РЕГИОНАЛЬНАЯ И ОТРАСЛЕВАЯ
ЭКОНОМИКА
УДК 620.9:662.6; 621.311; 658.264
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ПОТРЕБНОСТИ В ЭЛЕКТРОЭНЕРГИИ НА РАБОТУ ЭЛЕКТРОТРАНСПОРТА В РЕСПУБЛИКЕ БЕЛАРУСЬ НА ПЕРИОД ДО 2030 ГОДА
Александрович С.А., Зорина Т.Г.
Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси, г. Минск, Республика Беларусь
Резюме: ЦЕЛЬ. Изучить тенденции развития электротранспорта в Республике Беларусь до 2030 года. МЕТОДЫ. При решении поставленной задачи применялся нормативный метод, метод традиционного анализа документов и метод корреляционно-регрессионного анализа. РЕЗУЛЬТАТЫ. На основании состояния и перспектив развития электротранспорта в Республике Беларусь разработаны два сценария развития электротранспорта в стране на период до 2030 года, а также выполнен прогноз потребления электроэнергии электротранспортом к 2030 году. ЗАКЛЮЧЕНИЕ. В соответствии с разработанными сценариями определены прогнозные значения использования легкового электромобильного транспорта и электробусов в Республике Беларусь, а также показатели возможного увеличения потребления электроэнергии в стране на работу электротранспорта на перспективу до 2030 года.
Ключевые слова: Электрическая энергия; электротранспорт; электромобиль; электробус; потребление электроэнергии; прогнозирование.
Для цитирования: Александрович С А.. Зорина Т.Г. Прогнозирование потребности в электроэнергии на работу электротранспорта в Республике Беларусь на период до 2030 года // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2022. Т. 14. № 4 (56). С. 156-167.
FORECASTING THE ELECTRICITY DEMAND FOR ELECTRIC TRANSPORT IN THE REPUBLIC OF BELARUS FOR THE PERIOD UP TO 2030
SA. Aliaksandrovich, TG. Zoryna
Institute of Power Engineering of the National Academy of Sciences of Belarus
Abstract: THE PURPOSE. To study the trends in the development of electric transport in the Republic of Belarus until 2030. METHODS. To solve the problem authors used the normative method, the method of traditional document analysis and the method of correlation-regression analysis. RESULTS. Based on the state and prospects of development of electric transport in the Republic of Belarus, two scenarios for the development of electric transport in the country for the period up to 2030 were developed, and a forecast of electricity consumption by electric transport by 2030 was made. CONCLUSION. In accordance with the developed scenarios, the forecast values of the use of electric cars and electric buses in the Republic of Belarus, as well as indicators of the possible increase in electricity consumption in the country for electric transport operation in the future up to 2030 were determined.
Keywords: Electricity; electric transport; electric car; electric bus; electricity consumption; forecasting.
For citation: Aliaksandrovich SA. Zoryna TG. Forecasting the electricity demand for electric transport in the Republic of Belarus for the period up to 2030. KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY BULLETIN. 2022;14(56):156-167.
Введение
Прогнозы развития электротранспорта выполняется в большом количестве научных и аналитических организаций. Крупнейшими из них можно считать Международное энергетическое агентство [1] и Международное агентство по возобновляемой энергетике [2]. Данные агентства проводят на постоянной основе исследования по уровню развития электротранспорта.
В современной литературе рассматривается большое количество научных и практических вопросов, связанных с динамикой развития электротранспорта [3 -9].
В работе [10] обозначены перспективы развития электротранспорта в России на ближайшее десятилетие.
В статье Ю.С. Валеевой, М.В. Калининой, Т.Г. Зориной, И.Г. Ахметовой [11] предложена концепция создания обобщенной мировой политики развития электротранспорта, реализация которой возможна через четыре группы: финансовую, инфраструктурную, экологическую, информационную.
