УДК 37.034
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
© 2016
Ванюхина Надежда Владимировна, кандидат психологических наук, доцент, доцент кафедры «Психология развития и психофизиология» Алексеева Елена Сергеевна, бакалавр направления «Психолого-педагогическое образование» Казанский инновационный университет имени В.Г.Тимирясова, Казань (Россия)
Аннотация. Статья посвящена анализу проблемы формирования ответственности в подростковом возрасте. Исследуются различные аспекты ответственности: степень принятия моральных норм личностью, уровень ответственности в учебной деятельности, самооценка волевых качеств, направленность ответственности. Показано, что без специально организованной работы уровень сформированности у подростков ответственности (по всем показателям) преимущественно низкий и таковым остается. Они не проявляют интереса к самостоятельной деятельности, основанной на выборе, не готовы нести ответственность за результаты этого выбора, не всегда предвидят результаты своей деятельности, что говорит о низком уровне самоконтроля и рефлексии. Составлена программа формирования ответственности у подростков 14-15 лет, учащихся средней общеобразовательной школы. Программа включает размышления о выборе - основе ответственности, субъективной свободе, как возможности осуществлять выбор и как следствие готовности нести ответственность за последствия своего выбора. Программа рассчитана на 24 занятия по 45 минут каждое и включает ориентационный, мотивационно-целевой, операционный и рефлексивный этапы. Апробация программы на группе подростков (мужского и женского пола) 14-15 лет доказала ее эффективность в формировании всех исследованных аспектов ответственности.
Ключевые слова: подростки, подростковый возраст, ответственность, формирование ответственности, ответственность подростков, формирование ответственности в подростковом возрасте, программа формирования ответственности.
THE PROGRAM OF FORMING RESPONSIBILITY IN ADOLESCENCE
© 2016
Vanyukhina Nadezhda Vladimirovna, candidate of psychological sciences, associate professor, associate professor of the chair «Developmental psychology and psychophysiology»
Alekseeva Elena Sergeevna, bachelor "Psychology and Pedagogy" Kazan Innovative University named after V.G.Timiryasov (IEML), Kazan (Russia)
Abstract. The article analyzes the problem of forming responsibility in adolescence. It examines various aspects of responsibility: the degree of acceptance of moral norms by a person, the level of responsibility in educational activities, self-assessment of volitional qualities, the focus of responsibility. It is shown that without specially organized work, the level of development of responsibility (all indicators) in teenagers is predominantly low and remains so. They are not interested in independent activities based on choice, not willing to take responsibility for the results of that choice, and cannot always foresee the outcomes of their activities, demonstrating the low level of self-control and reflection by those. A program of forming responsibility in adolescents of 14-15 years old, pupils of secondary schools is presented. The program includes reflections on choice as the basis of responsibility, subjective freedom as possibility to exercise choice and, as a result, preparedness to take responsibility for the consequences of their choice. The program consists of 24 lessons of 45 minutes each and includes orientation, motivational, operational and reflexive phases. Approbation of the program on a group of teenagers (male and female) of 14-15 years old proved its effectiveness in the formation of all investigated aspects of responsibility
Keywords: adolescents, teenagers, adolescence, responsibility, forming responsibility, formation of responsibility, responsibility of adolescents, responsibility of teenagers, formation of responsibility in adolescence, program of the formation of responsibility.
Постановка проблемы в общем виде и ее связь с важными научными и практическими задачами. В современном обществе растет обеспокоенность ростом правонарушений среди несовершеннолетних, невыраженностью у них гражданской позиции, их направленностью на обогащение, распространением культа потребления, упрощение внутренней жизни взрослых и молодежи. Периодом активного нравственного развития, согласно Л.Колбергу, является подростковый и юношеский возраст [цит.по 1]. Именно в этом возрасте формируется эмпатия, рефлексия, взрослое самосознание, становление моральных норм [2, 3, 4, 5, 6]. В связи с этим, перед родителями и педагогами особо остро стоит цель не просто дать школьнику знания, но и воспитать активного самостоятельного субъекта, готового взять на себя ответственность за последствия своей деятельности [7].
