Научная статья на тему 'Программная параметрическая модель безрезьбовых отверстий'

Программная параметрическая модель безрезьбовых отверстий Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПАРАМЕТРИЧЕСКАЯ МОДЕЛЬ / ОТВЕРСТИЯ / СТАНДАРТЫ ИЗОБРАЖЕНИЯ / ТИПЫ И ВИДЫ ОТВЕРСТИЙ / РЕЗЬБА / АЛГОРИТМ / PARAMETRICAL MODEL / HOLES / STANDARDS OF THE IMAGE / TYPES AND KINDS OF HOLES / A THREADING / ALGORITHM

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Аль-джунейди Баджис Зйяд, Лячек Ю. Т.

Проводится анализ процесса формирования отверстий на чертежах в соответствии со стандартами. Выделяются типы и виды их представления. Рассматривается программная параметрическая модель формирования изображений безрезьбовых отверстий на чертеже в соответствии с предложенным алгоритмом ее работы. Реализация модели выполнена на языке AutoLisp и подключается к системе AutoCAD.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

A parametrical program model of no-threading holes

An analysis of the process of holes formation on drafts, conforming to the standards, is given. Types and kinds of holes representation are defined. A programmed parametrical model of formation of images of holes without threading on drafts is considered. An algorithm of the model is offered. A realization of the model is done in the language AutoLisp and is connected to AutoCAD system.

Текст научной работы на тему «Программная параметрическая модель безрезьбовых отверстий»

УДК 378(091)

Г. В. Михеева

Преподавание библиографии в первые послереволюционные годы (1917-1921 гг.)

В рассматриваемый период 1917-1921 гг. еще не было специальной профессиональной подготовки библиографов. Преподавание библиографических дисциплин являлось составной частью подготовки библиотечных работников и осуществлялось, особенно в 1917-1918 гг., в рамках различных библиотечных курсов. Расширительно толкуемое в этот период понятие «библиография» во многих случаях приводило к расширению читаемых библиографических предметов в сторону книговедения. Только курсовая система подготовки кадров ввиду ее краткосрочности и несовершенства не отвечала новым задачам и требованиям времени в подготовке высококвалифицированных библиотечных специалистов. В этот период создаются первые государственные высшие учебные заведения, в которых начинают готовить кадры культпросветработников, и им читают курсы библиографии в разном объеме в зависимости от будущей специальности.

Ключевые слова: библиография, подготовка кадров библиографов, история преподавания библиографии в 1917-1921 гг.

Galina V. Mikheeva

The teaching of bibliography in the first years after the revolution (1917-1921)

During the period of 1917-1921, there was no special training of bibliographers. Teaching bibliographic disciplines was a part of a training library staff and carried out, especially in 1917-1918, in various library courses. Broadly interpreted in this period, the term «bibliography» in many cases led to the expansion bibliographic items in the direction of bibliology. Only the exchange rate system of training because of its short duration and imperfections did not meet the new challenges and demands in the preparation of highly qualified librarians. During this period the first state universities created, which are beginning to train personnel culture-workers, and they teached courses in bibliography varying amount depending on the future specialty.

Keywords: bibliography, training of bibliographers, history of teaching in the bibliography 1917-1921

Библиографическая подготовка кадров -сложное общественное явление, связанное, с одной стороны, с социально-экономическими и культурными условиями развития общества, которые во многом определяют методическую часть содержания библиографического образования. С другой - содержание библиографической подготовки, как убедительно доказывает Л. П. Машенцева, является объективным отражением уровня развития теории и практики библиографической деятельности1. От того, насколько широко или узко в тот или иной период понималось содержание термина «библиография», впрямую зависел и содержательный объем ее преподавания2.

Уже в предреволюционные годы в связи с общим оживлением библиографической деятельности в стране: упрочением государственной библиографической регистрации, крупными библиографическими начинаниями, выпуском значительного числа научно-информационных библиографических пособий, расцветом рекомендательной библиографии, возникновением различных библиографических организаций,

появлением большого числа разноаспектных библиографических журналов - вставал вопрос о необходимости преподавания курса библиографии и подготовки кадров профессиональных библиографов.

Первые попытки преподавания библиографии были сделаны в 1906/07 учебном году, когда на занятиях Библиографического кружка при Петербургском университет Э. А. Вольтер читал лекции по теме «О библиографии (объем понятия ее и разделение на отдельные отрасли) и отношениях занятий библиографией к университетскому преподаванию наук»3. В 1907 г. в программу высшего учебного заведения - Московского археологического института - был впервые введен новый курс - «Библиотековедение», который читал этнограф и археолог С. К. Кузнецов. Специальный раздел этого курса посвящался библиографии и носил название «Библиографическая казуистика»4.

В 1908 г. при Обществе библиотековедения в Петербурге была образована комиссия по разработке вопроса об улучшении постановки дела в академических библиотеках, итогом работы

которой явилась «Записка по вопросу о мерах, необходимых для улучшения постановки библиотечного дела в академических библиотеках». В ней была указана настоятельная необходимость учреждения в двух российских университетах - Петербургском и Харьковском - кафедр библиотековедения и библиографии, поскольку, по мнению Общества, необходимо было «введение библиографии (под которой подразумевалось книговедение. - Г. М.) в курс университетского преподавания с обязательством изучения этого предмета для лиц, которые готовятся к библиотечной службе»5.

В 1909 г. тот же Э. А. Вольтер на одном из заседаний Русского библиологического общества, озабоченного судьбой библиографического образования в стране, выдвинул проект организации кафедры библиотековедения и библиографии в высших учебных заведениях6.

Первые попытки систематического преподавания библиографии осуществлялись в рамках «родовой систематической дисциплины» -книговедения (библиологии) и пионером в этом отношении выступил Н. М. Лисовский, который, по словам П. К. Казаринова, «положил начало университетскому курсу книговедения»7. Открытие библиотечных курсов при Московском городском народном университете им. А. Л. Ша-нявского в 1913 г. и чтение Лисовским лекций по книговедению8 при Петербургском (с 1913 г.)9 и Московском (с 1915 г.) университетах положили начало профессиональному библиографическому образованию в стране10.

На библиотечных курсах при Университет им. А. Л. Шанявского читался не только теоретический курс библиографии, но и курсы практической отраслевой библиографии. В разные годы набор библиографических дисциплин менялся. Так, в течение 1913-1914 гг. А. И. Ка-лишевский читал «Введение в библиографию», С. О. Серополко - курс «Практическая библиография и комплектование библиотек» и др.

