Обсуждая результаты работы ГЭП, мы анализировали также проблемы, возникающие при введении такой инновации, как стандарты нового поколения. Актуальность принятия образовательного стандарта, содержание которого, представляя систему требований к результатам, к структуре программ и к условиям их реализации, необходимо и достаточно отражает структуру качества образовательной системы, интегрирующую качество результатов, качество процесса и качество управления, не вызывает проблем при обсуждении идеи и концепции. Авторы статьи, как участники ГЭП по разработке системы компетенций учителя, в которой управленческая компетентность названа системообразующей, могут не только прогнозировать, но и предупреждать проблемы внедрения. Ведь новый образовательный стандарт, позиционируемый как основной инструмент управления качеством образования в российской школе, определяет необходимость изменений в модели профессиональной компетентности российского учителя. Если мы не примем как руководство к действию слова В.В.Давыдова, которые он сказал на конференции международной ассоциации развивающего обучения более 15 лет назад: «...Мы должны, наконец, понять, что обучение есть деятельность управленческая. Управлять учением - значит создавать такие условия, при соблюдении которых деятельность учения достигала бы поставленных целей», мы рискуем снизить результат внедрения новых стандартов. Ведь учитель с низким уровнем управленческой компетентности не способен реализовать задачи стандарта нового поколения, имеющего рамочный, а не рецептурный характер. Поэтому мы считаем, что необходимо акцентировать управленческую составляющую компетентности учителя и обеспечить возможность каждому учителю, независимо от возраста и стажа, повысить компетентность по управлению образовательной системой «учитель - ученик».
Методологическая основа стандарта предусматривает практико-ориентированный характер обучения и ценность личностного результата обучения. Такой подход однозначно определяет необходимость формирования у будущего учителя уже не предметно-методической, но предметнометодологической компетентности, позволяющей учителю использовать содержание предмета как ресурс развития и социализации ученика. Позиционируя школьный предмет как место и время развития ученика, его познавательных внутренних ресурсов, учитель обеспечит учащимся и гуманитарных и непрофильных классов необходимый уровень учебной мотивации. Как мы выяснили в ходе эксперимента, это потребует изменений не только в когнитивной и операциональной, но и в позиционной составляющей профессиональной компетентности учителя -
«мой предмет уже не цель, а средство». Для многих учителей переход от рецептурной к концептуальной педагогике затруднен именно в силу низкого уровня методологической составляющей профессиональной компетентности.
Стандарт будет внедряться практиками, которые, даже разделяя инновационные идеи, заложенные в новых стандартах, могут испытывать затруднения в реализации этих идей. Если от учителя непрофильного предмета в профильном классе потребовать с завтрашнего дня преподавать свой предмет как средство развития и социализации ученика, но при этом не ввести четкий мониторинг развития и социализации ученика, не включить во внутришкольный контроль новые показатели, не перестроить методическую работу в школе, это, как минимум, снизит эффективность введения стандартов, и, как максимум, дискредитирует их идею.
Для того, чтобы стандарт выполнил свою функцию управленческого инструмента, необходимо системно и деятельностно описать механизмы и процедуры внедрения стандарта. Совокупность из пяти ключевых компетенций, принятых в 1996 г. Советом Европы, сразу заработала как управленческий инструмент, так как была принята как требование к результатам на всех уровнях образовательных систем:
-по этим требованиям оценивали достижения ученика,
-для практикующего учителя это была основа целей обучающей деятельности,
-для педагогического образования обуславливала модернизацию содержания и форм обучения,
-для экспертных групп, оценивающих деятельность школы, модель выпускника определяла систему показателей для оценки качества.
Чтобы учителя российских школ не стали заложниками успешности внедрения новых стандартов, необходима четкость в применении системнодеятельностного подхода на этапе внедрения любой инновации с использованием требования успешного управления - планировать деятельность от конечного результата с учетом анализа всех ресурсов. Тогда, мы уверены, достижения всех наших экспериментальных площадок будут необходимо использованы в реализации любых инноваций, обеспечивая эффективность процесса и оптимальность результатов их внедрения.
Проблема толерантности в настоящее время обострилась в обществе в силу ряда причин. Автор предлагает читателю не только программный материал, но и конкретные практические занятия по формированию гендерной толерантности.