2020 год показал, что ведущие страны мира начали движение к глобальной электрификации транспорта: было продано более 3 млн электромобилей. Их общее число превысило 10 млн единиц. По прогнозам Международного энергетического агентства, к 2030 г. мировой парк электромобилей может вырасти до 145 млн [1]. О своем намерении отказаться от выпуска автомобилей с двигателем внутреннего сгорания уже объявили крупнейшие автоконцерны.
Беларусь не осталась в стороне от новой тенденции. Данные Министерства энергетики Республики Беларусь свидетельствуют о растущей популярности электромобилей среди белорусских автовладельцев. Если на конец 2015 г. в стране насчитывалось лишь 27 электромобилей, то в декабре 2020 г. - 1,6 тыс. электрокаров, а к июлю 2021 г. - 4 тыс. (рост 150% за 7 месяцев) [12].
В ближайшие 5 лет в Беларуси будут реализовываться задачи по обновлению парка городского пассажирского транспорта и развитию транспортной инфраструктуры. К 2025 году планируется заменить на электробусы 35% городского пассажирского транспорта в Минске и областных городах, к 2030 году - 100% [13].
Актуальность работы обусловлена необходимостью определения оптимальных с точки зрения работы энергосистемы темпов развития электротранспорта в республике, поскольку, с одной стороны, масштабное внедрение электротранспорта способствует расширению использования возобновляемых источников энергии, улучшению экологической ситуации в крупных городах, позволит перераспределить нагрузку в электрических сетях с пиковых часов на ночные и дневные «провалы», что в конечном итоге благотворно скажется на всей энергосистеме, позволит снизить себестоимость электроэнергии и повысить надежность сетей. С другой стороны, в случае массового перехода на электрический транспорт возрастет нагрузка на всю энергосистему (на системы генерации, транспорта и распределения электроэнергии). Неконтролируемая и одновременная зарядка электромобилей может значительно увеличить пиковую нагрузку электросетей. В результате создаются ограничения для роста доли солнечных и ветряных электростанций в энергобалансе, а также создается необходимость дополнительных инвестиций в инфраструктуру электросетей. И в отсутствие необходимого регулирования данного процесса (например, введения интеллектуальной интеграции электромобилей в существующую энергосистему как децентрализованной и гибкой системы хранения энергии), переход на электротранспорт может оказать сильное влияние на экономику.
Научная значимость результатов исследования заключается в решении ряда проблем, связанных с повышением надежности функционирования энергосистемы Республики Беларусь в условиях развития электротранспорта, с отпуском электроэнергии и регулированием ВИЭ, определении оптимальных с точки зрения работы энергосистемы темпов развития электротранспорта в республике и, как следствие, снижении себестоимости производства электроэнергии.
Практическая значимость результатов исследования заключается в возможности их использования при разработке стратегии развития электроэнергетической системы и транспортной инфраструктуры.
Материалы и методы
Согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 годы (далее - Комплексная программа) в Республике Беларусь на перспективу заложены следующие показатели развития электротранспорта [13]:
- Прогнозируемая потребность в средствах электротранспорта (Таблица 1)
- Доля городского пассажирского электротранспорта в общем количестве пассажирского транспорта и показатели развития легкового электротранспорта
(Таблица 2).
Таблица 1
_Прогнозируемая потребность в средствах электротранспорта [14]_
Наименование средств автотранспорта Единица измерения 2023 год 2024 год 2025 год Всего
Республика Беларусь
Электробусы единиц 214 241 250 705
Троллейбусы с автономным ходом единиц 178 206 193 577
Троллейбусы в обычном исполнении единиц 23 23 23 69
В соответстии с Комплексной прогноз потребности в средствах городского электромобильного транспорта осуществлялся на основании графика обновления парка городского пассажирского транспорта.
Таблица 2
Прогнозируемая потребность в средствах электротранспорта [14]_
Наименование показателя Единица Значения показателя по годам
измерения 2022 2023 2024 2025
Доля городского
пассажирского
электротранспорта в общем количестве процентов 37 39 41 43
городского пассажирского
транспорта
Количество
зарегистрированного легкового единиц 6600 8000 10000 12000
электротранспорта в Республике Беларусь
Прогноз развития легкового электромобильного транспорта согласно Комплексной программе осуществлялся на основании данных о количестве зарегистрированных электромобилей на территории Республики Беларусь и с учетом введенных мер по стимулированию развития электротранспорта в стране.
