Научная статья на тему 'Прогнозирование развития системы дистанционного обучения персонала предприятия'

Прогнозирование развития системы дистанционного обучения персонала предприятия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
297
66
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование развития системы дистанционного обучения персонала предприятия»

И.В. АБРАМОВ

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ ПЕРСОНАЛА ПРЕДПРИЯТИЯ

Прогнозирование развития системы дистанционного обучения работников индивидуального или корпоративного промышленного хозяйствующего субъекта в перспективном периоде времени может иметь социально-экономический или научно-технический характер. Прогнозировать социальные, экономические, инновационные, технические и информационные идентификаторы - это не только экстраполяционно переносить тенденцию ретроспективного развития на будущий (среднесрочный) период времени, получая количественные оценки тех или иных показателей, но и на значимой, достаточно точной основе использовать прогнозное уравнение (модель) для получения различных вариантов социального, экономического, инновационного развития организационно-правовой структуры или образовательно-информационной системы, участвующих в планово-расчетных обоснованиях индикативного (рекомендательного) характера достигать тех результатов, которые соответствуют интенсификации производственного, образовательного, инновационного и иного процесса, эффективному ресурсопотреблению, высокому профессионализму менеджеров.

В экономической литературе понятие «прогнозирование» нередко ассоциируется с предвидением, в основе которого положены экспертные представления о наиболее вероятном развитии тех или иных явлений, процессов в производственной или социальной сферах народного хозяйства под воздействием различных факторов внешней и внутренней сред [2]. При этом предвидение тенденций развития социально-экономической, учебно-образовательной системы (например, дистанционного обучения персонала предприятия) основывается, как правило, на комплексной информации о ретроспективном развитии объекта (системы), об изменении прошлой и будущей конъюнктуры рынка продукции, услуг, о возможном внедрении новшеств технического, технологического, информационного, организационно-экономического характера.

Такого рода предвидение будущего экономического, социального, финансового, инновационного состояния, развития объекта (системы), по нашему мнению, может быть значимым и используемым субъектом планирования и прогнозирования в том случае, если с большой вероятностью будут предложены варианты развития социально-экономической или учебно-образовательной системы с указанием возможного или наиболее вероятного влияния факторов макро-, микросред.

Однако разновариантое предвидение с указанием наиболее вероятного факторного влияния нестабильной внешней среды и внутренних инновационных, экономических и финансовых изменений представляет собой не что иное, как сценарное экспертное прогнозирование развития социально-экономической или иной системы, предусматривающее пессимистический, оптимистический и консервативный вариант развития в перспективном периоде времени.

Сценарное прогнозирование основано на экспертном предсказании наиболее вероятного развития той или иной системы в средне-, долгосрочном периоде времени. Результаты сценарного прогнозирования могут быть значимыми и использованы субъектом перспективного планирования и прогнозирования в том случае, если в основу сценария положены экстраполяционные тенденции развития внешней и внутренней сред, экспертным путем перенесенные на среднесрочный период времени и в нескольких вариантах развиваемые экспертами со-

бытия и явления, действия и тенденции, которые могут произойти в будущем при той или иной степени вероятности изменений внешней и внутренней сред.

Для прогнозирования развития системы дистанционного обучения персонала в среднесрочном периоде на основе сценарного метода субъекту прогнозирования необходимо обладать достаточно полной экономической, управленческой информацией: о действующих формах и методах управления персоналом, об уровне соответствия квалификации работников, их профессионального мастерства повышающемуся техническому, технологическому и инновационному уровню производства; о функционировании рынка дистанционных образовательных технологий; о стоимости образовательных услуг, направленных на повышение уровня квалификации; о трудовом потенциале и его использовании на промышленном предприятии; о деятельности конкурентов на рынке дистанционно оказываемых образовательных услуг; об образовательных доктринах, нормативноправовых актах, концепциях и стратегических направлениях долгосрочного развития всех форм обучения персонала промышленных предприятий; об условиях вхождения в глобализацию образовательного процесса, экономического роста и повышения уровня профессионального образования работников промышленной организационно-правовой структуры.

