РШШииМ 2008 апрель
Ольга ФЕДОТОВА, «Ремедиум»
Программа ДЛО:
ТЕКУЩАЯ СИТУАЦИЯ
В середине февраля Комитет по охране здоровья Госдумы под председательством О.Г.Борзовой рассмотрел вопрос о ситуации с дополнительным лекарственным обеспечением в России. Как и предсказывалось ранее, сложностей с выполнением программы в регионах избежать не удается, но, что характерно, и организаторы программы в субъектах РФ, и сами потребители льготных лекарств через свои общественные объединения по всем проблемным вопросам все чаще обращаются не в Минздравсоцразвития РФ или Росздравнадзор, а в Госдуму, где создана специальная рабочая группа, курирующая программу.
Трехлетний опыт реализации программы ДЛО показывает, что вопрос ее финансового обеспечения всегда стоял достаточно остро. Как обстоят дела в этом отношении сейчас, после неоднократных попыток модернизации ДЛО? Как рассказала присутствующим председатель Комитета О.Г.Бор-зова, ФФОМС еще в середине января перечислил необходимые субсидии во все регионы РФ. На закупку дорогостоящих препаратов по федеральному сегменту было выделено 15,9 млрд. руб. На середину февраля 2008 г. поставлено льготных ЛС примерно на 13 млрд. руб.: на 5 с лишним млрд. руб. по региональным закупкам и на 7,6 млрд. руб. по федеральному «дорогостою». Финансирование лекарственного обеспечения определяется из расчета 417 руб. в месяц, или примерно 5000 руб. в год в среднем на одного льготника. Много или мало? Конечно, мало. Увеличить эту сумму до 423 руб. предполагается только во второй половине этого года. По сути, добавленные 6 руб. — смехотворная сумма. Как заявил заместитель губернатора Брянской области по социальной политике В.А.Семенов, по их расчетам, на обеспечение инвалидов льготными лекарствами необходимо как минимум 1000—1200 руб. на человека в месяц.
А пока что проблему дефицита средств каждый из регионов решает по-своему. Дота-
ционные и супердотационные субъекты РФ с низким уровнем доходов (примерно 15 республик и областей) пишут письма в Минздравсоцразвития, ФФОМС и Госдуму с просьбой о дополнительном финансировании программы. Субъекты побогаче привлекают средства собственных бюджетов — 890-е постановление Правительства РФ по лекарственному обеспечению вполне позволяет это делать. Однако, по данным Росздравнадзора, за время реализации программы ДЛО «привлеченные» объемы региональных бюджетов снизились в 7 раз и из года в год продолжают уменьшаться. Очевидно то, что полностью переключить на себя расходы по лекарственному обеспечению инвалидов субъекты не в силах. Между тем Минздравсоцразвития и Росздравнадзор не скрывают, что с января будущего года намерены целиком перевести ДЛО под ответственность регионов. Сейчас речь идет о дальнейшем софинансировании этой программы из средств федерального бюджета, но ни объемы средств, ни порядок их передачи в регионы пока не определены. Анализ текущей ситуации по ДЛО зам. руководителя Росздравнадзора Е.А.Тельнова начала вполне оптимистично. Всего с начала 2005 г. пациенты получили лекарства по 356 млн. рецептов на 164 млрд. руб. Это привело к тому, что выживаемость пациентов по ряду нозологий улучшилась, а смертность, соответственно, снизилась. Если раньше многие онкобольные просто-напростро погибали, то применение отпускаемых по
программе ДЛО препаратов позволяет им жить. Значительно улучшилось качество жизни пациентов с гемофилией, рассеянным склерозом и рядом других заболеваний.
Как следует из выступления Елены Алексеевны, на середину февраля 2008 г. в целом по России выписано 5 млн. и обслужено 3,3 млн. рецептов. На отсроченном обеспечении находится 182 000 рецептов. Особо отмечено, что относительный показатель находящихся на отсроченном обеспечении рецептов в целом по России по сравнению с 2007 г. сократился в 4 раза — с 12 до 4%. Однако у депутатов, регулярно получающих жалобы на перебои с лекарствами непосредственно от граждан, своя статистика. По данным Комитета по охране здоровья Госдумы, во Владимирской области лежат в аптеках не отоваренными 36% всех льготных рецептов, в Сахалинской области — 31,2%, в Брянской — 30,85%, в Чечне — 27%, в Амурской области — 23,8%. Чуть ниже процент отсроченных рецептов в Волгоградской области, Красноярском крае, Ханты-Мансийском АО, Мордовии и Туве.
