Научная статья на тему 'Прогнозирование нервнопсихического развития детей, перенесших внутриутробную гипоксию'

Прогнозирование нервнопсихического развития детей, перенесших внутриутробную гипоксию Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
970
75
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Мать и дитя в Кузбассе
ВАК
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О Н. Сергеева, И М. Сутулина

Перинатальные поражения ЦНС являются одной из ведущих причин нарушений психо-речевого и статико-моторного развития (1,2). Практически почти любое, более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению в психическом развитии (3). Функциональные нарушения перинатального генеза могут манифестировать в различные сроки, их декомпенсация происходит по мере возрастания требований, предъявляемых к нервно-психическим функциям в процессе развития (4). Ни благополучная клиническая картина, ни неизмененная нейросонограмма в остром периоде не являются абсолютными критериями истинного состояния нервной ткани и характера ее повреждения (2). Компенсаторные возможности мозга, особенно в периоде раннего детства, велики, но полноценность этой компенсации, исход перинатального повреждения на сегодняшний день, могут быть оценены лишь тогда, когда основные функции нервной системы уже проявили себя и вступили в стадию формирования (1). Однако до настоящего времени не разработаны эффективные прогностические алгоритмы, позволяющие с достаточной степенью точности прогнозировать отдаленные последствия перинатального поражения ЦНС.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О Н. Сергеева, И М. Сутулина

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Прогнозирование нервнопсихического развития детей, перенесших внутриутробную гипоксию»

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

О.Н. Сергеева, И.М. Сутулина

Кемеровская государственная медицинская академия, Кемеровский областной перинатальный центр

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ВНУТРИУТРОБНУЮ ГИПОКСИЮ

Перинатальные поражения ЦНС являются одной из ведущих причин нарушений психо-речевого и статико-моторного развития (1,2). Практически почти любое, более или менее длительное патологическое воздействие на незрелый мозг может привести к отклонению в психическом развитии (3).

Функциональные нарушения перинатального генеза могут манифестировать в различные сроки, их декомпенсация происходит по мере возрастания требований, предъявляемых к нервно-психическим функциям в процессе развития (4). Ни благополучная клиническая картина, ни неизмененная нейросонограмма в остром периоде не являются абсолютными критериями истинного состояния нервной ткани и характера ее повреждения (2). Компенсаторные возможности мозга, особенно в периоде раннего детства, велики, но полноценность этой компенсации, исход перинатального повреждения на сегодняшний день, могут быть оценены лишь тогда, когда основные функции нервной системы уже проявили себя и вступили в стадию формирования (1). Однако до настоящего времени не разработаны эффективные прогностические алгоритмы, позволяющие с достаточной степенью точности прогнозировать отдаленные последствия перинатального поражения ЦНС.

Материалы и методы исследования

Под наблюдением с рождения до трехлетнего возраста находились 63 ребенка, перенесших перинатальную гипоксию.

В работе использовалась методика оценки нервно-психического развития детей раннего возраста А.Ю. Панасюка и Л.А. Бударевой (5) с определением коэффициента психического развития (КПР), осуществлялась оценка сфер нервно-психического статуса по общепринятым описательным критериям (6,7), для разработки прогностических алгоритмов применялись корреляционный анализ и неоднородная последовательная процедура распознавания, основанная на анализе Вальда.

Результаты и их обсуждение

Наиболее частыми причинами перинатальной гипоксии были хроническая фетоплацентарная недостаточность, гестозы беременной, острая асфиксия в родах. У 13 детей (20,6 %) гипоксия была тяжелой степени, у 50 детей (79,4 %) - средней степени тяжести. Внутричерепные кровоизлияния гипоксического характера (САК и ПИВК) были выявлены у 21 ребенка (33,3 %).

Признаки сочетанного поражения головного и спинного мозга отмечались у 35 детей (55,6 %). На первом году жизни гипертензионно-гидроцефальный синдром различной степени тяжести наблюдался у 25 детей (40,0 %), судорожный синдром - у 3 детей (4,8 %), двигательные расстройства - у 6 детей (9,5 %). В динамике на втором и третьем годах жизни явления гипертензионно-гидроцефального синдрома купировались у большинства детей, и к 3 годам сохранились лишь у 4 детей (6,3 %), судорожный синдром и двигательные расстройства встречались с той же частотой.