Анализ последних исследований и публикаций, в которых рассматривались аспекты этой проблемы и на которых обосновывается автор; выделение неразрешенных раньше частей общей проблемы. Еще советская психология и педагогика заявляли, что становление ответственности не может происходить стихийно, без специально организованной работы [8, 9, 10]. Работа может быть подчинена более строгой [11] или менее строгой [12] системе, но педагог играет в ней основополагающую роль. В современной отечественной психологии под ответственностью подразумевается активное принятие на себя обязательств за себя, кого-либо или что-либо
[13]. Ответственность называется главным условием конструктивной деятельности, активности субъекта, а, следовательно, и его постоянного развития [14].
И также, как раньше, подчеркивается роль школы, учебной деятельности и учителя. Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин пишут, что «школа в качестве образовательного института способна в своих стенах строить жизнь, отличную по качеству и яркости от жизни за пределами ее стен» [15, с.15]. Т.В. Машарова доказывает, что для успешного социального самоопределения подростка учебные ситуации необходимо строить с учетом ситуативной социальной доминанты [16]. В.В.Пашкевич подчеркивает, что нравственное самоопределение будет протекать успешно, если ценности будет выбраны и приняты подростком, а не навязаны ему педагогом [17]. Для формирования ответственности предлагают использовать различные технологии: обсуждения, ролевые игры, тренинги, причем одним из самых эффективных средств считается совместная деятельность [19].
Формирование целей статьи (постановка задания). Цель исследования - создать и апробировать программу формирования ответственности у подростков в деятельности педагога-психолога в условиях средней общеобразовательной школы. Экспериментальной базой исследования стало МБОУ Алексеевская СОШ №3 им. Г.С. Боровикова Алексеевского муниципального района Республики Татарстан. В исследовании приняли участие 30 детей, учащиеся 9 класса: 14 мальчиков и 16 девочек.
Возраст испытуемых - 14-15 лет. Деление на экспериментальную и контрольную группы происходило случайным образом.
Изложение основного материала исследования с полным обоснованием полученных научных результатов. Для оценки уровня развития ответственности в подростковом возрасте были использованы следующие методики.
1. 10 вопросов, относящихся к факту G из опросника Кеттелла, для определения ценностных ориентаций личности; отношения личности к моральным и нравственным нормам; степени принятия моральных норм личностью; уровня знаний о существовании ответственности; направленности личности на ответственную деятельность. В контрольной группе оказалось 13,4% подростков с высоким показателем, 33,5% - со средним показателем и 53,6% - с низким. В экспериментальной группе было выявлено 26,8% подростков с высоким показателем, 33,5% - со средним и 40,2 % - с низким.
2. Методика изучения реального проявления ответственности в учебной деятельности (М.В. Матюхина, С.Г. Ярикова) для определения уровня сформирован-ности умений и навыков ответственной деятельности; проявления ответственности в учебной деятельности; развития ученического самоуправления в ученическом коллективе. В контрольной группе количество подростков с высоким уровнем ответственности в учебной деятельности составило 33,5%, со средним уровнем - 26,8%, с низким уровнем - 40,2%. В экспериментальной группе, количество учащихся с высоким, средним и низким уровнем ответственности в учебной деятельности оказалось одинаковым (по 33,5%).
3. Методика самооценки волевых качеств (М.В. Матюхина, С.Г. Ярикова) для определения эмоционального переживания ситуации выбора, её характера, результата; саморегуляции. В контрольной группе высокий и средне-высокий уровень наблюдается у 6 подростков (по 20,1% в каждой из групп), средний у 40,2% подростков, среде-низкий у 6,7%, низкий у 13,3%. В экспериментальной группе высокий уровень наблюдается у 13,4% подростков, средне-высокий и средний у 8 подростков (по 26,8% в каждой из групп), средне-низкий у 3 детей (20,1%), низкого уровня нет ни у кого.
4. Адаптированная методика изучения самооценки ответственности (М.В. Матюхина, Т.А. Саблина) для определения осуществления самоконтроля, самокоррекции и самооценки (определяется интернальная-экс-тернальная направленность ответственности). В контрольной группе можно говорить об экстернальной направленности ответственности у 60% учащихся, об интернальной - у 40%; в экспериментальной группе - об экстернальной направленности ответственности у 73,7% подростков, об интернальной - у 26,4%.
