Научная статья на тему 'Программа Aufbau Ost и выравнивание "Восток - Запад": преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века'

Программа Aufbau Ost и выравнивание "Восток - Запад": преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
581
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФРГ / ВОСТОЧНАЯ ГЕРМАНИЯ / ЗАПАДНАЯ ГЕРМАНИЯ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ДИСПРОПОРЦИЯ / ВЫРАВНИВАНИЕ "ВОСТОК ЗАПАД" / СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / БЕЗРАБОТИЦА / УРОВЕНЬ ЖИЗНИ / GERMANY / EAST GERMANY / WEST GERMANY / REGIONAL IMBALANCE / EAST-WEST ALIGNMENT / SOCIAL POLICY / UNEMPLOYMENT / LIVING STANDARDS

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Хришкевич Т. Г.

В статье представлен анализ восстановления востока ФРГ после объединения Германии. Автор обращается к реализации программы Aufbau Ost и основным этапам социально-экономической реконструкции Восточной Германии. Особое внимание уделено коалиционным договорам политических партий в 1998-2018 гг. и отчетам федерального правительства о германском единстве. Статья анализирует содержание и общие принципы Пактов солидарности, служащих основой для процесса выравнивания старых и новых земель. Центральной задачей восстановления Восточной Германии в постобъединительный период является сокращение безработицы. Пакты солидарности охватывают широкий перечень сфер, которые должны подлежать реструктуризации в Восточной Германии (поддержка малого и среднего бизнеса, продвижение бизнес-стартапов, науки и инноваций; расширение наукоемких технологических проектов; поддержка культуры, спорта, гендерной политики, образования и научно-исследовательских университетских кластеров; повышение квалификации работников). В результате автор приходит к выводу о том, что выравнивание «Восток Запад» идет успешно в области экономического развития Восточной Германии, в частности роста ее промышленного потенциала, конкурентоспособности на международном уровне. Доля промышленности в валовом производстве в Восточной Германии выше, чем в Европейском Союзе. В то же время цель гармонизации уровня благосостояния населения в восточных федеральных землях до уровня запада ФРГ полностью не достигнута. Показатели безработицы выше, чем на западе, а уровень доходов ниже. Выравнивание «Восток Запад» и социально-экономические реформы в определенной степени способствовали тому, что Германия почти безболезненно преодолела экономический кризис 2008 года. Федеральные правительства под руководством А. Меркель продолжают совершенствовать социальную систему (совершенствование рынка труда, борьба с безработицей, проведение пенсионной реформы, реформы системы здравоохранения, политика в области семьи и пр.).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Aufbau Ost Programme and East-West alignment: overcoming the regional disproportion of the united Germany at the beginning of the XXI century

The article presents an analysis of restoration of East Germany after the The article presents an analysis of restoration of East Germany after the reunification of Germany. The author refers to the implementation of the Aufbau Ost programme and the main stages of the socio-economic reconstruction of East Germany. Particular attention is paid to coalition agreements of political parties in 1998-2018 and Federal Government Reports on German Unity. The article analyzes the content and general principles of the Solidarity Pacts, which serve as the basis for the process of alignment of old and new lands. The central objective of restoring East Germany in the post-unification period is to reduce unemployment. Solidarity Pacts cover a wide range of areas that should be restructured in East Germany (supporting small and medium-sized businesses, promoting business startups, science and innovation; expanding science-intensive technology projects; supporting culture, sports, gender policy, education and university research clusters; advanced training of employees). As a result, the author concludes that the East-West alignment is successful in the economic development of East Germany, in particular, in the growth of its industrial potential and international competitiveness. The share of industry in gross production in East Germany is higher than in the European Union. At the same time, the goal of harmonizing the level of welfare of the population in the eastern federal lands to the level of West Germany is not fully achieved. Unemployment rates are higher than in the West, and income levels are lower. The East-West alignment and socio-economic reforms to some extent contributed to the fact that Germany overcame the 2008 economic crisis almost painlessly. The federal governments under the leadership of A. Merkel continue to improve the social system (improving the labor market, combating unemployment, pension reform, health care reform, family policy, etc.).

Текст научной работы на тему «Программа Aufbau Ost и выравнивание "Восток - Запад": преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века»

УДК 94(430)

DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-46-60

Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток - Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века

Т. Г. Хришкевич

В статье представлен анализ восстановления востока ФРГ после объединения Германии. Автор обращается к реализации программы Aufbau Ost и основным этапам социально-экономической реконструкции Восточной Германии. Особое внимание уделено коалиционным договорам политических партий в 1998-2018 гг. и отчетам федерального правительства о германском единстве. Статья анализирует содержание и общие принципы Пактов солидарности, служащих основой для процесса выравнивания старых и новых земель. Центральной задачей восстановления Восточной Германии в постобъединительный период является сокращение безработицы. Пакты солидарности охватывают широкий перечень сфер, которые должны подлежать реструктуризации в Восточной Германии (поддержка малого и среднего бизнеса, продвижение бизнес-стартапов, науки и инноваций; расширение наукоемких технологических проектов; поддержка культуры, спорта, гендерной политики, образования и научно-исследовательских университетских кластеров; повышение квалификации работников). В результате автор приходит к выводу о том, что выравнивание «Восток - Запад» идет успешно в области экономического развития Восточной Германии, в частности роста ее промышленного потенциала, конкурентоспособности на международном уровне. Доля промышленности в валовом производстве в Восточной Германии выше, чем в Европейском Союзе. В то же время цель гармонизации уровня благосостояния населения в восточных федеральных землях до уровня запада ФРГ полностью не достигнута. Показатели безработицы выше, чем на западе, а уровень доходов ниже. Выравнивание «Восток - Запад» и социально-экономические реформы в определенной степени способствовали тому, что Германия почти безболезненно преодолела экономический кризис 2008 года. Федеральные правительства под руководством А. Меркель продолжают совершенствовать социальную систему (совершенствование рынка труда, борьба с безработицей, проведение пенсионной реформы, реформы системы здравоохранения, политика в области семьи и пр.).

