Список литературы:
1. Хайкин С. Нейронные сети: полный курс, 2-е изд., испр.: Пер. с англ. -М.: ООО «ТД Вильяме», 2006. - 1104 е.: ил. - Парал. тит. англ.
2. Круглое В.В., Борисов В.В. Искусственные нейронные сети. Теория и практика. - 2-е изд., стереотип. - М.: Горячая линия - Телеком, 2002.-382 е.: ил.
Анотации:
В статье предложена возможность применения аппарата нейронных сетей, в частности метод распознавание образов, для решения
первичной задачи адаптивной компенсации преднамеренных и непреднамеренных искажений GPS сигналов.
Ключевые слова: искажения GPS сигналов, метод адаптивной компенсации, нейронные сети, метод распознавания образов, обучение с учителем, коррекция ошибок, обучение без учителя.
The article suggests the possibility of using the device of neural networks, in particular the method of pattern recognition to solve the primary problem of the adaptive compensation of intentional and unintentional distortions of GPS signals
Keywords: distortion of GPS signals, adaptive compensation technique, neural networks, pattern recognition methods, supervised learning, error correction, learning without a teacher.
УДК 621.372
КУЧЕРЕНКО А.А., доцент (Донецкий институт железнодорожного транспорта), ТОКОВЕНКО B.C., инженер (Донецкая железная дорога, г. Волноваха)
Программно-аппаратный комплекс для изучения основ микропроцессорной техники
Kucherenko A.A., associate professor ( Donetsk Institute of Railway Transport ) Tokovenko V.S., engineer ( Donetsk Railway , Volnovaha )
Software - hardware complex for learning the basics of microprocessor technology
Введение
Стремительное развитие цифровой техники, особенно программируемых электронных систем, требует
соответствующих преобразований в сфере образования. Необходимо использовать современные информационные технологии и методы обучения. В этом случае повышается эффективность и качество учебного процесса, заметно сокращаются сроки освоения новых знаний.
Осваивая всё лучшее, передовое из зарубежного образования, нельзя забывать и достижений отечественной инженерной школы: сочетание теоретической
подготовки с практической. Методика «глубокого погружения будущих специалистов в профессиональную среду» предполагает не только производственные практики, но и применение современной учебно - лабораторной базы, способной решать реальные производственные задачи в процессе обучения и проведения научно -исследовательских работ.
На этом пути у молодых стран СНГ возникли большие проблемы: устарела техническая база ВУЗов, сложно организовать производственную практику, соответствующую современным
требованиям. Реальным источником для постоянной модернизации и развития
технической базы ВУЗа осталось только бюджетное финансирование, крайне скудное в условиях затянувшегося мирового экономического кризиса.
Несмотря на все эти сложности, подготовка будущих специалистов должна ориентироваться на современные технологии и даже опережать текущие запросы производства. Только в этом случае выпускники ВУЗов будут в состоянии выдержать конкуренцию на современном рынке труда.
Анализ публикаций
Российская Федерация приняла приоритетный национальный проект «Образование» и начала переоснащение лабораторий своих ведущих университетов современными техническими и
программными средствами. В качестве основы лабораторных стендов выбрана продукция и программное обеспечение корпорации National Instruments (NI), позволяющая эффективно решать задачи для различных областей науки, производства и образования [1].
В 1999 года на электротехническом факультете Донецкого национального технического университета (ДонНТУ) создан Учебно - технический центр средств управления оборудованием и
технологическими процессами. Центр появился благодаря спонсорской поддержке НПО «ДОНИКС» (г. Донецк). Сотрудники центра и студенты ДонНТУ разрабатывали реальные проекты для различных промышленных предприятий. Создан учебный класс для изучения микропроцессорных систем на основе модулей фирмы Octagon Systems и оборудования индустриального назначения фирм Advantech, Hirschmann, WAGO [1].
Представляется очень перспективным создание центров коллективного пользования с возможностью удалённого доступа через глобальную
информационную сеть. Такие центры называются Web - лабораториями и основаны, обычно, на программных
моделях, реализованных на языке Java, или на технологии виртуальных инструментов LabVIEW (корпорации NI) [2].
Для многих ВУЗов стран СНГ такие решения пока остаются лишь недостижимым примером, поэтому они вынуждены сами создавать лабораторное оборудование, программное и
методическое обеспечение, приближая его к своим дисциплинам, учебным планам и программам.
