Научная статья на тему 'Программно-информационное обеспечение изучения педагогических дисциплин в вузе'

Программно-информационное обеспечение изучения педагогических дисциплин в вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
183
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНФОРМАТИЗАЦИЯ / ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ТЕХНОЛОГИИ / ЭЛЕКТРОННЫЙ САМОУЧИТЕЛЬ / ИНТЕРАКТИВНЫЙ СЛОВАРЬ / INFORMATIZATION / PEDAGOGIC TECHNOLOGIES / E-MAIL TUTOR / INTERACTIVE DICTIONARY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Уварова Любовь Рудольфовна

В статье представлены обучающие компьютерные программы по педагогике, которые позволяют решать задачи информатизации, интенсификации, повышения эффективности процесса обучения*. * Программы выполнены студентами физико-математического факультета специальности «Информатика» Н. Архиповой, А. Виноградовым, Т. Коноваловой, А. Ополовниковым, М. Панковой, М. Пешковым при осуществлении научного и методического руководства преподавателя Л.Р. Уваровой.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Уварова Любовь Рудольфовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Teaching computer programs by pedagogy that allow to solve tasks of informatization, intensification, improvement of efficiency of teaching process are presented in the article.

Текст научной работы на тему «Программно-информационное обеспечение изучения педагогических дисциплин в вузе»

4. Железнякова О.М. Дополнительность как метапринцип педагогики. - Ульяновск: Сибирская книга, 2006. - 186 с.

5. Краевский В.В. Соотношение педагогической науки и педагогической практики. - М.: Знание, 1977. - 64 с.

6. Новиков А.М. Научно-экспериментальная работа в образовательном учреждении (деловые советы). - М.: Ассоциация «Профессиональное образование», 1998. - 134 с.

7. Педагогика: Учебное пособие для студентов пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов и др. - М.: Академия, 2002. - 576 с.

8. Поташник М.М. Профессиональные объединения педагогов. - М.: Наука, 2002. - 234 с.

9. Тряпицына А.П. Организация творческой учебно-познавательной деятельности школьников. - Л., 1989. - 91 с.

УДК 378

Уварова Любовь Рудольфовна

кандидат педагогических наук, доцент Костромской государственный университет им. Н.А. Некрасова

[email protected]

ПРОГРАММНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИЗУЧЕНИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН В ВУЗЕ

В статье представлены обучающие компьютерные программы по педагогике, которые позволяют решать задачи информатизации, интенсификации, повышения эффективности процесса обучения*.

Ключевые слова: информатизация, педагогические технологии, электронный самоучитель, интерактивный словарь.

В современных условиях педагогу необходимо ориентироваться в широком спектре инновационных подходов к конструированию учебных материалов нового поколения. В проекте «Информатизация системы образования 2005-2010 гг.» указано: «Решается проблема создания широкого спектра учебных материалов «нового поколения» и поддержки развития творческой работы педагогов и педагогических коллективов для эффективной работы с этими материалами». Использование информационных технологий в учебном процессе позволяет повысить качество и эффективность подготовки специалистов, дает возможность осуществлять дифференцированный подход к обучению студентов с учетом их индивидуальных особенностей. Средства информационных технологий позволяют осуществлять взаимодействие между преподавателем и студентом в диалоговом режиме. Такое взаимодействие облегчает процесс обмена информацией. Сочетание традиционных методов и средств обучения с современными компьютерными технологиями способствует повышению успеваемо-

сти студентов, стимулирует развитие самостоятельной работы.

В процессе самоподготовки современные студенты широко используют информационные ресурсы, которые можно получить с помощью компьютерных технологий. К ним относятся учебные материалы кафедр, ресурсы Шете^ электронные пособия и хранилища электронных библиотек, которые могут быть просмотрены с помощью удаленного доступа. В процессе использования мультимедийных программ у студентов повышается уровень активности, интерес к самому предмету. Опыт использования таких программ позволяет сделать вывод о том, что они являются важным средством самоорганизации труда и самообразования студентов. Студенты с помощью данных программ могут восстановить пропущенный и забытый материал, могут работать и во внеурочное время. Самостоятельная работа является обязательным элементом любого обучения. К знаниям и умениям будущих специалистов предъявляются новые требования в достижении высокого уровня квалификации. При современных темпах развития информаци-

* Программы выполнены студентами физико-математического факультета специальности «Информатика» Н. Архиповой, А. Виноградовым, Т. Коноваловой, А. Ополовниковым, М. Панковой, М. Пешковым при осуществлении научного и методического руководства преподавателя Л.Р. Уваровой.

