Научная статья на тему 'Программа психолого-акмеологического сопровождения работников'

Программа психолого-акмеологического сопровождения работников Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
618
108
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ДИАГНОСТИКА / ИСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ ПРОСВЕЩЕНИЕ / ПСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКАЯ ПРОФИЛАКТИКА / ИСИХОЛОГО-АКМЕОЛОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ / РАЗВИВАЮЩАЯ И ФОРМИРУЮЩАЯ РАБОТА

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Стрижков Анатолий Тимофеевич

В статье обосновывается программа психолого-акмеологического сопровождения работников. Цель программы: обучение саморегуляции II1IC, что обеспечивает полноценную реализацию личностного и профессионального потенциала, становление субъектное™ культурнопродуктивной личности. Основные направления психолого акмеологического сопровождения работников позволяет эффективно использовать саморегуляцию негативных психических состояний. осуществить их оптимизацию и поднять уровень профессиональною роста. Отмечается необходимость введения в обучение профессии будущих работников горнорудных предприятий психолого-акмеологического составляющей, а также организация и проведение психотренингов, способствующих развитию профессиональной компетентности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа психолого-акмеологического сопровождения работников»

УДК 331.022/65.012.25

Стрижков Анатолий Тимофеевич

Горный инженер II категории Открытого акционерного общества «Приаргунского горно-хими-ческогокомбината», [email protected], Краснокаменск

программа психолого-акмеологического сопровождения работников

В статье обосновывается программа психолого-акмеологического сопровождения работников. Цель программы: обучение саморегуляции П1ГС, что обеспечивает полноценную реализацию личностного и профессионального потенциала, становление субъектное™ культурно- продуктивной личности. Основные направления психолого акмеологического сопровождения работников позволяет эффективно использовать саморегуляцию негативных психических состояний. осуществить их оптимизацию и поднять уровень профессиональною роста. Отмечается необходимость введения в обучение профессии будущих работников горнорудных предприятий психолого-акмеологического составляющей, а также организация и проведение психотренингов, способствующих развитию профессиональной компетентности.

Ключевые слова: кихолого-акмеологическая диагностика, исихолого-акмеологическое просвещение, психолого-акмеологическая профилактика, исихолого-акмеологическое консультирование, развивающая и формирующая работа.

Strizhkov Anatoly Timofeevich

Mining engineer II category of the Open joint stock company «Priargunsk mining and chemicai plant», [email protected], Krasnokamensk

PROGRAM OF PSYCHOLOGICAL AND Maintenance wORKERS ACMEOLOGIC

In the article the program of psychological and acmeologicmaintenance workers. The purpose of the program: the training of self-OPS, which ensures full implementation of personal andprofessional potential, the formation of subjectivity and cultural identity-productive. The main directions of psychological -acmcologic maintenance workers can effectively use self-regulation of negative mental states, to implement them optimizeand increase the level of professional growth. There is need for the teaching profession future workers of mining enterprisesacmeologic psychological component, as well as organizationand psycho provodenie contributing to the development of professional competence.

Keywords: Psycho-acmeologic diagnosis, psycho-education acmeologic, psychological acmeologic prevention, psycho-acmeologiccounseling, developing and emerging work.

Исихолого-акмеологическое сопровождение работников, являющееся основной формой саморегуляции негативных психических состояний (НПС), не должно сосредотачиваться на предупреждении противоречий, возникших в психике человека, а должно базироваться на обеспечении и развитии тех факторов, которые позволят их продуктивно разрешить. Целью такого сопровождения работников, обучения их саморегуляции НПС, мы видим полноценную реализацию личностного и профессионального потенциала, становление субъектное™ культурно-продуктивной личности и наличие у неё удовлетворенности.

Под психолого-акмеологическим сопровождением мы понимаем целостный и не-

прерывный процесс изучения, развития и формирования, коррекции личностно-про-фессионалыюго становления [3]. В этой связи было бы очень своевременно ввести психолого-акмеологический компонент в период обучения профессии будущих работников горнорудных предприятий, а также организацию психотренингов для повышения их профессиональной компетенции.

В качестве основных направлений иси-холого-акмеологическогосопровождения работников, позволяющих продуктивно использовать саморегуляцию НПС, мы рассматриваем психолого-акмеологическую-диагностику, психолого-акмеологическое просвещение, психолого-акмеологическую-профилактику, психолого-акмеологическое

консультирование, развивающую и формирующую работу.

Психолого-акмеологическая диагностика. Построение программы психоло-го-акмеологического сопровождения профессионального становления работников должно базироваться на определении уровня развития субъективных факторов и специфики объективных и объективно-субъективных факторов на каждом этапе. Мри этом психолог решает актуальные вопросы (что происходит и каковы причины происходящего) и оценивает потенциальные возможности (что будет дальше) каждого работника и трудового коллектива в целом. Реализация программы должна подвергаться периодическому контролю для отслеживания промежуточных результатов и внесения своевременной коррекции в этот процесс.