При оценке уровня психического развития в возрасте 1 года КПР, равный 91-111, и соответствующий нормальному уровню психического развития, был установлен у 21 ребенка (30,0 %). У 28 детей (44,4 %) КПР был равен 83-90, что соответствует пограничной зоне психического развития. У 16 детей КПР был ниже 82, что говорит о задержке психического развития. У 51 ребенка (81 %) в возрасте 1 года выявлена задержка речевого развития. В 34 случаях (54 %) отмечена задержка тонкой моторики, в 8 случаях (13,0 %) - задержка грубой моторики; 40 детей (63,5 %) были гипервозбудимыми; 49 детей (78,0 %) - эмоционально лабильными, 9 детей (14,0 %) имели признаки агрессивности.

При определении уровня психического развития в двухлетнем возрасте нормальный диапазон КПР выяв-

КНР от 91 КПРот83 КНР иг 67 КПР менее до 111 до 90 до 82 67

Рисунок 1.

Коэффициент психического развития (КПР) у детей первых трех лет жизни, перенесших перинатальную гипоксию

лен у 17 детей (27,0 %), диапазон пограничного развития - у 30 (47,6 %), задержка нервно- психического развития - у 16 (25,3 %). У 53 детей этого возраста (84,0 %) отмечалась задержка речевого развития; 45 детей (71,4 %) были эмоционально лабильными; 42 ребенка (66,7 %) - двигательно расторможенными; 10 человек (15,8 %) проявляли агрессию; у 41 ребенка (65,1 %) найдена задержка тонкой моторики; у 7 (11,1 %) - задержка грубой моторики.

В трехлетнем возрасте при определении КПР диапазон нормального уровня выявлен у 19 человек (30,2 %), пограничный диапазон - у 22 (34,9 %), задержка нервно-психического развития - у 22 (34,9 %). Задержка речевого развития в трехлетнем возрасте отмечена у 52 детей (82,5 %); у 43 детей (68,3 %) - задержка тонкой моторики; двигательно расторможенными и эмоционально лабильными оказались по 41 ребенку (65,1 %); повышенная возбудимость сохранялась у 28 детей (44,4 %); агрессивными были 15 детей (23,8 %); задерж- ; ка грубой моторики определялась у 13 человек (20,6 %).

При сравнении КПР в 1, 2 и 3 года (рис. 1) отмечено, что уровень нормального психического развития во всех возрастных группах имели около 30 % детей, перенесших перинатальную гипоксию. Дети с пограничным уровнем развития составили в двухлетнем возрасте 47,6 %, в трехлетнем - 34,9 %. Задержка нервно-психического развития с КПР менее 82 выявлена у 25,4 % детей в 1 и 2 года, с увеличением до 34,9 % в трехлетнем возрасте. Грубая задержка развития (КПР менее 67) отмечалась у 3 детей (4,7 %), без возрастной динамики.

При анализе динамики развития детей по сферам нервно-психического статуса в 1, 2 и 3 года (рис. 2) отмечена высокая стабильность задержки речевого развития, эмоциональной лабильности, двигательной ра-сторможенности. У большинства детей страдала тон-

кая моторика, с тенденцией к увеличению в трехлетнем возрасте. Задержка грубой моторики и агрессивность встречались в возрасте 1 года у относительно небольшой части детей; к трем годам они регистрировались значительно чаще. Повышенная возбудимость с возрастом достоверно встречалась реже.

Чувствительность ЦНС к гипоксии у мальчиков была достоверно выше. Задержка нервно- психического развития (КПР менее 82) среди мальчиков в трехлетнем возрасте отмечалась в 1,5 раза чаще по сравнению с девочками. У мальчиков значительно чаще регистрировались задержка речевого развития и тонкой моторики, агрессивность, что, вероятно, и является основой для более частого формирования у них затруднений в обучении и асоциального поведения в школьном возрасте.