Ключевые слова: ФРГ, Восточная Германия, Западная Германия, региональная диспропорция, выравнивание «Восток - Запад», социальная политика, безработица, уровень жизни.

© Хришкевич Т. Г., 2019

Для цитирования: Хришкевич Т.Г. Программа Aufbau Ost и выравнивание «Восток - Запад»: преодоление региональной диспропорции объединенной Германии в начале XXI века // Запад - Восток. 2019. № 12. С. 46-60. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-46-60

Объединение двух Германий в 1990 г. стало не только политическим прорывом, вернувшим государственное единство, но и закрепило разрыв между Западной и Восточной Германией, сохраняющийся до настоящего времени. В общественном и политическом дискурсе появляется понятие «Ost-West-Vergleich» - «сравнение/выравнивание Восток - Запад», нередко употребляемое в значении «выравнивание условий жизни» Восточной и Западной Германии. Термин «выравнивание» нередко употребляют в сочетании с понятием «восстановление востока», которое объединяет как цель гармонизации экономических условий жизни в восточных федеральных землях Германии с западом Федеративной Республики, так и меры экономической политики, а также усилия, предпринимаемые для достижения этой цели.

В мае 1990 года состоялось подписание Государственного договора о валютном, экономическом и социальном союзе между ФРГ и ГДР1 (Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunion zwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag), который стал основой для перенесения западных социальных норм на восток, что обусловило возникновение ряда основополагающих проблем, связанных со сменой общественного строя. Сращивание плановой и рыночной экономик, завершившееся победой последней, оформили региональную диспропорцию, которая в 1990-х гг. приобрела ярко выраженный экономический и социальный характер.

Кризис, усугубившийся к 1998 г., уходил корнями не только в результаты объединения, но и в экономическую ситуацию в ГДР в конце 1980-х годов. Износ производственных мощностей и инфраструктуры в совокупности с начавшейся приватизацией поставили земли Восточной Германии перед коллапсом. Отсутствие исторического опыта реструктуризации централизованной экономики в рыночную привело к определенным ошибкам, таким как политически мотивированное определение обменного курса между восточной маркой и немецкой маркой, а также широкое перенесение западного законодательства на восток. Экономический рост в Восточной Германии

1 Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. URL: http://www.kas.de/wf/de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

весной 1991 г. был примерно на 35 % ниже, чем годом ранее. Кризис охватил рынок труда: на новых, более современных производственных мощностях требовалось меньше новых сотрудников, число занятых сократилось, а безработица резко возросла. К этому добавилась политика в отношении заработной платы, основанная не на результатах деятельности компаний, а на сокращении персонала в полиции, армии, государственной безопасности. В 1992 году уровень безработицы в новых землях составил около 15 % , несмотря на все контрмеры на рынке труда. Если добавить к этому так называемую скрытую безработицу, около трети экономически активного населения не имела постоянной занятости. Несмотря на легкие успехи, ничего фундаментально не изменилось до 1998 г., когда безработица на востоке достигла пика 1990-х годов.

Динамика численности безработных в федеральных землях ФРГ в 1990-х гг.

[1, S. 93] /

The dynamics of the number of unemployed in the federal lands of Germany in the 1990s.

[1, S. 93]

Год / Западная Германия / Восточная Германия /

Year West Germany East Germany

1991 1 689 365 912 838

1992 1 808 310 1 170 261

1993 2 270 349 1 148 792

1994 2 555 967 1 142 090

1995 2 564 906 1 047 015

1996 2 796 243 1 168 821

1997 3 020 900 1 363 556

1998 2 904 339 1 529 095

С воссоединением Германии одной из основополагающих задач становится выравнивание жизненных стандартов в новых землях до уровня Западной Германии. Правительство принимает план восстановления под общим названием «Aufbau Ost» [2]. Под этим термином понимались в первую очередь экономические мероприятия для сближения условий жизни на западе и востоке ФРГ. Главной задачей правительства Г. Коля становится создание возможностей для самоподдерживающегося экономического роста, снижения зависимости от трансфертных платежей, сокращения растущего уровня безработицы и остановки массового исхода на запад. В 1990-х годах в основу выравнивания был положен принцип федеративной солидарности, закрепленный в Основном законе ФРГ, который гарантирует

обеспечение равных условий жизни в каждой федеральной земле. С 1991 года до настоящего времени было реализовано три этапа финансовой поддержки востока. Первым стало создание в 1990-1994 гг. Фонда Германского единства (Deutsche Einheit). В первые два года деятельности Фонда на восток было выделено в виде грантов 12,3 млрд (в пересчете на евро). В общей сложности Фонд направил транши на 82,2 млрд евро . Средства шли в частные и государственные структуры, а также финансировали меры по созданию рабочих мест.

