Научная статья на тему 'Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и Северо-Востока КНР на период 2009-2013 гг. : преимущества и угрозы реализации'

Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и Северо-Востока КНР на период 2009-2013 гг. : преимущества и угрозы реализации Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
226
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА / ПРОГРАММНОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УГРОЗЫ БЕЗОПАСНОСТИ / ЗАБАЙКАЛЬСКИЙ КРАЙ / ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ / GOVERNMENTAL POLICY / PROGRAM DEVELOPMENT / THREATS OF SECURITY / ZABAIKALSKY KRAI / POLITICAL POWER

Аннотация научной статьи по социальной и экономической географии, автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна

Рассмотрены вопросы оценки программы сотрудничества между регионами Восточной Сибири и Северо-Востока КНР, дана характеристика ее программного обеспечения на территории Забайкальского края. Рассматриваются преимущества и угрозы реализации четырех программ, осуществлен SWOT-анализ социально-экономического развития Забайкальского края

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социальной и экономической географии , автор научной работы — Бейдина Татьяна Евгеньевна, Новикова Анна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Governmental Program Policy of Zabaikalsky Krai and North-Easten Region of China Collaboration in 2009-2013: Advantages and Threats of Realization

The article deals with estimation of collaboration program between Eastern Siberia and North-eastern region of China, gives characteristics of the program development on the territory of Za-baikalsky Krai. The article also highlights advantages and threats of realizations of the four sub-programs, gives SWOT-analysis of social and economic development of Zabaikalsky Krai

Текст научной работы на тему «Программная государственная политика сотрудничества Забайкальского края и Северо-Востока КНР на период 2009-2013 гг. : преимущества и угрозы реализации»

Политология

УДК: 328; 321.01

Бейдина 'Татьяна Евгеньевна Tatyana Beydina

Новикова Анна Владимировна Anna Novikova

ПРОГРАММНАЯ ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА СОТРУДНИЧЕСТВА ЗАБАЙКАЛЬСКОГО КРАЯ И СЕВЕРО-ВОСТОКА КНР НА ПЕРИОД 2009-2013 гг.: ПРЕИМУЩЕСТВА И УГРОЗЫ РЕАЛИЗАЦИИ

GOVERNMENTAL PROGRAM POLICY OF ZABAIKALSKY KRAI AND NORTH-EASTEN REGION OF CHINA COLLABORATION IN 2009-2013: ADVANTAGES AND THREATS OF REALIZATION

Рассмотрены вопросы оценки программы сотрудничества между регионами Восточной Сибири и Северо-Востока КНР, дана характеристика ее программного обеспечения на территории Забайкальского края. Рассматриваются преимущества и угрозы реализации четырех программ, осуществлен SWOT-aнaлиз социально-экономического развития Забайкальского края

Ключевые слова: государственная политика, программное обеспечение угрозы безопасности, Забайкальский край, политическая власть

The article deals with estimation of collaboration program between Eastern Siberia and North-eastern region of China, gives characteristics of the program development on the territory of Za-baikalsky Krai. The article also highlights advantages and threats of realizations of the four sub-programs, gives SWOT-analysis of social and economic development of Zabaikalsky Krai

Key words: governmental policy, program development, threats of security, Zabaikalsky Krai, political power

В современной России политические региональные исследования достигли значительных успехов [1]- На международную арену выходит игрок «первого уровня» — Китай, находящийся на стадии взлета. По мнению участников У российско-китайской конференции МГИМО: «Эта стадия предполагает ориентацию государства на высокие темпы экономического роста и реализацию крупномасштабных проектов, требующих большихвложеиийизатрат» [2^.

В сентябре 2009 г. в Нью-Йорке Д.А. Медведев, Президент РФ и Председатель КНР Ху Циньтао утвердили Программу со-

трудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока Китайской Народной Республики на период 2009-2018 гг. Координация усилий охватывает 200 экономических проектов на территории России и Китая. Программа координируется Министерством регионального развития РФ и Государственным комитетом Китайской Народной Республики по развитию и реформам. На территории Забайкальского края планируется освоение следующих проектов: Березовского железорудного месторождения, Амазарского лесопромышленного комплек-

са, создание промышленной зоны в поселке «Могойтуй», комплексное освоение лесных ресурсов западных районов Забайкальского края.

