Слизкова Е.В.1, Волкова Н.А.2 ©
Доцент, кандидат педагогических наук; 2студент педагогического факультета, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования «Ишимский государственный педагогический институт им.
П.П. Ершова»
ПРОГРАММА НРАВСТВЕННОГО РАЗВИТИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ
СРЕДСТВАМИ СКАЗКОТЕРАПИИ
Аннотация
В статье представлен авторский подход к формированию нравственных качеств личности ребенка младшего школьного возраста через осмысления сказочных образов, формирующих уважительное отношение к старшему поколению, бережному отношению к окружающему миру, почитанию своих родителей, сохранению семейных традиций.
Ключевые слова: нравственное развитие, сказкотерапия, сказочный образ, семейные ценности и традиции, взаимоотношения.
Keywords: moral development skazkoterapiya fabulous image, family values and traditions, relationships.
Пояснительная записка к программе
Неоднозначность трактования сегодняшней действительности, требует коренного переосмысления воспитательных подходов, форм и методов работы с современным подрастающим поколением. Вектор преобразований в системе школьного образования выбран в аспекте реализации новых Федеральных государственных образовательных стандартов второго поколения, где основанием для жизнеспособности обучающихся выбран духовнонравственный путь, следуя которому подрастающее поколение будет чувствовать себя не только свободным, но и компетентным в вопросах гражданской образованности [3].
Духовное неблагополучие семей воспитывающих ребенка младшего школьного возраста, рост общей невротизация детей, требуют от педагога пересмотра подходов к воспитанию и обучению молодого поколения.
Не следует забывать, что сегодня к объективным показателям духовного неблагополучия в сфере детства относятся: проявления табачной (первое место в мире по данным ВОЗ), алкогольной (в том числе и пивной), наркотической и других зависимостей, включая все виды так называемой «экранной зависимости» - телеманию, виртоманию (компьютерную игровую), интернет-манию. Наряду с указанными показателями, существуют и другие не менее значимые показатели неблагополучия - это уход из дома, детские и подростковые беспризорность и бродяжничество, детская жестокость и т.д.
Опыт усвоение нравственных норм, передача их от поколения к поколению происходит путем подражания образцам поведения из ближайшего окружения ребенка, где взрослые часто сами не представляет результат своего поведения, а, следовательно, и не задумываются над тем, как их поведение считывает ребенок.
Все чаще задаемся вопросом: Как можно помочь ребенку развиваться нормально в отсутствии достойных образцов для подражания? На наш взгляд это возможно сделать, развивая рефлексивное отношение детей к различным сторонам жизни, формируя представления о нравственной стороне взаимоотношений людей.
Сложность решения данного вопроса, его неоднозначность, помогли нам определиться в выборе направления научного исследования, а имеемо в содержательной, практикоориентированной ее части: разработке и апробации программы нравственного развития детей младшего школьного возраста «Несу добро в мир», целью которой является: коррекция нравственного развития младших школьников средствами сказкотерапии.
© Слизкова Е.В., Волкова Н.А., 2014 г.
Задачи программы: формирование нравственных качеств и демонстрация
конструктивного поведения младшими школьниками в образовательном процессе начальной школы.
Программа рассчитана на 6 месяцев и свидетельствует о продолжении работы по данному направлению.
Нами разработано тематическое планирование, которое включает в себя девять занятий («Мой мир», «Добрые и злые дела», «Отношение к родителям», «Братья и сестры», «Наши бабушки и дедушки», «Друзья. Друг и в радости и в горе всегда рядом», «Трудолюбие», «Зависть», «Жадность»), выстроенных в четкой последовательности и с использованием проблемных ситуаций и упражнений.
Целью первого занятия «Мой мир» является знакомство с классом, актуализация представлений детей об окружающем их мире, осознание детьми себя в системе общественных отношений.
Второе занятие «Добрые и злые дела человека» призвано сформировать у детей представления о моральной стороне поступков, научить различать понятия «добро» и «зло», побудить к проявлению сочувствия и сопереживания к окружающим людям.
Третье занятие «Отношение к родителям» разработано с целью воспитания у детей уважительного отношения к родителям, развития осознанного отношения к проявлению сочувствия и оказанию помощи близким людям.
Цель четвертого занятия «Братья и сестры» - воспитание доброжелательного отношения к братьям и сестрам, развитие осознанного отношения к причинам детских ссор.
