Научная статья на тему 'Программа организации комплексной психосоциальной коррекции эмоциональноволевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности'

Программа организации комплексной психосоциальной коррекции эмоциональноволевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
1302
263
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПСИХОСОЦИАЛЬНАЯ КОРРЕКЦИЯ / СДВГ / СИНДРОМ ДЕФИЦИТА ВНИМАНИЯ И ГИПЕРАКТИВНОСТИ У ДЕТЕЙ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Багрина Н. В.

В статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоциональноволевой сферы детей с СДВГ в условиях ДОУ и организации комплексной коррекции данного синдрома. Изложены методы диагностики синдрома. Выделена взаимосвязь успешности коррекции СДВГ у дошкольников с активным участием в данной деятельности значимых взрослых.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program for the organization of integrated psychosocial correction of the emotional-corrective sphere of children with the attention deficit hyperactivity disorder (ADHD)

The paper addresses ADHD in children. The effective methods for correction of the emotive-volitional sphere in HKAS children in preschool educational institutions and organization of integrated correction of the above syndrome. Methods for HKAS diagnosis are discussed. The relationship between the correction of ADHD in schoolchildren is demonstrated, adults being actively involved.

Текст научной работы на тему «Программа организации комплексной психосоциальной коррекции эмоциональноволевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности»

Багрина Н.В. педагог-психолог МДОА У «Детский сад №9» Нефтеюганск, Россия

Программа организации комплексной психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с синдромом дефицита внимания и

гиперактивности (СДВГ)

Аннотация: в статье обсуждается проблема синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей (СДВГ). Рассматривается вопрос поиска эффективных средств и условий для психосоциальной коррекции эмоционально-волевой сферы детей с СДВГ в условиях ДОУ и организации комплексной коррекции данного синдрома. Изложены методы диагностики синдрома. Выделена взаимосвязь успешности коррекции СДВГ у дошкольников с активным участием в данной деятельности значимых взрослых.

Ключевые слова: дошкольный возраст, синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) у детей, эмоционально-волевая сфера дошкольника, комплексная психосоциальная коррекция.

В последнее время наблюдается значительный рост числа обращений родителей и педагогов в психологические службы по проблеме как воспитания и развития детей с СДВГ, так и просто сосуществования с ними. Как правило, родители не знают, какой стиль воспитания выбрать для гиперактивного ребенка. А многие педагоги, не смотря на большой стаж работы, не могут правильно организовать работу в данном направлении.

Родители гиперактивных детей часто не выдерживают бурного темперамента, чувствительности и эмоциональности своих детей. Быстрые, импульсивные, чрезмерно подвижные, эти дети не умеют сдерживать свои желания, организовать свое поведение, управлять своими чувствами и в любой ситуации доставляют окружающим много хлопот. Они крайне «неудобны» для воспитателей и учителей. В связи с этим у родителей возникают дополнительные трудности, связанные с дошкольной и школьной жизнью гиперактивного ребенка. В результате нарушается эмоциональный климат семьи, страдают как детско-родительские, так и супружеские отношения.

Необходимость изучения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ) именно в дошкольном возрасте обусловлена тем, что данный синдром — одна из наиболее частых причин обращения за психологической помощью в детском возрасте.

Длительные проявления невнимательности, импульсивности и гиперактивности, ведущих признаков СДВГ, нередко приводят к формированию девиантных форм поведения (Кондратенко В. Т., 1988; Егорова М. С., 1995; Ковалев В. В., 1995; Горьковая И. А., 1994; Григоренко Е. Л., 1996; Захаров А. И., 1986, 1998). Когнитивные и поведенческие нарушения продолжают сохраняться почти у 70% подростков и более чем у 50% взрослых людей, которым в детстве ставился диагноз СДВГ (Заваденко Н. Н., 2000). В подростковом возрасте у гиперактивных детей рано развивается тяга к алкоголю, наркотическим веществам, что способствует развитию деликвентного поведения (Брязгунов И. П., Касатикова Е. В., 2001). Для них, в большей степени, чем для их сверстников, характерна склонность к правонарушениям (Менделевич В. Д., 1998). Исследованиями (цит. по книге Д. Холмса «Анормальная психология») доказано, что «закоренелые» преступники, на счету которых большое количество преступлений, включая тяжкие, страдают синдромом дефицита внимания с гиперактивностью. Последствия СДВГ во взрослом возрасте также проявляются неудачами в личной жизни и трудностями в построении профессиональной карьеры (Гуревич К. М., 1998; Галкина Т. В., Алексеева Л. Г., 1992) [1].

[1] Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб.,

1993, №3, с. 74.

Изучение детей с указанным синдромом и развитие дефицитарных функций имеет важное значение для психолого-педагогической практики именно в дошкольном возрасте. Ранние диагностика и коррекция должны быть ориентированы на дошкольный возраст (5 лет), когда компенсаторные возможности мозга велики, и еще есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений (Осипенко Т.Н., 1996;ЛицевА. Э., 1995; Халецкая О. В., 1999) [2].