По информации РУП ПО «Белоруснефть» к 2025 году ожидается рост числа электромобилей в автопарке Республики до 90 тыс. единиц, что в свою очередь увеличит потребление электрической энергии на 425 млн. кВт-ч в год (Таблица 3) [15].
Таблица 3
Прогноз развития рынка электромобильного транспорта [15]_
Год Количество электромобилей, единиц Отпуск электроэнергии для целей зарядки, млн. кВт*ч
2023 21 000 95
2024 42 000 198
2025 90 000 425
Для прогнозирования потребности в электроэнергии на работу электротранспорта разработано два сценария развития электромобилей и электробусов в Республике Беларусь до 2030 года - оптимистичный и пессимистичный.
Оптимистичный сценарий основан на данных развития рынка легковых электромобилей в Республике Беларусь в соответствии с прогнозом РУП ПО «Белоруснефть», представленным в таблице 3, а также предположении, что к 2025 году доля электробусов среди городского пассажирского транспорта в Минске и областных городах составит 55%, к 2030 году - 100% (принимая во внимание целевой показатель по доле городского пассажирского электротранспорта в общем количестве городского пассажирского транспорта, заложенный в Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 годы). При этом заложено допущение, что парк городских
пассажирских автобусов будет развиваться в соответствии с темпами развития в период 2015-2019 годы.
Пессимистичный сценарий основан на данных о составе и принадлежности транспортных средств в Республике Беларусь, зарегистрированных ГАИ МВД по состоянию на 01.01.2021 и статистике продаж автомобилей в Республике Беларусь в 20152019 годах, а также данных о прогнозируемой потребности Республики Беларусь в средствах электротранспорта, согласно Комплексной программе развития электротранспорта на 2021-2025 годы. Пессимистичный сценарий
Построим уравнение ряда для динамики использования электромобилей за 2015 -2025 годы (Рисунок 1).
14 12 10
у = 1,8216х -2,8936 R2 = 0,9784
Годы
Рис. 1 .Графическое изображение использования Fig. 1.Graphical representation of the use of electric электромобилей в Республике Беларусь за 2015- vehicles Ш the Republic of Belarus for 2015-2025 2025 гг. в рамках пессимистичного сценария under a pessimistic scenario
Коэффициент детерминации R2 равен 0,9784, т.е. является достаточно высоким, что говорит о том, что модель является приемлемой и можно спрогнозировать показатель на несколько периодов.
Находим прогнозные значения развития электротранспорта в Республике Беларусь до 2030 года (Таблица 4).
Таблица 4
Прогнозные значения использования электромобилей в Республике Беларусь до 2030 года _при пессимистичном сценарии_
Год Количество электромобилей, тыс. шт
2026 13,50
2027 15,32
2028 17,14
2029 18,97
2030 20,79
Аналогично построим уравнение ряда для динамики использования электробусов за 2015 - 2025 годы (Рисунок 2)
1,40 1,20 1,00
^ 0,80
о Id
о 0,60
00 '
о Я)
£ 0,40 §
0,20 0,00 -0,20
у = 0,1972х-0,2207 R2 = 0,9749
2019
2 020
2021
2022 Годы
2023
2024
2025
Рис. 2. Графическое изображение использования Fig. 2. Graphical representation of the use of electric электробусов в Республике Беларусь за 2019-2025 buses in the Republic of Belarus for 2019-2025 гг. в рамках пессимистичного сценария under a pessimistic scenario
Коэффициент детерминации R~ равен 0,9749, что свидетельствует о высоком качестве модели.
Прогнозные значения использования электробусов в республике до 2030 года представлены в таблице 5.
