УДК 338.314:339
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РЕНТАБЕЛЬНОСТИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ
ЕРЕМЕНКО О.В.,
кандидат экономических наук, доцент. ВИНОГРАДОВА Н.И.,
преподаватель экономического факультета Курский институт кооперации (филиал АНО ВО «Белгородский университет кооперации, экономики и права»).
Реферат. Статья посвящена исследованию значимости прогнозирования рентабельности деятельности организации розничной торговли. Определены основные составные части управления экономическим субъектом. Обосновано многовариантное прогнозирование рентабельности деятельности организации. Реалистичный сценарий предполагает успешность развития организации и прогнозируется только на базе тех значений показателей, которые уже были достигнуты. Результатом прогнозирования явилось формирование прогнозно-реалистичной информационной модели выстраивания прогнозных стратегий достижения экономических индикаторов рентабельности устойчивости развития на основе расчета, анализа и прогноза соответствующих показателей. Сравнение полученных прогнозных величин с достаточно оптимальными значениями рентабельности подтверждает финансовый статус организации в качестве успешной бизнес-структуры и налогоплательщика. Необходимость оценки рентабельности деятельности организаций розничной торговли, определяет актуальность темы исследования.
Ключевые слова: розничная торговля, метод, прогнозирование, планирование, прибыль, рентабельность.
PROFITABILITY PREDICTING THE PERFORMANCE OF RETAIL
EREMENKO O.V.,
Candidate of economic sciences, associate professor. VINOGRADOVA N.I.,
Lecturer at the Faculty of Economics, Kursk Cooperative Institute (branch of the ANO VO "Belgorod University of Cooperation, Economics and Law").
Essay. The article investigates the importance of forecasting the profitability of the retail activities of the organization. The basic components of the economic entity management. Grounded multivariate forecasting profitability of the organization. The realistic scenario assumes that the success of the organization and is projected only on the basis of the values of the indicators that have already been achieved. The result was the formation of forecasting and realistic building information model predictive strategies to achieve economic profitability of sustainability indicators on the basis of calculation, analysis and forecasting of indicators. A comparison of predicted values with a fairly optimum values of profitability confirms the financial status of the organization as a successful business structure and taxpayer. The need to assess the profitability of the activities of retail trade organizations, determines the relevance of the research topic.
Keywords: retail, method, forecasting, planning, profit, profitability.
Введение. Различные стороны производственной, сбытовой, снабженческой и финансовой деятельности организации получают законченную денежную оценку в системе показателей финансовых результатов. Обобщенно наиболее важные показатели эффективности функционирования субъектов хозяйствования выступают показатели рентабельности.
Рентабельность в общем виде представляет собой доходность, прибыльность предприятия, показатель экономической эффективности производства промышленного предприятия, который отражает конечные результаты хозяйственной деятельности.
Показатель рентабельности взаимосвязан со всеми показателями эффективности финансово-хозяйственной деятельности экономического субъекта.
Для рыночной экономики характерна жесткая конкуренция, поэтому должна быть установлена нижняя граница рентабельности, которая позволит обеспечить нормальное функционирование предприятия. Соответствующий уровень рентабельности может быть достигнут только на основе четкого, экономически обоснованного плана, в котором увязаны потенциальные возможности предприятия (располагаемые ресурсы и уровень их использования) с конъюнктурой рынка. Это связано с тем, что в условиях рынка требуются многовариантные пути решения задач. Выбор соответствую-
щего варианта или нескольких альтернативных вариантов может основываться на минимизации вероятностной ошибки, что позволит установить уровень рентабельности, необходимый для решения финансово-производственных проблем предприятия.
Актуальность прогнозирования уровня рентабельности и прибыльности заключается в том, что прибыль организации является в условиях рынка основой самофинансирования всех видов их коммерческой деятельности. Поэтому увеличение прибыли организации потребительской кооперации является определяющей целью стратегического, тактического, текущего внутрифирменного планирования [1. - С. 32]. Основой эффективного управления рентабельностью деятельности организации розничной торговли является грамотное её планирование, а, как следствие, и прогнозирование, поскольку базовым допущением в планировании является именно прогноз после его оценки и принятия.
