Учебные программы
Программа дополнительного образования учащихся
«Медиа» *
А. И. Воронин
* Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» (базовый вариант, 34 часа в год). Для учащихся 5-7 классов (10-13 лет) общеобразовательной школы и гимназии.
Автор-составитель: Воронин Александр Иванович. Программа утверждена директором Государственного общеобразовательного учреждения «Средняя общеобразовательная школа № 156 с углубленным изучением информатики» (Санкт-Петербург) А.Е.Белик 29.01.2008 года.
Пояснительная записка
Программа дополнительного образования учащихся «Медиа» имеет социально-педагогическую направленность. Актуальность программы обусловлена тем, что проблема подготовки подрастающего поколения к жизни в эпоху информационного «взрыва», информационных технологий, возрастания роли информации как экономической категории не актуализируется в контексте школьного образования. Выпускник школы оказывается не готовым анализировать и выявлять манипулятивные воздействия медиа, ориентироваться в информационном потоке современного общества [Masterman, 1997], интегрироваться и творчески самореализоваться в мировом информационном пространстве.
Цели программы в общем виде формулируются следующим образом:
• обучение восприятию и переработке информации, передаваемой по каналам СМИ (в широком толковании) ;
• развитие критического мышления, умений понимать скрытый смысл того или иного сообщения, противостоять манипулированию сознанием индивида со стороны СМИ;
• включение внешкольной информации в контекст общего базового образования, в систему формируемых в предметных областях знаний и умений;
• формирование умений находить, готовить, передавать и принимать информацию в том числе, с использованием различных медиаресурсов. Отличительная особенность программы - использование в качестве
основной - технологии развития критического мышления для формирования критической автономии личности, являющейся одним из ключевых признаков медиаграмотности, развитие умения ответственно, творчески и критически адаптироваться в информационном обществе, обучение различным формам творческого самовыражения при помощи современных медиаресурсов.
В реализации данной программы участвуют учащиеся в возрасте 10-13 лет. Самостоятельный учебно-развивающий специализированный курс
«Медиа» имеет нормативный срок реализации - 1 учебный год, общий объем -34 часа, режим занятий - 1 раз в неделю, продолжительность занятия - 40-45 минут. Форма занятий - групповая (10 -15 человек в группе). Специализированный курс может изучаться как учебный предмет в 5-7 классах общеобразовательных школ и лицеев.
Содержание программы разработано по результатам контент-анализа определений медиаграмотности, представленных в разработках ведущего специалиста России в области медиаобразования президента Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России (www.edu.of.ru/mediaeducation), доктора педагогических наук, профессора А.В.Федорова, в материалах МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех» (www.ifap.ru):
«Медиаграмотность (media literacy) - Знания, навыки и умения, необходимые для понимания всех средств (массовой) коммуникации и форматов, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний (например, печатные газеты и журналы, радио и телевидение, кабельные средства передачи информации, CD, DVD, мобильные телефоны, текстовые форматы PDF, формат JPEG для фотографий и графических изображений). Является результатом процесса медиаобразования (media education) личности».
Использовалась также собственная авторская программа «Петербургский абитуриент», утверждённая Экспертным советом КО Администрации Санкт-Петербурга (протокол №8 от 18.05.1999 года).
Новизна программы состоит в постоянном обновлении содержания отдельных занятий по мере развития основных медиа и координации теоретических занятий с практическим освоением прикладных программных средств в процессе получения конкретного продукта - социально значимого медиатекста и публичном его предъявлении с использованием медиаресурсов и мультимедийных технологий.
В процессе теоретического обучения учащиеся знакомятся с особенностями традиционных и новых медиа, ключевыми понятиями медиаобразования, экономикой и историей средств массовой информации. Большое значение в процессе обучения придаётся профориентации: учащиеся знакомятся с основными профессиями в одной из наиболее динамично развивающихся сфер - сфере медиа.
Ведущими разделами теоретического обучения являются «Кино и телевидение», «Интернет» и «Мобильная связь».
Изучение предлагаемых в программе тем имеет большое воспитательное значение, т.к. способствует развитию критического мышления и критической автономии личности в условиях перехода от «информационного общества» к «обществу знаний», избытка некачественной информации; подготавливает новое поколение к жизни в современных информационных условиях, к восприятию различной информации, пониманию её и осознанию последствий ее воздействия на психику на гуманистической основе.
Обучение по программе содействует формированию коммуникативной и медиакомпетентности, умению сотрудничать, работать в группе. В процессе обучения создаются условия для формирования навыков самопрезентации и работы над групповыми и индивидуальными проектами.
С целью повышения эффективности занятий, воспитания интереса к профессиональной деятельности в сфере медиа учащиеся привлекаются к творческим разработкам и проектной деятельности. Ключевым разделом, обеспечивающим поддержку творческих разработок, является раздел «Анимация».