Постоянный мониторинг и регулярные проверки Росздравнадзором выполнения программы выявил серьезные системные недостатки, приведшие к столь солидной дефектуре. В первую очередь, к ним относятся некорректное определение потребностей в ЛС и низкое качество составления заявок перед проведением аукционов субъектами РФ. Другая причина отсроченного обеспечения лекарствами состоит в том, что органы управления здравоохранением не имеют обратной связи с врачом и с ле-чебно-профи-
СОБЫТИЯ И КОММЕНТАРИИ
63
апрель 2008 Р£МШ1ШМ
лактическим учреждением. В результате «врач выписывает рецепт сам по себе, а заявка существует сама по себе». Еще один крупный организационный недостаток — отсутствие системы управления имеющимися товарными запасами в субъектах РФ. Многие субъекты попросту не знают, что и где у них находится: в одной аптеке имеется лекарственный препарат, а в аптеке через улицу лежит неотоваренный рецепт. И хотя Росздравнадзор уже 3 года подряд учит местные власти правильно формировать заявки и даже выпустил специальные методические рекомендации по управлению товарными запасами, следуют им лишь «единицы субъектов Федерации».
В процессе заседания зам. министра здравоохранения и социального развития В.И.Стародубов поставил перед присутствующими депутатами еще один вопрос. Речь идет о больных сахарным диабетом и онкозаболеваниями. Эти две нозологии после выведения из программы остального «дорогостоя» оказались для субъектов самыми проблемными, особенно для тех из них, где
процент выхода льготников из программы оказался высоким и принцип солидарности, изначально заложенный в программу ДЛО, пошатнулся основательно. По оценкам зам. министра, сахарный диабет в ценах и объемах 2006 г. «стоит» для России 4—4,5 млрд. руб., а вся онкологическая программа, включая лечение инновационными препаратами, — 100—120 млрд. руб. в год. Если сахарный диабет федеральные власти уже почти готовы взять на себя, включив его в перечень дорогостоящих нозологий, то онкология для федерального бюджета в настоящее время «материально неподъемная проблема», поэтому без финансового участия субъектов снова не обойтись. Между тем даже существующие ранее региональные целевые программы по сахарному диабету и онкологии после введения ДЛО «вдруг начали куда-то исчезать», и региональные власти пока что не особенно торопятся их возрождать.
В последнее время в печати все чаще проводится мысль о том, что программа ДЛО уже в скором времени прекратит
свое существование, если не будет кардинально модернизирована либо полностью обеспечена финансово. Но ни один из предложенных проектов модернизации ДЛО, кроме передачи его на откуп регионов, пока серьезно не озвучивается. Что касается возможного увеличения средств, то, по предварительной договоренности с Минфином, по итогам I квартала на пополнивших программу инвалидов для каждого субъекта будут выделены дополнительные средства. Других возможностей в настоящее время в бюджете страны не предусмотрено. Но совсем отказаться от программы власти при всем желании не смогут: миллионы больных уже основательно «подсадили на лекарства», и назад ходу нет. Но есть разумное, на взгляд многих законодателей, предложение депутата А.М.Чухраева: определить место и включить систему ДЛО, с учетом реальной потребности различных категорий населения в лекарствах, в разрабатываемую в настоящее время Концепцию развития системы здравоохранения России на период до 2020 г.
САМОКОНТРОЛЬ - ВЕДУЩИЙ ФАКТОР В ЛЕЧЕНИИ САХАРНОГО ДИАБЕТА
Согласно статистике, в России зафиксировано 2,5 млн. больных сахарным диабетом, неофициальная же цифра гораздо выше. Для успешного лечения любой болезни очень важна ранняя постановка диагноза. Для лечения сахарного диабета это важно вдвойне, т.к. существует высокий риск развития осложнений, вызванных плохим контролем сахара в крови. Врачи подчеркивают необходимость и важность ежедневного самоконтроля больных сахарным диабетом. В настоящее время пациент сам, в домашних условиях, имеет возможность измерять уровень сахара и делать это довольно часто. Если несколько лет назад дозу инсулина подбирал врач в больнице 1 раз в год, то теперь необходимую дозу инсулина в соответствии с количеством сахара в крови пациент подбирает себе сам несколько раз в день. Как он может осуществить это правильно? Нужны показатели, на которые он мог бы ориентироваться.
Больной сам не в состоянии заметить, что у него высокий или низкий уровень сахара в крови. Для определения текущего состояния служат специальные приборы — глюкометры — измерители уровня сахара. Развитие современных технологий позволило компании Bayer Diabetes Care выпустить на рынок новый, уникальный и инновационный продукт, отличающийся высокой точностью. Глюкометр Contour TS не требует специальной процедуры распознавания тест-полоски, т.н. кодирования. Технологии, заложенные в Contour TS, позволяют прибору каждый раз, когда вставляется тест-полоска, кодироваться автоматически, тем самым устраняется частый источник ошибок. Еще один позитивный фактор, благодаря которому обеспечиваются достоверные результаты измерений, заключается в улучшенной технологии. Новый глюкометр упрощает жизнь больного, помогает избежать технической погрешности, позволяя пациенту получать точные показатели, контролировать состояние болезни, шаг за шагом приближаясь к уровню жизни здорового человека. Важно, чтобы не диабет управлял больным, а больной управлял диабетом.