УДК 339.9
ПРОГРАММА ЦАРЭС - ИНТЕГРАЦИОННЫЙ ПРОЕКТ НА ПОСТСОВЕТСКОМ ПРОСТРАНСТВЕ
© 2013 Е. Ю. Подосинников1, В. М. Лапидус2
1канд. полит. наук, доцент каф. государственного и муниципального управления КГУ, старший специалист 1 разряда Управления Федерального казначейства по Курской области e-mail: [email protected] 2соискатель Федерального государственного бюджетного учреждения науки «Институт социологии Российской академии наук»
Тел. +7(916) 076-27-31
Представлены элементы и направления взаимодействия стран-участников СНГ и государств-нерезидентов СНГ в рамках интеграционного проекта Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества.
Ключевые слова: интеграционное взаимодействие, проект Центрально-
Азиатского регионального экономического сотрудничества, форум электроэнергетических регулирующих органов стран-участниц ЦАРЭС, Комитет по таможенному сотрудничеству, Координационный комитет ЦАРЭС по торговой политике.
Одним из направлений интеграционного взаимодействия на пространстве бывшего СССР является создание интеграционных проектов стран-участников Союза Независимых Г осударств (далее СНГ) и государств-нерезидентов СНГ (ГУУАМ - региональное объединением пяти государств: Грузия, Украина, Республика Узбекистан, Азербайджанская Республика и Республика Молдова; ГУАМ - консультативный форум в составе 4 государств: Грузия, Украина, Азербайджан, Молдова; ШОС - Шанхайская организация сотрудничества, региональная международная организация, основанная в
2001 г. лидерами Китая, России, Казахстана, Таджикистана, Киргизии и Узбекистана; СВМДА - Совещание по взаимодействию и мерам доверия в Азии, международный форум, объединяющий государства азиатского континента, и др.), имеющих общие региональные интересы и стремящихся к углублению интеграции в различных сферах. В этом отношении особенно показателен опыт экономической интеграции в рамках интеграционного проекта Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества (далее ЦАРЭС), инициированного в 1997 г. Азиатским банком развития (далее АБР) [Сайт интеграционного проекта...]. Кроме АБР, в программе принимают участие пять многосторонних организаций: Европейский банк реконструкции и развития (далее ЕБРР), Международный валютный фонд (далее МВФ), Исламский банк развития (далее ИБР), Программа развития ООН (далее ПРООН), Всемирный банк (далее ВБ).
Основной целью проекта стало стимулирование экономического роста и сокращение бедности через развитие экономического взаимодействия азиатских стран-участниц СНГ с приграничными государствами. Состав участников ЦАРЭС расширялся с течением времени. Изначально проект охватывал Казахстан, Кыргызстан, Узбекистан, Китай. Таджикистан присоединяется к программе ЦАРЭС в 1998 г.; Монголия - в
2002 г.; Афганистан - в 2005 г.; Туркменистан и Пакистан - в 2010 г. ЦАРЭС тесно координирует свою работу с другими региональными интеграционными объединениями в Центральной Азии (далее ЦА), в первую очередь с ШОС. Развивается сотрудничество ЦАРЭС с Евразийским экономическим сообществом (далее ЕврАзЭС), Европейским союзом (далее ЕС), США, Великобританией, Г ерманией, Швейцарией, Японией.
ЦА и соседние страны обладают богатыми природными ресурсами, расположены на пересечении наиболее динамичных экономик мира. ЦАРЭС охватывает все государства ЦА, прилегающие к региону территории и Закавказье. Особенностью ЦАРЭС является «привязка» Афганистана к ЦА, поскольку стабильность и безопасность в Афганистане, развитие торгового сотрудничества Афганистана со странами ЦА, обеспечение надежного афганского транзита рассматриваются как важные факторы развития региона.
Приоритетными направлениями деятельности ЦАРЭС стали укрепление партнерства между участниками в энергетической сфере, развитие торгово-экономического сотрудничества, развитие транспортной инфраструктуры (реконструкция транспортных коридоров, модернизация таможенных пунктов, упрощение таможенных и транзитных процедур).
Развитие сотрудничества основывается на четырех «столпах действий».
В рамках «столпа знаний» проводятся исследования региона с целью повышения эффективности реализации взаимовыгодных региональных инициатив, тренинги для должностных лиц среднего и старшего звена, форумы делового развития. Для координации данных исследований, обучения и диалога был создан Институт ЦАРЭС.
«Столп региональных инфраструктурных сетей» включает поддержку в модернизации транспортных коридоров, развитии энергетических рынков, реализации инфраструктурных проектов, меры по эффективному использованию энергии.
