Учебные программы
ПРОГРАММА УЧЕБНОГО СПЕЦКУРСА «МЕДИАОБРАЗОВАНИЕ В
ЗАПАДНЫХ СТРАНАХ»*
(автор программы - д.п.н., профессор А.В.Федоров)
* написана при поддержке Российского гуманитарного научного фонда (РГНФ). Проект N 04-06-00038a «Сравнительный анализ развития медиаобразования в ведущих странах Запада».
Пояснительная записка
Необходимость изучения истории и теории зарубежного образования является аксиомой. Понятно, что для того, чтобы эффективно развивать медиаобразование в России, нужно анализировать опыт наиболее развитых стран мира, сложившийся в данной области.
Документы ЮНЕСКО определяют медиаобразование (англ. media education от лат. media - средства) следующим образом: «Медиаобразование (media education) связано со всеми видами медиа (печатными и графическими, звуковыми, экранными и т.д.) и различными технологиями; оно дает возможность людям понять, как массовая коммуникация используется в их социумах, овладеть способностями использования медиа в коммуникации с другими людьми; обеспечивает человеку знание того, как:
1)анализировать, критически осмысливать и создавать медиатексты;
2)определять источники медиатекстов, их политические, социальные, коммерческие и/или культурные интересы, их контекст; 3)интерпретировать медиатексты и ценности, распространяемые медиа; 4) отбирать соответствующие медиа для создания и распространения своих собственных медиатекстов и обретения заинтересованной в них аудитории; 5)получить возможность свободного доступа к медиа, как для восприятия, так и для продукции. Медиаобразование является частью основных прав каждого гражданина любой страны мира на свободу самовыражения и права на информацию и является инструментом поддержки демократии. ... Медиаобразование рекомендуется к внедрению в национальные учебные планы всех государств, в систему дополнительного, неформального и «пожизненного» образования» [Recommendations Addressed to the United Nations Educational Scientific and Cultural Organization UNESCO. In: Education for the Media and the Digital Age. Vienna: UNESCO, 1999, p.273-274. Reprint in: Outlooks on Children and Media. Goteborg: UNESCO & NORDICOM, 2001, p.152].
Очень часто в зарубежной педагогической литературе (особенно американской) встречается термин «медиаграмотность» (media literacy). Оксфордская энциклопедия дает этому понятию следующее определение: «Медиаграмотность» (media literacy) - процесс подготовки медиаграмотного человек, обладающего развитой способностью к
восприятию, созданию, анализу, оценке медиатекстов, к пониманию социокультурного и политического контекста функционирования медиа в современном мире, кодовых и репрезентационных систем, используемых медиа; жизнь такого человека в обществе и мире связана с гражданской ответственностью» [International Encyclopedia of the Social & Behavioral Sciences. Vol. 14 /Eds.NJ.Smelser & P.B.Baltes. Oxford, 2001, p.9494].
Медиаобразование и медиаграмотность тесно связаны друг с другом (некоторые педагоги считают даже, что это синонимы; вариант: медиаграмотность - знания и умения человека, полученные в результате медиаобразования), они помогают людям активно использовать возможности информационного поля телевидения, радио, видео, кинематографа, прессы, Интернета; лучше понять язык экранных искусств.
Однако дальнейшее продвижение по пути медиапедагогики будет малоэффективным без знания основных этапов исторического развития медиаобразования, в том числе - за рубежами России. Особую значимость это имеет для студентов педагогических и гуманитарных вузов, обучающихся в рамках специализации 03.13.30. («Медиаобразование»), утвержденной и зарегистрированной в 2002 году учебно-методическим управлением по специальностям педагогического образования Министерства образования Российской Федерации.
Стандартизация образовательных систем разных стран (характерный пример этого - современная образовательная политика Европейского Союза и текст Болонской конвенции, подписанный не так давно и Россией), подкрепленная внедрением новых информационных технологий, резким увеличением он-лайновых школ и вузов, мобильности преподавателей и студентов, все больше подчиняется требованиям глобального рынка и конкуренции. Успешная работа в сфере большинства современных профессий теперь практически немыслима без развитых способностей постоянного самообразования в течение всей жизни. «В наши дни все большее распространение получает понимание медиаобразования как долговременной образовательно-просветительской деятельности, нацеленной на непрерывное развитие в обществе культуры адекватного рационально-критического восприятия содержания медийных текстов и самостоятельной оценки деятельности средств массовой информации - информационной культуры, основанной на демократических и гуманистических идеалах и ценностях, на уважении принципа культурного многообразия» [Короченский, 2004].
Что касается мобильности, то в сфере образования она способствует не только получению новых знаний, умений и методов, но и улучшает знания иностранных языков, культур, государственного устройства и т.д., помогает установить персональные контакты среди коллег, а главное - является важной опорой для развития личности в русле «диалога культур».