При проведении корреляционного анализа параметров нервно-психического статуса детей трехлетнего возраста, перенесших перинатальную гипоксию, с клинико-анамнестическими данными, характеризующими состояние здоровья матери, особенности течения беременности, родов и периода ранней адаптации, состояние здоровья детей на первом году жизни, были определены факторы риска формирования нарушений нервно- психического развития детей.

Установлено, что задержка речевого развития в трехлетнем возрасте коррелирует с порядковым номером беременности, отягощенностью акушерско-гине-кологического анамнеза, родоразрешением путем ке-

Рисунок 2.

Задержка отдельных сфер психического развития у детей первых трех лет

ПРОГНОЗИРОВАНИЕ НЕРВНО-ПСИХИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ, ПЕРЕНЕСШИХ ВНУТРИУТРОБНУЮ ГИПОКСИЮ

Таблица 1

Алгоритм прогнозирования нервно-психического развития в трехлетнем возрасте у детей, перенесших перинатальную гипоксию

Прогностические коэ

Фактор риска

Повторная беременность

ЭГП у матери

ОАГАу матери

Пгстозы беременной

Кесарево сечение

Асфиксия в родах

Тнжечан асфиксия в родах

ИВЛвРНП

Синдром угнетения в РНП

Сочетанное поражение ЦНС

САК

Судорожный синдром

ГГС

Пол

есть -5,6 -2,1

нет 1,7 2,2

есть -1,1

нет 7.2

есть -1,8 -3,8

нет 0.8 1.8

есть -1 -2,4 -2,4

нет 1,2 3,9 5.5

есть -0,4 -1 -1.3

нет 1,7 3.4 6.5

есть -2,3 4,5

нет 1,1 2,5

есть -3,7 Л7 "4,9

нет 2,5 3,4 11,4

есть -7 -7,8 -5,9 -3,8 4,9

нет 1 1,3 2,4 1,1 1,8

есть -7 -9 -6 -7

нет 1 2 4 4.9

есть -10,6

нет 3,4

есть -6 -4,6 -3,2

нет 3,3 2,8 2,8

есть -4,8 -10 -6.6 -9.3 -5

нет 0,5 2.8 0,9 2,2 5,3

есть -11,5

нет 5.2

есть -4,8 -8,2 -7,6

нет 0,5 1,6 1,3

есть -3,3 -0,9 -1 -1.4 -2,4 -2,8

нет 1 6.4 4,4 7,9 9.5 10

жен. -3,4 -6,2

муж. 3.6 2.8

Примечание: ЭГП - экстрагенитальная патология, ОАГА - отягощенный акушерско

- гинекологический анамнез, ХГП - хроническая гипоксия плода, ИВЛ -искусственная вентиляция легких, РНП - ранний неонатальный период, ПИВК -пери- интравентрикулярное кровоизлияние, САК - субарахноидальное кровоизлияние, ГГС- гипертензионно - гидроцефальный синдром. Прогностические пороги: Задержка речевого развития прогнозируется при сумме ПК<-1,8, норма - при сумме ПК >15,1; задержка развития тонкой моторики

- при сумме ПК<-12,8, норма - при сумме ПК>10,9; задержка развития грубой моторики - при сумме ПК<-19,4, норма - при сумме ПК>-6,5; гипервозбудимость

- при сумме ПК<-6,9, норма - при сумме ПК>6,2; эмоциональная лабильность -при сумме ПК<-10,4, норма - при сумме ПК>15,1; агрессивность - при сумме ПК<2,8, норма - при сумме ПК >15,2; двигательная расторможенность - при сумме ПК<-7,5, норма - при сумме ПК>7,9.

сарева сечения, наличием асфиксии в родах и степенью ее тяжести, наличием гипотонии на первом году жизни.

Формирование задержки тонкой моторики имеет корреляционную связь с асфиксией в родах, ее тяжестью, требующей ИВЛ, наличием судорожного синдрома.

Повышенная возбудимость корреляционно связана с порядковым номером беременности, отягощением акушерско-гинекологического анамнеза, гестозом у матери, родоразрешением путем кесарева сечения, асфиксией в родах, ПИВК, развитием гипертензионно-гидроцефального синдрома на первом году жизни.

