УДК 755:281.93 (471.317)
DOI: 10.24411/2309-5164-2019-17807
Игумен Димитрий (Нетесин), настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова
г. Костромы е-тай:а1Ьга@гатЬ1ег.ги
ПРОГРАММА РОСПИСИ ХРАМА АПОСТОЛА И ЕВАНГЕЛИСТА ИОАННА БОГОСЛОВА г. КОСТРОМЫ
Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы, являясь памятником архитектуры и живописи Федерального значения, на сегодняшний день остается практически не изученным. Статья посвящена исследованию фресковой живописи храма, датируемой 1735 г., которая относится к иконописной школе известных стенографов, работавших под руководством Гурия Никитина. Роспись храма представляет значимый исторический материал, вызывающий интерес искусствоведов, краеведов, историков, художников, эпиграфистов, верующих людей и простых туристов.
Ключевые слова: Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова, стенопись, фрески, Гурий Никитин
Ипатьевская слобода, в которой расположен храм ап. Иоанна Богослова (фото 1), получила название от одноименного Ипатьевского мужского монастыря, основанного татарским мурзой по имени Чет в 1330 году1. Монастырь был крупнейшим в России землевладельцем, и образовавшаяся вокруг него слобода находилась в его ведении. В слободе был выстроен каменный храм во имя апостола Иоанна Богослова в 1681г. Это время совпадает с каменным строительством и самого монастыря. Например, главный храм обители (Троицкий собор), был построен всего на 30 лет раньше Богословского храма. С этого времени в обиход входит и второе название слободы - Богословская.
Сам же каменный храм ап. Иоанна Богослова, был построен на месте двух деревянных церквей, которые были уничтожены пожаром. Эти церкви были построены в 1562 году по грамоте Свт. Ма-кария митрополита Московского. Пожар 1681 года истребил деревянные
1 Ипатьевский монастырь. [Электронный ресурс]. - URL: http://www.kostroma.orthodoxy.ru
Игумен Димитрий (Нетесин), настоятель храма апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы
церкви во имя Св. ап. Иоанна Богослова и Свт. Николая Чудотворца. В этом же году по благословению Патриарха Иоакима было начато строительство каменной Богословской церкви с колокольней. По ходатайству Патриарха для всех храмов, не имевших земельного надела, велено было отмерить участки из помещичьих и вотчинных земель. Эти меры улучшили материальное положение духовенства.
Начало строительства ныне существующего величественного храма за рекой Костромой было положено при попечении архимандрита Ипатьевского монастыря Антония. Архимандрит Антоний прибыл в Кострому из Переяславского Данилова монастыря, где был настоятелем. В Ипатьевском монастыре Антоний трудился Богу до 1683 года. Продолжено возведение Богословской церкви было при архимандрите Пахомии (он украсил стены Троицкого собора Ипатьевского монастыря стенной живописью), а закончено в 1687 году при архимандрите Феодосии, когда к основной части храма были пристроены трапезная и колокольня. В 1706 году по благословению Стефана, митрополита Рязанского с северной стороны был пристроен придел Святителя Николая Мирликийского, Чудотворца. В 1780 году с южной стороны был пристроен придел в честь иконы Феодоровской Божией Матери1.
Стенографы Богословского храма
В 1735 году артелью костромских художников сделана роспись Богословской церкви. На южной стене храма сохранилась и поновлена запись о росписи. Стоит заметить, что архимандрит Никодим Скребницкий, при котором расписывалась Богословская церковь в Ипатьевской слободе, был перемещен в Московский Новоспасский монастырь. В 1738 году Никодим стал епископом Черниговским, а в 1740 году митрополитом Тобольским.
На северной стене храма сделана запись об иконописцах (см. фото 2): «Града (Костромы) трудившиеся изографы: Стефановский поп Федор Логинов с детьми Матфием да Иваном, Яков Васильев, Егор Абрамов с сыном Семеном, Алексей Григорьев с братом Федором, Покровский дьякон Федор Григорьев с сыном Иваном, Иван Алексеев, Василий Иванов, Трофим Андреев, Леонтий Федоров, Осип Данилов, Федор Михаилов, Семен Степанов 1735»2.
В настоящее время дата под именами изографов не наблюдается (фото 3). Была ли она на самом деле, является ли это ошибкой автора или была удалена во время реставрации храма в конце XIX века, доподлинно неизвестно. Известно также, что в 1884-1885гг. проводилась «реставрация» фресковой живописи церкви. Первоначальная стенопись была прокрыта грубой корпусной темперной записью, но прописана в границах старого рисунка. Особенно груба синька фонов3.