После проведения диагностики подростков была разработана серия занятий с подростками по формированию ответственности, размышления о выборе - основе ответственности, субъективной свободе, как возможности осуществлять выбор и как следствие готовности нести ответственность за последствия своего выбора. Программа рассчитана на 24 занятия по 45 минут каждое, которые проводились один раз в неделю.
I. Ориентационный этап.
1. Классный час «Свобода и ответственность».
Средства, упражнения. Дать учащимся возможность
задуматься над понятиями «свобода» и «ответственность», соотнести эти категории. Активизировать ребят на собственные размышления о понятии «свобода» и «ответственность». Написать эссе на тему «Свобода и ответственность».
2. Классный час «Можно ли быть абсолютно свободным?».
Средства, упражнения. 1. Проявления свободы в сферах жизни общества. Каждая группа выбирает одну сферу жизни общества (социальную, экономическую, поли-
тическую или духовную) и приводит пример проявления свободы в данной сфере, записывает пример на лист и прикрепляет к доске. Педагог-психолог предлагает представителям групп озвучить свои примеры. 2. Возможна ли абсолютная свобода? Человек обречен быть свободным, считал французский философ Жан Поль Сартр, но так ли свободен человек? Чем ограничена наша свобода? Напишите по одному ограничению к своим примерам и прикрепите листы к доске. Педагог-психолог предлагает представителям групп озвучить свои примеры. Какой можно сделать вывод на основании всех примеров? Абсолютной свободы не существует. 3. Свобода и моральный выбор. Предлагается просмотреть видеоролик на тему «Свобода выбора». Какие чувства вы испытали, посмотрев сюжет? Был ли у героини фильма выбор? Легко ли ей было сделать этот выбор? Каковы последствия ее выбора? Легко ли вам будет сделать подобный выбор? Прочитайте текст «Хельга и Рашель» и сделайте свой выбор. Если ваше решение - впустить Рашель, то выберите желтую карточку, если нет, то зеленую. Кто хочет озвучить свой выбор? Почему вы приняли именно такое решение? Легко ли сделать подобный выбор? 4. Свобода и ответственность. Предлагается посмотреть на картину Васнецова «Витязь на распутье». Есть ли у него выбор? Каким настроением пронизана картина? Почему витязь погружен в тяжелое раздумье? (свобода выбора оборачивается ответственностью за этот выбор)
3. Классный час «Качества свободного человека».
Средства, упражнения. 1.Ответить на вопросы: Какой
смысл ты вкладываешь в слово «свобода»? Считаешь ли ты себя свободным человеком? В чём выражается твоя свобода? От чего ты считаешь себя зависимым? 2. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «свобода». Дайте собственное объяснение этому определению. Иллюстрируйте примерами из собственной жизни оба определения. 3. Дискуссия на тему: «Можно ли быть свободным без ответственности?»
4. Классный час «Качества ответственного человека».
Средства, упражнения. 1. Ответить на вопросы: Считаешь ли ты себя ответственным человеком? Какие качества ответственного человека ты можешь назвать? Какие качества ответственного человека присущи тебе? Какие качества ответственного человека тебе хотелось бы в себе развить? 2. Найдите в словаре В.И. Даля толкование слова «ответственность». Дайте собственное объяснение этому определению. Иллюстрируйте примерами из собственной жизни оба определения. 3. Дискуссия на установку взаимозависимости, взаимосвязи между понятиями «ответственность» и «свобода».
5. Классный час «Свобода выбора и ответственность».
Средства, упражнения. 1. Дать свое определение слову «свобода», «выбор», «ответственность», «достоинство», «обязанность», «права». 2. Человек наделен волей и свободой выбора, но не всегда умеет пользоваться этими дарами и даже не всегда понимает, что это такое. Запишите, что такое свобода в вашем понимании. 3. Игра «Ладошка». На одной стороне вырезанной из бумаги ладошки напишите слова «Свобода выбора ...». На каждом пальце напишите продолжение этой фразы, например, «профессии», «друзей», «музыки», «хобби», «места отдыха», «одежды». 4. Дискуссия на тему «Ответственность за свой выбор».