Деятельность в рамках «столпа торговли, инвестиций и делового развития» служит задачам улучшения инвестиционного климата в ЦА, обеспечения доступа коммерческих предприятий к рынкам.
«Столп региональных общественных благ» направлен на решение конкретных проектов: охрана окружающей среды, управление природными ресурсами, экологические информационные системы, меры по сокращению опустынивания, борьба с угрозой птичьего гриппа, борьба со стихийными бедствиями и коррупцией.
Существует два основных подхода к развитию сотрудничества в рамках ЦАРЭС.
Согласно первой концепции, разделяемой руководством АБР и представителями международных финансовых институтов (далее МФИ), ЦАРЭС рассматривается в качестве современной версии «Шелкового пути», единой трансевразийской системы транспортных коммуникаций. ЦА представляется в качестве важного транспортного узла, служащего мостом между другими культурами и рынками. Акцент делается на социально-экономических аспектах программы, запущенной для решения конкретных задач: использование естественных транзитных и ресурсных преимуществ, формирование единого экономического пространства с целью повышения уровня социальноэкономического развития ЦА. Подчеркивается, что исторически ЦА имела тесные экономические и культурные связи с Синьцзян-Уйгурским автономным районом (далее -СУАР), южноазиатскими странами - Афганистаном, Ираном, Индией. Подобный подход разделяется целым рядом американских исследователей [Старр 2005]. Это единство было нарушено в конце XIX в., когда регион стал частью Российской империи, а позднее - Советского Союза. Это привело к разрушению единства Большой Центральной Азии, способствовало разделению и изоляции стран региона. При этом важной задачей становится восстановление нарушенных связей в рамках ЦАРЭС. Другой задачей становится укрепление экономических связей региона с соседними странами, преодоление изолированности региона от мировых рынков, преодоление чрезмерной ориентации экономик стран ЦА на Россию.
Правящие элиты стран ЦА (в частности, президент Таджикистана Э. Рахмон, бывший премьер-министр Кыргызстана Ф. Кулов) склонны рассматривать ЦАРЭС как проект, объединяющий государства, имеющие общие культурные, исторические корни,
находившиеся в составе единого государства, имеющие общее экономическое, информационное пространство. Предполагается, что страны ЦА более тесно интегрированы между собой, чем с другими участниками ЦАРЭС. Поэтому важной задачей для них остается восстановление экономических, культурных связей друг с другом, развитие совместных интеграционных проектов. При этом проект ЦАРЭС выступает в роли своеобразного дополнения к уже существующим интеграционным объединениям в ЦА (ШОС, ЕврАзЭС).
В то же время, по большому счету, не существует противоречия между двумя указанными подходами, поскольку концепция «Великого шелкового пути» разделяется всеми странами-участницами ЦАРЭС. Дело лишь в разнице оценок исторической роли и перспектив взаимодействия ЦАРЭС с Россией. В качестве примера успешной интеграции и своеобразной модели развития для ЦАРЭС некоторыми её участниками рассматривается опыт строительства Европейского союза.
С 2002 г. АБР является секретариатом ЦАРЭС, который организует ежегодные конференции министров, встречи высших должностных лиц и заседания отраслевых комитетов с целью развития регионального сотрудничества. Общее руководство программой осуществляется президентом АБР. Важную роль в организации и проведении мероприятий играют Отдел региональной экономической интеграции АБР, департамент регионального и устойчивого развития и региональные (национальные) координаторы по сотрудничеству ЦАРЭС. В 2003 г. была создана координационная группа МФИ, которая обеспечивает согласованность их совместных усилий и содействие развитию региона. Представители МФИ (включая Всемирный банк) присутствуют на министерских конференциях как наблюдатели, оказывают финансовое содействие в рамках утвержденных проектов, но не играют практической роли в вопросах управления программой.
В настоящий момент в рамках ЦАРЭС выделяются следующие форматы работы: ежегодные министерские конференции осуществляют стратегическое управление в рамках ЦАРЭС; заседания высокопоставленных официальных лиц обеспечивают поддержку в подготовке и проведении министерских конференций, а также отвечают за выполнение решений конференций, осуществляют надзор за реализацией инициатив ЦАРЭС; секторальные координационные комитеты (далее СКК) и рабочие группы согласовывают и координируют специфические вопросы отдельных секторов и проекты; национальные координаторы и представители в СКК назначены в каждой стране для обеспечения эффективной координации и реализации программы ЦАРЭС [Сайт интеграционного проекта...].