Результаты исследований. Планирование и прогнозирование являются важнейшими составными частями управления экономическим субъектом, и без них вряд ли возможна успешная работа субъекта рыночных отношений. Они позволяют:
- предвидеть перспективу развития субъекта хозяйствования на перспективу;
- более рационально использовать все ресурсы экономического субъекта;
- избежать риска банкротства;
- более целеустремленно и эффективно проводить научно-техническую политику в экономическом субъекте;
- своевременно обновлять в соответствии с конъюнктурой рынка предлагаемую организацией товарную продукцию;
- улучшать финансовые результаты функционирования организации.
Стоит подчеркнуть, что для того, чтобы прогнозирование и планирование могли выполнять эти функции, они должны быть построены на научных принципах и методах [2. - С. 158].
Планирование - определение расчётным путём с использованием принятых нормативов, правил и методов ключевых экономических показателей субъекта хозяйствования и их значений, необходимых и достаточных для успешного функционирования в современных условиях, а также способов и средств достижения этих показателей.
Прогнозирование представляет собой своего рода многоступенчатый процесс, который предусматривает постановку цели, получение соответствующей информации и соответственно её обработку, оценку и экономический анализ, а также определение вероятностей и перспектив реализации определённого прогноза. Наиболее творческий элемент управления выполняет функция прогнозирования которая в последнее время выделяется в качестве самостоятельной функции. На практике прогнозирование реализуется посредством различных методов, которые, в свою очередь, возможно объединить в следующие основные блоки: методы моделирования; методы экстраполяции тенденций; методы экспертных оценок [3. - С. 341].
В современных условиях прогнозы в сфере экономики служат для установления вероятных целей развития общества и способствующих их достижению экономических ресурсов, для определения одних из наиболее вероятных и экономически наиболее результативных вариантов текущих, среднесрочных и долгосрочных планов, аргументации выбора ведущих направлений экономической политики, предсказания последствий принимаемых решений и проводимых в определенный момент мероприятий. В этой связи, прогнозирование является одним из наиболее решающих научных экономических факторов, формирующих стратегию и тактику общественного развития.
Финансовое прогнозирование состоит в изучении возможно будущего финансового состояния хозяйствующего субъекта в зависимости от качественных и количественных оценок динамики финансовых ресурсов и источников их покрытия на длительную перспективу в зависимости от изменения факторов внешней и внутренней среды.
Широкое использование прогнозирования при решении повседневных практических задач порождает необходимость практического использования интерактивных технологий, которые являются основой компьютерного моделирования прогнозных показателей.
Современный этап развития экономики характеризуется широким применением средств вычислительной техники для полноценной и оперативно выполняемой аналитической обработки учетно-отчетной и другой экономической информации.
В силу того, что аналитическая работа основана, главным образом, на данных бухгалтерского учета и бухгалтерской (финансовой) отчетности, автоматизация
учета является фундаментом развития аналитических исследований.
К основным особенностям проведения современного экономического анализа с помощью программных средств можно отнести:
- обеспечение комплексности и системности экономического анализа:
- повышение обоснованности управленческих решений;
- повышение достоверности и надежности полученных результатов и выводов;
- развитие реализации аналитических исследований в режиме онлайн, ситуационного и текущего типов анализа;
- осуществление прогнозного многовариантного анализа;
- повышение действенности экономического анализа;
- рост возможности проведения комплексных и системных аналитических исследований.
В числе программных продуктов, применяющихся при проведении финансового анализа, наибольшее распространение получили компьютерные программы, предназначенные непосредственно для осуществления итогового и прогнозного анализа.
На практике прогнозирование реализуется посредством различных методов, которые, в свою очередь, возможно объединить в следующие основные блоки:
1) методы моделирования;
2) методы экстраполяции тенденций;
3) методы экспертных оценок.
Исследуемая организация розничной торговли, планируя величину прибыли и рентабельности деятельности, должна взвешивать совокупность выгод от приобретения каждой дополнительной единицы финансовых ресурсов, которая, в свою очередь, позволит ей наращивать объемы деятельности. Экономический субъект при этом должен принимать соответствующие решения о приобретении дополнительных финансовых ресурсов. Это должно происходить на основе сравнения планируемого или получаемого предельного дохода от применения в практической реализации определённого вида ресурса.
