Программа первоочередных действий по социально-экономическому возрождению Кузбасса
DOI: 10.30680/EC00131-7652-2018-11-31-46
Программа первоочередных действий по социально-экономическому возрождению Кузбасса1
В.В. ИВАНТЕР, академик РАН. E-mail: [email protected]
А.Н. КЛЕПАЧ, кандидат экономических наук. E-mail: [email protected]
Д.Б. КУВАЛИН, доктор экономических наук. E-mail: [email protected]
А.А. ШИРОВ, доктор экономических наук. E-mail: [email protected]
К.В. ЯНКОВ, кандидат экономических наук, Институт народнохозяйственного
прогнозирования РАН, Москва. E-mail: [email protected]
Статья посвящена социально-экономическому развитию Кузбасса в кратко- и среднесрочной перспективе. Проанализированы основные проблемы и экономический потенциал региона. Предложена программа первоочередных действий, нацеленная на прорыв в экономике и социальной сфере региона в течение ближайших лет. Сформулированы цели, основные направления и мероприятия программы. Приведены прогнозные оценки для целевого сценария развития Кузбасса, полученные в рамках модельных расчетов. Ключевые слова: экономика Кузбасса; структурные сдвиги; стратегия социально-экономического развития региона; прогноз регионального развития
Летом 2018 г. была завершена разработка Стратегии социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года2. Это важный и необходимый документ, в котором сформулированы основные идеи по развитию региона.
Ключевые причины современных социально-экономических проблем региона
Кузбасс создавался как одна из главных промышленных баз Советского Союза в те годы, когда национальная экономика предъявляла крупномасштабный и постоянно растущий спрос на все основные продукты, производимые в Кемеровской области, - уголь, металл, химическую продукцию и т.д. Вспомогательные и обслуживающие
1 Статья подготовлена в рамках Программы Президиума РАН № 1.20 «Многофакторные вызовы и риски перехода к новому этапу научно-технологического и экономического развития России: фундаментальные и прикладные проблемы» по приоритетным направлениям, определяемым Президиумом РАН (№ 0164-2018-0004).
2 Стратегия социально-экономического развития Кемеровской области на период до 2035 года. Кемеровский государственный университет. 2018. https://kemsu.ru/upload/ Стратегия КО 2035.pdf
ЭКО. - 2018. - № 11
ИВАНТЕР В.В., КЛЕПАЧ А.Н., КУВАЛИН Д.Б., ШИРОВ А.А., ЯНКОВ К.В.
отрасли - производство горно-шахтного оборудования, строительных и лесных материалов, легкая промышленность и пр. - также имели гарантированный сбыт как внутри региона, так и на общесоюзном пространстве (объемы импорта были очень незначительны). В результате Кузбасс получал ресурсы, которых было достаточно для того, чтобы иметь уровень доходов населения выше среднего по стране, быстрыми темпами развивать свою экономику, а также решать основные социальные и экологические проблемы.
В постсоветское время сырьевые отрасли Кузбасса вынужденно стали экспортоориентированными, так как объем платежеспособного спроса внутри России резко упал. Чтобы выжить, угольщики, металлурги и химики переориентировали сбыт на внешние поставки. В этих условиях структура региональной экономики стала быстро упрощаться. Экспортеры получили возможность закупать импортную технику, комплектующие, расходные материалы и прочие изделия, качество которых обычно превосходило отечественные аналоги. К тому же импортные закупки по завышенной цене очень быстро были включены в схемы по выводу капитала из России.
В результате в сырьевом секторе Кузбасса сформировался работающий в основном с зарубежными партнерами экономический анклав, которому в регионе нужны были только энергия, вода, дороги и земельные участки с месторождениями, а также умеренное число работников. Объективно сырьевые компании очень слабо заинтересованы в значимых инвестициях на территории Кузбасса за периметром своих производств.
При этом успешная модернизация угледобывающих предприятий ведет к постоянному снижению их потребности в трудовых ресурсах, а высвобождаемые работники вынуждены искать работу в гораздо менее благополучных отраслях, что создает дополнительные проблемы как населению, так и региональным властям.