Некоторые исследователи связывают глобализационные и кризисные тенденции в образовании с «лавинообразным распространением массовой аудиовизуальной культуры, воспринимаемой как «естественная» любым, в
том числе неграмотным и совсем юным потребителем. Иными словами, опыт, передаваемый с помощью популярной музыки, кино и телевидения принципиально не требует никакого обучения» [Разлогов, 2003]. На самом деле, конечно же, аудитория (пусть даже неграмотная) все равно учится. Правда, стихийное обучение с помощью медиатекстов не носит системного, «упакованного» в рамки учебных планов и программ характера и происходит не по долгу/принуждению/утилитарному расчету, а исходя из реальных сиюминутных интересов конкретной аудитории в любом тематическом и жанровом поле.
Вместе с тем, что называется, вопреки всему, и в школе, и в вузе остаются учащиеся, заинтересованные не только в получении итогового документа об образовании, но и в новых знаниях, в развитии творческих способностей, критического мышления, медиаграмотности и т.д.
Однако именно эти наиболее одаренные учащиеся, как правило, сталкиваются с кризисной ситуацией в образовании, когда при огромном объеме все время умножающейся информации, многие учителя продолжают опираться на репродуктивные (лишенные творческого, критического, демократического, диалогового подхода) методы обучения, серьезно отставая от своих учеников/студентов технологически. Недаром, социологические опросы показывают, что большинство российских учителей редко применяют на своих занятиях медиааппаратуру, не умеют работать с интернетом, DVD, цифровой видеокамерой и т.д.
Между тем, созданная именно для поддержки «диалога культур» разных стран и наций влиятельная международная организация ЮНЕСКО считает, что «масс-медиа играют важную роль в образовании молодежи в духе мира, справедливости, свободы, взаимоуважения и взаимопонимания с целью поддержки прав человека, равенства этих прав для всех людей и наций, экономического и социального прогресса». Для осуществления главных целей медиаобразования ЮНЕСКО стремится активно содействовать:
-сравнительному анализу существующих в развитых странах методологий и методик медиаобразования (с последующим распространением наиболее перспективных из них);
-разработке механизмов оценки эффективности медиаобразовательных акций;
-проведению дальнейших исследований в области медиаобразования; -обучению медиаграмотности преподавателей, студентов, инструкторов, членов неправительственных организаций и ассоциаций и других заинтересованных лиц (в том числе - на летних курсах по медиапедагогике, в процессе дистанционного образования);
-официальной легализации медиаобразования в различных странах, разработке соответствующих учебных планов (формальных и неформальных);
-созданию сборника кратких руководящих принципов медиаобразования, учебников и пособий для преподавателей и родителей, собрания материалов,
публикаций, наборов инструментария, адаптированного к региональным модулям);
-сотрудничеству различных медиаагентств, благотворительных фондов с учебными заведениями, неправительственными организациями, другими частными или общественными учреждениями, имеющими отношение к образованию и воспитанию;
-разработке и внедрению интернетных медиаобразовательных сайтов для практиков, преподавателей и инструкторов (с условиями доступа к необходимым ресурсам);
-организации местных, национальных и международных медиаобразовательных форумов (с установленной периодичностью), связанных с учебными заведениями;
-созданию сети специализированных медиаобразовательных фильмов и фестивалей;
-консолидации существующих федераций, профессиональных ассоциаций и центров документации медиаобразовательного характера; -публикации рекомендаций в поддержку общественных медиа (некоммерческих и коммерческих), рассчитанных на детскую и молодежную аудиторию;
-контролю над деятельностью медиаагентств разных видов, чтобы гарантировать качество и доступ к средствам массовой информации для молодежи и т.д. [UNESCO (2002). The Seville Recommendation. In: Youth Media Education. Paris: UNESCO].
Думается, что эти рекомендации ЮНЕСКО чрезвычайно актуальны сегодня и для России.
Итак, актуальность данного учебного спецкурса определяется настоятельной необходимостью изучения студентами зарубежного медиаобразования, что далее станет основой для обретения ими исторически обоснованного представления о медиапедагогике, как об эффективном средстве развития творческой, самостоятельно и критически мыслящей личности в условиях интенсивного увеличения информационного потока. Объект учебного курса - процесс исторического развития медиаобразования, медиаграмотности в западных странах. Предмет учебного курса - основные идеи и этапы развития, методика медиаобразования за рубежом.