Чаще всего в учебном процессе используются компьютеризированные информационно - методические комплексы, ориентированные на специальные дисциплины [2 - 4]. Основу такого комплекса составляет виртуальный лабораторный стенд, использующий виртуальные приборы: вольтметры, амперметры, ваттметры, генераторы сигналов, многоканальные логические анализаторы и осциллографы. При разработке виртуальных стендов используются программная среда пакетов LabVIEW [5, 6], Electronic Workbanch [7], Proteus [8, 9] и ряд других.
Виртуальный стенд желательно дополнить физическим прототипом, чтобы не лишать студента возможности реально наблюдать результаты работы
спроектированного программного
обеспечения, измерить параметры сигналов, формируемых системой. Физический прототип стенда позволяет студенту более глубоко понимать процессы, происходящие в
микропроцессорной системе при решении конкретной задачи. Реальные устройства ввода/ вывода данных (клавиатура, кнопки, устройства индикации и сигнализации), облегчают процесс изучения особенностей режимов работы, тестирования и проектирования микропроцессорных
систем.
Фирма Open System (г. Хмельницкий, Украина) [10] выпускает учебно отладочный стенд (УОС) EV8031/AVR, который в полной мере соответствует требованиям к физическому прототипу. Он позволяет выполнять большой набор
лабораторных работ при изучении целого ряда дисциплин, основанных на применении микропроцессорной техники.
Конструкция стенда состоит из модуля ядра и сменного модуля, позволяющего расширить его
функциональные возможности, в зависимости от изучаемой дисциплины. УОС позволяет изучить программирование, отладку программ и особенности работы с периферийными устройствами наиболее распространённых микроконтроллеров: семейства MSC-51 (АТ89С51/52) и с архитектурой AVR (AT90S8515). Стенд выполнен на современной элементной базе и связан с компьютером через интерфейс ШБ, либо - RS232C. Стоимость УОС не высока и вполне соответствует финансовым возможностям ВУЗа.
Наибольший эффект достигается, когда рабочее место комплектуется реальными измерительными приборами. Минимальная комплектация - осциллограф и генератор сигналов. Всё же «натуральные» измерительные приборы лучше виртуальных позволяют студенту практически освоить приёмы работы с ними. Оптимальным соотношением между реальным и виртуальным лабораторным оборудованием следует считать отношение 50% на 50%.
Разработка эффективного
программного обеспечения
микропроцессорных систем требует знания их аппаратной части - архитектуры микропроцессора, его электрических параметров. Программы должны быть оптимизированы по объёму памяти и по быстродействию. В этом плане лучше, чем язык Ассемблер, соответствующего микропроцессора, не создано. Однако, при разработке больших проектов
микропроцессорных систем, рекомендуется применять язык С, но и в этом случае без ассемблерных вставок не обойдёшься. Поэтому современный инженер должен знать как язык Ассемблер одного из распространённых микропроцессоров, так и язык С.
Выполнение программ на УОС для пользователя происходит практически мгновенно. Поэтому для изучения системы команд, отработки навыков составления и отладки программ необходимо иметь возможность выполнять программу по шагам (команда за командой), с визуализацией содержимого внутренних регистров процессора после каждой команды. Всё это достижимо, если использовать удобную графическую среду при разработке и отладке программ. Например, для популярных
микроконтроллеров семейства MSC-51 рекомендуется использовать программу Keil (iVision4 [11] американской компании Keil Elektronik.
На рис. 1 показан процесс создания программы для MSC-51 с помощью пакета Keil ^Vision4.
Рис. 1. - Схема процесса разработки программы для MSC-51
При разработке программы с помощью пакета Keil ^Vision4 необходимо выполнить четыре этапа.
Первый этап - создание и настройка проекта под конкретный тип MSC-51.
Второй этап - запись исходного текста программы на каком-либо языке программирования. Программа может быть составлена как на языке низкого уровня типа ассемблера, так и на языке высокого уровня - Си. При этом используется,
Учебно -отладочный стенд EV 8031/AVR
имеющийся в интегрированной среде, текстовый редактор.
Третий этап - трансляция набранного текста программы в коды команд MSC-51 с использованием компилятора С51 или ассемблера А51.
Компиляторы и ассемблеры прикладные программы, которые преобразуют исходный текст программы в объектный модуль, представляющий собой перемещаемый программный код с относительной адресацией. Объектные и библиотечные модули с помощью программы компоновщика объединяются в исполняемый программный код, размещаемый по абсолютным адресам.