1 Об истории Храма св. апостола Иоанна Богослова подробнее см.: Димитрий (Нетесин), игум. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова в г. Костроме // Ипатьевский вестник. -2018. - № 6. - С. 104-107.
2 Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. - СПб.: Синод, тип., 1909. - С. 47.
3 Андреева Е.А. История создания и бытования Церкви св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова // Научно-исследовательские публикации. - 2014. - № 8(12). - С. 123.
О времени и деталях росписи повествует и памятная надпись, вписанная в орнаментальный пояс, расположенный по периметру всего храма от южной стены до северной и завершающийся орнаментальным картушем с перечислением имен изографов. Надпись гласит: «Бога Всеблагаго в Троице Святой славимаго Отца и Сына и Святаго Духа, всюду благость Его излия-ся, Того убо благим хотением и церковь сия тезоименная святаго апостола и евангелиста Иоанна Богослова стенным изографственным подписанием начася в лето от сотворения мира в 7243, от рождества же по плоти Бога Слова 1735 году месяца маия 6, а окончися месяца августа 2 чисел единого лета при державе благочестивейшия Государыни Великой Княгини Анны Иоанновны Самодержицы всероссийския правящу соборную и апостольскую церковь, Святейшему Правительствующему Синоду, в бытность в Троицком Ипатском монастыре Архимандрита Никодима тщанием прихоцкого человека Троицкого Ипатского монастыря стряпчема Алексия Андреева, сына Сысина, во славу Святыя Троицы Отца и Сына и Свята Духа. Аминь»1 (см. рис. 3).
Противоречие источников
Фресковая живопись Богословского храма весьма насыщена сюжетами, многие из которых выстроены в сюжетные ряды. В частности, три стены (за исключением восточной части, которая закрыта иконостасом), имеют сюжетные композиции и занимают либо одну стену, либо опоясывают четверик целиком, проводя сюжет по всем стенам.
Прежде, чем перейти непосредственно к фрескам, следует обратить внимание на некоторые разночтения.
По благословению Стефана митрополита Рязанского в 1706 году к церкви пристраивают южное крыльцо и при трапезной устраивают северный придел Св. Николая. В нескольких дореволюционных источниках также упоминается еще один придел при трапезной, освященный в честь Феодоровской иконы Божией Матери (1780 г.). Однако, в метрике от 1887 г., составленной священником церкви Василием Спасским, об этом приделе не сказано ничего, упоминается лишь придел святителя Николая, отмеченный как южный. Анализируя фотографии церкви конца XIX в., автор проекта реставрации церкви Иоанна Богослова Л.С. Васильев пришел к выводу, что к трапезной был пристроен только один придел Св. Николая. «Свидетельство Спасского подтверждается фотографией 1896 г., на которой ясно видно, что конек крыши трапезной упирается не в середину колокольни, а значительно южнее, что может быть лишь при ассиметричном решении плана»2.
Почему это сейчас представляет интерес? Потому что на текущий момент храм апостола Иоанна Богослова является трехпридельным и по состоянию на сегодняшний день южный придел посвящен Св. Николаю Чудотворцу, а северный - Феодоровской иконе Божией Матери. Однако, именно на север-
1 Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. - СПб.: Синод, тип., 1909. - С. 48.
2 Васильев Л.С. Пояснительная записка к проекту реставрации церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе г. Костромы. 1960.
ной стене четверика первый иконописный ряд посвящен житию святителя Николая Чудотворца, что, в свою очередь, может быть аргументом в пользу того, что именно северный придел был в честь этого святого.
Иконография алтаря
Алтарь храма трехапсидный. Несмотря на небольшую площадь росписи, имеет очень плотную зарисовку, многокомпозиционность и несет большую смысловую нагрузку.
Вход в центральную апсиду алтаря через Царские Врата «охраняют» Ангелы, стоящие по бокам с рипидами и как бы наблюдающие за всеми проходящими в Царские Врата. Вообще, тема ангелов очень популярна в алтарной части, и их изображения можно наблюдать в разных частях алтаря (фото 4). Наблюдающие внутреннее пространство алтаря непосредственно из четверика видят прежде всего большую изогнутую панораму шести вселенских соборов, которая занимает всю восточную апсиду, при этом каждому из соборов отведена отдельная композиция (фото 5).