Сопоставив и проанализировав с системных позиций основные факторы внешней и внутренней сред, влияющие на экономическое, социальное, учебнометодическое, финансово-инвестиционное развитие системы дистанционного обучения персонала предприятия, эксперты могут приступать к формулированию оптимистического, консервативного и пессимистического вариантов развития системы дистанционного обучения персонала.

Так, например, если экономико-математические прогнозные оценки развития промышленного предприятия на среднесрочную перспективу отражают устойчивые темпы экономического роста, повышение конкурентоспособности продукции на базе инвестиционного обновления и модернизации основных фондов, реализации основных положений стратегического планирования, то оптимистический сценарий развития системы дистанционного обучения персонала промышленного предприятия может быть, например, представлен, так: «Дистанционное обучение персонала в среднесрочном периоде будет иметь тенденцию к: росту и разнообразию модульного наполнения электронных курсов для обучения всех профессиональных групп работников промышленного предприятия без отрыва от производства; повышению технического и технологического уровня производства; внедрению информационных и телекоммуникационных новшеств, приводящих в балансовое соответствие повысившийся уровень квалификации работников к техническому и технологическому состоянию производства, степени его инновационности и требованиям эффективного использования всех видов ресурсов предприятия и системы дистанционного обучения персонала промышленного предприятия». При этом следует определить, в каком долевом отношении с другими вариантами прогностического сценария (пессимистическим и консервативным) находится степень вероятности осуществления оптимистического сценария.

Составление сценарного прогноза среднесрочного развития системы дистанционного обучения персонала промышленного предприятия является той общей основой для принятия субъектом управления дистанционным обучением комплекса мер по достижению им наибольших социальных и экономических результатов, соответствующих благоприятным экономическим, социальным и финансовым условиям функционирования внешней и внутренней сред. В то же время следует отметить, что составление сценарного прогноза не отрицает получение экономико-математических оценок перспективного развития системы

дистанционного обучения персонала в виде количественных идентификаторов социального и экономического характера.

Так, например, для субъекта управления дистанционным обучением персонала промышленного предприятия весьма важно устанавливать в количественной форме идентификаторы внутренней социальной результативности, выражающихся в росте профессиональных знаний, умений, навыков, творческого потенциала персонала, содействующих повышению объемов и качества производимой продукции, оказываемых услуг, росту конкурентоспособности промышленного предприятия.

Внешним проявлением социальной результативности системы дистанционного обучения выступает повышение уровня образованности граждан, что является элементом их социальной защищенности, роста духовности и культуры, благосостояния, а для страны образовательный уровень граждан направлен на укрепление ее экономической безопасности, снижение преступности, повышение инвестиционной привлекательности.

Получение в среднесрочном периоде времени экономических результатов в рамках системы дистанционного обучения персонала промышленного предприятия может быть выражено влиянием прироста уровня квалификации, профессионального мастерства работников на качество выпускаемой продукции, оказываемых услуг, темпы экономического роста промышленного предприятия, увеличение размера дохода каждого работника.

Существующие сложности определения количественного влияния в перспективном (прогнозируемом) периоде времени растущего уровня квалификации, профессионального мастерства на экономические результаты текущей деятельности и перспективного развития промышленного предприятия при определенных допущениях в степени полученных знаний, привитых навыков и умений персонала могут быть установлены исходя из эталонных сравнений с достигаемым экономическим эффектом от инвестирования средств в образовательные учреждения, системы обучения работников промышленных предприятий.

Так, например, в промышленно развитых странах на одну денежную единицу (доллар, евро), вложенную в организационно-правовые структуры высшего профессионального образования, инвесторы получают 5-6 денежных единиц прибыли [3]. По оценкам экспертов, инвестирование в перспективное социально-экономическое развитие высшего профессионального образования соответствует прогнозным оценкам увеличения годовой величины национального дохода до 30%.