Пятое занятие «Наши бабушки и дедушки» посвящено воспитанию уважительного отношения к пожилым людям, формированию эмоционального отклика к оказанию помощи своим бабушкам и дедушкам.
Шестое занятие «Друзья. Друг и в радости и в горе всегда рядом» призвано расширить представления детей о доброжелательном отношении к окружающим людям, сформировать представления о важности оказания моральной поддержки товарищам, которая может быть выражена в сочувствии, побудить детей к проявлению внимания и заботы о своих товарищах
Тема седьмого занятия - «Трудолюбие». На этом занятии целью педагога является воспитание осознанного и уважительного отношения к труду, человеку труда, формирование представлений о вреде лени и способах борьбы с ней.
На восьмом занятии на тему «Зависть» центральным моментом является формирование осознанного отношения к причинам возникновения зависти, развитие способности радоваться успехам других людей.
Девятое занятие «Жадность» разработано с целью формирования у детей осознанного отношения к этому пороку, обучения способам совладения с жадностью.
В результате проведенных занятий у детей снимается физическое и психическое напряжение, увеличивается работоспособность детей, увеличивается способность детей к концентрации внимания, к умению максимально сосредоточиваться и совершенствовать волевые качества.
Вместе с тем на данных занятиях дети учатся преодолевать барьеры в общении, тонко чувствовать друг друга, находить адекватное принятие решений, выраженное в различных эмоциях, чувствах и состояниям.
Путешествия по сказкам пробуждают фантазию и образное мышление, освобождают от стереотипов и шаблонов, дают простор творчеству. Эмоционально разряжаясь, сбрасывая зажимы, «отыгрывая» глубоко спрятанные в подсознании страх, беспокойство, агрессию или чувство вины, дети становятся мягче, добрее, увереннее в себе, восприимчивее к людям и окружающему миру [1].
Содержание занятий направлено на то, чтобы через беседы о духовно-нравственной стороне взаимоотношений людей, через развитие рефлексии, оценки детьми своих поступков, поведения воспитать гуманное отношение к миру, окружающим людям, расширить представления о понятиях «добро» и «зло», моральной стороне поступков людей, развить стремление к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в этом нуждается,
сформировать осознанное отношение к проявлению радости за другого, уважение к труду и человеку труда [2;4].
Все занятия предполагают активное взаимодействие педагога и обучающегося, развитие осознанного отношение к разным сторонам жизни, все новые определения понятия формулируются детьми совместно со взрослым, анализируя проблемные ситуации, пословицы, загадки, художественные произведения, дети совместно с педагогом формулируют выводы, обдумывают, как нужно вести себя в той или иной ситуации.
Специально составленные проблемные ситуации ориентируют детей на осознание причин конфликтов, мотивов негуманного поведения их сверстников, а, в конечном счете, и своих, поиск выхода из сложившихся ситуаций, выбор верной стратегии поведения, изменение отношения к другим людям.
Большую часть времени на занятиях с использованием сказкотерапии исследуются сказочные образы, идет осмысление важных понятий как добро и зло, вечная любовь и преданность, умение прощать, семейные ценности, любовь к близким, уважение к памяти предков и почитание своих родителей.
Представленная Программа включает в себя методы и приемы: беседы на нравственные темы, анализ проблемных ситуаций, чтение и разбор художественных произведений, пословиц, загадок, освещающих моральную сторону жизни людей, мозговой штурм, групповая дискуссия, игровые упражнения.
Таким образом, задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношения определенного человека к другим людям и дать ему моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.
Литература
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии. - СПб.: Речь, 2006. - 176 с.
2. Мальцева Н.В., Слизкова Е.В. Нравственные поступки школьников: условия и средства их выбора и мотивации: научное издание/ Н.В. Мальцева, Е.В. Слизкова. - Санкт-Петербург, 2009. - 144 с.
3. Слизкова Е. В. Формирование гражданской компетентности школьника в условиях образовательного учреждения // Современная школа: из опыта инновационной деятельности. Выпуск 2. - Концепт. - 2013. - ART 54089. - URL: http://e-koncept.ru/2013/54089.htm
4. Фадич Е.В. Педагогические условия актуализации нравственных поступков школьников (3 - 5 классы): диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. - Омск, 2001.