В 1995 году начался новый этап восстановления Восточной Германии. Был принят Пакт солидарности (Solidarpakt I), который истек в 2004 году. Пакт предполагал финансирование в размере 24 млрд евро, с помощью которых новые земли могли, например, принять меры по улучшению экономической инфраструктуры. После 1995 года так называемая «восточная реконструкция» продолжалась медленными темпами. Среднегодовой рост валового внутреннего продукта в период с 1995 по 2008 гг. составил 1,6 %. Причиной ослабления роста стало, с одной стороны, начало структурной перестройки в строительной отрасли: первоначальные производственные мощности больше не использовались из-за снижения спроса, с другой стороны, с прекращением приватизационной деятельности инвестиционная активность иностранных компаний в новых землях ослабла. По этим же причинам не улучшилась ситуация с занятостью.

Значительную роль в восстановлении востока сыграли политические решения. К федеральным выборам 1998 г. стало очевидно, что предпринимаемых мер недостаточно, социально-экономический кризис принял заметный размах и игнорировать его уже нельзя. Решение социальных вопросов стало ключевым предвыборным тезисом всех политически партий. Приход к власти в 1998 г. «красно-зелёной» коалиции, сделавшей ставку на обещание обновлений, явился закономерным результатом нерешенных проблем, самой большой из которых была безработица. Коалиционные договоры 1998, 2002, 2005, 2009, 2013 и 2018 гг. стали отражением важнейших проблем единого германского государства. В каждом договоре в том или ином виде фигурировала генеральная для единства страны задача: Aufbau Ost. Не все из заявленных планов были воплощены в жизнь, но, начиная с самой широкомасштабной реформы 2005 г Agenda 2010, за четырнадцать лет были осуществлены значительные мероприятия, которые добились заметного экономического роста на востоке Германии и модернизировали социальную систему ФРГ. Например, в договоре 1998 г. «Прорыв и обновление -

1 Fonds Deutsche Einheit 1990-1994. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/ Navigation/DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Bund_Laender_Finanzausgleich_und_ Aufbau_Ost/Fonds_Deutsche_Einheit/fonds_deutsche_einheit.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

путь Германии в 21-м веке» политике «Восток - Запад» в соглашении посвящена отдельная глава о германском единстве, которая указывала на приверженность Пакту солидарности I и стремлению продолжать реконструкцию востока . Помимо непосредственно экономических аспектов реконструкции новых земель, четыре раздела из двенадцати в договоре посвящены социальным общим для всей Германии темам, но более болезненным для востока. Это борьба с безработицей, социальная защита, поддержка молодежи и женская политика. Указывая, что безработица стоит государству ежегодно 170 млрд немецких марок, коалиция принимала на себя обязательства по проведению более активной политики на рынке труда, в том числе для женщин. Однако до выборов 2002 г. существенных реформ, способствующих укреплению позиций Восточной Германии, так и не было проведено.

Коалиционное соглашение 2002 года «Обновление - справедливость -устойчивость. Для экономически сильной, социальной и экологической Германии. Для живой демократии» поставило перед правительством новые цели, существенное место среди которых по-прежнему занимала Восточная Германия. Раздел «О германском единстве» исчез, но появилась глава «Aufbau Ost», непосредственно посвященная востоку. Залогом современной экономики договор называл обновление инфраструктуры в Восточной Германии. Безработица и миграция были обозначены как главные причины восточногерманских проблем. Целью коалиции объявлялось «умножение» рабочих мест и создание равных условий жизни на востоке и западе, для чего предполагалось продлить Пакт солидарности. Глава повторяла слова о поддержке «активной политики на рынке труда», «инвестиционной и структурной политики на востоке» и использовании ее «потенциала»2.

В 2004 году Пакт солидарности I истек, а в 2005 г. он был продлен в виде Пакта солидарности II (Solidarpakt II), который действует по 2019 году3. На этом этапе новые земли получили в общей сложности 156 млрд евро. Solidarpakt II состоит из двух частей, так называемых Корзины I и Корзины II. Корзина I представляет собой специальные федеральные субсидии

1 Aufbruch und Erneuerung - Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90 / Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/ Bundesparteitag/koalitionsvertrag_bundesparteitag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

2 Erneuerung - Gerechtigkeit - Nachhaltigkeit. Für ein wirtschaftlich starkes, soziales und ökologisches Deutschland. Für eine lebendige Demokratie. S. 23. URL: http://www.fluechtlingsrat. org/download/koalitionsvereinbarung20021016.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

3 Solidarpakt II von 2005 bis 2019. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/ Navigation/DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_Laender_ Finanzbeziehungen7neuregelung_der_bund_laender_finanzbeziehungen.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

в размере 105 млрд евро. Ежегодные ассигнования выделялись с постоянным сокращением суммы. Например, в 2005-2006 гг. предусматривались транши по 10,5 млрд евро, в 2007 г - 10,4. К 2013 году сумма сокращалась до 6,5 млрд, в 2017 г - 3,6, а в 2019 - 2,1 млрд евро. Средства Корзины II должны быть направлены в следующие сферы: экономика; инновации, исследования, ЖКХ, спорт и прочее. Завершение реализации Пакта солидарности II в 2019 г не означает прекращение финансирования востока ФРГ, так как с 2020 г предполагается перестройка федеральных финансовых отношений1.