ЦАРЭС рассматривается всеми странами-участницами как важный интеграционный проект, играющий значительную роль в социально-экономическом развитии региона: развитии интеграционных процессов, унификации торгового законодательства, уменьшение торговых барьеров, решении задачи выхода на мировые рынки с целью повышения конкурентоспособности национальных экономик, улучшении благосостояния граждан, укреплении стабильности в регионе.
Для всех стран-участниц исключительно важен транспортный фактор. Речь идет о модернизации национальных транспортных инфраструктур, росте эффективности использования внешних и внутренних факторов и условий для транзита, создании новых магистралей, связывающих Восток-Запад и Север-Юг. В энергетической области в качестве энергоэкспортеров выступают страны ЦА, Китай является важным энергоимпортером, остальные страны выступают в качестве транзитеров.
Для Кыргызстана и Таджикистана особое значение имеет водно-энергетический фактор. Данные государства являются двумя основными водоформирующими странами для региона. Общая водная система - это естественный регионообразующий фактор в
ЦА. Акцент делается на объединение целей по рациональному и справедливому использованию водно-энергетических ресурсов региона. Использование гидроэнергетических возможностей региона играет важную роль в развитии промышленности в регионе, обеспечивает энергетическую безопасность, устойчивое экономическое развитие стран ЦА.
Президентом Таджикистана Э. Рахмоном на 6-й Министерской конференции ЦАРЭС в 2007 г. была выдвинута инициатива по совместному использованию ресурсов Сарезского озера с целью решения проблемы доступа к чистой питьевой воде населения региона. Кроме того, были сформулированы несколько принципов дальнейшего сотрудничества ЦАРЭС: равенство прав и обязанностей стран-участниц ЦАРЭС, стремление к созданию единого правового пространства, обеспечение свободного перемещения капитала, услуг, товаров и рабочей силы между участниками процесса, создание единого научно-культурного и гуманитарного пространства, усиление сотрудничества в вопросах подготовки высококвалифицированных специалистов.
Региональное сотрудничество стран-участниц ЦАРЭС в транспортной сфере играет важную роль в экономическом развитии региона (сокращение барьеров в транзитной сфере, снижение транспортных расходов, повышение качества транспортных услуг, рост инвестиционной привлекательности региона, преодоление изолированности удаленных регионов, обеспечение доступа на крупные рынки соседних стран и основные рынки развитых стран). Регион обладает потенциальной возможностью стать важным транзитным маршрутом между Азией и Европой. Большая доля грузопотока приходится на железные дороги, а автодороги являются основным элементом в пассажирских перевозках. Воздушный транспорт играет ключевую роль в предоставлении международного доступа и соединяет крупные города отдельных стран с их столицами.
Региональное сотрудничество в транспортной сфере стран-участниц ЦАРЭС направлено на развитие интегрированной и эффективной транспортной системы в регионе. Г осударства-члены ШОС, включая пять стран ЦАРЭС (Казахстан, Китай, Кыргызстан, Таджикистан, Узбекистан), ведут переговоры с целью заключения межправительственного соглашения об облегчении транзита. Такое соглашение может впоследствии охватить все государства-участники ЦАРЭС и другие страны региона.
Развитие сотрудничества в транспортной сфере осуществляется в рамках Координационного комитета по транспортному сектору (далее ККТС). Основными стратегическими приоритетами в области транспорта являются: унификация транспортных положений стран ЦАРЭС для создания равных условий для транспортных операторов, повышения эффективности, роста качества транспортных услуг; упрощение приграничных транспортных процедур и документации для облегчения пассажирских и грузовых перевозок; развитие и модернизация региональных и международных транспортных коридоров; модернизация железнодорожной транспортной сети, повышение эффективности корпоративного управления железных дорог, участие частного сектора с целью предоставления качественных услуг; увеличение объемов финансирования сектора и улучшение управления сектором для обеспечения развития, эксплуатации и надлежащего технического обслуживания региональной транспортной сети; повышение региональной транспортной безопасности; либерализация в сфере гражданской авиации, привлечение к участию представителей туристического и бизнес сообщества при разработке авиационной политики, принятии двусторонних соглашений странами-участниками ЦАРЭС с целью координации политики в авиационной области.
Региональные транспортные инициативы в рамках ЦАРЭС охватывают три направления: усиление связей между двумя соседними странами (проект улучшения магистрали Алматы - Бишкек); усиление региональных связей (проект железной дороги
СУАР - Кыргызстан - Таджикистан - Узбекистан); усиление связей с внешними рынками (автомагистральная сеть Кыргызстан - Таджикистан - Афганистан).
