Научная статья на тему 'Программа занятий киноклуба с подростками'

Программа занятий киноклуба с подростками Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2207
231
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Медиаобразование
WOS
ВАК
ESCI
Область наук
Ключевые слова
МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ / КИНОКЛУБ / ПОДРОСТКИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мурюкина Е. В.

Важный аспект при организации занятий киноклуба с подростками учет их возрастных, психологических особенностей. Подростковый возраст считается наиболее сложным в жизни детей. На этом жизненном этапе закрепляются полученные в детстве знания и накопленный опыт, его осмысление и обогащение. Важный момент этого периода жизни половое созревание. Основная особенность подросткового возраста резкие качественные изменения, охватывающие все стороны развития, в первую очередь мышления.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа занятий киноклуба с подростками»

_Российский журнал истории, теории и практики медиапедагогики

ПРОГРАММА ЗАНЯТИЙ КИНОКЛУБА С ПОДРОСТКАМИ*

Е.В.Мурюкина, кандидат педагогических наук, доцент

The Syllabus of Film Club for Teenagers

Dr. Elena Murukina, Taganrog State Pedagogical Institute, Russia

Abstract. The purpose of film education (film club) of teenagers - the development of independent critical thinking, artistic creativity, the moral foundations of personal development. To achieve the goal the author based on the best works of Russian media educators (from the experience of Oleg Baranov, Stal Penzin, Ury Usov), on the films of Russian filmmakers, as well as taking into account the results of the special survey for leaders of the Russian cinema.

Keywords: film club, film education, media education, media literacy, youth audience, teenagers, students, media educator.

Важный аспект при организации занятий киноклуба с подростками -учет их возрастных, психологических особенностей. Подростковый возраст считается наиболее сложным в жизни детей. На этом жизненном этапе закрепляются полученные в детстве знания и накопленный опыт, его осмысление и обогащение. Важный момент этого периода жизни -половое созревание. Основная особенность подросткового возраста -резкие качественные изменения, охватывающие все стороны развития, в первую очередь - мышления.

Характерными особенностями подросткового возраста, по мнению Д.И.Фельдштейна [Фельдш-тейн, 2004], являются:

а) готовность и способность к различным видам обучения, причем, как в практическом плане (трудовые умения и навыки), так и в теоретическом (умение мыслить, рассуждать, пользоваться понятиями). Еще одна черта, которая впервые полностью раскрывается в младшем подростковом возрасте, - склонность к экспериментированию, проявляющаяся, в частности, в нежелании все принимать на веру Подростки обнаруживают широкие познавательные интересы, связанные со стремлением все самостоятельно перепроверить, лично удостовериться в истинности;

б) повышенная интеллектуальная активность, которая стимулируется

* статья написана при финансовой поддержке Федеральной целевой программы «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009-2013 годы по мероприятию 1.1 (III очередь) «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров», лот 5 - «Проведение научных исследований коллективами научно-образовательных центров в области психологических и педагогических наук»; проект «Анализ эффективности российских научно-образовательных центров в области медиаобразования по сравнению с ведущими зарубежными аналогами», руководитель проекта - А.В.Федоров).

не только естественной возрастной любознательностью младших подростков, но и желанием развить, продемонстрировать окружающим свои способности, получить высокую оценку с их стороны. В этой связи подростки на людях стремятся брать на себя наиболее сложные и престижные задачи, нередко проявляют не только высокоразвитый интеллект, но и незаурядные способности. Для них характерна эмоционально-отрицательная аффективная реакция на слишком простые задачи.

Из всех видов мышления на первый план в подростковом возрастном периоде выдвигается теоретическое мышление (мышление, связанное с исследованием понятий), которое, по мнению В.С.Мухиной, «способствует установлению максимального количества смысловых связей в окружающем мире» [Мухина, 2003, с.389]. Отметим, что в мыслительных процессах младшего подростка наблюдается:

а) разрыв в определениях конкретных и абстрактных понятий;

б) то же в развитии таких мыслительных операций как сравнение и обобщение;

в) умение пользоваться рациональными приемами запоминания.

В подростковом возрасте внимание, память, воображение уже приобретают самостоятельность. «Особенности внимания характеризуются его концентрацией в значимой для ученика в различной деятельности; оно становится хорошо управляемым, контролируемым процессом и увлекательной деятельностью» [Мухина, 2002, 16].