Психолого-акмеологическое просвещение. Главная цель этого направления состоит в привлечении внимания администрации ППГХО и подчиненной ей администрации рудников, начальников участков и их заместителей к возможностям психолого-ак-меологического направления развития и устранения имеющегося дефицита психо-лого-акмеологических знаний, умений и навыков, необходимых для успешной работы лих специалистов. Эта работа традиционно выполняется в форме бесед, лекций, семинаров, выставок, обзора литературы, составления библиографических списков.

Психолого-акмеологическая профилактика. В данном случае психологическая профилактика будет направлена на предупреждение профессиональных деформаций, личностных стагнации, появления синдромов хронической усталости и эмоционального выгорания или же, при их наличии, предупреждение дальнейшего регресса в развитии личности.

Психолого-акмеологическое консультирование. Целью этого направления является культурно-продуктивная личность, обладающая чувством перспективы, действующая осознанно, способная разрабатывать множество стратегий поведения и анализировать ситуацию с разных точек зрения [1]. Отсюда главной задачей психолога в профессиональной деятельности работников является обеспечение условий и факторов для создания, осознания и принятия ра-

ботниками нешаблонных способов действия в соответствии с возможностями культуры. Психологическос консультирование может вестись через разработку специальных рекомендаций работникам, администрации, направленных на раскрытие их потенциала, восстановление психологического ресурса, построение индивидуальных программ лич-ностно-профессионалыюго развития, что скажется на продуктивной саморегуляции НПС.

Развивающая и формирующая работа. Это направление деятельности может быть связано с обеспечением необходимых факторов успешного профессионального становления. Однако объективные и объективно-субъективные факторы в меньшей степени в сравнении с субъективными факторами зависят от усилий самой личности и являются внешними по отношению к ней. Они выступают, скорее, в качестве благоприятных обстоятельств, необходимых для продуктивной саморегуляции НПС. Вопрос об их обеспечении должен решаться на уровнях федеральном, региональном, областном, районном, конкретного производственного объединения. Это вопросы материального обеспечения рудников и материального благополучия работников, повышения их общественного статуса, подготовка профессиональных руководителей, модернизация системы повышения квалификации. Вместе с тем, создание отдела психолого-акмеологического сопровождения в системе предприятия позволило бы обеспечить психологический компонент в решении этих вопросов.

В настоящее время в психолого-акмеоло-гической литературе есть предложения по оптимизации процесса становления работников разных областей деятельности. Одно из них предлагает использовать послепро-фессиональное обучение работника, его дальнейшую трудовую деятельность в форме мониторинга. Для нашей темы исследования введение мониторинга в систему профессионального становления работника во многом облегчило бы переход к конкретному виду трудовой деятельности и позволило бы реализовывать потребности старших рабочих в передаче своего опыта. Есть два вида мониторинга: традиционно-формали-зованный (совместная работа молодого рабочего и его наставника) и инновационно-

гуммаиистический (молодой рабочий имеет возможность выбора наставника, с которым есть диалогическая позиция взаимодействия). Естественно, что построение такой работы должно разумно совмещать в себе как передачу опыта молодому поколению, так и предоставление возможности молодым рабочим самостоятельно приобретать практический опыт, находить индивидуальный стиль. Молодым работникам важна оценка их деятельности со стороны значимых для них лиц, в данном случае наставника.

В акмеологической литературе в качестве основных ориентиров модернизации процесса подготовки и системы повышения профессионализма называют стимулирование процесса самообразования, формирование готовности работника к освоению нового опыта на основе формирования творческого и критического мышления, повышения субъектности [2].

Работа по косвенному обеспечению субъективными факторами продуктивной саморегуляции НПС ведется на уровне личности работника и трудового коллектива. Субъективные факторы в профессиональном развитии работника имеют особое значение, так как они обеспечивают его позитивное изменение.

Основные развивающие направления могут быть представлены приведенными тренингами и методиками: акмеологический тренинг программно-целевой направленности, акмеологический тренинг субъектогеп-стической направленности, развивающий аутопсихологический тренинг, методика рефлексивного практикума, методика аутогенной тренировки, методика нервно-мышечной релаксации, деловые игры. Необходимо отметить, что тренинговая работа основана па активных методах групповой работы, позволяет за сравнительно небольшое время решить задачу интенсивного развития и формирования профессионально важных и личностно-деловых качеств. Тре-нинговая работа с работниками может быть направлена на развитие коммуникативных способностей, рефлексивных навыков, умения адекватно воспринимать себя и окружающих, гибко реагировать на ситуацию, корректировать нормы личностного поведения и межличностного взаимодействия. Могут решаться вопросы улучшения социально-психологического климата, психологиче-

ской атмосферы, психологического статуса работника в трудовом коллективе.