Стоит отметить, что качество собственно прогноза во многом определяется исходя из того, какие именно были использованы математические методы. При этом, стоит подчеркнуть, что ни один из них не применяется на практике отдельно
Научный подход состоит в комплексном использовании всей совокупности методов. В этой связи на практике была апробирована многоаспектная методика прогнозирования эффективности функционирования рассматриваемого экономического субъекта [4. - С. 29]. Отличительная особенность использования данной методики состоит прежде всего в том, что посредством применения специальных пакетов прикладных программ и персональных компьютеров возможным становится определение динамики величины финансовых ресурсов объекта исследования и рентабельности деятельности исследуемой организации в целом. Это, в свою очередь, позволяет достаточно оперативно получать точные и достоверные результаты.
Разработку прогнозов целесообразно рассматривать как системное исследование, состоящее из ряда этапов:
1. Постановка цели и задач прогноза.
2. Определение временных границ исследования.
3. Сбор и систематизация всей информации о функционировании и развитии регионов и их функциональных блоков.
4. Построение «дерева целей» и «дерева ресурсов», выбор методов прогнозирования, выявление ограничений и более инерционных аспектов развития субъекта хозяйствования.
5. Синтез частных прогнозов.
6. Разработка основных параметров прогноза.
7. Построение предварительного прогноза.
8. Экспертиза и составление окончательного прогноза.
9. Корректировка прогноза.
Эти этапы прогнозирования носят обобщающий характер и в процессе исследования могут корректироваться и уточняются. Прогнозирование призвано уменьшить степень неопределенности будущей терри-
Таблица 1 - Многовариантное прогнозирование рента до 2025 г.
ториальной организации и развития регионов в условиях рыночной экономики.
Была спрогнозирована модель эффективности осуществления потребительским обществом «Коопзагот-промторг» экономической деятельности на основе обеспечения его финансовыми ресурсами. Для этой цели был проведён одновременный расчет трендовых моделей с различными видами зависимостей - линейной, степенной, а также полиномиальной. Многовариантный прогноз эффективности деятельности потребительского общества «Коопзаготпромторг» (в виде рентабельности продаж), который сформирован его обеспеченностью финансовыми ресурсами с 2016 года до 2025 года представлен в таблице 1. льности деятельности ПО «Коопзаготпромторг» с 2016 г.
Год Финансовые ресурсы, млн. руб. Рентабельность деятельности, % Расчет прогнозных значений (финансовых ресурсов), млн. руб.
линейная зависимость степенная зависимость полиномиальная зависимость
2013 54,905 7,14 6,47 6,36 7,08
2014 58,643 13,35 15,00 12,29 13,28
2015 61,246 21,91 20,94 19,44 21,84
2016 61,500 - 21,52 20,33 22,86
2017 62,250 - 23,23 23,21 26,07
2018 63,000 - 24,95 26,48 29,56
2019 63,750 - 26,66 30,23 33,35
2020 64,500 - 28,37 34,50 37,42
2021 65,250 - 30,08 39,37 41,79
2022 66,000 - 31,79 44,93 46,44
2023 66,750 - 33,51 51,28 51,38
2024 67,500 - 35,22 58,52 56,61
2025 68,000 - 36,36 63,91 60,25
Достоверность аппроксимации 0,9626 0,9987 0,9999
Общий вид уравнения тренда У=2,2828х-118,87 У=0,0004хе 0,1762х У=0,2566х2-27,477х+742,17
Необходимо отметить, что среди инструментов построения рациональной системы планирования и прогнозирования можно выделить современные информационные технологии. Их умелое использование позволяет организации розничной торговли реализовать широкий круг возможностей [5. - С. 43].
Для решения поставленной задачи возможно использовать Microsoft Office Excel для автоматической генерации будущих значений, которые будут базироваться на существующих данных или для автоматического вычисления экстраполированных значений, базирующихся на вычислениях по линейной или экспоненциальной зависимости.
У" 0,2 566 21,i 177] + 42, 17
0,9 ИИ / /
/ /
/ /
* ---
50,000 55,000 60,000 65,000 70,000
финансовые ресурсы, млн. руб.