В результате неравной конкуренции с импортом многие отрасли экономики Кузбасса - машиностроение, легкая промышленность, деревообработка и т.д. - пришли в упадок. Число рабочих мест в этих секторах сократилось, а размер зарплаты в разы отстает от зарплаты на сырьевых производствах. Все это привело к тому, что регион с мощной экспортоориентированной промышленностью парадоксально превратился в территорию с низким уровнем трудовых среднедушевых доходов.
В свою очередь, низкая платежеспособность населения серьезно сдерживает развитие сферы услуг - торговли, жилищно-коммунального хозяйства, пассажирского транспорта, здравоохранения и пр. Следствием отставания этих отраслей стала еще одна проблема Кемеровской области: до трети своих доходов население Кузбасса тратит за его пределами. Таким образом, утечка финансовых ресурсов из региона идет не только по линии частных корпораций, но и по линии домохозяйств. При этом, решая проблемы многочисленных низкооплачиваемых групп населения и отстающих отраслей социальной сферы, региональный бюджет вынужден выделять им огромные субсидии. Если в 2000-е годы, когда базовый уровень доходов населения был очень низок, поступления от экс-портоориентированных производств еще позволяли балансировать региональный бюджет, то по мере экономического роста обеспеченность его доходами на фоне высоких социальных обязательств превратилась в одну из ключевых проблем развития.
Основные проблемы экономики и социальной сферы Кузбасса
Перечисленные причины предопределили следующие проблемы экономики и социальной сферы Кузбасса.
■ Неблагоприятная конфигурация финансовых потоков в сырьевых отраслях (вывод центров прибыли за пределы области), влекущая за собой отток из региона значительной части рентных доходов, которые фактически создаются на его территории. В результате идут потери для регионального и муниципальных бюджетов, уменьшается объем финансовых ресурсов для инвестирования, ограничивается динамика доходов населения.
■ Высокая уязвимость экономики региона по отношению к ценовым колебаниям на мировых рынках угля.
■ Большая удаленность производителей угля, металла и химической продукции от основных рынков сбыта порождает сильную зависимость от уровня железнодорожных тарифов.
■ Невысокий средний уровень доходов населения Кемеровской области и дефицит высокооплачиваемых рабочих мест (менее 25% работающих граждан имеют зарплату на уровне или выше среднероссийской), ограничивающий масштабы внутреннего спроса в регионе.
■ Существенное (до 25-30%) превышение доходов населения Кемеровской области над его расходами на территории региона.
То, что жители Кузбасса ежегодно тратят за его пределами от 100 до 200 млрд руб., - это прямые потери для региональной экономики.
■ Неблагоприятные демографические тенденции последних лет (рост естественной убыли и отрицательное сальдо миграции), ограничивающие трудовой потенциал экономики.
■ Выше средней по России и Сибирскому федеральному округу доля аварийного и ветхого жилья, а также степень износа жилищно-коммунальной инфраструктуры. Все это обусловливает существенные бюджетные затраты на решение жилищно-коммунальных проблем.
■ Большое число (24) моногородов, в том числе таких, где не преодолены депрессивные тенденции в экономике и откуда продолжается отток населения.
■ Острые экологические проблемы (высокий уровень загрязнения воды и воздуха в целом ряде населенных пунктов, большая площадь нарушенных земель, значительный объем опасных промышленных отходов, отвалов, свалок и т.д.), которые крайне отрицательно сказываются на здоровье населения, провоцируя туберкулез, онкологические и другие опасные заболевания.
■ Очень высокий уровень субсидий социального характера, зачастую не обеспеченный соответствующими средствами консолидированного регионального бюджета.
При этом в средне- и долгосрочной перспективе возможно обострение ряда проблем, препятствующих экономическому развитию Кузбасса [Фридман и др., 2017]. В частности, возможна реализация следующих рисков и угроз:
V возникновение кратко- и среднесрочных ценовых провалов на мировых рынках угля, вызванное различными конъюнктурными факторами;
V усиление долгосрочных тенденций, влекущих за собой общее снижение глобального спроса на уголь, в том числе по причине ужесточения экологических ограничений;
V сохранение низких темпов роста российской экономики, следствием которых станет недостаточный уровень внутреннего спроса на продукцию кемеровских предприятий и ограничение финансирования федеральных программ с участием Кузбасса;
V ужесточение природоохранного законодательства России, влекущее за собой рост затрат в добыче угля, химии, черной металлургии и других отраслях с экологически напряженными производствами;
V проигрыш кемеровскими производителями конкурентной борьбы на рынках машиностроительной и аграрной продукции.