Выявлена корреляционная связь формирования эмоциональной лабильности в трехлетнем возрасте с

ПИВК, гипертензионно-гидроцефальным синдромом, сочетанным поражением головного и спинного мозга.

Проявления агрессивности в трехлетнем возрасте коррелируют с гестозом матери, тяжелой асфиксией в родах, требующей ИВЛ, САК и ПИВК, синдромом угнетения ЦНС в периоде ранней адаптации, судорожным и ги-пертензионно-гидроцефальным синдромом на первом году жизни.

Факторами риска низкого уровня КПР в 3 года являются тяжелая асфиксия в родах, требующая ИВЛ, наличие ПИВК, синдрома угнетения ЦНС, судорожного синдрома, гипертен-зионно-гидроцефального синдрома, мышечного гипертонуса, сочетанного поражения головного и спинного мозга, отягощенный аку-шерско-гинекологический анамнез и угроза прерывания беременности.

Выявленные закономерности позволили разработать алгоритмы прогнозирования развития нарушений в формировании отдельных функций нервно-психического статуса и низкого КПР в трехлетнем возрасте в виде таблиц прогностических коэффициентов, рассчитанных в соответствии с неоднородной последовательной процедурой распознавания (табл. 1 и 2).

Проверка разработанных алгоритмов показала, что на основе данных анамнеза и клиники уже в первые месяцы жизни ребенка возможно построение достоверного прогноза в отношении формирования к 3 годам жизни задержки речевого развития в 58,7 % случаев; задержки развития тонкой моторики - в 41,0 %; задержки развития грубой моторики - в 65,0 %; повышенной возбудимости - в 82,5 %; эмоциональной лабильности - в 20,6 %; агрессивности - в 65,0 %. Ошибочные заключения были отмечены при прогнозировании развития грубой моторики (3,2 %), гипервозбудимости (6,3 %), агрессивности (3,2 %). Алгоритм для прогнозирования двигательной растормо-женности оказался неэффективным.

Общеизвестна неравномерность развития сфер нервно-психического статуса детей раннего возраста, в результате чего задержка нервно-психического развития у детей, перенесших перинатальную гипоксию, нередко носит функционально-динамический характер и с возрастом может компенсироваться. В то же время у части детей нарушения нервно-психического статуса могут проявляться на более поздних этапах развития. В связи с этим был проведен корреляционный анализ между уровнем нервно-психического развития детей в трехлетнем возрасте и параметрами его соответствующих сфер в возрасте 3, 6 и 9 месяцев, 1 и 2 лет (табл. 3). Установлено, что до девятимесячного возраста прогностическое значение имеет только задержка речевого развития. Выявление двигательной растормо-женности, задержки развития тонкой и грубой моторики имеют прогностическое значение только начиная с девятимесячного возраста. Агрессивность трехлетних детей коррелирует с агрессивностью детей в 1 и 2 года. Повышенная возбудимость и эмоциональная

ОРИГИНАЛЬНЫЕ СТАТЬИ

лабильность в трехлетнем возрасте коррелируют только с состоянием этих сфер в возрасте 2 лет.

Проведенные исследования динамики нервно-психического развития указывают на необходимость длительной диспансеризации детей с перинатальным поражением ЦНС. Серьезной ошибкой является снятие их с диспансерного учета в первые 2 года жизни, так как в ряде случаев нарушения нервно-психического статуса могут появляться в более позднем периоде. Все дети с перинатальным гипоксическим поражением ЦНС, вне зависимости от степени тяжести поражения, должны находиться под постоянным наблюдением участкового педиатра и детского невропатолога до 6-7 лет. Диспансеризация таких детей должна включать динамическое исследование уровня нервно-психического развития с оценкой КПР и состояния отдельных сфер нервно-психического статуса, прогнозирование уровня проспективного развития, медикаметозно-психологи-ческую коррекцию выявленных нарушений. Целесообразно проведение консультаций психолога не менее 1 раза в год, начиная с первого года жизни.

Оценка психического развития детей первых лет жизни в настоящее время часто осуществляется методом наблюдения и носит обычно несистематизированный характер. Интерпретация полученных данных, как правило, субъективна. Методика А.Ю. Панасюка и Л.А. Бударевой позволяет объективно дифференцировать умственно отсталых детей от нормально развивающихся. Методика проста в применении, не требует большого количества пособий и может использоваться в широкой практике.

