Научная статья на тему 'Программа формирования благоприятного имиджа вуза как инструмент социального управления'

Программа формирования благоприятного имиджа вуза как инструмент социального управления Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
276
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / СОЦИОЛОГИЯ / ИМИДЖ / HIGHER EDUCATION / SOCIOLOGY / IMAGE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кривоносов Иван Алексеевич

В статье анализируется деятельность университета по созданию своего благоприятного имиджа. Для этого университета такая деятельность должна быть целенаправленной. На основании социологического опроса автор дает основные параметры программы по формированию благоприятного имиджа вуза

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Program for building a positive image of the university as an instrument of social control

The article examines the activities of the university to create a favorable image. For the university, such activity should be focused. Based on the sociological poll the author gives the key aspects of program for promoting university's positive image.

Текст научной работы на тему «Программа формирования благоприятного имиджа вуза как инструмент социального управления»

I ¡П

И.А. КРИВОНОСОВ

кя

Иван Алексеевич КРИВОНОСОВ — старший преподаватель кафедры коммуникационных технологий и связей с общественностью.

В 2006 г. окончил СПбГУ по специальности «Связи с общественностью». Имеет степень магистра журналистики.

Автор 3 публикаций.

Область научной специализации — PR, реклама, социология.

^ ^ ^

ПРОГРАММА ФОРМИРОВАНИЯ БЛАГОПРИЯТНОГО ИМИДЖА ВУЗА КАК ИНСТРУМЕНТ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ*

Великий мыслитель современности Х. Ортега-и-Гассет одну из частей своего известного труда об университетах озаглавил следующим образом: «Чем современный университет должен быть в первую очередь. Университет. Профессия. Наука» [7, с. 45]. Казалось бы, предложена лапидарная, но емкая формула существования любого университета, а ведь известно, что первые университеты появились в Европе еще в XII в. Не только философы, но и представители других отраслей социогуманитарного знания проявляют неослабевающий интерес к теме «идеи университета», его роли в современном обществе. Это вполне объяснимо: сегодня университет должен реально отражать ту идею, которая заложена этимологически в его названии, — идею универсума, или представление об упорядоченности мира. Однако если для философа универсум — это некая «упорядоченность мира», то с точки зрения социологии универсум (с достаточной долей дискуссионности) можно трактовать как упорядоченность отдельного сегмента социума и тех представителей общественности в самом широком ее понимании, с которыми данный сегмент социума (в нашем случае — университет, а точнее, универсанты) вступает в социальный контакт.

В начале XXI в. перемены в сфере высшего образования, необходимость актуального реагирования на динамику рынка труда ставят вуз перед необходимостью гибкого управления современной концепцией университета, стратегически обусловленного позиционирования, открытого диалога с общественностью и понимания того, что сфера образования, несмотря на ее коммерциализацию, является, в первую очередь, сферой созидания «человеческого ресурса».

Общество оценивает высшее учебное заведение через призму своего прошлого, сегодняшнего опыта, ценностных ориентаций, общепринятых норм и моральных принципов. Практически вся информация (вербальная, знаковая, символическая), которую вуз посылает во внешнюю среду, в той или иной степени является имиджевой.

Следует отметить, что проблематика, связанная с идеей университета, уже была предметом исследования ряда ученых, таких как М. Вебер, М.А. Гусаковский, Е.В. Строгецкая, М. Хиту, В.Е. Генин и многие другие [2; 3; 9; 11]. В современной науке существует и корпус исследований корпоративной культуры вуза (с точки зрения различных дисциплин), вопросов современного образования и его управления (работы А. Беляева, Л.Н. Когана, Г.И. Мальцевой, В.Я. Нечаева, А.А. Селищева, В.Н. Турченко, С.А. Шароновой и др. [1; 4; 5; 6; 8; 10; 12]). Тем не менее в научном континууме сегодня мы не найдем исследований, посвященных научному обоснованию стратегического развития вуза и формирования полноценных программ комплексного, в том числе и имиджевого, развития высшего учебного заведения.