Конкурентные преимущества и возможности для развития экономики Кузбасса
Наличие целого ряда острых проблем тем не менее не обрекает Кузбасс на неизбежное социальное и экономическое отставание. Наоборот, у региона сохраняется довольно мощный потенциал для развития, который определяется следующими конкурентными преимуществами.
• Наличие мощной отрасли-лидера - угольной промышленности, которая способна обеспечить Кузбассу очень значительные доходы, в том числе за счет масштабного экспорта. При этом отрасль обладает существенными возможностями для дальнейшего увеличения производства и экспортных поставок.
• Большой внутренний рынок региона, емкость которого создает масштабный потенциал сбыта для продукции собственного производства: как промежуточной (сырья, энергии, материалов, машин и оборудования, комплектующих и т.п.), так и конечной (потребительских товаров и услуг).
• Наличие целого ряда отраслей с хорошими рыночными перспективами - черной и цветной металлургии, химической промышленности, сельского хозяйства и пищевой промышленности, туризма и рекреационной сферы.
• Разветвленная внутренняя транспортная сеть и несколько железнодорожных и автомобильных магистралей, соединяющих Кузбасс с другими территориями страны, снижают уровень транспортных издержек кемеровских производителей и повышают инвестиционную привлекательность региона.
• Развитое энергетическое хозяйство и отсутствие значимых ограничений по энергоснабжению производственных отраслей и населения.
• Высокий потенциал научных и образовательных учреждений создает хорошие возможности для осуществления масштабных НИ-ОКР собственными силами и в основном обеспечивает подготовку квалифицированных кадров для экономики региона.
• Наличие значительных земельных угодий, пригодных для ведения эффективного сельского хозяйства, и природных ландшафтов, привлекательных для развития туризма и рекреационной деятельности.
Кроме того, потенциал развития Кузбасса определяется рядом ожидаемых в будущем положительных сдвигов в экономике самой Кемеровской области, а также Сибири и Дальнего Востока. К их числу относятся следующие.
■ Масштабная модернизация транспортной инфраструктуры на востоке страны (планируемое повышение пропускной способности БАМа и Транссиба в 1,5 раза, развитие дальневосточных портов). Это создает значительный потенциал для наращивания экспорта кузбасского угля и другой продукции.
■ Переформатирование финансовых потоков в сырьевых отраслях, нацеленное на возврат центров прибыли в регионы добычи, что обеспечит существенный прирост доходов регионального бюджета и населения.
■ Дальнейшее развитие транспортной инфраструктуры Кемеровской области и соседних регионов с целью упрощения и удешевления вывоза производимой продукции за пределы региона.
■ Реализация крупных инвестиционных проектов в металлургии, нефтепереработке, химии, машиностроении и АПК должна существенно увеличить производственный потенциал и налоговые доходы области, а также число высокооплачиваемых рабочих мест и трудовые доходы населения.
■ Опережающее развитие торговли и сферы услуг поможет предотвратить утечку доходов населения из региона и повысить качество жизни.
■ Значительный рост спроса на туристические и рекреационные услуги, оказываемые в Кемеровской области, со стороны жителей других регионов.
Стратегические направления социально-экономического развития Кузбасса
Изменить судьбу Кемеровской области к лучшему могут только масштабные структурные сдвиги. Для этого совместными усилиями региональных властей и федерального центра необходимо осуществить комплекс мер.
Во-первых, должна быть восстановлена роль Кузбасса как основной промышленной базы для развития национальной экономики. Такой подход позволит дополнить экспортный спрос на местную продукцию масштабным внутрироссийским спросом, сделает экономику региона менее уязвимой к колебаниям
мировых цен и другим внешним шокам и обеспечит ей более высокие темпы роста и диверсификацию.
С этой точки зрения крайне важно возродить машиностроение Кемеровской области. В том числе стимулируя размещение в регионе мощностей авторитетных зарубежных производителей горно-шахтной техники. Используя имеющиеся заделы, следует наращивать выпуск техники для использования в арктических условиях и создать центр компонентного машиностроения, а также запустить массовое производство машин и оборудования для нефтегазовой, химической и нефтехимической промышленности, существенное развитие которых ожидается на востоке России. Стартовый импульс региональному машиностроению могут придать крупноузловая сборка импортной техники и развитие потенциала местных ремонтно-механических производств для создания мало- и среднесерийных сборочных цехов.