6. Классный час «Умение принимать решения».
Средства, упражнения. 1. Дискуссия «Почему мы
поддаемся чужому влиянию?» 2. Беседа «Какими способами на нас воздействуют и как можно противодействовать воздействию?» 3. Мини-лекция «Механизм принятия решений».
7. Классный час «Подросток и ответственность».
Средства, упражнения. 1. Беседа на тему: «Какие
виды юридической ответственности Вы знаете?» (уголовная, административная, дисциплинарная, граждан-
ско-правовая) 2. Разработка свода правил и законов в нашей школе. Эти правила и законы размещаются на стенде правовой информации.
8. Классный час «Самовоспитание ответственности».
Средства, упражнения. Классный час в форме, беседы дискуссии по вопросам: Ответственность перед родителями, коллективом, обществом и собственной совестью за свои поступки и дела. Что такое самодисциплина и самовоспитание.
II. Мотивационно - целевой этап: «Я и мой выбор».
9. Тренинговое занятие «Кто Я, какой Я».
Средства, упражнения. 1. Предлагается нарисовать на
листе бумаге человечка - «себя». Рассказать о человечке
- «себе» - какой «я». Рассказать о качествах, которые бы Вы хотели и не хотели видеть у себя и у своих друзей и при возможности рассказать почему. 2. Просмотр анимационного фильма «Адажио». Взволновало ли вас то, что вы увидели? Приходится ли сталкиваться с подобными ситуациями в жизни? Смогли бы вы оставаться не таким, как все или предпочли бы сменить цвет, чтобы не выделяться из толпы? 3. Завершающий этап. Возьмите свои листочки с рисунками и допишите какими бы ещё хотели обладать чертами характера, знаниями и умениями, и сравните что же у Вас получилось в начале нашего занятия и в конце его.
10. Тренинговое занятие «Я и мои человеческие ценности».
Средства, упражнения. 1. Подростки делятся на группы. Каждой группе даётся задание подготовить короткое сообщение о современных подростках. В сообщениях должны быть освещены следующие темы: К чему стремятся подростки; Чего хотят добиться в жизни; Какие у них имеются потребности; Какие препятствия могут встретиться. 2. Упражнение «Вопрос - ответ». Любому участнику группы кидается мяч, при этом тот, кто кидает мяч, называет его по имени, после чего он может задать свой вопрос. Поймавшему мяч необходимо ответить на вопрос и, кинув мяч другому, задать свой вопрос. 3. Упражнение «Переманивания». Половина участников сидит на стульях лицом в круг, половина стоит за стульями сзади. На одном стуле никто не сидит и задача того, кто стоит сзади переманить кого - то на свой стул так, чтобы это не заметил тот, кто стоит за стулом. Задача того, кто стоит за стулом не пустить (поймать) «своего» сидящего.
11. Тренинговое занятие «Я и мои права».
Средства, упражнения. 1. Дать определение следующим понятиям: права; обязанности; долг; ответственность; свобода. Назвать документы, в которых говорится о правах и обязанностях человека? 2. По цепочке называть сначала права, потом обязанности школьника. 3. Игра «О каком праве идет речь?» Прослушать фрагмент песни и рассказать, о каком праве идет речь. Например, «Антошка» (запрет на эксплуатацию).
12. Тренинговое занятие «Я и права других людей».
Средства, упражнения. 1. Учащимся раздаются карточки с определением «Свободы», нужно выбрать обосновать попавшееся определение. 2. Ответьте на вопрос
- чью свободу данные запреты ограничивают, а чьи права защищают? (запрет курить в общественных местах; запрет пропускать занятия без уважительных причин; запрет кататься по перилам; запрет играть на проезжей части дороги). 3. Вспомнить сказки, назвать права, которые нарушались в сказках. Например, «Бременские музыканты» (нарушалось право на свободу передвижения, право на труд, право на личную неприкосновенность, право на защиту себя в суде, право на участие в мирных собраниях, право на свободу). 4. Викторина «Права сказочных героев».