Перечень знаний и умений, формируемых у учащихся в процессе обучения по курсу:
Учащийся должен знать: традиционные и новые виды медиа, их экономику, преимущества и недостатки; ключевые понятия и жанры медиа; способы и последствия воздействия медиа на личность и общество; форматы, в которых осуществляется создание, хранение, передача и представление данных, информации и знаний.
Учащийся должен уметь: отбирать и использовать медиатексты; критически анализировать и обсуждать медиатексты; выбирать формат создания медиатекста, отвечающий поставленным целям и задачам; создавать, сохранять и представлять медиатексты в различных форматах.
Содержание программы
Введение. Что такое «медиаобразование» и «медиаграмотность». Диагностика уровня медиаграмотности. Начальные сведения об информационном пространстве, «информационном обществе» и «обществе знаний», роли и влиянии медиа. Виды и ключевые понятия медиа. Об экономике медиа индустрии.
Формы занятий: лекция, дискуссия, тестирование
Методическое обеспечение: Зазнобина Л. С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М., 2005.
Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог: Изд-во Кучма, 2005.
Раздел 1. Начальные сведения об истории и современном состоянии медиа. Традиционные и новые медиа. История и современное состояние традиционных медиа: история прессы (на примере газеты), кино и телевидения, анимации. История и современное состояние новых медиа: Интернет и мобильная связь.
Формы занятий: лекция, дискуссия
Методическое обеспечение:
Паркинсон Д. Кино (в серии "Оксфордская библиотека"). М., 1996. Богданов-Катьков Н., Орлов А. Интернет. СПб, 2003.
Раздел 2. Краткие характеристики основных профессий в сфере медиа. Кто работает в медиа: профессии в печатных медиа. Профессии в кино и на телевидении. Профессии в Интернете и мобильной связи.
Формы занятий: лекция, дискуссия, онлайновое тестирование Методическое обеспечение:
Онштенк, Дж. Предпринимательство и профессионально-техническое обучение. European Educational Research Journal. 2003. Vol. 2. №. 1 [www document] www.etf.eu.int,www.ifap.ru Раздел 3. Кино и телевидение. Основные жанры кино и телефильмов. Название, псевдоним и тема. Сюжет и сценарий: общие сведения, особенности. Сюжетные компоненты. Режиссёрский сценарий. Понятия «сцена» и «кадр». Виды кадров. Сведения о психологии формы. Сведения о психологии цвета. Сведения о психологии звука.
Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение: Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики России http://edu.of.ru/mediaeducation.
Раздел 4. Анимация. Отличительные особенности анимации. Возможности интеграции игрового кино и анимации. Сюжетные компоненты режиссёрского сценария: пролог, завязка, фабула, развязка, эпилог. Реклама фильма.
Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:
Каранович А.Г. Мои друзья куклы. М., 1971. Мудрость вымысла. М., 1980. Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980. Сотворение фильма. М., 1990.
Раздел 5. Интернет Основные понятия и сведения: провайдер, хостинг и т.д. Электронная почта. Поиск и покупки в Интернет Общение в Интернете: чат, форум, язык Интернет-сообщества («учите олбанский»), онлайновая журналистика. Безопасность и этика поведения в информационном пространстве и обществе.
Формы занятий: лекция, практикум Методическое обеспечение: Хесус Лау. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Науч. ред. перевода А.В.Федоров. Перевод с анг. Т.Сорокиной. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006. ( www.ifap.ru ). Рассохин Д., Лебедев А. Интернет для «чайников». М, 2006.
Рассохин Д., Лебедев А. World Wide Web - Информационная паутина в сети Интернет. МГУ, 2002
Раздел 6. Мобильная связь. Начальные исторические сведения. Виды мобильной связи. Стандарты и сервисы. Перспективы развития. Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:
Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики http://edu.of.ru/mediaeducation
Маляревский А., Олевская Н. Ваш мобильный телефон. М.: Питер, 2004.
Закиров З.Г., Надеев А.Ф., Файзуллин Р.Р. Сотовая связь стандарта GSM. Современное
состояние, переход к сетям третьего поколения. М.: Эко-Трендз, 2004.
Попов В.И. Основы сотовой связи стандарта GSM. М.: Эко-Трендз, 2005.
Раздел 7. Печатные медиа Основные информационные, аналитические и художественные жанры в прессе. Как писать заметку.
Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение:
Усов Ю.Н. Медиаобразование в школе: Модель, разработанная сотрудниками исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии образования//Проблемы художественно эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997. Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.
Раздел 8. Критическая автономия личности в информационном обществе. Как развить критическое мышление. Критический анализ медиатекста. Формы занятий: лекция, творческие работы Методическое обеспечение: Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007.