Значительный потенциал спроса внутри страны имеют и металлургические комбинаты Кузбасса. Ожидаемое развитие сети железных дорог, рост объемов жилищного и инфраструктурного строительства (мосты, ЛЭП и т.д.) приведут к масштабному росту закупок рельсовой продукции и сортового проката [Буданов, Устинов, 2015], что станет хорошим шансом для металлургов региона.
Во-вторых, в Кузбассе должно быть резко увеличено число высокооплачиваемых рабочих мест. Это позволит повысить средний уровень доходов населения и начать решение многих острых социальных проблем.
Создание новых рабочих мест должно происходить в первую очередь за счет диверсификации экономики - опережающего развития производств в обрабатывающей промышленности, аграрно-промышленном комплексе и сфере услуг, в том числе в малом бизнесе. С этой целью в регион должны привлекаться новые инвесторы, в том числе сырьевые компании, готовые развивать производство на востоке страны и решать проблему импортозамещения в части поставок техники и материалов. Для компаний, уже работающих в регионе, должны быть созданы дополнительные стимулы для инвестирования в смежные и обеспечивающие производства, а также в непрофильные (но коммерчески привлекательные) активы на территории области.
Также следует ускоренно развивать высокотехнологичные производства, связанные с угольной отраслью, в том числе угле-химию, добычу метана угольных пластов и т.д.
Большой эффект для регионального рынка труда обеспечит развитие туристического кластера в Шерегеше и вывод его на мировой уровень.
В-третьих, должна быть проведена работа по возврату финансовых ресурсов в Кузбасс. Это позволит существенно увеличить собственную налоговую базу региона и профинансировать целый ряд важнейших программ и проектов по диверсификации экономики и решению социальных проблем. С этой целью необходимо следующее: перерегистрация - частичная или полная - крупными компаниями Кузбасса своих иностранных и иногородних подразделений (торговых, сервисных и т.д.) на территории региона; повышение зарплаты сотрудникам, работающим в регионе; ускоренное развитие торговли и сферы услуг.
В-четвертых, должен быть запущен ряд масштабных программ, нацеленных на решение социальных и экологических проблем Кузбасса. Реализация таких программ не только повысит качество жизни населения, а также человеческого капитала, но и обеспечит дополнительный спрос на продукцию региональных производителей и создаст новые рабочие места.
Особое внимание при этом должно быть уделено программе жилищного строительств, поскольку отрасль обеспечивает один из самых высоких мультипликаторов для региональной экономики.
Исключительное значение для Кузбасса имеет развитие здравоохранения. С одной стороны, в кратчайшие сроки должны быть устранены наиболее острые проблемы региональной медицины, с другой - отрасль следует вывести на принципиально новый уровень за счет создания высокотехнологичных медицинских центров межрегионального значения. Это позволит не только упростить доступ населения к высококачественным медицинским услугам, но и удержать в области высококвалифицированных специалистов, а также привлечь в отрасль финансовые ресурсы из-за пределов региона [Широв, Потапенко, 2018].
Решение экологических проблем также может стать важным фактором роста экономики Кузбасса [Лавриненко, 2016]. Но для этого потребуется решить проблему финансового обеспечения экологических мероприятий, в том числе за счет возможного
введения сбора на рекультивацию (помимо прочего, такой сбор обеспечит выравнивание финансовых условий для открытой и подземной добычи угля).
Первоочередные действия Программы
по социально-экономическому возрождению
Кузбасса
Цель - достижение прорывных результатов, которые обеспечат видимое улучшение ситуации в Кемеровской области и понятный выигрыш для населения уже в ближайшие годы, а в среднесрочной перспективе превратят Кузбасс в регион, опережающий другие зауральские субъекты РФ по динамике развития.
Основные задачи
• Выведение экономики Кемеровской области на темпы роста, устойчиво превышающие средние по России.
• Обеспечение опережающих темпов роста доходов населения региона относительно среднероссийской динамики.
• Увеличение объемов жилищного строительства, ускорение решения проблемы ветхого и аварийного жилья.