В 1916 г. в Университете читались следующие курсы по библиографии: «Библиография кооперативной литературы» (А. В. Чаянов, 2 часа), «Библиография сельского хозяйства» (А. Ф. Фортунатов, 2 часа), «Классификация (общая характеристика и десятичная система)» (Б. С. Боднарский, 4 часа), «Введение в книговедение» (Н. М. Лисовский, 4 часа), «Библиография современной русской литературы» (А. Е. Грузинский, 8 часов), «Библиография природоведения» (А. А. Бродский, 6 часов), «Библиография русской истории» (А. А. Кизеветтер и В. Я. Уланов, 6 часов). Вне программы П. А. Карасев причитал двухчасовую лекцию по библиографии музыки11. Из положенных на все курсы по программе 96

лекционных часов было отведено 34 часа, т. е. 27 % времени, на преподавание разных курсов библиографии. Особо отметим, что уже в этот период складывается преподавание отраслевой библиографии.

В 1917 г. программу пополнили «Библиография современной иностранной литературы» (Суздалев), «Библиография литературы по земельному вопросу» (А. А. Фортунатов), «Библиография литературы по библиотековедению» (А. И. Калишевский)12.

В 1918 г. с 25 апреля по 29 мая в Университете Шанявского прошли месячные курсы по следующей программе:

1) Современные библиотеки;

2) Методы работы в библиотеках;

3) Детские библиотеки;

4) Профессиональное положение библиотекаря;

5) Библиотечное здание;

6) Классификация книг;

7) Каталогизация;

8) Внутренний распорядок библиотеки и организация пользования книгами;

9) Сбережение книжного имущества;

10) Библиотечная статистика и отчетность;

11) Комплектование библиотек;

12) Литература по природоведению;

13) Литература по русской истории;

14) Литература по социологии;

15) Литература по земельному вопросу;

16) Литература по кооперации;

17) Детская литература.

При этом Б. С. Боднарский читал на этих курсах следующие темы: «Библиографические пролегомены - общая история книги и история книги в России», «История библиографии - важнейшие библиографические труды и учреждения (Международный библиографический институт и пр.)», «Каталография - история и принципы научной и практической каталогра-фии, международные (англо-американские) и национальные правила», «Библиографические системы классификации - история систем и связь их с философскими схемами, отдельные библиографические системы и особенно международная десятичная», «Библиотекономия и книжное дело - общие начала теории и техники библиотечного и книжного дела»13.

Кроме чтения лекций на курсах велись практические занятия, собеседования по отдельным предметам курса и семинарии (с рефератами слушателей) по всей программе. Состоялись коллективные осмотры некоторых московских библиотек. Практические занятия распределялись таким образом, чтобы каждая группа имела в своем распоряжении свобод-

ное время для ознакомления с литературой по библиотечному делу, с библиотечным музеем и показательной библиотекой курсов и для самостоятельных работ14.

Наряду с краткосрочными курсами, в 1918 г. в Университете Шанявского были открыты годичные курсы двух видов - для библиотекарей общедоступных библиотек и для библиотекарей научных библиотек. В том же году Нарком-прос сообщил Университету, что «высоко ценя его заслуги в деле подготовки библиотекарей, принципиально постановил субсидировать его библиотечные курсы»15. На эту субсидию и существовали годичные курсы двух видов.

Библиотечные курсы при Университете им. А. Л. Шанявского пользовались большой популярностью (только на первых курсах в 1913 г. обучались 347 слушателей из 42 губерний России16, затем их число возросло) и способствовали созданию подобных курсов во многих городах: Воронеже, Оренбурге, Перми, Харькове, Вильно и др.17

После расформирования Университета Шанявского в 1920 г.18 его библиотечная секция (библиотечные курсы всех трех видов со вспомогательными учреждениями - музеем и библиотекой) была преобразована в самостоятельный Кабинет библиотековедения, который продолжал проводить курсы для разных библиотечных групп19, а с осени 1922 г. вошел в состав Библиотеки Государственного Румянцевского музея и с 1924 г. был преобразован в Институт библиотековедения Государственной библиотеки СССР им. В. И. Ленина. Важную роль в деятельности курсов на всех его этапах играла Л. Б. Хавкина20. Подчеркнем, что в этот период преподавание библиографии происходило в рамках библиотечных курсов. Это был своего рода начальный этап преподавания библиографии в нашей стране.

Как отмечает Л. П. Машенцева, «с выделением библиографии в область профессиональной деятельности в сознании передового русского общества прочно утвердилось понимание необходимости подготовки кадров для библиотеки»21.

Революции 1917 г. послужили исходным моментом для создания единой системы библиотечно-библиографического образования в стране. Одним из направлений реализации культурной революции в первые годы советской власти становится всемерное развитие внешкольного образования, обеспечивавшего, в свою очередь, базу для формирования системы учебных заведений по подготовке библиотечнобиблиографических кадров на государственной основе. В первое послереволюционное пятиле-

тие шел интенсивный процесс поиска форм и методов подготовки библиотечно-библиографических кадров. Основными формами подготовки кадров становятся: 1) библиотечные и библиографические курсы при крупнейших библиотеках страны и библиографических учреждениях; 2) специальные учебные заведения; 3) библиотечные факультеты при университетах, педагогических институтах, институтах внешкольного образования.

Особенно остро необходимость специальной библиографической подготовки кадров ощущалась в научных библиотеках.

С конца 1917 г. по апрель 1918 г. в Обществе библиотековедения в Петрограде состоялось не менее 10 совещаний, посвященных проблемам организации курсов. В итоге с 9 июня по 15 августа прошли занятия на вечерних курсах в помещении Института инженеров путей сообщения. Курсам было присвоено имя известного просветителя Н. И. Новикова, и они вошли в историю как Новиковские курсы. К преподаванию на них были привлечены заведующий библиотекой Военно-медицинской академии А. Р. Войнич-Сяноженский, библиотековеды и библиографы Б. П. Гущин, Я. П. Гребенщиков, Е. Н. Добржин-ский и др.

Курсы получили высокую оценку, в отзывах содержались многочисленные просьбы провести повторные занятия, однако Общество библиотековедения не располагало необходимыми для этого средствами.

С середины 1918 г. созданный при библиотечном отделе Наркомпроса в Петрограде Центральный комитет государственных библиотек начал подготовительную работу по организации постоянных курсов по библиотечному делу, активно привлекая членов Общества библиотековедения.

С 24 мая 1919 г. началось преподавание на Высших курсах библиотековедения при Российской Публичной библиотеке22. Запланированные как одногодичные Курсы со второго года обучения становятся двухгодичными, а затем срок преподавания увеличивается до двух с половиной лет.