Содержание, общие принципы и конкретизацию положений Пакта солидарности II можно проанализировать по отчетам федерального правительства. В частности, центральной задачей восстановления востока они систематически называют сокращение безработицы: «Поэтому федеральное правительство продолжит инвестировать в Восточную Германию, чтобы сохранить существующие рабочие места и создать новые»2. Пакт солидарности II перечисляет широкий перечень сфер, которые должны подлежать реструктуризации. В первую очередь, это обеспечение самостоятельного развития экономики востока, с оговоркой, что земли будут самостоятельно принимать решения о том, как реализовать политику финансирования, а также определять региональные или отраслевые приоритеты. Цель Пакта состоит в том, чтобы «обострить» экономические профили новых федеральных земель, с целью усиления преимуществ в национальной и международной конкуренции.

На основе Пакта солидарности II федеральное правительство разработало политику поддержки в отношении бизнеса (например, на основе таких индикаторов, как уровень безработицы, индекс доходов, ВВП). Земли должны иметь возможность компенсировать региональные различия с помощью своих собственных инструментов и ресурсов экономической поддержки. В качестве механизмов поддержки и приоритетных целей выступали: продвижение бизнес-стартапов, способствующих росту малых и средних предприятий, повышение их устойчивости; продвижение науки и инноваций. Особое место в восстановлении востока заняло образование, в частности, поддержка научно-исследовательских университетских кластеров. При этом отчеты отмечают трудности, с которыми неизбежно столкнется реализация Пакта солидарности, в первую очередь, «в виду высокого уровня безработицы», поэтому основное внимание следует уделить переобучению

1 Solidarpakt II von 2005 bis 2019. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/ BNL/Navigation/DE/Themen/BundesstaaÜiche_SoMaritaet/Neuregelung_der_Bund_Laender_ Finanzbeziehungen/neuregelung_der_bund_laender_finanzbeziehungen.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

2 Aufbau Ost voran bringen. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/ iii-aufbau-ost-voran-bringen-461424 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

и повышению квалификации работников, что обеспечит им возможность трудоустройства. Пакт объединяет проблемы рынка труда с вопросами образования молодежи: «Необходимо привлечь восточногерманскую молодежь к работе или образованию... молодежь должна быть лучше интегрирована на рынке труда»1.

В качестве вызовов в Пакте перечислены демографические изменения, проблемы здравоохранения, состояние сельских районов. Задача федерального правительства видится в противодействии отъезду молодых людей и возвращение в их родные регионы. Кроме того, следует содействовать дальнейшему расширению центров комплексного ухода и медицинского обслуживания. Развитие сельских районов должно идти на основе более широкого энергетического и материального использовании возобновляемого сырья. В частности, предполагалось создание Немецкого исследовательского центра биомассы. Особое место в Пакте отводилось расширению транспортной инфраструктуры, с целью устранения имеющегося разрыва между старыми и новыми землями. В качестве проекта федерального значения был назван аэропорт Berlin-Brandenburg International (BBI) и его соединение с железнодорожной и автомобильной сетью. Упоминания заслужили также продвижение культуры и спорта. Например, строительство спортивных сооружений в Восточной Германии. Интересно, что Пакт указал в качестве цели также поддержку жертв диктатуры Социалистической единой партии Германии: «увеличение средств на учреждения для заключенных, введение пенсии для потерпевших или установление эффективной процедуры признания ущерба здоровью, связанного с преследованием»2.

Пакт солидарности II нашел отражение в коалиционном договоре 2005 г. «Вместе за Германию - с мужеством и человечностью». Самая большая глава соглашения посвящена теме единства и выравнивания «Восток -Запад». Тринадцать разделов главы охватили все стороны жизни новых земель: расширение инвестиций и инноваций в экономику, поддержку рынка труда и бизнеса, поощрение науки, культуры, молодежной политики и спорта, решение демографических задач, развитие сельских районов и городскую реконструкцию, ускорение дебюрократизации3.

Одним из самых важных в отношении реконструкции Восточной Германии встал вопрос о финансировании. Пакт солидарности подчеркивал,

1 Aufbau Ost voran bringen. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/ iii-aufbau-ost-voran-bringen-461424 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

2 Aufbau Ost voran bringen. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen7i ii-aufbau-ost-voran-bringen-461424 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

3 Gemeinsam für Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. S.88. URL: http:// www.cdu.de/artikel/gemeinsam-f%C3%BCr-deutschland-mit-mut-und-menschlichkeit-koalitionsvertrag-2005 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

что поддержку следует получить, в том числе, и со стороны Европейского Союза: «Федеральное правительство продолжит переговоры о финансовых рамках на 2007-2013 гг. для особых интересов новых земель... Рассматриваются новые способы софинансирования из европейских и национальных фондов; в частности, возможность полного покрытия совместного финансирования через европейские фонды» . Определенные коррективы в Пакт внес мировой финансовый кризис. В целях поддержки земель на федеральном уровне были созданы специальные фонды, которые должны были смягчить его последствия для регионов [4, S. 118].