• Реализация ряда масштабных программ в социальной сфере (здравоохранение, образование, сектор рекреационных услуг и др.), обеспечивающих значительное повышение качества жизни местного населения.
• Возврат финансовых ресурсов в регион.
• Запуск инвестиционных проектов и программ, способствующих созданию в регионе новых рабочих мест и прирост налоговой базы, а также заделов для долгосрочного развития экономики Кузбасса.
Главные направления
1. Повышение уровня и качества жизни населения
- Увеличение продолжительности жизни, снижение смертности, улучшение здоровья.
Ключевые меры: принципиальное улучшение ситуации с лекарственным обеспечением; обновление парка диагностического оборудования; решение кадровых проблем здравоохранения (доукомплектование медучреждений; повышение зарплат и строительство жилья для медиков; улучшение условий труда); проведение
срочных капитальных ремонтов и запуск строительства новых современных медучреждений.
- Увеличение среднедушевых доходов.
Ключевые меры: повышение трудовых доходов (заработной платы) в частных компаниях и бюджетном секторе; усиление мер социальной поддержки; снижение уровня безработицы за счет создания дополнительных рабочих мест, в том числе в рамках поддержки малого бизнеса и самозанятых граждан.
- Рост жилищной обеспеченности, повышение качества жилого фонда.
Ключевые меры: быстрое наращивание объемов жилищного строительства, ускорение действий по ликвидации аварийного и ветхого жилья.
- Развитие системы образования.
Ключевые меры: укрепление партнерских связей кемеровских университетов с ведущими вузами Москвы, Санкт-Петербурга и Новосибирска, а также с Российской академией наук; создание и развитие центров образования для одаренных детей; укрепление материально-технической базы среднего образования; расширение участия в федеральных комплексных научных программах.
- Повышение качества городской среды, развитие торговли и рекреационной сферы.
Ключевые меры: увеличение масштаба работ по благоустройству населенных пунктов, строительству детских и спортивных площадок; строительство в регионе новых объектов культурно-туристической направленности (промышленных и иных музеев, аквапарка, зоопарка, планетария и т.п.); создание туристического кластера мирового уровня в Шерегеше; дальнейшее развитие сети торговых учреждений.
- Повышение уровня безопасности жизнедеятельности.
Ключевые меры: усиление контроля, нацеленного на снижение риска чрезвычайных ситуаций; повышение безопасности движения на транспорте; снижение уровня загрязнения окружающей среды; усиление работы по обеспечению общественной безопасности и профилактике преступности.
2. Повышение темпов экономического роста
- Реализация крупных инвестпроектов в традиционных сырьевых отраслях.
Ключевые меры: завершение начатых и запуск новых инвестиционных проектов в угольной промышленности, металлургии, химии (с учетом возможностей по вывозу произведенной продукции на российский и зарубежные рынки).
- Реализация крупных инфраструктурных инвестпроектов.
Ключевые меры: строительство объездных автодорог вокруг
населенных пунктов; расшивка ключевых инфраструктурных ограничений (в том числе увеличение пропускной способности железной дороги Междуреченск-Тайшет); развитие пассажирского сообщения по направлению к курорту Шерегеш; обновление парка муниципального транспорта; запуск на территории Кузбасса энергетических проектов в рамках программы ДПМ-2; резкое расширение масштабов газификации региона; ускорение модернизации жилищно-коммунальных сетей, в том числе в рамках ГЧП [Саенко и др., 2017].
- Диверсификация экономики.
Ключевые меры: быстрое наращивание производства горно-шахтного, металлургического и химического оборудования, в том числе за счет создания сборочных производств зарубежной техники [Борисов, Почукаева, 2017]; развитие углехимии; расширение добычи метана угольных пластов; развитие высокотехнологичной металлургии; дальнейшее развитие нефтепереработки; расширение производства строительных материалов и продукции деревопереработки; запуск новых проектов в АПК (преодоление дефицита хранилищ, производство гуматовых удобрений, производство овощей (закрытый грунт), рыбоводство, кооперация сельских производителей, создание центра агротех-нологий, переработка дикоросов и пр.) [Ксенофонтов и др., 2017].
- Реализация инвестпроектов в экологической сфере.