Преподаваемые предметы были объединены по группам (циклам): 1) общее библиотековедение; 2) практическое библиотековедение;

3) библиография; 4) книговедение (всего около 500 часов).

В 1919 г. русскую библиографию на этих курсах читал В. М. Андерсон23 по следующей программе:

Возникновение и главнейшие пути развития русской библиографии.

Библиография славяно-русская.

Библиография библиографических изданий.

Периодические издания по библиографии.

Частные библиографии по различным отраслям знания.

Библиографическое использование периодических изданий общего и специального характера.

Библиографический аппарат к общим и специальным изданиям непериодического характера.

Библиография редких и запрещенных изданий.

Библиографическое освещение отдельных лиц: 1) биография; 2) труды.

Библиография псевдонимов, криптонимов и анонимов.

Книжный каталог как материал для библиографических данных.

История книгоиздательства и русск[ой] книжной торговли.

Каталоги: официальных издательств, частных издательств, государственных книгохранилищ, частных библиотек общественного пользования, частных собранний личного пользования.

Библиография гравюры, литографии, эстампа и др.

Библиография портретистики24.

Впоследствии его сменил А. Г. Фомин, который вел этот курс многие годы.

Иностранную библиографию на курсах преподавал В. Э. Банк25. Программа его курса содержала такие темы:

Иностранная библиография в смысле библиографического аппарата по всем отраслям литературы.

Универсальные библиографии: общие каталоги, предметные указатели, библиография избранных сочинений, указатели редких и ценных книг, энциклопедические и биографические словари.

Каталоги библиотек, издательские и антикварные каталоги.

Специальные указатели универсальной библиографии: перечни литературы определенной эпохи, каталоги инкунабулов.

Национальные библиографии.

Библиография библиографии.

Библиографич[еские] издания по отдельн[ым] отраслям знания26.

Справочно-библиографическую работу библиотек преподавала в интересующий нас период Л. И. Олавская. Практиковалось и ведение

специальных курсов: в 1919-1920 гг. М. А. Сильвин читал курс «Библиография социальных наук», в 1921 г. А. А. Шилов вел курс «Библиография русского революционного движения». Историю русской журналистики и ее библиографирование в 1919-1920 гг. читал С. А. Венгеров, в 1920-1921 гг. - А. Д. Александров.

Кроме того, А. Р. Войнич-Сяноженцкий читал курс «Библиография (общая часть)», в содержание которой входили вледующие темы:

Определение и отношение ее к другим областям знания.

Подразделение ее на всеобщую, национальную и специальную, а также теоретическую и практическую (прикладную).

История возникновения и развития библиографических исследований27.

Характеристика различных произведений письменности и печати по их библиографическим особенностям (законченные и продолжающиеся издания, повременные и периодические, отчеты и обзоры, дневники, письма и проч.). Понятие о библиографической единице.

Книжные форматы и способы их обозначений. Неудобства при неустойчивости форматов в многотомных сочинениях и периодических изданиях.

Различные приемы пагинации и датирования. Сведения, помещаемые на обложке книги.

Их разнообразие в зависимости от эпохи и характера издания. Их оценка и группировка на имеющие: более и менее существенное значение.

Задачи и приемы библиографии, обработка библиографического материала.

Датирование, анаграммы, анонимы, псевдонимы и их раскрытие.

Алфавитный, систематический и предметный указатели. Их различное значение и способы их составления.

Регистрация печатных произведений в России и за границей. Книжная палата.

Государственный учет произведений печати и отношение между ним и книгоиздательским делом28.

Перешедшие с конца второй половины

1920 г. в ведение Петроградского отделения Главнауки Наркомпроса, курсы просуществовали до 1939 г. и стали «пионером в области подготовки библиотекарей для научных библиотек»29.

В изучаемый отрезок времени создавались и другие курсы. Русское библиологическое общество совместно с Российской книжной палатой планировало в октябре 1919 г. организовать первые в России краткосрочные курсы по книго-

ведению30. В организационное бюро по устройству курсов вошли С. А. Венгеров, А. И. Малеин, Л. К. Ильинский, А. С. Поляков, А. Г. Фомин. Цель курсов - «дать общую теоретическую подготовку по книжному делу людям, желающим посвятить себя службе в библиотеках, книжных магазинах и в учреждениях, изучающих книгу...»31. В отличие от библиотечных курсов, где во главу угла ставилось библиотечное дело, библиотечные процессы, вопросы комплектования, обработки и хранения литературы, обслуживания читателей, на этих курсах главным было изучение книжного рынка, удовлетворение тематических запросов пользователей, поиск конкретной книги. Не были обойдены вниманием и «вопросы библиографической техники», под которыми понималась теория и практика библиотечной систематизации и библиографирования, т. е. составление библиографического описания. На курсах также, в соответствии с представлениями Лисовского о книговедении, были выделены три группы предметов: 1) по книгопроизводству, 2) по книгораспространению и 3) по библиографии. В курсах последней группы предполагалось знакомство с методологией и историей библиографии, с существующими библиографическими трудами и справочными пособиями по разным отраслям. Занятия на курсах должны были проводиться в вечернее время три раза в неделю и были рассчитаны на полтора месяца.

Подготовка к занятиям на курсах, однако, растянулась, и в действительности они прошли с 9 мая по 1 июля 1920 г.32

Записались на курсы 264 человека, посещали занятия 90-106 человек в день. На курсах читались лекции по следующим вопросам и предметам:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Вступительные лекции:

1) С. А. Венгеров «О значении библиографии и задачах курсов по книговедению»;

2) С. Ф. Ольденбург «Культурное значение книги».

Книгопроизводство:

3) В. В. Буш «История рукописной книги»;

4) В. В. Буш «История книгопечатания»;

5) И. Д. Галактионов «Типографское дело»;

6) С. А. Венгеров «Издательское дело»;

7) А. Е. Кауфман «Газетное дело»;

8) М. Г. Флеер «Книжная иллюстрация».

Книгораспространение:

а) Книжная торговля:

9) П. К. Симони «История русской книжной торговли»;

10) В. Б. Шкловский «Приемы и техника книжной торговли на Западе»;

11) Ю. П. Новицкий «Пути распространения книг в массах (книжные склады и магазины)».

б) Библиотековедение:

12) Н. А. Альмединген «История библиотек»;

13) В. А. Зеленко «Методы библиотечной работы (библиотека и читатель)»;

14) Я. П. Гребенщиков «Техника библиотечного дела»;

15) А. О. Круглый «Библиотечная система классификации знаний»;

16) И. П. Мурзин «Оборудование библиотек».