Комплекс мер по реализации Пакта охватил такие реформы, как Agenda 2010, пенсионная, конституционная реформа 2006 и 2009 гг., реформы в области системы медицинского страхования и образования и прочие. Поскольку региональная диспропорция Восточной и Западной Германии проявилась почти во всех социально-экономических сферах, это потребовало всесторонних преобразований. Диспаритет проявился, в том числе, в миграционной ситуации, усугубленной кризисом беженцев 2014-2015 годов. Собственно на его фоне и прошли федеральные выборы 2017 года. Коалиционный договор ХДС/ХСС и СДПГ, опубликованный 7 февраля 2018 г. стал отражением всех самых острых нерешенных проблем объединенной Германии. Так же как и его предшественник в 2013 г., договор 2018 г. не содержит специальной главы о единстве, а темы регионального выравнивания проявляются в отдельных параграфах. Например, раздел «Gute Arbeit» обращается к проблеме социального обеспечения, но не акцентируя внимание на состоянии отдельных земель2.

В настоящее время меры по восстановлению Восточной Германии включают в себя широкий спектр. Например, с помощью инвестиционных грантов, процентных субсидий и налоговых льгот стимулируются частные инвестиции и предпринимательство. Заметное место занимают университетские исследовательские центры (в том числе Max Planck Gesellschaft, Blaue Liste Institutes, Fraunhofer Gesellschaft). Ускорено расширение инфраструктуры, особенно экономической, включая транспорт, телекоммуникации, промышленные парки, жилищное и городское планирование, защита окружающей среды. Социальная политика и политика на рынке труда (включая схемы создания рабочих мест, социальные планы, досрочный выход на пенсию) призваны сделать процессы адаптации (такие, как рост безработицы) социально приемлемыми.

1 Aufbau Ost voran bringen. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/ iii-aufbau-ost-voran-bringen-461424 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

2 Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. S. 50. URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2018.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

Результаты выравнивания и реализации программы Aufbau Ost можно проследить по Отчетам о германском единстве, которые отмечают как позитивные явления, так и негативные. Наиболее успешным в настоящее время видится экономическое развитие Восточной Германии, ее конкурентоспособность на международном уровне. В частности, доля промышленности в валовом производстве в Восточной Германии выше, чем в Европейском Союзе. Некоторым восточногерманским регионам, таким как Йена и Лейпциг, удалось обогнать западногерманские регионы в экономической мощи. На востоке развивается производство оптики (Эрфурт, Берлин, Бранденбург), автомобильное и железнодорожное (Хемниц, Айзенах, Берлин, Росток, Баутцен), стекло, керамика, фарфор (Иена), дерево, бумага, мебель (Висмар, Майнин-ген), машиностроение (Дрезден, Хемниц, Цвикау, Лейпциг, Берлин, Магдебург), электротехника (Франкфурт-на-Одере, Дрезден, Берлин), медицинское оборудование (Иена, Эрфурт, Лейпциг, Берлин, Росток, Котбус). Присутствует на востоке сфера ресайклинга, нанотехнологий и энергетики [3, S. 7].

В целом ВВП на душу населения в Восточной Германии в 2016 г. составил 73,2 % от Западной Германии. Сохранение малозначительности восточногерманской экономики объясняется, отсутствием крупных корпораций: ни одно восточное немецкое предприятие не зарегистрировано в индексе DAX, немногие крупные компании имеют свои штаб-квартиры в Восточной Германии. Из 15 высокотехнологических кластеров, определенных государством в качестве региональных лидеров, только два расположены на востоке. Это Cluster Cool Silicon (исследования и разработка в области энергоэффективных ИКТ) в Дрездене (Саксония) и Cluster Bio-Economy (использование непищевой биомассы в качестве энергоресурса) в Лойне (Саксония-Анхальт) [7, с. 74]. Кроме того, многие восточногерманские предприятия являются частью западногерманских корпораций и, таким образом, частично ограничены возможностями их развития.

Позитивные перемены отмечены на рынке труда. По подсчетам Федерального статистического ведомства, в 2016 г. численность работающих достигла наивысшего уровня с момента воссоединения и составила 43,6 млн человек. При этом занятость, подлежащая обязательному социальному страхованию, увеличилась больше, чем общая занятость. Среднегодовой уровень безработицы продолжает снижаться. В 2016 году в Восточной Германии она составила 8,5 %, а в Западной Германии - 5,6 %. Если разница между уровнями безработицы в Восточной и Западной Германии в начале 2000-х гг. составляла более 10 %, то в июне 2017 г. - 2,2 % . Показательным является

1 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. S.28. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2017.htm (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

сокращение числа лиц, получающих различные пособия по безработице. Так, на конец августа 2018 г. их количество составило почти 4,77 млн лиц трудоспособного возраста. Их них пособие по безработице первого типа (Arbeitslosengeld I) получало 699 тыс. человек, что на 32 тыс. меньше показателей августа 2017 года. Пособие по безработице второго типа (Arbeitslosengeld II) выплачивалось 4,14 млн человек (на 229 тыс. меньше, чем в августе 2017 г.) [8, с. 46]. В качестве стабильных позитивных перемен звучит увеличение средней заработной платы, рекордно высокий уровень социального страхования. Экономический подъем положительно сказался на жизни подавляющего большинства людей, и от этого выиграли восточногерманские регионы. Однако данные за 2017 г. указывают, что в некоторых сельских районах Западной Германии, особенно в бывших индустриальных регионах, безработица по-прежнему высока1, хотя в отдельных сельских регионах наблюдается снижение уровня безработицы вопреки федеральной тенденции. В целом по Германии показатели сельскохозяйственной активности увеличились, но региональные различия сохранились, что в основном связано со снижением числа сельских районов Восточной Германии. Это сокращение частично компенсируется ростом производительности, в результате чего только в некоторых землях сократился региональный валовой внутренний продукт. Несмотря на процесс наверстывания, производительность в восточной Германии остается ниже западного уровня [5, S. XVI].