онного пространства это возможно при изменении процесса обучения и самообразования. Ориентация на самостоятельную работу студентов при хорошо организованном и научно обоснованном методическом обеспечении повышает качественные показатели образовательного процесса, дает новые возможности для творчества. Познавательный интерес способствует развитию самостоятельности, реализует принцип активности в учении.

Преподаватели вуза в своей практике пока редко используют компьютерные технологии обучения. Возникает противоречие между имеющимися современными технологиями обучения, которые изучаются студентами теоретически и не использование их в процессе обучения в вузе. Проанализировав рынок программного обеспечения в сфере образования, мы выяснили, что обучающих программ для вузов крайне мало, а по гуманитарным предметам, и в том числе по педагогике, их просто нет.

Своей работой мы попытались подойти к разрешению данного противоречия - разработать обучающие компьютерные программы по педагогическим курсам. С этой целью логично было обратиться к когнитивной стратегии обучения. Она нацелена на развитие педагогического мышления на материале изучения педагогических технологий. В нашей практике это разработка обучающих компьютерных программ «Педагогические технологии», «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике» и «Интерактивный электронный словарь-самоучитель по педагогике». Работа осуществлялась в сотрудничестве преподавателя педагогики и студентов старших курсов физико-математического факультета специальности «информатика».

Студенты 4 курса М. Панкова и М. Пешков, выполняя выпускную квалификационную работу, разработали в 2007-2008г. обучающую компьютерную программу по курсу «Педагогические технологии». Другая группа в составе Н. Архипова, А. Виноградов, Т. Коновалова (2009 г.) разработали для помощи студентам педагогических специальностей вуза «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике». Создание А. Ополовниковым «Интерактивного электронного словаря-самоучителя» (2010 г.) сохраняет преемственность и является продолжением созданных в 2007-2009 годах компьютерных обучающих программ. Эти программы готови-

лись целенаправленно для применения в преподавании педагогических дисциплин.

Обучающая компьютерная программа по курсу «Педагогические технологии» нацелена на изучение раздела технологий обучения. В программе даются блоки в виде основной (вводной) информации, схем, дополнительных текстовых пояснений, промежуточного тестирования, успешное прохождение которого позволяет перейти к получению следующего блока информации. Предлагаемые пути прохождения программы могут быть выбраны индивидуально. В завершении изучения предлагается пройти итоговый (зачетный) тест. Представляемая программа предусматривает 3 режима работы: описательный, обучающий, контролирующий. Режимы вызываются пользователем в произвольном порядке. 1. В описательном режиме осуществляется вывод текстовой и графической информации, введение пользователя в изучаемый курс, вывод основных теоретических понятий. 2. В обучающем режиме осуществляется демонстрация пользователю видео материалов по применению технологий обучения и технологий воспитания на практике. 3. В контролирующем режиме осуществляется тестовый контроль знаний. Система осуществляет выбор тестовых вопросов произвольным образом из числа имеющихся.

Вся информация хранится в базе данных, что значительно облегчает ее редактирование и дополнение при необходимости. Программа предусматривает возможность одновременной работы с ней нескольких пользователей при условии использования базы данных на основе MS SQL Server.

Данная программа может выступать также в роли справочника. Если студенту нужно найти информацию по какой-либо теме, то, пользуясь представленной схемой можно вывести информацию о нужном объекте. Предлагаемые материалы могут быть использованы студентами для самостоятельной работы в изучении теоретических материалов программы с последующим самоконтролем (что особенно важно для студентов заочной формы обучения). В последствии на практических занятиях под руководством педагога можно потренироваться в применении, опробовании технологий или их элементов. Компьютерная программа не может полностью заменить живое преподавание материала педагогом. Дополнительные пояснения и приводимые на лек-

ции примеры очень важны для понимания и усвоения материала. В то же время вариант самостоятельного ознакомления с учебным материалом и последующим закреплением на занятии под руководством педагога значительно повышает эффективность обучения даже при сокращении количества занятий в учебном плане.

Интерактивный электронный словарь-самоучитель по педагогике - компьютерное, педагогическое программное средство, дополняющее печатные издания, служащее для группового или индивидуального обучения и позволяющее контролировать полученные знания и умения обучаемых. Усвоение категориального аппарата является основой изучения любой учебной дисциплины в любой научной области. Работа по созданию программы строилась на основе изучения психологических особенностей восприятия и памяти.