Книгоописание (библиография):

17) А. Г. Фомин «Введение в библиографию и методология ее»;

18) А. Г. Фомин «История русской библиографии»;

19) А. И. Малеин «История иностранной библиографии»;

20) А. П. Поляков «Библиография русской повременной печати»;

21) А. С. Поляков «Библиография гуманитарных наук»;

22) Н. Э. Сум «Библиография естественных наук»;

23) А. С. Поляков «Библиография театра»;

24) В. С. Спиридонов «Библиография народной литературы»;

25) О. И. Капица «Библиография детской литературы»;

26) С. А. Переселенков «Библиография запрещенных изданий»;

27) А. А. Шилов «Библиография истории революционного движения»;

28) А. С. Поляков «Библиофильство и редкие книги»;

29) В. В. Буш «Обзор описаний рукописей».

30) А. Д. Александров «Статистика печати».

31) А. М. Ловягин «Библиология»33.

Кроме чтения лекций, были устроены экскурсии в БАН и одну из массовых библиотек и в две типографии.

Успех этих краткосрочных курсов дал мысль Книжной палате организовать постоянные одногодичные курсы книговедения34. Кроме того, в печати появилась информация о том, что в этот период Библиографическое общество было «особенно занято организацией предполагаемых к открытию осенью специальных курсов по подготовке работников на поприще библи-ографии»35.

Наряду с общественной инициативой, получившей дополнительный стимул в виде роста библиотечной сети в первые послереволюционные годы, немаловажное значение подготовке библиотечных кадров уделяла новая советская власть, понимавшая, что внедрение в сознание масс социалистической идеологии во многом определяется подготовкой новых кадров. Каса-

лось это и преподавания библиотечно-библиографических дисциплин.

Одной из действенных форм подобной подготовки кадров также стали разнообразные курсы для библиотекарей различных библиотек. Так, в рассматриваемое пятилетие в 1918 г. были открыты курсы по подготовке библиотекарей для рабочих и солдатских библиотек в Петрограде36, Воронежским губоно по библиотечному делу37, в 1919 г. - курсы по библиотечному делу в Орехово-Зуево38, курсы при Наркомпросе по подготовке инструкторов-библиотекарей для организации центральных библиотек39, курсы отдела народного образования Моссовета с проведением практических занятий в общедоступных библиотеках40, в 1920 г. - курсов библиотекарей для красноармейских библиотек при библиотечной секции Политико-просветительного отдела военкомата Москвы41 и др.42 На всех этих курсах в разном объеме шло преподавание и «практической» библиографии.

На основании решения Первого съезда политработников Красной армии, состоявшегося в декабре 1919 г., началась подготовка и армейских библиотечных кадров. Для этого открылись двухмесячные курсы в семи окружных и губернских центрах: Саратове, Сызрани, Самаре, Харькове, Ташкенте, Пскове и Вологде. Библиотечных работников также готовили: Петроградский институт имени Н. Г. Толмачева, Красноармейский университет 16-й армии, курсы школьно-библиотечных работников в Гатчине. Программа курсов была рассчитана на 353 часа, из них: на лекции - 256, практические занятия - 48, беседы - 34, экскурсии - 15. В программе предусматривалось изучение методики политграмоты, истории русской и западной литературы, истории книги, различных видов библиографий, библиографии политической литературы43.

Однако полноценно подготовить новые кадры только путем проведения кратковременных курсов было невозможно. Необходимо было создать совершенно новую систему подготовки кадров. Инициатором и идеологом этой системы выступила Н. К. Крупская. «Сейчас у нас в России, - писала она, - вопрос о выработке опытных внешкольников с достаточно широким кругозором, проникнутых идеями революционного марксизма, стоит чрезвычайно остро. Таких работников в настоящее время десятки, а их нужны тысячи»44.

В 1919 г. Крупская выступила со статьей «Библиотечная семинария», в которой обосновала проект организации специального учебного заведения в составе Наркомпроса как центра подготовки библиотечного персонала45. По ее

замыслу, кроме специальной библиотечной подготовки в течение года в Библиотечной семинарии слушатели должны были также за год получить общеобразовательную и политическую подготовку в Пролетарском университете, а затем пройти годичную практику в библиотеке. Так впервые в нашей стране практика подготовки библиотечных работников была увязана с общеобразовательной и главное - политической подготовкой. Характерной особенностью Библиотечной семинарии должен был стать пролетарский состав ее слушателей.

25 декабря 1918 г. Наркомпрос предпринял попытку организации Библиотечной семинарии по проекту Крупской для подготовки библиотекарей города и села, инструкторов по библиотечному делу46. Кроме того, семинария должна была не только вести подготовку и переподготовку кадров, но и стать консультационным центром, «куда библиотекари могли бы обращаться с различными вопросами, требованиями и пр.»47.

Программа обучения в семинарии составлялась при деятельном участии Н. К. Крупской и была проникнута духом партийности. Центральной ее частью было изучение книги, на которое учебным планом отводилось до 70 %о времени48. Изучение литературы тесно связывалось с изучением библиографических пособий по различным отраслям знания. Предусматривались следующие темы: «Изучение книги по пособиям», «Библиографические пособия и их изучение параллельно изучению отделов» и др.49 В порядке практики курсанты должны были составить рекомендательный каталог «для читателя, располагающего знаниями начальной школы или знаниями высшего начального училища»50.

Предполагалось, что «центр тяжести занятий на библиотечных семинариях должен заключаться в самостоятельной работе участников»51. Заведующей библиотечной семинарией была назначена А. В. Цикуленко. Активное участие в организации семинарии приняли А. А. Покровский и О. И. Чачина, которые читали лекции, вели практические занятия, выступали в ней в качестве консультантов52.

Занятия в семинарии начались с 15 января и завершились 1 июня 1919 г. Всего было принято 65 человек. В отчете о первом выпуске семинаристов А. В. Цикуленко отмечала, что среди слушателей «оказалось слишком много лиц, неспособных к самостоятельной работе» и «преподаватели должны были перейти. к лекционному способу преподавания»53.

Семинария просуществовала до 1920 г. и прекратила свою деятельность54. Подобная форма подготовки кадров не прижилась55, тем

не менее основные идеи Крупской стали определяющими содержание библиотечного образования, нашли свое развитие при становлении высшего библиотечного образования в нашей стране56.

20 декабря 1918 г. по решению Совнаркома Союза Коммун Северной области был открыт Петроградский институт внешкольного образования57 - первое в нашей стране высшее учебное заведение для подготовки политикопросветительных и в том числе библиотечных работников58.