Спустя 30 лет после объединения причины отставания востока остаются прежними. В качестве ключевых можно назвать: демографические изменения, низкую плотность поселений на востоке, структурные и финансовые слабости общин, снижение численности населения, особенно во многих сельских регионах Восточной Германии, а также увеличение доли пожилых людей. Отчеты федерального правительства дают негативные прогнозы демографической ситуации ФРГ. По оценкам статистического ведомства, количество проживающих в Германии к 2050 г. снизится до 75,1 млн человек. В настоящее время на 100 человек трудоспособного возраста треть составляют люди 65 лет и старше. Через 25 лет их станет 50 %, поэтому правительство отмечает, что пространственные различия по-прежнему будут зависеть от последствий демографических изменений, что приводит к необходимости адаптации к технологическим, экономическим и социальным переменам в целях обеспечения равенства условий жизни во всех регионах, что является главной целью государства [6, S. 32].

1 Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/ Berichte/jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

При этом демографические изменения будут отличаться в разных регионах. Решение проблем, предлагаемое в 2017 г., мало отличается от подходов начала 2000-х годов. Акцент делается на развитии экономической самостоятельности регионов, сокращении или предотвращении долгосрочной зависимости от федеральных трансфертов. Регионы больше должны поддерживать инвестиции в инфраструктуру, образование и инновации. Следует подчеркнуть инновационный потенциал Восточной Германии. Занимая по нему первое место, например по количеству зарегистрированных патентов и научных публикаций, Германия в целом отстает в его практической реализации. Одна из проблем - недостаточно развитая цифровая инфраструктура. Не решены задачи обеспечения всех домохозяйств доступом к широкополосному интернету, требует повышения качества электронное правительство, цифровое образование, сетевизация народного хозяйства [10, с. 160].

Важное место в отчетах 2010-х гг. занимает вопрос перспектив регионального экономического развития: «Задача улучшения региональной экономической структуры уже много лет является центральным инструментом региональной политики в Германии». Главным инструментом региональной политики называется Пакт солидарности II. Показательно, что почти половина федеральных фондов, зарегистрированных в Корзине II, использовалась в сегменте «инновации, образование, научные исследования и разработки». Однако в 2019 г. пакт солидарности истекает, а региональная диспропорция все еще не преодолена, что ставит вопрос о том, как должна выглядеть региональная поддержка для Восточной Германии в будущем. Признание факта, что без федеральной поддержки восток не справится со своими структурными слабостями и обеспечением равных условий жизни, стало важной частью вывода о сохранении региональной диспропорции государства.

Программа «Aufbau Ost» многое сделала для объединенной Германии. Тот факт, что ее результаты часто недооцениваются, объясняется тем, что экономические и финансовые цели часто ставились без должного анализа или учета социально-экономических и жилищных структурных условий. На первом этапе после объединения восточно-германские земли не хотели финансово отделяться друг от друга, чтобы укрепить свои позиции в переговорах по Пактам солидарности I и II. В результате они проигнорировали различия между новыми федеральными землями и рассматривали себя как единое целое, что привело к ложному стандарту: сравнивались средние экономические показатели новых и старых федеральных земель. Только в 2010 году правительство скорректировало свои ожидания, предполагая, что к 2019 г. экономическая мощность на одного жителя в новых федеральных землях будет в значительной степени приведена в соответствие

с сопоставимыми старыми федеральными землями. Однако это ожидание в настоящее время видится излишне оптимистичным.

В то же время нельзя отрицать того факта, что успехи современной Германии во многом связаны с экспортной политикой, которая позволяет не ограничиваться тесными рамками внутреннего рынка и рынка ЕС. Немецкие производители постарались переориентироваться на Китай и другие динамично развивающиеся страны. К тому же серия грамотных и своевременных мер государственной политики позволила во время кризиса активизировать в ФРГ внутренний спрос [9, с. 43].

Таким образом, реализация программы Aufbau Ost достигла в настоящее время многие поставленные задачи. Выравнивание «Восток - Запад» и социально-экономические реформы в определенной степени способствовали тому, что Германия почти безболезненно преодолела экономический кризис 2008 года. Федеральные правительства под руководством А. Меркель все еще продолжают совершенствовать социальную систему. К 2019 году преобразования включили в себя обширный спектр: совершенствование рынка труда и борьбу с безработицей, проведение пенсионной реформы, многочисленные видоизменения системы здравоохранения, политику в области семьи и многое другое. В то же время финансовое пространство для маневра восточногерманских государств становится все меньше. К этому следует добавить необходимость адаптации в результате демографических изменений в Восточной Германии, поэтому следует ожидать, что новым федеральным землям все еще придется получать поддержку после 2019 года. Тем не менее предстоящая реорганизация федеральной системы финансового выравнивания и регионального экономического развития будет больше основываться не на «кардинальных точках», а на общегерманских стандартах производительности.

