Проблематика транспортных систем
12
Заключение
Можно считать, что цели, поставленные в задании, достигнуты, а именно: определены частотные и моментные характеристики символов. Результаты работы позволят облегчить формализацию распознавания рукописных символов в документации.
Дальнейшая работа может быть проведена по многим направлениям. Одно из них - вывод аналитических отношений для моментных характеристик букв. Такая необходимая и нужная работа может быть проведена только на основании данных, подобных предлагаемым в настоящей статье.
Библиографический список
1. Основы теории алгебраических инвариантов / Г. Б. Гуревич. - М; Л. : ОГИЗ, 1948. - 461 с.
2. Computer Recognition of Unconstrained Handwritten Numerals / Hatem M.R. Abou-zeid, Akrem S. El-ghazal, and Ammer A. Al-khatib // Circuits and Systems. Proceedings of the 46th IEEE International Midwest Symposium : 2003. - MWSCAS '03.
3. Геометрические вероятности / M. Кендалл, П. Моран. - М. : Наука, 1972. -
192 с.
Статья поступила в редакцию 10.02.2010;
представлена к публикации членом редколлегии В. В. Сапожниковым.
УДК 656.222.3:656.225.073 А. А. Гуламов
ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ОБЪЁМОВ ПЕРЕВОЗОК ГРУЗОВ НА УЗБЕКСКОЙ ЖЕЛЕЗНОЙ ДОРОГЕ
Рассматривается прогнозирование объёмов перевозок грузов в зависимости от изменения такого важного макроэкономического показателя, как валовой внутренний продукт. Взаимосвязь между валовым внутренним продуктом и объёмом перевезенных грузов осуществляется применением метода экстраполяции и регрессии. Расчеты были проведены на примере Государственно-акционерной железнодорожной компании «Узбекистон темир йуллари» (ГАЖК УТЙ).
валовой внутренний продукт, корреляция, регрессия, экстраполяция, прогноз.
Введение
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
Железнодорожный транспорт является одной из фондоемких отраслей производства, поэтому в период экономического роста Узбекистана расширение международных торговых связей, развитие и интеграция бизнеса требуют повышения объемов перевозок и качества предоставляемых услуг.
Рыночная экономика требует восстановления, а порой и переосмысления принципиальных положений о роли транспорта в функционировании и развитии экономики страны. Это обусловлено еще и тем, что рыночные отношения внесли определенные изменения в распределение капитала и это повлияло на потенциал транспортного комплекса.
Перемещение грузов связано с объективной необходимостью общественного воспроизводства. Транспорт, независимо от формы собственности, обеспечивает технологическое и географическое разделение труда, специализацию и кооперирование производства материальной продукции регионов и даже отдельных стран. Транспорт, обеспечивая возможность товарообмена, гармонизацию рыночных отношений, развитие культурных связей, тем самым способствует росту объемов производства промышленной и сельскохозяйственной продукции, повышению качества товаров, снижению цен, увеличению национального богатства регионов, страны.
Процесс прогнозирования играет важную роль в управлении предприятием и достаточно актуален в настоящее время. На железнодорожном транспорте выбор метода прогнозирования приобретает первостепенную роль, поскольку, зная тенденцию, можно сделать предварительные выводы относительно разных процессов, явлений и реакций.
Одним из основных показателей железнодорожного транспорта является объем перевозки грузов, и определение взаимосвязи с основным макроэкономическим показателем - ВВП - является актуальной проблемой.
1 Взаимосвязь между валовым внутренним продуктом и произведенной продукцией железнодорожного транспорта
Валовой внутренний продукт (англ. Gross Domestic Product) -рыночная стоимость всех конечных товаров и услуг (то есть предназначенных для непосредственного употребления), произведённых за год во всех отраслях экономики на территории государства для потребления, экспорта и накопления, вне зависимости от национальной принадлежности использованных факторов производства.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
14
Валовой внутренний продукт (ВВП) может быть рассчитан тремя способами: производственным методом, методом использования доходов и методом формирования ВВП по источникам доходов. Наиболее явно взаимосвязь между объемом валового внутреннего продукта и объемом производства промышленной продукции просматривается при расчете ВВП производственным методом. В этом случае ВВП определяется как сумма валовой добавленной стоимости всех отраслей или секторов в основных ценах плюс налоги на продукты. Влияние промышленности на формирование валового внутреннего продукта показано в табл. 1.