Над арочной частью западной стены расположена композиция сошествия Святаго Духа на апостолов, в центральной части которой - изображение Богоматери (фото 6).
Южная аспида, за исключением свода, полностью посвящена житию Алексия, человека Божия. Мы полагаем, что это посвящение может быть связано с небесным покровителем Царя Алексея Михайловича Тишайшего, во времена царствования которого и был построен храм (см. фото 7). На сводах же, как южной, так и северной апсид, размещены композиции Великого входа. Но композиции имеют существенное отличие. Так на южной части мы можем наблюдать Великий вход Литургии Иоанна Златоустаго со стихами: «Иже херувими...», тогда как на сводах северной части мы уже наблюдаем Великий вход из Литургии Преждеосвященных Даров со стихами: «Да молчит всяка плоть человеча...» (см. фото 8).
Северная часть алтаря имеет в западной части большую фреску Успения Пресвятой Богородицы, где помимо предстоящих апостолов можно наблюдать и двух епископов в соответсвующих одеяниях, один из которых Иаков, брат Господень - первый Иерусалимский епископ (см. фото 9). Также в этой части мы встречаем первых диаконов, изображение Лествицы Иакова и многих Ангелов (см. фото 10). Здесь мы можем наблюдать и дань уважения местным почитаемым святым, которые изображены также на западной стене алтаря. Это митрополит Московский Иона, уроженец Солига-личского района Костромской области и преподобный Макарий Унженский (см. фото 11).
Южный вход храма весь посвящен теме Страшного суда и фрагментов книги Апокалипсис. Здесь можно встретить необычные и достаточно редко встречающиеся в других храмах изображения. К таким фрескам можно отнести сюжет их этой книги, глясящий: «Он держал в деснице Своей семь звезд, и из уст Его выходил острый с обеих сторон меч; и лице Его - как солнце, сияющее в силе своей». (Откр. 1:16) (см. фото 12).
Фото 1. Храм апостола и евангелиста Иоанна Богослова г. Костромы
Фото 2. Запись об иконописцах на северной стене храма
Фото 3. Элемент орнаментального пояса храма
Фото 4. Архангел Михаил
Фото 5. Панорама фресок Вселенских Соборов
Фото 6. Сошествие Святого Духа на апостолов
Фото 8. Композиция «Великий вход из Литургии Преждеосвященных Даров»
Фото 9. Успение Пресвятой Богородицы
Рис. 10. Лествица Иакова Фото 11. Митрополит Московский Иона
и преподобный Макарий Унженский
Фото 12. Фрагмент росписи на книгу Фото 13. Фрагмент росписи южной Апокалипсис стены четверика храма
Фото 14. Фрагмент Фото 15. Фрагмент росписи алтаря
росписи столпа храма (композиция за жертвенником)
«Царь Соломон держит в руках раскрытую книгу»
Четверик храма
Что касается живописи четверика храма, то она может быть разделена на несколько основных важных композиционных частей:
• четыре сюжетных пояса периметра четверика (см. фото 13);
• колонны или столпы храма;
• орнаментальный пояс со строительными надписями;
• нижняя часть сводов (изображающую мученическую смерть многих апостолов);
• верхняя часть сводов (традиционно изображающую рай и ад в своих противоположностях).
Стены храма имеют деления стенописи по ярусам и состоят из самого нижнего орнаментального пояса, завершающегося строительной надписью, о которой уже говорилось выше. Над ней расположен пояс, повествующий о жизни покровителей храма, ап. Иоанна Богослова и св. Николая Чудотворца. Следом над ним помещается акафист Богородицы, содержащий сюжеты связанные с Богоматерью и занимающий весь ряд по всем трем стенам. Над ярусом Богородицы расположен Христологический ряд, рассказывающий о земной жизни Спасителя (призвание апостолов, чудеса, исцеления и пр.). Верхний ряд, по замыслу стенографов, завершает высший подвиг Богочеловека и содержит в себе Страсти Христовы. На этом стена храма завершается, но как дополнение к Страстям Христовым, на нижней части сводов, помещаются сюжеты страданий апостолов - как логическое продолжение Крестного Пути Спасителя.
Восточная часть свода показывает нам новозаветную Троицу, а западная содержит очень интересную композицию страшного суда. Завершается вся иконография храма Образом Иисуса Христа, по типу Нерукотворный Спас, занимающего купол единственного светового барабана, видимого изнутри храма.