Чаще всего тренинги базируются на следующих принципах: доверительности, активности, открытости обратной связи, «здесь и теперь», конфиденциальности. При разработке тренинга необходимо четко ориентироваться на потребности работников, желаемые результаты, подобрать соответствующие упражнения, учитывая темп, возраст и уровень развития работников. Могут проводиться тренинги личностного роста, развития профессионального самосознания, тренинги ситуационные, сензитивпости, формирующие мотивацию достижения, тренинги общения, аутотренинга и другие.

Таким образом, направления обеспечивающие психолого-акмеологическое сопровождение работников, включают в себя психолого- акмеологическую диагностику, психолого-акмеологическое просвещение, психолого-акмеологическое консультирование, психолого-акмеологическую профилактику, развивающую и формирующую работу.

Программа отдела психолого-акмеологи-ческого сопровождения работников может быть представлена в следующем виде.

программа

отдела психолого-акмеологического сопровождения работников

1. Общие положения

1.1. Настоящая программа регулирует деятельность отдела в структуре предприятия ОАО ППГХО.

1.2. Отдел находится в подчинении генерального директора ОАО ППГХО.

1.3. В своей деятельности отдел руководствуется Конституцией Российской Федерации, Трудовым Кодексом Российской Федерации.

2. Целями отдела являются:

- обеспечение психолого-акмеологиче-ских условий, наиболее благоприятных для личностного развития каждого работника;

- осуществление нсихолого-акмеологи-ческого обеспечения индивидуально-дифференцированного подхода в процессе профессионального роста работников;

- содействие созданию благоприятного социально-психологического климата в коллективе;

- содействие сохранению психологического здоровья работников.

3. Задачи отдела

Задачами отдела являются:

- реализация развивающих технологий;

- обеспечение психолого-акмеологиче-ской поддержки работников:

- психологическое консультирование работников;

4. Основные направления деятельности

К основным направлениям деятельности отдела относятся:

4. 1. Психолого-акмеологическая диагностика и мониторинг

- определение пригодности новых работников к подземным условиям труда;

- изучение индивидуальных психологических особенностей, отслеживание развития профессионально важных, личност-но-деловых качеств и социальной зрелости работников;

- выявление психологических причин нарушений в профессиональном развитии, социальной дезадаптации работников;

- выявление внутригрупиового статуса работников;

- проведение психолого-акмеологиче-ской диагностики развития субъективных и объективно-субъективных факторов;

4. 2. Психолого-акмеологическое просвещение

Проведение:

- бесед;

- лекций;

- выставок;

- обзора литературы;

- составление библиографических списков.

4. 3. Психолого-акмеологическая профилактика (поддержка):

- оказание психолого-акмеологической поддержки развития

- профессионализма личности;

- предупреждение возможных девиаций поведения,

- профессиональных деформаций, личностных стагнации, появления синдромов хронической усталости, возрастного и профессионального кризиса;

- оказание психологической помощи и поддержки работникам, находящимся в состоянии актуального стресса, конфликта, сильного эмоционального переживания.

4. 4. Психолого-акмеологическая коррекция:

- оказание психолого-акмеологической помощи и поддержки работникам в решении

личностных и профессиональных проблем;

- индивидуальная и групповая психоло-го-акмеологическая коррекция трудностей в профессиональном развитии работников, в том числе, связанных с мотивационной сферой личности;

- содействие социально-психологической реабилитации работников, уволенных с прежней работы;

- осуществление коррекции асоциального поведения работников.

4. 5. Психолого-акмеологическое консультирование:

- консультирование всех работников предприятия;

- консультирование руководства предприятия по проблемам профессионального развития работников;

- консультирование работников по вопросам профессионального обучения, развития, проблемам жизненного самоопределения, взаимоотношений с товарищами по работе и руководством.

4. 6. Развивающая и формирующая работа:

- тренинговая и методическая работа с работниками за сравнительно небольшое время позволяет решить задачу интенсивного развития и формирования профессионально важных и личностно-деловых качеств;

- изучение теории и практики саморегуляции НПС с учетом мотивационно-цен-ностной ориентации, коммуникативной компетентности и эмоционально-волевой саморегуляции.

4. 7. Организационно-методическая деятельность:

- подготовка методических материалов для проведения психолого-акмеологическо-го мониторинга личностно-профессионалы-юго развития и психодиагностики;

- обработка результатов психодиагностики, их анализ и оформление.

Библиографический список

1. Абрамова Г. С. Возрастная психология. -М, 1998. - 672 с.

2. Беляева И. Л. Личностно-ориентирован-ный подход в непрерывном образовании государственных служащих: автореф. дис. ... канд. пси-хол. наук. - М., 1992. - 27 с.

3. Зеер Э. Ф. Психология профессий. - М., 2003. - 336 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.