Учитывая то, что работники промышленных предприятий могут существенно отличаться друг от друга по уровню образования и персонал может быть неоднородным по степени профессиональной подготовки, при экспертной оценке профессионального уровня работников в предстоящем периоде их дистанционного обучения следует дифференцированно подходить к каждой из групп работников предприятия, имеющих различное образование.

В качестве эталонного метода экспертной оценки влияния возрастающего уровня образования, профессиональной подготовки работников на экономическую результативность текущей деятельности и перспективного развития промышленного предприятия (желательно, на наш взгляд, корпоративного объединения) могут выступать данные научных исследований в России, которые показали, что работники промышленных предприятий с суммарным образованием (средняя школа, обучение в профессиональном учебном заведении, на курсах профессиональной подготовки и переподготовки), составляющим 14,5 года (в России этот контингент экономически активных граждан был равен в 2005 г. 24% от численности трудоспособных граждан), производят 56% чистой продукции

(чистая продукция, как вновь созданная равна сумме заработной платы работников, изготавливающих продукцию, оказывающих услуги, и прибыли).

В корпоративных организационно-правовых структурах указанное соответствие суммарного образования работников и доли вновь создаваемой ими продукции сохраняется и в настоящее время. Автором экспертно определена теснота взаимосвязи суммарного образования работников в 10,5 и 12,5 года крупных промышленных предприятий и создаваемой ими чистой продукции, соответственно, равной в долевом отношении 15 и 25% чистой продукции от ее общего объема.

В целях прогностической оценки изменения суммарного образовательного уровня работников и его влияния на производство, чистой продукции корпоративного промышленного предприятия ОАО «Вимм-Биль-Данн Продукты Питания» приведем эти взаимозависимые изменения за период 2004-2005 годов [1].

Так, в процессе дистанционного обучения контингента персонала, имеющего суммарное образование 13 лет, в начале 2004 г. соответствовало производство 45% чистой продукции. В первой и второй половине 2004 г. доля чистой продукции в ее общем объеме производства данного обучающегося контингента персонала открытого акционерного общества (13,5 года и 14 лет суммарного образования), соответственно, составляла 45 и 50%, а в 2005 г., продолжая курс повышения квалификации и профессионального мастерства, данный контингент имел долю чистой продукции в ее общем объеме производства, равную 53 и 56%, соответственно, для 14 лет и 14,5 года суммарного образования.

При наличии минимально необходимой репрезентативности экономических и образовательных взаимозависимых идентификаторов для субъекта прогнозирования и планирования перспективного развития системы дистанционного обучения важно определить на среднесрочный период времени, каким образом будет изменяться структурная доля чистой продукции, производимой контингентом работников, суммарное образование которых в 2004-2005 гг. в процессе дистанционного обучения изменилось от 13 лет до 14,5 года.

Прогнозные оценки доли чистой продукции, производимой данным контингентом работников, в общем ее объеме в зависимости от роста его суммарного образования можно определить экономико-математическим методом «наименьших квадратов», согласно которому сумма квадратов отклонений временных значений доли чистой продукции в ее общем объеме промышленного предприятия (в %), производимой работниками, чье суммарное образование (включая профессиональную подготовку и переподготовку в рамках дистанционного обучения) за период 2004-2005 гг. возросло.

А так как зависимость изменений (роста) факторов (показателей) прогноза графически выражается прямой, то и уравнение прогноза можно выразить линейной функцией вида:

Ух = а0 + (1)

где ух - среднеарифметическая величина фактор-функции (доля чистой продукции, производимой контингентом работников промышленного предприятия, в ее общем объеме); а0 и а1 - соответственно, свободный коэффициент и

коэффициент при факторе-аргументе (суммарном образовании каждого из профессионального контингента работников промышленного предприятия); х -фактор-аргумент прямолинейного уравнения.