13. Тренинговое занятие «Я и ответственность».
Средства, упражнения. 1. Объяснить афоризмы:
«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нем ответственность за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за все хорошее,
что есть в жизни». (Ромен Роллан). «Настоящая ответственность бывает только личной. Человек краснеет один» (Фазиль Искандер). 2. Правила поведения в школе (дискуссия). 3. Административная и уголовная ответственность
14. Тренинговое занятие «Я и мой выбор».
Средства, упражнения. 1. Учащиеся заполняют гистограмму «Моя жизнь». По завершении задания им предлагается выбрать из событий своей жизни шесть наиболее значимых, три из которых — радостные, а три
— грустные, и изобразить эти события в виде кругов. В каждом круге нужно выделить сектор, размер которого тем больше, чем больше влияние самого учащегося на итог этого события. Делается вывод о том, что в жизни многое зависит от самого человека. Далее подчеркивается, что трудные ситуации связаны с необходимостью делать выбор (это не всегда легко). Предлагается продолжить фразу «Когда мне приходиться делать выбор, мне трудно, потому что...». Обращается внимание на то, что у каждого человека есть собственный ресурс, который он использует в сложных ситуациях, в том числе и при выборе. Каждому предлагается перечислить свои положительные качества, помогающие в ситуации выбора (ответы записываются на доске). 2. Отработка личной стратегии поведения в ситуации сложного жизненного выбора. 3. Осмысление полученного опыта проводится в форме «мозгового штурма» при ответе на вопрос: «На что я могу опираться, ставя перед собой реальные жизненные цели?»
15. Тренинговое занятие «Я и мой долг».
Средства, упражнения. 1. Долг связывает человека с
другими людьми, с обществом. В долге различают две стороны: а) долг общественный; б) долг моральный.
2. Дискуссионная беседа по следующим вопросам: а). Сейчас часто со страниц журналов и с экрана телевизора мы слышим: «Ты никому ничего не должен!» Выскажите вашу оценку этой позиции. б). Вы уже знаете, что долг
- это обязанность, помноженная на ответственность. А как вы думаете, что такое формализм, формальное понимание долга? Дайте свою оценку этому явлению. в). Случалось ли вам встречать людей высокого долга? Как вы думаете, какие общие черты могут характеризовать таких людей?
16. Тренинговое занятие «Я и мои обязанности».
Средства, упражнения. 1. «Мы с удовольствием слушаем тех, кто говорит нам о наших правах, но мы не любим, чтобы нам напоминали о наших обязанностях»
3. Берк. Как Вы относитесь к данному высказыванию? Какие Вы имеете свои собственные обязанности, с удовольствием ли Вы их выполняете? 2. Дискуссия о моральных и юридических обязанностях.
17. Тренинговое занятие «Я для себя, Я для других».
Средства, упражнения. 1. Беседа на тему «Каким
ты видишь себя, а какими ты видишь окружающих». 2. «Послание себе в будущем». На одной стороне листа напиши послание себе будущему, на другой стороне листа для других. Какую сторону листа - для себя или для других - было написать труднее и интереснее и почему? 3. Проанализируй, что общего ты написал для себя и для других и сделай вывод почему (у различных людей всегда может быть что-то общее). 4. Тест «Каким ты выглядишь в глазах других?». После выполнения теста, предлагается сравнить (не обязательно вслух) полученные результаты с имеющимся ранее у них мнением. 5. Различные типы личности. Картинки с портретами четырех мушкетеров вывешиваются на доску, и зачитывается описание различных типов личности по Кречмеру. Учащимся предлагается обсудить, что (кроме внешних обстоятельств) способствовало их дружбе, и подтвердить или опровергнуть утверждение о том, что противоположности сходятся. 6. Упражнение «Люди, не похожие на меня»: учащимся предлагается представить себе своего друга, который в каких-то важных вещах существенно от них отличается. Затем необходимо, не
называя его имени, рассказать, чем он отличается и почему дорог.
18. Тренинговое занятие «Я сегодня, Я завтра».