Ключевые меры: значительное увеличение масштабов рекультивации нарушенных земель и загрязненных территорий; расширение масштабов переработки отвалов и бытового мусора; использование наилучших доступных технологий в целях снижения загрязнения воды и воздуха до безопасных уровней [Порфирьев, 2016].
- Опережающее развитие малого и среднего бизнеса.
Ключевые меры: создание единого координационного центра
(единого оператора) для объектов инфраструктуры поддержки предпринимательства (микрофинансовая организация,
региональная гарантийная организация, центры оказания услуг, центр инноваций социальной сферы, центр инжиниринга, центр кластерного развития, муниципальные центры и фонды поддержки предпринимательства, бизнес-инкубаторы); рост объемов льготного заемного финансирования для малого бизнеса [Моисеев, 2016].
3. Увеличение финансового потенциала
- Создание региональных институтов, привлекающих в Кузбасс дополнительные внешние ресурсы.
Ключевые меры: создание корпорации развития региона с инвестированием в нее средств Фонда национального благосостояния (по решению Президента и Правительства) и банков развития, в том числе ВЭБа; создание регионального Фонда развития промышленности; использование механизма отложенных налоговых платежей для привлечения инвесторов; поиск вариантов для масштабного подключения к федеральным программам проектного финансирования.
- Возврат финансовых ресурсов в регион по линии крупных корпораций.
Ключевые меры: регистрация новых налоговых резидентов в Кемеровской области (в том числе аффилированных с крупными компаниями, работающими в регионе); повышение заработной платы сотрудников корпораций, работающих в Кузбассе; стимулирование масштабных инвестиций сырьевых компаний в смежные и обеспечивающие производства, а также в непрофильные активы на территории Кузбасса.
- Сокращение утечки финансовых ресурсов из региона по линии домохозяйств.
Ключевые меры: опережающее развитие региональной торговли и сферы услуг; строительство культурно-туристических и рекреационных объектов; развитие курортно-санаторной сферы (в первую очередь — Шерегеша).
- Расширение налоговой базы регионального бюджета.
Ключевые меры: опережающий рост инвестиций в производство товаров и услуг, в том числе за счет привлечения новых инвесторов в регион; создание новых рабочих мест; повышение заработной платы; увеличение числа вставших на налоговый учет самозанятых граждан и владельцев недвижимости; работа по введению сбора на рекультивацию нарушенных земель.
Целевой сценарий и основные этапы социально-экономического развития Кузбасса
Основные гипотезы, заложенные в целевой сценарий развития Кузбасса, таковы: значительное увеличение темпов прироста инвестиций в период 2019-2023 гг. с дальнейшим плавным снижением динамики по мере реализации мероприятий по модернизации экономики региона; ускорение темпов прироста доходов населения в период 2019-2023 гг. с дальнейшим снижением динамики; выход обрабатывающих отраслей на гораздо более высокие, чем в сырьевом секторе, темпы прироста производства после 2022 г; замедление темпов в сырьевых отраслях после 2025 г.; реальная диверсификация отраслевой структуры региональной экономики за пределами 2025 г.; быстрое наращивание темпов вводов жилья - пик в 2024-2025 гг. (см. табл. 1 и 2).