В ходе 6-й Министерской конференции ЦАРЭС в 2007 году была принята стратегия ЦАРЭС по транспорту и содействию торговле, которая предусматривает развитие шести транспортных коридоров по следующим направлениям: Европа - Восточная Азия (далее ВА); Средиземноморье - ВА; РФ - Ближний Восток (далее БВ) и Южная Азия (далее ЮА); РФ - СУАР; ВА - БВ - ЮА; Европа - БВ - ЮА.
Географическое расположение ЦА между крупнейшими энергетическими рынками Европы и Юго-Восточной Азии, богатство энергетическими ресурсами может способствовать превращению Центрально-Азиатского региона в важного энергетического экспортера.
Энергетическое сотрудничество стран-участниц ЦАРЭС обусловлено как необходимостью доступа на мировые рынки, так и развитием региональной кооперации, связанной с естественным неравенством в распределении энергоресурсов. Кыргызстан и Таджикистан богаты гидроресурсами; Казахстан обладает большими запасами нефти и угля, рассматривается как важный энергоэкспортер для СУАР; Узбекистан является поставщиком газа в Казахстан, Кыргызстан, Таджикистан.
Ограничителями энергетического партнерства выступают стремление каждой из стран к независимости в энергетической сфере, попытка не допустить роста зависимости от иностранных энергоресурсов. Другой проблемой является нехватка необходимой инфраструктуры (трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные линии, грузовые терминалы и пр.). Кроме того, существует проблема ценовой политики: нехватка средств для импорта электроэнергии, отсутствие согласованных цен на энергоресурсы.
В рамках ЦАРЭС разрабатываются совместные энергетические проекты. В качестве приоритетного проекта АБР и правительствами ЦА рассматривается модернизация электроэнергетической системы в регионе. Другим потенциальным проектом является реконструкция газопровода из Туркменистана и Узбекистана через Кыргызстан в Казахстан (Алматы). Этот проект важен в контексте экспорта газа из ЦА в Восточную Азию.
Рассматриваются и планы создания водно-энергетического консорциума (далее ВЭК). В перспективе ВЭК будет управлять эксплуатацией региональных водохранилищ, мобилизовывать инвестиции в гидроэнергетическую инфраструктуру, координировать выработку электроэнергии и ее экспорт.
Основным инструментом сотрудничества стран-участниц ЦАРЭС в энергетике является Координационный комитет по энергетическому сектору (далее ККЭС).
В ноябре 2005 году был подписан меморандум о взаимопонимании по созданию форума электроэнергетических регулирующих органов стран-участниц ЦАРЭС (далее ФЭРОЦ). ФЭРОЦ направлен на развитие сотрудничества государств-участников в электроэнергетике, реформирования электроэнергетического сектора в ЦА, стимулирования экспорта электроэнергии.
В рамках ЦАРЭС действует региональная программа содействия торговле и таможенного сотрудничества. Цель программы - помощь в реформировании и модернизации таможни, развитии торговли посредством межтаможенного сотрудничества и партнерства с частным сектором. Программа координируется Комитетом по таможенному сотрудничеству (далее КТС), состоящим из глав таможенных администраций стран-участниц. Основными результатами программы стали: разработка планов по модернизации таможенных служб, пересмотр Таможенных кодексов, заключение двусторонних транзитных соглашений, проведение региональных форумов и семинаров, модернизация таможни и развитие инфраструктуры, развитие таможенного сотрудниче-
ства стран-участниц ЦАРЭС. В области таможенного сотрудничества ЦАРЭС тесно сотрудничает с ЕврАзЭС.
В 2004 г. был сформирован Координационный комитет ЦАРЭС по торговой политике (далее ККТП), призванный содействовать странам-участницам ЦАРЭС в либерализации и координации проводимой ими торговой политики с целью создания благоприятных условий для внутрирегиональной и межрегиональной торговли. Это первый комитет ЦАРЭС, деятельность которого сосредоточена не на реализации проектов, а на экспертизе политики. Основными направлениями деятельности ККТП являются: оценка текущей торговой политики и инициатив в области торговой политики стран-участниц ЦАРЭС, анализ торговых соглашений, вопросы вступления в ВТО, либерализация торговли в контексте ВТО.