Шустова Л.П.,
кандидат педагогических наук, г. Ульяновск
Программа проекта «Формирование гендерной толерантности у старшеклассников»
Одной из важных задач современного образования является формирование у подрастающего поколения гендерной толерантности, как одной из составляющих стабильности общества. Она возникает на стыке двух важнейших международных документов: Декларации принципов толерантности ЮНЕСКО и Декларации тысячелетия ООН, где проблема достижения гендерного равноправия является одной из приоритетных.
Разработанная нами программа по формированию у старшеклассников установки на гендерную толерантность основывается на осознании и коррекции в сознании воспитанников на пороге выбора жизненного пути наиболее жестких гендерных стереотипов и установок, изучении потенциала партнерских взаимоотношений между юношами и девушками, вариативности в овладении полоролевым репертуаром. Она призвана способствовать снятию противоречий между провозглашением толерантности и гендерного равноправия в обществе и недостаточным культивированием этих идей в практике школьного образования; между изменениями гендерных отношений в современном российском обществе и воспроизводимыми школой жесткими стандартами мужественности и женственности; между возрастной переоценкой взглядов и установок в раннем юношеском возрасте, актуализацией потребности учащихся в жизненном самоопределении и недостаточной возможностью удовлетворения этой потребности в практике школьного воспитания.
Одним из наиболее важных периодов для формирования гендерной толерантности является период ранней юности. Как показывают исследования И.В. Дубровиной, И.С. Кона, А.В. Мудрика, Э. Эриксона и др., старший школьный возраст - это период активного формирования мировоззрения, где присвоение тех или иных ценностей является одной из составляющих этого процесса. Происходит расширение социальной среды воздействия на старшеклассника, закономерная
возрастная переоценка его возможностей, актуализация потребности в самопознании и самореализации. Именно в возрасте 15-17 лет у человека складываются многие мировоззренческие позиции, которые будут определять его поведение в типичных жизненных ситуациях в будущем. Путь юношеского развития - это путь социализации и освоения новых социальных ролей. Традиционно полагают, что осознание смысла и цели жизни проявляется в ранней юности.
Культивирование идей гендерной толерантности в обществе связано с формированием у воспитанников ключевых компетентностей и социальных ролей: гражданина, семьянина, труженика и т.д. Поэтому жизненно необходимой и важной задачей на пороге вступления старшеклассников во взрослую жизнь становится формирование у них установки на гендерную толерантность. Ее формирование в юношеском возрасте имеет принципиальное значение для свободного развития личности, выбора индивидуальных путей самореализации, поскольку именно в школе формируются представления о жизненной стратегии юношей и девушек.
Мы считаем, что целенаправленная работа по формированию гендерной толерантности будет способствовать и решению таких важных задач развития в юности, как формирование новых и более зрелых отношений со сверстниками того и другого пола, принятие мужской или женской социально-сексуальной роли, обретение системы ценностей и этических принципов, подготовка к трудовой деятельности и семейной жизни.
Программа проводится в рамках провозглашенного на 2008 год - года семьи.
Цель программы: формирование гендерного самосознания и установки на гендерную толерантность старшеклассников как условия:
• осуществления гендерной социализации школьников;
• профессионального самоопределения и жизненной стратегии личности;
• внедрения в практику взаимодействия полов норм толерантного поведения.
Задачи:
• ознакомить с понятиями «толерантность», «толерантная личность», «гендер», «гендерная толерантность», «гендерное равноправие» и др.;
• способствовать осознанию гендерных стереотипов сознания, значимости проблемы воспитания в себе качеств толерантной личности;
• формирование эмпатического понимания и безусловного принятия элементов толерантности в контексте гендерных отношений, развитие способности к принятию различных типов гендерной идентичности, ознакомление со способами саморегуляции эмоциональных состояний;
• способствовать развитию модели толерантного поведения в гендерных отношениях, предполагающей умение вести конструктивный диалог, использовать тактику сотрудничества и компромисса, приемы бесконфликтного взаимодействия.