Говоря о памяти, отметим, подросток уже способен управлять сво-

им произвольным запоминанием. Способность к запоминанию постоянно, но медленно возрастает до 13 лет, а до 15-16 лет наблюдается более быстрый рост памяти. В подростковом возрасте память перестраивается, переходя от доминирования механического запоминания к смысловому Заодно с формой изменяется и содержание запоминаемого, становится более доступным усвоение абстрактного материала.

Воображение может превратиться в самостоятельную внутреннюю деятельность. Подросток может проигрывать мыслительные задачи с математическими знаками, оперировать значениями и смыслами языка, соединяя две высшие психические функции: воображение и мышление; также ученик может строить свой воображаемый мир отношений с людьми. Таким образом, воображение обогащает внутреннюю жизнь подростка, соединяясь с рациональными знаниями.

Д.Б.Эльконин [Эльконин, 1989] различал в развитии подростков объективную и субъективную взрослость. Объективная взрослость проявляется в готовности ребенка к жизни в обществе взрослых в качестве равноправного участника. Элементы взрослости можно заметить в отношении младших подростков к учению и труду к родителям сверстникам, к детям и пожилым людям. По мнению Л.С.Обуховой [Обухова, 2008, с.384] они обнаруживают себя в:

- интеллектуальной сфере - самостоятельность в усвоении знаний, стремление к самообразованию;

- социально-моральной сфере -помощь взрослым и их поддержка,

отстаивания собственных взглядов, соответствие морально-этических представлений реального поведению подростка;

- в романтических отношениях со сверстниками другого пола - формы поведения свободного времени;

- во внешнем облике - следование моде в одежде, поведении, речи и т.д.

Также хотелось бы выделить основные показатели субъективной взрослости, которая проявляется в отношении к себе не как к маленькому, а как к взрослому: «проявление потребности в уважении, доверии, признании самостоятельности; желание оградить свою жизнь от вмешательства взрослых; наличие своей линии поведения, несмотря на несогласие сверстников и взрослых» [Фельдш-тейн, 2004, с.34].

Помимо чувства взрослости и его видов (объективной и субъективной), по мнению Л.Ф.Обуховой [Обухова, 2008], у подростков существует тенденция к взрослости - стремление быть, казаться и считаться взрослым. Но это стремление зачастую вызывает сопротивление со стороны окружающих их людей (обычно взрослых). Поскольку никакого значимого места в системе отношений со взрослыми подросток занять не может, он находит свое место в детском сообществе. Как нам кажется этим обстоятельством можно объяснить превалирование детского сообщества над взрослым в системе ценностей подростка.

Психолог Д.И.Фельдштейн считает, что в этот период своего взросления подросток обретает не чувство взрослости, а чувство неудовлетворенности собой. Подросток

стремится обрести самостоятельность, начинает по-новому оценивать свои отношения с семьей. «Стремление обрести себя как уникальную личность порождает потребность в обособлении от своих близких. Обособление от членов семьи выражается в замкнутости, отчуждении, агрессии, негативизме. Эти проявления мучают не только близких взрослых, но и самого подростка» [Фельдштейн, 2004, с.211].

Необходимо отметить, что ученики средних классов начинают пристрастно относиться к своим сверстникам, ценить отношения с ними. Общение с теми, кто обладает равным жизненным опытом и решает те же проблемы, дает возможность подростку лучше понять самого себя и своих сверстников. «Стремление идентифицироваться с себе подобными порождает потребность в друге. Сама дружба и служение ей становятся одной из значимых ценностей. Через дружбу отрок усваивает способность сотрудничать, сопереживать, жертвовать собой. Кроме того, дружба через доверительные отношения позволяет глубже познать другого и самого себя. В то же время в отрочестве подросток начинает постигать цену предательства, зависти, агрессии, запальчивых несправедливых обвинений и забвения» [Фельдштейн, 2004, с.13].