Ожидаемые результаты
№ п.п. Тема урока
1 Вводное занятие. Ознакомление с программой. Организация освоения программы. Стандарт медиаобразования.
2 Диагностика уровня медиаграмотности
3 Начальные сведения об информационном пространстве и обществе, медиа и медиатексте.
4 Виды медиа. Особенности, достоинства и недостатки видов медиа.
5 Ключевые понятия медиаобразования: «агентства медиа», «категории медиа», «технологии медиа», «язык медиа», «репрезентации медиа» и «аудитория медиа» и др.
6 Экономика медиа: структура доходов и т.п.
Раздел 1. Начальные сведения об истории медиа
7 Об истории кино
8 Об истории анимации
9 Об истории печатных СМИ (газета)
10 Об истории Интернета
Раздел 2. Основные профессии в сфере медиа
11 Кто работает в медиа: профессии в печатных медиа.
12 Кто работает в медиа: профессии в кино и на телевидении.
13 Кто работает в медиа: профессии в Интернете и мобильной связи.
Раздел 3. Кино и телевидение
14 Основные жанры кино и телефильмов.
15 Название, псевдоним и тема.
16 Сюжет и сценарий: общие сведения, особенности
17 Сюжетные компоненты
18 Режиссёрский сценарий. Понятия «сцена» и «кадр». Виды кадров.
19 Сведения о психологии формы
20 Сведения о психологии цвета
21 Сведения о психологии звука
Раздел 4. Анимация
22 Разработка режиссёрского сценария анимационного фильма: пролог, завязка,
фабула
23 Разработка режиссёрского сценария анимационного фильма: фабула, развязка, эпилог, рекламный постер
Раздел 5. Интернет
24 Основные понятия и сведения: провайдер, хостинг и т.д.
25 Электронная почта. Поиск и покупки в Интернет
26 Общение в Интернете: чат, форум, онлайновая журналистика
27 Безопасность и этика поведения в информационном пространстве и обществе
Раздел 6. Мобильная связь
28 Общие сведения: мобильная связь и мобильные устройства ( медиаплеер, 1Род , ноутбук, коммуникатор, мобильный телефон, карманный переводчик...)
29 Основные потребительские характеристики мобильных устройств, услуги операторов и т.п.
Раздел 7. Печатные медиа
30 Основные информационные, аналитические и художественные жанры в прессе
31 Как писать заметку.
Раздел 8. Критический анализ медиатекстов
32 Кинематографический медиатекст
33 Печатный медиатекст
34 Итоговое занятие: диагностика медиаграмотности
Основные информационные ресурсы и использованная литература
Богданов-Катьков Н., Орлов А. Интернет. СПб, 2003.
Зазнобина Л.С. Стандарт медиаобразования, интегрированного в гуманитарные и
естественнонаучные дисциплины начального общего и среднего общего образования. М., 1998.
Закиров З.Г., Надеев А.Ф., Файзуллин Р.Р. Сотовая связь стандарта GSM. Современное состояние,
переход к сетям третьего поколения. М..: Эко-Трендз, 2004.
Иванов-Вано И.П. Кадр за кадром. М., 1980.
Интернет для «чайников». М. 2006.,
Каранович А.Г. Мои друзья куклы. М., 1971;
Лау Х.. Руководство по информационной грамотности для образования на протяжении всей жизни / Ред. науч. перевода А.В.Федоров. Перевод с анг. Т.Сорокиной. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2006 ( www.ifap.ru ).
Маляревский А., Олевская Н. Ваш мобильный телефон. М: Питер, 2004.
Материалы Ассоциации кинообразования и медиапедагогики http://edu.of.ru/mediaeducation.
Онштенк Дж. Предпринимательство и профессионально-техническое обучение. European Educational
Research Journal. 2003. Vol. 2. №. 1 [www document] www.etf.eu.int,www.ifap.ru
Паркинсон Д. Кино (в серии "Оксфордская библиотека"). М., 1996.
Рассохин Д., Лебедев А. World Wide Web -Информационная паутина в сети Интернет. МГУ, 2002. Усов Ю.Н. Медиаобразование в школе: Модель, разработанная сотрудниками Исследовательского центра эстетического воспитания Российской Академии Образования//Проблемы художественно эстетической подготовки современного учителя. Иркутск, 1997.
Федоров А.В. Развитие медиакомпетентности и критического мышления студентов педагогического вуза. М.: Изд-во МОО ВПП ЮНЕСКО «Информация для всех», 2007. Федоров А.В., Новикова А.А. Медиаобразование в ведущих странах Запада. Таганрог. Изд-во Кучма, 2005.
Шариков А.В. Медиаобразование: Мировой и отечественный опыт. М.: Изд-во Академии педагогических наук СССР, 1990.