Содержание программы
Модуль 1. Первое занятие вводное, на котором происходит знакомство участников программы, ознакомление с целями программы и правилами работы в группе. Далее раскрывается понятийный аппарат: «толерантность», «интолерантность», «пол», «гендер», «гендерная толерантность», «фемининность», «маскулинность», «андрогинность» и др. В конце модуля - дискуссия, посвященная анализу сходств и различий между мужчинами и женщинами.
Все последующие модули построены таким образом, что вначале происходит осознание учащимися гендерных стереотипов в той или иной сфере деятельности, далее следуют упражнения и игры на отработку эмоциональных и поведенческих составляющих толерантности и заканчивается модуль обобщающей знания и умения дискуссией на соответствующую тему. Порядок следования модулей и их наполняемость определяются значимостью и актуальностью их для старшеклассников.
Модуль 2. Рассматриваются гендерные стереотипы в общении между юношами и девушками, затем следует серия упражнений и игр на развитие межполовой чувствительности, освоение способов саморегуляции эмоциональных состояний, отработка умения вести конструктивный диалог и приёмов бесконфликтного взаимодействия. В конце раздела - дискуссия на тему о раздельном и совместном обучении в школе.
Модуль 3. Рассматриваются гендерные стереотипы в выборе художественных, спортивных, интеллектуальных и других видов увлечений, обсуждаются увлечения и хобби старшеклассников, мотивы их выбора и в конце - дискуссия на соответствующую тему.
Модуль 4. Обсуждаются гендерные стереотипы в семье, мужские и женские семейные роли, совместимость в браке, применяются ролевые игры на взаимопонимание и отработку поведения в семейном конфликте. Завершается раздел дискуссией о женском и мужском типах воспитания.
Модуль 5 посвящен осознанию гендерных стереотипов старшеклассников в профессиональной деятельности, что очень важно сделать в целях их профессионального самоопределения. Далее следует подборка сюжетно-ролевых игр и дискуссия на тему о мужском и женском типах профессионализма.
Модуль 6 раскрывает гендерные стереотипы в обществе и политике, поднимает вопросы социального статуса мужчин и женщин в нашей стране. В конце его заключительная дискуссия о значимости гендерного равенства в обществе.
Заключительное занятие посвящено рефлексии участия в программе.
На занятиях применяются разнообразные методы, формы и приёмы совместной деятельности учителя и учащихся: элементы тренинга, сюжетно-ролевые и деловые игры, беседы в кругу, индивидуальная и групповая рефлексия, метод дилемм, использование художественной литературы и материалов прессы, дискуссии и диалоги, разбор конфликтных ситуаций, психотехнические игры и упражнения, и т. д.
ФЕНОМЕН ГЕНДЕРНОЙ ТОЛЕРАНТНОСТИ
ЗАНЯТИЕ 1. Знакомство. Правила работы в группе.
Цели:
• знакомство участников программы, создание доброжелательной эмоциональной атмосферы в группе;
• знакомство с правилами работы в группе.
Труднее всего сделать первый шаг.
Пословица
Упражнение «Необычный визит»
Участники группы располагаются в кругу. Ведущий предлагает участникам представиться следующим образом: поздороваться; называя себя так, как им хотелось, чтобы их называла группа; сказать, на каком воображаемом виде транспорта, начинающемся на первую букву его имени, он прибыл на занятие; а также охарактеризовать свой транспорт прилагательным, начинающимся на первую букву фамилии. Звучит это примерно так:
Здравствуйте! Я - Светлана. Прилетела к вам на самолете звенящем (Света Звягинцева).
Привет! Мое имя Никита. Я приехал сюда на «Ниве» темной (Никита Табунин).
Хелло! Я - Олъга\ Прискакала сюда на ослике жирном (Оля Жернакова).
Далее ведущий знакомит с правилами работы в группе, происходит принятие или непринятие каких-либо правил участниками. (Приложение 1.1.).
Упражнение «Снежный ком»
Выполняется в кругу. Направлено на получение информации друг о друге. Первым говорит информацию о себе ведущий, например, называет свое имя. Сидящий справа от него называет свое имя и добавляет немного о себе, например, свой возраст. Следующий называет свое имя, возраст и добавляет, например, свое любимое занятие. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит дать достаточно полную информацию о себе по тем пунктам, которые называли участники.