Цель учебного курса: историко-искусствоведческий, культурологический анализ развития медиаобразования в мире с точки зрения содержания, методов, организационных форм, выявления потенциальных возможностей использования данного опыта в российском образовании, в процессе обучения студенческой аудитории. Задачи учебного курса:
-изучение понятийного аппарата медиаобразования;
-характеристика основных этапов исторического развития медиаобразования в мире;
-анализ современной социокультурной ситуации, особенностей развития медиаобразования в различных странах;
-изучение творчества выдающихся зарубежных медиапедагогов;
Методологическая основа: курс опирается на философскую концепцию М.Бахтина-В.Библера о диалоге культур (мы исходим из того, что осознание собственной культуры невозможно без понимания и изучения иных культур, следовательно, и медиакультуры, медиаобразования), которая становится ключом к выявлению содержания изучаемого процесса исторического развития медиаобразования (с учетом совокупности его элементов, взаимодействий между ними, их характера, обращения к фактам, анализу и синтезу теоретических заключений и т. д.); на содержательный и исторический подход - рассмотрение конкретно-исторического генезиса и развития медиаобразования.
Методы: анализ научной литературы по медиаобразованию (печатной и аудиовизуальной), педагогике, психологии, искусствоведению, культурологии, медиакультуре, сравнительный анализ исторического развития медиапедагогики в разных странах, в различные периоды, синтез теоретических и практических концепций, использование игровых и творческих форм проведения практических занятий. Оценка производится с помощью специальных показателей студенческих знаний, аналитического, критического мышления, уровней художественного восприятия, методических умений, способности применения их на практике.
Место учебного спецкурса в учебном плане вуза: курс связан со многими учебными дисциплинами, включая такие предметы, как «Педагогика», «История образования», «История», «Мировая художественная культура», «Культурология», «Психология», «Философия» и др.
Для полноценного изучения данного учебного курса студентам необходимо четко представлять себе:
-ключевые понятия курса («медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика» и др.);
-основные этапы исторического развития медиаобразования за рубежом; -главные черты этапов исторического развития медиаобразования в различные периоды и в разных социокультурных условиях, в конкретных странах;
-современную ситуацию в области развития медиаобразования; -потенциальные возможности изучения истории зарубежного медиаобразования для развития российской педагогической теории и практики.
Практическая значимость: в результате занятий студенты должны не только обладать запасом знаний по истории медиаобразования, но и уметь использовать эти знания в педагогической области (к примеру, на уроках мировой художественной культуры, на факультативах по медиаобразованию, медиакультуре, киноискусству, в художественном воспитании в школах и
учреждениях дополнительного образования, в организации досуговой деятельности детей и молодежи).
Оценка итоговых знаний и умений студентов. Таб.1.Классификация показателей развития медиаграмотности (развития
аудитории в области медиакультуры)
№ Показатели медиаграмотности: Расшифровка содержания показателей развития медиаграмотности аудитории: Соответствие данного показателя основным понятиям медиаобразования:
1 мотивационный мотивы контакта с медиатекстами: жанровые, тематические, эмоциональные, гносеологические, гедонистические, психологические, моральные, интеллектуальные, эстетические, терапевтические и др. Да
2 контактный частота общения/контакта с произведениями медиакультуры (медиатекстами) Да
3 информационный знания терминологии, теории и истории медиакультуры Да
4 перцептивный способности к восприятию медиатекстов Да
5 интерпретационный/ оценочный умения интерпретировать, анализировать медиатексты на основе определенного уровня медиавосприятия Да
6 операционный умения создавать/распространять собственные медиатексты Да
7 креативный наличие творческого начала в различных аспектах деятельности (перцептивной, игровой, художественной, исследовательской и др.), связанной с медиа Да
Конкретная оценка студентов в итоге изучения учебного курса:
-«отлично»: высокий уровень показателей понимания и интерпретации (включая социокультурную, эстетическую и этическую интепретацию медиатекстов), творческого показателя, высокий уровень «комплексной идентификации», высокий уровень знания истории, теории и методики развития медиаобразования за рубежом, высокий, творчески
ориентированный уровень применения этой методики при разработке и проведении занятий с учащимися;
-«хорошо»: близкий к высокому (80%) уровень показателей понимания и интерпретации, творческого показателя, средний уровень «комплексной идентификации», высокий уровень знания истории, теории и методики развития медиаобразования за рубежом, хороший уровень применения этой методики при разработке и проведении занятий с учащимися; -«удовлетворительно»: близкие к среднему уровни показателей понимания и интерпретации, творческого показателя и «комплексной идентификации», средний уровень знания истории, теории и методики развития медиаобразования за рубежом, посредственный уровень применения этой методики при разработке и проведении занятий с учащимися; -«неудовлетворительно»: низкие уровни показателей понимания и интерпретации творческого показателя, уровень «вторичной» или даже «первичной» идентификации, низкий уровень знания истории, теории и методики развития медиаобразования за рубежом, практическая неспособность применения этой методики при разработке и проведении занятий с учащимися; Итоговая форма отчетности - экзамен.