Таким образом, дружба учит подростков не только проявлению чувств по отношению к людям, но и сложным рефлексиям по отношению к другому. В рассматриваемом возрасте появляется противоречие: в семье младшие подростки выступают в роли негативистов, а со сверстниками они - конформисты, то есть

один зависит от всех. «Он чувствует себя уверенней, когда действует заодно с группой — группа создает чувство «Мы», которое поддерживает подростка и укрепляет его внутренние позиции» [Мухина, 2002, с.15]. Часто для усиления этого «Мы» группа прибегает к автономной речи, к автономным невербальным знакам (жесты, позы, мимика). В этом возрасте подростки стремятся идентифицироваться друг с другом внутри одной группы (и группировки) посредством сходных причесок, стиля одежды, татуировок, тату-макияжа и др.

Итак, подросток стремится к идентификации со сверстниками. В этом возрасте взаимная заинтересованность, совместное постижение окружающего мира и друга становится самоценными. Свои дела, планы он доверяет сверстникам. Отстаивая право на дружбу со своими сверстниками, он не терпит никаких обсуждений и комментариев по поводу недостатков и достоинств друга. «Обсуждение личности друга в любой форме, даже в форме похвалы, воспринимается как покушение на его право выбора, его свободу. В отношениях со сверстниками подросток стремится реализовать свою личность, определить свои возможности в общении. Он стремится отстоять свою личную свободу И он отстаивает эту личную свободу как право на взрослость» [Мухина, 2002, 14].

Данному возрасту присущи душевные искания. Именно у младших подростков диапазон полярных чувств чрезвычайно велик. «У подростка пылкие чувства, подчас ничто не может остановить его в стрем-

лении к избранной цели: для него не существует в этот миг ни нравственных препон, ни страха перед людьми и даже перед лицом опасности. Расточительство физической и душевной энергии не проходит даром - вот он уже впал в оцепенение, он вял и бездейственен. Глаза его потухли, взгляд пуст. Он опустошен и кажется, ничто не придаст ему сил, но еще чуть-чуть и он вновь охвачен страстью новой цели. Он легко вдохновляется, но также легко остывает...» [Мухина, 2002, с.13].

Успехи в среде сверстников в младшем подростковом возрасте ценятся больше всего. В подростковых объединениях в зависимости от общего уровня развития и воспитания стихийно формируются свои кодексы чести. В целом правила заимствуются из отношений взрослых, но здесь пристально контролируется то, как каждый отстаивает свою честь, как осуществляются отношения с точки зрения равенства и свободы каждого.

Хотелось бы обратить внимание на еще одно новообразование, которое выделяет Л.И.Божович [Божович, 1979], - самоопределение. Его можно охарактеризовать тем, что происходит осознание себя в качестве члена общества с конкретизацией в новой общественно значимой позиции. Таким образом, можно утверждать, что занятия киноклуба для подростков будут полезны не только с точки зрения развития медиакультуры, но и приобретут личностно значимую окраску для каждого ученика. Так как деятельность киноклуба позволит им проявить новые качества, раскрыть перед сверстниками свои способ-

ности, утвердить себя в классном коллективе.

Говоря о познавательной деятельности, можно отметить, что подростков привлекает сам ход анализа, способы доказательства не меньше, чем конкретные сведения. Развитие интеллекта тесно связано с развитием творческих способностей, предполагающих, не просто усвоение информации, а проявление интеллектуальной инициативы и создание чего-то нового.

Важная сторона деятельности, связанной с работой мышления, -творчество. Оно способно влиять не только на объекты мышления, но и на познание человеком своих сил, способностей, наклонностей. В.А.Су-хомлинский считал, что «без творческой жизни личность не может быть воспитанной, без творчества немыслимы духовные, интеллектуальные, эмоциональные, эстетические взаимоотношения между личностями в коллективе» [Сухомлинский, 1981, с.66]. Многими педагогами признается положение, по которому творчество является сутью жизни.

Рассмотрев основные характеристики младших подростков нам хотелось бы обратить внимание на основные группы (доминанты) их интересов, выделенные Л.С.Выготским [Выготский, 1999, с.287]:

- «эгоцентрическая доминанта» -интерес младшего подростка к собственной личности;

- «доминанта дали» - установка младшего подростка на обширные, большие масштабы, которые для него более значимы, чем ближние, сегодняшние;

- «доминанта усилия» - тяга подростка к сопротивлению, преодоле-

нию, волевым напряжениям; - «доминанта романтики» - стремление к неизвестному, рискованному, к приключениям, героизму

Подводя итоги психолого-педагогических особенностей младших подростков, мы представили результаты исследования в таблице 1. Исходя из основных возрастных особенностей младших подростков, мы указали особенности построения кружковых занятий, направленных на развитие медиакомпетентности.

