мической дифференциации. Ее современный критический уровень без активной регулирующей роли руководства области не позволит уменьшить ее.
2. Наличие развитой системы городских поселений является важным конкурентным преимуществом любого региона России.
3. В Омской области фактически отсутствует развитая сеть городских поселений, что приводит к сверхконцентрации всех ресурсов в региональном центре, лишая окраинные территории возможностей ускоренного развития.
4. В создавшихся условиях региональные органы власти не смогут эффективно развивать все муниципальные образования, поэтому необходимо формирование списка территорий «приоритетного» развития.
5. Усиление разрыва в развитии муниципальных образований свидетельствует о том, что на местах не создается условий для развития всех форм производства и социальной сферы.
6. Тарифная политика является эффективным инструментом сглаживания социальноэкономических диспропорций в развитии муниципальных образований Омской области.
7. Одним из этапов повышения эффективности управления социально-экономическим
развитием Омской области может стать объединение муниципальных образований.
Примечания
1 Лаборатория экономического анализа д-ра экон. наук П.А. Ореховского. Обнинск, 2005. www.lab.obninsk.ru/archive.php.
2 Социально-демографическое развитие села: региональный анализ / под ред. Т.И. Заславской, И.Б. Мучника. М., 1980. С. 169.
3 Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 1999 года: докл. / Облкомстат. Омск, 2000. С. 25-26; Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2003 года: докл. / Облкомстат. Омск, 2004. С. 13-14.
4 Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 1999 года. С. 106-107; Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2003 года. С. 70.
5 Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 1999 года. С. 16; Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2003 года. С. 93-94.
6 Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 1999 года. С. 62; Социально-экономическое положение Омской области за январь-декабрь 2003 года. С. 40-41.
7 Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года // Омская правда. 2006. 17 февр. С. 2-3.
8 Усов В. Объединительный чес — бочка дегтя или ложка меда / / Коммерческие вести. 2006. 1 марта. С. 5.
9 Стратегия социально-экономического развития Омской области до 2020 года.
Е.П. БАЛЬЖАНОВА
аспирант Иркутской государственной сельскохозяйственной академии
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ РАЗВИТИЯ РЫНОЧНОЙ СИТУАЦИИ В МЯСОПРОДУКТОВОМ ПОДКОМПЛЕКСЕ ИРКУТСКОЙ ОБЛАСТИ
С целью стабилизации рыночной конъюнктуры в мясопродуктовом подкомплексе составляется прогноз регионального баланса предложения мяса и мясопродуктов и спроса на них на среднесрочную перспективу (до 2010 г.) по трем вариантам развития: пессимистический, реалистический и оптимистический. Прогнозирование на более длительный период не представляется возможным, поскольку ряд исходных данных ограничен только 12 годами, чего явно недостаточно для долгосрочного прогнозирования.
Прогноз развития рынка мяса и мясопродуктов — объективное, вероятностное по своей природе суждение о динамике важнейших характеристик рынка и их альтернативных вариантах при условии подтверждения сформулированных гипотез с целью выработки
маркетинговых рекомендаций для поведения субъекта на рынке. Прогноз конъюнктуры рынка мяса и мясопродуктов предполагает возможные изменения в структуре и объеме потребления, которые сопоставляются с оценками развития производства данной продукции, что позволяет определить соотношение между спросом и предложением, а также вероятный объем реализации продукции.
Своевременное и правильное использование прогноза дает возможность, во-первых, продавать продукцию по наиболее приемлемым ценам; во-вторых, маневрировать ресурсами, использовать их в наиболее выгодных направлениях; в-третьих, принимать оперативные меры по расширению (сокращению) производства в случае ожидаемого значительного улучшения (ухудшения) конъюнктуры.