В целом развитие взаимодействия в формате ЦАРЭС идет достаточно успешно. Программа концентрируется исключительно на экономических вопросах и не охватывает измерения безопасности и политического развития. В этом плане ЦАРЭС является не столько конкурентом СНГ, ЕврАзЭС, ШОС, сколько важной региональной интеграционной инициативой, охватывающей регион Большой Центральной Азии, обеспечивающей развитие интеграционного сотрудничества государств ЦА, Закавказья, Южной Азии, Китая, Монголии. Страны-участницы ЦАРЭС взаимодействуют в области унификации таможенного, торгового законодательств, развития сотрудничества в транспортной, ресурсной, инвестиционной областях с целью упрощения доступа на международные рынки, ускорения экономического роста, повышения уровня благосостояния в регионе. В последнее время усиливается акцент на развитие энергетического взаимодействия в рамках ЦАРЭС. На 7-й (ноябрь 2008 г.) и 8-й министерских встречах (октябрь 2009 г.) принимаются важные документы в сфере энергетики - Энергетическая стратегия и Рамочный план действий по энергетике, призванные развивать энергетическое и инвестиционное сотрудничество, укреплять энергетическую безопасность стран ЦАРЭС.
30-31 октября 2012 г. в городе Ухань провинции Хубэй Китайской Народной Республики проходила 11-я Министерская конференция по Центрально-Азиатскому региональному экономическому сотрудничеству (ЦАРЭС). Министры 10 стран-членов ЦАРЭС (Афганистан, Азербайджан, Китайская Народная Республика (КНР), Казахстан, Кыргызская Республика, Монголия, Пакистан, Таджикистан, Туркменистан и Узбекистан) одобрили Уханьский план действий (План действий), который определяет следующие шаги Программы ЦАРЭС. План действий был поддержан представителями шести многосторонних институтов ЦАРЭС и других партнеров по развитию. План действий приоритезирует реализацию инвестиций в объеме более 23 миллиардов долларов в новые региональные проекты по транспортной инфраструктуре, вместе с инициативами в областях энергетики и торговли нацеленные на создание беспрепятственных сообщений и большего процветания в регионе.
Он также подчеркивает очень важную роль Института ЦАРЭС в предоставлении поддержки в форме знаний приоритетным секторам ЦАРЭС. Министры ЦАРЭС согласились создать в регионе базу для Института ЦАРЭС к 2014 г. с целью поддержки стратегических проектов посредством аналитической работы, обучения и управления знаниями. План действий будет использовать практический, ориентированный на результаты и основанный на коридорах подход с целью содействия трансграничным перевозкам. Поднята необходимость устранения нефизических барьеров для межгосударственных и транзитных перевозок в регионе ЦАРЭС и рекомендованы будущие направления механизмов в области содействия транспорту.
В качестве ограничителя сотрудничества в рамках ЦАРЭС можно выделить определенную декларативность и труднореализуемость на практике некоторых мас-
штабных экономических проектов, обусловленных объективными различиями в структурах и функционировании хозяйственных систем, а также разницей интересов и подходов государств-участников.
Важной отличительной особенностью интеграционного проекта ЦАРЭС является «привязка» международных финансовых организаций к его реализации, в отличие от других существующих интеграционных объединений в ЦА (СНГ, ЕврАзЭС, ШОС), взаимодействие в рамках которых осуществляется преимущественно на правительственном уровне.
Другим итогом развития интеграционного сотрудничества в рамках ЦАРЭС стало усиление влияния внерегиональных акторов в ЦА, играющих важную роль в международных финансовых институтах (Япония, Индия, исламские страны, страны АТР, США и пр.). С этой точки зрения проект ЦАРЭС является определенным ограничителем российского (в большей степени) и китайского (в меньшей степени) влияния в ЦА, призванным снизить экономическую зависимость стран региона от Москвы и Пекина, диверсифицировать доступ к мировым рынкам путем развития новых маршрутов и транспортных коридоров. Развитие интеграционных проектов в рамках ЦАРЭС рассматривается как фактор преодоления естественной транспортной изолированности Центрально-Азиатского региона, как инструмент интеграции ЦА в общеазиатское пространство.
Библиографический список
Выступление Президента Таджикистана Э. Рахмона на 6-й Министерской конференции ЦАРЭС. Душанбе, 3 ноября 2007 г. // Сайт интеграционного проекта Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества. ЦКЬ: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2007/6th-MC/Speech-TAJ-President-ru.pdf (дата обращения: 04.02.2013).
Выступление Премьер-министра Кыргызстана Ф. Кулова на открытии Четвертой Министерской Конференции ЦАРЭС на тему «Необходимость большего регионального сотрудничества и видение до 2015 года». Бишкек, 6 ноября 2005 г. // Там же. ЦКЬ: http://www.carecprogram.org/uploads/events/2005/4th-MC/Speech-KRZ-Premier-
ru.pdf (дата обращения: 04.02.2013).
Сайт интеграционного проекта Центрально-Азиатского регионального экономического сотрудничества. URL: http://www.carecprogram.org (дата обращения:
04.02.2013).
Старр Ф. Партнерство для Центральной Азии // Россия в глобальной политике. 2005. № 4. С. 37-41.