Для составления прогностического уравнения (1) необходимо решить нормальные уравнения следующего вида:

£ Ух = а0 п + а^ х , £ Ух• х = ас.хх + а^х2 , (2)

где п - количество членов в динамическом ряду (п=4).

Для решения нормальных уравнений (2) необходимо найти суммарные величины £ ух, £х, £ Ух' X и ^ х2 ■ Суммарные значения уравнений (2)

определим на основании математических расчетов, результаты которых внесем в табл. 1. Расчетные суммы найденных значений из табл. 1 перенесем в нормальные уравнения (3). В итоге получим:

204 = 4а0 + 55 а,, 2814 = 55 а0 + 757,5а,. (3)

Из первого численного нормального уравнения (3) найдем значение а0 во второе нормальное уравнение: 2814=55(204-55 а1 )/4+757,5а,.

Таблица 1

Экономико-математическое определение суммарных величин доли чистой продукции, производимой контингентом работающих в ее общем объеме промышленного предприятия, и продолжительности суммарного образования работников за 2004-2005 гг. (составлена автором)

Годы, полугодия х х2 У х Ух -х

1012004 - 30.06.2004 13,0 169,00 45 585

107.2004 - 3112.2004 13,5 182,25 50 675

1012005 - 30.06.2004 14,0 196,00 53 742

107.2005 - 31 12.2005 14,5 210,25 56 812

Итого 55,0 757,5 204 2814

Определим значение коэффициента а1 нормальных уравнений 3:2814 = 805 - 756,25 а1 + 757,5 а1 9 = 1,25 а1 а1 = 7,2. Подставив значение коэффициента а1 в первое нормальное уравнение 3, получим: 204 = 4 а0 + 396, а0 = -48.

В итоге прогностическое уравнение (1) при подстановке найденных значений а1 и а0 примет следующий численный вид:

ух = -48 + 7,2х . (4)

Для определения прогнозируемой величины - доли производимой чистой продукции контингентом работников, повышающих квалификацию в системе дистанционного обучения, в общем объеме чистой продукции промышленного предприятия за период с 01.01.2006 по 30.06.2006 г. и с 01.07.2006 по 31.12.2006 г. подставим в прогностическое уравнение (4) значения х, равные 15 годам и 15,5 года суммарного образования, избранного для прогнозирования контингента работников:

01.01.2006 - 30.06.2006 г. ух = -48 + 7,215 = 60 %

01.07.2006 - 31.12.2006 г. ух = -48 + 7,2 • 15 ,5 = 63 ,6 %

Найденные прогностические значения растущей доли произведенной чистой

продукции данным контингентом работников промышленного предприятия в общем ее объеме за полугодие российского ОАО «Вимм-Билль-Данн Продукты Питания», равные в 2006 г., соответственно, 60 и 63,6% могут быть использованы органом планирования и прогнозирования социально-экономического развития корпорации при формировании рациональной структуры персонала, уровень квалификации которого влияет на рост объемов производства вновь создаваемой продукции, повышение ее качества.

В то же время полученные среднесрочные оценки прогноза в соответствии с уравнением (4) не могут учитывать в полной мере вероятное и нередко весьма значительное влияние факторов внутренней и внешней среды на реальные объемы производимой продукции, получения знаний, умений и навыков работниками

промышленного предприятия (отсутствие контроля проверки знаний обучаемых, заинтересованности в повышении квалификации, профессионального мастерства, рост конкурентоспособности других хозяйствующих субъектов, производящих однородную продукцию).