В целях поддержки позитивного общественного мнения и в целом положительного имиджа Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов (СПбГУЭФ), дальнейшей популяризации его как учебного, научного и культурного центра, обеспечения постоянной достоверной, полной и своевре-

ГРНТИ 04.15.41 © И.А. Кривоносов, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. А.Е. Карлика.

менной информации о деятельности Университета в перспективе необходимо создание и дальнейшая реализация программы «Формирование благоприятного имиджа СПбГУЭФ».

Основной целью программы является формирование позитивного общественного мнения и в целом поддержка положительного имиджа СПбГУЭФ, что подразумевает: популяризацию СПбГУЭФ как учебного, научного и культурного центра; первого российского экономического вуза, обеспечение достоверной, полной и своевременной информации о деятельности СПбГУЭФ; расширение единого информационного пространства для решения образовательных, научных, социально-экономических задач вуза.

В данной работе предпринята попытка научного подхода к формированию целостной программы «Формирование благоприятного имиджа вуза» (на примере СПбГУЭФ). Для выработки данной программы было проведено исследование, направленное, прежде всего, на диагностику имиджевых характеристик Санкт-Петербургского государственного университета экономики и финансов среди общественности Санкт-Петербурга. На основе специально разработанной анкеты для представителей различных социально-статусных групп предлагалось по пятибалльной системе оценить различные стороны деятельности СПбГУЭФ, а также дать психологическую оценку презентации Университета в общественном мнении. Параметры оценок размещались в диапазоне «удовлетворительно», «хорошо», «отлично». На основе оценок высчитывался средний балл, который являлся коэффициентом.

Всего на основе репрезентативной выборки было опрошено 845 человек. В выборку вошли представители внутренней общественности (преподаватели, студенты и сотрудники Университета) — всего 525 человек и представители внешней общественности — всего 320 человек. Из них: представителей организаций города, взаимодействующих с Университетом, — 65 человек, студентов конкурирующих вузов — 115 человек, абитуриентов и их родителей — 140 человек.

Реализация программы направлена на выполнение стратегической цели, которая может служить миссией Университета: «Позиционирование Университета на российском рынке образовательных услуг как ведущего российского экономического вуза в области образовательной, научной и инновационной деятельности и повышения на этой основе его конкурентоспособности». Ожидаемые конечные результаты реализации программы — это повышение общественного престижа СПбГУЭФ, а именно: поддержка репутации устойчивого вуза, ориентированного на подготовку успешных в профессиональном и социальном плане специалистов; поддержка позитивного имиджа профессорско-преподавательского состава Университета и ректора; сохранение традиций вуза и преемственности поколений.

Реализации программы может проходить по следующим направлениям:

— развитие имиджевой деятельности предполагается в рамках основных направлений программы:

— профориентационная деятельность: активное и интенсивное формирование рынка интеллектуального труда и образовательных услуг за счет рекламы научно-образовательного потенциала Университета, карьеры выдающихся выпускников, распространения информации о подготовке в Университете специалистов-профессионалов нового поколения, программах переподготовки и повышения квалификации, дополнительных образовательных услугах;

— представление интересов СПбГУЭФ на встречах, семинарах, презентациях;

— музейно-выставочная деятельность;

— экономические, политические и социальные проекты вуза, не связанные с академической деятельностью (выборные кампании, презентации, проведение на базе СПбГУЭФ встреч, слетов, семинаров других организаций);

— организация и проведение презентаций, пресс-конференций и специальных PR-акций в связи со знаменательными событиями и датами университетской жизни, оказание информационной и рекламной поддержки студенческих мероприятий.

Одна из самых сложных задач в работе по формированию имиджа образовательного учреждения состоит в создании системы обеспечения реализации составляющих имиджа. Здесь можно выделить две основные группы способов, предполагающие определение основных направлений деятельности организации, и в их рамках — набор методов, приемов и технологий.