Упражнение «Поменяйтесь местами»
Применяется для снятия зажимов и преодоления стеснительности у участников, а также с целью поме-
нять своих соседей справа и слева. Из круга убирается один стул, а ведущий становится в центр круга и произносит слова: «Поменяйтесь местами те, кто сегодня получил в школе оценку». Все, кому удалось получить ту или иную оценку, поднимаются с мест и занимают освободившиеся места. Тот, кто остался без стула, становится водящим и продолжает упражнение.
Упражнение «Презентация соседа»
Участники группы образуют пары. Ведущий дает задание поделиться в паре на два номера и в течение двух минут первые номера рассказывают как можно больше о себе, а вторые номера слушают и задают им вопросы; затем задание в паре меняется: первые номера становятся слушателями, а вторые - рассказчиками. Далее все участники разворачиваются в круг, и ведущий просит рассказать о своем напарнике, начиная свой рассказ примерно так: «Я хочу вам представить Сергея. Ему 16 лет, брюнет, учится в 10 классе...» По окончании представления каждому участнику звучат аплодисменты. Когда все участники будут представлены, ведущий организует рефлексию.
Какое из заданий сложнее было выполнять: быть слушателем, рассказчиком или выслушивать информацию о себе со слов своего соседа? Почему? Понравилось ли, как был представлен или что-то захотелось изменить, добавить, умолчать?
Тестирование участников программы (Приложение 1.2.)
Знакомство с целями программы.
Рефлексия занятия
Ведущий просит группу оценить, насколько интересным, полезным было для него это занятие, и хотелось ли ему продолжить свое участие в программе. Делается общий вывод о том, что собралось много интересных и не похожих друг на друга лкщей, с которыми бы хотелось поближе познакомиться, лучше узнать себя через призму других, научиться общаться и сотрудничать с людьми, у которых разные характеры, пол, национальность, разные системы ценностей, взгляды на жизнь и установки.
Заполнение «Бланков обратной связи»
Пожалуйста, оцените проведенное занятие по 10-балльной системе:
1.Была ли для Вас информация
доступной___________________
новой_______________________
интересной__________________
полезной____________________
значимой____________________
2. Особенно понравилось____________________
3. Не понравилось на занятии___________________
4. Ваши предложения и пожелания________________
Спасибо!
Приложение 1.1 Базовые принципы групповой работы
1. Конфиденциальность. Все, о чем говорится в группе, не должно стать достоянием третьих лиц.
2. Добровольность. Члены группы имеют право на добровольное участие в программе и в тех или иных упражнениях.
3. Доброжелательность. В группе недопустимы агрессивные действия и высказывания участников по отношению друг к другу.
4. Открытость, искренность. Говорим только правду или же молчим.
Этот список может быть дополнен самими участниками.
Приложение 1.2 Опросник «Гендерная толерантность»
Вариант для девушек
Уважаемые старшеклассницы, просим вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.
Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:
Определенно согласна - +2 балла.
Скорее согласна, чем не согласна - +1 балл.
Скорее не согласна, чем согласна - -1 балл.
Определенно не согласна —2 балла.
1. Мужчины способны более эффективно решать вопросы на посту главы государства, так как им свойственна широта взглядов на мир.
2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость».
3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где мужчина не смог бы успешно конкурировать с женщиной.
4. Профессиональная карьера не должна занимать ведущее место в системе жизненных ценностей мужчины.
5. Лидерство в семье должно быть ролевым: в одних вопросах главенствует муж, в других - жена.
6. Бесконечные войны, расхождение слов с делами - следствие жесткой мужской политики.
7. Юноше не следует демонстрировать тревогу, чтобы не прослыть немужественным.
8. В увлечениях мужчин и женщин больше сходств, чем различий.
9. В силу своей рациональности и направленности на дело мужчины способны добиться большего успеха в бизнесе, чем женщины.
10. В воспитании детей отцу не следует быть мягким, ему нужно проявлять твердость и решительность.
11. Политика - дело в равной степени мужчин и женщин.
12. Пассивное поведение юноши по отношению к девушке - признак женственности.
13. Мужчине не следует иметь слишком большой круг увлечений.
14. Мужчинам необходимо всегда оставаться активными и стремиться к достижениям.
15. Если в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнительного заработка должен заниматься муж.