Столпы храма
Фрески в Иоанно-Богословской церкви благодаря ограниченной площади столпов приобрели особый лаконизм в раскрытии сюжета. Столь же лаконичны и стихотворные подписи: текст виршей Мардария Хоныкова сильно сокращён и несколько изменён. Каждая подпись заключена в барочный картуш и выполнена «гибридным» почерком, соединяющим буквы, типичные по начертаниям для гражданского шрифта послепетровского времени, с церковнославянскими, включая почти не употреблявшиеся в то время (за исключением богослужебных книг) титла и диакритические знаки.
1. Фреска на южной стороне южного столпа посвящена сюжету «Царь Соломон» и снабжена стихотворной подписью.
Изображённый на фреске царь Соломон держит в руках раскрытую книгу (см. фото 14), где написаны нотные знаки и слова песнопения, что, очевидно, отражает смысл «иллюстрируемой» книги Священного Писания Песни песней. Образцом для этого изображения также явилась соответствующая гравюра Библии Пискатора.
2. Фреска на западной стороне южного столпа отражает сюжет «Цвет и яблонь» и сопровождается подписью.
3. Сюжет «На ложе моем» воспроизведен на северной стороне южного столпа. Его поясняют стихи 5-8 149 строфы цикла Мардария Хоныкова.
4. Фреска «Христова голубица» расположена на южной стороне северного столпа и имеет стихотворную подпись. Два последних стиха повторяют заключительное двустишье 149-й строфы цикла Мардария Хоныкова.
5. Фреска «Посла руку сквозе скважню» расположена на западной стороне северного столпа и снабжена подписью. В подписи воспроизводятся строки 1-4 той же 149-й строфы Хоныкова. На коленях Невеста держит раскрытую книгу с цитатой из Песни песней.
6. Фреска «Христос и Церковь» находится на северной стороне северного столпа и имеет стихотворную подпись. В верхней части фрески изображён Христос с раскрытой книгой в руке, в которой написана неточная цитата из Песни.
Фрески Иоанно-Богословского храма - пока единственное свидетельство о том, что вирши Мардария Хоныкова читались в Костроме во второй трети XVIII в., но это, впрочем, отражает их популярность в послепетровское время: в 1740 г. известный мастер гравюры А. Ф. Зубов повторил гравюры к Песни песней из Библии Пискатора, снабдив каждый сюжет гравированными подписями с виршами Мардария Хоныкова.
В православном храме столпы обычно заполнялись изображениями святителей, мучеников и святых, которые являются столпами и опорой Церкви. В Иоанно-Богословской церкви этому, видимо, соответствуют изображения апостолов с символами их страстей в верхнем регистре росписей столпов. Но данные фрески служат дополнением к изображениям апостолов в верхнем регистре росписи стен храма. Другая особенность росписи столпов Иоан-но-Богословской церкви связана с его архитектурными особенностями: так как барабан центрального купола непосредственно опирается на столпы без перехода, северная сторона южного столпа и южная северного фактически соответствуют парусам четырёхстолпного храма, и на каждом из них помещено по две фигуры евангелистов.
Остальные изображения рождают достаточно сложные богословские ассоциации. При этом последовательность их интерпретации необходимо начинать с восточной стороны каждого столпа, обходя их по ходу солнца и рассматривая от нижнего регистра к верхнему.
Оставив пока в стороне значение фресок на тему «Песнь песней», поскольку подробнее они будут рассмотрены ниже, обратимся к следующему по порядку регистру, в котором помещены чудотворные иконы Богоматери. В «Слове на Покров Пресвятыя Богородицы», произнесённом в 1696 г., свт. Димитрий Ростовский усматривал в столпе, о котором говорится в данном месте Песни песней, уподобление Богородице: «Дух Святый уподобляет Пречистую Деву сему столпу Давидову, ибо она, будучи дщерью Давидовой, является посредницей между Христом, Главою Церкви, и верующими, кои составляют тело Церкви», Она же - «твердый столп пред лицем врагов». Дан-
ному толкованию полностью соответствуют фрески второго сверху регистра. Предваряемые изображением Троицы, они посвящены чудотворным иконам Божией Матери, установление точных иконографических изводов которых является предметом будущих исследований.
Тема ангельского воинства продолжается в фресках среднего регистра, где находятся изображения архангелов и Ангела-Хранителя. Однако последовательность их прочтения, в соответствии с иерархией архангелов, выглядит следующим образом:
- архангел Михаил (южный столп, западная сторона);
- архангел Гавриила (северный столп, западная сторона);
- архангел Уриил (северный столп, южная сторона);
- архангел Рафаил (южный столп, южная сторона);
- архангел Салафиил (южный столп, северная сторона);
- архангел Иегудиил (северный столп, северная сторона);
- архангел Варахиил (северный столп, восточная сторона).