Вслед за организацией Петроградского института внешкольного образования, в октябре 1919 г. на базе Высших одногодичных педагогических курсов была организована Петроградская педагогическая академия, в составе которой имелся внешкольный факультет с книжно-библиотечным циклом. Тогда же на нем стал читаться А. Г. Фоминым курс библиографии59.

Содержание обучения высококвалифицированных библиотечных кадров - одного из наиболее многочисленных «отрядов работников идеологического фронта»60 - в целом опиралось на указания В. И. Ленина61 и Н. К. Крупской о значении и месте библио-тек62 и внешкольной работы в целом в развитии культурной революции. Следует признать, однако, что в рассматриваемый период это касалось преподавания библиографических дисциплин в меньшей степени, чем библиотечных. Так, по признанию советских библиотековедов, «в этот период среди преподавательского состава чувствовалось еще явное непонимание. задач политпросветработы. Среди большей части старых дореволюционных внешкольников, привлеченных к преподавательской деятельности, еще продолжала господствовать „теория" аполитичности внешкольной и библиотечной работы.»63. Как вспоминала впоследствии Е. А. Горш, «учебные планы института в этот период отличались аполитичностью, на них сказывалось влияние либерального культурничества, земской внешкольной работы. Социально-экономический цикл учебных планов был крайне незначителен, а на ряде факультетов (книжнобиблиотечный, музейно-выставочный) и совершенно отсутствовал»64. Критикуя первые программы обучения в Институте, Н. К. Крупская писала: «.в программе должно быть уделено широкое место пропаганде. Между тем в Институте Внешк[ольного] Образования вопросам марксизма и социализма отведено слишком мало времени. Это мне кажется чрезвычайно серьезным недостатком»65.

В течение первых лет работы Института шло

постоянно обсуждение и изменение учебных планов, велись поиски оптимального сочетания общеобразовательных, социально-экономических и специальных дисциплин. Вопрос содержания учебной работы Института66 стал предметом обсуждения на Первом Всероссийском съезде по внешкольному образованию 6 мая 1919 г. и вызвал оживленные споры. В решениях съезда отмечалась необходимость дать студентам общетеоретическую и политическую подготовку, а также общее представление о постановке всех видов внешкольной работы - это был основной курс, обязательный для всех учащихся, получаемый на основном отделении. Специальное отделение преследовало цель подготовить специалистов по конкретным видам внешкольной работы67.

В Институте была образована книжно-библиотечная группа, которая вначале входила в состав Отделения по подготовке кадровых работников. В учебный план на 1919 г. Книжнобиблиотечной группы этого отделения был как обязательный включен курс библиографии68. В составе Административно-инструкторского отделения была выделена группа по подготовке заведующих консультационно-справочными бюро69, для которых в объеме 8 лекционных часов читались лекции по следующим темам:

1) Как организовать и кем обслуживать Справочное бюро;

2) Спецификация справок;

3) Обеспечение справочниками: специальными руководствами, энциклопедиями, натуральными образцами и пр.;

4) Образовательный характер Справочного бюро для детей70.

Осенью 1919 г. Книжно-библиотечная группа была реорганизована в Книжно-библиотечное отделение, а в 1920 г. - в Книжно-библиотечный факультет, что свидетельствовало о значимости подготовки специалистов книжно-библиотечного профиля. Книжно-библиотечный факультет ставил своей задачей подготовку организаторов и инструкторов библиотечного дела, заведующих библиотечными секциями и отделами, библиотекарей, главным образом, для общественных библиотек. В составе факультета были выделены отдельные кафедры, прежде всего исходя из значимости тех или иных дисциплин, в том числе по классификации наук и книговедению. Как отмечал А. Г. Фомин, «центральное место в последней кафедре занимала библиография ввиду ее громадного значения для библиотечного работника»71.

В учебный план Книжно-библиотечного факультета включались следующие курсы библиографических дисциплин72:

Наименование дисциплины Количество часов Преподаватели

Теорет. Практ.

Библиография. Общее понятие о библиографии 20 - А. Г. Фомин

Методология и история библиографии 40 30 А. Г. Фомин

Библиография гуманитарных наук - - А. Г. Фомин

Библиография социальных наук 15 30 М.А.Сильвин

Библиография точных наук 20 35 Н. Э. Сум, М. Новорусский

Библиография прикладных знаний (сельскохозяйственная) 10 20 В. Н. Рассыпной

Библиография прикладных знаний (инженерная, медицинская) 15 30 Н. Э. Сум

Библиография библиотековедения 10 - Н. Э. Сум, А. Ф. Астафьев

Иностранная библиография 20 - А. И. Малеин

Библиография библиографии (знакомство с практическими указателями в связи с вопросом комплектования) 25 45 Я. П. Гребенщиков

Библиотечная классификация (в связи с историей наук и методологией) 40 - Б. П. Гущин

С 1920 г. деканом Книжно-библиотечного факультета Петроградского института внешкольного образования и одновременно заведующим книжно-библиотечным циклом Петроградской педагогической академии становится А. Г. Фомин, читавший курс библиографии. Педагогическая деятельность А. Г. Фомина получила отповедь советских исследователей. Так, П. Н. Берков писал, что в рассматриваемый период А. Г. Фомин продолжал проповедовать «теорию надклассового характера библиографии»73, а З. П. Оленева отмечала, что «на всех работах А. Г. Фомина, лежит печать объективизма. что отразилось и на читаемом им курсе библиографии»74.

Срок обучения, первоначально определенный в полгода, уже с 1919 г. был продлен до двух лет75, а с 1921/22 учебного года было введено четырехлетнее обучение76.

Примерное количество обучающихся на Книжно-библиотечном факультете в этот период приводится в статье З. П. Оленевой77:

Количество обучавшихся Количество окончивших Институт

1918 - 96 -

1919/20 - 15 1919 - 43

1920/21 - 13 1920/21 - 7

1921/22 - 36 1921/22 - 27

Социальный состав учащихся в 1921/22 учебном году был следующим: 11 % - рабочие и дети рабочих, 34 % - крестьяне, 52 % - слу-

жащие, в основном представители сельской интеллигенции, и 3 % составляли дети «нетрудовых элементов»78. Партийная и комсомольская прослойка была малочисленная: в 1918 и 1919 гг. из 139 всех студентов было 7 человек членов и кандидатов в члены РКП (б); в 1920/21 учебном году из 273 студентов было 22 члена РКП (б), кандидатов - 11, членов РКСМ - 22 человека79. Среди студентов было немало лиц с анархистскими, меньшевистскими и эсеровскими убеждениями80.