Средства, упражнения. 1. Учащимся предлагается помечтать о своем будущем. 2. Педагог-психолог предлагает учащимся представить, что прошло много лет и самые смелые их мечты сбылись. Они пишут письмо своему другу детства, с которым не виделись много лет. По завершении желающие читают свои «письма». Необходимо обсудить, что учащиеся могут делать уже сегодня для осуществления своих надежд. Подчеркивается возможность влиять на свое будущее. 3. Заключительная часть. Учащиеся, сидя в кругу и передавая друг другу мяч, дают советы самим себе, обязательно обращаясь по имени. По завершении педагог-психолог подчеркивает наиболее интересные или часто повторяющиеся советы.
19. Тренинговое занятие «Я управляю собой».
Средства, упражнения. 1. Учащимся предлагается
вспомнить, что такое эмоции и какие они бывают. 2. «Гимнастика». Каждый учащийся получает карточку с написанной на ней эмоцией, которую следует изобразить. Остальные участники отгадывают изображенную эмоцию. Далее обсуждается, что общего в мимических проявлениях различных эмоций. Обращается внимание на разницу между чувствами и эмоциями. 3. «Дискуссионные качели». Подростки делятся на две группы. В течение пяти минут одна группа ищет аргументы за то, что гнев полезен (гнев полезен, потому что...), а другая - за то, что гнев вреден (гнев вреден, потому что.), после чего поочередно предъявляют свои аргументы. Собравшись в круг, участники подводят итоги дискуссии. Педагог-психолог дает определения «агрессии» и «гнева», а учащиеся кратко описывают ситуации, в которых появляются гнев и агрессия. 4. Педагог-психолог знакомит подростков со способами преодоления негативных эмоций.
III. Операционный этап.
20. Сюжетно-ролевая игра «Выборы Президента» [20] (1 тур).
Средства, упражнения. Самостоятельная подготовка атрибутов, плакатов, эмблем, слоганов; выбор кандидата в президенты от каждой избирательной группы (команды); принятие правил предвыборных дебатов.
21. Сюжетно-ролевая игра «Выборы Президента» (2 тур).
Средства, упражнения. Участие в конкурсах и выполнение заданий «кандидатами»; написание предложений для «кандидатов» на тему «Что нужно сделать, чтобы жизнь в классе стала интереснее»; выборы одного кандидата от своего класса на выборы Президента школы.
22. Сюжетно-ролевая игра «Выборы Президента» (3 тур).
Средства, упражнения. Участие в обсуждении игры - участники о дебатах, коллективная оценка и самооценка; подведение итогов игры (метод анализа «Пяти пальцев»); совместная, самостоятельная подготовка к продвижению своего кандидата в Президенты школы.
IV. Этап рефлексии.
23. Самоуправление. Самостоятельное проведение классного собрания «Мы - значит лучший класс!». Средства, упражнения. 1. Представление обсуждаемой проблемы (педагогом-психологом или учащимися) -«Что необходимо сделать для того, чтобы наш класс был первым в школе по успеваемости, дисциплине и т.д. и т.п.». 2. Изложение информации по проблеме; начало дискуссии: «Что нам необходимо сделать для того, чтобы...», «Результат получился таким, потому что...». 3. Предложение решения проблемы. 4. Выбор решения. 5. Обсуждение предполагаемого результата решения. 6. Закрытие собрания.
24. Самоуправление. Выбор командира класса, старосты класса, учебного сектора; идейно-политического сектора, культурно-массового сектора, трудовой сектора; спортивного сектора. Создание эмблемы, герба, де-АНИ: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 3(16)
виза и устава класса.
Средства, упражнения. 1. Обсуждение вопросов выносимых на совместное решение: функции ученического самоуправления, девиз, заповеди (законы, правила), права и обязанности членов самоуправления, поощрения и наказания.
По результатам контрольной диагностики было выявлено, что в контрольной группе произошли некоторые изменения в уровне ответственности в учебной деятельности и направленности ответственности. В экспериментальной группе произошли значительные изменения по всем параметрам. Высокую степень принятия моральных норм показали 87,1% подростков; высокий уровень ответственности в учебной деятельности - 60,3%, средний 40,2%; не осталось подростков, оценивающих свои волевые качества низко и средне-низко; экстернальной направленностью стали обладать 93,8% учащихся.