Поскольку транспорт влияет на уровень ВВП, правомерно воспользоваться и обратной связью этой закономерности, т. е. осуществлять прогнозирование объемов перевозок на транспорте.
Железнодорожный транспорт в Узбекистане занимает ведущее положение. Анализ перевозочной работы всех видов транспорта показывает, что доля железных дорог в грузовых перевозках составляет 54,4% (по отправлению грузов) и 90% (по грузообороту).
Качественные показатели работы транспорта наиболее полно отражают экономическую эффективность его работы. Важнейшими показателями качества грузовых перевозок на железных дорогах ГАЖК УТИ являются:
• регулярность и своевременность перевозок, обеспечивающие ритмичную потребность предприятий в сырье, топливе, материалах и другой продукции;
• безопасность движения на единицу перевозок;
• сохранность перевозимых грузов;
• скорость и сроки доставки грузов.
Уровень валового внутреннего продукта и объемы производства промышленной и сельскохозяйственной продукции представлены в табл. 1
[3].
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
ТАБЛИЦА 1. ВВП и объем промышленной и сельскохозяйственной продукции
за 2005-2008 гг.
Показатель Годы
2005 2006 2007 2008
ВВП, млрд. долл. 13,65 17,02 22,30 27,88
Объем промышленной продукции, млрд. долл. 9,6 12,01 14,44 18,92
Объем сельхозпродукции, млрд. долл. 4,05 5,01 7,86 8,96
Соотношение объема промышленной/сельхоз-продукции в ВВП, % 70,3/29,7 70,5/29,5 64,7/35,3 67,8/32,2
Из таблицы 1 видно, что в течение ряда лет изменение объемов промышленной и сельскохозяйственной продукции и ВВП происходит не дискретно, а по нарастающей прямой. Рассмотрим более подробно, каким образом взаимосвязаны эти показатели между собой.
Валовой внутренний продукт представляет собой конечный результат производственно-хозяйственной деятельности всех экономических структур и может быть определен тремя способами: производственным методом, методом использования доходов и методом определения ВВП по источникам их формирования. Наиболее явно взаимосвязь между объемом валового внутреннего продукта и объемом созданной промышленной продукции просматривается при расчете ВВП производственным методом.
В этом случае ВВП определяется как разность между выпуском товаров и услуг в целом по стране и промежуточным потреблением или как сумма добавленных стоимостей, создаваемых в отраслях экономики, плюс чистые налоги на продукты (налоги за вычетом субсидий на продукты).
Динамика изменения объемов промышленной продукции и ВВП представлена на рис. 1. Дальнейшие исследования показали, что коэффициент корреляции между значениями объема промышленной продукции и ВВП составляет 0,981, что позволяет утверждать о высокой зависимости между ВВП и объемом промышленной продукции.
Высокая взаимосвязь ВВП с промышленной продукцией не дает достаточного обоснования утверждать, что с ростом ВВП будет расти и объем перевозок на железнодорожном транспорте.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
16
Рис. 1. Динамика показателей ВВП и промышленной продукции
Для обоснования упомянутой выше взаимосвязи воспользуемся коэффициентом перевозимости на железнодорожном транспорте Кпержд, который показывает долю грузов, перевезенных железнодорожным транспортом, от общего объема произведенной в стране продукции:
К
пер.ж.д
где ^ Pt - объем перевозок i-го груза, т;
^<2г _ объем производства i-го груза, т.
После вычисления Кпержд по видам грузов определяем
среднеарифметическое значение, которое составляет 0,7806.
На основе регрессионного анализа, параметры которого представлены в табл. 2, была построена модель для прогнозирования объемов перевозок грузов.
ТАБЛИЦА 2. Параметры регрессионного анализа
№ п/п Показатели Значение
1 Множественный R 0,998
2 R-квадрат 0,996
3 Нормированный R-квадрат 0,663
4 Стандартная ошибка 1,676
5 Наблюдения 13
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
6
Коэффициент А’пер.ж.д
0,7806
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
18
2 Модель прогноза объема грузовых перевозок на основе прироста валового внутреннего продукта
Объем перевозок грузов в прогнозируемом периоде:
Р =Р
1 /+1 1 t
Лост±Ф,
где Pt+l - объем перевозок в прогнозируемом году, млн. т; Pt - объем перевозок в году t, млн. т; крост - коэффициент роста объемов перевозок;
Ф - стандартная ошибка.