Современные направления развивающей и коррекционной работы (Семенович А. В., 2002; Пылаева Н. М., Ахутина Т. В., 1997; Обухов Я. Л., 1998; Семаго Н. Я., 2000; Сиротюк А. Л., 2002) опираются на принцип замещающего развития. При анализе литературы, посвященной этому вопросу, можно обратить внимание на сравнительно недостаточную разработку его психосоциального уровня. В частности, такое положение связано с тем, что в течение довольно длительного времени СДВГ рассматривался в рамках медицинской деятельности и, следовательно, находился в ведении детских психиатров и неврологов. Рассматривая эту проблему подробнее, невозможно не отметить, что этот синдром представляет собой нарушения поведения в дошкольном и младшем школьном возрастах. У детей присутствует импульсивность, избыточная двигательная активность, нарушения внимания; появляются сложности в обучении. Следовательно, кроме физиологической составляющей синдрома, которую корректирует медицина, нельзя упускать из виду и психологическую, и педагогическую составляющую. Коррекция психоэмоциональной сферы такого ребенка будет наиболее эффективна лишь при обязательной работе всех специалистов с его социальным окружением, а именно с семьей и школой (детским садом) [5].

Целью нашей программы является создание благоприятных условий для коррекции поведения детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Чтобы достичь цели, мы реализовали следующие задачи:

1.Выявить психологические и педагогические проблемы социального окружения ребенка (семья и образовательное учреждение).

2.Создать комплекс коррекционно-развивающих занятий для детей с СДВГ.

З.Обучить родителей формам эффективного взаимодействия с гиперактивным

ребенком.

4.Разработать и реализовать обучающий семинар для педагогов (воспитателей детских садов и учителей начальных классов).

5.Оценить эффективность работы комплексной программы по коррекции СДВГ у

детей.

Объектом программы является ребенок с синдромом дефицита внимания и гиперактивности. Логика полной психосоциальной коррекции этого синдрома ставит на первый план работу с социальным окружением ребенка, а именно с семьей и образовательным учреждением. Реализация данного комплексного подхода предполагает работу специалистов в трех направлениях:

Работа с родителями:

- психодиагностика родительских установок и реакций, которые зачастую усугубляют проявления синдрома у такого ребенка, и их последующую коррекцию;

[2] Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005. - 208 с.

[5] Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002. 128 с.

- психологическое просвещение с привлечением детского невролога и психиатра-психотерапевта, позволяющее увидеть корни проблемы и способствующее пониманию и принятию гиперактивного ребенка;

- индивидуальное консультирование по вопросам эффективного взаимодействия с

ним;

- проведение групповых форм взаимодействия в русле «родитель-родитель» с целью получения поддержки от других родителей и обмена опытом и «родитель-ребенок» для организации возможности родителям попробовать формы взаимодействия с ребенком и игры по развитию дефицитарных функций.

Работа с педагогами:

- психологическое просвещение в рамках обучающего семинара с привлечением детского невролога и психиатра-психотерапевта с целью научить педагогов отслеживать таких детей в группе и эффективно взаимодействовать с гиперактивными детьми;

- индивидуальное консультирование трудных случаев по запросу.

Работа с детьми:

- медицинская диагностика и постановка диагноза синдрома дефицита внимания и гиперактивности детским неврологом или психиатром-психотерапевтом;

- медикаментозная терапия;

- психологическая диагностика эмоционально-волевой сферы с целью построения индивидуальной программы коррекции;

- психосоциальная коррекционно-развивающая работа с ребенком индивидуально и в детской группе;

- сеансы арт-терапии или БОС по назначению специалиста.

Для достижения результата необходимо строгое следование принципу «не навреди», а именно: прежде чем начинать психоэмоциональную коррекцию ребенка с СДВГ, нужно изменить его социальное окружение. В нашем случае речь идет о первоочередности психологической работы с педагогами и родителями гиперактивных детей. Это позволит подготовить почву для нормального восприятия таких детей и принятия происходящих с ними изменений. Тем более что такие дети остро нуждаются в поддержке взрослых не только в период прохождения коррекционной программы, но и в дальнейшем своем развитии.

Работа начинается с проведения психологической диагностики (преддиагностики) для выявление уровня развития дефицитарных функций ребенка и основных психолого-педагогических проблем взаимодействия родителей и педагогов с данными детьми. Диагностическое обследование проводится по следующей структуре:

1. Консультация родителей с психологом. Родители заполняют анкеты, оценивая его поведения дома, а также какую информацию они хотели бы получить по проблеме синдрома дефицита внимания с гиперактивностью. Опросник Т.М. Ахенбаха позволяет измерить степень отклонения различных типов детского поведения от популяционных адаптивных возрастных норм. С целью лучшего понимания причин проблемных ситуаций в общении с ребенком, родителям необходимо обследоваться по опросникам «Измерение родительских установок и реакций» (PARI) и «»Анализ семейных взаимоотношений (АСВ).