Выводы исследования и перспективы дальнейших изысканий данного направления. Без специально организованной работы уровень сформированности у подростков ответственности преимущественно низкий. Они не проявляют интереса к самостоятельной деятельности, основанной на выборе, не готовы нести ответственность за результаты этого выбора, не всегда предвидят результаты своей деятельности, что говорит о низком уровне самоконтроля и рефлексии. Предложенная программа формирования ответственности у подростков показала свою эффективность в работе с подростками 14-15 лет, учащимися средней общеобразовательной школы.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Крэйг, Г. Психология развития. — СПб., 2000. — С. 533-537.
2. Абрамова, Г.С. Возрастная психология: учеб. пособие для студ. вузов / Г.С. Абрамова. — 3-е изд., испр.
- М.: Изд. центр «Академия», 2011.- 672 с.
3. Божович, Л.И. Избранные психологические труды. Проблемы формирования личности/ под ред. Д.И. Фельдштейна. — М.: Междунар. пед. акад., 2010. - 212 с.
4. Кон, И.С. В поисках себя: личность и самосознание/ И.С. Кон. - М., 2009. - 335 с.
5. Кон, И.С. Психология юношеского возраста/ И.С. Кон. - М:. Просвещение, 2009. - 175 с.
6. Обухова, Л.Ф. Возрастная психология: учебн. пособие /Л.Ф. Обухова. - М.: Пед. об-во России, 2014. - 448 с.
7. Газман, О.С. Ответственность школы за воспитание детей/ О.С. Газман // Педагогика. - 2003.- № 4. -С. 45.
8. Воспитание свободной, независимой, ответственной личности. В 2 т. Т.2.: Тез. докл. VII Междунар. конференции по педагогике ненасилия. - СПб., 1994. - 121 с.
9. Воспитание свободной, независимой, ответственной личности. В 2 т. Т.1: Тез. докл. VII Международной конф. по педагогике ненасилия. - СПб., 1994. - 140 с.
10. Завадская, Ж.Е. Воспитание ответственности у старшеклассников/ Ж.Е. Завадская, Л.В. Шевченко. -Мн.: Нар. света, 1999. - 152 с.
11. Соковикова, Э.Б. Формирование социальной ответственности подростков и юношества в современных условиях: метод. рекомендации / Э.Б. Соковикова // Мир психологии и психология в мире. — 1995.- №3.- С. 123131.
12. Макаренко, А.С. Собрание сочинений. В 7 т. Т.5 Проблемы школьного советского воспитания/ А.С. Макаренко - 2-е изд. - М.: Изд-во АПН, 2011. - 558 с.
13. Минкина, Н.А. Воспитание ответственностью: учеб. пособие / Н.А. Минкина. - М.: Высш. шк., 2013.
- 144 с.
14. Сидоркина, С.Л. Формирование социальное ответственности у подростков посредством социально значимой деятельности. - канд.диссертация. - 2010. - 294 с.
15. Михайлова, Н.Н. Педагогика поддержки: учебно.- метод, пособие / Н.Н. Михайлова, С.М. Юсфин. -
243
М.: МИРОС, 2001. - 208 с.
16. Машарова, Т.В. Учебная деятельность как фактор социального самоопределения подростка: монография / Т.В. Машарова. - Киров, 2001.-215 с.
17. Пашкевич, В.В. Нравственное самоопределение личности: психолого-педагогический аспект и сущность процесса // Вестник КГУ им.А.Н.Некрасова. - 2010. -Т.16. - С.29-32
18. Винокуров, Н.В. Формирование ответственности у подростков как целевая функция деятельнсоти классного руководителя. - канд.диссертация. - 2004. - 186 с.
19. Потемкин, В.К. Управление персоналом: Учебник для вузов. - СПБ.: Питер, 2010. - 432 с.
20. Рожков, М.И. Развитие самоуправления в детских коллективах: учебно - метод, пособие / М.И. Рожков. -М.: Гуманит изд. Центр ВЛАДОС, 2004.-160с.