Новые правила приема в вузы, основанные на принципе классового отбора, принятые в

1921 г. Агитационно-пропагандистским отделом ЦК РКП (б) и Главпрофобром, введение рабфаков в качестве подготовительных отделений для пролетарской прослойки существенно повлияли в будущем на социальный состав учащихся Института. Уже в 1921 г. была проведена «чистка студенческого состава, засоренного классовочуждым элементом. Чуждые, идеологически враждебные студенты изгоняются»81. «В 19211922 гг. в институт и на его книжно-библиотечный факультет приходят студенты, воспитанные коммунистической партией. Состав преподавателей пополняется квалифицированными ка-драми»82.

Подготовкой библиотечных работников занимались также институты народного образования, созданные в 1918-1919 гг. на базе бывших учительских институтов, в Рязани, Одессе, Харькове83. Тогда же открываются институты внешкольного образования в Иваново-Вознесенске, Костроме и др. Во всех них читались курсы библиографии.

Кроме проведения занятий для своих учащихся, институты внешкольного образования организовывали краткосрочные курсы для сотрудников различных библиотек. В частности, Петроградский институт внешкольного образования 25 января 1919 г. открыл курсы инструкторов по внешкольному образованию в красноармейских частях84. В 1920 г. был разработан учебный план и проведены занятия на Библиотечных курсах для работников коммунальных библиотек Петрограда и окрестностей. В программе курсов, общий объем часов которых был 144 часа (70 лекционных и 74 практических), предусматривались и библиографические занятия («Организация и работа Справочного бюро»; «Библиография библиографии» - знакомство с практическими библиографическими указателями в связи с вопросами комплектования и практическое ознакомление с методами библиографической работы; «Библиография библиотековедения» - обзор литературы библиотечного дела)85 - всего 13 лекционных и 12 практических занятий, т. е. около 17 % времени.

Организовывались Институтом и краткосрочные (трехмесячные) курсы по библиотечному делу (102 часа, из них лекционных 54 часа и 48 часов практических занятий), на которых библиографии отводилось 8 лекционных и 6 практических часов86. С 1918 по 1921 г. на этих курсах обучались 3000 человек87. Таким образом, уже в рассматриваемый отрезок времени предусматривалось взаимодействие вузовской и курсовой форм подготовки библиотечных специалистов.

Подведем некоторые итоги. В рассматриваемый период 1917-1921 гг. еще не было специальной профессиональной подготовки библиографов. Преподавание библиографических дисциплин являлось составной частью подготовки библиотечных работников и осуществлялось, особенно в 1917-1918 гг., в рамках различных библиотечных курсов. Расширительно толкуемое в этот период понятие «библиография» во многих случаях приводило к расширению читаемых библиографических предметов в сторону книговедения. Тем не менее уже в начале рассматриваемого периода сложилось четкое представление о том, что подготовка библиотечных работников для всех типов библиотек, безусловно, немыслима без привития им библиографических знаний. При этом специалистам разных типов библиотек читался различный объем и набор библиографических курсов.

Уже в начале этого периода сформировалось убеждение, что только курсовая система

подготовки кадров ввиду ее краткосрочности и несовершенства не отвечала новым задачам и требованиям времени в подготовке высококвалифицированных библиотечных специалистов.

1917-1921 гг. были важным периодом становление преподавания библиографии в нашей стране. Несомненным достижение рассматриваемого периода следует считать сам факт организации обучения библиотекарей в системе высшей школы. В этот период впервые в истории нашей страны началось развитие высшего библиотечного образования, призванного подготовить высококвалифицированные кадры как для массовых, так и для научных библиотек. Неотъемлемой составляющей их подготовки был курс библиографии, читавшийся в разных объемах и по разным программам. В этот период в содержательный курс библиографии начинает внедряться идеологический диктат, требующий рассмотрения всех составляющих библиографии с позиций классового марксистско-ленинского подхода.

Преподаватели классических основ библиографии обвиняются в объективизме и надклассовом подходе к библиографическим явлениям и фактам.

Анализ программ различных курсов библиографии наглядно демонстрирует разнообразие и многоаспектность преподаваемых библиографических дисциплин. Уже в этот период складывается система преподавания отраслевых курсов библиографии, идут постоянные поиски оптимальной структуры преподавания практических и теоретических курсов библиографии, сочетания вузовской и курсовой подготовки кадров. Становление преподавания библиографии в этот период с учетом выдвигаемых идеологических задач было сопряжено с рядом трудностей:

- слабой организацией преподавания общественных наук ввиду отсутствия квалифицированных преподавателей-марксистов;

- недостаточной теоретической разработкой смыслового и понятийного поля библиографии как книговедения или его составной части;

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

- неразработанностью программ, учебников и учебных пособий по курсам библиографии в соответствии с требованиями времени, задачами социалистического преобразования страны.

В этот период в составе разных институтов народного образования, педагогических вузов создаются факультеты и отделения книжно-библиотечного цикла. Это заложило основы для организации в дальнейшем самостоятельных высших и средних библиотечных учебных заведений в нашей стране.

Примечания

1 Машенцева Л. П. Возникновение и развитие библиографической подготовки библиотечных кадров высшей квалификации в СССР: автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1986. С. 7.

2 Проблемам становления библиографического образования в стране, особенно в его связи с библиотечным, уделяли внимание многие отечественные специалисты: К. И. Абрамов, М. К. Архипова, М. Н. Беспалов, Э. К. Беспалова, Э. А. Вольтер, М. Г. Гастфер, Л. В. Казанцева, О. П. Коршунов, Т. Т. Латонина, З. П. Оленева, В. А. Фокеев, Л. Б. Хавкина, А. Я. Черняк и др.

3 Белогорская Т. А. Преподавание естественнонаучной библиографии в Московском городском народном университете им. А. Л. Шанявского // Науч. и техн. б-ки СССР. 1974. № 2. С. 36.

4 Отчет о состоянии Московского археологического института за 1908/09 акад. год. М., 1910. С. 34-35.

5 Цит. по: Фомин А. Г. Н. М. Лисовский как пионер академического преподавания книговедения в России // Библиогр. изв. 1921. № 1/4. С. 16.

6 Машкова М. В. История русской библиографии начала ХХ в. (до октября 1917 г.). М., 1969. С. 430-431.

7 Казаринов П. К. О преподавании библиографии в высшей школе // Труды Первого Всероссийского библиографического съезда в Москве, 2-8 дек. 1924 г. М., 1926. С. 205, 208.