Изображение архангела Иеремиила, упоминаемого в 3-й книге Ездры,
не изображавшегося на русских иконах и фресках, на восточной стороне южного столпа заменено изображением Ангела-Хранителя.
Данная последовательность изображений соответствует и последовательности молитв к архангелам по дням недели.
Каждая фреска сопровождена подписью, очевидно, заимствованной из иконописного подлинника и разъясняющей символику предметов, находящихся в руках архангелов. Подписи выполнены одним мастером.
В фресках Иоанно-Богословского храма даны все шесть сюжетов на темы Песни песней. Первые три сюжета помещены на южном столпе в следующей последовательности: южная - западная - северная стороны, остальные сюжеты в той же последовательности помещены на северном столпе. Такое расположение сюжетов - по ходу солнца - по мнению Б. А. Успенского, переносит главный акцент на пребывании с Богом, что подчёркивает одну из главных идей фресок: пребывание Церкви - Невесты Христовой - с Богом. Отметим, что порядок их расположения здесь, как и в Воскресенском соборе Романова-Борисоглебска, не совпадает с порядком соответствующих глав Песни песней, но привязан к расположению столпов в храме. На южном столпе размещены фрески, связанные с 1, 2 и 4 главами, на северном - с 3, 5 и 6.
Таким образом, фрескам в Иоанно-Богословского храме придается несколько иное значение, нежели в храмах Ярославля и Романова-Борисоглеб-ска и в прототипе - Библии Пискатора. Они показывают значение столпов как опоры Церкви (в изначальном значению термина ёккАг|о1а, в каком тот употребляется в Символе веры - собрании всех членов общины), в основе которой лежит любовь к ней Жениха-Христа. Вместе с тем, столпы рассматриваются как символ Богородицы, окружённой ангельским воинством, и дарующей защиту и спасение всему христианскому роду. Идея защиты усиливается также изображением важнейших святынь: Животворящего Креста Господня и образа Спаса Нерукотворного с предстоящими им святыми правителями
и воинами. Организующую роль в раскрытии данной темы играют подписи к фрескам1.
Очевидно, что в формате научной статьи невозможно охватить весь иконографический ряд храма, порядок росписи и его смысловую нагрузку. Но даже из того малого, что приведено, мы можем видеть огромное разнообразие сюжетов живописи храма, которые изображены не хаотично, а в непосредственной связи друг с другом таким образом, что взирающий на них, может не просто наслаждаться искусством художника, но и читать живопись как открытую книгу.
В настоящее время храм ап. Иоанна Богослова вызывает живой интерес у исследователей, которые изучают и защищают научные работы по стенописи храма, но доля таких исследований еще значительно мала в сравнении с тем богатством, которое дошло до нас через кисть художника.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Покровский Н. В. Памятники церковной старины в Костроме. - СПб.: Синод. тип., 1909. - 59 с.
2. Андреева Е. А. История создания и бытования Церкви св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова // Научно-исследовательские публикации. -2014. - № 8(12). - С. 119-126.
3. Васильев Л. С. Пояснительная записка к проекту реставрации церкви Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе г. Костромы. 1960.
4. Авдеев А. Г. Подписи к фрескам на столпах храма Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (Кострома). Рукопись.
5. Ипатьевский монастырь. [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://www.kostroma.orthodoxy.ru
Hegumen Dimitriy (Netesin) Senior priest of the church of st. John the Theologist in Kostroma
THE PROGRAMME OF THE WALL-PAINTING IN THE CHURCH OF ST. JOHN THE THEOLOGIST IN KOSTROMA
The church of st. John the Theologist in Kostroma is a monument of architecture and painting of federal importance but it still remains unexplored. The article concentrates on the study of the church's mural paintings dating back to 1735 and carried out by a group of outstanding painters - followers of Gury Nikitin. The frescoes of the church have special historical significance and are of great interest to art historians, regional ethnographers, painters, historians, epigraphists, God believers and tourists.
Key words: the church of st. John the Theologist, mural painting, frescoes, Gury Nikitin.
1 Авдеев А. Г. Подписи к фрескам на столпах храма Иоанна Богослова в Ипатьевской слободе (Кострома). Рукопись.