Четвёртый этап - отладка программы, устранение ошибок, оптимизация и тестирования программы. В составе среды Keil [j,Vision4 имеются мощные средства отладки, позволяющие симулировать работу МК51 в режиме выполнения программы, наблюдать за содержимым регистров, памяти и контролировать работу периферийных устройств.
Загрузив программу в симулятор, пользователь имеет возможность запускать её в пошаговом или непрерывном режимах, задавать условные или безусловные точки останова, контролировать и свободно модифицировать содержимое ячеек памяти и регистров МК51. Это позволяет исправить практически все ошибки и получить рабочую версию программы.
Для загрузки готовой программы в УОС используется файл программы в формате hex.
Цель работы
Обоснование необходимости и разработка программно - аппаратного комплекса для повышения эффективности процесса обучения студентов основам микропроцессорной техники.
Основная часть
Донецкий институт
железнодорожного транспорта (ДОНИЖТ)
с 2005 года использует в учебном процессе УОС EV8031/AVR фирмы «Оупен Систем», г. Хмельницкий, Украина, который представляет собой
микропроцессорный контроллер,
оснащённый памятью программ, памятью данных и разнообразными периферийными устройствами. Он позволяет отлаживать программы, написанные на языках «С» и «Ассемблер».
Учебно-отладочный стенд
"ЕУ8031МУК"- программно-аппаратный комплекс, ориентированный для применения в учебных целях по курсу «Основы микропроцессорной техники», а также как средство разработки программного обеспечения для контроллеров серии М8С-51 и контроллеров архитектуры AVR.
Технические характеристики УОС EV8031/AVR:
Используемые однокристальные процессоры: АТ89С51, AT89C52, AT90S8515 (ATmega8515) (корпус 0ПМ0); Память программ - 16 КБайт;
Память данных - 16 КБайт;
Последовательная ЕЕР1ЮМ память, 256 байт (AT24C02) в стандартной поставке;
Два последовательных канала передачи данных Я8-232С;
Системный интерфейс;
Интерфейс расширения: 16 линий выход, 8 линий вход/выход,
порт Р1 ОЭВМ;
Клавиатура 4x3;
Статическая 4-х разрядная семисегментная светодиодная индикация;
Цифроаналоговый и аналого-цифровой преобразователь (на плате расширения);
Генератор с фиксированной частотой генерации - около 10 кГц, генератор с изменяемой частотой генерации от 1 кГц до 50 кГц (на плате расширения);
Динамическая 4-х разрядная семисегментная индикация (на плате расширения);
Устройство дискретного ввода информации: 2 кнопки;
Статическая светодиодная Структурная схема УОС ЕУ8031/АУЕ.
индикация, 8 нгг.; представлена на рис. 2.
Знакосинтезирующий светодиодный индикатор 5 х 7, 1 шт. (на плате расширения);
Клавиатура 3x4
Рис. 2. Структурная схема стенда EV8031/AVR.
Здесь обозначены:
ОЗУ 32 кбайт - память программ и данных контроллера;
RS-232C/1 - интерфейс связи с компьютером (COMI);
RS-232C/2 - интерфейс связи с другим компьютером или стендом (COM2);
RS-485 - интерфейс для связи с другим стендом EV8031/AVR;
PORT A, PORT B, PORT C -параллельные порты для организации ввода/ вывода
данных с периферийными устройствами стенда EV8031/AVR.
Вся системная логика стенда реализована на программируемой логической интегральной микросхеме ЕРМ71288ТС100. Системный
контроллер управляет режимами работы, выработки управляющих сигналов для ОЗУ, регистров - защёлок, статической, динамической,
светодиодной индикации, клавиатуры.
Программа - загрузчик находится в Flash-пaмяти микроконтроллера АТ89С51/52, она проводит
инициализацию последовательного приемопередатчика ОЭВМ, проверяет наличие и ёмкость памяти данных.
Память ОЗУ объемом 32К делится на две части по 16К. Одна часть образует память программ, а другая -
память данных. В режиме загрузки вся память 32К отображается в адресное пространство, как память данных (рис.
3).