Таблица 1. Ключевые показатели развития Кемеровской области в 2018-2024 гг. (целевой сценарий)
Показатель 2018 2019 2020 2021 2022 2023 2024 2018-2024 (в среднем за период)
Темп прироста ВРП,% 2,0 3,7 4,4 6,5 6,7 6,6 6,7 6,3
Темп прироста инвести-ций,% 3,3 5,2 7,6 9,6 10,0 8,6 6,6 9,4
Темп прироста ВЭД «добыча полезных ископа-емых»,% 4,0 3,2 3,2 3,2 3,0 2,9 1,4 2,9
Темп прироста ВЭД «обрабатывающие произ-водства»,% 1,2 2,5 2,5 2,7 3,7 4,2 4,5
Реальные доходы населения, прирост,% 2,1 3,9 4,7 5,1 4,8 4,8 4,4 5,2
Ввод жилья, млн м2 0,97 1,11 1,25 1,39 1,52 1,66 1,8 1,4
Новые рабочие места, к 2017 г., тыс. руб. 6,1 15,7 25,0 35,0 45,3 55,6 66,2 9,5
Среднемесячная заработная плата, руб. 34 988 37 784 40 742 43 952 47 471 51 332 55 391
Реальная заработная плата, рост к 2017 г.,% 102,7 106,6 111,4 116,8 122,1 127,7 133,0 2,0
Уровень безработицы,% 6,2 5,9 5,8 5,7 5,6 5,6 5,5 5,8
Таблица 2. Ключевые показатели развития Кемеровской области в 2025-2035 гг. (целевой сценарий)
Показатель 2025 2027 2029 2031 2033 2035 20252035 (в среднем за период) 2035 к 2018 (рост за период)
Темпы прироста ВРП,% 5,8 4,7 4,2 3,5 3,4 3,3 4,0 222,2
Темпы прироста инвес-тиций,% 5,5 4,6 4,0 3,3 2,9 2,8 3,7 246,1
Темп прироста ВЭД «добыча полезных иско-паемых»,% 0,8 0,5 0,4 0,4 0,3 0,4 0,4 128,7
Темп прироста ВЭД «обрабатывающие про-изводства»,% 5,7 6,2 6,1 3,9 3,4 2,9 206,3
Реальные доходы населения, прирост,% 3,9 3,8 3,7 3,4 3,4 3,3 3,6 197,3
Ввод жилья, млн м2 1,8 1,7 1,7 1,6 1,6 1,6 1,7 27,9
Новые рабочие места, к 2017 г., тыс. руб. 72,1 84,4 94,7 103,9 112,3 119,9 4,9 119,9
Среднемесячная заработная плата, руб. 59 338 67 773 76 521 85 829 96 094 107487 307,2
Реальная заработная плата, рост к 2017 г.,% 137,9 148,2 158,8 169,5 180,7 192,4 1,6 192,4
Уровень безработицы,% 5,4 5,2 4,9 4,8 4,6 4,5 4,9 -1,7
Ожидается, что воплощение названных гипотез в жизнь обеспечит следующую этапность развития региональной экономики.
1. Ускорение темпов экономического роста (2018-2019 гг.). Ключевая задача - повышение уровня доходов населения и вклада потребительского спроса в формирование ВРП, перераспределение сырьевых доходов в пользу региона.
2. Экономический прорыв (2020-2024 гг.). Ключевая задача -наращивание инвестиций в традиционные секторы-«лидеры», выход на максимальные объемы добычи и экспорта угля, развитие инфраструктуры и жилищного строительства, реализации масштабных экологических программ, начало реализации проектов в обрабатывающих секторах региона, наращивание вложений в человеческий капитал (образование, здравоохранение культура).
3. Устойчивое развитие (2025-2035 гг.). Ключевая задача - создание большого числа новых высокоэффективных рабочих мест на основе диверсификации структуры региональной экономики.
Формирование новых точек роста доходов, снижение зависимости экономики от конъюнктуры на рынках угля.
В целом, такое эшелонирование факторов экономического роста позволяет добиться в период 2018-2035 гг. удвоения ВРП Кемеровской области (рост к уровню 2017 г в 2,2 раза). При этом наиболее высокие темпы будут формироваться в период 2021-2025 гг. на фоне высокого уровня инвестиционной активности (всего в 2018-2035 гг. рост инвестиций должен быть почти 2,5 раза). Развитие обрабатывающих производств станет базой для устойчивого повышения уровня жизни населения в период после 2025 г Рост реальных доходов населения в 2018-2035 гг. должен составить 1,97 раза.
Литература
Борисов В. Н., Почукаева О. В. Современные проблемы повышения эффективности развития машиностроения // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2017. Т. 15. С. 170-184.
Буданов И. А., Устинов В. С. Инновационно-инвестиционные процессы развития металлургического производства в России // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2015. Т. 13. С. 324-347.
Ксенофонтов М.Ю., Ползиков Д. А., Вербицкий Ю. С., Мельникова Я. С. К оценке потенциала наращивания аграрного производства и возможных сдвигов в его структуре. // Проблемы прогнозирования. 2017. № 6 (165). С. 69-86.
Лавриненко П. А. Оценки эффективности мероприятий по охране окружающей среды. В сборнике: Синергия учета, анализа и аудита в обеспечении экономической безопасности бизнеса и государства. 2016. C. 128-134.