Источники

1. Aufbau Ost voran bringen. URL: https://www.bundesregierung.de/breg-de/themen/iii-aufbau-ost-voran-bringen-461424 (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

2. Aufbruch und Erneuerung - Deutschlands Weg ins 21. Jahrhundert. Koalitionsvereinbarung zwischen der Sozialdemokratischen Partei Deutschlands und Bündnis 90/Die GRÜNEN Bonn, 20. Oktober 1998. URL: https://www.spd.de/fileadmin/Dokumente/Beschluesse/Bundesparteitag/ koalitionsvertrag_bundesparteitag_bonn_1998.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

3. Ein neuer Aufbruch für Europa. Eine neue Dynamik für Deutschland. Ein neuer Zusammenhalt für unser Land. Koalitionsvertrag zwischen CDU, CSU und SPD. 177 s. URL: https://www.spd.de/ fileadmin/Dokumente/Koalitionsvertrag/Koalitionsvertrag_2018.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

4. Erneuerung - Gerechtigkeit - Nachhaltigkeit. Für ein wirtschaftlich starkes, soziales und ökologisches Deutschland. Für eine lebendige Demokratie. URL: http://www.fluechtlingsrat.org/ download/koalitionsvereinbarung20021016 .pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

5. Fonds Deutsche Einheit 1990-1994. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/ Navigation/DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Bund_Laender_Finanzausgleich_und_Aufbau_Ost/ Fonds_Deutsche_Einheit/fonds_deutsche_einheit.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

6. Gemeinsam für Deutschland - mit Mut und Menschlichkeit. URL: http://www.cdu.de/artikel/ gemeinsam-f%C3%BCr-deutschland-mit-mut-und-menschlichkeit-koalitionsvertrag-2005 (Behandlungsdatum: 30.08.2017).

7. Jahresbericht der Bundesregierung zum Stand der Deutschen Einheit 2017. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/Redaktion/DE/Downloads/Publikationen/Berichte/ jahresbericht_de_2017.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

8. Solidarpakt II von 2005 bis 2019. URL: https://www.beauftragter-neue-laender.de/BNL/ Navigation/DE/Themen/Bundesstaatliche_Solidaritaet/Neuregelung_der_Bund_Laender_Finanzbeziehungen/ neuregelung_der_bund_laender_finanzbeziehungen.html (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

9. Vertrag über die Schaffung einer Währungs-, Wirtschafts- und Sozialunionzwischen der Bundesrepublik Deutschland und der Deutschen Demokratischen Republik (Staatsvertrag) vom 18. Mai 1990. URL: http://www.kas.de/wf/de/71.4517/ (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

Литература

1. Arbeitsmarkt 2015. Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg : Bundesagentur für Arbeit, 2016.

2. Aufbau Ost. URL: http://www.kas.de/wf/de/71.12828/ (Behandlungsdatum: 15.09.2019).

3. Braun G., Güra T. Die Industrie als Motor der wirtschaftlichen Entwicklung // Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas der Industrialisierung der Neuen Bundesländer. Rostock, 2013. S. 6-9.

4. Hildebrandt A. Die Finanzpolitik der Länder nach den Föderalismusreformen: Begrenzte Spielräume, fortdauernde Unterschiede // Hildebrandt А., Wolf F. (Hrsg.). Die Politik der Bundesländer. Zwischen Föderalismusreform und Schuldenbremse. Wiesbaden : Springer Fachmedien Wiesbaden, 2016. S. 115-138. DOI: 10.1007/978-3-658-08303-8_6

5. Küpper P., Peters P., Cornelius J. Entwicklung regionaler Disparitäten hinsichtlich Wirtschaftskraft, sozialer Lage sowie Daseinsvorsorge und Infrastruktur in Deutschland und seinen ländlichen Räumen // Thünen Report. № 66. URL: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/ 191811/1/1048600319.pdf (Behandlungsdatum: 15.09.2019). DOI: 10.3220/REP1547565802000

6. Maretzke S. Gleichwertige Lebensverhältnisse im Kontext demografischer Strukturund Entwicklungsindikatoren. Regional differenzierte Herausforderungen im Überblick // Gleichwertige Lebensverhältnisse im Spiegel demografischer Indikatoren. BBSR-Online-Publikation. 2018. № 11. S. 32-47.

7. Белов В.Б. Хозяйственно-политическое и социально-экономическое пространство Германии // Современная Германия. Экономика и политика / отв. ред. В.Б. Белов. М., 2015. С. 54-77. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=24183456 (дата обращения: 15.09.2019).

8. Камкин А.А. Рынок труда - актуальное состояние и направления развития // Германия -2018 / под ред. В.Б. Белова. Сер. 361. Доклады Института Европы РАН. С. 45-53. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=37417574 (дата обращения: 15.09.2019).

9. Кузнецов А.В. Изменение политического ландшафта и сдвиги в общественном развитии / Мир. Вызовы глобального кризиса. Германия // Мировая экономика и международные отношения. 2014. № 2. С. 38-52. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=21450527 (дата обращения: 15.09.2019).

10. Супян Н.В. Цифровые цели большой коалиции // Научно-аналитический вестник ИЕ РАН. 2018. № 2. С. 159-166. URL: https://elibrary.ru/item.asp?id=34936748 (дата обращения: 15.09.2019).

Статья поступила в редакцию 18.09.2019 г.; принята к публикации 25.10.2019 г.

Автор прочитал и одобрил окончательный вариант рукописи.