Итак, изучение возрастных особенностей подростков позволяет нам построить программу занятий киноклуба, отвечающую интересам, потребностям учеников средних классов, что повысит ее эффективность.

Представленная программа рассчитана на учебный год, не считая каникулярного времени.

Итак, цель проведения занятий киноклуба с подростками - развитие патриотизма, самостоятельного мышления, художественно-творческих способностей, формирование нравственных основ развития личности. Для достижения цели мы базируемся на лучших произведениях кинематографа (исходя из опыта известных медиапедагогов России -О.А.Баранова, С.Н.Пензина, Ю.Н.Усова и др.), созданных российскими кинематографистами, а также учитывая результаты проведенного нами анкетирования деятелей российского кинематографа.

Главная задача программы киноклуба для подростков заключается в их самоопределении через освоение духовного пространства своей страны, региона, края, с помощью экранных искусств.

Отсюда вытекают остальные задачи:

- обучающая: усвоение знаний подростков об отечественном кинематографе, умение анализа кинопроизведений, способность применять эти знания в иных ситуациях, рассуждать логически;

- развивающая: развитие патриотических чувств учеников средних классов через изучение и анализ произведений отечественного кинематографического искусства. Один из критериев отбора кинофильмов -освещение в них особенностей менталитета, смысла жизни русского человека, его активной и осознанной гражданской позиции, нравственных исканий, убеждений, а также заложенный нравственно-патриотический потенциал;

- воспитательная: формирование нравственных идеалов, установок подростков на занятиях киноклуба.

Российский кинематограф всегда уделял особое внимание этим аспектам жизни человека, эти потенциальные возможности можно использовать в работе киноклуба.

Организационные формы киноклуба: внедрение занятий киноклуба во внеучебную и досуговую деятельность учеников подросткового возраста.

Содержание занятий киноклуба представлено несколькими разделами (в соответствии с психолого-педагогическими особенностями развития личности подростка, целями и задачами, которые мы поставили перед киноклубом):

- фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки (как средство патриотического воспитания);

- фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихся ради Победы;

- детский кинематограф 1970 - середины 1980-х годов как средство

Таблица 1. Учет возрастных особенностей подростков при построении программы киноклуба

Умственная деятельность Центральные психические процессы

- управление произвольным вниманием; - способность выделять существенное; - повышенная интеллектуальная активность; - развитие теоретического мышления - возникновение собственного «Я»; - рефлексия на других и в меньшей степени на себя; - обособление от семьи в пользу сверстников; - стремление обрести самостоятельность; - развитие чувства взрослости.

Построение занятий киноклуба с подростками с учетом возрастных особенностей

- включение в программу занятий киноклуба разнообразных творческих, проблемных заданий; - использование лучших образцов российского кинематографа для детей. - взаимоотношения в форме диалога, соблюдение принципа сотрудничества; - изучение и анализ подростками медиатекстов различных жанров, видов и т.д.

нравственного воспитания личности;

- отношения между девушками и юношами в трактовке кинематографистов и мультипликаторов;

- нравственные проблемы, отраженные в отечественном кинематографе;

- подведение итогов киноклубных занятий с подростками.

Таблица 2. Тематический план занятий киноклуба для подростков

№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Часы

1 1. Фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки - как средство патриотического воспитания Василий Буслаев как образ русского народа. Фильм «Василий Буслаев» (1982) реж. Г.Васильев Просмотр фильма. Определение фабулы произведения. Дискуссия на тему: Почему былины и мифы стали популярны сегодня у режиссеров. После обсуждения совместно формируется ответ на вопрос: Какова идея, сверхзадача фильма?. 2

2 В чем сила русского народа (на материале фильма «Илья Муромец»)(1956) Просмотр фильма «Илья Муромец». В ходе работы в минигруппах подростки анализируют персонажей (богатырей), создают обобщенный образ. 2

3 Восприятие былин и сказок в кинематографическом изложении Написание сочинения на тему: «Какие чувства, эмоции пробудили во мне просмотр фильмов «Василий Буслаев» и «Илья Муромец»? К каким мыслям хотели призвать зрителя режиссеры?» 2

4 Образы зла, созданные в сказках А.Роу «Кащей Бессмертный» (1944.) и «Золотые рога» (1972) Просмотр эпизодов фильмов «Кащей Бессмертный» и «Золотые рога». Определение ассоциативного ряда, который создавал режиссер. Какими приемами, эффектами, удалось создать образы «Родины-матери», воплощения зла? 2

Методика киноклубных занятий основана на игровых, творческих, проблемных формах деятельности. При определении основных методик проведения занятий, мы опирались на опыт медиапедагогов нашей страны, а также на психологические аспекты указанных форм работы.