Анализ проекта Управляющей компании на территории Забайкальского края ООО «Горнопромышленная компания «Лу-нэн» предполагает на первом этапе — разведку и добычу железных руд, на втором этапе — строительство металлургического завода мощностью 6 млн т чугунных заготовок в год. На заводе планируется использовать австралийскую технологию плавления и восстановления чугуна, которая является безотходной. Кроме того, возможно создание завода по изготовлению цемента на основе побочного продукта данной технологии — шлаков. На данный момент китайская сторона ведет строительство инженерных коммуникаций (автомобильных дорог, ЛЭП, элементов водоснабжения), осуществляется заказ и закупка необходимого оборудования.

Амазарский лесопромышленный комплекс обеспечивается управляющей компанией на территории Забайкальского края — ООО «Экспресс», созданной для поддержки проекта сырьем. Суть проекта сводится к созданию целлюлозного завода по производству товарной небеленой сульфатной целлюлозы мощностью 230 тыс. т/ год, деревообрабатывающего завода мощностью 600 тыс. м3/год, лесозаготовительного предприятия мощностью 1600,0 тыс. м3/год.

Выгодно отличается от других проектов производственной направленностью «Создание промышленной зоны в поселке Могойтуй» со сроком реализации в 2013 г. Особенностью данной программы является привлечение средств федерального бюджета

— 350 млн руб. и создание до 5 тыс. рабочих мест на территории Забайкальского края.

Следующая программа «Комплексное освоение лесных ресурсов западных районов Забайкальского края» предполагает организацию 3 лесхозов, 3 складов лесоматериалов, 2 заводов по глубокой переработке древесины, 1 железнодорожного товарного склада, 1 завода по производству биоугля.

Проблемы реализации данной программы связаны с неудовлетворительным состоянием дорог в муниципальном районе «Красно-чикойский район», с малыми масштабами рабочей силы на местах.

Таким образом, налицо региональная целевая программа, которую можно рассматривать как решение крупных социально-экономических проблем региона.

Согласно Закону Забайкальского края от 22.12.2009 г. № 322 33К «О стратегическом планировании в Забайкальском крае», цель социально-экономического развития Забайкальского края — состояние экономики, социальной сферы, которое рассматривается участниками стратегического планирования в качестве ориентира своей деятельности и характеризуется количественными и (или) качественными показателями (индикаторами).

Стратегические направления развития Забайкальского края — важнейшие направления социально-экономического развития, реализация которых должна быть осуществлена исполнительными органами государственной власти Забайкальского края в первоочередном порядке, включая обеспечение финансовыми ресурсами и совместные действия исполнительных органов государственной власти Забайкальского края и органов местного самоуправления в целях обеспечения устойчивого развития Забайкальского края.

К документам стратегического планирования Забайкальского края относятся:

1) стратегические направления развития Забайкальского края;

2) стратегия социально-экономического развития Забайкальского края;

3) схема территориального планирования Забайкальского края;

4) программа социально-экономического развития Забайкальского края;

5) краевые долгосрочные целевые программы;

6) прогноз социально-экономического развития Забайкальского края;

7) документы стратегического планирования муниципальных образований Забайкальского края.

Согласно Закону Забайкальского края от 17.02.2009 г. № 125-ЗЗК «Устав Забайкальского края», принятие краевых программ социально-экономического развития находится в ведении края, а утверждение программы социально-экономического развития края и отчетов об их исполнении входит в компетенцию Законодательного Собрания. Законодательное Собрание Забайкальского края самостоятельно или через создаваемые им органы осуществляет контроль за выполнением программы социально-экономического развития края. Проекты программ социально-экономического развития Забайкальского края разрабатываются Правительством Забайкальского края.

Социально-экономическое развитие региона — повышение качества жизни и культурного уровня населения региона, уровня развития и конкурентоспособности сферы производства и услуг, эффективности управления жизнедеятельностью региона. Программа социально-экономического развития Забайкальского края — прогнозно-плановый документ, формирующий и увязывающий по срокам, финансовым, трудовым, материальным и иным ресурсам реализацию стратегических ориентиров на среднесрочную и долгосрочную перспективу, а также текущую деятельность экономического и социального секторов, обеспечивающую сбалансированное, устойчивое развитие.

Согласно постановлению Правительства Забайкальского края от 30.12.2008 г. № 172 «Об утверждении Порядка разработки и реализации Программы социальноэкономического развития Забайкальского края», программа социально-экономического развития Забайкальского края разрабатывается на срок не менее 5 лет. Этапы разработки и реализации программы:

1) принятие решения о разработке программы;

2) разработка и утверждение программы;

3) реализацияпрограммы;

4) контроль за ходом выполнения программы и эффективностью ее реализации.