Таблица 5
Прогнозные значения использования электробусов в Республике Беларусь до 2030 года при
пессимистичном сценарии
Год Количество электробусов, тыс. шт
2026 1,36
2027 1,55
2028 1,75
2029 1,95
2030 2,15
Таким образом, в соответствии с пессимистичным сценарием количество единиц электротранспорта в Беларуси к 2030 году составит 22,94 тыс. шт., в т.ч. 20,79 тыс. шт. легковых электромобилей и 2,15 тыс. шт. электробусов (Рисунок 3).
25
20
и 15 л
S—
о" ш
I 10
3
I
22,94
20,92
2019 2020 2021 2022 2023 2024 2025 2026 2027 2028 2029 2030
Годы
• Электромобили Электробусы * Всего
Рис. 3.Прогнозные значения использования Fig. 3. Forecast values of the use of electric vehicles
электромобилей и электробусов в Республике and electric buses in the Republic of Belarus until
Беларусь до 2030 года при пессимистичном 2030 under a pessimistic scenario, thousand units сценарии, тыс. штук
Оптимистичный сценарий
При оптимистичном сценарии уравнения ряда для динамики использования электромобилей в период 2015 - 2025 гг. будем иметь следующий вид (Рисунок 4).
-20,00
Годы
Рис. 4. Графическое изображение использования Fig. 4. Graphical representation of the use of electric электромобилей в Республике Беларусь за 2015- vehicles in the Republic ofBelanisfor 2015-2025 2025 гг. в рамках оптимистичного сценария under the optimistic scenario
Коэффициент детерминации II равен 0,9687, что говорит об устойчивости модели. Прогнозные значения использования электромобилей в Республике Беларусь до 2030 года сведем в таблицу 6.
Таблица 6
Прогнозные значения использования электромобилей в Республике Беларусь до 2030 года _при оптимистичном сценарии_
Год Количество электромобилей, тыс. шт
2026 124,74
2027 174,10
2028 231,53
2029 297,03
2030 370,60
Для прогнозирования развития электробусов на период до 2030 года построим уравнения ряда для использования электробусов в период 2015 - 2025 гг. (Рисунок 5).
33 33 33
I 33 Э. 32
32 32
s
I 32 32 32 32
у = 0,0118х2 - 0,2523х + 32,869 R2 = 0,9316
2016
2017 2018
Годы
2019
Рис. 5 - Графическое изображение использования Fig.5. Graphical representation of the use of electric электробусов в Республике Беларусь за 2016-2019 buses in the Republic of Belarus for 2016-2019. гг. в рамках оптимистичного сценария within the optimistic scenario
Коэффициент детерминации R: равен 0,9316, - достаточно высокий, что говорит о том, что модель является приемлемой и можно спрогнозировать показатель на несколько периодов.
Прогноз использования электробусов выполнялся на основе статистических данных о доле городских пассажирских автобусов среди общего парка автобусов, принадлежащих организациям республики, а также предположении, что к 2025 году доля электробусов среди городского пассажирского транспорта в Минске и областных городах составит 55%, к 2030 году - 100%. При этом заложено допущение, что парк городских пассажирских автобу сов будет развиваться в соответствии с темпами развития в период 2015 - 2019 годы.
Прогнозные значения использования электробусов в Республике Беларусь до 2030 года сведем в таблицу 7.
Таблица 7
Прогнозные значения использования электробусов в Республике Беларусь до 2030 года при _оптимистичном сценарии_
Год Количество электромобилей, тыс. шт
2021 1,66
2022 1,90
2023 2,13
Продолжение таблицы 7
2024 2,36
2025 2,60
2026 2.84
2027 3,32
2028 3,80
2029 4,28
2030 4,78
Таким образом, в соответствии с оптимистичным сценарием количество единиц электротранспорта в Беларуси к 2030 году составит 375,38 тыс. шт., в т.ч. 370,60 тыс. шт. легковых электромобилей и 4,78 тыс. шт. электробусов. (Рисунок 6).