© Е.П. Бальжанова, 2006
Е.П. БАЛЬЖАНОВА
Чтобы дать прогноз развития рыночной ситуации в Иркутской области, были построены трендовые модели по основным индикаторам конъюнктуры рынка, которые характеризуют зависимость объемов производства и потребления мяса и мясопродуктов от времени. С учетом того что такая зависимость может принимать различные формы, для определения трендов целесообразно использовать линейную, логарифмическую, полиномиальную второй степени, экспоненциальную, степенную функции. Адекватность модели определялась путем выбора тренда с максимальным значением величины достоверности аппроксимации R2. Расчетные значения уровней временного ряда по трендам производства и потребления мяса и мясопродуктов определены подставлением порядкового номера прогнозируемого года в полученное уравнение тренда.
Прогноз рынка мясной продукции предполагает определение перспективной потребности в мясе и мясопродуктах, как отмечалось ранее, в нескольких вариантах, которые различаются между собой прежде всего целью их претворения в жизнь.
Цель пессимистического прогноза — выявить возможные результаты развития мясной отрасли при продолжающихся негативных тенденциях: дальнейшее сокращение поголовья животных, снижение объемов производства мясного сырья, ухудшение обеспечения мясоперерабатывающих предприятий материально-техническими ресурсами, снижение коэффициента использования производственных мощностей на них, ухудшение демографической ситуации и уменьшение потребления мяса и мясопродуктов с учетом минимальных норм потребления, установленных федеральным законом «О прожиточном минимуме в Российской Федерации». При условии реализации данного прогноза в 2007-2010 гг. ожидается снижение объемов производства и потребления мяса и мясопродуктов в среднем на 6-8% и 2-3% в год соответственно. Причем темпы снижения объемов производимой продукции будут значительно превышать темпы сокращения объемов потребления и дефицит мясопродукции к 2010 г. составит 48 тыс. т, или 54,7% от уровня потребности региона. В условиях низкой самообеспеченности доля ввоза из соседних регионов и импортных поставок мяса значительно возрастет и составит в 2007, 2008 и 2010 гг. соответственно
43,0; 48,1 и 47,2%. В результате ухудшения конъюнктуры на иркутском рынке мяса и мясопродуктов произойдет снижение среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов до 41,5 кг в год к 2010 г. вследствие роста цен на привозную продукцию.
В основу реалистического варианта положено развитие мясопродуктового подкомплекса преимущественно интенсивным путем с учетом комплексной реализации факторов роста эффективности товарного производства мяса и мобилизации внутрихозяйственных резервов: увеличение среднесуточных привесов живой массы молодняка и взрослых животных на откорме, повышение уровня производства в отрасли, улучшение ветеринарного обслуживания, организации производства и совершенствование кормовой базы, состояние которой сегодня в значительной степени сдерживает выход животноводства из кризиса. Целесообразным представляется создание в каждом хозяйстве механизма экономического стимулирования работников и ответственности за результаты их деятельности, включающего меры по повышению качества заготавливаемых кормов и их рациональному использованию. Также в основу реалистического варианта прогноза заложены сложившиеся тенденции среднедушевого потребления мяса и мясопродуктов с учетом покупательной способности населения. Данный вариант прогноза может быть реализован к 2009 г. при условии сохранения тенденций роста уровня мясного производства.
Полученные результаты свидетельствуют о том, что применение интенсивных технологий, повышение эффективности мясного животноводства и рентабельная работа сельхозпредприятий позволят увеличить производство мясного сырья в области к 2010 г. до 84,5 тыс. т, что выше среднегодового показателя 2000-2005 гг. на 46,5%. При этом уровень самообеспеченности региона мясом и мясопродуктами достигнет 76,3% при пороговом значении 80%. При сохранении данных тенденций и с учетом сложившихся традиций и покупательной способности населения жителям Иркутской области будет недоставать 28,4% мясных продуктов (исходя из медицинских норм потребления — 75 кг).