№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Часы

5 1. Фильмы, созданные по мотивам былинных сказаний, сказки - как средство патриотического воспитания Былинные сказания в отечественной мультипликации: «Василиса Микулишна» реж. Р.Давыдов; «Русь изначальная» реж. Р.Давыдов; Просмотр мультфильмов. Работа в группах: анализ сюжетной линии, возраста зрителя, смысловой нагрузки мультфильмов. Творческое задание: нарисовать наиболее запомнившийся эпизод просмотренных мультфильмов. 2

6 Былинные герои -наше прошлое или будущее? На основе просмотренных фильмов, сказок, мультфильмов участники киноклуба создают обобщенные образы мужчины и женщины, наделяя их определенными чертами характера, нравственными принципами, моральными устоями. Полученный результат соотносится с образами, создаваемыми современными российскими режиссерами. Проведенная работа поможет подросткам ответить на вопрос: «Существует ли сегодня образ героя, защитника Родины на отечественном экране?» 2

7 2. Фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихс я ради Победы Этимология человеческих судеб в фильме «Они сражались за Родину» (1975), реж. С.Бондарчук Просмотр фильма «Они сражались за Родину». Написание сочинения (домашнее задание) на тему: «Понравившийся мне герой художественного фильма». 2

8 «Рядовой героизм» как признак Великой отечественной войны Зачитывание отрывков из сочинений подростков и их обсуждение. Проведение дискуссии на тему: «Война и ее последствия для страны и каждого человека» . 2

9 2. Фильмы о войне, подвигах людей, сражавшихс я ради Победы Жизнь, перечеркнутая войной (на основе фильма «Судьба человека») (1959), реж. С.Бондарчук Просмотр фильма «Судьба человека». Написание письменных работ(до-машнее задание) на тему по выбору: - наиболее эмоциональные эпизоды фильма; - моменты, которые мне наиболее запомнились в фильме; - роль музыки в фильме: дополнение или противопоставление визуальным образам. 2

10 Женская судьба в военное время. На основе фильма «А зори здесь тихие» (1972), реж. С.Ростоцкий Просмотр эпизодов из фильма «А зори здесь тихие». Работа парами над проблемой: сходства и различия героинь, их нравственные ценности, жизненные идеалы. 2

11 Смысл жизни человека на примере изученных фильмов о войне. Воспроизведение ключевых эпизодов фильмов. Дискуссия на тему: «В чем смысл жизни главных героев (в соответствие с развитием сюжетов)?». Затем подростки определяют и обосновывают свой смысл жизни. 2

12 Роль Родины в жизни участников киноклуба. Творческое задание, предусматривающее написание подростками эссе или оформление коллажей, рисунков по заданной теме. 2

13 3. Детский кинематограф 1970 -середины 1980-х годов как средство нравственного воспитания личности Образ мальчика-мужчины в фильме «Кортик» (1973), реж. В.Светлов Просмотр фильма «Кортик». Использование методики «Суд над персонажами фильма»: подросткам «присваивают» роли героев, выбирают «экспертов». В процессе игры участники оценивают поступки персонажей, то есть дают нравственное обоснование поведения героев фильма. 2

№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Часы

14 3. Детский кинематограф 1970 -середины 1980-х годов как средство нравственного воспитания личности Развитие образов юношей в фильме «Бронзовая птица» (1974), реж. В.Светлов Просмотр фильма «Бронзовая птица». Разделение группы на 2 подгруппы и определение основных характеристик главных героев, нравственная оценка их поступков. Сравнительная характеристика типажей. 2

15 Нравственные искания подростков в фильме «Приключения Электроника» (1 серия), реж. К.Бромберг Просмотр 1-й серии фильма «Приключения Электроника». Определение нравственного конфликта главного героя; «технологического» (то есть желания «очеловечиться») робота в процессе коллективного обсуждения. 2