8 Напомним, что Н. М. Лисовский рассматривал библиографию как один из трех разделов книговедения (книгопроизводство - книгоописание / библиография -книгораспространение) (Лисовский Н. М. Книговедение как предмет преподавания, его сущность и задачи // Библиогр. изв. 1914. № 1/2. С. 17-19).

9 О преподавании Н. М. Лисовским курса книговедения подробно см.: Фомин А. Г. Указ. соч. С. 15-34.

10 Л. П. Машенцева значительно отодвигает дату начала библиографического образования, связывая ее с созданием в 1826 г. кафедры библиографии при Вильнюсском университете и выходом в 1830 г. первого в стране учебника по этой дисциплине - «Предмета всеобщей библиографии», автором которого был А. В. Богаткевич (Машенцева Л. П. Указ. соч. С. 9). Однако систематического характера преподавание библиографии в тот период не носило.

11 Макаровский М. А. Библиотечные курсы при Университет Шанявского в 1916 г. // Науч. и техн. б-ки. 1999. № 10. С. 69-70.

12 Абрамов К. И. У истоков библиотечного образования в России // Науч. и техн. б-ки. 1993. № 6. С. 40.

13 Преподавание библиографии в Университете им. Шанявского // Библиогр. изв. 1918. № 3/4. С. 103; Известия. 1919. 4 марта. С. 3.

14 Курсы по библиотечному делу // Читатель. 1918. № 5. С. 13.

15 Цит. по: О книговедческом профессиональном образовании в России и в СССР // Совет. библиогр. 1935. Вып. 4(12). С. 162.

16 Там же.

17 Абрамов К. И. Указ. соч. С. 45.

18 По другим источникам - с 1918 г. (Шилов Л. А. Высшие курсы библиотековедения Публичной библиотеки: у истоков библиотечного образования // Шилов Л. А. Очерки по истории Российской национальной библиотеки. СПб., 2007. С. 158).

19 Ср.: [О начале занятий по библиотечному делу при Кабинете библиотековедения Отдела научных библиотек Наркомпроса] // Известия. 1920. 27 авг. С. 2.

20 Об этом см.: Григорьев Ю. В. Л. Б. Хавкина (18711949). М., 1978; Хавкина Л. Б. Кабинет библиотековедения // Крас. библиотекарь. 1923. № 1. С. 81-82; Библ. обозрение. Л., 1925. Кн. 1. С. 151-155.

21 Машенцева Л. П. Указ. соч. С. 9.

22 Об этих курсах подробно см.: Шилов Л. А. Указ. соч. С. 126-158.

23 О В. М. Андерсоне подробно см.: Сотрудники Российской национальной библиотеки - деятели науки и культуры: биогр. слов. СПб., 1995. Т. 1: Императорская Публичная библиотека, 1795-1917. С. 47-49.

24 Программа библиотечных курсов для лиц, желающих посвятить себя деятельности в библиотеках государственных, библиотеках ученых учреждений и высших учебных заведений / Ком. гос. б-к в Петрограде и О-во библиотековедения. Петроград, 1919. С. 8. См. также: Краткий отчет о библиотечных курсах 28-го мая - 8-го декабря 1919 г. // Библ. обозрение. 1920. Кн. 2. С. 267.

25 О В. Э. Банке подробно см.: Сотрудники Российской национальной библиотеки. С. 67-71.

26 Программа библиотечных курсов. С. 1-2.

27 Обратим особое внимание на эту тему, которая вновь возникла и активно разрабатывается в наши дни (см.: Зусьман О. М. Библиографические исследования науки. СПб., 2000).

28 Программа библиотечных курсов. С. 1-2.

29 Цит. по: Шилов Л. А. Указ. соч. С. 156.

30 Русское библиологическое общество // Библиотечная энциклопедия. М., 2007. С. 910.

31 Курсы по книговедению // Вестн. лит. 1919. № 10. С. 5; Русское библиологическое общество // Бирюч петрогр. гос. театров. 1919. Июнь-авг. С. 163.

32 И. Ф. Мартынов ошибочно утверждает, что «занятия на курсах начались в январе 1920 г.» (Мартынов И. Ф. Русское библиологическое общество в годы советской власти (1917-1931 гг.) // Книга: исслед. и материалы. 1974. Сб. 29. С. 110).

33 ЦГАЛИ СПб. Ф. 306. Ед. хр. 346. Л. 1 -2.

34 Книжная палата в первые годы советской власти, 1917-1920 гг.: (материалы, хранящиеся в Ленингр. гос. арх. Окт. революции и социалист. строительства) / публ. И. Ф. Мартынова // Совет. библиогр. 1967. № 3. С. 234.

35 Библиогр. изв. 1920. № 1/2. С. 30.

36 Курсы по библиотечному делу // Известия. 1918. 4 янв. С. 4; 5 янв. С. 4; 18 янв. С. 4; 21 янв. С. 4; Правда. 1918. 10 янв. С. 4.

37 Известия. 1918. 18 июня. С. 8.

38 Правда. 1919. 4 янв. С. 3. Подп.: Ореховец.

39 Школьно-библиотечные курсы // Известия. 1919. 30 янв. С. 5.

40 Курсы для подготовки внешкольников // Правда. 1919. 23 апр. С. 4; 8 мая. С. 4; Библиотечное дело в Москве // Правда. 1919. 4 мая. С. 3; Курсы библиотекарей // Известия. 1919. 10 мая. С. 3; Библиотечные курсы // Библиогр. изв. 1919. № 1/2. С. 81.

41 Известия. 1920. 7 сент. С. 2.

42 Подробно о библиотечных курсах, открытых в разных городах в этот период, см.: Библиотечное дело в СССР: по страницам центр. газ. (1917-1920): библиогр. указ. М., 1977. Подготовка библиотечных кадров. С. 63-65.

43 Савинский М. Зарождение библиотечного дела в Красной армии // Воен.-ист. журн. 1977. № 3. С. 96.

44 Крупская Н. К. К итогам съезда // Крупская Н. К. Педагогические сочинения: в 10 т. М., 1959. Т. 7. С. 45.

45 Там же. М., 1960. Т. 8. С. 13-16.

46 ГАРФ. Ф. 2306. Оп. 15. Ед. хр. 267. Л. 4-5; Ед. хр. 305. Л. 10.

47 Крупская Н. К. Библиотечная семинария // Крупская Н. К. О библиотечном деле. М., 1957. С. 117.

48 Беспалова Э. К. Вопросы рекомендательной библиографии в трудах Н. К. Крупской // Н. К. Крупская и совершенствование духовной культуры советского общества. М., 1988. С. 24.

