Научная статья на тему 'Программа ICDP как эффективный метод оптимизации детско-родительских отношений'

Программа ICDP как эффективный метод оптимизации детско-родительских отношений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1586
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ICDP / ФАСИЛИТАТИВНЫЙ ПОХОД / ЭФФЕКТИВНОСТЬ ПРОГРАММЫ / ДЕТСКО-РОДИТЕЛЬСКИЕ ОТНОШЕНИЯ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Исаева Оксана Михайловна, Волкова Елена Николаевна

Тема оптимизации детско-родительских отношений все чаще становится предметом обсуждения и исследователей, и практиков по всему миру, поскольку от качества взаимодействия взрослого с ребенком зависит его (ребенка) психосоциальное и нейрофизиологическое развитие; оптимизация детско-родительских отношений приводит к раскрытию интеллектуального, творческого потенциала ребенка, способствует взаимопониманию взрослым ребенка (1, 3, 4). Программы по оптимизации детско-родительских отношений опираются на инструктивный или фасилитативный подходы (1, 2, 4). В рамках инструктивного подхода родителям предлагаются готовые образцы поведения, предлагаются конкретные способы взаимодействия, которые они могут использовать в ежедневной практике общения с собственными детьми. Фасилитативный подход предполагает создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым родителем собственных поведенческих решений в воспитании, максимально отвечающих задачам развития конкретного ребенка. В парадигме личностно-ориентированной психологии и педагогики фасилитативный подход помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (1). Международная программа развития ребенка (ICDP) направлена на оптимизацию детскородительских отношений. Подход программы ICDP основан на идее о том, что наилучшим образом оказать помощь детям можно через помощь взрослым, воспитывающим этих детей, посредством повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания детей. В программе сделан акцент на основных моментах взаимодействия взрослого и ребенка, таких как внимание и способность взрослого распознавать эмоциональные сигналы ребенка; похвала ребенка; рефлексия и расширение опыта ребенка на базе опыта, уже имеющегося у него; поддержка способности ребенка регулировать, планировать и контролировать свое поведение (соответственно, эмоциональный, посреднический и регулятивный «диалоги» программы). В основе программы ICDP лежит фасилитативный подход, который позволяет увидеть родителям позитивные стороны и возможности ребенка и предоставляет более глубокое понимание тех навыков воспитания, которыми они обладают как родители. Программа ICDP использует фасилитацию как основной метод мотивации родителей на конструктивые изменения во взаимодействии с детьми. В 1992 г. программа ICDP получила положительную оценку и впоследствии была адаптирована Всемирной организацией здравоохранения с названием «Программа ранней психо-социальной интервенции WHO/ICDP». Оценка эффективности программы была проведена в ряде стран: Норвегия, Швеция, Дания, Колумбия, Бразилия, Парагвай, Македония, Мозамбик, Ангола, и показала ее высокую эффективность, способность оптимизировать детско-родительские отношения (6,7). В Российских условиях оценка эффективности программы не проводилась. Цель исследования. Оценить эффективность программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений, реализованной в условиях российской действительности. Организация исследования: Исследование проходило в несколько этапов. На первом этапе (до участия родителей в программе ICDP) проводилась вводная оценка ситуации, в которой находится родитель и ребенок, оценка представлений родителей о себе как воспитателях, о своих детях, оценка доминирующего стиля родительского взаимодействия с детьми. На втором этапе (после завершения программы) оценивались реакции взрослых на проведенное обучение, оценивались изменения в восприятии родителями собственных детей и себя в роли воспитателя, стиле взаимоотношений взрослых с детьми. В исследовании приняли участие 78 родителей (76 женщин и 2 мужчин в возрасте от 21 до 38 лет), имеющих нормально развивающихся детей в возрасте от 0 до 7 лет (78 детей, из них в возрасте 0-1 год 18 детей, 1-3 года 24 ребенка, 3-7 лет 36 детей), проживающих в Нижегородской области (Россия). Методы исследования. Оценка эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений проводилась с помощью разработанного диагностического комплекса, включающего в себя следующие методики: Опросник “Восприятие родителем себя как воспитателя”, Опросник “Восприятие родителем своего ребёнка”, Лист наблюдений за взаимодействием «родительребенок», “Опросник Успехов и трудностей” (SDQ, R.Goodman), Интерактивный профиль взаимодействия. Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ. Результаты. Анализ результатов обратной связи родителей участников программы показал, что программа ICDP воспринимается позитивно (ср.зн. 9,19 из 10, ст.откл 0.70) и активирует мотивацию самоизменений в направлении оптимизации детско-родительских отношений у подавляющего большинства участников программы ( 89% родителей). Программа корректирует установки родителей: способствует укреплению в сознании родителей позитивной роли себя как воспитателя, формирует позитивный образ собственного ребенка, и развивает навыки позитивного родительства (понимание и принятие желаний, интересов, способностей собственного ребенка; навыки эмоционального самоконтроля; позитивная регуляция поведения ребенка). Родители, имеющие детей разных возрастов, показывают схожие тенденции в изменении родительских установок и развитии навыков конструктивного взаимодействия с ребенком. Программа позволяет родителям находить собственные ресурсы дальнейшей оптимизации взаимоотношений с ребенком. Заключение. Поскольку формирование любых навыков требует значительных усилий и времени, дальнейшие шаги авторов связаны с исследованием эффективности программы в долгосрочной перспективе (6-12 месяцев). Кроме того, авторам представляется важным исследование эффективности программы в отношении работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, приемных детей, а также с изучением взаимосвязи результатов обучения по программе ICDP с индивидуально-личностными характеристиками родителей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Исаева Оксана Михайловна, Волкова Елена Николаевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Программа ICDP как эффективный метод оптимизации детско-родительских отношений»

