I ¡П
И.А. КРИВОНОСОВ
кя
Иван Алексеевич КРИВОНОСОВ — старший преподаватель кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью.
В 2006 г. окончил СПбГУ по специальности «Связи с общественностью». Имеет степень магистра журналистики.
Автор 3 публикаций.
Область научной специализации — PR, реклама, социология.
^ ^ ^
ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ*
Великий мыслитель современности Х. Ортега-и-Гассет одну из частей своего известного труда об университетах озаглавил следующим образом: «Чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет. Профессия. Наука» [7, с. 45]. Казалось бы, предложена лапидарная, но емкая формула существования любого университета, а ведь известно, что первые университеты появились в Европе еще в XII в. Не только философы, но и представители других отраслей социогуманитарного знания проявляют неослабевающий интерес к теме «идеи университета», его роли в современном обществе. Это вполне объяснимо: сегодня университет должен реально отражать ту идею, которая заложена этимологически в его названии, — идею универсума, или представление об упорядоченности мира. Однако если для философа универсум — это некая «упорядоченность мира», то с точки зрения социологии универсум (с достаточной долей дискуссионности) можно трактовать как упорядоченность отдельного сегмента социума и тех представителей общественности в самом широком ее понимании, с которыми данный сегмент социума (в нашем случае — университет, а точнее, универсанты) вступает в социальный контакт.
В начале XXI в. перемены в сфере высшего образования, необходимость актуального реагирования на динамику рынка труда ставят вуз перед необходимостью гибкого управления современной концепцией университета, стратегически обусловленного позиционирования, открытого диалога с общественностью и понимания того, что сфера образования, несмотря на ее коммерциализацию, является, в первую очередь, сферой созидания «человеческого ресурса».
Общество оценивает высшее учебное заведение через призму своего прошлого, сегодняшнего опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов. Практически вся информация (вербальная, знаковая, символическая), которую вуз посылает во внешнюю среду, в той или иной степени является имиджевой.
Следует отметить, что проблематика, связанная с идеей университета, уже была предметом исследования ряда ученых, таких как М. Вебер, М.А. Гусаковский, Е.В. Строгецкая, М. Хиту, В.Е. Генин и многие другие [2; 3; 9; 11]. В современной науке существует и корпус исследований корпоративной культуры вуза (с точки зрения различных дисциплин), вопросов современного образования и его управления (работы А. Беляева, Л.Н. Когана, Г.И. Мальцевой, В.Я. Нечаева, А.А. Селищева, В.Н. Турченко, С.А. Шароновой и др. [1; 4; 5; 6; 8; 10; 12]). Тем не менее в научном континууме сегодня мы не найдем исследований, посвященных научному обоснованию стратегического развития вуза и формирования полноценных программ комплексного, в том числе и имиджевого, развития высшего учебного заведения.
В целях поддержки позитивного общественного мнения и в целом положительного имиджа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), дальнейшей популяризации его как учебного, научного и культурного центра, обеспечения постоянной достоверной, полной и своевре-
ГРНТИ 04.15.41 © И.А. Кривоносов, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.
менной информации о деятельности Университета в перспективе необходимо создание и дальнейшая реализация программы «Формирование благоприятного имиджа СПбГУЭФ».
Основной целью программы является формирование позитивного общественного мнения и в целом поддержка положительного имиджа СПбГУЭФ, что подразумевает: популяризацию СПбГУЭФ как учебного, научного и культурного центра; первого российского экономического вуза, обеспечение достоверной, полной и своевременной информации о деятельности СПбГУЭФ; расширение единого информационного пространства для решения образовательных, научных, социально-экономических задач вуза.
В данной работе предпринята попытка научного подхода к формированию целостной программы «Формирование благоприятного имиджа вуза» (на примере СПбГУЭФ). Для выработки данной программы было проведено исследование, направленное, прежде всего, на диагностику имиджевых характеристик Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов среди общественности Санкт-Петербурга. На основе специально разработанной анкеты для представителей различных социально-статусных групп предлагалось по пятибалльной системе оценить различные стороны деятельности СПбГУЭФ, а также дать психологическую оценку презентации Университета в общественном мнении. Параметры оценок размещались в диапазоне «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». На основе оценок высчитывался средний балл, который являлся коэффициентом.
Всего на основе репрезентативной выборки было опрошено 845 человек. В выборку вошли представители внутренней общественности (преподаватели, студенты и сотрудники Университета) — всего 525 человек и представители внешней общественности — всего 320 человек. Из них: представителей организаций города, взаимодействующих с Университетом, — 65 человек, студентов конкурирующих вузов — 115 человек, абитуриентов и их родителей — 140 человек.