^««Электромобили Электробусы —•— Всего
Рис. 6 - Прогнозные значения использования Fig. б - Forecast values of the use of electric vehicles электромобилей и электробусов в Республике and electric buses in the Republic ofBelanis until Беларусь до 2030 года при оптимистичном 2030 wider an optimistic scenario, thousand units
сценарии, тыс. штук
Прогноз потребления электроэнергии электротранспортом в Республике Беларусь до 2030 года для разработанных сценариев (Рисунок 7, 8) определен на основании прогноза использования электромобилей, а также данным производителей электротранспортных средств по усредненному удельному электропотреблению электротранспортом при значении годового пробега электромобилями и электробусами 15 тыс. км/год и 75 тыс. км/год соответственно.
300
Годы
* Электромобили Электробусы * Всего
Рис. 7. Прогноз потребления электроэнергии Fig. 7. Forecast of electricity' consumption by
электротранспортом в Республике Беларусь до electric transport in the Republic of Belarus until
2030 года при пессимистичном сценарии, млн. 2030 under a pessimistic scenario, million kWh кВт-ч
2500
« Электромобили Электробусы » Всего
Рис. 8. Прогноз потребления электроэнергии Fig. 8. Forecast of electricity consumption by
электротранспортом в Республике Беларусь до electric transport in the Republic of Belarus until 2030 года при оптимистичном сценарии, млн. 2030 under an optimistic scenario, million kWh
кВт-ч
Выводы
Таким образом, в соответствии с разработанными сценариями количество единиц электротранспорта в Беларуси к 2030 году составит:
пессимистичный сценарий - 22,94 тыс. шт., в т.ч. 20,79 тыс. шт. легковых электромобилей и 2,15 тыс. шт. электробусов;
оптимистичный сценарий - 375,37 тыс. шт., в т.ч. 370,60 тыс. шт. легковых электромобилей и 4,78 тыс. шт. электробусов
При развитии электромобилей по пессимистичному сценарию потребление электроэнергии в 2030 году составит 261,04 млн. кВт ч, в т. ч. 99,79 млн. кВт-ч легковыми электромобилями и 161,25 млн. кВт-ч электробусами.
Согласно оптимистичному сценарию развития электромобилей, потребление электроэнергии в 2030 году составит 2137,38 млн. кВт-ч, в т. ч. 1778,88 млн. кВт-ч легковыми электромобилями и 358,5 млн. кВт-ч электробусами.
Полный переход на электромобили обеспечит потребление электроэнергии на уровне 14 млрд. кВт ч при выработке Белорусской АЭС - 18 миллиардов кВт-ч в год [12].
Работа выполнена при поддержке гранта Белорусского республиканского фонда фундаментальных исследований №Т21ЭТ-027.
Литература
1. IEA (2022), Global EV Outlook 2022, IE A, Paris https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2022. License: CC BY 4.0
2. IEA, IRENA, UNSD, World Bank, WHO. 2020. Tracking SDG 7: The Energy Progress Report. World Bank, Washington DC. © World Bank. License: Creative Commons Attribution—Noncommercial 3.0 IGO (CC BY-NC 3.0 IGO). URL: ittps://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agencv/Publication/2020/Mav/SDG7Tracking Energy- Progress 2020.pdf -Дата доступа: 16.11.2022.
3. Babic J., Podobnik V. A Review of Agent-Based Modelling of Electricity Markets in Future Energy Eco-Systems // 2016 International Multidisciplinary Conference on Computer and Energy Science (SpliTech). IEEE. 2016. doi: 10.1109/Sp!iTcch.20 ¡6.7555922.
4. Gnann Т., Stephens Т., Lin Z. et al. What drives the market for plug-in electric vehicles? A review of international PEV market diffusion models // Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2018. V. 93. P. 158-164. doi: https://doi.Org/10.1016/j.rser.2018.03.055.
5. Wee S., Coffman M., La Croix S. Do electric vehicle incentives matter? Evidence from the 50 U.S. states // Research Policy. 2018. V. 47, № 9. P. 1601-1610. doi: https://doi.Org/10.1016/j. respol.2018.05.003.