Программа ICDP как эффективный метод оптимизации детско-родительских

отношений

Исаева Оксана Михайловна, Волкова Елена Николаевна

НИУ ВШЭ (Нижний Новгород), Санкт-Петербургский государственный университет (Санкт-Петербург)

Ключевые слова:

ICDP, фасилитативный поход, эффективность программы, детско-родительские отношения

Введение.

Тема оптимизации детско-родительских отношений все чаще становится предметом обсуждения и исследователей, и практиков по всему миру, поскольку от качества взаимодействия взрослого с ребенком зависит его (ребенка) психосоциальное и нейрофизиологическое развитие; оптимизация детско-родительских отношений приводит к раскрытию интеллектуального, творческого потенциала ребенка, способствует взаимопониманию взрослым ребенка (1, 3, 4).

Программы по оптимизации детско-родительских отношений опираются на инструктивный или фасилитативный подходы (1, 2, 4). В рамках инструктивного подхода родителям предлагаются готовые образцы поведения, предлагаются конкретные способы взаимодействия, которые они могут использовать в ежедневной практике общения с собственными детьми. Фасилитативный подход предполагает создание условий, наиболее благоприятных для выработки каждым родителем собственных поведенческих решений в воспитании, максимально отвечающих задачам развития конкретного ребенка. В парадигме личностно-ориентированной психологии и педагогики фасилитативный подход помогает ребенку в процессе развития, облегчает «трудную работу роста» (1).

Международная программа развития ребенка (ICDP) направлена на оптимизацию детско-родительских отношений. Подход программы ICDP основан на идее о том, что наилучшим образом оказать помощь детям можно через помощь взрослым, воспитывающим этих детей, посредством повышения их компетентности в вопросах развития и воспитания детей. В программе сделан акцент на основных моментах взаимодействия взрослого и ребенка, таких как внимание и способность взрослого распознавать эмоциональные сигналы ребенка; похвала ребенка; рефлексия и расширение опыта ребенка на базе опыта, уже имеющегося у него; поддержка способности ребенка регулировать, планировать и контролировать свое поведение (соответственно, эмоциональный, посреднический и регулятивный «диалоги» программы).

В основе программы ICDP лежит фасилитативный подход, который позволяет увидеть родителям позитивные стороны и возможности ребенка и предоставляет более глубокое понимание тех навыков воспитания, которыми они обладают как родители. Программа ICDP использует фасилитацию как основной метод мотивации родителей на конструктивые изменения во взаимодействии с детьми.

В 1992 г. программа ICDP получила положительную оценку и впоследствии была адаптирована Всемирной организацией здравоохранения с названием «Программа ранней психо-социальной интервенции WHO/ICDP».

Оценка эффективности программы была проведена в ряде стран: Норвегия, Швеция, Дания, Колумбия, Бразилия, Парагвай, Македония, Мозамбик, Ангола, - и показала ее высокую эффективность, способность оптимизировать детско-родительские отношения (6,7). В Российских условиях оценка эффективности программы не проводилась.

Цель исследования.

Оценить эффективность программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений, реализованной в условиях российской действительности.

Организация исследования:

Исследование проходило в несколько этапов.

На первом этапе (до участия родителей в программе ICDP) проводилась вводная оценка ситуации, в которой находится родитель и ребенок, оценка представлений родителей о себе как воспитателях, о своих детях, оценка доминирующего стиля родительского взаимодействия с детьми.