Кроме того, прогностическое уравнение (4), несмотря на свою значимость и адекватность сложившимся условием и тенденциям осуществления образовательного процесса в системе дистанционного обучения, не может быть точным при оценке значения фактор-функции (доли чистой продукции, произведенной контингентом работников, чье суммарное образование в начале 2004 г. составляло 13 лет, а в конце 2005 года - 14,5 года) на долговременный период, потому что: уравнение рассчитано на основе минимальной по степени репрезентативности выборке; рост доли чистой продукции не может быть бесконечным для какой-либо одной профессионально подготовленной группы персонала, повышающей длительное время свою квалификацию и профессиональное мастерство.

Поэтому использование в практических целях уравнения (4) может быть как информационным (установлена тенденция количественной доли производимой чистой продукции одной из доминирующих по суммарному образованию групп работников корпоративного объединения), так и практически применимым, так как повышение длительности обучения данного контингента работников при условии действующей тесноты связи (корреляции) между суммарным образованием и увеличением доли чистой продукции в ее общем объеме производства промышленным предприятием в существенной мере влияет на темпы экономического роста предприятия.

Отсутствие обоснованной прогностической оценки и тем более динамики изменения объемов оказания образовательных услуг в рамках дистанционного обучения персонала промышленных предприятий, а также общих стоимостных размеров образовательных услуг, оказываемых потребителям в системе дистанционного обучения национальной экономики снижает мотивацию субъектов управления социально-экономическим развитием индивидуальных и корпоративных организационно-правовых структур к созданию современных систем дистанционного обучения.

В настоящее время глобализированная общемировая тенденция к увеличению стоимостных объемов корпоративного дистанционного обучения с использованием библиотек, электронных курсов, содержащих сотни тысяч названий курсов по видам профессионального образования, повышения квалификации и профессионального мастерства работниками предприятий, получает свое распространение и в Российской Федерации.

В соответствии с нашими представлениями, тенденции роста объемов рынка корпоративного дистанционного обучения в мире и в России в среднесрочной перспективе могут быть максимально приближены. Поэтому автор счел целесообразным прогнозировать объем мирового рынка образовательных услуг, оказываемых в рамках дистанционного обучения, на 2007 и 2008 гг. с учетом того, что темпы прогнозных изменений могут быть близки и для национальной экономики России.

Репрезентативная выборка объема мирового рынка оказания образовательных услуг в системах дистанционного обучения за период 1999-2006 гг. (в млрд долл. США) следующая: 1999 - 1,7; 2000 - 3,4; 2001 - 5,2; 2002 - 6,6; 2003 - 9,1; 2004 - 12,8; 2005 - 17,7; 2006 (прогнозная оценка специалистами -производителями е-Ьеагптд контента) - 23,7.

Динамика приведенного выше роста объемов мирового рынка оказания потребителям образовательных услуг системами дистанционного обучения, исходя из графического представления и анализа, имеет устойчивую прямолиней-

ную тенденцию и для среднесрочного прогнозирования может быть выражена уравнением:

yt = ao + ait, (5)

где yt - среднеарифметическое значение фактор-функции (объем мирового

рынка оказания потребителям образовательных услуг в системе дистанционного обучения); t - время (годы).

Уравнение (5) для последующего решения необходимо представить такими нормальными уравнениями, как:

£ yt = ao-n + ai£ t, X yt -1 = ao •£ t + ai£ t2. (6)

Для нахождения суммарных величин нормальных уравнений (6) составим расчетную экономико-математическую табл. 2, подставив в нее данные о динамике изменений объемов мирового рынка оказываемых образовательных услуг в системе дистанционного обучения и числовые значения времени t = 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7 и 8.