Тематический план учебного курса «Медиаобразование в западных странах»
N Название темы: Лекц. (час.) Практ. (час.)
1 Медиаобразование в контексте «диалога культур» и глобализации 4 -
2 Медиаобразование: цели, задачи, базовая терминология 2 -
3 Ключевые теории медиаобразования в западных странах 4 2
4 Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х -40-х годах XX века 4 2
5 Доминанта «художественной концепции» в западном медиаобразовании в 50-х - 60-х годах XX века 6 2
6 Основные тенденции развития медиаобразования на Западе в 70-х - 80-х годах XX века 10 2
7 Поиски новых ориентиров в зарубежном медиаобразовании (90-е годы XX века - начало XXI века) 10 2
8 Методика медиаобразования в зарубежных странах 12 20
ИТОГО: 72 час. 52 30
Описание программы учебного курса «Медиаобразование в западных странах» 1.Медиаобразование в контексте «диалога культур» и глобализации Основные задачи лекции:
-определить роль и место медиаобразования в современном мире; -раскрыть социокультурный контекст развития медиаобразования.
Современное общество и средства массовой коммуникации в эпоху глобализации. Теория «диалога культур» М.Бахтина-В.Библера и ее роль в
методологии медиаобразования. Бурное развитие цифровых
информационных технологий (компьютеры, Интернет, спутниковое телевидение, видео и т.д.). Целенаправленная поддержка медиаобразования со стороны ЮНЕСКО, Совета Европы, Европейского Союза. Ведущие направления медиаобразования: интегрированное медиаобразование, дистанционное медиаобразование, автономное (аспектное) медиаобразование, прикладное (утилитарное) медиаобразование и т.д.
2.Медиаобразование: цели, задачи, базовая терминология Основные задачи лекции:
- раскрыть главные цели, задачи, основную терминологию медиаобразования.
Сравнение различных вариантов формулировок понятий «медиаобразование», «медиаграмотность», «медиапедагогика». Терминология медиаобразования: медиа, медиакультура, медиаграмотность, аудиовизуальное мышление, медиатекст, критическое мышление, медиаязык, и др. Ключевые аспекты (понятия) медиаобразования («агентство медиа», «категория медиа», «язык медиа», «технология медиа», «медиарепрезентация», «аудитория медиа» и др.). Предмет медиаобразования. Цели, содержание и основные задачи медиаобразования.
3.Ключевые теории медиаобразования в западных странах Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с ключевыми теориями медиаобразования в зарубежных странах;
-выделить теории медиаобразования, доминирующие на современном этапе; -обозначить
Основные теории медиаобразования («протекционистская», «развития критического мышления», «культурологическая», «эстетическая», «практическая», «удовлетворения потребностей аудитории», «семиотическая» и др.).
4.Становление медиаобразования в зарубежных странах в 20-х - 40-х годах XX века
Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с главными этапами исторического развития медиаобразования в ведущих странах Запада в 20-х - 40-х годах ХХ века, включенного в социокультурный, политический и экономический контекст.
Развитие медиаобразования в Европе. С.Френе - основоположник европейской системы медиаобразования на материале печати, прессы. Роль движения киноклубов в системе французского кинообразования. Зарождение медиаобразования в Великобритании, Германии, Скандинавии.
5.Доминанта «художественной концепции» в западном медиаобразовании в 50-х - 60-х годах XX века
Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с главными этапами исторического развития медиаобразования в ведущих странах Запада в 50-х - 60-х годах ХХ века, включенного в социокультурный, политический и экономический контекст.
Ключевые этапы развития медиаобразования в Европе. Особенности медиаобразовательного процесса в Великобритании. Медиапедагогические ассоциации и движения. Роль BFI (British Film Institute) - Британского киноинститута и Лондонского университета в развитии движения медиаобразования. Доминирование эстетической теории (художественной концепции) в медиаобразовании 60-х годов. Особенности развития медиаобразования в Канаде и США.
6. Основные тенденции развития медиаобразования на Западе в 70-х - 80-х годах XX века
Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с главными этапами исторического развития медиаобразования в ведущих странах Запада в 70-х - 80-х годах ХХ века, включенного в социокультурный, политический и экономический контекст.
Медиаобразовательные ассоциации и движения во Франции. Роль CLEMI (Centre de liaison de l'enseignement et des moyens d'information) -медиаобразовательного центра, созданного при Министерстве образования Франции, - в развитии медиаграмотности учащихся на материале прессы и Интернета. Медиаобразование в Германии. Особенности медиаобразовательного процесса в различных немецких федеральных землях. Медиапедагогические ассоциации и движения в Германии. Развитие немецкой медиапедагогики в медиаобразовательных центрах и университетах Мюнхена, Дюссельдорфа, Касселя, Гамбурга, Баден-Бадена и других городов. Ведущие европейские медиапедагоги и исследователи. Особенности развития медиаобразования в Канаде, США и Австралии.