Интерактивный словарь-самоучитель представляет собой полный набор терминов по пяти основным педагогическим дисциплинам: «Введение в педагогику», «Теория обучения», «Теория и методика воспитания», «Педагогические технологии», «Управление образовательными системами» - всего 350 терминов. В словаре термины представлены блоками по названным дисциплинам. Для подготовки и подбора учебного материала использовались учебники педагогики, рекомендованные Министерством образования и науки РФ, педагогическая энциклопедия, педагогические словари, лекции и рекомендации преподавателей кафедры теории и истории педагогики. Каждому термину дается определение, а к наиболее сложным для понимания определениям курсивом приводится дополнительная информация, необходимая для пояснения, но необязательная к заучиванию. Каждый блок информации по терминам сопровождается блоком контроля - тесты открытого и закрытого типа, всего три варианта проверки. В первом варианте - необходимо выбрать для данного определения соответствующий термин. Это самый простой, но самый распространенный вид проверки, допускающий возможность случайного успеха. Во втором варианте проверки в данном определении пропущены ключевые слова, которые должен вписать тестирующийся. В этом случае необходимо осмысление, более глубокое понимание. В третьем варианте проверки компьютер используя генератор случайных чисел, выдает на экран монитора термин, которому тестирующийся дол-

жен дать (набрать на клавиатуре) точное определение. Этот вариант повышает эффективность обучения, требует не механического, а осознанного воспроизведения, поскольку термины предлагаются не в том порядке, который был при заучивании, случайный выбор требует более быстрой и уверенной ориентации в материале. Программа учитывает возможность использования наиболее часто используемых студентами синонимов, не искажающих смысл определения. Например, при использовании в определении термина «воспитание» слов «ребенка», «воспиту-емого», «детей» любой выбор будет верным, если только он написан без орфографических ошибок. В каждом из вариантов тестирования заложены возможности просматривания верных и ошибочных ответов для дальнейшей повторительной работы. В тесте второго и третьего варианта, допущенные в определении ошибки, в том числе орфографические, подчеркиваются, студент может наглядно видеть свои ошибки и поэтапно добиваться улучшения качества знаний. Словарь с перечислением определений педагогических терминов внесен в программу в двух вариантах. Первый - для работы программы тестирования, где устанавливается связь данных в тесте студентом ответов с образцом определения в словаре. Второй - для индивидуализированной работы по изучению определений. В зависимости от преобладающего вида памяти -зрительной, слуховой, моторной - человек строит процесс усвоения учебного материала с преобладанием того или иного средства. Особенности запоминания были учтены нами при создании словаря-самоучителя. В соответствии с индивидуальными особенностями восприятия студент может менять шрифт, размер и цвет текстов, осуществлять повторный набор изучаемого определения и стирать его после заучивания (для обладателей моторной памяти).

Усвоение терминов является основой изучения любой учебной дисциплины в любой научной области. Владение категориальным аппаратом становится основой усвоения учебного материала, грамотного изложения своих знаний в письменной и устной форме.

Работа по созданию обучающей компьютерной программы «Самоучитель по подготовке к государственной аттестации по педагогике» строилась на основе программы итоговой аттестации разработанной и утвержденной на кафед-

ре теории и истории педагогики. Программа состоит из 24 вопросов по ключевым разделам педагогических дисциплин: «Введение в педагогику», «Общие основы педагогики»; «Теория обучения»; «Теория и методика воспитания. Педагогика межнационального общения», «Педагогические технологии», «История образования и педагогической мысли», «Управление педагогическими системами. При проектировании программы в нее были заложены технологические характеристики, позволяющие впоследствии сделать учебно-воспитательный процесс максимально эффективным. При создании пособия использовались и учитывались:

- различные источники информации по предмету;

- удобная компоновка материала и наличие карты ссылок;

- два уровня проверки (вопросы для устной самопроверки и тестирование);

- возможность обновления материала - адаптивность его под обучающегося;

- возможность системного усвоения знаний, наличие схем к вопросам, что обеспечивает наглядность материала;

- возможность обращения к словарю.

Программа представляют собой учебные материалы, структурированные особым образом и записанные на магнитные носители (дискеты или компакт-диски) или доступные через компьютерную сеть (локальную или Intemet). При этом реализованный в них гибкий сценарий способен подстраиваться под потребности и возможности конкретного обучаемого и развивать его потенциальные способности.