49 Из общего плана занятий библиотечной семинарии при Наркомпросе с указанием тем лекций // История библиотечного дела в СССР: док. и материалы: 1918-1920. М., 1975. С. 225.

50 Цит. по: Андреева М. А. Роль Н. К. Крупской в организации рекомендательной библиографии (1917-1920 гг.) // Уч. зап. / МГБИ. 1959. Вып. 5. С. 77.

51 Из общего плана занятий. С. 225.

52 Подробно об этом см.: Григорьев Ю. В. А. А. Покровский (1879-1942). М., 1965. С. 28-29.

53 Из отчета заведующей библиотечной семинарией А. Цикуленко о деятельности с 15 февраля по 15 июня 1919 г. // История библиотечного дела в СССР: док. и материалы: 1918-1920. М., 1975. С. 231.

54 Абрамов К. И. История библиотечного дела в СССР. Изд. 3-е, перераб. и доп. М., 1980. С. 183.

55 Крупская и сама отмечала, что «семинарий вылился в обычные курсы по подготовке работников» (Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 7. С. 114).

56 Светские библиотековеды, в частности З. П. Олене-ва, не без основания рассматривали статью Н. К. Крупской «Библиотечная семинария» «как программный документ, на основе которого в системе советской высшей школы созданы первые центры подготовки библиотечных работников» (Оленева З. П. Н. К. Крупская - организатор и руководитель подготовки библиотечных кадров // История и перспективы библиотечного образования: сб. науч. тр. Л., 1988. С. 13).

57 Решение о создании Института внешкольного образования было вынесено еще 20 июня 1917 г. на I Все-

российском съезде Советов, однако в силу исторических сложностей в тот период институт не был открыт.

В сентябре 1918 г. в Петрограде были созданы инструкторские курсы внешкольного образования, которые 28 ноября 1918 г. приказом наркома просвещения А. В. Луначарского преобразовались в институт (см. Скрыпнев Н. П. Ленинградский государственный библиотечный институт имени Н. К. Крупской (1918-1958) // Тр. / ЛГБИ. 1958. Т. 4. С. 6).

58 Подробно о этапах принятия решения о его создании см.: Оленева З. П. Становление и развитие высшего библиотечного образования в СССР (1917-1929 гг.) // Тр. / ЛГБИ. 1961. Т. 8. С. 217; Сергеева Н. И. Первые страницы // История. Воспоминания. Документы: к 85-летию С.-Петерб. гос. ун-та культуры и искусств. СПб., 2003. С. 7-9.

59 Фомин А. Г. Указ. соч. С. 30.

60 Оленева З. П. Становление и развитие. С. 219.

61 В речи на Всероссийском совещании политпросве-тов В. И. Ленин открыто заявил: «Мы по всей линии своей просветительной работы не можем стоять на старой точке аполитичности просвещения, не можем ставить просветительную работу вне связи с политикой». И далее отмечал, что в работе всех учреждений культуры «должно быть открыто признано главенство политики Коммунистической партии» (Ленин В. И. Полн. собр. соч. Т. 41. С. 402).

62 Ср. у Н. К. Крупской, которая отмечала, что советской властью была поставлена задача «превратить библиотеку - даже самую маленькую - в идеологический центр, помогающий делу строительства социализма» (Крупская Н. К. По ленинскому пути // Крупская Н. К. Педагогические сочинения. Т. 8. С. 669).

63 Оленева З. П. Становление и развитие. С. 219. Ср. также оценку В. Ф. Сахарова: «.в большинстве преподаватели специальных дисциплин были старыми внешкольниками, стоявшими в лучшем случае на позициях мелкобуржуазной беспартийности. Они не понимали или не желали понимать новых задач внешкольного образования и библиотечного дела, поставленных В. И. Лениным в его речи на I Всероссийском съезде по внешкольному образованию (6 мая 1919 г.)» (Сахаров В. Ф. 30-летие Ленинградского государственного библиотечного института им. Н. К. Крупской // Библиотекарь. 1949. № 2. С. 7).

64 Горш Е. А. Ленинградский коммунистический политико-просветительный институт им. Н. К. Крупской (1918-1938) // Крас. библиотекарь. 1939. № 3. С. 43.

65 Крупская Н. К. «Внешкольное образование», № 2/3, 1919: [обзор журн.] // Внешк. образование. Пг., 1919. № 2/3. С. 228.

66 Уже в первые учебные планы был включен курс «Библиография книг по различным отраслям знания» (10 лекционных часов и 20 практических занятий по рецензированию книг) (Зеленко В. А. Институт внешкольного образования // Внешк. образование. Пг., 1919. № 2/3. С. 13).

67 Оленева З. П. Становление и развитие. С. 220.

68 Фомин А. Г. Указ. соч. С. 29.

69 Зеленко В. А. Указ. соч. С. 11.

70 Там же. С. 17.

71 Фомин А. Г. Работа Книжно-библиотечного фа-

культета Института политпросветработы имени Н. К. Крупской // Библ. обозрение. 1925. Кн. 2. С. 141.

72 Зеленко В. А. Книжно-библиотечный факультет Института внешкольного образования // Там же. Кн. 2. С. 269-270, 277.

73 Берков П. Н. А. Г. Фомин (1887-1939): очерк жизни и науч. деятельности. М., 1949. С. 8.

74 Оленева З. П. Подготовка библиотечных кадров в высшей школе (1917-1925 гг.) // Тр. БАН и ФБОН. 1962. Т. 6. С. 225.

75 Зеленко В. А. Институт внешкольного образования. С. 10.

76 Фомин А. Г. Работа Книжно-библиотечного факультета. С. 139.

77 Оленева З. П. Становление и развитие. С. 231-232.

78 Оленева З. П. Подготовка библиотечных кадров. С. 220.

79 Там же.

80 Горелов Т. Н. Институт в период военного коммунизма // Пятнадцать лет института (1918-1933). Л., 1934. С. 84; Гусовский И. И. Партийно-политическая жизнь института // Там же. С. 90-92.

81 Нетупская Я. Пятнадцать лет борьбы за политпрос-ветские кадры // Пятнадцать лет института. Л., 1934. С. 27.

82 Сахаров В. Ф. Указ. соч. С. 7.

83 Оленева З. П. Подготовка библиотечных кадров. С. 219.

84 Сергеева Н. И. Первые страницы. С. 18.

85 Зеленко В. А. Книжно-библиотечный факультет. С. 275.

86 Там же. С. 276.

87 Скрыпнев Н. П. Указ. соч. С. 7.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.