ПРОГНОЗИРОВАНИЕ СПОРТИВНЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ НА ОСНОВЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ОСОБЕННОСТЕЙ СПОРТСМЕНА
А.Ю. ЛАПИН, И.В. БАБИЧЕВ, ФГБУ ФНЦ ВНИИФК; О.И. ЖИХАРЕВА, ПГАФКСиТ
Аннотация
В статье рассматриваются возможности прогнозирования успешности человека в различных видах спорта на основе его психологической характеристики, полученной в результате психодиагностических исследований. Основное содержание статьи посвящено значению психологических характеристик личности для их эффективной реализации в спортивной
деятельности.
Ключевые слова: прогноз, психологические особенности, психологический профиль спортсмена.
Abstract
The article discusses the possibility of predicting success in various sports on the basis of his psychological characteristics, the resulting diagnostic research.
The main content of the article is devoted to the psychological value of personality characteristics for effective realization in sports.
Key words: prognosis, psychological features, psychological profile of the athlete activity.
Современный спорт, в силу своих специфических особенностей и являясь, по сути, экстремальным видом деятельности, предъявляет весьма разнообразные и высокие требования, в том числе, и к психологическим качествам спортсмена. Очевидно, что не всякий человек обладает психологическим потенциалом, необходимым для достижения высоких результатов в определенном виде спорта. Соответственно, это может стать серьезным препятствием на пути к значимым результатам, даже если спортсмен обладает хорошими физическими данными.
Для прогнозирования успешной реализации того или иного человека в конкретном виде спорта, с точки зрения его психологических возможностей, существует такой инструмент как спортограмма.
Спортограмма в широком смысле слова - это научно обоснованные, обобщенные цели, нормы и требования спорта к качествам личности спортсмена, а также -основные характеристики спортивной деятельности. Спортограмма в узком смысле слова - это цели, нормы и требования к особенностям структуры и содержания спортивной деятельности в конкретном виде спорта и к различным качествам спортсменов для успешной реализации в избранном виде спорта [1].
Спортограмма включает сведения о содержании и условиях спортивной деятельности, о требованиях к спортсменам, предъявляемых видом спорта, и т.п.
Одной из ключевых составляющих спортограммы является психограмма - перечень психологических (психофизиологических) качеств и свойств спортсмена, необходимых для достижения максимально высоких результатов в спортивной деятельности. Такие качества (по аналогии с профессионально важными качествами в психологии труда) можно обозначить как спортивно важные качества.
Психограмма - это своего рода психологическая модель «идеального» спортсмена для каждой конкретной дисциплины. Она составляется в результате анализа спортивной деятельности, экспертного опроса и других методов психологических исследований.
Исследования, направленные на построение психограмм (психологических профилей «идеального» спортсмена в конкретных видах спорта), являются крайне важными. Понимание различий между модельной и индивидуальной характеристиками спортсмена позволяет выстраивать оптимальную стратегию и программу его личностного развития, роста спортивного мастерства и пр. [2].
Каждый из разделов психограммы определяет необходимый перечень качеств личности, которые следует оценить по степени значимости для достижения высоких результатов в избранном виде спорта компетентными специалистами.
Как правило, к качествам, входящим в структуру психограммы спортсмена, могут относиться свойства нервной системы и темперамента, ценностные ориентации, особенности мотивации, эмоциональной и волевой сферы спортсмена и др.
Таким образом, процесс оценки перспектив спортсмена в той или иной дисциплине во многом сводится к тому, что его индивидуальная психологическая характеристика сопоставляется с «идеальным» профилем - психограм-мой вида спорта.
Прогнозируя будущую (всегда относительную) успешность или недостаточную перспективность спортсмена, нужно иметь в виду, что не все психологические качества, представленные в психограмме, одинаково значимы. Приоритет должен оставаться за биологически обусловленными, «природными» свойствами личности, которые
в противоположность социально сформированным чертам, менее подвержены изменению и развитию.
Можно скорректировать мотивационную сферу спортсмена, развивать его волевые качества, саморегуляцию и пр., но влиять на развитие тех или иных свойств нервной системы и темперамента крайне затруднительно. Их нужно учитывать в том числе и при оценке перспектив спортсмена.
Важно понимание того, что свойства нервной системы могут лежать в основе целого ряда некомпенсируемых спортивно важных качеств, определяющих конечную успешность спортивной деятельности.
Так, по мнению Б.А. Вяткина: «Среди динамических особенностей спортивной деятельности имеется целый ряд таких, которые, по всей видимости, зависят от типологических свойств нервной системы и темперамента. К типологически обусловленным свойствам, вероятно, относятся такие, как легкость и скорость возникновения интеллектуальных и эмоционально-волевых процессов; их динамика и устойчивость; сопротивление всем внешним и внутренним сбивающим факторам; пластичность-ригидность деятельности и ее активность; способность переносить физические нагрузки и восстанавливать работоспособность и т.д.» [3].
Вместе с тем оценивая перспективы, важно не переоценить значимость «недостатков» темперамента - это не всегда основание для «сурового приговора» спортсмену, который обладает определенными физическими способностями и, главное, устойчивым желанием заниматься любимым делом. А задача специалиста-психолога -
не сколько «предсказать будущее», а, в первую очередь, помочь развить необходимые качества или компенсировать имеющиеся недостатки.
Б.А. Вяткин отмечает, что: «Многочисленные экспериментальные данные, полученные разными авторами, говорят о том, что среди спортсменов различного класса, возраста, пола и спортивного стажа встречаются лица инертные, неуравновешенные, психически неустойчивые, чрезмерно возбудимые, экстра- и интровертированные, а также со слабой нервной системой. Видимо, эти и другие «отрицательные», по мнению ряда авторов, свойства типа нервной системы и темперамента не мешают им добиваться значительных успехов, более того - эти лица нередко даже превосходят лиц с «положительными» свойствами по уровню достижений в деятельности» [3].