Об авторе

Хришкевич Татьяна Георгиевна

кандидат исторических наук, доцент, зав. кафедрой всеобщей истории и регионо-ведения, Псковский государственный университет, г. Псков, ОЯСГО ГО 00000001-5402-1972, [email protected]

Aufbau Ost Programme and East-West alignment: overcoming the regional disproportion of the united Germany at the beginning of the XXI century

T. G. Khrishkevich

The article presents an analysis of restoration of East Germany after the The article presents an analysis of restoration of East Germany after the reunification of Germany. The author refers to the implementation of the Aufbau Ost programme and the main stages of the socio-economic reconstruction of East Germany. Particular attention is paid to coalition agreements of political parties in 1998-2018 and Federal Government Reports on German Unity. The article analyzes the content and general principles of the Solidarity Pacts, which serve as the basis for the process of alignment of old and new lands. The central objective of restoring East Germany in the post-unification period is to reduce unemployment. Solidarity Pacts cover a wide range of areas that should be restructured in East Germany (supporting small and medium-sized businesses, promoting business startups, science and innovation; expanding science-intensive technology projects; supporting culture, sports, gender policy, education and university research clusters; advanced training of employees). As a result, the author concludes that the East-West alignment is successful in the economic development of East Germany, in particular, in the growth of its industrial potential and international competitiveness. The share of industry in gross production in East Germany is higher than in the European Union. At the same time, the goal of harmonizing the level of welfare of the population in the eastern federal lands to the level of West Germany is not fully achieved. Unemployment rates are higher than in the West, and income levels are lower. The East-West alignment and socio-economic reforms to some extent contributed to the fact that Germany overcame the 2008 economic crisis almost painlessly. The federal governments under the leadership of A. Merkel continue to improve the social system (improving the labor market, combating unemployment, pension reform, health care reform, family policy, etc.).

Keywords: Germany, East Germany, West Germany, regional imbalance, East-West alignment, social policy, unemployment, living standards.

Citation for an article: Khrishkevich T.G. Aufbau Ost Programme and East-West alignment: overcoming the regional disproportion of the united Germany at the beginning of the XXI century. West - East. 2019, no. 12, pp. 46-60. DOI: 10.30914/2227-6874-2019-12-46-60 (In Russ.).

References

1. Arbeitsmarkt 2015. Amtliche Nachrichten der Bundesagentur für Arbeit. Nürnberg, Bundesagentur für Arbeit, 2016.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Aufbau Ost. Available at: http://www.kas.de/wf/de/71.12828/ (accessed 15.09.2019).

3. Braun G., Güra T. Industry as a motor of economic development. Braun G., Güra T., Henn S., Lang T., Schürmann C., Voß K., Warszycki P. Atlas of the Industrialization of the New Länder, Rostock, 2013. pp. 6-9.

4. Hildebrandt A. The fiscal policy of the countries after the federalism reforms: Limited margins, persistent differences. Hildebrandt A., Wolf F. (ed.). The politics of the federal states. Between federalism reform and debt brake, Wiesbaden, Springer Fachmedien Wiesbaden, 2016. pp. 115-138. DOI: 10.1007/978-3-658-08303-8_6

5. Küpper P., Peters P., Cornelius J. Development of regional disparities in terms of economic power, social situation and public services and infrastructure in Germany and its rural areas. Thünen Report. №. 66. Available at: https://www.econstor.eu/bitstream/10419/191811/1/1048600319.pdf (accessed 15.09.2019). DOI: 10.3220/REP1547565802000

6. Maretzke S. Equivalent living conditions in the context of demographic structure and development indicators. Overview of regionally differentiated challenges. Equivalent living conditions in the context of demographic indicators. BBSR online publication, 2018, no. 11, pp. 32-47.

7. Belov V.B. Khozyistvenno-politicheskoe i sotsial'no-ekonomicheskoe prostranstvo Germanii [Economic and political and socio-economic space of Germany]. Sovremennaya Germaniya. Ekonomika I politika = Modern Germany. Economics and Politics, ans. ed. V.B. Belov. Moscow, 2015, pp. 54-77. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=24183456 (accessed 15.09.2019). (In Russ.).

8. Kamkin A.A. Rynok truda - aktual'noe sostoyanie i napravleniya razvitiya [The labor market -the current state and development directions]. Germaniya - 2018 = Germany - 2018, ed. by V.B. Belov, Ser. 361. Reports of the Institute of Europe of RAS, pp. 45-53. Available at: https://elibrary.ru/ item.asp?id=37417574 (accessed 15.09.2019). (In Russ.).

9. Kuznetsov A.V. Izmenenie politicheskogo landshafta i sdvigi v obshchestvennom razvitii. Mir. Vyzovy global'nogo krizisa. Germaniya [Changing the political landscape and shifts in social development. World. Challenges of the global crisis. Germany]. Mirovaya ekonomika i mezhdunarodnye otnosheniya = World Economy and International Relations, 2014, no 2, pp. 38-52. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=21450527 (accessed 15.09.2019). (In Russ.).

10. Supyan N.V. Tsifrovye tseli bol'shoi koalitsii [Digital goals of the Grand Coalition]. Nauchno-analiticheskii vestnik IE RAN = Scientific and Analytical Herald of IE RAS, 2018, no. 2, pp. 159-166. Available at: https://elibrary.ru/item.asp?id=34936748 (accessed 15.09.2019). (In Russ.).

Submitted 18.09.2019; revised 25.10.2019.

The author has read and approved the final manuscript.

About the author Tatyana G. Khrishkevich

Ph. D (History), Associate Professor, Head of the Department of World History and Regional Studies, Pskov State University, Pskov, ORCID ID 0000-0001-5402-1972,

[email protected]

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.