6. Wolbertus R., Kroesen M., van den Hoed R., Chorus C. Policy effects on charging behaviour of electric vehicle owners and 011 purchase intentions of prospective owners: Natural and stated choice experiments // Transportation Research Part D: Transport and Environment. 2018. Vol. 62. P. 283-297. doi: ttps://doi.org/10.1016/i.trd.2018.03.012.
7. Yang W.. Xiang Y„ Lui J., Gu C. Agent-Based Modeling for Scale Evolution of PlugIn Electric Vehicles and Charging Demand // IEEE Transactions on Power Systems. 2018. V. 33, № 2. P. 1915-1925. doi: https://doi.org/10.1109/tpwrs.2017.2739113.
8. Zhuge C., Wei В., Dong C. et al. Exploring the future electric vehicle market and its impacts with an agent-based spatial integrated framework: A case study of Beijing, China // Journal of Cleaner Production. 2019. V. 221. P. 730-737. doi: https://doi.Org/10.1016/i.iclepro.2019.02.262/
9. Lee H., Clark A. Charging the Future: Challenges and Opportunities for Electric Vehicle Adoption. Working paper. Cambridge, Mass, 2018. URL: https://projects.iq.liarvard.edu/files/energyconsortium/files/rwp 18-026_lee_l.pdf Дата доступа: 16.11.2022.
10. Демидов Дмитрий Игоревич, Пугачёв Владимир Валерьевич. Прогноз глобального развития электротранспорта и инфраструктуры электрических заправочных станций // Известия ОГАУ. 2019. №5 (79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-globalnogo-razvitiya-elektrotransporta-i-infrastriiktury-elektricheskih-zapravoclinyh-stantsiy Дата доступа: 16.11.2022.
11. Валеева Ю.С, Калинина М.В.. Зорина Т.Г., Ахметова И.Г. Стимулирование развития электротранспорта как инструмент развития территории // Вестник Казанского государственного энергетического университета. 2022. Т. 14. № 1 (53). С. 155-172.
12. Официальный сайт Министерства энергетики Республики Беларусь - URL:
https://niinenergo.gov.bv/press/glavnve-novosti/viktor-karankevich-cliislo-elektromobilev-v-belarusi-uvelichilos-do-4-tvs-/ - Дата доступа: 16.11.2022.
13. Официальный сайт Департамента по энергоэффективности Государственного комитета по стандартизации Республики Беларусь. URL: https://energoeffect.gov.bv/news/news 2021/20210421 newsl - Дата досту па: 16.11.2022.
14. Комплексная Программа развития электротранспорта на 2021-2025 годы. Утверждена Постановлением Совета Министров Республики Беларусь 09.04.2021 № 213 URL: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100213_1618347600.pdf-Дата доступа: 27.11.2022.
15. Котик A.B. «О развитии зарядной инфраструктуры» // Материалы форума Е-Mobility 2020, Минск, 2020 г.
Авторы публикации
Александрович Сергей Александрович - магистр технических наук, старший научный сотрудник лаборатории «Энергобезопасность», Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси.
Зорина Татьяна Геннадьевна - доктор экономических наук, профессор, заведующий сектором «Экономика энергетики». Институт энергетики Национальной академии наук Беларуси.
References
1. IEA (2022), Global EV Outlook 2022, IEA, Paris https://www.iea.org/reports/global-ev-outlook-2022, License: CC BY 4.0
2. IEA, IRENA. UNSD, World Bank, WHO. 2020. Tracking SDG 7: The Energy Progress Report. World Bank, Washington DC. © World Bank. License: Creative Commons Attribution—Noncommercial 3.0 IGO (CC BY-NC 3.0 IGO). URL: ittps://www.irena.org/-/media/Files/IRENA/Agencv/Publication/2020/Mav/SDG7Tracking Energy Progress 2020.pdf -Accessed to: 16.11.2022.
3. Babic J, Podobnik VA Review of Agent-Based Modelling of Electricity Markets in Future Energy Eco-Svstems. 2016 International Multidisciplinar»1 Conference on Computer and Energy Science (SpliTech). IEEE. 2016. doi: 10.1109/SpliTech.2016.7555922.