Разработанные алгоритмы позволяют с высокой степенью точности прогнозировать формирование нарушений нервно-психического развития и индивидуализировать методы психолого-педагогической и медикаментозной коррекции.

ЛИТЕРАТУРА:

1. Скворцов И.А., Ямпольская Э.И., Руденская Г.Е. и др. Принципы диспансеризации детей первых 6 лет жизни, перенесших перинатальное поражение ЦНС. -М., 1987. - 24 с.

2. Барашнев Ю.И. Гипоксически-ишемическая энцефалопатия новорожденных: вклад перинатальных факторов, патогенетическая характеристика и прогноз. //Российский вестник перинатологии и педиатрии. -1996. - № 2. - С. 29-35.

3. Лебединский В.В. Нарушение психического развития у детей. - М.: Изд-во МГУ, 1985. - 256 с.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Коломенская А.Н., Александрова Н.К. Опыт организации реабилитационных мероприятий у детей первого года жизни с повреждением ЦНС. //Перинатальные повреждения нервной системы. - Уфа, 1996. - С. 15.

5. Панасюк А.Ю., Бударева Л.А. Определение уровня психического развития детей раннего возраста. - М., 1984. - 47 с.

6. Пантюхина Г.В., Печора К.Л., Фрухт Э.Л. Диагностика нервно-психического развития детей первых трех лет жизни. - М.: ЦОЛИУВ, 1983. - 84 с.

7. Журба Л.Т., Мастюкова Е.М. Минимальная мозговая дисфункция у детей. //Обзорная информация ВНИИМИ. - М., 1978. - 168 с.

8. Гублер Е.В. Вычислительные методы анализа и распознавания патологических процессов. - М.: Медицина, 1978. - 296 с.

Таблица 2

Алгоритм прогнозирования КПР в трехлетнем возрасте у детей, перенесших перинатальную гипоксию

Фактор риска Диапазон фактора риска Прогностические коэффициенты

ОАГА у матери есть -4,4

нет 0,6

Угроза прерывания есть -5,3

во время беременности нет 1,6

Тяжелая асфиксия есть -14

в родах нет 1,2

ИВЛвРНП есть -15,7

нет 2

Синдром угнетения есть -11

в РНП нет 1,2

Сочетанное поражение есть -4,5

ЦНС нет 3,1

ПИВК есть -4

нет 1

Мышечный гипертонус есть 4,5

нет 3,1

Судорожный синдром есть -11

нет 0,5

ITC есть -6,6

нет 18,9

Примечание: ОАГА - отягощенный акушерско - гинекологичес-кий анамнез, ИВЛ - искусственная вентиляция легких, РНП - ранний неонатальный период, ПИВК - пери-интравентрикулярное кровоизлияние, ГГС- гипертензионно-гидроцефальный синдром. Прогностические пороги: Задержка психического развития (КПР

менее 82) прогнозируется при сумме ПК<-1,8; норма (КПР равен 91-111) - при сумме ПК >3,1.

Таблица 3

Корреляция формирования нарушений развития отдельных сфер нервно-психического статуса у детей трехлетнего возраста с задержкой развития этих сфер на первом и втором году жизни (приведены значения коэффициента корреляции)

Нарушенная Нарушенные функции по возрастам

функция в 3 года 3 месяца 6 месяцев 9 месяцев 1год 2 года

Задержка речевого развития 0,43 р<0,0005 0.40 р<0,005 0,7 р<0,0005 0,79 р<0,0005 0,89 р<0,0005

Задержка тонкой моторики 0,69 р<0,0005 0,58 р<0,0005 0,58 р<0,0005

Двигательная растормо- женность 0,69 р<0,0005 0,61 р<0,0005 0,85 р<0,0005

Агрессивность 0,6 р<0,0005 0,81 р<0,0005

Повышенная возбудимость 0,62 р<0,0005

Эмоциональная лабильность 0,45 р<0,0005

Задержка грубой моторики 0,6 р<0,0005 0,9 р<0,0005 1 р<0,0005

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.