Коэффициент роста объемов перевозок
к
Т —
DDTT 1
рост
ВВП К %ТГ . 1
' ' ^оп ' ^пер.ж.д "г 1 *
100
где Тввп - прогнозируемый темп прироста ВВП в году t;
коп - средний коэффициент опережения. Коэффициент опережения
Т
ТГ _ 1 ??ввп .
^ОП _ гр 5
nr
где ТиВВП - темп прироста ВВП;
Тпг - темп прироста объемов перевозок.
Для сопоставления динамики развития темпов перевозки грузов и темпов прироста ВВП используем коэффициент опережения, представляющий отношение темпов прироста рассматриваемых явлений. Коэффициент опережения в 2008 году
к
15,4
9,0
= 1,71.
Средний коэффициент опережения
^ОП=^Д,
где к - коэффициент опережения;
= ф, 33 • 1,23 • 0,57 • 0,58 = 1,07.
Следовательно, на 1% прироста ВВП приходится 1,07% прироста объемов грузов, перевозимых железнодорожным транспортом. Коэффициент роста объемов перевозок в 2009 году составит:
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
о о
к = —1—1,07 • 0,7806 + 1 = 1,066.
р°ст 100 ’ ’ ’
соответственно
78,31-1,066 -1,676 > 78,31 • 1, 066 +1,676.
С учетом определенной нами зависимости между объемом ВВП и объемом перевезенного груза на железнодорожном транспорте можем выполнить прогнозирование объемов перевозок на железной дороге ГАЖК УТЙ.
Прогноз объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте предполагает два варианта экономического роста ВВП страны:
• консервативный вариант (ежегодный прирост ВВП
5-6%);
• оптимистичный вариант (ежегодный прирост ВВП 7-9%).
При этом прогнозирование выполнено следующими методами:
• экстраполяции;
• регрессионного и корреляционного анализа.
Методы экстраполяции сложившихся тенденций являются, пожалуй, самыми распространенными и наиболее разработанными среди всей совокупности методов прогнозирования. Использование экстраполяции в прогнозировании для данной задачи имеет в своей основе предположение о том, что рассматриваемый процесс изменения переменной представляет собой сочетание двух составляющих - регулярной и случайной:
у{х) = f {а,х) + п{х)
Считается, что регулярная составляющая f (а, х) является гладкой функцией от аргумента (в большинстве случаев - времени), описываемой конечномерным вектором параметров а, которые сохраняют свои значения на периоде упреждения прогноза.
Случайная составляющая n( х) обычно считается некоррелированным случайным процессом с нулевым математическим ожиданием. Ее оценки необходимы для дальнейшего определения точностных характеристик прогноза.
Экстраполяционные методы прогнозирования основной упор делают на выделение наилучшего в определенном смысле описания тренда и на определение прогнозных значений путем его экстраполяции. Методы экстраполяции во многом пересекаются с методами прогнозирования по регрессионным моделям. Иногда их различия сводятся лишь к различиям в терминологии, обозначениях или написании формул. Тем не менее сама по
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
20
себе прогнозная экстраполяция имеет ряд специфических черт и приемов, позволяющих причислить ее к некоторому самостоятельному виду методов прогнозирования.
Корреляционно-регрессионный анализ представляет собой совокупность статистико-математических методов, используемых для количественного анализа связей между социально-экономическими явлениями и процессами. Регрессионный анализ тесно связан с корреляционным. При выполнении предпосылок корреляционного анализа выполняются предпосылки регрессионного анализа. В то же время регрессионный анализ предъявляет менее жесткие требования к исходной информации. Так, например, проведение регрессионного анализа возможно даже в случае отличия распределения случайной величины от нормального, как это часто бывает для технико-экономических величин. В качестве зависимой переменной в регрессионном анализе используется случайная переменная, а в качестве независимой - неслучайная переменная.
3 Расчет объемов грузоперевозок с использованием математической модели в соответствии с условиями развития ВВП
На основе предложенной математической модели прогнозирования объемов перевозок грузов на железнодорожном транспорте производится расчет предстоящего объема грузоперевозок. Воспользовавшись данными Государственного комитета Республики Узбекистан по статистике, спрогнозируем объем грузовых перевозок ГАЖК УТЙ [3].
Прогнозируемый темп прироста ВВП (ГиВвп) применяется в соответствии с вариантом прогноза. Исходные данные для расчета грузоперевозок представлены в табл. 3.