Оптимистический вариант прогноза предполагает значительные инвестиционные вливания в отрасль, совершенствование рыночной инфраструктуры, рост реальных доходов населения и
Известия ИГЭА. 2006. № 4 (49)
на этой основе определение уровня спроса на мясо и мясопродукты с учетом рациональных норм потребления. Эффективная поддержка мясопродуктового подкомплекса Иркутской области позволит стимулировать межрегиональный обмен, сформирует базу для интеграции продовольственных рынков, воссоздания специализированных предприятий и комплексов на основе кооперации, интеграции и глубокой постадийной специализации, использующих интенсивные промышленные технологии производства продукции животноводства. В этой связи нам представляется необходимым создание региональной системы распределения государственной поддержки, обеспечивающей эффективные межотраслевые отношения на основе принципа паритетного развития. По мере усиления положительных тенденций в экономическом развитии степень опеки со стороны государства будет постоянно уменьшаться. Благоприятное развитие данного сценария предполагает решение стратегических задач производителей, где важная роль принадлежит планированию объемов производства продукции. В этой связи производственно-технологическое восстановление и дальнейшее развитие мясопродуктового подкомплекса предусматривают выделение приоритетов, которые наиболее отзывчивы на инвестиции с позиций роста производства и его эффективности. При поступательном развитии отрасли данных показателей можно достичь к 2010 г.
При развитии рынка мяса и мясопродуктов по оптимистическому варианту прогнозируемый рост объемов производства достигнет 105 тыс. т, что превысит показатель 2000-2005 гг. (49 тыс. т) более чем вдвое и позволит приблизиться к уровню 1991 г. При этом преобладающую долю в структуре производства мяса будут иметь сельскохозяйственные предприятия (86,5%). Только в этом случае возможны стабилизация конъюнктуры в мясопродуктовом подкомплексе и укреп-
ление продовольственной безопасности. Так, при значительных инвестиционных вливаниях в отрасль, обеспечении расширенного воспроизводства, повышении платежеспособного спроса населения и улучшении демографической ситуации в целом предлагается соотношение собственного производства и потребления на уровне 80%, что удовлетворит потребности населения региона в мясе и мясопродуктах по доступным ценам. Предварительные расчеты показали, что прогнозируемый объем производства мяса позволит полностью загрузить имеющиеся производственные мощности крупных перерабатывающих предприятий. Вместе с тем при расширении конкурентной среды за счет функционирования мелких производств (которые, по оценке 2005 г., производят более 50% колбасных изделий и полуфабрикатов в регионе) и наличии устойчивого платежеспособного спроса на мясную продукцию предполагается насыщение рынка осуществлять за счет ее ввоза из соседних регионов, но на уровне, не превышающем 25%, чего при условии реализации оптимистического варианта возможно достичь к 2010 г. (удельный вес ввоза в общем фонде потребления составит 18,6%). Таким образом, стабилизация конъюнктуры в мясопродуктовом подкомплексе Иркутской области в 20072010 гг. будет способствовать повышению уровня потребления мяса и мясопродуктов до 69 кг на душу населения, что составляет 92% от рекомендуемых медицинских норм.
Прогнозируемое увеличение объемов производства мяса и мясопродуктов в Иркутской области приведет к росту товарного предложения на региональном рынке. Однако следует учитывать, что в условиях открытого рынка и высокой дифференциации населения по уровню доходов очень трудно прогнозировать объемы ввоза продукции и ее вывоза за пределы региона, а также предпочтения потребителей.
М.С. КУЗНЕЦОВ
аспирант
ПРИНЦИПЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИНТЕГРИРОВАННОЙ ЛОГИСТИЧЕСКОЙ ЦЕПИ ОРГАНИЗАЦИИ РОЗНИЧНОЙ ТОРГОВЛИ НА РЫНКЕ ПРОДОВОЛЬСТВИЯ
С течением времени любая розничная стигнутом уровне. Этот выбор обусловлен
организация оказывается перед выбором — прежде всего достигнутым предельным уров-
развиваться дальше или остановиться на до- нем использования организацией возможнос-
© М.С. Кузнецов, 2006