Своей работой мы попытались подойти к разрешению данного противоречия - разработать обучающие компьютерные программы по педагогическим курсам. С этой целью логично было обратиться к когнитивной стратегии обучения. Она нацелена на развитие педагогического мышления на материале изучения педагогических технологий. В нашей практике это разработка обучающих компьютерных программ «Педагогические технологии», «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике» и «Интерактивный электронный словарь-самоучитель по педагогике». Работа осуществлялась в сотрудничестве преподавателя педагогики и студентов старших курсов физико-математического факультета специальности «информатика».
Студенты 4 курса М. Панкова и М. Пешков, выполняя выпускную квалификационную работу, разработали в 2007-2008г. обучающую компьютерную программу по курсу «Педагогические технологии». Другая группа в составе Н. Архипова, А. Виноградов, Т. Коновалова (2009 г.) разработали для помощи студентам педагогических специальностей вуза «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике». Создание А. Ополовниковым «Интерактивного электронного словаря-самоучителя» (2010 г.) сохраняет преемственность и является продолжением созданных в 2007-2009 годах компьютерных обучающих программ. Эти программы готови-
лись целенаправленно для применения в преподавании педагогических дисциплин.
Обучающая компьютерная программа по курсу «Педагогические технологии» нацелена на изучение раздела технологий обучения. В программе даются блоки в виде основной (вводной) информации, схем, дополнительных текстовых пояснений, промежуточного тестирования, успешное прохождение которого позволяет перейти к получению следующего блока информации. Предлагаемые пути прохождения программы могут быть выбраны индивидуально. В завершении изучения предлагается пройти итоговый (зачетный) тест. Представляемая программа предусматривает 3 режима работы: описательный, обучающий, контролирующий. Режимы вызываются пользователем в произвольном порядке. 1. В описательном режиме осуществляется вывод текстовой и графической информации, введение пользователя в изучаемый курс, вывод основных теоретических понятий. 2. В обучающем режиме осуществляется демонстрация пользователю видео материалов по применению технологий обучения и технологий воспитания на практике. 3. В контролирующем режиме осуществляется тестовый контроль знаний. Система осуществляет выбор тестовых вопросов произвольным образом из числа имеющихся.
Вся информация хранится в базе данных, что значительно облегчает ее редактирование и дополнение при необходимости. Программа предусматривает возможность одновременной работы с ней нескольких пользователей при условии использования базы данных на основе MS SQL Server.
Данная программа может выступать также в роли справочника. Если студенту нужно найти информацию по какой-либо теме, то, пользуясь представленной схемой можно вывести информацию о нужном объекте. Предлагаемые материалы могут быть использованы студентами для самостоятельной работы в изучении теоретических материалов программы с последующим самоконтролем (что особенно важно для студентов заочной формы обучения). В последствии на практических занятиях под руководством педагога можно потренироваться в применении, опробовании технологий или их элементов. Компьютерная программа не может полностью заменить живое преподавание материала педагогом. Дополнительные пояснения и приводимые на лек-
ции примеры очень важны для понимания и усвоения материала. В то же время вариант самостоятельного ознакомления с учебным материалом и последующим закреплением на занятии под руководством педагога значительно повышает эффективность обучения даже при сокращении количества занятий в учебном плане.
Интерактивный электронный словарь-самоучитель по педагогике - компьютерное, педагогическое программное средство, дополняющее печатные издания, служащее для группового или индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых. Усвоение категориального аппарата является основой изучения любой учебной дисциплины в любой научной области. Работа по созданию программы строилась на основе изучения психологических особенностей восприятия и памяти.
Интерактивный словарь-самоучитель представляет собой полный набор терминов по пяти основным педагогическим дисциплинам: «Введение в педагогику», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами» - всего 350 терминов. В словаре термины представлены блоками по названным дисциплинам. Для подготовки и подбора учебного материала использовались учебники педагогики, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, педагогическая энциклопедия, педагогические словари, лекции и рекомендации преподавателей кафедры теории и истории педагогики. Каждому термину дается определение, а к наиболее сложным для понимания определениям курсивом приводится дополнительная информация, необходимая для пояснения, но необязательная к заучиванию. Каждый блок информации по терминам сопровождается блоком контроля - тесты открытого и закрытого типа, всего три варианта проверки. В первом варианте - необходимо выбрать для данного определения соответствующий термин. Это самый простой, но самый распространенный вид проверки, допускающий возможность случайного успеха. Во втором варианте проверки в данном определении пропущены ключевые слова, которые должен вписать тестирующийся. В этом случае необходимо осмысление, более глубокое понимание. В третьем варианте проверки компьютер используя генератор случайных чисел, выдает на экран монитора термин, которому тестирующийся дол-
жен дать (набрать на клавиатуре) точное определение. Этот вариант повышает эффективность обучения, требует не механического, а осознанного воспроизведения, поскольку термины предлагаются не в том порядке, который был при заучивании, случайный выбор требует более быстрой и уверенной ориентации в материале. Программа учитывает возможность использования наиболее часто используемых студентами синонимов, не искажающих смысл определения. Например, при использовании в определении термина «воспитание» слов «ребенка», «воспиту-емого», «детей» любой выбор будет верным, если только он написан без орфографических ошибок. В каждом из вариантов тестирования заложены возможности просматривания верных и ошибочных ответов для дальнейшей повторительной работы. В тесте второго и третьего варианта, допущенные в определении ошибки, в том числе орфографические, подчеркиваются, студент может наглядно видеть свои ошибки и поэтапно добиваться улучшения качества знаний. Словарь с перечислением определений педагогических терминов внесен в программу в двух вариантах. Первый - для работы программы тестирования, где устанавливается связь данных в тесте студентом ответов с образцом определения в словаре. Второй - для индивидуализированной работы по изучению определений. В зависимости от преобладающего вида памяти -зрительной, слуховой, моторной - человек строит процесс усвоения учебного материала с преобладанием того или иного средства. Особенности запоминания были учтены нами при создании словаря-самоучителя. В соответствии с индивидуальными особенностями восприятия студент может менять шрифт, размер и цвет текстов, осуществлять повторный набор изучаемого определения и стирать его после заучивания (для обладателей моторной памяти).