ТАБЛИЦА 3. Исходные данные для расчета грузоперевозок
Год Перевезено грузов ж.-д. транспортом Темп прироста ВВП, % Коэффициент перевозимости на железнодорожном транспорте ^"пер.ж.д Коэффиц иент опережен ия ^оп
Млн. тонн Темп прироста, %
2005 53,84 - - 0,7504 -
2006 54,99 2,1 7,0 0,7907 3,33
2007 58,21 5,9 7,3 0,7932 1,23
2008 67,84 16,5 9,5 0,7709 0,57
2009 78,31 15,4 9,0 0,7678 0,58
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
Таблица 3 показывает, что увеличение ВВП положительно сказывается на увеличении объемов перевозок, при этом доля железнодорожного транспорта в грузоперевозках стабильно остается в диапазоне 75-78 процентов от общих перевозок грузов в Республике Узбекистан. Коэффициент опережения на железнодорожном транспорте показывает отношение единицы роста грузоперевозок на единицу роста ВВП.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
22
ТАБЛИЦА 4. Прогноз объемов грузоперевозок (консервативный вариант,
прирост ВВП 5-6% )
Год Показатели
ТпВВП ^рост Объем грузоперевозок (верхняя граница) Объем грузоперевозок (нижняя граница)
2010 7,4 1,061 81,41 84,76
2011 5,0 1,04 83,13 89,97
2012 6,0 1,035 85,62 96,16
2013 5,0 1,03 87,52 101,85
2014 6,0 1,035 90,23 108,63
Из таблицы 4 видно, что при умеренном развитии экономики республики коррелируемый показатель железнодорожного транспорта будет увеличиваться в среднем на 4% в год.
ТАБЛИЦА 4. Прогноз объемов грузоперевозок (оптимистичный вариант,
прирост ВВП 7-9% )
Год Показатели
ТпВВП ^рост Объем грузоперевозок (верхняя граница) Объем грузоперевозок (нижняя граница)
2010 7,0 1,058 81,21 84,56
2011 8,0 1,066 84,96 91,89
2012 8,0 1,075 89,67 100,47
2013 7,0 1,058 93,24 108,02
2014 8,0 1,066 97,79 116,91
Из таблицы видно, что при оптимистичном варианте развития экономики страны средний рост объемов грузоперевозок составит 6,4%.
120
2010 2011 2012 2013 2014
Объем грузоперевозок {оптимистичный вариант)
Объем грузоперевозок {консервативный вариант)
годы
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1
Проблематика транспортных систем
Рис. 2. Прогноз объемов перевозок грузов ГАЖК УТЙ по вариантам
Заключение
Результаты расчетов с применением математической модели взаимосвязи макроэкономического показателя - валового внутреннего продукта - и одного из основных показателей железнодорожного транспорта - объема грузоперевозок - показали, что в результате 1% роста ВВП рост грузоперевозок увеличивается в среднем на 1,05-1,07%. Поскольку прогнозирование занимает важную ступень в менеджменте ГАЖК УТЙ, полученные прогнозные значения объемов грузоперевозок могут быть использованы в стратегии формирования технических средств.
Библиографический список
1. Железнодорожное хозяйство. Его экономические особенности и его отношения к интересам страны. Т. 1 / А. И. Чупров. - М., 1875. - 120 с.
2. Выводы профессора В. Лунгардта об общепринятом значении железных дорог // Журнал МПС. - 1894. - Кн. 3. - С. 10-18.
3. Статистический ежегодник Республики Узбекистан / Госкомстат, 2008. -
420 с.
4. Экономика Узбекистана: Центр экономических исследований / USAID. -2008. - URL: http://www.statistics.uz/ru/sources/i/uzbekistan_economy.ru.pdf (дата обращения: 06.10.2009).
5. Статистические методы прогнозирования / Е. М. Четыркин. - 2-е изд. - М. : Статистика, 1977. - 200 с.
6. Прогнозирование грузовых потоков / Н. В. Правдин, М. Л. Дыканюк, В. Я. Негрей. - М. : Транспорт, 1987. - 247 с.
Статья поступила в редакцию 28.01.2010;
представлена к публикации членом редколлегии А. Н. Ефановым.
УДК 681.326.7 Д. В. Ефанов
ГЕНЕРАТОР ТЕСТЕРА КОДА С СУММИРОВАНИЕМ НА НОВОЙ ЭЛЕМЕНТНОЙ БАЗЕ
Рассматривается задача построения генераторов тестеров кодов с суммированием при использовании мультиплексоров.
код с суммированием, тестер, генератор, мультиплексор.
ISSN 1815-588 Х. Известия ПГУПС
2010/1