РЕЖИМ ЗАГРУЗКИ ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ ПРОГРАММ ДАННЫХ РЕЖИМ РАБОТЫ ПАМЯТЬ ПАМЯТЬ ПРОГРАММ ДАННЫХ
FFFF 8000 ПРОСТРАНСТВО ВВОДА/ВЫВОДА ПЕРИФЕРИИ ПРОСТРАНСТВО ВВОДА/ВЫВОДА ПЕРИФЕРИИ
7FFF 4000
со О О < > ш
3FFF 1000 0FFF 0000 FLASH-ПАМЯТЬ АТ89С51/52 ЗАГРУЗЧИК ^ х о о о о. ОЗУ МИКРОСХЕМА 003 ПАМЯТЬ ПРОГРАММ ОЗУ МИКРОСХЕМА ЭЭЗ ПАМЯТЬ ДАННЫХ
Рис. 3. Карта памяти стенда, в зависимости от его режима работы
Адресация (обращение)
процессора к периферийным
устройствам стенда реализовано как адресация к ячейкам памяти данных в адресном пространстве от 8000Н до FFFFH. Сигналы выборки
периферийных устройств формируются дешифратором адреса внутри микросхемы системного контроллера.
При поступлении данных с последовательного порта персонального компьютера в последовательный порт У ОС, ОЭВМ записывает их в ОЗУ, отведенное под память программ. Сигналы управления - PME, WR, RD, ALE, формируемые процессором и необходимые для обращения к памяти данных, поступают через системный контроллер. После принятия последнего байта загрузчик формирует сигнал запуска программы, с записью управляющего кода в системный контроллер.
Кнопкой SW2 формируется сигнал сброса на входе RESET процессора, т.е. перевода стенда в режим загрузки и ожидания приёма данных с последовательного порта. Процессор готов принимать данные в память данных.
Кнопкой SW1 можно
перезапустить ранее загруженную с ПК программу, которая находится в памяти программ. При нажатии кнопки SW1 дополнительно загорается светодиод. При этом возможна новая запись программы в УОС с персонального компьютера. При передаче данных с персонального компьютера в стенд, компьютер, посредством системного контроллера, формирует сигнал сброса ОЭВМ, также как и кнопка SW2.
Функциональные возможности и качество исполнения стенда вполне удовлетворяют потребностям курсов «Микропроцессорная техника»,
«Микропроцессорные информационно -управляющие системы», «Технические средства автоматизации».
К сожалению, образовательные стандарты Украины предполагали, что значительная часть работы по изучению сложного учебного материала переносилась на самостоятельную, внеаудиторную работу студента. Содержание и объём программ по техническим дисциплинам сокращался. Всё это совпало с резким снижением уровня школьного образования и потребовало от преподавателя ВУЗа поиска новых методов работы, позволяющих не снижать качества подготовки будущих инженеров. Мы очень надеемся, что эта пагубная тенденция будет изменена, и восстановится качество высшего и школьного образования до уровня не хуже советского.
В ДонИЖТ мы увеличили число рабочих мест в лаборатории «Микропроцессорная техника» с 5 до 10, чтобы выйти на «личностно -ориентированное», индивидуальное обучение основам микропроцессорной техники. Каждый студент выполняет помимо общего и своё индивидуальное задание. Переход к новому заданию происходит только после успешного выполнения предыдущего. Уровень сложности заданий регулируется преподавателем для каждого студента индивидуально от «отличного» до «удовлетворительного», чтобы не создавать ему стрессовых ситуаций.
Для самостоятельной отладки программ индивидуального задания каждому студенту потребуется либо «личный» УОС, либо возможность работы в Web - лаборатории. ДонИЖТ, пока, такой уровень реализовать не в состоянии, поэтому нами была поставлена задача разработки виртуального стенда в программной среде Proteus со следующими характеристиками:
1. Основу стенда составляет микроконтроллер АТ89С51/ 52;
2. Работа виртуального стенда соответствует режимам работы реального УОС EV8031/AVR. Программы, написанные для виртуального стенда, без изменений должны выполняться на УОС. Временные соотношения в программе более точно проверяются в среде Keil |xVision4;
3. Виртуальный стенд поддерживает обмен данными между микроконтроллером и периферией реального УОС (в соответствии с его картой памяти и используемыми линиями портов): статической, динамической, знакосинтезирующей и ЖКИ - индикацией, клавиатурой, кнопками, линейкой светодиодов, ЦАП и АЦП;
4. Виртуальный стенд должен иметь модульную структуру, соответствующую этапам выполнения лабораторных работ по изучению основ микропроцессорной техники [12].