16 Система ожиданий при восприятии фильмов на примере фильма «Приключения Электроника», 2,3 серии, реж. К.Бромберг Просмотр 2-й серии фильма «Приключения Электроника». Написание письменных работ по теме: «Мои ожидания в отношении дальнейшего развития сюжета». 2

17 Роль дружбы в подростковом возрасте на примере фильма «Приключения Электроника», 2,3 серии, реж. К.Бромберг Просмотр 3-й серии фильма «Приключения Электроника». Дискуссия о роли дружбы в фильме и реальной жизни участников киноклуба. 2

18 Сравнительный образ подростка из будущего и подростка 1980-х гг. на материале фильма «Гостья из будущего» (1977), реж. П.Арсенов Просмотр эпизодов из фильма «Гостья из будущего», которые основаны на поступках, продиктованных нравственными убеждениями героев. Работа в минигруппах, предусматривающая описание нравственного «портрета» подростков будущего и уже прошлого. 2

19 3. Детский кинематограф 1970 -середины 1980-х годов как средство нравственного воспитания личности Формирование портрета современного подростка Участники киноклуба, используя полученные знания, собственный опыт, в ходе коллективного обсуждения вырабатывают критерии, по которым нужно оценивать личность своего современника. Далее создается словесный портрет подростка. 2

20 4. Отношения между девушками и юношами, созданные кинематогра фистами и мультиплика торами Любовь и дружба в мультипликационных фильмах: «Летучий корабль» «Щелкунчик» «Золушка» «Бременские музыканты» Просмотр мультфильмов. Организация и проведение дискуссии, включающей следующие вопросы: Какие чувства легли в основу любви персонажей? Как выражена любовь в мультфильме? На чем основывается чувство любви между юноша-ми и девушками? В чем (в мультфильмах) находит отражение чувства любви, дружбы? 2

21 Дружба как важный элемент нравственного развития личности на примере сказки «Кот в сапогах» (1957), реж. А.Роу Просмотр сказки «Кот в сапогах». Анализ изменения характера главных героев в процессе развития сюжета. Дискуссия на тему: «Как дружба влияет на развитие личности подростка в фильме». 2

22 Нравственные установки героев сказки «Как Иванушка дурачок за чудом ходил» (1977), реж. Н.Кошеверова Просмотр сказки «Как Иванушка дурачок за чудом ходил». Работа в мини-группах: каждая из них определяет нравственные установки, характер своего персонажа. В соответствие с данными характеристиками героев подростки определяют логику поведения персонажа в предлагаемых сюжетом сказки условиях. 2

№ Раздел Тема занятия Вид деятельности Часы

23 4. Отношения между девушками и юношами, созданные кинематогра фистами и мультиплика торами Нравственные ценности в сказке «Проданный смех» (1981), реж. Л.Нечаев Просмотр фильма «Проданный смех». Определение основного конфликта главного героя, его нравственный выбор между материальной выгодой и духовным спокойствием. 2

24 5. Нравственные проблемы, отраженные в отечественном кинематографе Проблема главных героев в фильме «Когда деревья были большими» (1961), реж. Л.Кулиджанов Просмотр фильма. Обсуждение истории жизни персонажей с участниками киноклуба. Написание сочинения на тему: «Душевная пустота главных героев». 2

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

25 Судьба подростка в фильмах «Никудышная», реж. Д.Асанова, «Чучело», реж. Р.Быков. Просмотр эпизодов фильмов. Организация и проведение дискуссии на тему: «Поведение героев с точки зрения моих нравственных установок» 2

26 Нравственные искания в фильмах А.Тарковского на примере фильма Андрей Рублев (1966 ), реж. А.Тарковский Просмотр эпизода «Колокол» из фильма «Андрей Рублев». Определение с участниками киноклуба ключевых эпизодов, идеи, темы, сверхзадачи, которые А. Тарковский заложил в эпизод. 2

27 Сельская жизнь в картине В.Шукшина «Живет такой парень» (1964), реж. В.Шукшин Просмотр фильма «Живет такой парень». Обсуждение с подростками нравственно-психологических проблем современной деревни и деревни 1960 годов. 2

28 6. Подведение итогов Образ Родины Написание подростками творческих работ на тему «Моя Родина», подбор фотографий. 2