Моисеев А. К. Оценка спроса на финансовые ресурсы для восстановления экономического роста // Проблемы прогнозирования. 2016. № 5. С. 98-102.
Порфирьев Б. Н. «Зеленый» фактор инновационной модернизации экономики: вызов для России // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. 2016. № 3. С. 3-14.
Саенко В. В., Колпаков А.Ю., Семикашев В.В., Синяк Ю.В. Опыт анализа и прогнозирования энергетического сектора региона // Научные труды: Институт народнохозяйственного прогнозирования РАН. 2017. Т. 15. С. 234-255.
Фридман Ю. А., Речко Г.Н., Логинова Е.Ю. Современная кузбасская экономическая модель: вызовы и риски // Вестник Кузбасского государственного технического университета. 2017. № 2 (120). С. 170-181.
Широв А. А., Потапенко В. В. Рынок труда и качество человеческого капитала // ЭКО. 2018. № 2 (524). C. 18-34.
Статья поступила 03.10.2018.
Summary
Ivanter V. V, Klepach A. N., Kuvalin D. B., Shirov A.A., Yankov K. V., Institute of Economic Forecasting, RAS, Moscow
The Priority Action Program for Social and Economic Recovery of Kuzbass Region
The article is dedicated to social and economic development of Kuzbass region on a short-term and medium-term horizon. Main problems and economic potential of the region are briefly analyzed. Program for primary actions targeted at a breakthrough in the regional economy and social sphere is initiated. Targets, key directions and measures of the program are defined. Predictive model evaluations for targeted scenario of Kuzbass development are presented.
Kuzbass economy; structural changes; strategy of regional social and economic development; forecast of regional economic development
References
Borisov V. N., Pochukaeva O. V. (2017). Sovremennye problemy povysheniya effektivnosti razvitiya mashinostroeniya. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the RAS]. Vol. 15. Pp. 170-184. (In Russ.).
Budanov I.A., Ustinov V. S. (2015). Innovatsionno-investitsionnye protsessy razvitiya metallurgicheskogo proizvodstva v Rossii. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the RAS]. Vol. 13. Pp. 324-347. (In Russ.).
Ksenofontov M. Yu., Polzikov D.A., Verbitskii Yu.S., Mel'nikova Ya.S. (2017). K otsenke potentsiala narashchivaniya agrarnogo proizvodstva i vozmozhnykh sdvigov v ego strukture. Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting]. Vol. 6 (165). Pp. 69-86. (In Russ.).
Lavrinenko P. A. (2016). Otsenki effektivnosti meropriyatii po okhrane okruzhayushchei sredy. In: Sinergiya ucheta, analiza i audita v obespechenii ekonomicheskoi bezopasnosti biznesa i gosudarstva [Synergy of accounting, analysis and audit in ensuring the economic security of business and the state]. Pp. 128-134. (In Russ.).
Moiseev A. K. (2016). Otsenka sprosa na finansovye resursy dlya vosstanovleniya ekonomicheskogo rosta. Problemy prognozirovaniya [Problems of forecasting]. Vol. 5. Pp. 98-102. (In Russ.).
Porfiriev B. N. (2016). «Zelenyi» faktor innovatsionnoi modernizatsii ekonomiki: vyzov dlya Rossii. Vestnik Moskovskogo universiteta [Moscow University Bulletin]. Vol. 3. Pp. 3-14. (In Russ.).
Saenko V. V., Kolpakov A. Yu., Semikashev V. V., Sinyak Yu.V. (2017). Opyt analiza i prognozirovaniya energeticheskogo sektora regiona. Nauchnye trudy: Institut narodnokhozyaistvennogo prognozirovaniya RAN [Scientific works: Institute of Economic Forecasting of the RAS]. Vol. 15. Pp. 234-255. (In Russ.).
Fridman Yu.A., Rechko G. N., Loginova E. Yu. (2017). Sovremennaya kuzbasskaya ekonomicheskaya model': vyzovy i riski. Vestnik Kuzbasskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta [Bulletin of the Kuzbass State Technical University]. Vol. 2 (120). Pp. 170-181. (In Russ.).
Shirov A.A., Potapenko V. V. (2018). Rynok truda i kachestvo chelovecheskogo kapitala. EOO. [ECO]. Vol. 2 (524). Pp. 18-34. (In Russ.).