16. Я чувствую тревогу, когда женщин пытаются отстранить от решения жизненно важных для страны вопросов.
17. Я начинаю раздражаться, когда парень пытается меня поучать.
18. Меня нисколько не беспокоит, что мужчины все чаще оказываются успешными в тех видах увлечений, которые традиционно считались женскими.
19. Мне не нравится тот факт, что наиболее высокопоставленные должности на предприятиях достаются чаще всего мужчинам.
20. Я буду испытывать дискомфорт, если всякий раз последнее слово в принятии важных семейных решений будет оставаться за мужем.
21. Мне неприятна расчетливость и жесткость политиков-мужчин.
22. Парень, который «плачется в чужую жилетку», мне не симпатичен.
23. Мужские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными.
24. Преимущество мужчин в том, что они способны решать производственные проблемы спокойно, рассудительно, без лишних эмоций.
25. Мужчина, который не проявляет эмоционального сочувствия к женщине, не вызывает у меня уважения.
26. Образ политика-мужчины мне несимпатичен.
27. Нерешительность парня, его желание во всем искать совета - выводят меня из терпения.
28. Я приветствую, когда юноша в жизни чем-то серьезно увлекается.
29. Мне нравится, когда мужчины проявляют энергичность и инициативность в решении производственных проблем.
30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена - в доме; муж - «в народе», жена - «среди семьи».
31. На президентских выборах я голосовала бы за наиболее достойную кандидатуру, независимо от того, женщина это или мужчина.
32. Часто я не склонна уступать парню в споре.
33. Если мне не понравится увлечение моего парня, он вынужден будет с ним расстаться.
34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я склонна отдать предпочтение наиболее опытному и компетентному работнику.
35. При воспитании сына я буду поощрять в нем стремление быть первым.
36. Я не доверяю словам и действиям политиков-мужчин, поскольку они не склонны прислушиваться к мнениям людей.
37. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств и эмоций, независимо от того, юноша это или девушка.
38. Я не склонна поддерживать такие увлечения парня, как вышивание или вязание.
39. Я не хотела бы иметь в будущем деловых партнеров среди мужчин из-за их тщеславия.
40. В моей будущей семье у сына не будет запрета на эмоциональное самовыражение.
41. Будучи депутатом, я голосовала бы за ограничение мужского представительства в парламенте страны.
42. Я стараюсь избегать общения с юношами, робкими и неуверенными в себе.
43. Мне хотелось бы дружить с парнем, который имеет разносторонние интересы и увлечения.
44. При выборе профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или «женская», а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.
45. В семье, которую я создам, обязанности не будут жестко делиться на «мужские» и «женские».
Спасибо!
Ключ к опроснику: каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл, при этом в ответах на суждения: 1, 2,4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 16, 17,
19, 20, 21, 22, 23, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36, 38, 39,
41,42 - знак меняется на противоположный.
Опросник «Гендерная толерантность»
Вариант для юношей
Уважаемые юноши, просим вас высказать свое согласие или несогласие с приведенными ниже утверждениями.
Каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл:
Определенно согласен — +2 балла.
Скорее согласен, чем не согласен - +1 балл.
Скорее не согласен, чем согласен - -1 балл.
Определенно не согласен - -2 балла.
1. Женщины не способны эффективно решать вопросы на посту главы государства из-за отсутствия широты взглядов на мир.
2. Одним из главных достоинств юноши должна быть «сила», а девушки - «слабость».
3. Едва ли найдется такая сфера увлечений, где женщина не смогла бы успешно конкурировать с мужчиной.
4. Женщина хотя и может обладать чертами, полезными для руководителя, у нее обычно отсутствуют качества, позволяющие стать настоящим лидером.
5. Лидерство в семье должно быть ситуативным: в одних вопросах - главенствует муж, в других - жена.
6. В силу направленности на поиск согласия женщины быстрее, чем мужчины приходят к компромиссу в переговорах.
7. Девушке следует быть мягкой и уступчивой, ей не к лицу решительность и жесткость.
8. В увлечениях мужчин и женщин больше сходств, чем различий.
9. Эмоциональность и неуравновешенность мешают женщине добиться большого успеха в бизнесе.
10. Воспитанием детей в семье должна заниматься прежде всего мать, так как она лучше понимает проблемы своих детей.