Цель программы определяется согласно следующим критериям:

1) достижимость (цель должна быть потенциально достижима);

2) измеряемость (должна существовать возможность проверки достижения цели);

3) привязка к временному графику (должны быть установлены сроки достижения цели и, в случае необходимости, этапы реализации программы).

Механизм управления реализацией программы должен включать организационные и правовые меры, необходимые для реализации мероприятий программы, а также порядок управления программой и контроля за исполнением мероприятий программы. Основные направления социально-экономического развития Забайкальского края и мероприятия программы должны способствовать достижению поставленных целей и задач. Стоит отметить, что социально-экономическое развитие Забайкальского края входит в южный пояс развития Сибири наряду с центральными и южными районами Омской и Иркутской областей, Республикой Бурятия, южными районами Томской области, Красноярского края, Алтайского края, Новосибирской и Кемеровской областями, Республикой Алтай, Республикой Тыва и Республикой Хакасия [3].

Забайкальский край по уровню социально-экономического развития в Сибири относится к третьей группе субъектов Российской Федерации — это регионы с относительно низкой плотностью населения и сравнительно низким уровнем социальноэкономического развития. Стратегическим направлением региональной политики по поддержке этих регионов является адресная государственная поддержка и комбинированное использование элементов ресурсной, инновационной и рекреационной составляющих Сибири. Для Забайкальского края — это стимулирование согласованной реализации инфраструктурных и сырьевых проектов на базе государственно-частного партнерства.

Огромное значение для регионов тре-

тьей группы будут иметь крупные инвестиционные проекты, реализация которых благоприятно скажется на социально-экономическом развитии территории и повышении ее инвестиционной привлекательности. Действительной мерой по развитию регионов Сибири с низким уровнем социально-экономического развития в целях привлечения инвестиций в создание современных производств станет создание на таких территориях зон с особыми условиями ведения хозяйственной деятельности. Среди них — зоны территориального развития и особые экономические зоны.

Объективная информация по «Программе сотрудничества между регионами Дальнего Востока и Восточной Сибири РФ и Северо-Востока КНР» предполагает уход от упрощенного подхода угрозы — преимущества. К таким преимуществам относятся расширение сотрудничества по обустройству пунктов пропуска Покровка — Жа-охэ, реконструкция МАПП «Забайкальск

— Маньчжурия», создание зоны научнотехнического сотрудничества в поселке Могойтуй, расширение объемов китайских инвестиций по Березовскому железорудному месторождению, по Амазарскому лесопромышленному комплексу (Хэйлунцзянское инвестиционное общество с ограниченной ответственностью «Чжэньжун-Старт»); поступление реальных доходов в бюджеты муниципальных районов «Мо-гочинский район», «Сретенский район», «Красночикойский район», создание рабочих мест (правда, в ограниченном масштабе) среди российских граждан, значимые социальные проекты китайской стороны (ООО «ЦПК Полярная» в Амазаре), восстановление лесхозов и обустройство края.

Информация по угрозам в результате реализации обозначенных проектов на территории Забайкальского края позволила придти к следующим выводам:

1) идет перемещение угроз из количественной сферы в сферу высокоточных технологий, которые, безусловно, будут использованы во благо Китая. Реализация программы будет способствовать высокой мобильности капитала и рабочей силы КНР, увеличивая китайские возможности к технологическим и социальным инноваци-

ям. При сравнении проекта на китайской стороне ориентированы на производство. В Забайкальском крае проекты носят сырьевую направленность и ориентированы на удовлетворение потребностей КНР в ресурсах. Приятное исключение составляет проект создания промышленных зон в поселке Забайкальск и Могойтуй, которые могут быть не реализованы из-за высокого инвестиционного риска (по SWOT-анализу).

Таким образом, налицо экономические, финансовые угрозы и угрозы соперничества (при обращении к ресурсам Забайкальского края);

2) создаваемые производственные технологии и центры НИОКР в Китае — это технологии двойного назначения, которые могут быть использованы в военных целях. Следовательно, налицо угроза возрастания военных расходов КНР [4]. Существует несоответствие между угрозами безопасности Китая сегодня и в обозримом будущем (с одной стороны) и характером его военных приготовлений — с другой. Уровень внешней военной угрозы для КНР не высок. Между тем, взят курс на модернизацию вооруженных сил и увеличение оборонного бюджета Китая, который в 2006 г. составил — 35,1 млрд долл. [4; С. 200]. В будущем это вызовет в АТР экспансионистскую политику, подкрепленную военной силой;