7.Поиски новых ориентиров в зарубежном медиаобразовании (90-е годы
XX века - начало XXI века) Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с главными этапами исторического развития медиаобразования в ведущих странах Запада в 90-х годах ХХ века - начале
XXI века, включенного в социокультурный, политический и экономический контекст.
Достижения медиаобразования в Канаде. Особенности медиаобразовательного процесса в различных канадских провинциях. Медиапедагогические ассоциации и движения в Канаде. Развитие движения медиаграмотности в области среднего и высшего образования Канады. Канада - первая в мире страна с системой обязательного медиаобразования школьников. Ведущие канадские медиапедагоги и исследователи. Медиаобразовательные ассоциации и движения в Австралии. Развитие процесса формирования медиаграмотности в области среднего и высшего образования Австралии. Система обязательного медиаобразования школьников в Австралии. Основные тенденции развития медиаобразования в США. Особенности процесса поддержки медиаграмотности в различных штатах. Медиаобразовательные ассоциации и движения в США. Развитие движения медиаграмотности в области среднего и высшего образования США. Анализ базовых методических концепций американского
медиаобразования. Включение элементов медиаобразования в систему обучения 48-ми американских штатов (1999) и всех 50-ти штатов (2003). Ведущие американские медиапедагоги и исследователи.
Тенденция интеграции медиа (пресса, кинематограф, телевидение, Интернет и т.д.). Дальнейшее развитие комплексных концепций в медиапедагогике. Проведение ряда крупных конференций по медиаобразованию под эгидой ЮНЕСКО, Совета Европы и Европейского Союза. Увеличение тиражей медиаобразовательной литературы. Интенсивное развитие медиаобразовательного движения в Европе, Азии, Африке и Латинской Америке. Программа EuroMedia Project. Синтез медиаобразования, интернет-образования и дистанционного образования -характерная особенность современных научно-исследовательских и учебных проектов.
в.Методика медиаобразования в зарубежных странах Основные задачи лекции:
-познакомить аудиторию с методикой медиаобразования в ведущих странах Запада (Великобритания, Франция, Германия, Канада, США, Австралия и др.).
Британская методика медиаобразования, основанная на изучении шести «ключевых понятий». Практические подходы в методике медиаобразования во Франции. Особенности методики медиаобразования в Канаде, США и Австралии.
Краткое описание практических занятий спецкурса
Цели практических занятий:
-развитие творческого, критического, автономного, демократического, толерантного мышления аудитории, способностей студентов к восприятию, интерпретации, анализу медиатекстов, медиаобразовательных теорий и методик;
-развитие у аудитории умений творческого освоения наиболее оригинальных и эффективных методических концепций зарубежных медиапедагогов (составление планов занятий со школьниками, практическая реализация данных планов в аудитории и т.д.);
-развитие у аудиторий умения творчески адаптировать наиболее оригинальные и эффективные методические концепции зарубежных медиапедагогов к современным российским условиям. Синопсис практических занятий:
«Чтение» и коллективное обсуждение медиатекстов. Сравнение основных методических подходов в зарубежном медиаобразовании. Составление плана занятий со школьниками с учетом той или иной теории и методики зарубежного медиаобразования. Практическая реализация данного плана в учебной аудитории. Составление и коллективное обсуждение программ школьных факультативов и кружков по медиаобразованию с учетом основных зарубежных медиапедагогических концепций и т.д.
Литература
Adams, D. and Hamm, M. (2001). Literacy in a Multimedia Age. Norwood, Massachusetts: Christopher-Gordon Publishers, 199 p.
Alvarado, M., Boyd-Barrett, O. (Eds.) (1992). Media Education. An Introduction. London: BFI, The Open University, 450 p.
Alvarado, M., Buscombe, E. and Collins, R. (Eds.) (1993). The Screen Education Reader. New York: Columbia University Press, 361 p.
Baran, S. J. (2002). Introduction to Mass Communication. Boston-New York: McGraw Hill, 535 p.
Bazalgette, C., Bevort, E. & Savino, J. (1992). L'Education aux medias dans le monde: Nouvelles orientations. Paris - London: BFI, CLEMI, UNESCO, 120 p.
Blanchard, R.O., Christ, W.G. (1993). Media Education and the Liberal Arts. Hillsdale, New Jersey - London: Lawrence Erlbaum Assoc., Publishers, 187 p.
Branston, G. and Stafford, R. (1999). The Media Student's Book. London and New York: Routledge, 468 p.