Прогнозирование перспектив спортсмена, с точки зрения его психологического потенциала, всегда процесс индивидуальный, кропотливый и творческий, а его результаты не должны носить некий абсолютный и бесспорный характер.
Помимо определения перспектив спортсмена, психолог может помочь человеку с выбором спортивной дисциплины, исходя из его типологических особенностей, особенно если речь идет о массовом спорте или юных начинающих спортсменах.
В результате проведенного анализа содержания и требований различных видов спорта, а также на основании существующих исследованиях в этой сфере [4], нами предлагается следующая схема для проведения предварительного спортивного ориентирования (табл. 1).
Таблица 1
Соответствие типов темперамента и видов спорта
Тип темперамента Основные характеристики типа темперамента Наиболее соответствующий типу темперамента вид спорта
Холерик Активность, целеустремленность, высокий темп реакций, агрессивность, артистичность, недостаточная эмоциональная устойчивость, раздражительность, при недостаточном уровне дисциплины возможна конфликтность поведения Спортивные единоборства, циклические виды спорта (короткие дистанции), индивидуальные игровые виды спорта, экстремальные виды спорта
Холерик-сангвиник Высокий уровень активности, высокий темп реакций, поведенческая гибкость, высокая самооценка, нацеленность на лидерство, относительно вынослив и адаптивен, слабая устойчивость к монотонии, низкий уровень терпения, излишняя доминантность в общении и поведении Спортивные единоборства, циклические виды спорта (короткие дистанции), различные игровые виды спорта, экстремальные виды спорта
Сангвиник Высокий уровень подвижности, высокий темп реакций, устойчивость к нагрузкам, позитивизм, гибкость поведения, открытость общения и высокая потребность в нем, уравновешенность, адаптивность, стрессоустойчивость, эмоциональная стабильность, недостаточная устойчивость интересов, низкая устойчивость к монотонии, возможен низкий уровень дисциплины и ответственности Спортивные единоборства, циклические виды спорта (короткие и средние дистанции), различные игровые виды спорта, авто- и мотоспорт, экстремальные виды спорта
Сангвиник-флегматик Активность, адаптивность, позитивизм, уравновешенность, выносливость к нагрузкам, стрессо-устойчивость, средний темп реакций, эмоциональная устойчивость, возможен дефицит спортивной агрессии и целеустремленности Циклические виды спорта (средние и длинные дистанции), игровые виды спорта, тяжелая атлетика, лыжное двоеборье, прыжки с трамплина, спортивная гимнастика
Окончание табл. 1
Тип темперамента Основные характеристики типа темперамента Наиболее соответствующий типу темперамента вид спорта
Флегматик Высокий уровень эмоциональной устойчивости и уравновешенности, сильная устойчивость к монотонии, средний уровень активности, недостаточная гибкость поведения и мышления, дефицит спортивной агрессии, слабая переключае-мость внимания Циклические виды спорта (длинные дистанции), тяжелая атлетика и другие силовые виды спорта, стрельба, бильярд, гольф
Флегматик-меланхолик Высокий уровень устойчивости к монотонии, дисциплинированность, низкая активность и адаптивность, дефицит спортивной агрессии, слабая переключаемость внимания, низкий уровень коммуникативности Циклические виды спорта (длинные дистанции), стрельба, бильярд, гольф, спортивное ориентирование
Меланхолик Дисциплинированность, ответственность, высокий уровень восприятия и обучаемости, устойчивость к монотонии, недостаточная активность, слабая адаптивность, дефицит спортивной агрессии, низкая выносливость Циклические виды спорта (средние дистанции), биатлон, стрельба, художественная гимнастика, индивидуальные игровые виды спорта, конный спорт
Меланхолик-холерик Средний уровень активности и подвижности, высокий уровень обучаемости, преданность своему делу, слабая эмоциональная устойчивость, низкая выносливость Игровые виды спорта, фехтование, циклические виды спорта (короткие дистанции), прыжки в воду
Таким образом, психолог может внести существенный вклад на этапе спортивного отбора и спортивного ориентирования, особенно в детско-юношеском спорте, проводя психодиагностические мероприятия с после-
дующими выводами и построением психологической характеристики спортсменов и последующим сравнением с психологическим профилем вида спорта.
Литература
1. Мельников, В.М., Юров, И.А. Теоретические подходы к построению психологической модели «идеального» спортсмена. Журнал «Спортивный психолог», 2013. -№ 1 (28). - С. 18-21.
2. Юров, И.А. Психограмма спортсменов-пловцов / И.А. Юров. - Сочи: РИО СГУТиКД, 2008.
3. Вяткин, Б.А. Роль темперамента в спортивной деятельности. - М.: «Физкультура и спорт», 1978.
4. Ильин, Е.П. Психология спорта. - СПб.: Питер, 2012. - 352 с. (Серия «Мастера психологии»).
References
1. Mel'nikov, V.M., Yurov, I.A. Theoretical approaches to the construction of a psychological model of the "ideal" athlete // Sportivniy Psycholog. - 2013. - No. 1 (28). -Pp. 18-21.
2. Yurov, I.A. Psychograms athletes-swimmers / I.A. Yurov. - Sochi: RIO SGUTiKD, 2008.
3. Vyatkin, B.A. The role of temperament in sports activities. - M.: "Physical culture and sport", 1978.
4. Il'yin, E.P. Sports Psychology. - SPb.: Peter, 2012. -352 p. ("Psychology Masters" series).