Г иперссылки позволяют естественным образом увязать различные материалы, предоставив обучающемуся возможность обращения к необходимой теоретической информации при изучении конкретного вопроса. Прочитав теоретический материал, студент проходит тест. Это позволяет ему понять, насколько хорошо был усвоен материал, достаточно ли времени было уделено на его изучение и стоит ли снова обратиться к содержанию вопроса. Наличие всех верных ответов говорит об отличном знании темы и о возможности перехода к следующему вопросу. Наличие ошибок сообщает о недостаточном углублении в содержание материала и позволяет студенту повторить прохождение теста.

В данных программах предусмотрены различные виды самопроверки. Один из них - тестиро-

вание. Созданные тесты позволяют проверить уровень теоретических знаний по данным вопросам. Студент может пройти тест столько раз, сколько ему необходимо для достижения требуемого результата. Он может остановиться на полученной оценке, а может совершенствоваться по данной теме до получения отличной оценки. Тест позволяет выявить пробелы в каждой теме. Он доступно показывает, на какие вопросы были даны верные ответы, а в каких допущены ошибки. Неверные ответы могут быть скорректированы путем повторения материала и повторного прохождения теста.

В настоящее время уже ни у кого не вызывает сомнения тот факт, что в условиях информатизации образования меняется парадигма педагогической науки, изменяется структура и содержание образования. Новые методы обучения, основанные на активных, самостоятельных формах приобретения знаний и работе с информацией, вытесняют демонстрационные и иллюстративнообъяснительные методы, широко используемые традиционной методикой обучения, ориентированной, в основном, на коллективное восприятие готовой информации. Представленные пособия были апробированы на физико-математическом, музыкально-педагогическом и историческом факультетах. Полученные результаты подтвердили эффективность использования электронных пособий в процессе обучения и в самостоятельной работе. В настоящее время разрабатывается обучающая компьютерная программа по курсу «Управление образовательными системами» и «Электронное информационно-методическое пособие для классного руководителя ».

В целях интенсификации, активизации и дифференциации учебного процесса, повышения его эффективности и качества, рационально и своевременно использование электронных пособий. В результате проведенной работы можем сделать следующие выводы.

Информационные технологии позволяют заниматься наращиванием потенциала знаний в любое удобное время. В процессе использования представленных программ эффективно реализуются следующие цели: индивидуализация и дифференциация процесса обучения; осуществляется самоконтроль и самокоррекция учебной деятельности; осуществляется тренировка в процессе усвоения учебного материала и самоподготовка студента.

Таким образом, можно говорить, что интеграция информационных технологий в образовании позволяет осуществить личностно-ориентированный подход в обучении студента. Использование информационных технологий в обучении позволяет создать условия для самостоятельного приобретения студентом знаний за счет:

- автоматизации контроля результатов обучения, что позволяет индивидуально каждому студенту иметь полную и объективную информацию о ходе процесса усвоения знаний в реальном временном масштабе (т.е. о его достижениях в ходе занятия);

- технических возможностей компьютера, как дидактического средства обучения, позволяющего обеспечить эффективную реализацию развивающего обучения;

- развития способностей к творчеству и формирования психологической готовности к самореализации.

Использование информационных технологий позволяет реализовать такие развивающие цели обучения, как развитие мышления (пространственного, алгоритмического, интуитивного, творческого, теоретического), формировать умения выбирать оптимальное решение из возможных вариантов, развивать умения осуществлять экспериментально-исследовательскую деятель-

ность (например, за счет реализации возможностей компьютерного моделирования), формировать информационную культуру, умения осуществлять обработку информации. Это приводит к ускорению темпа обучения, высвобождает время, следовательно, интенсифицирует процесс обучения.

Для использования представленных программ студенту необходимо иметь первичный уровень компьютерной грамотности и культуры, который обеспечивают курсы информатики, входящие в учебные планы и школ, и всех факультетов вуза. Одной из трудностей в применении компьютерных технологий является, помимо отсутствия компьютерной базы во многих школах и вузах, отсутствие преподавателей способных и заинтересованных в работе с обучающими программами. Другая трудность в том, что часто обучающие программы имеют недостатки в плане соответствия дидактическим, психолого-педагогическим требованиям. Для разработки качественной обучающей программы необходимо сотрудничество как минимум учителя-предметника, программиста, психолога и педагога. Каждая программа -единое произведение науки и искусства, значит желательно сотрудничество со специалистами по музыкальному и художественному оформлению. Это трудоемко, но окупится качеством работы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.