Brown, J.A. (1991). Television 'Critical viewing Skills' Education: Major Media Literacy Projects in the United States and Selected Countries. Hillsdale, NJ: Lawrence Erlbaum Associated, Publishers, 371 p.
Brunner, C. and Tally, W. (1999). The New Media Literacy Handbook. New York: Anchor Books, 229 p.
Buckingham, D. (2000). The Making of Citizens. London - New York: Routledge, 235 p. Buckingham, D. (2003). Media Education: Literacy, Learning and Contemporary Culture. Cambridge, UK: Polity Press, 219 p.
Buckingham, D. (Ed.) (1990). Watching Media Learning. Making Sense of Media Education. London - New York - Philadelphia: The Falmer Press, 234 p.
Burton, G. (1997). More Than Meets the Eye. An Introduction to Media Studies. London - New York: Arnold, 240 p.
Christ, W.G. (Ed.) (1997). Media Education Assessment Handbook. Mahwan, New Jersey: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 364 p.
Considine, D.M. and Haley, G.E. (1999). Visual Messages. Englewood, Colorado: Teachers Ideas Press, 371 p.
Costanzo, W.V. (1992). Reading the Movie. Urbana, Illinois: National council of Teachers of English, 201 p.
Craggs, C.E. (1992). Media Education in the Primary School. London - New York: Routledge, 185 p.
DeGaetano, G. & Bander, K. (1996). Screen Smart. Family Guide to Media Literacy. Boston-New York: Houghton Mifflin Company, 206 p.
Dickson, T. Mass Media Education in Transition. Mahwah, New Jersey - London: Lawrence Erlbaum Assoc., Publishers, 283 p.
Duncan, B. (Ed.) (1989). Media Literacy Resource Guide. Toronto: Ministry of Education of Ontario, Publications Branch, the Queen's Printer, 232 p.
Fedorov, A. (2003). Media Education and Media Literacy: Experts' Opinions. In: MENTOR. A Media Education Curriculum for Teachers in the Mediterranean. Paris: UNESCO. Feilitzen, S. von, Carlsson, U. (Eds.) (1999). Children and Media. Image. Education. Participation. Geteborg: The UNESCO International Clearinghouse on Children and Violence on the Screen, Nordicom, 483 p.
Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.1. Lansdowne: Juta Education, 638 p. Fourie, P.J. (ed.) (2001). Media Studies. Vol.2. Lansdowne: Juta Education, 588 p. Fransecky, R. and Debes, J.L. (1972). Visual Literacy: a Way to Learn - a Way to Teach. Washington D.C.: Association for Educational Communications and Technology, 33 p. Freinet C. (1963). Les techniques audiovisuelles. Cannes. : Bibliothèque de l'école moderne, 144 p.
French, D., Richards, M. (Eds.) (1994). Media Education Across Europe. London - New York: Routledge, 217 p.
Gilbert, L., Fedorov, A. (2004). A Model for Media Education Research in Russia and the US. Educational Media International, Vol. 41, N 2, pp.157-162.
Golden, J. (2001). Reading in the Dark. Using film as a Tool in the English Classroom. Urbana, Illinois: National council of Teachers of English, 175 p.
Gonnet, J. (2001). Education aux medias: Les controverses fecondes. Paris: CNDP, Hachette, 144 p.
Gonnet, J. (Dir.) (2001) Education a l'information: une appretissage fondamental. Paris: CLEMI, 24 p.
Goodman, S. (2003). Teaching Youth Media. New York and London: Teacher College Press, 129 p.
Goodwyn, A. (1992). English Teaching and Media Education. Buckingham - Philadelphia: Open University Press, 128 p.
Gripsrud, J. (1999). Understanding Media Culture. London - New York: Arnold & Oxford University Press Inc., 330 p.
Hart, A. (1991). Understanding Media: a Practical Guide. London: Routledge, 268 p.
Hart, A. (Ed.) (1998). Teaching the Media. International Perspectives. Mahwah, New Jersey -
London: Lawrence Erlbaum Assoc. Publishers, 208 p.
Houk, A. and Bogart, C. (1974). Media Literacy: Thinking About. Pflaum/Standard, 116 p. Johnson, L.L. (2001). Media Education and Change. New York - Washington: Peter Lang Publishing, 182 p.
Krucsay, S. (Ed.) (1999). Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Austrian Federal Ministry of Education and UNESCO, 1999, 276 p.
Kubey, R. (Ed.) (1997). Media Literacy in the Information Age. New Brunswick (U.S.A.) and London (U.K.), 484 p.
Limburg, V.E. (1988). Mass Media Literacy. Dubuque, Iowa: Kendall/Hunt Publishing Company, 486 p.
Lloyd-Kolkin, D. and Tyner, K. (1991). Media & You. Englewood Cliffs, NJ: Educational Technology Publications, 171 p.