Реализация программы направлена на выполнение стратегической цели, которая может служить миссией Университета: «Позиционирование Университета на российском рынке образовательных услуг как ведущего российского экономического вуза в области образовательной, научной и инновационной деятельности и повышения на этой основе его конкурентоспособности». Ожидаемые конечные результаты реализации программы — это повышение общественного престижа СПбГУЭФ, а именно: поддержка репутации устойчивого вуза, ориентированного на подготовку успешных в профессиональном и социальном плане специалистов; поддержка позитивного имиджа профессорско-преподавательского состава Университета и ректора; сохранение традиций вуза и преемственности поколений.
Реализации программы может проходить по следующим направлениям:
— развитие имиджевой деятельности предполагается в рамках основных направлений программы:
— профориентационная деятельность: активное и интенсивное формирование рынка интеллектуального труда и образовательных услуг за счет рекламы научно-образовательного потенциала Университета, карьеры выдающихся выпускников, распространения информации о подготовке в Университете специалистов-профессионалов нового поколения, программах переподготовки и повышения квалификации, дополнительных образовательных услугах;
— представление интересов СПбГУЭФ на встречах, семинарах, презентациях;
— музейно-выставочная деятельность;
— экономические, политические и социальные проекты вуза, не связанные с академической деятельностью (выборные кампании, презентации, проведение на базе СПбГУЭФ встреч, слетов, семинаров других организаций);
— организация и проведение презентаций, пресс-конференций и специальных PR-акций в связи со знаменательными событиями и датами университетской жизни, оказание информационной и рекламной поддержки студенческих мероприятий.
Одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа образовательного учреждения состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Здесь можно выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности организации, и в их рамках — набор методов, приемов и технологий.
К первой группе способов относятся предоставление образовательных услуг, участие в специализированных выставках, ярмарках образования, ярмарках учебных мест, организация семинаров, конференций для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся, студентов, слушателей учебных заведений и т. д.; проведение PR-мероприятий — организация дней открытых дверей, презентаций, работа с профориентирую-щими организациями, городскими и районными органами управления образованием, общественными организациями — ассоциациями, союзами, фондами, популяризация деятельности учебного заведения через СМИ и др.; рекламирование — использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательного учреждения (рекламные листовки, буклеты, бюллетени, сувенирная продукция, радио, телевидение, Интернет, наружная реклама и др.).
Из возможных организационно-экономических способов поддержания благоприятного имиджа образовательного учреждения можно назвать три наиболее важных, а именно: создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование; определение структуры менеджмента имиджа учебного заведения и системы ее функционирования, включающее создание специализированных служб и распределение ответственности за обеспечение имиджа между всеми службами учебного заведения; формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа учебного заведения.
Деятельность по созданию благоприятного имиджа университета должна носить постоянный целенаправленный характер, и в этом плане современному вузу необходимо иметь свою определенную программу.
ЛИТЕРАТУРА
1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практие // Высшее образование в России. 2007. № 10.
2. ВеберМ. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.
3. Гусаковский М.А. Университет как центр культуропорождающего образования // Образование в современной культуре. Альманах. 2001. № 1.
4. Коган Л.Н. Образование как общественная потребность // Проблема социологического изучения потребности в образовании. М., 1981.
5. МальцеваГ.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2 (35).
6. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11.
7. Оретга-и-ГассетХ. Миссия университета. Минск, 2005.
8. СелищевА.А. Корпоративная культура вуза: проблемы формирования // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005. № 3 (55).
9. Строгецкая Е.В. Методология анализа ценностных ориентаций университетского сообщества // Библиосфера. 2007. Т. 3.
10. ТурченкоВ.Н. НТР и проблемы образования // Вопросы философии. 1983. №2. С. 18-23.
11. Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект // Социологические исследования. 2003. № 8.
12. Шаронова С.А. Методология социологии и функции образования // Философские науки. 2001. № 1.
С.С. ЛАПЫРЬ
Станислав Сергеевич ЛАПЫРЬ — аспирант кафедры систем технологий и товароведения СПбГУЭФ.
В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.
Автор 5 публикаций.
Область научной специализации — сфера услуг.
^ ^ ^
ПРИОРИТЕТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ*
Одним из главных приоритетов современной государственной политики является формирование условий для проведения всесторонней модернизации экономики России. Одним из таких условий выступает модернизация инфраструктуры национальной экономики. Потребность в ней обусловлена спецификой переходного периода отечественной экономики, который характеризуется наличием нарушений цикла воспроизводства в реальном секторе экономики. Причиной этих нарушений служит отсутствие нормальных условий для выполнения
ГРНТИ 06.71.51 © С.С. Лапырь, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.