Таблица 2

Экономико-математическое определение суммарных величин времени и объема мирового рынка оказываемых потребителям образовательных услуг системами дистанционного обучения за период 1999-2006 гг. (млрд долл. США) (составлена автором)

Годы t t2 y< yt • t

1999 1 1 1,7 1,7

2000 2 4 3,4 6,8

2001 3 9 5,2 15,6

2002 4 16 6,6 26,4

2003 5 25 9,1 45,5

2004 6 36 12,8 76,8

2005 7 49 17,7 123,9

2006 (прогноз) 8 64 23,7 189,6

Итого 36 204 80,2 486,3

Подставив суммарные значения табл. 2 в нормальные уравнения (6), получим:

80,2 = 8а0 + 36 а., 486,3 = 36а0 + 204Э!. (7)

Для решения нормальных уравнений (7) и нахождения коэффициентов а0 и а1 прогностического уравнения (5) из первого уравнения (7) найдем величину а1:а1= (80,2 - 8а0)/36. Подставив найденное значение а. во второе уравнение (7), получим: 486,3=36 а0 +204(80,2 - 8 а0 )/36, 486,3=36 а0 + 454,5 - 45,3 а0 , а0 = -3,42.

Установленное значение коэффициента а0 подставим в первое уравнение (7): 80,2 = -27,4 + 36 а.,, а. = 2,99.

В итоге прогностическое уравнение (5) для среднесрочных оценок объема мирового рынка образовательных услуг, оказываемых потребителям в процессе дистанционного обучения, примет следующий вид:

у = -3,42 + 2,99! . (8)

Так как динамический ряд, на основе которого создавалось прогностическое уравнение (8), составлял 8 элементов за период 1999-2006 гг., то для среднесрочного периода выберем 2007 и 2008 гг., для которых оценки прогноза, соот-

ветственно, могут быть рассчитаны при величинах t, равных 9 и 10. Подставим в прогностическое уравнение 8, значения t, равные 9 и 10:

2007 г. yt = -3,42+2,999=26,91-3,42=23,49 млрд долл. США

2008 г. yt = -3,42+2,99 10=29,9-3,42=26,48 млрд долл. США

Таким образом, статистически значимое прогностическое уравнение (8) свидетельствует о том, что стоимостный объем мирового рынка образовательных услуг, оказываемых в форме дистанционного обучения, имеет тенденцию к росту в среднесрочном периоде.

Тенденции к росту стоимостных объемов образовательных услуг для персонала промышленных предприятий в системе дистанционного обучения наблюдаются и в народном хозяйстве России как одно из условий повышения стоимостных объемов, качества и конкурентоспособности продукции на основе инновационных изменений в производстве, роста его технического и технологического уровня, эффективности использования ресурсов, уровня квалификации персонала.

Использование экспертных и экономико-математических методов в определении прогностических оценок уровней повышения квалификации работников промышленных предприятий выступает одним из направлений объективизации плановорасчетных обоснований достижения намеченных темпов экономического роста, устойчивого социально-экономического развития в перспективном периоде времени.

Таким образом, прогнозирование социально-экономического, научно-технического развития системы дистанционного обучения персонала промышленного предприятия состоит не только в экстраполяционном переносе тенденций ретроспективного развития на будущий период времени с получением количественных оценок тех или иных результатов, но и в использовании сценарного, экономикоматематического прогнозов для планово-расчетного обоснования достижения необходимых результатов экономического, социального, инновационного характера в перспективном периоде времени, в целом выражаемых приростом уровня квалификации, профессионального мастерства работников, его влиянием на качество производимой продукции, оказываемых услуг, темпы экономического роста, увеличения уровня доходности промышленно-производственного персонала предприятия.

Литература

1. Зайцева Л. От традиционного к дистанционному обучению // Новый коллегиум. 2000. № 3. С. 58-60.

2. Савельев АЯ, Зуев В.М., Галаган А.И., Джалалов С. Прогнозирование развития и мониторинг состояния высшего и среднего профессионального образования. М.: НИИВО, 1998.

3. EpperR.M. Coordination and competition postsecondary distance education // J. of higher education. Columbus, 1997. Vol 68, № 5. P. 551-587.

АБРАМОВ ИГОРЬ ВЛАДИСЛАВОВИЧ родился в 1980 г. Соискатель ученой степени кандидата экономических наук Санкт-Петербургского государственного университета кино и телевидения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.