Lusted, D. (ed.) (1991). The Media Studies Book. London - New York: Routledge, 234 p. Marris, P. and Thornham, S. (Eds.) (2000). Media Studies. A Reader. New York: New York University Press, 869 p.
Martineau, M. (Ed.) (1988). L'enseignement du cinema et de l'audiovisuel. Paris: CinemAction, 299 p.
Martineau, M. (Ed.) (1991). L'enseignement du cinema et de l'audiovisuel dans l'Europe des douze. Paris: CinemAction, 433 p.
Massey, K.B. (1999). Readings in Mass Communication. Media Literacy and Culture. Mountain View, CA - London - Toronto: Mayfield Publishing Company, 295 p.
Masterman, L. & Mariet, F. (1994). L'Education aux medias dans l'Europe des annees 90. Strasbourg: Conseil de l'Europe, 180 p.
Masterman, L. (1985). Teaching the Media. London: Comedia Publishing Group, 341 p. McLaren, P., Hammer, R., Sholle, D., Reilly, S. (1995). Rethinking Media Literacy. A Critical Pedagogy of Representation. New York: Peter Lang, 259 p.
McLuhan, M, Hutchon, K. And McLuhan, E. (1977). City as Classroom: Understanding Language and Media. Richmond Hill, Ontario: Irwin Publishing. McLuhan, M. (1964). Understanding Media. New York : McCraw-Hill. Media Studies in Education (1977). Paris: UNESCO, 94 p.
Phillips, P. (2000). Understanding Film Texts. London: British Film Institute Publishing, 158 p. Potter, W.J. (2001). Media Literacy. Thousand Oaks - London: Sage Publication, 423 p. Pungente, J.J. and O'Malley, M. (1999). More Than Meets the Eye: Watching Television Watching Us. Toronto: McClelland & Stewart Inc., 255 p.
Quin, R. and McMahon, B. (1999). Theory and Practice of Media Education. In: Educating for the Media and the Digital Age. Vienna: Federal Ministry of Education, UNESCO, pp.31-35. Rosen, E.Y., Quesada, A.P., Summers, S.L. (1998). Changing the World Through Media Education. Golden, Colorado: Fulerum Publishing, 194 p.
Semali, L.M. (2000). Literacy in Multimedia America. New York - London: Falmer Press, 243 p.
Semali, L.M., Watts Pailliotet, A. (Eds.) (1999). Intermediality. The Teachers' Handbook of Critical Media Literacy. Boulder, Colorado: Westview Press, 238 p.
Sholle, D. and Denski, S. (1994). Media Education and the (Re)Production of Culture. Westport, Connecticut & London: Bergin & Garvey, 185 p.
Silverblatt, A and Enright Eliceiri, E.M. (1997). Dictionary of Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Greenwood Press, 234 p.
Silverblatt, A. (2001). Media Literacy. Westport, Connecticut - London: Prager, 449 p. Silverblatt, A., Ferry, J., Finan, B. (1999). Approaches to Media Literacy. Armonk, New York -London: M.E.Sharpe, 281 p.
Stevenson, N. (2002). Understanding Media Cultures. Social Theory and Mass Communication.
London - Thousand Oaks - New Delhi: Sage Publications, 255 p.
Taylor, L. and Willis, A. (1999). Media Studies. Oxford: Blackwell Publishers, 262 p.
Tyner, K. (1998). Literacy in a Digital World. Mahwah, NJ - London: Lawrence Erlbaum
Associates, Publishers, 291 p.
Worsnop, C. (1996). Assessing Media Work. Mississauga: Wright Communication.
Worsnop, C. (1999). Screening Images: Ideas for Media Education. Mississauga: Wright
Communication.
Бондаренко Е.А., Журин, А. А. Состояние медиаобразования в мире//Педагогика. 2002. № 3. С.88-98.
Каруна (Донец) И.А. Педагогические технологии в сфере медиаобразования//Школьные технологии. 2002. № 1. С.47-50.
Каруна И.А. Британский опыт в области медиаобразования: опыт, проблемы, инновации//Искусство и образование. 2003. № 2. С.66-79.
Медиаобразование сегодня: содержание и менеджмент/Под ред. А.В.Федорова. М.: Изд-во Гос. ун-та управления, 2002. 80 с.
Новикова А. А. Медиаобразование в англоязычных странах//Педагогика. 2001. № 5. С.87-91.
Новикова А. А. Медиаобразование в США. Ч.1//Искусство и образование. 1999. № 4. С.68-81.
Новикова А.А. Медиаобразование в США. Ч.2.//Искусство и образование. 2000. № 4. С.35-49.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Педагогика.2000. № 3. С.68-75.