К первой группе способов относятся предоставление образовательных услуг, участие в специализированных выставках, ярмарках образования, ярмарках учебных мест, организация семинаров, конференций для аудиторий, в которых заинтересовано учебное заведение, курирование воспитательных и образовательных учреждений, осуществляющих воспитание и обучение будущих учащихся, студентов, слушателей учебных заведений и т. д.; проведение PR-мероприятий — организация дней открытых дверей, презентаций, работа с профориентирую-щими организациями, городскими и районными органами управления образованием, общественными организациями — ассоциациями, союзами, фондами, популяризация деятельности учебного заведения через СМИ и др.; рекламирование — использование разного рода рекламных средств для актуализации желаемого имиджа образовательного учреждения (рекламные листовки, буклеты, бюллетени, сувенирная продукция, радио, телевидение, Интернет, наружная реклама и др.).

Из возможных организационно-экономических способов поддержания благоприятного имиджа образовательного учреждения можно назвать три наиболее важных, а именно: создание фонда развития имиджа, предполагающего бюджетное и внебюджетное финансирование; определение структуры менеджмента имиджа учебного заведения и системы ее функционирования, включающее создание специализированных служб и распределение ответственности за обеспечение имиджа между всеми службами учебного заведения; формирование системы стимулов создания благоприятного имиджа, предполагающей разработку психологических, социальных и экономических механизмов стимулирования заинтересованности членов коллектива в формировании благоприятного имиджа учебного заведения.

Деятельность по созданию благоприятного имиджа университета должна носить постоянный целенаправленный характер, и в этом плане современному вузу необходимо иметь свою определенную программу.

ЛИТЕРАТУРА

1. Беляев А. Корпоративная культура университета: от теории к практие // Высшее образование в России. 2007. № 10.

2. ВеберМ. Основные понятия стратификации // Социологические исследования. 1994. № 5.

3. Гусаковский М.А. Университет как центр культуропорождающего образования // Образование в современной культуре. Альманах. 2001. № 1.

4. Коган Л.Н. Образование как общественная потребность // Проблема социологического изучения потребности в образовании. М., 1981.

5. МальцеваГ.И. Университетская корпоративная культура // Университетское управление: практика и анализ. 2005. № 2 (35).

6. Нечаев В.Я. Новые подходы в социологии образования // Социологические исследования. 1999. № 11.

7. Оретга-и-ГассетХ. Миссия университета. Минск, 2005.

8. СелищевА.А. Корпоративная культура вуза: проблемы формирования // Вестник УГТУ-УПИ. Екатеринбург, 2005. № 3 (55).

9. Строгецкая Е.В. Методология анализа ценностных ориентаций университетского сообщества // Библиосфера. 2007. Т. 3.

10. ТурченкоВ.Н. НТР и проблемы образования // Вопросы философии. 1983. №2. С. 18-23.

11. Хиту М., Генин В.Е. Инновационная образовательная деятельность вуза: модель и субъект // Социологические исследования. 2003. № 8.

12. Шаронова С.А. Методология социологии и функции образования // Философские науки. 2001. № 1.

С.С. ЛАПЫРЬ

Станислав Сергеевич ЛАПЫРЬ — аспирант кафедры систем технологий и товароведения СПбГУЭФ.

В 2007 г. окончил СПбГУЭФ.

Автор 5 публикаций.

Область научной специализации — сфера услуг.

^ ^ ^

ПРИОРИТЕТЫ И ОРГАНИЗАЦИОННО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ МЕХАНИЗМЫ МОДЕРНИЗАЦИИ СФЕРЫ УСЛУГ*

Одним из главных приоритетов современной государственной политики является формирование условий для проведения всесторонней модернизации экономики России. Одним из таких условий выступает модернизация инфраструктуры национальной экономики. Потребность в ней обусловлена спецификой переходного периода отечественной экономики, который характеризуется наличием нарушений цикла воспроизводства в реальном секторе экономики. Причиной этих нарушений служит отсутствие нормальных условий для выполнения

ГРНТИ 06.71.51 © С.С. Лапырь, 2011 Публикуется по рекомендации д-ра экон. наук, проф. С.А. Уварова.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.