На втором этапе (после завершения программы) оценивались реакции взрослых на проведенное обучение, оценивались изменения в восприятии родителями собственных детей и себя в роли воспитателя, стиле взаимоотношений взрослых с детьми.

В исследовании приняли участие 78 родителей (76 женщин и 2 мужчин в возрасте от 21 до 38 лет), имеющих нормально развивающихся детей в возрасте от 0 до 7 лет (78 детей, из них в возрасте 0-1 год 18 детей, 1-3 года 24 ребенка, 3-7 лет 36 детей), проживающих в Нижегородской области (Россия).

Методы исследования.

Оценка эффективности программы ICDP по оптимизации детско-родительских отношений проводилась с помощью разработанного диагностического комплекса, включающего в себя следующие методики: Опросник "Восприятие родителем себя как воспитателя", Опросник "Восприятие родителем своего ребёнка", Лист наблюдений за взаимодействием «родитель-ребенок», "Опросник Успехов и трудностей" (SDQ, R.Goodman), Интерактивный профиль взаимодействия. Анализ данных проводился с использованием программы SPSS 21.0 и включал в себя методы описательной статистики, корреляционный и факторный анализ.

Результаты.

Анализ результатов обратной связи родителей - участников программы показал, что программа ICDP воспринимается позитивно (ср.зн. - 9,19 из 10, ст.откл - 0.70) и активирует мотивацию самоизменений в направлении оптимизации детско-родительских отношений у подавляющего большинства участников программы ( 89% родителей).

Программа корректирует установки родителей: способствует укреплению в сознании родителей позитивной роли себя как воспитателя, формирует позитивный образ собственного ребенка, и развивает навыки позитивного родительства (понимание и принятие желаний, интересов, способностей собственного ребенка; навыки эмоционального самоконтроля; позитивная регуляция поведения ребенка).

Родители, имеющие детей разных возрастов, показывают схожие тенденции в изменении родительских установок и развитии навыков конструктивного взаимодействия с ребенком.

Программа позволяет родителям находить собственные ресурсы дальнейшей оптимизации взаимоотношений с ребенком.

Заключение.

Поскольку формирование любых навыков требует значительных усилий и времени, дальнейшие шаги авторов связаны с исследованием эффективности программы в долгосрочной перспективе (6-12 месяцев).

Кроме того, авторам представляется важным исследование эффективности программы в

отношении работы с родителями, имеющими детей с ограниченными возможностями, приемных детей, а также с изучением взаимосвязи результатов обучения по программе ICDP с индивидуально-личностными характеристиками родителей.

Список литературы:

Х.Волкова Е.Н. Ребенок и насилие: диагностика, предотвращение и профилактика: монография / Е.Н. Волкова, О.М. Исаева. - Н. Новгород, 20Х5. - 290 с.

2.Исаева О.М., Дунаева Н.И. Возможности международной программы детского развития (ICDP) в профилактике насилия и жестокого обращения. / Сборник «Начало всех начал»: Университет педагогической культуры: теория и практика. Выпуск 6. 20Х3. С.Х8-24

3.Hundeide, K. Psychosocial care for disadvantaged children in the context of poverty and high risk: Introducing the ICDP Program. OMEPS Journal.

4.Hundeide K., Armstrong N. ICDP approach to awareness-raising about children's rights and preventing violence, child abuse, and neglect // Child Abuse & Neglect, 35, 20ХХ, Х053-Х062.

5. Goodman, R. (Х999). The extended version of the strengths and difficulties questionnaire as a guide to child psychiatric caseness and consequent burden. Journal of Child Psychology and Psychiatry, 40, 79Х-799.

6.Skar, A-M. S., Sherr, L., Clucas, C., & von Tetzchner, S. (20Х4). Evaluation of follow-up effects of the International Child Development Programme on caregivers in Mozambique. Infants & Young Children, 27, Х20-Х35.

7.Sherr, L., Skar, A.-M. S., Clucas, C., von Tetzchner, S., & Hundeide, K. (20Х4). Evaluation of the International Child Development Programme (ICDP) as a community-wide parenting programme. European Journal of Developmental Psychology, ХХ(Х), Х-Х7.

8.Sandler, I. N., Schoenfelder, E. N., Wolchik, A. A., & MacKinnon, D. P. (20ХХ). Long-term impact of prevention programs to promote effective parenting: Lasting effects but uncertain processes. Annual Review of Psychology, 62, 299-329.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.