4. Gnann T, Stephens T, Lin Z. et al. What drives the market for plug-in electric vehicles? — A review of international PEV market diffusion models. Renewable and Sustainable Energy Reviews. 2018;93:158-164. doi: https://doi.Org/10.1016/j.rser.2018.03.055.
5. Wee S, Coffman M, La Croix S. Do electric vehicle incentives matter? Evidence from the 50 U.S. states. Research Policy. 2018;47(9):1601-1610. doi: https://doi.Org/10.1016/j. respol.2018.05.003.
6. Wolbertus R. Kroesen M, van den Hoed R., Chorus C. Policy effects on charging behaviour of electric vehicle owners and on purchase intentions of prospective owners: Natural and stated choice experiments. Transportation Research Pari D: Transport and Enviromnent. 2018;62:283-297. doi: https://doi.org/10.1016/i trd.2018.03.012.
7. Yang W, Xiang Y, Lui J, Gu C. Agent-Based Modeling for Scale Evolution of Plug-In Electric Vehicles and Charging Demand. IEEE Transactions on Power Systems. 2018. Vol. 33, № 2. P. 1915—1925. doi: https://doi.org/10.1109/tpwrs.2017.2739113.
8. Zliuge C, Wei B, Dong C. et al. Exploring the future electric vehicle market and its impacts with an agent-based spatial integrated framework: A case study of Beijing. China // Journal of Cleaner Production. 2019;221:730-737. doi: https://doi.Org/10.1016/i.iclepro.2019.02.262/
9. Lee H, Clark A. Charging the Future: Challenges and Opportunities for Electric Vehicle Adoption. Working paper. Cambridge, Mass, 2018. URL: https://projects.iq.liarvard.edu/files/energyconsortium/files/rwpl8—026_lee_l.pdf - Accessed to: 16.11.2022.
10. Demidov Dmitry Igorevich, Pugachev Vladimir Valerievich Forecast of the global development of electric transport and the infrastructure of electric filling stations. Iz\>estiva OGA U. 2019;5:(79). URL: https://cyberleninka.ru/article/n/prognoz-globalnogo-razvitiya-elektrotransporta-i-infrastraktury-elektricheskih-zapravoclmyh-stantsiy.Accessed to: 16.11.2022.
11. Valeeva JS, Kalinina MV, Zorina TG. Akhmetova IG. Encouraging the development of electric transport as a tool for territorial development. KAZAN STATE POWER ENGINEERING UNIVERSITY BULLETIN. 2022;14; 1(52): 155-172.
12. Official website of the Ministry of Energy of the Republic of Belarus. URL: litti3s://ininenergo.gov.by/press/glavnye-novosti/viktor-karankevich-cliislo-elektromobiley-v-belarusi-uvelichilos-do-4-tys-/ Accessed to: 16.11.2022.
13. Official website of the Department for Energy Efficiency of the State Committee for Standardization of the Republic of Belarus. URL: https://energoeffect.gov.by/news/news_2021/20210421_newsl - Accessed to: 16.11.2022.
14. Comprehensive Program for the Development of Electric Transport for 2021-2025. Approved by the Decree of the Council of Ministers of the Republic of Belarus 09.04.2021 № 213 -URL: https://pravo.by/upload/docs/op/C22100213_1618347600.pdf. Accessed to: 16.11.2022.
15. Kotik A.V. On the development of charging infrastructure. Proceedings of the E-Mobility 2020 forum, Minsk, 2020
Authors of the publication
Sergey A. Aleksandrovich - Master of Technical Sciences, Senior Researcher of the Laboratory «Energy Security», Institute of Power Engineering of the National Academy of Sciences of Belarus.
Tatyana G. Zoryna - Doctor of Economics, Professor, Head of the Sector «Economics of Energy» Institute of Power Engineering of the National Academy of Sciences of Belarus.
Получено 17.11.2022г.
Отредактировано 24.11.2022г
Принято 01.12.2022г.