Рисунок 1 - Полиномиальная модель зависимость рентабельности деятельности ПО «Коопзаготпромторг» от обеспеченности его финансовыми ресурсами в 20132015 годах
Результаты произведённых расчетов свидетельствуют о том, что наибольший коэффициент детерминации был зафиксирован при апробировании трендовой модели с полиномиальным видом зависимости. Это, в свою очередь, позволяет применить данный вид модели при прогнозировании эффективности деятельности ор-
ганизации - рентабельности продаж, которая может быть сформирована посредством обеспеченности субъекта хозяйствования финансовыми ресурсами.
На рисунке 1 отражена полиномиальная модель зависимость рентабельности деятельности потребительского общества «Коопзаготпромторг» от обеспеченности его финансовыми ресурсами в 2013-2015 годах.
Выводы. Так, проведенное исследование позволило выявить достаточно высокую степень зависимости ^2=0,9999) между финансовыми ресурсами рассматриваемого потребительского общества (Х) и рентабельностью его функционирования (У) в уравнении, которое можно описать полиномиальной зависимостью.
Характер полученной эмпирической кривой свидетельствует о наличии зависимости между входным фактором (величина финансовых ресурсов) и выход-
ным параметром оптимизации (рентабельностью продаж), которую графически можно представить в виде полиномиальной функции [6. - С. 234].
При интерпретации результатов необходимо использовать логико-методологическую процедуру распространения выводов, сделанных относительно какой-либо части объектов или явлений на всю совокупность данных объектов или явлений, а также на их другую какую-либо часть; распространение выводов, сделанных на основе настоящих и прошлых состояний явления или процесса на их будущее состояние.
Подводя итог, целесообразно отметить, что экстраполяция данных осуществлялась посредством обеспечения достаточного уровня финансовых ресурсов, имеющихся в распоряжении потребительского общества «Коопзаготпромторг».
Список использованных источников
1. Виноградова Н.И. Специфика конкурентных преимуществ в системе потребительской кооперации // В кн.: «Наука сегодня» сборник научных трудов по материалам VII международной научно-практической конференции: в 4 частях. Научный центр «Диспут», - 2015. - С. 32-34.
2. Виноградова Н.И. Анализ финансово-хозяйственной деятельности. - Курск, 2014.
3. Виноградова Н.И. Пути повышения эффективности деятельности организаций потребительской кооперации // Научные труды Вольного экономического общества России. - 2014. - Т. 184. - С. 341-351.
4. Ерёменко О.В., Польская Г.А., Булгакова М.М. Особенности и факторы устойчивого развития АПК // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2014. - № 9. - С. 29-32.
5. Польская Г.А., Еременко О.В. Социально-ориентированный аспект в управлении торговыми организациями // Вестник Курской государственной сельскохозяйственной академии. - 2015. - № 5. - С. 43-44.
6. Сальников И.И., Виноградова Н.И. Методические подходы к оценке эффективности деятельности предприятий розничной торговли // Вестник Белгородского университета кооперации, экономики и права. - 2012. - № 4. -С. 234-237.
List of sources used
1. Vinogradovа N.I. The specifics of the competitive advantages of the system of consumer cooperatives // The feenickname: "Science Today" collection of scientific papers based on the VII International scientific and practical conference: in 4 parts. Science Center "Dispute" - 2015. - P. 32-34.
2. Vinogradova N.I. Analysis of financial and economic activity. - Kursk, 2014.
3. Vinogradovа N.I. Ways to improve the efficiency of the organizations of consumers' co-operative society // Proceedings of the Free Economic Society of Russia. - 2014. - T. 184. - P. 341-351.
4. Eremenko O.V., Polskay G.A., Bulgakovа M.M. Features and factors of sustainable development of agriculture // West nickname Kursk State Agricultural Academy. - 2014. - № 9. - S. 29-32.
5. Polskay G.A., Eremenko O.V. Socially-oriented aspect in the management of trade organizations // Journal of Kursk State Agricultural Academy. - 2015. - № 5. - S. 43-44.
6. Salnikov I.I., Vinogradova N.I. Methodological approaches to assessing the effectiveness of enterprise-prises retail // Herald of Belgorod University of Cooperation, Economics and Law. - 2012. - № 4. - S. 234-237.