Усвоение терминов является основой изучения любой учебной дисциплины в любой научной области. Владение категориальным аппаратом становится основой усвоения учебного материала, грамотного изложения своих знаний в письменной и устной форме.
Работа по созданию обучающей компьютерной программы «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике» строилась на основе программы итоговой аттестации разработанной и утвержденной на кафед-
ре теории и истории педагогики. Программа состоит из 24 вопросов по ключевым разделам педагогических дисциплин: «Введение в педагогику», «Общие основы педагогики»; «Теория обучения»; «Теория и методика воспитания. Педагогика межнационального общения», «Педагогические технологии», «История образования и педагогической мысли», «Управление педагогическими системами. При проектировании программы в нее были заложены технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. При создании пособия использовались и учитывались:
- различные источники информации по предмету;
- удобная компоновка материала и наличие карты ссылок;
- два уровня проверки (вопросы для устной самопроверки и тестирование);
- возможность обновления материала - адаптивность его под обучающегося;
- возможность системного усвоения знаний, наличие схем к вопросам, что обеспечивает наглядность материала;
- возможность обращения к словарю.
Программа представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (локальную или Intemet). При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.
Г иперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучающемуся возможность обращения к необходимой теоретической информации при изучении конкретного вопроса. Прочитав теоретический материал, студент проходит тест. Это позволяет ему понять, насколько хорошо был усвоен материал, достаточно ли времени было уделено на его изучение и стоит ли снова обратиться к содержанию вопроса. Наличие всех верных ответов говорит об отличном знании темы и о возможности перехода к следующему вопросу. Наличие ошибок сообщает о недостаточном углублении в содержание материала и позволяет студенту повторить прохождение теста.
В данных программах предусмотрены различные виды самопроверки. Один из них - тестиро-
вание. Созданные тесты позволяют проверить уровень теоретических знаний по данным вопросам. Студент может пройти тест столько раз, сколько ему необходимо для достижения требуемого результата. Он может остановиться на полученной оценке, а может совершенствоваться по данной теме до получения отличной оценки. Тест позволяет выявить пробелы в каждой теме. Он доступно показывает, на какие вопросы были даны верные ответы, а в каких допущены ошибки. Неверные ответы могут быть скорректированы путем повторения материала и повторного прохождения теста.
В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративнообъяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие готовой информации. Представленные пособия были апробированы на физико-математическом, музыкально-педагогическом и историческом факультетах. Полученные результаты подтвердили эффективность использования электронных пособий в процессе обучения и в самостоятельной работе. В настоящее время разрабатывается обучающая компьютерная программа по курсу «Управление образовательными системами» и «Электронное информационно-методическое пособие для классного руководителя ».
В целях интенсификации, активизации и дифференциации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, рационально и своевременно использование электронных пособий. В результате проведенной работы можем сделать следующие выводы.
Информационные технологии позволяют заниматься наращиванием потенциала знаний в любое удобное время. В процессе использования представленных программ эффективно реализуются следующие цели: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности; осуществляется тренировка в процессе усвоения учебного материала и самоподготовка студента.
Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении студента. Использование информационных технологий в обучении позволяет создать условия для самостоятельного приобретения студентом знаний за счет:
- автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому студенту иметь полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);
- технических возможностей компьютера, как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;
- развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.
Использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формировать умения выбирать оптимальное решение из возможных вариантов, развивать умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятель-
ность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формировать информационную культуру, умения осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.
Для использования представленных программ студенту необходимо иметь первичный уровень компьютерной грамотности и культуры, который обеспечивают курсы информатики, входящие в учебные планы и школ, и всех факультетов вуза. Одной из трудностей в применении компьютерных технологий является, помимо отсутствия компьютерной базы во многих школах и вузах, отсутствие преподавателей способных и заинтересованных в работе с обучающими программами. Другая трудность в том, что часто обучающие программы имеют недостатки в плане соответствия дидактическим, психолого-педагогическим требованиям. Для разработки качественной обучающей программы необходимо сотрудничество как минимум учителя-предметника, программиста, психолога и педагога. Каждая программа -единое произведение науки и искусства, значит желательно сотрудничество со специалистами по музыкальному и художественному оформлению. Это трудоемко, но окупится качеством работы.