3) в сфере трудовой деятельности имеется диспропорция (увеличивающаяся от проекта к проекту) в занятости граждан КНР и забота о трудоустройстве собственной рабочей силы. Высокие объемы квотирования иностранной рабочей силы, вт.ч. по программе «Комплексное освоение лесных ресурсов западных районов Забайкальского края», могут изменить миграционную ситуацию и создать населенные пункты с компактным проживанием китайцев до 10 тыс. человек. Миграционная угроза усугубляется оттоком по социально-экономическим причинам (бедность, низкий уровень жизни, ограниченность трудоустройства) населения с территории Забайкальского края и превышением смертности над рождаемостью;

4) функционирование систем власти предполагает хранение информационных ресурсов. При реализации программ созда-

ется угроза обеспечения, сохранности информационных ресурсов государства. При реализации Березовского железорудного месторождения китайской «Компании по производству огнеупорных материалов Си Ян», провинции Ляонин доверена информация о разведке и добыче железных руд и полиметаллов. Наблюдается отсутствие защиты интеллектуальной собственности, создаваемой вРФ;

5) масштабное сокращение (до 400 тыс. в год производство небеленой целлюлозы) лесов в связи с созданием Амазарско-го лесопромышленного комплекса и хищническая эксплуатация лесных участков в Красночикойском и Улетовском районах Забайкальского края общей площадью 326 тыс. га с расчетной лесосекой 278,8 тыс. м3 в год создают экологическую угрозу для Забайкальского края. По реализации этих проектов будет воздушное (лес — легкие планеты), водное неблагополучие в Забайкалье, может создаться эффект «опустынивания», озоновых дыр.

Ухудшать экологическое неблагополучие будут малые объемы инвестирования в лесные ресурсы западных районов Забайкальского края — 29,6 млн долл. США;

поставляемое устаревшее китайское оборудование.

Несмотря на возрастание угрозы и появление новых угроз национальной и международной безопасности, должно укрепляться сотрудничество между Китаем и Россией. «Китай должен восприниматься как быстро и стабильно растущая сверхдержава» [5]. Поставка энергоресурсов (нефти, газа) должна увеличиваться. Россия является крупнейшим поставщиком Китаю оборонительных вооружений и военных технологий. Поэтому необходимо Китай из соперника сделать союзником России. Этому должны способствовать определенные преимущества Забайкальского края и его специфика. Ведущими отраслями промышленности Забайкальского края являются цветная металлургия, электроэнергетика и пищевая промышленность. Забайкальский край является крупным сельскохозяйственным регионом, специализирующимся на тонкорунном овцеводстве. Развиты также мясомолочное и мясное животноводство, отчасти свиноводство, птицеводство. На сайте Министерства экономического развития Забайкальского края размещен следующий SW0T-aнaлиз.

SW0T-aнaлиз социально-экономического развития Забайкальского края

Сильные стороны Слабые стороны

Значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы и др.) Исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ними взаимовыгодного сотрудничества Выгодное геополитическое, приграничное расположение края с постоянно растущим потенциалом «китайского фактора» Относительно развитая региональная транспортная инфраструктура Наличие земельных ресурсов для ведения сельскохозяйственного производства Относительно высокий уровень развития средств коммуникации и информационныхтехнологий Наличие реакционных ресурсов для развития специализированных видов туризма Динамичные темпы развития сферы строительства и промышленности строительных материалов Наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах Наличие опыта партнерства региональной власти и бизнес-структур Неблагоприятные тенденции демографического развития: сохранение миграционного оттока населения Технологическая отсталость промышленного производства, низкая конкурентоспособность производимых товаров Низкая степень диверсификации отраслевой структуры промышленности Высокая степень износа основных производственных фондов Низкий уровень инновационной активности предприятий Ограниченность рынков сбыта угля из-за усиления конкуренции Недостаточное развитие малого предпринимательства в отраслях экономики Слабое развитие инженерной инфраструктуры, наличие ветхого жилья и изношенных коммунальных сетей Слабое развитие рыночной инфраструктуры, каналов продвижения продукции Значительная дифференциация муниципальных образований по уровню социально-экономического развития и возможностям экономического роста Высокая степень зависимости бюджета края от федеральных трансфертов Тенденция сокращения доли собственной выработки электроэнергии в энергетическом балансе