11. Женщины в правительстве могли бы вносить свой, особый вклад в решение проблем общества.
12. Специфика женской любви заключается в том, чтобы быть любимой, а не любить самой.
13. Каждому мужчине необходимо иметь свое хобби, для женщины иметь его - не обязательно.
14. Женщина не должна наравне с мужчиной активно трудиться в общественном производстве.
15. Если в семье возникнут материальные затруднения, то поиском дополнительного заработка должен заниматься муж.
16. Мужчинам не следует мириться с тем, что женщины постепенно вытесняют их из политики.
17. Мне неприятны девушки, которые пытаются в споре «умничать».
18. Меня нисколько не беспокоит тот факт, что женщины все чаще оказываются успешными в тех видах увлечений, которые раньше считались мужскими.
19. Я с большей симпатией отношусь к руково-дителям-мужчинам, чем руководителям-женщинам.
20. Я буду испытывать дискомфорт, если каждый раз последнее слово в принятии важных семейных решений будет оставаться за женой.
21. Женщины в правительстве - это опасно: слишком много эмоций.
22. Я признаю за каждым право на открытое выражение своих чувств, независимо от того, юноша это или девушка.
23. Женские увлечения, хобби нельзя признать по-настоящему серьезными.
24. Я не хотел бы иметь деловых партнеров среди женщин из-за их эмоциональности и непредсказуемости.
25. Мать, слишком строгая к своим детям, не вызывает у меня симпатии.
26. Мое уважение к политикам-мужчинам или женщинам зависит от проявления их личностных качеств, а не принадлежности к тому или иному полу.
27. Активность, напористость девушки вызывают у меня неприятные чувства.
28. Жизненные увлечения делают девушку более привлекательной.
29. Не очень-то уважаю женщин, стремящихся овладеть типично мужскими профессиями.
30. Счастье мужчины и женщины - в разделении труда: муж - вне дома, жена - в доме; муж - в народе, жена - среди семьи.
31. На президентских выборах я голосовал бы за наиболее достойную кандидатуру, независимо от того, женщина это или мужчина.
32. Я стараюсь избегать общения с девушками, у которых властный характер.
33. Если мне не понравится увлечение моей девушки, она вынуждена будет с ним расстаться.
34. При выборе на руководящий пост между мужчиной и женщиной я бы отдал предпочтение наиболее опытному и компетентному работнику.
35. Главное, что я буду воспитывать во взрослой дочери - умение слушать во всем своего супруга.
36. Я склонен больше доверять словам и действиям политиков-женщин, поскольку они лучше понимают проблемы людей.
37. Я предпочитаю общаться с такими девушками, которые способны понять другого человека.
38. Своей девушке я не позволю заниматься мужскими видами спорта (борьбой и пр.).
39. Заслуга женщины в том, что она способна создать гармоничную атмосферу в коллективе.
40. В семейной жизни я буду внимательным и заботливым по отношению к своей будущей жене и детям.
41. Будучи депутатом, я голосовал бы за ограничения женского представительства в парламенте страны.
42. Я стремлюсь к общению с активными, общительными девушками.
43. Я хотел бы дружить с девушкой, имеющей разносторонние увлечения.
44. При выборе своей профессии я не буду смотреть на то, «мужская» она или «женская», а остановлюсь на той, которая в наибольшей степени соответствует моим интересам и возможностям.
45. В семье, которую я создам, обязанности не будут делиться на «мужские» и «женские».
Спасибо!
Ключ к опроснику: каждому варианту ответа присваивается соответствующий балл, при этом в ответах на суждения: 1, 2,4, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 13, 14, 15, 17, 19,
20, 21, 22, 23, 25, 26, 27, 29, 30, 32, 33, 35, 36, 38, 39,
41,42 - знак меняется на противоположный.
Уровни сформированности гендерной толерантности:
от - 90 до - 61 - ярко выраженная гендерная инто-лерантность
от - 60 до - 31 - осознанная гендерная интолерант-ность
от - 30 до 0 - скрытая гендерная интолерантность
от + 1 до +30 - пассивная гендерная толерантность
от +31 до +60 - осознанная гендерная толерантность
от +61 до +90 - активная гендерная толерантность