Материал и результаты работы
Виртуальный стенд
программный аналог УОС EV8031/AVR, разработан с использованием пакета Proteus. Proteus — это коммерческий пакет программ класса САПР, объединяющий две основные программы: ISIS - средство разработки и отладки в режиме реального времени электронных схем и ARES - средство разработки печатных плат.
Разработчиком пакета Proteus является фирма Labcenter Electronics
Великобритания (сайт разработчика: www.labcenter.co.uk).
Proteus, в отличии от аналогичных по назначению пакетов программ, таких как Electronics Workbench, Multisim, MicroCap, в дополнение к развитой системе моделирования для различных семейств микроконтроллеров 8051, PIC (Microchip), AVR (Atmel) и других, имеет обширные библиотеки компонентов периферийных устройств (светодиодные и ЖК индикаторы, температурные датчики, часы реального времени - RTC) и интерактивных элементов ввода-вывода (кнопок, переключателей, виртуальных портов и виртуальных измерительных приборов, интерактивных графиков).
Proteus устойчиво работает под управлением ХР и активно развивается на протяжении 12 лет, начиная с ранних четвёртых версий и кончая последней на сегодняшний день - восьмой версией. Наиболее распространенными являются версии 6 и 7. Главное отличие версий в постепенном увеличении количества компонентов в библиотеках и, соответственно, размера дистрибутива, а также в некоторых функциях кнопок мыши, что без некоторого навыка непривычно. При выполнении лабораторных работ на виртуальном стенде мы рекомендуем 7 версию программы Proteus.
Фрагмент стенда для выполнения лабораторной работы «Опрос клавиатуры и отображение на знакосинтезирующей индикации (ЗСИ)» приведен на рис. 4. Подобные фрагменты виртуального стенда выполнены для каждой из лабораторных работ соответствующего курса.
3 5
т Г
А А А
-'- -
—
-г ■1-
—О о— Ч" г — ■1 — -ф -ф рю о! АП &— 3 "а- 4 112" га П - 7
■4— -г- г 1 ■1 —т -ф га- ИГР чччн £ 1 п 28__ г_я ЯП ЯП н? р- р- И п— га а га □ рг □ ПС ПК — — Ь 9 1 1
-а— н-1— не 1 ш
1 ■
9 из 2 № &— 9 П' га га с* га П1 Р' ас яи йййййййй
Я5" [> ШШ £> V-. а С11 п сп а га а о а ся а и а с а ос О-К 1 - Тг- □ П2 ОЯ АС № АП Г-- - -— г ь
Г-1 тт-та~ -- "ПГ ~НГ Р10 изо АС
Г- —п— И ЮТЧЧ N 1Ш41 [5- 1УЭЩ| [:=- , м
А _ц ■9 4 ЦП- ца..| ■по ча. ■П ч \ а 115 2 ■л Л9
■1=1— о- п а V ■ л .■и с р?о ПНР' Р9.И ГЦ] РЯД кг гад ЦТ РЯД — Г - РТ - — !П 91 \ \ , № - П « я 19 1А 1Г Г СП "32 га па [> а*-га па л ив □ г аг те в а > АД :=- АЛ :=- -'л -- ад г □2 аг □ а см а* .■и. а а ав □ Г СГПССР.и.Я ми^ащ] | Ц пг.аэ.'э ЗЧШЭ1 кш .па.ав.а'р-!
™ 1—г° □□ — м 1Л ИИ. у Г.'П Д1£. Н—
ДТП лев ;г—» =-Ч— и □г □ □ Я — — л а«- о ь- II и и ■ я 1А И" -т 13 —< —£ ИГ ИГ -н 1 чляч
■г* ;—= <в ^
Ц41 №Г п н— РЯ.пГО- яг '2 ".'11 га ПП —1-- «ЦЧ1
м ни ЩЧ| 1: - '1 11 а «И рр пегги А" га сн ■32 па ог —Р"д —["-- «441 ЩЧЧ1
г«п_э Г -[--С
-& Ш|
ra.cn скя_э_в Г-Г/ЕР'-ПП.П' □з.пэ.а* □апцп
Рис. 4. Вид виртуального стенда при опросе клавиатуры и отображении на ЗСИ
С помощью виртуального стенда по курсу «Микропроцессорные
информационно - управляющие системы» выполняются следующие лабораторные работы:
1. Отображение информации светодиодными индикаторами:
- линейка светодиодов;
- статическая индикация;
- динамическая индикация;
- знакосинтезирующая индикация (ЗСИ).