Окончание таблицы

Возможности Угрозы

Значительные перспективы увеличения объемов производства в отраслях цветной металлургии и электроэнергетики Развитие взаимовыгодного социально-экономического сотрудничества с КНР, странами Азиатско-Тихоокеанского региона Создание благоприятного инвестиционного и предпринимательского климата, выравнивание условий конкуренции и поддержка малого предпринимательства Формирование условий для легализации бизнеса Последовательное формирование конкурентной рыночной среды в инфраструктурном и энергетическом секторах экономики. Стимулирование развития высокотехнологичного сектора экономики и инновационной деятельности, в том числе на основе реализации различных форм государственно-частного партнерства Сокращение внутрирегиональных и межрегиональных различий в уровне жизни населения и социальном развитии на основе реализации приоритетных национальных и инвестиционных проектов Финансовый кризис и связанная с ним финансовая и экономическая нестабильность в стране Рост уровня безработицы Сохраняющаяся нестабильность налогового и бюджетного законодательства Низкий уровень капитализации функционирующих в крае отечественных корпораций, уменьшающий их финансовые и инвестиционные возможности в условиях значительных колебаний конъюнктуры на международных рынках профильных видов продукции Усиление техногенного воздействия на природные комплексы, ухудшающего качество воздушного бассейна, лесных и водных ресурсов Миграция капиталов за пределы края и сокращение налоговых платежей в бюджет края в результате трансфертного ценообразования, осуществляемого крупными финансово-промышленными группами и корпорациями Низкая инвестиционная привлекательность несырьевых секторов экономики Усиление конкурентного давления со стороны товаропроизводителей из других регионов, КНР и Монголии Рост зависимости краевой экономики от динамики цен и тарифов на услуги естественных монополий Миграционный отток из региона квалифицированных специалистов

Таким образом, SW0T-aнaлиз показывает, что конкурентными преимуществами социально-экономического развития Забайкальского края являются:

— значительный ресурсный потенциал региона (уголь, уран, электроэнергия, молибден, медь, вольфрам, золото, древесина, земельные ресурсы идр.);

— исключительно благоприятное транспортно-географическое положение края для реализации транзитных функций, продвижения товаров в страны Азиатско-Тихоокеанского региона и налаживания с ним взаи-

мовыгодного сотрудничества;

— выгодное геополитическое и приграничное расположение края (граница с Китайской Народной Республикой и Монголией);

— относительно развитая региональная транспортная инфраструктура;

— наличие рекреационных ресурсов для развития специализированных видов туризма;

— наличие образовательного комплекса, способного обеспечить потребности экономики в высококвалифицированных кадрах.

Литература

1. Мировая политика: проблемы теоретической идентификации и современного развития. Ежегодник 2005. — М.: Российская политическая энциклопедия, 2006. —С.321.

2. Россия, Китай и новый миропорядок XXI века: проблемы и перспективы: материалы пятой российско-китайской научно-практической конференции / Отв. ред. сост. А.Д. Воскресенский. - М.: МГИМО(У) МИД РФ, 2001. - С. 5.

3. Распоряжение правительства РФ от 05.07.2010 г. № 1120-р «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Сибири до 2020 г.».

4. Бергстен Ф., Гилл Б. , Ларди Н., Митчелл Д. Китай. Что следует знать о новой сверхдержаве: пер. сангл. — М.: Институткомплексныхстратегическихисследований. — С. 184.

5. Перспективы Китая. Научный доклад ИПМИ №1.—М.: Правачеловека, 2003. — С. 5.

Коротко об авторах_______________________________

Бейдина Т.Е., д-р полит, наук, профессор, зав. кафедрой ГМУ и политики, Читинский государствен-ныйуниверситет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 41-73-36

Научные интересы: региональная политика, проблемы безопасности субъекта РФ — Забайкальского края

Новикова A.B., канд. полит, наук, доцент кафедры ГМУ и политики, Читинский государственный университет (ЧитГУ)

Служ. тел.: (3022) 41-73-36

Научные интересы: государственная политика и управление, политическая власть и политическое управление: современные измерения инновационной политики

____________________Briefly aboutthe authors

T. Beydina, the chief of the department of Governmental and Municipal Management and Poli-tics of Chita State University; doctor of political sciences, professor

Scientific interests: regional policy, problems of Russian regional security, especially that of Za-baikalsky Krai

A. Novikova, assistant professor of the department of Governmental and Municipal Management and Politics of Chita State University

Scientific interests: governmental policy and management, political power and political man-agement: modern directions of innovative policy

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.