Новикова А.А. Медиаобразование в США: проблемы и тенденции//Дистанционное и виртуальное обучение. 2000. № 9. С.40-43.
Озеров К.Г. Информационно-образовательная деятельность библиотечных медиацентров в школах США: Дис. ... канд. пед. наук. М.,1996.
Рыжих Н.П. Изучение англоязычных экранных искусств студентами неязыковых специальностей//Наука и образование Зауралья. 2000. № 3. С.233-237. Спичкин А.В. Что такое медиаобразование. Курган: Изд-во Ин-та пов. квалификации и переподготовки работников образования, 1999. 14 с.
Усов Ю.Н. Международная консультативная встреча «Вопросы преподавания основ киноискусства в средней школе и некинематографических вузах»//Информационный бюллетень Комиссии по международным связям Союза кинематографистов. М., 1975. С.66-71.
Федоров А.В. Международные конференции по медиаобразованию//Медиаобразование. 2006. № 1. С.50-72.
Федоров А.В. Варианты тестов, проблемных вопросов и заданий, наиболее часто используемых зарубежными педагогами на занятиях медиаобразовательного цикла//Медиаобразование. 2006. № 2. С.87-100.
Федоров А.В. и др. Медиаобразование. Медиапедагогика. Медиажурналистика. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2005. CD. 1400 с. Федоров А.В. Медиаобразование в Австралии//Медиаобразование. 2005. № 1. С.103-106. Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Дистанционное и виртуальное обучение. -2002. № 6. С.53-56.
Федоров А.В. Медиаобразование в Бельгии//Педагогика. 2002. № 1. С. 97-99.
Федоров А.В. Медиаобразование в Германии, Австрии и Швейцарии//Медиаобразование.
2005. № 2. С.97-106.
Федоров А.В. Медиаобразование в зарубежных странах. Таганрог: Изд-во Кучма, 2003. 238 с.
Федоров А.В. Медиаобразование в Канаде//Высшее образование в России. 2002. № 1. С.116-118.
Федоров А.В. Медиаобразование в Скандинавии//Медиаобразование. 2005. № 3. С.96-101. Федоров А.В. Медиаобразование во Франции//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 3.С. 46-47.
Федоров А.В. Медиаобразование и медиаграмотность в обществах знаний//ЮНЕСКО между этапами Всемирного саммита по информационному обществу. М.: Изд-во Ин-та развития информационного общества, 2005. С.329-339.
Федоров А. В. Медиаобразование, медиаграмотность, медиакритика и медиакультура//Высшее образование в России. 2005. № 6. С.134-138. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов: ЦВВР. 708 с. Федоров А.В. Молодежь и медиа: Проблемы и перспективы//Встреча: Культурно-просветительная работа. 1997. № 11. С.44.
Федоров А.В. Молодым везде у нас дорога//Видео-Асс Премьер. 1995. №25. С.90-91. № 26. С.58. № 27. С.104-105.
Федоров А.В. Основные тенденции развития медиаобразования за рубежом в 70-80-х годах XX века//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2005. № 1. С.180-191.
Федоров А.В., Новикова А.А. Ключевые теории медиаобразования//Преподаем журналистику : взгляды и опыт/Ред.-сост. С.Г.Корконосенко. СПб.: Изд-во СПб. гос. унта, 2006. С.51-84.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиа и медиаобразование//Л1ша Mater. Вестник высшей школы. 2001. № 11. С.15-23.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Кучма, 2005. 270 с.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в Восточной Европе//Медиаобразование. 2005. № 4. С.49-55.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США и Канаде//США и Канада: Экономика, политика, культура. 2004. № 9. С.96-104.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в США: методические подходы//США и Канада: Экономика-Политика-Культура. 2006. № 1. С.110-119.
Федоров А.В., Новикова А.А. Основные теоретические концепции медиаобразования//Вестник Российского гуманитарного научного фонда. 2002. № 1. С.149-158.
Шариков А.В. Жак Гонне - исследователь школьной и лицейской прессы//Ж.Гонне. Школьные и лицейские газеты. Становление и развитие школьной и лицейской самодеятельной прессы во Франции. М.: Изд-во ЮНПРЕСС, 2000. С.3-10.
Шариков А.В. Медиаобразование: мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук, 1990. 66 с.
Шариков А.В. О движении «визуальной грамотности» в современной педагогике США//Эстетическое воспитание учащейся молодежи - задачи, теория, практика, перспективы. М., 1988. С.120-121.
Шариков А.В. Проблемы изучения средств массовой коммуникации в школах Запада//Сов. педагогика, 1988. №5. С.125-130.
Шариков А. В. Проблемы медиаобразования в современной западной педагогике//Телевидение и школа. М.: Академия педагогических наук СССР, 1989. С.104-124.