Печенкина Е.В. ©
Кафедра социальной педагогики и педагогики детства, Ишимский государственный педагогический институт им. П.П. Ершова
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Аннотация
В статье рассмотрен вопрос развития коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности эффективность, которой зависит от форм организации занятий: игра; упражнение; групповая работа.
Ключевые слова: коммуникативные способности, внеурочная деятельность, игровые педагогические технологии
Keywords: communication skills, extracurricular activities, play educational technology
Потребность в общении является одной из главных задач в жизни человека. В Федеральном государственном стандарте второго поколения определены приоритеты современного образования, основной целью образования являются общекультурные, личностные и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию, как умение учиться.
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование универсальных учебных действий, обеспечивающих школьникам умение учиться, способность к саморазвитию и самосовершенствованию. Одним из видов универсальных действий является коммуникативные, которые обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности; умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
Новшеством новых стандартов является внедрение в систему школьного образования внеурочной деятельности в количестве 10 часов недельной нагрузки. Под внеурочной деятельностью в рамках реализации ФГОС второго поколения следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования [2,98].
В связи с этим, мы разработали программу по развитию коммуникативных способностей младших школьников во внеурочной деятельности, которая состоит из комплексных занятий, осуществляемые в доступной и интересной для детей форме.
Цель программы: выявление и развитие коммуникативных способностей детей путем создания условий для максимального развития способностей детей, их личностной, социальной самореализации, с применением специальных игровых педагогических технологий во внеурочной деятельности.
Задачи программы:
1. Развитие внутренней позиции ученика, устойчивой самооценки;
2. Развитие социальных эмоций;
3. Формирование социального доверия;
4. Формирование адекватной самооценки детей;
5. Формирование умений самостоятельно решать проблемы.
Основными принципами развития коммуникативных способностей младших школьников являются: принцип системности, принцип комплексности, принцип индивидуальности, принцип доминанты, деятельностный принцип, принцип актуальности, принцип научности.
Таблица 1
Фрагмент тематического планирования для второго класса
© Печенкина Е.В., 2013 г.
№ Название занятия
Цель
Форма проведения Количество
часов
1. «Знакомство»
Цель: создание положительного эмоционального фона, повышение уверенности в себе, устранение страхов, сплочение группы.
Игра «Паровозик» 1 час
Техника
«Разрывание
бумаги»
2.
«Все цвета, кроме чёрного»
Цель: развивать групповую сплоченность, умение конструктивно использовать приобретенные навыки; формировать умение оценивать себя.
Групповая работа;
упражнение
«Клубочек»;
упражнение
«Давайте жить
дружно».
1 час
Программа рассчитана на 30-45 минут в неделю. Общее количество часов 15. Чтобы более полно отразить, как происходило развитие коммуникативных способностей младших школьников, вам предлагается фрагмент занятия во внеурочной деятельности во 2 классе по теме: «О дружбе и друзьях».
Цели занятия: Закрепить знания детей о положительных и отрицательных качествах характера человека. Научить детей определять достоинства и недостатки себя и других людей, понимать причины их поступков. Помочь детям поделиться своими представлениями о себе, показать, что у каждого есть свои таланты и способности, которые делают нас особенными, не похожими на других. Помочь детям осознать, что друзьями могут быть и взрослые, и сверстники, и животные, и игрушки, и кто-то, кого они придумали сами.
«Игра в загадках». Учитель: Ребята, сейчас я вам буду зачитывать предложения, а вы должны будете, отгадать какое качество определяет характер человека. «Человек, умеющий жить мирно, дружно, без ссор». Софья Ж. ответила: «Миролюбивый». У.: «Человек, умеющий сам выполнять свои обязанности» Данил К.: «Это ответственный человек» У.: «Человек, любящий трудиться» Никита Б.: «Трудолюбивый». У. :«Человек, который знает свои недостатки» Саша К. и Маша Ф. ответили: «Самокритичный». У. :«Человек, всегда готовый помочь» Илья Р.: «Отзывчивый».
В соответствии с конкретным понятием «коммуникативные способности», определены критерии и уровни оценки. На констатирующем этапе дети не умели высказывать своего мнения, затруднялись, смущались, были не уверенны в себе, нерешительны. После проведения занятия на контрольном этапе результаты получились следующие: Методика 1. «Тест Розенцвейга», группа с
низким уровнем уменьшилась на 21%, со среднем уровнем увеличилось на 6%, с высоким уровнем увеличилась на 14%. Методика 2. Тест «Самооценка коммуникативного развития» группа с низким уровнем уменьшилась на 4%, со среднем уровнем уменьшилась на 8%, с высоким уровнем увеличилась на 12%. Методика 3. «Тест на общительность» (В.Ф. Ряховского), группа с низким уровнем уменьшилась на 15%, со средним уровнем увеличилась на 21%, с высоким уровнем увеличилась на 14%.
Программа по развитию коммуникативных способностей младших школьников помогла: установить тесные взаимоотношения «ученик-учитель», «ученик-ученик»; сформулировать собственное мнение и позицию; развитию умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Научный руководитель - к.п.н., доцент кафедры социальной педагогики и педагогики детства Слизкова Е.В.
Литература
1. Григорьев Д.В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор: пособие для учителя [Текст]/ Д.В. Григорьев, П.В. Степанов. - М.: Просвещение, 2010. - 125 с.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования [Текст]. - М.: Рид Групп,2011. - 240 с.