2. Отображение информации на
ЖКИ.
3. Опрос дискретных датчиков:
- клавиатуры;
- опрос кнопок программным методом;
- опрос кнопок по прерываниям.
4. Обработка частотных и временных сигналов:
- измерение фиксированной частоты;
- измерение переменной частоты следования импульсов.
5. Формирование аналоговых сигналов на основе ЦАП.
6. Аналого - цифровое преобразование.
Заметим, что список лабораторных работ может быть расширен и более детализован, в зависимости от курса и требований преподавателя.
Предварительную отладку программ лабораторных работ, с пошаговым выполнением как фрагментов, так и всей программы, студенты выполняют с помощью пакета КеП |лУ1зюп4
Выводы
1. Обоснована необходимость разработки программно - аппаратного комплекса для повышения эффективности процесса обучения студентов основам микропроцессорной техники;
2. Поставлены требования к характеристикам виртуального стенда;
3. В среде моделирующей программы Proteus разработан виртуальный стенд для выполнения лабораторных работ по изучению основ микропроцессорной техники.
Список литературы:
1. Афонин Ю., Шарпин Л., Баран Е. и др. Микропроцессорная техника для вузов. // Современные технологии автоматизации.- 2001.- №3.- C. 58 - 67.
2. Баран Е., Захаров П., Любенко А. Web- лаборатория «Микроконтроллеры и сигнальные процессоры». // Современные технологии автоматизации.- 2005.- №1.- C. 64 -68.
3. Евстифеев В. А. Проблемы подготовки специалистов -электромехаников с использованием виртуальных комплексов. // Вюник Кременчуцького державного полггехшчного ушверситету: науков1 пращ КДПУ.- Кременчук: КДПУ, 2006.- Вип. 4 (39), Ч.1.- C. 150 - 154.
4. Цирульник С.М., Роптанов B.I. Комп'ютеризований лабораторний в1ртуальний стенд. // Bíchhk Вшницького полггехшчного шституту.- 2010.- №1.- C. 94 -98.
5. Джеффри Тревис Lab VIEW для всех,- М.: ДМК Пресс; ПриборКомплект, 2004.- 544 с.
6. Батоврин В.К., Бессонов A.C., Мошкин B.B. LabVIEW: практикум по электронике и микропроцессорной технике: Учебное пособие для ВУЗов.- М.: ДМК Пресс; ПриборКомплект, 2013.- 182 с.
7. Карлащук В.И. Электронная лаборатория на IBM PC. Программа
Electronic Workbanch и её применение.- М.: СОЛОН-Пресс, 2003.- 736 с.
8. Краткий учебный курс PROTEUS [Электронный ресурс] / Руководство для начинающих.- Режим доступа: http ://proteus 123 .narod.ru, свободный.
9. Радиокот [Электронный ресурс] / Proteus - первое знакомство.- Режим доступа: http://radiokot.ru/start/proteus/01, свободный.
10. Open System. Учебно-отладочный стенд EV8031/AVR [Электронный ресурс] -Режим доступа: http://opensys.com.ua/Stend/EV8031, свободный.
11. Копытин С., Дорофеев К. Новые возможности в интегрированной среде разработки Keil jiVision4 // «Компоненты и технологии».- 2009.-№ 10.- С. 62 - 64.
12. Кучеренко А.А. Основы микропроцессорной техники. Методические указания к лабораторным работам для студентов специальности (всех форм обучения) 7.092507- «Автоматика и автоматизация на транспорте». Часть 1. Микроконтроллер АТ89С51.- Донецк: ДонИЖТ, 2007.- 180 с.
Аннотации:
Обоснована необходимость и разработан виртуальный стенд - программный аналог учебно -отладочного стенда отечественного производства EV8031/AVR. Стенд выполнен в программной среде Proteus и входит в состав программно - аппаратного комплекса для изучения основ микропроцессорной техники.
Ключевые слова: микроконтроллер, программно- аппаратный комплекс, виртуальный стенд, моделирующая программа, лабораторная работа.
Necessity and developed virtual stand - a software analogue of training - domestic debug stand EV8031/AVR production. The stand is made in Proteus software environment and is part of the software -hardware complex for learning the basics of microprocessor technology.
Keywords: microcontroller , software and hardware system , the virtual stand , simulator , laboratory work