29 6. Подведение итогов Нравственные установки подростков (участников киноклуба) В игровой форме подросткам предлагается «разработать» проблемные жизненные ситуации, для решения которых ученику нужно будет опираться на свои нравственные качества. 2

30 Создание коллективной видеопрезентации по итогам работы киноклуба Работа в минигруппах, каждой из которой поручатся задание по нахождению и организации материала для видеопрезентации 2

31 Анкетирование подростков, направленное на выявление нравственных установок, моральных устоев, а также чувства патриотизма 2

Итого 62

Мухина В.С., Обухов А.С. Проблема воспитания и развития личности. Психология отрочества // Развитие личности. 2002. № 1.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М. Педагогика. 2008. 336 с.

Сухомлинский В.А. Методика воспитания коллектива. М.: Просвещение. 1981. 192 с.

Фельдштейн Д.И. Психология взросления: структурно-содержательные характеристики процесса развития личности: Избранные труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Флинта, 2004. 672 с.

Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М. 1989. 554 с.

References

Bozhovic, L.I. (1979). Psychological Characteristics of Personality of Teenager. Moscow: Znanie, 39 p.

Elkonin, D.B. (1989). Selected Psychological Works. Moscow, 554 p.

Итак, предлагаемая программа для подростков опирается на их возрастные, психолого-педагогические особенности, учитывает новые российские реалии, которые направлены на самоидентификацию россиян в мире, развитие патриотизма. Предложенные в программе разделы будут способствовать выполнению поставленных программе цели и задач.

Литература Божович Л.И. Психологические особенности личности подростка. М.: Знание, 1979. 39 с.

Выготский Л.С. Педагогическая психология. М.: Педагогика-Пресс. 1999. 534 с.

Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество. М. 2003. 401 с.

Feldstein, D.I. (2004). Psychology of Adulthood: Structural and Content Characteristics of the Process of Personality Development: Selected Works. Moscow: Moscow Psychological and Social Institute, Flinta, 672 p.

Mukhina, V.S. (2003). Developmental Psychology: Phenomenology of Development, Childhood, Adolescence. Moscow, 401 p.

Mukhina, V.S., Obukhov A.S. (2002). The Problem of Education and Personal De-

velopment. Psychology of Adolescence. In: Personal Development. 2002. № 1.

Obukhova, L.F. Developmental Psychology. Moscow: Pedagogica, 2008. 336 p.

Sukhomlinsky, V.A. (1981). Methods of Group Education. Moscow: Pros-veshenie, 192 p.

Vygotsky, L.S. (1999). Educational Psychology. Moscow: Pedagogica-Press, 534 p.

ФОРМИРОВАНИЕ МЕДИАКОМПЕТЕНТНОСТИ УЧАЩИХСЯ В ПРОЦЕССЕ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (на примере исследовательской работы по русскому языку)

О.В.Араптанова, кандидат филологических наук

Formation of pupils' media competence in the research activity process (example: research work on Russian Language Lessons)

Dr. Olga Araptanova, Education Management, Satka, Russia

Abstract. Media Education of future teachers (specialization 03.13.30 «Media Education") is entered only in some Russian universities. It becomes important to define distinctions between set both well-known the facts and demanding check; reliability of a source of the information; partiality of judgment; not clear or ambiguous arguments; logic incompatibility in a reasoning chain etc. It is important to form students/pupils' media competence. The found media literacy helps to use actively information field possibilities - television, radio, video, a cinema, the press, the Internet at self-realization.

Keywords: media education, formation, competence, analysis, media text, critical thinking, technique, Russian, research, language.

«Медиаобразование теперь не является оппозицией по отношению к системе восприятия школьной аудитории. Оно не начинается с представлений о том, что медиа обязательно и неизбежно вредны, или, что молодые люди - просто пассивные жертвы влияния медиа. Напротив, медиаобразование всё больше ставит в центр личность учащегося и начинается с опоры на существующие у него медийные знания и опыт,

а не учебные требования преподавателей» [Buckingham, 2003, с.13]. Трудно оспорить идею, предложенную британским медиапедагогом и исследователем Д. Букингэмом и разделённую ведущими российскими медиапедагогоми, в том числе и доктором педагогических наук, известным медиапедагогом А. В. Фёдоровым.

«Российская педагогическая энциклопедия» трактует медиаоб-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.