2. Диагностика педагогов проводится с целью выявления стилей педагогического общения и определения эффективного стиля при работе с гиперактивным ребенком.

3. Тестирование гиперактивных детей. Для организации беседы и взаимодействия с ребенком, изучения соотношения членов семьи, их эмоционального настроя мы используем фильм-тест Рене Жиля. Исследуя эмоциональную сферу гиперактивного ребенка, выявляя его отношение к наиболее значимым для него людям, его мотивов, применяем Тест Детской Апперцепции (САТ).

Тестирование познавательной сферы проводится по следующим методикам: тест Пьерона-Рузера дает представление о темпе и качестве формирования простого навыка,

усвоения нового способа действий (заданной программы), позволяет получить информацию об объеме и устойчивости произвольного внимания, о работоспособности; тест Тулуз-Пьерона используется для исследования внимания и определения минимальной мозговой дисфункции, скорости переработки информации.

Волевую сферу гиперактивного ребенка можно исследовать при помощи теста самоконтроля и произвольности.

Особое внимание уделяется участию родителей в процессе коррекции с целью оптимизации и гармонизации внутрисемейных отношений детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности.

Решению данной задачи способствует работа клуба психологической поддержки родителей гиперактивных детей, где каждая семья может поделиться опытом выхода из сложных ситуаций. Здесь родители имеют возможность получить информацию о синдроме дефицита внимания и гиперактивности, о специалистах, работающих по данной проблеме, квалифицированную помощь психологов и поддержку от других участников клуба. Знаменательным явился тот факт, что в процессе работы клуба к нам стали присоединяться бабушки и дедушки, папы (что очень важно!) и другие дети из этих семей. Это способствовало более полной гармонизации внутрисемейных отношений участников программы.

Отдельно хочется отметить роль совместных занятий по формуле «родитель + ребенок», которые посредством совместной творческой деятельности имели большое значение для сплочения семьи, вовлечения гиперактивного ребенка в общую деятельность и отработки родителями полученных навыков эффективного взаимодействия со своим ребенком.

Опираясь на свой опыт работы, полученный в процессе проведения таких занятий, мы заметили, что агрессивное и импульсивное поведение, связанное с гиперактивностью и социальной тревогой, благодаря творческой деятельности может быть направлено в иное русло и преобразовано в социально конструктивное поведение. Групповая арт-терапия с детьми, страдающими СДВГ, является одной из основных частей комплексной программы, в которой различные формы творческого самовыражения усиливают эффективность всех прочих вмешательств. Присутствие родителей на арт-терапевтическом занятии позволяет им увидеть новые грани в ребенке, по-другому оценить его.

В процессе реализации программы мы выяснили, что если обеспечить:

> Раннее выявление синдрома дефицита внимания и гиперактивности у детей;

> Использование в его коррекции комплексного подхода к решению проблем и эффективное межведомственное взаимодействие всех структур, ответственных за нормальное развитие ребенка;

> Изменение отношения взрослых (педагогов и родителей) к гиперактивному ребенку,

то возможно:

^ развитие внимания, самоконтроля и произвольности гиперактивного ребенка;

> снижение его импульсивности и агрессивности;

> снижение у такого ребенка чрезмерной двигательной активности и развитие усидчивости;

> повышение коммуникативных навыков детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности;

^ налаживание взаимоотношений гиперактивного ребенка с родителями и педагогами и повышение эффективности такого взаимодействия.

При условии раннего выявления детей с синдромом дефицита внимания и гиперактивности и достижения положительного результата работы программы созданная нами система будет работать на улучшение здоровья подрастающего поколения и содействовать сохранению гармоничных внутрисемейных отношений.

Список литературы:

1. Бадалян Л.О., Заваденко Н.Н., Успенская Т.Ю. Синдромы дефицита внимания у детей // Обозрение психиатрии и медицинской психологии им. В.М. Бехтерева. СПб., 1993, №3, с. 74.

2. Политика О.И. Дети с синдромом дефицита внимания и гиперактивностью. -СПб.: Речь, 2005. - 208 с.

3. Пороцкая Е.Л. Выявление представлений родителей о развитии дошкольника // Вопросы психологии, 2004, №4, с. 31.

4. Семаго Н. Взаимодействие специалистов в коррекционно-развиваюшей работе с неуспевающими детьми при различных типах отклоняющегося развития // Школьный психолог, 2003, №40, с. 12.

5. Сиротюк А.Л. Синдром дефицита внимания с гиперактивностью. Диагностика, коррекция и практические рекомендации родителям и педагогам. М.: ТЦ Сфера, 2002. 128 с.

6. Ясюкова Л.А. Оптимизация обучения и развития детей с минимальными мозговыми дисфункциями. СПб., 1997. - 78 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.